Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Полы
  • Церковь святой параскевы пятницы. Чудеса и храмы святой параскевы пятницы

Церковь святой параскевы пятницы. Чудеса и храмы святой параскевы пятницы

Х ристианство и язычество - две стороны древнерусского праздника.

Особое благоговение православных перед великомученицей Параскевой Пятницей, женской заступницей, во многом продолжает традицию поклонения богине языческого культа Макоши. Слиянию двух образов в народном сознании послужили общие функции - и Макошь, и Параскева благоприятствовали браку и родам.

Святая Параскева Пятница

Известно, что родилась Параскева Пятница в III веке в состоятельной семье сенатора в Иконии - столице древней Лакаонии, в Малой Азии. Ее глубоко верующие родители из дней Страстной седмицы особо свято почитали Великую пятницу - день крестных страданий Иисуса Христа. Поэтому и дочь, родившуюся в пятничный день, назвали Параскевой, что в переводе с греческого значит «пятница». Воспитанная в благочестивой семье, Параскева с юных лет дала обет безбрачия и приняла решение посвятить свою жизнь Богу и просвещению язычников.

Во время борьбы императора Диоклетиана с проповедниками христианской веры Параскеву схватили по указанию городского правителя Аэтия. Глава Лакаонии, сраженный красотой девушки, даже хотел жениться на ней, но прежде потребовал у нее принести жертву языческому идолу. За отказ отречься от православной веры по приказу Аэтия Параскеву долго и мучительно истязали, а затем бросили в темницу. По преданию, Господь исцелил возносившую молитвы Параскеву. Но это не остановило ее гонителей. Они стали поджигать девушку факелами, а затем отсекли ей голову. После захоронения тела православные начали поклоняться ее мощам и заметили, что больные люди стали чудесным образом исцеляться.

Языческая богиня Макошь

В крестьянских верованиях Русского Севера Параскеву соотносят с полуязыческой богиней - пряхой Макошью. Образ Параскевы Пятницы заслонил культ почитания архаической Макоши, народ приписал и ей влияние на плодородие и браки.

С памятью о великомученице по сей день связывают множество обрядов и обычаев. В Древней Руси даже храмы и придорожные часовни называли именем Пятница. В народе святую именовали Параскевой Пятницей, Пятиной или Петкой. Иконописцы изображали подвижницу высокого роста со строгим выражением лица. Иконы праведной мученицы, увенчанной лучезарным венком, почитали и украшали лентами и монистами. Сельские труженицы приносили к ее лику цветы и душистые травы, считая, что именно Параскева заботится о засеянных ими полях и о сохранении скота от падежа. В ее памятный день в храмы несли плоды для освящения, а затем хранили их весь год как священные предметы.

«Параскева Пятница, как и Макошь со своими русалками, была связана с водой; она покровительствует святым целебным источникам и колодцам; известны «пятницкие родники».
Сам комплекс изображений Параскевы включает понятие священной земной влаги. Больше того: вода земли и Параскева тождественны - об этом свидетельствуют легенды об иконах Параскевы Пятницы, неведомо как и почему являвшихся в источниках и водоемах».

Владимир Чичеров, литературовед, исследователь русского традиционного фольклора

Святой чудотворный источник и купальня близ села Короцко. Валдайский район, Новгородская область. Фотография: Н. Коржов / фотобанк «Лори»

В долине Темпи находится святой источник Параскевы Римской, в котором, по преданию, была обнаружена чудодейственная икона Параскевы (она размещена в храме рядом с источником). Фотография: В. Волохонский / фотобанк «Лори»

«Пятнице иногда посвящали первый сжатый сноп. Спецификой Пятницы были лен и пряжа. День 10 ноября (28 октября по старому стилю - церковная дата святой Параскевы) был днем Пятницы Льняницы, когда «простолюдины носят в церковь отрепанную первину льна». Обработка льна и прядение кудели и шерсти особенно роднят в русском фольклоре Пятницу и Макошь: обе они чрезвычайно внимательны к этим женским делам».

Борис Рыбаков, археолог, исследователь славянской культуры и истории Древней Руси

Находясь в домашних божницах, святыня выступает хранительницей семейного очага и благополучия. Православные верующие называют Параскеву целительницей телесных и душевных заболеваний, а также молятся ей о здравии детей.

Храм великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове June 8th, 2013

Москва улица Старокачаловская. 8, к. 1
Архитектурный стиль: Ретроспективизм


Северное Бутово Проезд: метро "Бульвар Дмитрия Донского"
Cайт http://www.paraskeva.orthodoxy.ru/

Год постройки: Между 1694 и 1904.
Архитектор: Благовещенский Н.Н. (реконструкция 1901-1904)
Небольшая деревянная церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы существовала в селе Киово-Качалово уже в ХVI веке, но во время польско-литовского нашествия была уничтожена. По переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: «...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово…»

Часовня
В 1692-1694 гг. владелец села князь Иван Иванович Щербатов построил уже каменный храм, который был освящен в 1694 г.

К началу ХХ века храм сильно обветшал. В 1901 году утверждается проект реконструкции архитектора Московской епархии И.Благовещенского. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Здание использовалось в производственных целях и к моменту передачи его РПЦ в 1990 г. было почти полностью разрушено.

Восстановленную церковь освятил 10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы, Святейший Патриарх Алексий II. В 1999 г. на средства благотворителей были вызолочены купола и закончено обустройство колокольни.

По материалам сайта храма и книге П.Г.Паламарчука «Сорок сороков», т.4, М., 2005 г.


Два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения ангельскую и человеческую.

В конце 1930-х годов храм был закрыт. Здание использовалось в производственных целях.
В середине 1980-х годов, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%.
Передан православной общине в 1990 году и за несколько лет полностью восстановлен.

Автор: Архиповы Маргарита и Владимир Снято: 10 августа 1994

Автор: Андрей Агафонов Снято: 1 июня 1985


Вечернее богослужение в Храме Параскевы Пятницы в Качалове (Северноое Бутово) накануне Вербного Воскресенья
Автор:O_ANIS Снято:27 апреля 2013

Автор Samara78 Снято: 2011
Четыреста пятьдесят лет назад на месте, где ныне стоит наш храм, была небольшая деревянная церковь. Как и в наше время, церковь была во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Название Северное Бутово появилось недавно, а тогда было село Киово-Качалово Московского уезда в Чермном стане, к нему и была приписана церковь.

Во время польско-литовского нашествия, в начале ХVI века, деревянный храм был уничтожен, и уже по переписи 1627-1628 годов упоминается лишь церковная земля в селе Киово: "...что была церковь во имя великомученицы Парасковеи нареченная Пятницы, пашня церковная за рекою за Обицею, от Большой Серпуховской дороги к земле деревни Качалово по 8 чети в поле, а в дву потомуж, сена 10 копен."

Прошло время, и решено было восстановить храм. Храмоздателем нового, уже каменного, храма Параскевы Пятницы стал владелец села Киово, князь Иван Иванович Щербатов. В 1692 году по указу святейшего Патриарха Московского и всея Руси Андриана к новостроящейся церкви в вотчине князя Щербатого была прирезана земля и прибавлена дань со дворов. Через два года каменный храм был построен и в 1694 году освящен.

Первый каменный храм прослужил более двухсот лет, но к началу ХХ века сильно обветшал и его решили обновить. В 1901 году был утвержден проект реконструкции архитектора Московской епархии Благовещенского и началось строительство. Храм был значительно расширен, колокольня надстроена на один ярус, а весь архитектурный облик изменен в такой степени, что можно было считать храм построенным заново. 0священие второго каменного храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы состоялось в 1904 году.

Многоскорбная судьба России в ХХ веке отразилась и на нашем храме. В конце 30-х годов храм был закрыт и отдан в распоряжение местных властей. Иконы, богослужебные сосуды, книги, облачения - все было вывезено и не сохранилось. Здание храма начали использовать в производственных целях: там, где прежде возносились молитвы, теперь стояли станки и транспортеры. От грохота механизмов содрогались стены, разрушалась кладка. Так продолжапось до середины 80-х годов, после чего, ввиду непригодности к дальнейшему использованию, здание "бышего храма" было просто брошено на произвол судьбы. По заключению БТИ износ здания составлял 80%. Полуразрушенный кирпичный остов храма, сорванная крыша без куполов, "мерзость запустения" - вот что увидели первые прихожане в 1990 году.

Велико было желание верующих восстановить храм Божий и молиться вместе, ибо по слову Господню: "там где собраны двое или трое во имя Мое, там и Я посреди их". С помощью верующих людей, с помощью тех, кому дорога судьба России, храм начал восстанавливаться. Заново были сделаны крыша и колокольня, с куполами и крестами. Были вставлены в пустующие проемы новые окна и двери, оштукатурены и покрашены стены внутри здания. Первую зиму служили без света и тепла, потом, с Божией помощью, подвели электричество, воду и тепло. Восстанавливался храм исключительно на деньги прихожан и благотворителей. Возглавили дело восстановления и, можно сказать, на своих плечах подняли храм из руин настоятель храма Анатолий Иванович Кожа и староста Юрий Сергеевич Нечаев.

Уже с осени 1990 года в храме начали совершаться регулярные богослужения. Всем приходом решили не ждать полного обустройства храма, а начать служить немедленно. В холодном, полутемном храме, посреди голых стен молились наши первые прихожане, возжигая свечи перед простыми бумажными иконами. В таких условиях, напоминающих времена Стефана Пермского, было положено начало приходской жизни и церковь наша стала постепенно обустраиваться. Люди несли иконы, жертвовали утварь, старались как могли украсить свой храм. Из разных мест шла помощь, не прекращался поток денежных пожертвований.

фото [email protected]
Наш приход к настоящему времени разросся до такой степени, что по праздникам храм уже не вмещает всех и люди стоят службу на улице. Для нашего прихода, начинавшегося с десятка прихожан, это весьма значительный рост, но для крупного московского "спального района" Северное Бутово это, конечно, мало и даже очень мало. Основная и самая трудная работа по возрождению православной веры в людях еще впереди. Десятилетия атеистической пропаганды и гонений на Церковь успели разрушить слишком многое. Многие отчаялись и не верят ни во что. Кто-то примкнул к новомодным сектам и учениям и, подбирая крохи духовной пищи за другими, не ведает о богатствах в своем собственном доме. Большинство же, хотя крещены и считают себя православными, воцерковляться не спешат и целиком погружены в мирские заботы и удовольствия. Но воистину по слову Господню: "созижду Церковь Мою и врата адовы не одолеют ее". В наше время Господь как бы заново созидает русскую православную Церковь. Заново строится и наша община, и главное, что здесь созидается, это души человеческие, созидаются сердца людей, приходящих сюда, чтобы найти "единое на потребу" - мир и покой в Боге.

Автор: etienne Снято: 20 февраля 2007
10 ноября 1998 года, в день памяти великомученицы Параскевы Пятницы наш храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Престол Параскевы Пятницы и престол Рождества Пресвятой Богородицы были освящены чином Великого освящения, затем состоялась Божественная литургия. Во время службы настоятель нашего храма протоиерей Анатолий Кожа был награжден правом ношения палицы и ему была вручена Патриаршая грамота за достижения в восстановлении порушенной святыни, а также в связи с 15-летием служения. Храму была подарена икона Спасителя. Староста прихода Юрий Сергеевич Нечаев был удостоен медали святого Даниила Московского за возрождение жизни прихода.
http://www.deryabino.ru/hram419.htm

СВЯТАЯ МУЧЕНИЦА ПАРАСКЕВА, НАРЕЧЕННАЯ ПЯТНИЦЕЮ

Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. За это она претерпела великие мучения. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.
Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов.

Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года.
Святая мученица - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.

Виктория Михайлова

Менее века назад в Москве существовало три храма,освященных в память о святой великомученице Параскеве Пятнице: церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду, церковь Параскевы Пятницы, давшая название одноименной улице - Пятницкой - в Замоскворечье, и храм Параскевы Пятницы в Бутове. К большому сожалению, только он, единственный, сохранился и действует в настоящее время. Храмы в Охотном ряду и на Пятницкой были снесены при советской власти в первой половине XX века. На месте первого ныне находится здание Государственной Думы, на месте второго - вестибюль станции метро «Новокузнецкая». Печально, не правда ли?

10 ноября, в день памяти святой великомученицы, так горячо любимой на Руси, в Бутовском храме, как и в других православных храмах, пройдет торжественное богослужение и православные, в основном женщины, обратятся к святой Параскеве Пятнице с молитвами и просьбами, ведь она издавна помогала им справляться с нелегкими делами и заботами, а юным девушкам посылала любимых и любящих избранников. И, конечно, верующие обратятся к святой со словами благодарности за семейное благополучие и здоровье близких!

Нынешняя осень радует прекрасной погодой! Поэтому советую: обязательно поезжайте в село Киово-Качалово. «Где это?» - спросите вы. Всё очень просто! Так это местечко на Серпуховском тракте называлось раньше, а нынче, чтобы попасть сюда, не нужны ни кучер, ни повозки. Достаточно доехать на метро до станции «Бульвар Дмитрия Донского», и вы окажетесь в Северном Бутове, где среди многоэтажных новостроек храм великомученицы Параскевы Пятницы предстает древним островком покоя и умиротворения, мостиком между прошлым и будущим. Он встретит вас, окутанный по-осеннему сдержанным солнечным светом, сразу оградив от московской суеты, подарит покой, благодатное настроение и увлечет на несколько столетий назад, в XVI век.

1694 - год его освящения в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Храмосоздателем был сам владелец села Киова Иван Иванович Щербатов. Но и еще раньше на месте нынешнего каменного храма находилась небольшая деревянная церковь (уничтоженная во время польско-литовского нашествия), возведенная в честь святой великомученицы, которая всегда пользовалась особой любовью и почитанием у православных наравне со святым Николаем Чудотворцем и Пресвятой Богородицей. Святую Параскеву Пятницу считали хранительницей русский царей, небесной покровительницей князя Александра Невского, семьи императора Николая II и всего рода Романовых. Интересно, что на некоторых северорусских иконах ее лик изображали на обороте икон Божией Матери.

…Более двухсот лет существовал храм, возведенный при Щербатове. Но к началу XX века он так обветшал, что под руководством архитектора Благовещенского был реконструирован и повторно освящен уже в 1904 году. В страшные 30-е годы храм повторил печальную судьбу многих православных мест: он был закрыт, реликвии и святыни вывезены неизвестно куда, а само помещение отдано под производство, в результате чего к 1980 году оно оказалось изношенным на 80%.

В 1990 году началось восстановление храма «всем миром» практически из руин исключительно на деньги прихожан и благотворителей. Потом начались регулярные богослужения, открылась воскресная школа. В настоящее время при приходе ведется очень важная и востребованная работа в воинской части, наркологической больнице и хосписе.

Бутовский храм святой великомученицы Параскевы Пятницы небольшой, очень уютный, «домашний», но при этом он выглядит празднично и торжественно благодаря яркому красному цвету - символу животворной энергии и всеобъемлющей любви! Такого же победного цвета и мафорий святой Параскевы на иконе. Это - цвет Воскресения, победы жизни над смертью!

Чист, нежен и прекрасен и лик юной святой! Он настолько резонирует с представлением о жестокостях и пытках, которым подвергали мученицу, что ум просто отказывается это понимать, а душа сострадает и протестует...

Древний III век после Рождества Христова - время страшного и жестокого гонения на христиан в Римской империи, начатого правителем Диоклетианом, повелевшим «…предавать их сожжению в огне; карать смертью, обесчещивать христианок, чтобы сломить из волю».

В ту мрачную пору в городе Иконии, что в Малой Азии, в одной очень благочестивой и праведной семье родилась девочка. Она появилась на свет в пятницу, день, который особо почитаем у христиан. И имя свое - Параскева (что значит «пятница» по-гречески) - малышка получила в честь этого дня.

Девочка с детства пламенно полюбила Христа и уверовала в его учение. Осиротев и унаследовав значительное состояние, Параскева без малейшего сожаления тратила его на помощь беднякам. Имея восхитительную внешность и материальные средства, она променяла жизнь в роскоши на скромное, но полное милосердия существование последовательницы Христа.

Однажды в Иконию для выслеживания последователей новой веры прибыл императорский посланник Аэтий. Его слуги рыскали по городу, выспрашивали, выискивали... Горожане, готовые вылезти из кожи вон, чтобы угодить представителю императорской власти, поспешили доложить ему о прекрасной Параскеве, которая отказывалась почитать языческих идолов.

Потрясенный красотой девушки, Аэтий позабыл обо всем и даже сделал ей предложение, но, получив отказ, рассвирепел и приказал безжалостно истязать несчастную с самой изощренной жестокостью. Но к истерзанной и брошенной в темницу Параскеве спустился Ангел, и к утру исчезли все следы зверств. Увидев ее невредимой и молящейся, Аэтий приказал отрубить ей голову.

Христиане похоронили юную мученицу, а буквально на следующий день горожане ахнули, узнав, что ее палач и мучитель Аэтий, отправившись на охоту, был сброшен взбесившейся лошадью и погиб. После этого еще большее количество людей уверовало в Иисуса и высшую справедливость. Христиане стали почитать Параскеву как святую, а у места ее захоронения начали происходить чудеса и исцеления! Конечно, эта история была так давно, что многие реликвии и, в первую очередь, мощи святой вряд ли сохранились, хотя некоторые источники указывают, что они «были розданы по многим монастырям и храмам, прежде всего, тем, что на Святой Горе Афон».

На Руси возводить храмы в честь великомученицы начали еще в домонгольское время. Древнейший из них - Пятницкая церковь - был построен купцами в Великом Новгороде в 1152 году. Он был деревянным и, к сожалению, сгорел при пожаре, но в 1207 году на его месте возвели новый каменный, сохранившийся до наших дней. Русские торговцы и путешественники особенно почитали великомученицу, поэтому на Руси вообще не было ни одного торга, где ни были бы возведены в честь святой Параскевы Пятницы храм или придорожная часовня.

Известны на Руси и уникальные случаи явления чудотворных икон Параскевы Пятницы. Один из них произошел в донской станице Митякинская в 1727 году во время эпидемии «моровой» язвы, которая «косила» всех подряд и наводила ужас, страх и отчаяние на жителей. Как-то раз благочестивые местные девицы увидали на дереве икону Параскевы и услышали голос-повеление «священникам и народу обойти станицу и молить Господа о прекращении эпидемии». Страшная болезнь, действительно, отступила, а на месте «явления иконы» была построена часовня. Ежегодно в десятую пятницу по Пасхе верующие следуют сюда крестным ходом. Здесь же из-под земли бьет святой источник Параскевы Пятницы.

Еще одно место, отмеченное небесной покровительницей, - село Савино - находится в русской глубинке в Екатеринбургской области. Местный храм во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы является настоящей жемчужиной! С момента своего основания в 1867 году он никогда не прекращал работы даже в самые суровые годы религиозных гонений.

Согласно легенде именно сюда по водам реки Пышма приплыла икона святой Параскевы и остановилась в тихой заводи. Поскольку в Савине не было церкви, икону отнесли в Богоявленский храм деревни Пышма, но через некоторое время образ святой таинственным образом вновь оказался на берегу реки. Тогда на этом удивительном месте возвели часовню, а позже каменный храм, возле его подножия бьет Параскевинский родник.

С момента обретения святыни и по сей день не прекращаются здесь молитвы к святой, а уральцы и сибиряки считают великомученицу Параскеву своей покровительницей и едут в Савино за тысячи километров поклониться ей!

Любовь и почитание святой Параскевы Пятницы на Руси тесно переплелось с народными традициями, дополнилось народными приметами. Есть у этого праздника и фольклорное название - «льняные смотрины». Девушки в этот день показывали друг другу вытрепанный лён-первак, демонстрируя мастерство женихам и будущим свекровям. Кроме того, в этот день девушки украшали образы Параскевы цветами и травяными букетиками, из которых после молитв готовили исцеляющие чаи. Больных детей на Параскеву приводили к родникам смыть все недуги. Вновь и вновь помогает православным верующим святая заступница!

С особым трепетом отношусь я к женщинам-святым! Через их хрупкость и смиренность, нежность, красоту и ранимость их образов мною особенно остро ощущается несгибаемая сила истинной веры, возможность преодолеть любые трудности и испытания.

В Болгарии и других южнославянских государствах сегодня весьма популярно древнее славянское женское имя – Петка. Тем же словом обозначается и пятый день недели – пятница. В России это имя звучит несколько иначе – Параскева или Прасковья. Сейчас оно почти забылось, хотя ранее и у нас встречалось весьма часто. Популярность этого имени была обусловлена широким народным почитанием святой Параскевы Пятницы, чья память празднуется православной церковью 10 ноября по новому стилю (или 28 октября по старому). В ряде русских городов по сей день стоят старинные церкви, освященные во имя Параскевы Пятницы. Существовали ее храмы и в историческом центре Москвы, но, к сожалению, в ХХ веке они оказались утрачены. Совсем ли и навсегда ли?

Святая Параскева Пятница считается покровительницей сельского хозяйства: о богатом урожае на полях, о здоровье домашнего скота молились ей с древних времен. Слывет она и женской заступницей. Наконец, своей святой Параскеву Пятницу считали и торговцы. Последнее обстоятельство, по-видимому, и сыграло свою роль при строительстве первого храма во имя великомученицы Параскевы Пятницы в Охотном ряду – это было одно из самых бойких торговых мест старой Москвы с древних времен и до 1920-х годов. Уже в начале XV века здесь стояла деревянная церковь, впоследствии не раз страдавшая от многочисленных московских пожаров. Наконец, в середине XVII века она была выстроена в камне. Тогда же в Замоскворечье – другой части города, тоже неразрывно связанной с торговлей, – был создан другой каменный храм, тоже освященный во имя св. Параскевы Пятницы.
В Охотном ряду в конце XVII века восходит звезда нового фаворита царевны Софьи – князя Василия Голицына. Для своего времени это был весьма знаменитый человек, сторонник больших контактов России с Европой и любитель иноземной моды. Некоторые исследователи даже приписывают ему создание в Москве первых каменных мостовых взамен деревянных. Вместо старой Пятницкой церкви на средства князя Голицына был возведен новый двухэтажный храм. На первом этаже находился главный храм во имя св. Параскевы Пятницы, который могли посещать все прихожане, на втором этаже князь устроил собственную домовую церковь во имя Воскресения Словущего, где молились только члены его семьи.
При Петре I Василий Голицын попал в опалу и его дом был передан новым владельцам – грузинским князьям. В середине XVIII века церковь Параскевы Пятницы в Охотном ряду оказалась перестроена и утратила часть своего декора, а в 1775 году она едва не была снесена ради создания новой широкой площади – лишь заступничество митрополита Платона спасло ее тогда от гибели. В новом столетии церковь несколько раз становилась центром торжеств по случаю военных побед Российского государства: в память об Отечественной войне 1812 года на средства Благородного Дворянского собрания в верхнем храме (к тому времени уже ставшем приходским, как и нижний) были устроены приделы св. Александра Невского (покровителя императора Александра I) и св. мученицы Екатерины (покровительницы великой княжны Екатерины Павловны – сестры императора). В росписях храма после 1812 года были изображены святые, память которых празднуется в дни побед, одержанных над Наполеоном. Так, в честь Бородина были написаны лики мучеников Адриана и Натальи, а на день Тарутинского сражения – лик св. митрополита Петра. Позднее в нижнем храме появился еще придел
св. Иоанна Воина – он был устроен в 1877 году для молитв о победе русского оружия на Балканах, где армия боролась за свободу южнославянских народов. И, конечно, придел самого популярного в России христианского святого – Николая Чудотворца.
Но не только события военного характера отмечались в Пятницкой церкви в Охотном ряду. Ежегодно 19 февраля вплоть до революции здесь совершались благодарственные молебны в память освобождения крестьян в 1861 году. Такие молебны проводились именно здесь неслучайно: в храме Св. Параскевы Пятницы в день отмены крепостного права впервые был публично прочитан соответствующий императорский манифест.
Изменения постигли в XVIII веке и замоскворецкую церковь Св. Параскевы Пятницы: в 1739–1744 годах она была полностью перестроена. Вместо небольшой приходской церкви, ранее давшей имя широкой улице – Пятницкая, на пожертвования купцов Журавлевых был построен огромный собор в стиле «елизаветинского барокко» с отдельно стоящей высокой колокольней. Внешне казавшийся одноглавым большой храм помимо крупной главы нес еще восемь маленьких главок, венчавших собою медальоны с изображениями святых, особо почитаемых в приходе. Колокольня, одна из самых торжественных и величественных в Замоскворечье, стала главным ориентиром всей Пятницкой улицы, в ее нижнем ярусе были проездные ворота на территорию храма и его большое кладбище, а на втором этаже находилась отдельная церковь во имя св. пророка Илии. Великолепие храма выдавало мастерство зодчего: над его возведением работал знаменитый архитектор того времени Дмитрий Ухтомский, создатель Красных ворот в Москве и колокольни Троице-Сергиевой лавры. Тогда же появилась и главная гордость замоскворецкой Параскевы Пятницы – золоченый резной иконостас. Церковные владения были четко очерчены старинной оградой с витыми металлическими решетками. Свой торжественный облик церковь Параскевы Пятницы в Замоскворечье сохраняла неизменно вплоть до начала ХХ века.
В 1920-х годах над обоими храмами нависла угроза сноса ради прокладки новых магистралей: в Охотном ряду предполагалось строительство широкого проспекта, который должен был носить имя Ленина, а в Замоскворечье решено было продолжить Бульварное кольцо. Тогда же настоятель замоскворецкой церкви был арестован, осужден по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей (многие священники Москвы тогда пострадали) и расстрелян в мае 1922 года. На несколько лет снос удалось отсрочить: великий русский реставратор П.Д. Барановский совместно с И.Э. Грабарем начали реставрацию церкви в Охотном ряду и одновременно приступили к исследованию сохранившегося дома Голицына. Специалистам удалось за короткий срок не только сделать потрясающие открытия, но и вернуть Москве старинные палаты, чей декор по документам и натурным исследованиям был восстановлен. С Пятницкой церкви в Охотном ряду были сняты поздние наслоения, в результате чего открылся уникальный декор, архитектурные украшения, поливные изразцы, изготовленные мастерами подмосковного Воскресенского монастыря в Новом Иерусалиме – все эти сокровища русского зодчества считались давно утраченными! Был разработан проект реставрации палат и церкви, даже составлен план их превращения в новый музей, который мог бы стать подлинным украшением исторической Москвы.
Барановский и его сотрудники считали, что реставрация может спасти памятники истории от уничтожения, показав москвичам их истинную красоту и ценность. Но логика властей была иной: большевикам нужен был только новый проспект, ради прокладки которого они не намерены были останавливаться ни перед чем. Уже в 1925 году все торговые лавки в Охотном ряду были разобраны, а через три года началось уничтожение церкви Параскевы Пятницы. Официальная печать приветствовала это, «Рабочая газета» в 1928 году писала: «Через месяц-два Параскева Пятница будет окончательно снесена. Не станет помехи уличному движению, исчезнет ненужный свидетель мрачного прошлого». Реставраторы пытались жаловаться, но все было тщетно, лишь отдельные фрагменты изразцов Барановскому удалось извлечь из почти развалин храма – все они были отправлены в музей «Коломенское».
После охотнорядской настала очередь и замоскворецкой Пятницы: с 1929 года она медленно, но планомерно разрушалась – сначала оказалась ободрана позолота куполов, потом исчезли главы, разобрали решетку… В 1934 году с церковью Параскевы Пятницы на Пятницкой улице было покончено, а на ее месте через 10 лет возникла станция метро «Новокузнецкая». Лишь сама улица Пятницкая сохранила свое название и в советские годы не переименовывалась.
Осколки древних храмов ныне можно увидеть только на старинных фотографиях и открытках, в музее в Коломенском и в Троице-Сергиевой лавре – в ее Смоленскую церковь был перенесен резной иконостас из Ильинского придела в колокольне замоскворецкого храма. Что же касается амбициозных проектов, то ни один из них не был осуществлен: проспект Ленина не был проложен, захлебнулось и продолжение Бульварного кольца (лишь площадь у метро «Новокузнецкая» напоминает об этом нереализованном плане).
Сегодня в Москве святая Параскева Пятница, к сожалению, почти забыта. Женское имя Прасковья, некогда весьма популярное в России, своим детям сейчас почти никто не дает. Оба старинных храма в центре столицы уничтожены. Лишь на самой окраине города, за МКАД, на территории бывшего села Качалова (ныне – район Северное Бутово) стоит единственная на всю Москву церковь Св. Параскевы Пятницы. Впервые появившаяся еще в XVI веке, она была заново выстроена в камне в конце XVII века владельцем села – князем Иваном Ивановичем Щербатовым, а в 1901–1904 годах снова перестроена. Пострадавшая в ХХ веке и наполовину разрушенная церковь была возвращена верующим лишь в начале 90-х годов и затем отреставрирована силами прихожан. Сегодня эта маленькая церковь стала приходской для огромного района Москвы и одновременно единственным напоминанием о Параскеве Пятнице в столице.
Воссоздание двух древних храмов в центре Москвы сегодня невозможно: в огромном здании, занявшем место церкви на Охотном ряду, заседает парламент России, а станция метро «Новокузнецкая», одна из красивейших в столичной подземке, давно уже сама стала памятником архитектуры. Однако все это позволяет оставить хотя бы напоминание о некогда существовавших здесь святынях. На здании Государственной Думы было бы уместно установить табличку, сообщающую об утраченной церкви (как это уже не раз делалось в нашем городе – например, в Кремле, на месте Чудова монастыря). А возле метро «Новокузнецкая», на пустопорожней площадке, образовавшейся после сноса колокольни, можно было бы построить небольшую поминальную часовенку
(и такие случаи уже встречались в Москве – в Столешниковом переулке на месте церкви Рождества Богородицы). В 90-е годы такая инициатива даже была озвучена, но дальше слов дело не пошло. Может, теперь настало время для ее реализации?

Церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой

Пятницкая ул., 23 (вестибюль метро)

"Пятницкие улица и переулок названы в XVIII в. по церкви Прасковьи Пятницы, стоявшей с XVI в. на месте современной станции метро "Новокузнецкая".

"Пятницкий переулок до революции был тупиковым - он упирался в здание церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте станции метро "Новокузнецкая". От нее переулок и получил свое название. Территория около станции метро была расчищена в связи с предполагавшимся продолжением в Замоскворечье Бульварного кольца. Будущую его трассу отмечает скошенный угол здания Государственного комитета по телевидению и радиовещанию".

"Известна по пожару 1564 г. В 1657 г. показана каменной. 20 октября 1701 г. выдан антиминс в новопостроенный придел Артемия Веркольского. С 1727 г. числится третий престол св. Троицы. 11 февраля 1739 г. подано прошение о разборке старого храма за ветхостью. Дело об освящении новой помечено 18 июля 1744 г. Трапезная с Пятницким и Артемьевским престолами построены одновременно с колокольней в 1746 г. На восьмерике главного храма было 8 маленьких главок. Внутренняя обстановка 1870-х гг., когда вся церковь была обновлена на средства П. Г. Губонина.

Внутри отдельно стоявшей колокольни в среднем ярусе была придельная церковь Илии Пророка. Колокольня заложена в 1746 г., освящена в 1748 г. Имела вокруг ходовую паперть, над собой проходные ворота, а наверху звон. Замечательное внутреннее убранство в стиле рококо сохранялось без обновления с середины XVIII в.; хоры шли по трем сторонам. А. И. Некрасов в "Городах Московской губернии" называет архитектором И. Мичурина. Вероятно, именем храм обязан отцу главных вкладчиков на построение церкви Параскевы купцов Романа и Гавриила Журавлевых. В середине же XVIII в. по обе стороны колокольни устроена ограда с железной решеткой - одна из лучших того времени в Москве".

Церковь называлась "проща" (или "прощная церковь"). Проща - от слова прощение; прощеным человеком называли в старину получившего исцеление, прощение грехов. Слово "проща" в приложении к храму означало, что в нем имеется чудотворная икона. Таких церквей в древней Москве было известно три: Параскевы Пятницы на Пятницкой ул., Николы Явленного ("явил чудо") на Арбате и Николы, или Похвалы Богоматери, в Башмакове близ храма Христа Спасителя (есть мнение, что слово "проща" происходит от "прощаться", и церкви - "прощи" ставились на окраинах городов, где происходило прощание с путешественниками, но названные три церкви не подтверждают его, так как расположены вовсе не у окраин даже древней Москвы. - П. П.).

"Храм обновлялся в 1817 г.".

"При церкви Параскевы была Пятницкая церковно-приходская школа, одноклассная, для детей обоего пола. Открыта 14 декабря 1862 г.".

"Через несколько дней после Благовещения в 1922 г. были арестованы протоиерей В. И. Соколов - настоятель церкви Николы Явленного на Арбате (благочинный центрального района Москвы), протоиерей А. Н. Заозерский - настоятель церкви Параскевы Пятницы (благочинный Замоскворецкого Сорока), благочинный о. А. Ф. Добролюбов и ряд других; 15 апреля был арестован управляющий московской епархией архиепископ Никандр (Феноменов).

26 апреля 1922 года в помещении Политехнического музея начался судебный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей в гор. Москве. Дело разбиралось Революционным Трибуналом гор. Москвы под председательством Бека; обвинение поддерживалось Луниным и Лонгиновым; на скамье подсудимых было 17 человек. Состав подсудимых поражал своей разношерстностью: наряду с известными в Москве протоиереями о.о. Заозерским, Добролюбовым, Надеждиным и т.д. на скамье подсудимых был, например, Николай Иванович Брызгалов, инженер и декадентский поэт; наряду со стариком профессором-юристом Е. Н. Ефимовым на скамье подсудимых сидела 22-летняя девушка В. И. Брусилова (родственница знаменитого генерала) и т.д. Все эти люди обвинялись в том, что они распространяли патриаршее воззвание и этим способствовали возникновению беспорядка в московских храмах. Благочинные были привлечены, так сказать, "по должности": согласно церковному праву они обязаны были сообщить подведомственному им духовенству воззвание Патриарха. О. Заозерский - один из популярнейших московских священников - сам в своем храме сдал ценности; однако на суде он считал долгом чести отстаивать правильность патриаршего воззвания; благодаря этому он стал центральной фигурой процесса... 7 мая 1922 г. прот. Александр Заозерский, 42 лет, приговорен к расстрелу с конфискацией всего имущества. Приговор приведен в исполнение".

"Церковь и колокольня сломаны в 1934 г.". На месте храма - вестибюль старой станции метро "Новокузнецкая". "Павильон метро "Новокузнецкая" возведен на месте церкви Параскевы Пятницы в, 1943-1944 гг. архитекторами В. Г. Гельфрейхом и И. Е. Рожиным". На месте колокольни - площадка между улицей и вестибюлем.

"Резной иконостас Смоленской церкви Троице-Сергиевой лавры работы Ухтомского, обильно украшенный скульптурой, перенесен из московской церкви Параскевы Пятницы и установлен в 1956 г.". Исконный иконостас Смоленской церкви был уничтожен при закрытии Лавры в 1920-х гг. Подобная же история произошла с иконостасом церкви Николы Большой Крест в Китай-городе (см. в части "Китай-город").

Лучшие статьи по теме