Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены

Жан д аламбер. Жан Лерон Д`Аламбер. Основные идеи Дидро

Всякий человек, знакомый с механикой, знает закон Д’Аламбера, понимает его значение и с уважением произносит это имя. Истинный же математик и астроном говорит о Д’Аламбере с восторгом и благоговением, потому что видит в нем преемника Ньютона и великого учителя Лагранжа и Лапласа. Человек, обладающий широким общим образованием, непременно проникнут глубоким уважением к Д’Аламберу как к одному из главных сотрудников знаменитой «Энциклопедии» XVIII столетия.

Е.Ф. Литвинова

Жан Лерон Д’Аламбер (16 ноября 1717 - 29 октября 1783) - французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик.

Один из всестороннейших и влиятельнейших умов XVIII века Жан Лерон Д’Аламбер родился в Париже. Жизненный путь ученого начался весьма необычно. 16 ноября 1717 на паперти парижской церкви Сен-Жан-ле-Рон был найден младенец в кружевных пеленках. Вскоре выяснилось и его происхождение - подкидыш оказался внебрачным сыном писательницы Тансен и офицера Детуша. Когда Жан Лерон появился на свет (так он был назван по имени церкви, около которой был найден), его отца не было во Франции и мать решила избавиться от внебрачного ребенка. Вернувшись во Францию, Детуш разыскал сына, забрал его из деревни и поместил в семью стекольщика Руссо, где Жан прожил большую часть своей жизни. Отец часто навещал сына, радовался его детским шалостям и восторгался необыкновенными способностями малыша.

В 1726 году Детуш, уже ставший генералом, неожиданно умирает. По завещанию Д’Аламбер получает пособие в 1200 ливров в год и препоручается вниманию родственников. Мальчик воспитывается наряду с двоюродными братьями и сёстрами, но живёт по-прежнему в семье стекольщика. Он жил в доме приёмных родителей до 1765 года, то есть до 48-летнего возраста.

В четыре года Жана Лерона отдали в пансион, и с этого возраста он стал прилежно учиться, поражая учителей выдающимися умственными способностями.

В 13 лет он поступил в колледж имени Мазарини, по окончании которого получил звание бакалавра искусств. В училище Жан Лерон изучал языки (латынь и греческий он знал так, что в подлиннике мог читать Архимеда, Птоломея и других авторов), риторику, литературу, физику и математику. Последний предмет Д"Аламбер полюбил самозабвенно, чему немало способствовал его учитель Карон.

После окончания колледжа встал вопрос о выборе профессии. Родные Жана были против его увлечения математикой, и он поступил в двухгодичную академию юридических наук, из которой вышел в звании лиценциата прав (промежуточная степень между бакалавром и доктором). Затем Д"Аламбер начал изучать медицину. Чтобы от этих занятий его не отвлекала математика, Жан собрал все свои математические книги и отнес к приятелю. Но Жан уже не мог не думать о математике. Время от времени ему нужна была то одна книга, то другая - для справок, для проверки правильности найденного решения и т.д. Постепенно он перетащил всю свою библиотеку назад в дом супругов Руссо, где он жил. Одновременно Жан изучал философию, литературу и настолько преуспел в занятиях филологией, что в 23 года был избран во Французскую академию, т.е. стал одним из сорока "бессмертных".

Вся жизнь Д"Аламбера была заполнена неустанным трудом. Госпожа Руссо называла своего воспитанника философом и поясняла при этом, что "философ это такой странный человек, который лишает себя при жизни всего, работает как вол с утра до вечера, и все для того только, чтобы о нем говорили после его смерти". Но Д"Аламбер не думал о будущей славе. Он находил наслаждение в занятиях математикой. "Математика, - говорил он, - это моя самая старая и верная любовь".

Первые труды Д’Аламбера по математике и физике были посвящены движению твердых тел в жидкостях и интегральному исчислению. Известность Д"Аламберу принес «Трактат по динамике» (1743), в котором был описан метод сведения динамики твердых тел к статике (принцип Д"Аламбера). Согласно этому принципу движение твердых тел можно свести к движению отдельных частиц массы.

В 1746 в работе «Исследования по интегральному исчислению» он дал первое (не вполне строгое) доказательство основной теоремы алгебры о существовании корней алгебраического уравнения. Окончательное решение этой принадлежит Гауссу.

В 1747 ученый опубликовал статью по теории поперечных колебаний струн, где дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных. Он получил также важные результаты в теории обыкновенных дифференциальных уравнений с постоянными коэффициентами, ввел понятие предела, в теории рядов ввел достаточный признак сходимости, носящий его имя; размышлял о теории вероятностей (парадокс Д"Аламбера).

Вместе с Дидро был главным редактором знаменитой Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел (28 томов), где вел также физический и математический отделы. Кроме статей по математике и физике, он написал вводную главу - Очерк происхождения и развития наук, в которой, следуя в основном Ф. Бэкону, представил классификацию различных областей знания, проследил их возникновение и взаимосвязь, и провозгласил наступление эры естественных наук.

Д"Аламбер внес серьезный вклад в развитие фундаментальных принципов современной механики, его труды вместе с работами Эйлера, братьев Бернулли и Клеро заложили основания математической физики. Ему принадлежат классические работы по теории движения жидкости, задаче трех тел, нутации Земли, движению Луны, движению ветра и др. В механике он стремился обойтись без понятия силы, имевшего для него сильный «метафизический привкус». Математические работы Д"Аламбера основаны на принципе непрерывности Лейбница, позволившем ему ближе всего подойти к современному пониманию предела.

Д"Аламбер был избран во все существовавшие тогда академии наук (в Парижскую - в 1754 году, в Петербургскую - в 1764 году).

Д"Аламбер покровительствовал многим ученым. Так по его предложению прусский король Фридрих II назначил президентом Берлинской академии наук Ж.Л.Лагранжа. Сам Д"Аламбер отказался занять этот пост.

Отказался он и от предложения русской императрицы Екатерины II быть воспитателем ее сына Павла. Д"Аламбер говорил, что он не может жить вне Франции, вне Парижа. В последние годы жизни он занимался историей науки и написал биографии многих членов Парижской академии.

В личной жизни он был несчастлив. Семнадцать лет он безответно любил одну и ту же женщину - госпожу Леспинас. Когда она умерла, многое потеряло для него ценность.

Д"Аламбер умер 29 октября 1783 года одиноким стариком. Перед смертью долго и мучительно болел. Был такой же ненастный вечер, как и при его рождении. Завывал ветер и моросил мелкий дождь.

Имя Д"Аламбера носят следующие математические объекты:

  • оператор Д’Аламбера
  • признак Д’Аламбера
  • принцип Д’Аламбера
  • уравнение Д’Аламбера
  • формула Д’Аламбера.

Член Парижской академии наук (), Французской Академии (), Петербургской () и других академий.

Д’Аламбер был незаконным сыном маркизы де Тансен и, по всей вероятности, австрийского герцога. Вскоре после рождения младенец был подкинут матерью на ступени парижской «», которая располагалась у северной башни Собора Парижской Богоматери . По обычаю, в честь этой церкви ребёнок был назван Жаном Лероном. Вначале ребёнка поместили в Больницу Подкидышей. Затем доверенное лицо герцога артиллерийский офицер Луи-Камю Детуш, получивший деньги для воспитания мальчика, устроил его в семье стекольщика Руссо.

Вернувшись во Францию, Детуш привязался к мальчику, часто навещал его, помогал приёмным родителям и оплатил образование Д’Аламбера. Мать-маркиза никакого интереса к сыну так и не проявила. Позднее, став знаменитым, Д’Аламбер никогда не забывал стекольщика и его жену, помогал им материально и всегда с гордостью называл своими родителями.

Фамилия Д’Аламбер, по одним сведениям, произведена из имени его приёмного отца Аламбера, по другим - придумана самим мальчиком или его опекунами: сначала Жан Лерон был записан в школе как Дарамбер (Daremberg ), потом сменил это имя на D’Alembert .

Рано проявившийся талант позволил мальчику получить хорошее образование - сначала в коллегии Мазарини (получил степень магистра свободных наук), затем в Академии юридических наук, где он получил звание лиценциата прав. Однако профессия адвоката ему была не по душе, и он стал изучать математику.

Уже в возрасте 22 лет Д’Аламбер представил Парижской академии свои сочинения, а в 23 года был избран адъюнктом Академии.

Основные математические исследования Д’Аламбера относятся к теории дифференциальных уравнений , где он дал метод решения дифференциального уравнения 2-го порядка в частных производных, описывающего поперечные колебания струны (волнового уравнения). Д’Аламбер представил решение как сумму двух произвольных функций, и по т. н. граничным условиям сумел выразить одну из них через другую. Эти работы Д’Аламбера, а также последующие работы Л. Эйлера и Д. Бернулли составили основу математической физики.

Д’Аламберу принадлежат также работы по вопросам музыкальной теории и музыкальной эстетики: трактат «О свободе музыки», в котором подведены итоги т. н. войны буффонов - борьбы вокруг вопросов оперного искусства, и др.

Из философских работ наиболее важное значение имеют вступительная статья к «Энциклопедии», «Очерк происхождения и развития наук» (1751, рус. пер. в книге «Родоначальники позитивизма», 1910), в которой дана классификация наук, и «Элементы философии» (1759).

Д’АЛАМБЕР ЖАН ЛЕРОН

(1717 г. – 1783 г.)

«Философ – это такой странный человек, который лишает себя при жизни всего, работает как вол с утра до вечера, и все для того только, чтобы о нем говорили после его смерти».

Мадам Руссо, приемная мать Д’аламбера


Трудно сказать, насколько слова, взятые нами в качестве эпиграфа, непосредственно касались самого Жана Лерона Д’аламбера. Но если подобные рассуждения имели место – они не оказались напрасными. О Д’аламбере сказано и написано многое, чему способствовал не только его большой вклад в развитие науки, но и особенности биографии: ученый прожил очень насыщенную жизнь, многие события которой были похожи на приключенческий роман. И даже начало этой жизни было овеяно ореолом романтичности. При таких обстоятельствах очень трудно удержаться в стиле научно-популярного повествования 1717 года. Итак…

Ночь с 16 на 17 ноября 1717 года. Ненастье, дождь, холодный пронзительный ветер. Негромкие шаги полицейского, совершающего обход. Вдруг в эту унылую симфонию вплетается новый звук: сначала еле слышно, а затем сильнее и сильнее. Это детский плач. Он доносится со стороны церкви Сен-Жан-ле-Рон. Подойдя ближе, полицейский увидел то, что и ожидал: на ступенях церкви в деревянном коробе лежал подкидыш. В участке, куда был доставлен ребенок, провели короткое и малоэффективное расследование. Кружевные пеленки и дорогое одеяльце говорили о том, что преступная мать в средствах не нуждалась. Но никаких следов, позволяющих установить происхождение малыша, не было. Ребенка определили в приют для бездомных и дали имя от названия церкви, возле которой он был найден: Жан Лe Рон (Лерон).

Со временем тайна происхождения мальчика раскрылась. Вскоре в приюте объявился шевалье Луи-Камю Детуш-Канон – генерал-лейтенант французской артиллерии. По его заинтересованности в дальнейшей судьбе мальчика стало понятно, что именно шевалье и является отцом ребенка. Он забрал Жана из приюта и отдал на воспитание в семью стекольщика Руссо. Матерью будущего ученого оказалась маркиза де Тансен, известная авантюристка и писательница. Именно она приняла решение избавиться от ребенка: во время его рождения Детуша не было в Париже. Кстати, последний весьма серьезно относился не только к воспитанию своего незаконнорожденного отпрыска, но и к своей связи с маркизой де Тансен, которой неоднократно предлагал замужество. Но ветреная и жестокосердная красавица всякий раз отказывала. Позднее Д’аламбер не захотел признать ее своей матерью.

Детуш позаботился о том, чтобы его сын получил солидное образование. Сначала Жан учился в частном пансионе Берэ. В 1726 году шевалье умер, оставив своему отпрыску годовой доход в 1200 ливров. Семья Детуша продолжала опекать мальчика. В 12 лет его отдали в янсенистский коллеж Катр Насьон (коллеж Мазарини). Здесь мальчик был зарегистрирован под именем Жан-Батист Даремберг, но вскоре изменил свое имя на Жан Д’аламбер.

Учился Д’аламбер прекрасно. В 1735 году он получил степень магистра искусств. Его наставники были убеждены, что Жана ожидает блестящая духовная карьера, но юноша все больше и больше проявлял склонность к точным наукам. Тем временем родственники Детуша и приемные родители Жана хотели дать ему профессию, обещающую солидный достаток. Он поступил в Академию юридических наук, но по мере изучения юриспруденции и без того слабый интерес к ней улетучился окончательно. Поэтому, получив в 1738 году звание лиценциата права, Д’аламбер переключился на медицину. К тому времени любовь к математике и физике была у него настолько сильна, что Жан даже попробовал с нею бороться, иначе у него просто не оставалось времени на изучение медицины. Он отнес все свои математические и физические книги к приятелю. Но это не помогло. Точные науки продолжали интересовать юношу буквально против его воли. То та, то иная мысль приходила ему в голову, а для справки нужны были книги. Постепенно библиотека перекочевала обратно, медицина же потеряла, скорее всего, посредственного врача, а физика и математика приобрели блестящего ученого. Уже в июле 1739 года Д’аламбер выступил в Парижской академии наук со своим первым докладом. Удивительно, но, пожалуй, только богословие, юриспруденция и медицина, т. е. науки, которыми Д’аламбер пытался заниматься до того, не вызывали у него интереса. Он изучал философию, литературу, был прекрасным филологом.

В 1741 году Д’аламбера приняли в ассистенты Академии. А вскоре (в 1743 году) он опубликовал великолепный труд «Трактат о динамике», прославивший его имя во всем научном мире. В этой работе были впервые сформулированы общие правила составления дифференциальных уравнений движения любых материальных систем. Также «Трактат о динамике» содержал знаменитый принцип Д’аламбера, ставший одним из основных принципов динамики. Согласно ему, если к заданным силам, действующим на точки механической системы, и реакциям наложенных связей присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Этот принцип позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики. Уже в следующем, 1744 году, Д’аламбер опубликовал «Трактат о равновесии и движении жидкостей». В нем он с успехом применил свой принцип и вывел новую трактовку изучаемых процессов.

В 1746 году Жан Д’аламбер был избран членом-корреспондентом Академии наук. Это событие, а также остроумие и умение держаться в обществе проложили незаконнорожденному молодому человеку дорогу в высшие сферы светской жизни. Он стал посещать парижские салоны, где пользовался неизменной популярностью. Но, несмотря на это новое увлечение, Д’аламбер продолжал много и плодотворно работать. Его «Размышления об общей причине ветров» (1747) получили премию Прусской академии и фактически совершили революцию в применении дифференциальных уравнений. В 1749 году увидели свет «Исследования о предварении равноденствий», в которых Д’аламбер решил сложную математическую задачу, в свое время поставившую в тупик самого Ньютона. «Опыт новой теории сопротивления жидкостей» (1752) стал одним из основополагающих трудов в гидродинамике. С 1754 по 1756 год Д’аламбер проводил исследования, в результате которых обосновал теорию возмущения небесных тел. В 1754 году он был избран членом Академии. Интересен и одновременно несколько печален тот факт, что прославленный ученый стал академиком фактически по протекции, хотя он, безусловно, заслуживал этого звания. Его кандидатуру «продвигала» маркиза Дю Деффан, в салоне которой Д’аламбер был завсегдатаем.

Но постоянными научными изысканиями деятельность Жана Д’аламбера не ограничивалась. В 1745 году он получил предложение принять участие в составлении знаменитой «Энциклопедии». Первоначально он работал помощником аббата Ж. П. Гуа де Мальва, ее первого главного редактора. Затем ему было поручено редактировать некоторые статьи по математике, физике и астрономии. Но к 1747 году он вместе с Дидро фактически возглавил издание «Энциклопедии». Всего Д’аламбер самостоятельно написал порядка 1600 статей, и естественно, что их темы нередко выходили за рамки точных наук. Большую известность получило его «Предварительное рассуждение» – предисловие к первому изданию «Энциклопедии». Знаменитый естествоиспытатель Бюффон назвал «Предварительное рассуждение» квинтэссенцией человеческого знания. Правда, в «энциклопедической» работе Д’аламбера далеко не все было гладко. Во-первых, он обладал отнюдь не ангельским характером и был человеком конфликтным. Его взаимоотношения с Дидро очень быстро стали напряженными. Во-вторых, многие статьи, написанные Д’аламбером, вызвали неоднозначную реакцию общественности. В 1755 году композитор Рамо выступил с весьма жесткой критикой по поводу статей, посвященных музыке. Кроме того, Д’аламбера часто обвиняли в подрыве религиозных основ. Апогея же эти обвинения достигли, когда в 1757 году была опубликована статья «Женева». На автора набросились и протестанты, и католики. В итоге Д’аламбер решил уйти из издания. В 1759 году он, правда, вернулся, но только для того, чтобы писать статьи естественнонаучной направленности, да и то на этот шаг его заставили пойти финансовые трудности.

Несмотря на признание в научном мире и успех в парижском свете, Д’аламбер довольно долго испытывал недостаток средств. Но при этом он не готов был решать эту проблему любым способом. К примеру, Жан получал весьма заманчивые предложения от Фридриха II и Екатерины II. Прусский король неоднократно приглашал Д’аламбера занять пост президента Берлинской академии. С 1760 года между Фридрихом II и Д’аламбером завязалась переписка, которая продолжалась до конца жизни ученого и стала важным источником информации для исследователей. А в 1762 году уже Екатерина II приглашала Д’аламбера переехать в Россию с тем, чтобы заняться воспитанием ее сына Павла. Предложенный годовой оклад в 100 тысяч ливров был поистине фантастическим и во много десятков раз превышал доходы ученого. Но Д’аламбер, по его собственным словам, предпочитал вести скромную жизнь на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине, и поэтому ответил отказом обоим монархам. Тем не менее, он сотрудничал с Прусской академией, состоял в постоянной переписке с Эйлером и регулярно отправлял в Берлин для публикации свои работы, за что получал от Фридриха II пенсию. Разрешению материальных проблем способствовало и то, что с 1765 года ученый стал получать регулярную стипендию Парижской академии. Вместе с рентой, унаследованной от отца, и рентой, которую ему выплачивала хозяйка еще одного известного салона мадам Жоффрен, доходы Д’аламбера стали весьма приличными.

Надо сказать, что не только любовь к родине удерживала Д’аламбера в Париже. Еще одним, и возможно, главным фактором была его роковая страсть к Жюли де Леспинас. Эта особа была компаньонкой маркизы Дю Деффан, затем открыла собственный салон. Жюли была на 15 лет моложе Д’аламбера. Отношения между ними были очень далеки от идеальных. Д’аламбер тяжело переживал измены со стороны своей ветреной возлюбленной. Но, как это часто бывает, страдания и обиды не ослабляли его чувства. В 1776 году Жюли де Леспинас умерла, и Д’аламбер очень тяжело перенес эту трагедию.

С середины 1760-х годов Д’аламбер много болел. Причем, по всей видимости, оставляло желать лучшего не только физическое, но и психическое состояние ученого: на протяжении 1770-х годов он постоянно находился в состоянии болезненного возбуждения. Ученый писал, что болезни мешают ему сконцентрироваться на математике. «Более всего меня досадует тот факт, что геометрия – единственная вещь, которая действительно меня интересует, является одновременно и единственным занятием, которым я не могу заниматься, – писал он Лагранжу в 1777 году. – Вся моя литературная деятельность, хотя она и благосклонно принимается на общественных заседаниях Французской академии, является для меня лишь способом убить время из-за отсутствия возможности заняться чем-либо лучшим». Тем не менее, более не проводя собственных исследований, Д’аламбер продолжал заниматься наукой. С 1772 года он был бессменным секретарем Академии и выполнял огромный объем организационной работы.

Жан Леро́н Д’Аламбе́р - французский учёный-энциклопедист. Широко известен как философ, математик и механик. Член Парижской академии наук, Французской Академии, Петербургской и других академий.

Жан Лерон Д"Аламбер (1717-1783) — французский математик, механик и философ-просветитель, иностранный почетный член Петербургской АН (1764). В 1751-57 вместе с Дени Дидро редактор «Энциклопедии». Сформулировал правила составления дифференциальных уравнений движения материальных систем (см. ниже Д"Аламбера принцип). Обосновал теорию возмущения планет. Труды по математическому анализу, теории дифференциальных уравнений, теории рядов, алгебре.

Д"Аламбера принцип: если к фактически действующим на точки механической системы силам и реакциям наложенных на нее связей механических присоединить силы инерции, то получится уравновешенная система сил. Д"Аламбера принцип позволяет применить к решению задач динамики более простые методы статики. (1743).

Происхождение. Образование

Д"Аламбер был незаконнорожденным отпрыском знатных родителей. Его мать, маркиза де Тансен, отказалась от него уже через несколько часов после того, как произвела его на свет. Он был найден в деревянном коробе на ступенях парижской церкви Сен-Жан-ле-Рон и поэтому при крещении получил имя Жан Ле Рон (Лерон). Его отец, шевалье Луи-Камю Детуш-Канон, генерал-лейтенант французской артиллерии, передал малыша на воспитание жене стекольщика. Он заплатил за его обучение в небольшом частном пансионе Берэ, а затем — в янсенистском коллеже Катр Насьон, в который юноша поступил в 1730.

Блестящие успехи в учебе привлекли к нему внимание наставников, рассчитывавших, что столь возвышенный ум изберет церковную карьеру. Однако Жан Лерон Д"Аламбер не оправдал их ожиданий. Получив в 1735 степень магистра искусств, он занялся правом. В 1738 он закончил в Париже юридический факультет, затем в течение нескольких месяцев посещал занятия на медицинском факультете, но разочаровался в медицине, как прежде в теологии и юриспруденции. Наконец, в 1739 он нашел свое призвание — математику.

Математик и физик

В 1741 Жан Лерон Д"Аламбер представил парижской Королевской Академии наук свои первые сочинения и был принят в качестве ассистента. Его знаменитый «Трактат о динамике» (1743) впервые сформулировал законы движения и способствовал систематизации классической механики. На следующий год он опубликовал «Трактат о равновесии и движении жидкостей» (1744). Эти работы принесли ему успех, и уже в 1746 он стал членом-корреспондентом Академии наук.

Примерно в тоже самое время Д"Аламбер начал посещать парижские салоны. Остроумие, умение поддерживать живую и занимательную беседу делали Д"Аламбера повсюду желанным гостем, несмотря на его тонкий голос, малый рост, заурядную внешность и «незаконное» происхождение.

Следующие десять лет были самыми плодотворными в его жизни. Жан Лерон Д"Аламбер опубликовал «Размышления об общей причине ветров» (1747), которые произвели революцию в применении дифференциальных уравнений; «Исследования о предварении равноденствий» (1749), которые способствовали разрешению сложной математической задачи, поставившей в тупик Исаака Ньютона; «Опыт новой теории сопротивления жидкостей» (1752), ставшей этапом в развитии гидродинамики. Затем последовали фундаментальные исследования, обосновавшие теорию возмущения небесных тел (1754-1756). Благодаря этим работам Д"Аламбер приобрел славу одного из выдающихся физиков и математиков своего времени.

Д"Аламбер и «Энциклопедия»

C 1745 Жан Лерон Д"Аламбер принял активное участие в создании «Энциклопедии». Вероятно, он был привлечен к этой работе одним из ее издателей, М. А. Давидом, публиковавшим прежде некоторые его научные труды, а также аббатом Ж. П. Гуа де Мальвом, первым главным редактором «Энциклопедии», увлекавшимся математикой.

Поначалу Д"Аламбер помогал аббату де Гуа, однако уже через два месяца после отстранения последнего (в октябре 1747) он вместе с Дени Дидро возглавил издание. В «Предварительном рассуждении», открывавшем первый том, Д"Аламбер обосновал методологическую плодотворность эмпиризма и сенсуализма для прогресса наук и ремесел. Отвечая за разделы по математике, физике, астрономии и музыке (только из под его пера вышло около 1600 статей), Жан Лерон Д"Аламбер написал и такие статьи, как «Коллеж» и «Женева», укрепивших репутацию «Энциклопедии» как грозного оружия борьбы со старым порядком.

Работая над «Энциклопедией», Д"Аламбер опубликовал «Элементы музыкальной теории и практики, вытекающие из принципов г-н Рамо» (1753), популяризировавшие и развивавшие теорию музыкальной гармонии Ж. Ф. Рамо. Затем вышли его многотомные «Размышления о литературе. истории и философии» (1753). Таким образом, Д"Аламбер составил себе имя и в литературе, и в теории музыки, а известность его вышла далеко за рамки научных кругов. В 1754 при поддержке влиятельной маркизы Дю Деффан Жан Лерон Д"Аламбер был избран членом Французской Академии.

Однако некоторые произведения Жана Лерона Д"Аламбер доставили ему не только почести, но и немало хлопот. Несмотря на то, что Д"Аламбер в своих энциклопедических статьях и других работах в целом высоко оценивал творчество Рамо, этот композитор в 1755 опубликовал критические замечания на статьи «Энциклопедии», посвященные музыке. Д"Аламбера часто обвиняли и в том, что его статьи подрывают основы религии. Он собирался покинуть издание еще в 1752, но решился на это лишь в 1758-59: после публикации в 7 томе (1757) статьи «Женева», написанной по совету Вольтера, на него обрушился шквал критики — как со стороны кальвинистов, так и католиков. Уход из «Энциклопедии» ухудшил и без того непростые отношения Д"Аламбера с Дидро. Впрочем, в 1759 он вернулся в «Энциклопедию», но лишь как автор естественнонаучных статей; главной причиной его возвращения была постоянная нужда в средствах.

Д"Аламбер и просвещенные монархи Европы

Финансовое положение Жана Лерона Д"Аламбер стало улучшаться в середине 1760-х годов. С 1765 он стал регулярно получать стипендию Академии наук. Его доходы пополнялись авторскими гонорарами, пенсионами от Людовика XV и Фридриха II, а также унаследованной от отца пожизненной рентой и ежегодной рентой, выплачиваемой ему хозяйкой известного парижского салона мадам Жоффрен.

Примерно в это же время Д"Аламбер, заботясь о своей независимости, отклонил два чрезвычайно заманчивых предложения. Первое исходило от Фридриха II. Жан Лерон Д"Аламбер познакомился с ним в 1755, хотя его научные труды получили признание в Пруссии еще раньше: в 1746 «Размышления об общей причине ветров» были удостоены премии Берлинской Академии наук и изящной словесности. С 1752 Фридрих II неоднократно пытался пригласить Д"Аламбера в Пруссию в качестве президента этой Академии, но тот регулярно отказывался. В результате с 1760 между ними завязалась знаменитая переписка, продолжавшаяся до смерти ученого. Д"Аламбер был весьма высокого мнения о прусском монархе, восхвалял его в своих сочинениях, а в 1763 гостил у него при дворе в течении трех месяцев.

Едва взойдя на престол в 1762, Екатерина II попросила Д"Аламбера заняться воспитанием ее сына и наследника Павла, предложив ему громадный годовой оклад в 100 тыс. ливров (от французского и прусского королей он получал ежегодно по 1200 ливров). Д"Аламбер ответил отказом, объяснив, что предпочитает скромно жить у себя на родине, чем наслаждаться роскошью на чужбине. Отказав Фридриху и Екатерине, Д"Аламбер, тем не менее, возлагал все надежды на обновление Европы именно на просвещенных монархов, поддерживаемых интеллектуальной элитой. Вместе с тем он с равным недоверием относился к аристократии, духовенству и народным массам.

Личная жизнь

Жан Лерон Д"Аламбер отказывался покинуть Париж из-за своей связи с Жюли де Леспинас, компаньонкой маркизы Дю Деффан. Их отношениям не помешала ни разница в возрасте (Д"Аламбер был на 15 лет старше), ни ревность мадам Дю Деффан. Однако Жюли не всегда была верна Д"Аламберу. В 1764 мадемуазель де Леспинас основала свой собственный салон.

Последние годы. Смерть Жана Лерона Д"Аламбера

Обремененный тяжкими недугами, переживая измены, а затем и смерть своей возлюбленной (1776), Жан Лерон Д"Аламбер на протяжении 1770-х годов постоянно находился в болезненно возбужденном состоянии. Последние годы жизни Д"Аламбера были связаны с Французской Академией. В 1772, несмотря на сопротивление Людовика ХV, он был избран ее непременным секретарем. Произнесенные им в стенах Академии речи показывают, что он считал это учреждение важным оплотом борьбы с невежеством.

Скептически относясь к религии на протяжении всей жизни, Жан Лерон Д"Аламбер встретил смерть 29 октября 1783, в Париже, не изменив себе, и отказался от последнего причастия. Парижский архиепископ запретил служить по нем заупокойную службу.

В вашем браузере отключен Javascript.
Чтобы произвести расчеты, необходимо разрешить элементы ActiveX!

Дени Дидро (1713 – 1784) и Жан Д’Аламбер (1717 – 1783) – французские энциклопедисты, теоретики идей Просвещения, соавторы и соредакторы эпохальной «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» (1751 - 1780 гг.). Считается, что это справочное издание стало теоретической подоплекой Великой французской революции. В предисловии к нему Д’Аламбер изложил основные тезисы философии Просвещения.

Основные идеи Дидро

Дидро был разносторонней личностью: философом, писателем (Жак Фаталист», «Монахиня», «Племянник Рамо»), основателем «Энциклопедии», почетным иностранным членом Петербургской АН. Идеи мыслителя затрагивают разные сферы жизни.

  1. Дидро придерживался деизма (религиозно-философское представление о Боге - творце сущего, но отрицающее Его вмешательство в созданный мир);
  2. философ отвергал дуализм материального и духовного (по Дидро существует лишь материя, обладающая чувствительностью);
  3. в политическом смысле был сторонником просвещенного абсолютизма и идеологом так называемого «третьего сословия» (все население Франции, кроме духовенства и дворянства).

Главные идеи Д’Аламбера

  1. Наука.

Д’Аламбер был математиком, физиком, увлекался механикой. Написал статьи по математики и физике к «Энциклопедии», осуществил попытку классификации наук, первым ввел термин «гуманитарные науки».

  1. Религия и философия.

В философии придерживался идей сенсуализма (противоположная рационализму теория познания, ставящая во главу угла ощущения и восприятие) и скептицизма.

В отличие от большинства французских просветителей того времени не был материалистом и не встал на путь атеизма, так как признавал существование предвечных нравственных принципов.

Относительно Бога утверждал, что достоверно о Нем ничего сказать нельзя. За эти идеи Дидро подверг его критике («Сон Д’Аламбера»).

  1. Социальная сфера.

Как просветитель, призывал тратить деньги на всеобщее образование. В социальной жизни был противником роскоши придворной знати, призывал к равенству, основанному на подчинении законам.

Ученый был членом многих академий: Парижской АН, Французской, Петербургской и других.

Лучшие статьи по теме