Прямое дополнение обозначает объект, на который направлено действие, выражается формой винительного падежа без предлога, распространяет переходный глагол, а также некоторые слова категории состояния (видно дом, слышно музыку, больно голову): Создает человека природа, но развивает и образует его общество (Белинский). Форма родительного падежа прямого дополнения возможна при переходных глаголах с отрицательной частицей не: Я не
люблю весны (Пушкин); Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать (Достоевский).
Препозиция прямого дополнения нередко позволяет ему сохранять форму винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием не. По-видимому, это объясняется ослаблением связи субстантивного слова с глагольным. Ср.: Ночь не принесла прохлады (А. Н. Толстой).- Отцовский дом не мог я распознать (Есенин). Но возможен и родительный падеж: Солнца не видно - небо затянуто Жгучей (Герасимов).
Примечание. Не являются прямыми дополнениями формы родительного падежа в следующих предложениях, так как в них нет переходных глаголов: Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Щипачев); Сильнее кошки зверя нет (Крылов); Герасима уже не было во дворе (Тургенев).
Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и относится к глаголу,
прилагательному, к словам категории состояния, к существительному: Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне (Есенин); Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев); Лукошко, полное росы, Я из лесу принес (Маршак); Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы (Гончаров).
Значение объекта у второстепенных членов предложения часто осложняется определительным и обстоятельственным значениями.
Определительные дополнения подчиняются членам предложения, выраженным отглагольными существительными, сохраняющими в семантике компонент действия (категориальное значение глагола). Этим объясняется соотносительность ряда глагольных и субстантивных словосочетаний: думать о прошлом - думы о прошлом, мечтать о путешествиях - мечта о путешествиях, требовать качества - требование качества, изучать историю - изучение истории и т. д.
Чем ярче в семантике отглагольных существительных глагольный компонент, тем отчетливее значение объекта у их распространителей. При нейтрализации глагольного компонента в зависимом слове сильнее определительное значение: мысль о тебе, смысл речи и т. д.
Обстоятельственные дополнения подчиняются глагольным формам: Порхают над цветами бабочки... (Соколов-Микитов); Для_
искусства годится только тот материал, который завоевал
место в сердце (Паустовский).
Еще по теме § 45. Прямые и косвенные дополнения:
- § 6. Противопоставление прямых (именительного и винительного) и косвенных падежей в склонении имен числительных
- § 6. Противопоставление прямых (именительного и винительного) и косвенных падежей в склонении имен числительных
В школе все учат русский язык, что такое дополнение, известно многим ученикам. Правда, бывает, что в школе эту тему объясняют не очень хорошо или ученик ее просто пропускает по болезни, а потом не может самостоятельно понять. Но вопрос о дополнении не так сложен, и мы сейчас расскажем о нем.
Дополнение – это второстепенный элемент предложения, который указывает, что над предметом производится какое-то действие.
Виды дополнений
Дополнения существуют прямые и косвенные. Что такое прямое дополнение, а также что такое косвенное дополнение, мы сейчас Вам расскажем. Прямыми являются дополнения в винительном падеже без предлога. Все остальные являются косвенными. Примеры прямого дополнения: дарим цветы, читаю книгу, делал ремонт. Примеры косвенного дополнения: думает о будущем, работаем на заводе, обмахивается веером. Вот примеры дополнений, отвечающих на разные падежные вопросы:
Р. п. - кого? чего? - у нас нет (чего?) соли
Д. п. - кому? чему? - дарю (кому?) тебе книгу
В. п. - кого? что? - видит (что?) цель
Т. п. - кем? чем? - восхищаюсь (кем?) этим мужчиной
П. п. - о ком? о чем? - рассказал (о чем?) о путешествии.
Дополнение при синтаксическом разборе предложения выделяется пунктиром. Теперь для лучшего понимания, что такое дополнение, приведем примеры из предложений.
- На улице дети играли в мяч. - "в мяч" является дополнением; играли во что? - в мяч.
- Молодой человек прислал своей любимой розы. - здесь два дополнения: "любимой" и "розы". "Любимой" - это дополнение в творительном падеже, "розы" - прямое дополнение в винительном падеже.
- Ольга мечтала о большом счастье. - "о счастье" - дополнение в предложном падеже.
Дополнение - это такой второстепенный член предложения , который обозначает предмет. Это может быть объект-адресат действия (читаю д ру гу ); объект, на который направлено действие (читаю к ни гу ); объект-средство действия (читаю тихим г ол ос ом ); объект сравнения (красивее м ен я ) и другое.
Дополнение в русском языке отвечает на вопросы
косвенных падежей:
- родительный падеж (кого? чего?): нет д ен ег ; покупка о де жд ы; цель ж из ни ;
- дательный падеж (кому? чему?): поет р еб ен ку ; пишу д ру гу ;
- винительный падеж (кого? что?): читаю к ни гу ; вижу м ор е;
- творительный падеж (кем? чем?): болен п ро ст уд ой ; интересуюсь э зо те ри ко й;
- предложный падеж (о ком? о чем?): мечтает о с ча ст ье ; думаю о м ам е.
По морфологическому признаку
разделяют два вида дополнений
:
- прямое дополнение - это дополнение, которое имеет беспредложную форму винительного падежа: звала (кого?) м ам у; прочитал (что?) к ни гу .
- косвенное дополнение - это дополнение, которое имеет форму всех остальных падежей, в том числе, и образованную при помощи предлогов: думать (о ком?) о н ем ; позвонить (кому?) б аб уш ке .
Связи дополнения в предложении.
Дополнение в предложении может относиться:
1) К глаголу-сказуемому: читаю к
ни
гу
;
2) К главному или второстепенному члену, выраженному именем существительным : симптомы б
ол
ез
ни
; радость о
т вс
тр
еч
и;
3) К главному или второстепенному члену, который выражен наречием : коротко о
г
ла
вн
ом
; неожиданно д
ля
м
ен
я;
4) К главному или второстепенному члену предложения , выраженному причастием или прилагательным: строгий к д ет ям ; заботящийся о р од ит ел ях .
Чем может быть выражено дополнение?
Дополнение в предложении может быть выражено следующими частями речи:
1. Именем существительным:
Читаю к ни гу . Пишу п ис ьм о. Пою п ес ню .
Заметить ч то -т о. Позвони м не .
5. Инфинитивом (неопределенной формой глагола):
Попросила у ех ат ь. Дал з аб ыт ь.
6. Словосочетанием или фразеологизмом:
Посадила а ню ти ны г ла зк и. Съел п ар у ло же к. Думала о к аж до м из д ет ей .
Дополнение - это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие, который является результатом действия или его орудием. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.
Дополнения обычно выражаются именами существительными и местоимениями: Егорушка взглянул (на кого?) на часовых (Ч.); Зной и степная скука утомили (кого?) его (Ч.). Кроме того, дополнения могут быть выражены любой частью речи, способной употребляться в значении существительного. Например: причастием - Забудем бывшее меж нами (Г.); прилагательным - Оба тогда мы болтали пустое (Н.); междометием - Варька лежит на печи, не спит и прислушивается к отцовскому «бу-бу-бу» (Ч.). В роли дополнения может быть неопределенная форма глагола: Колдоба приказал партизанам рассыпаться по катакомбам и не держаться толпами (Пауст.) - и неразложимое словосочетание: Много я стран перевидел, шагая с винтовкой в руке (Исак.).
Дополнение называется прямым, если оно относится к переходному глаголу и стоит в винительном падеже без предлога. Например: Дениска решительно взял (что?) пирог (Ч.).
Дополнение считается прямым и в родительном падеже, если оно стоит при глаголе с отрицанием: Но не вернуть ейдней былых (Н.)- или обозначает часть предмета, на который направлено действие: Мальчик выпил молока (ср.: Мальчик выпил молоко).
Все другие дополнения, т. е. дополнения, выраженные всеми косвенными падежами и винительным с предлогами, называются косвенными. Например, Рыбаки с удивлением покачивали головами (Павл.); ... Софья стала рассказывать матери о своей революционной работе (М. Г.).
Упражнение 520. Перепишите. Найдите дополнения и определите, чем они выражены. Какие это дополнения - прямые или косвенные?
1. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое мостовую, лошадиные спины, шапки извозчиков (Ч.). 2. Каштанка бегала взад и вперед и не находила хозяина (Ч.). 3. Она [Каштанка] понюхала одежду и сапоги незнакомца и нашла, что они очень пахнут лошадью (Ч.). 4. Она [Каштанка] увидала нечто неожиданное и страшное (Ч.).
- Яшка камнем вбивал стойки для котла, а сам Дергач обчищал от сучьев перекладину (Гайд.). 6. Сбросив шинель, он взял из-под воза ломик, позвал парней (Баб.). 7. Сергей рассказал о строительстве электростанции и о плане электрификации (Баб.). 8. Что написано пером, того не вырубишь топором (поел.). 9. Валентина поняла Андрея лучше его самого (Г. Ник.).
1. Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом (П.). 2. Цветы последние милей роскошных первенцев полей (П.).
- Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на кабана (Л.).
- Она [Каштанка] вспомнила Луку Александровича, его сына Фе- дюшку, уютное местечко под верстаком... Вспомнила она, что в длинные зимние вечера, когда столяр строгал или читал вслух газету, Федюшка обыкновенно играл с нею (Ч.). 5. Возвращаю письмо Горленко вместе с большим спасибо (Ч.). 6. В такие минуты он становился недосягаемым, под стать величественным портретам Франклина и Ломоносова (Гран.).
1. [Море] дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь о борта судов, о берег, чуть-чуть покачивая лодку Чел- каиіа (М. Г.). 2. И все птицы пели, и всем стало так легко, все чувствовали, что в сердцах родилось страстное желание жизни и счастья (М. Г.). 3. Далеко за морем, на восход солнца, есть страна большой реки... (М. Г.). 4. Олейнику достался свитер и перчатки ручной вязки (Буб.). 5. Каждое утро мы ходили на подъем миноносца (Пауст.).
- Он доказал, что затопление катакомб не"дает результата (Пауст.).
- Перед началом утреннего заседания Крылова позвали к междугородному телефону (Гран.).
Образец. Воспоминание (о ком?) о друге (ср.: вспоминать о друге); тень (какая?) от костра; бутерброд (какой? и с чем?) с колбасой.
Песня о птице, повесть о юности, думы о жизни, мысль о внуке, воспоминания о деревне, слова о весне, тень от берега, надежда на заработок, жгут из соломы, выстрел из револьвера, пирамиды из фанеры, шинель из сукна, корзина с углем, лицо в пятнах, бутерброд с сыром, удар в барабан, слово для души, места для стоянок, страх перед судьбой, работы по устройству гавани, работы по подъему катера.
– это лицо или предмет, на который направлено действие. Дополнение находится после глагола или сочетания “глагол-связка + прилагательное”:
- После глагола: I see you . – Я вижу тебя.
- После глагола-связки + прилагательное: I am afraid of you . – Я боюсь тебя.
Прямое дополнение в английском языке
Прямое дополнение (direct object) – это объект, на который направлено действие. Прямое дополнение может присоединяться без предлога:
I love this game . – Я люблю эту игру.
I believe you . – Я верю вам.
We learn languages . – Мы учим языки.
Также прямое дополнение может присоединяться с помощью предлога (предложное дополнение).
I’m talking to you . – Я разговариваю с тобой.
He is proud of you . – Он гордится тобой.
Предлоги между глаголом и дополнением – это камень преткновения, причем не только начинающих. Здесь нельзя полагаться на закономерности, присущие глаголам и предлогам в русском языке. Часто бывает, что в русском варианте предлог нужен, а в английском нет, или наоборот.
A cat climbed the tree. – Кошка взобралась НА дерево.
Don’t listen TO him– Не слушайте его.
Чтобы быстрее запомнить, какой предлог нужен после какого глагола, обращайте внимание на контекст, когда учите глаголы. Считайте, что “глагол + предлог” – это цельное слово со своим значением, а тот же глагол + другой предлог – это уже другое слово. Например:
- Talk about something – говорить о чем-то
Let’s talk about art. – Давайте поговорим об искусстве.
- Talk to somebody – говорить с кем-то
Talk to my boss. – Поговорите с моим боссом.
Кроме того, с «глагольнопредложной» проблемой помогает справиться практика (как и с любой другой проблемой). Чем больше читаете, слушаете, тем больше запоминаете сочетаний, легче их понимаете и используете.
Косвенное дополнение в английском языке
И в английском, и в русском языке есть глаголы, которым нужно не только прямое дополнение, но и косвенное – объект, на который действие направлено через прямое дополнение.
Возьмем глагол tell – говорить, рассказывать. Это действие может быть направлено на один объект – прямое дополнение:
Jane is telling a fairy-tale . – Джейн рассказывает сказку.
Но часто действие tell направлено на два объекта – на один напрямую, на другой косвенно, через первый, он отвечает на вопрос «кому?». Обратите внимание, что косвенное дополнение находится между глаголом и прямым дополнением.
Jane is telling me a fairy-tale. – Джейн рассказывает мне сказку.
Косвенное дополнение не может обходиться без прямого. Даже если прямого дополнения нет в предложении, оно подразумевается, недоговаривается:
He told me… – Он рассказал мне… (возможно, рассказал «все» или «правду»)
Как правило, два дополнения – косвенное и прямое – бывают у глаголов, вписывающихся в логическую схему «делать что-то кому-то», например: show – показывать, explain – объяснять, give – давать. Причем прямое дополнение – это обычно какой-то предмет, а косвенное – человек.
He showed you his city. – Он показал тебе свой город.
Give us your phone, please. – Дайте нам ваш телефон, пожалуйста.
She passed Jack a slice of pizza. – Она передала Джеку кусочек пиццы.
Косвенное дополнение после прямого
Во многих случаях косвенное дополнение можно поставить после прямого, тогда перед ним понадобится предлог to (косвенное предложное дополнение):
He showed his city to you . – Он показал свой город тебе.
Give your phone to us , please. – Дайте ваш телефон нам, пожалуйста.