Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундаменты 
  • Культурные достижения Древнего Египта. Вавилонская культура. Достижения древнего египта, изменившие мир Культурные достижения древних египтян

Культурные достижения Древнего Египта. Вавилонская культура. Достижения древнего египта, изменившие мир Культурные достижения древних египтян

Древнеегипетская цивилизация существовала на Земле более 3 тыс. лет. За этот огромный временной интервал были выработаны определённый жизненный уклад, быт, традиции и нравы. Последние 200 лет учёные всё это тщательно изучали, основываясь на археологических раскопках, архитектурных сооружениях, настенных рисунках в гробницах и храмах, а также на сохранившихся рукописных документах и надписях на камнях.

На сегодняшний день достижения Древнего Египта представляют собой довольно полную картину. О древней цивилизации, существовавшей на берегах Нила, известно много, несмотря на длительный период времени, отделяющий современных людей от той далёкой эпохи.

Древние египтяне относились к людям европеоидного типа. Кожа у них была смуглая, ведь вся их жизнь проходила под знойным африканским солнцем. Большая часть населения занималась сельским хозяйством. В городах приоритетное положение занимали различные ремёсла. Важнейшим же из них было бальзамирование или мумификация.

Самые высококлассные бальзамировщики готовили в иной мир фараонов и высокопоставленных вельмож. Весь процесс мумификации занимал по времени 2 месяца. Тело усопшего пропитывали специальными составами и высушивали с помощью кристаллической соды. Затем плотно обматывали широкими полосками льняной ткани. Ткань предварительно вымачивали в гипсе, чтобы она затвердела. Спеленатую таким образом мумию клали в маленький саркофаг, а тот, в свою очередь, в большой.

Мумификация тела усопшего

Большим мастерством обладали египетские скульпторы и художники. Они изготавливали скульптурные портреты, статуэтки, настенные рисунки. При этом пользовались примитивными орудиями труда, но их творения отличались невероятным мастерством и совершенством и прекрасно характеризуют достижения Древнего Египта.

В долине Нила также почитались мастера гончарного и ювелирного дела. Последние изготавливали ожерелья, браслеты, другие украшения. Большая их часть делалась из золота. Добывали его на золотых рудниках, находящихся между 1-м и 5-м порогами Нила.

Пользовались уважением в стране и обувщики. Но обувь не отличалась разнообразием. Люди в основном носили сандалии, изготовленные из кожи. При этом многие египтяне вообще предпочитали ходить босиком с учётом тёплого климата.

Фараон Тутанхамон и его жена Анхесенамон

Хорошо было развито в долине Нила и ткацкое производство. Из льна делались как грубые, так и тонкие ткани. Ткань также шла на изготовление парусов для кораблей. А судоходство имело очень большое значение для развития торговли с отдалёнными регионами и другими странами. Примечательным было то, что корабли не имели палуб, и товары лежали прямо под открытым небом.

Торговля была меновой. В другие страны купцы везли зерно, драгоценности, вино, а взамен привозили строительный лес. Дерева в Древнем Египте не было, поэтому оно ценилось наравне с золотом. Хотя в стране не было денег, но мерило стоимости товаров существовало. Это был дебен , который соответствовал 90 граммам серебра. Серебро, кстати, в глазах египтян нечем не уступало золоту.

Письменность

Важнейшим достижением Древнего Египта являлась письменность. Была она иероглифической. Иными словами, в ней использовались идеограммы или рисунки, обозначавшие целые слова. К примеру, рисунок птицы означал слово "птица". Правда, в таком виде письма имелись и недостатки. С птицами и другими животными всё понятно, а вот как изобразить, например, слово "важно". С этим древние египтяне справлялись, используя уточняющие значки, а впоследствии перешли на слоговое, а затем и буквенное письмо.

Тексты наносили на папирус, пользуясь для этого тростниковыми перьями и специальными чернилами. Писцы, являвшиеся государственными служащими, практиковали скоропись. Представляла она собой упрощенные иероглифы.

Для цифр были придуманы свои значки для 1, 10 и 100. А вот для 0 и цифр от 2 до 9 никаких значков не было. Чтобы изобразить, к примеру, число 275, ставилось два значка 100, семь значков 10 и 5 значков 1.

Грамотными в стране в обязательном порядке были знатные вельможи, жрецы и писцы. Остальное население обучалось грамоте, если могло позволить себе такую роскошь. Занятия проходили в школах при храмах, а учителями являлись жрецы или писцы. Обучение грамоте считалось сложной наукой, ведь нужно было выучить наизусть сотни иероглифов. В курс обучения входили также математика и геометрия. С их помощью измерялись объёмы и площади. Поэтому математические науки нужно было знать и строителям и торговцам.

Сельское хозяйство

Сельским хозяйством занималось большинство египтян. Люди выращивали зерновые культуры и разводили скот. Земля была плодородной и давала хорошие урожаи ячменя и пшеницы. На ней также росли овощи, фрукты. Скотина давала молоко и мясо. Из птиц разводили уток и голубей. А вот куриц жители долины Нила не знали.

Природной особенностью были разливы Нила. Река выходила из берегов и затапливала поля. На этот период сельчан обязывали работать на строительстве пирамид, дворцов и храмов. Когда вода спадала, крестьяне опять возвращались к своей сельскохозяйственной деятельности.

Жрецы

Жрецы в Древнем Египте составляли привилегированную прослойку населения. С их мнением считались не только государственные чиновники, но и фараоны. Жречество владело многими знаниями. Не последнее место в них занимала астрономия. Жрецы, ориентируясь по движению звёзд, предсказывали лунные и солнечные затмения, что по тем временам вызывало у людей суеверный ужас. Именно жречество изобрело календарь. В нём было 365 дней, которые делились на 3 сезона по 4 месяца в каждом.

Жрецам нельзя отказать и в знаниях медицины. Впоследствии многие древнеегипетские лечебные рецепты взяли на вооружение древние греки. Служители богов хорошо знали химию. Именно они готовили специальные растворы, которыми затем пропитывались тела усопших и превращались в мумии.

Жилищами жрецам служили храмы. Они являлись одной из важнейших частей городской архитектуры. Храмы представляли собой целые комплексы, в которые входили помещения для исполнения обрядов, жилые комнаты, хранилища зерна, мастерские, столовые для приёма пищи и залы для занятий. Представляли они собой изолированный мир, который был доступен только жреца.

Быт древних египтян

Древние египтяне большое значение предавали чревоугодию, что нельзя отнести к достижениям Древнего Египта. Богатые люди регулярно устраивали пиры. На них столы ломились от разнообразных яств, а вино лилось рекой. Перед началом каждого пира обязательно возносилась хвала Амону, затем все рассаживались за стол. При этом садились как мужчины, так и женщины, но только по разные стороны пиршеского стола.

Такие пиршества никогда не обходились без танцев и музыки. В богатых домах были танцовщицы, услаждавшие своим мастерством гостей. Танцы сопровождались музыкой. Именно в долине Нила были придуманы такие струнные и духовые инструменты как флейта и арфа. Это настоящие достижения Древнего Египта, ведь эти музыкальные изобретения дожили до наших дней.

Флейта и арфа были придуманы древними египтянами

Бедные слои населения жили в заботах и трудах. Однако, судя по раскопкам, уровень жизни простых египтян нельзя назвать низким. По современным меркам он был высоким. Особенно хорошо жили те, кто был занят на строительстве пирамид.

Обычное стандартное жилище строилось из необожжённых кирпичей и состояло из 4-х комнат. Первая комната посвящалась богам. В ней стояло подобие алтаря и находились изображения богов. Далее шла вторая комната. Для семьи она служила гостиной. Из неё можно было попасть ещё в две комнаты. Одна из них видимо выполняла функции спальни, а другая представляла собой кладовую.

Во многих домах были подвалы для хранения продуктов. Перед домом имелся двор. В нём семья принимала пищу. Здесь же находилась печка для приготовления блюд и хранилась посуда. В таких домах жили рядовые, не облечённые властью египтяне. Думается, что никаких жилищных проблем и квартирных вопросов в Древнем Египте не было, а поэтому данная сторона быта людей испортить не могла.

Дом и двор зажиточного египтянина

Древние египтяне знали толк в хорошей еде. Все слои населения ели уток, гусей, рыбу, мясо, фрукты, овощи, пили вино. Всё это потреблялось в изобилии, так как страна была богата и скотом, и урожаями. Хлеб в виде лепёшек выпекали в глиняных печах. Делали его из ячменя или пшеницы.

Ели из тарелок, но при этом не пользовались ни ножами, ни ложками, ни вилками. Несмотря на все достижения Древнего Египта, эти простые и нужные приспособления египтянами изобретены не были. А скорее всего, жители долины Нила просто не испытывали в этом необходимости, ведь пальцы во все века являлись универсальным инструментом.

Вино готовили в специальных больших емкостях. В них ногами мяли и давили виноград. Получившийся сок фильтровали и сливали в глиняные сосуды. Перебродивший сок превращался в вино. Готовился также напиток из ячменя, напоминающий по своему качеству пиво. Его пили в любое время, чтобы утолить жажду. Даже на работу в поле брали с собой этот ячменный напиток.

Богатые и знатные мужчины имели много жён. А у фараонов они исчислялись сотнями. Но среди жён владык существовала жёсткая иерархия. Во главе всех стояла старшая жена. Именно она отвечала за хозяйство. Сама, естественно, не работало, а следила за тем, чтобы в доме поддерживался порядок. Каждая жена имела слуг, которые помогали ей одеваться, делать причёску, прихорашиваться.

Полного равноправия у жён с мужьями не было. На это указывает хотя бы тот факт, что за измену муж не подвергался никакому наказанию, а неверную жену бросали на съедение нильским крокодилам. Данный закон был широко распространён в долине Нила и практиковался тысячелетиями. Так что огромные зубастые рептилии на протяжении многих веков никогда не оставались голодными.

Досуг богатой египетской семьи

Строительство пирамид

Строительство величественных конструкций началось в XXVIII веке до н. э., а закончилось в XVII веке до н. э. То есть их возводили более 1000 лет. На сегодняшний день известно около 100 пирамид. Все они находятся на левом берегу Нила и прекрасно характеризуют ту далёкую эпоху, которая известна современным людям как древнеегипетская цивилизация.

Культура древнего Египта делится на несколько периодов: додинастический Старое, Среднее, Новое и Позднее Царства. И длится с IV тыс. до н.э. - времени формирования и централизации управления в государстве, до 30-х годов до н.э. - правления последнего фараона из рода Птолемеев () и завоевание Римской империей во главе с Августом (Октавианом) - потомком Юлия Цезаря. За время существования мировой цивилизацией было сделано множество революционных открытий, результатами которых мы пользуемся и в наши дни.

1. Достижения Египта в математике и астрономии

Первые математические исследования были сделаны в Египте. Жители дельты Нила изобрели десятичную систему исчисления, умели делить и умножать. Было известно значение «пи», которое было взято в основу пропорций великой пирамиды Хеопса и гробницы других фараонов. Египтяне знали, как определить площадь и объем.

Главные достижения древнего Египта были сделаны в астрономии. В рядом с современным городом Луксор был обнаружен первый в мир зодиакальный круг. Оригинал его хранится в музее Лувр в Париже, в Египте же туристы могут увидеть точную гипсовую копию.

Также в Египте было обнаружено несколько древних зодиакальных карт. Было известно о том, что жизненный цикл Сириуса составляет 1460 лет, а Марс и Венера имеют определенные фазы.

Египтяне изобрели первый календарь. Вычислить количество месяцев, а затем и дней в году помогли им сборы урожая, которые зависели от сезонного разлива Нила. После завоевания право на открытие было присвоено Риму. Один из месяцев был назван в честь Юлия Цезаря - «июлем».

Зодиак, храм Дендеры. Лувр, Париж.

2. Достижения Древнего Египта в медицине

Благодаря археологическим находкам стало известно, что высшие духовные лица государства — жрецы, имели представление об анатомии человека. Они владели совершенными технологиями проведения сложнейших операций, которые стали доступны совсем недавно: трепанация черепа, ампутация, операции на глаза. Широко применялось лечение травами и маслами, особое внимание уделялось занятиям спорту.

В Египте был изобретен прототип современного химического ампициллина для лечения инфекционных заболеваний. Открытие произошло достаточно просто: хлебные лепешки со временем покрывались плесенью. Ее прикладывали к воспаленному месту и через некоторое время рана затягивалась. Состав ампициллина был изучен только в середине XX века.

Египетские врачи служили при дворах царей соседних государств. В самым прославленным медиком стал египтянин Уджахорресент.


3. Возникновение письменности в древнем Египте

Египтяне изобрели материал для написания исторических летописей - папирус. Изготавливали его из стеблей лотоса, который произрастал на берегах Нила. Технология подготовки материала для письменности была доведена до совершенства: некоторые листы с бесценными сведениями находятся и сегодня в отличном состоянии. Текст на них свободно читается, картинки хорошо различимы. Знания, донесенные в папирусах, являются основой получения сведений о культурном прошлом древней цивилизации и государств Междуречья. Они содержали сведения энциклопедического характера и первые географические карты, отражающие представления египтян о расположении соседних империй. На одной из них изображен маршрут движения армии фараона вокруг континента Африка.


Папирусы древнего Египта

4. Достижения в строительстве Египта

Лучшие памятники архитектуры древней цивилизации были построены из идеологических целей. Они демонстрировали неограниченную власть бессмертных фараонов. Отличительной чертой строений древнего Египта стало величие, монументальность и массивность.

До возведения Эйфелевой башни в 1889 году Пирамида Хефрена считалась самым высоким строением в мире. Большой Сфинкс и погребальный комплекс Хеопса на плато Гиза являются последним уцелевшим чудом света из семи. Другими впечатляющими архитектурными памятниками стали храм Рамзеса II в Абу-Симбел, гробницы города Абидоса, на территории древней столицы Фив.


5. Религия древних египтян

Зарождение цивилизации ознаменовало наступление эпохи политеизма в сочетании с обилием женских куьлтов для поклонения. Занимали они в иерархии идолов самое высокое место: Изида (Исида), Хатхор (Хатор, Дендера).

В их честь строились целые храмовые комплексы: храм Дендеры в Луксоре, в Асуане. Им поклонялись и приносили дары простые граждане, произнося молитвы о разливе Нила и хорошем урожае. В их честь совершали обряды жертвоприношения и фараоны, чья власть зиждилась на умащении и ниспослании благосклонности небожителей. Также при изображении скульптур регилигиозных фигур использовались черты представителей животного мира. Некоторые цари называли себя их именами, как правители нулевой династий , Крокодил, Сокол.

На последнем этапе существования древнего египетского государства для религиозных представлений были характерны черты монотеизма (реформы фараона Эхнатона). Особое место при проведении традиционных обрядов уделялось заупокойному культу. Как читать молитвы и проводить процесс мумифицирования было известно только духовенству - жрецам, посвященным во все тайны путешествия в потусторонний мир. Тексты заклинаний с рисунками позже были объединены в , начертанную на стены гробниц великих фараонов.

Особое внимание уделялось бальзамированию тела после смерти. В гробницу с умершим помещались мумии жен, детей (первые династии Египта) и даже домашних животных. В специальном зале хранились предметы обстановки и запасы продуктов и золота, объем которых зависел от зажиточности хозяина. Соблюдение всех требований погребения требовало значительных материальных и временных затрат. Не каждый гражданин мог позволить себе эту процедуру.

Литература древнего Египта

На древнеегипетских папирусах и наскальных рисунках изображались не только тексты религиозной тематики, но и сцены из повседневной жизни и управления государством. Использовались различные жанры: поучение, биография, сказка, юмористические и даже сатирическиеистории.

Древние египтяне были не прочь пошутить и сочиняли целые повестки, высмеивающие систему управления. Наиболее известными произведениями стали «Песнь арфиста», «Рассказ Синухета», «Беседа разочарованного со своей душой-. В понимании культуры древних египтян огромное значение сыграли обелиски, на которые наносились иероглифы с описаниями военных кампаний, жизни простых египтян, достижений фараонов.


Основой культуры древнего Египта были следующие постулаты, получившие отражение в литературе:

  1. Олицетворение справедливости, высокие моральные принципы. Страх мучений в потустороннем мире после смерти. с весами, на одной чаше которой находятся добрые поступки, на другой - грехи человека.
  2. Элементы проявления коллективного разума. Смещение черт цивилизованного общества и первобытного.
  3. Стремление к познанию окружающего мира, рационализм. Строгие иерархические связи в культуре и науке.
  4. Традиционизм, почетание религиозных культов предков.

Главным символом древней египетской культуры стала фигура сфинкса, соединяющего черты человека и животного.

Заслуги архитектора Египта Имхотепа

Самые выдающиеся достижения древнего Египта были созданы благодаря знаниям приближенного ко двору зодчего и . Чиновнику иногда по ошибке даже присваивали статус фараона. В его заслуги входит разработка схемы и расчетов для строительства пирамиды Хеопса. Он предложил наиболее правильную модель наклона строения, которая обеспечивала его устойчивость.

Из-за несоблюдения пропорций, древние комплексы, расположенные в некрополе Саккара недалеко от Гизы, находятся в крайне плачевном состоянии. Многие из них полностью разрушены и представляют груду камней. Эзотеристы, утверждающие, что пирамиды стали результатом работы внеземных цивилизаций, предположили, что великие знания были сообщены Имхотепу инопланетными существами.

Видео письменность и религия Древнего Египта

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура древних народов Опубликовано 21.12.2015 10:46 Просмотров: 7711

Искусство Древнего Египта делят на три периода:

Искусство Древнего Царства, искусство Среднего Царства и искусство Нового Царства. В каждый из этих периодов складывался свой стиль, вырабатывались свои каноны и вводились новшества. Кратко эти периоды можно охарактеризовать следующим образом.

Общая характеристика искусства Древнего Египта

Искусство Древнего Царства (XXXII в.-XXIV в. до н. э.)

Главные каноны египетского искусства, которые потом сберегались на протяжении веков, сложились в первой половине III тысячелетия до н. э. Это был монументальный стиль, обусловленный тем, что искусство Египта было составной частью заупокойного ритуала, тесно связано с религией, обоготворявшей силы природы и земную власть.
К этому времени относятся Великие Пирамиды и Большой Сфинкс.

Египетские пирамиды

Еги́петские пирами́ды – величайшие архитектурные памятники Древнего Египта. Это огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Всего в Египте обнаружено более 100 пирамид.

Пирамида Неферефра в Абусире

Большой сфинкс

Большой сфинкс в Гизе – древнейшая сохранившаяся на Земле монументальная скульптура. Она высечена из монолитной известковой скалы в форме сфинкса – лежащего на песке льва, лицу которого придано портретное сходство с фараоном Хефреном (ок. 2575-2465 гг. до н. э.). Длина статуи 72 м, высота 20 м; между передними лапами в давние времена располагалось небольшое святилище (алтарь, посвящённый божеству).

Большой сфинкс и пирамида Хеопса
С древнейших времён в Египте было принято изображать фараона в виде льва, истребляющего своих врагов. Обстоятельства и точное время возведения сфинкса пока точно не определены. Для местных жителей Сфинкс был своеобразным талисманом, властителем Нила. Они полагали, что от него зависел уровень разлива великой реки и плодородие их полей.

Великая пирамида Хеопса

Хеопс – второй фараон IV династии Древнего царства Египта (2589-2566 гг. до н. э. или 2551-2528 гг. до н. э. предположительно), строитель Великой пирамиды в Гизе. За Хеопсом закрепилась репутация классического восточного деспота и жестокого правителя. Он царствовал около 27 лет. Пирамида – величайшее его достижение, а также первое среди семи чудес света в древнем мире. Она является единственным из чудес света, сохранившимся до наших дней. Первоначальная высота 146,6 м (сегодня только 137,5 м), считался высочайшим строением в мире на протяжении 3500 лет.

Искусство Среднего Царства (XXI в.-XVIII в. до н. э.)

Искусство Среднего царства тщательно соблюдало традиции и каноны Древнего, но внесло и свои особенности. Начало Среднего царства: после долгого периода смуты и распада Египта на отдельные номы оно объединилось под властью фиванских правителей. Но теперь централизация не была абсолютной, как прежде. Местные правители (номархи) стали богаче и самостоятельнее и присваивали себе царские привилегии. Гробницы вельмож стали располагаться не у подножия царских пирамид, а отдельно. пирамиды стали скромнее и меньше размерами. В этот период началось развитие ювелирного дела.
Со снижением пафоса монументальности начинает развиваться жанровое разнообразие. Развивается портрет, постепенно в нём усиливаются индивидуальные черты.

Искусство Нового Царства (XVII в.-XI в. до н. э.)

В искусстве Нового царства стало заметным проявление человеческих чувств, размышлений.
Гробницы перестали быть наземными и прячутся в ущельях. Стала преобладать архитектура храмов. Жрецы стали самостоятельной политической силой, конкурирующей даже с властью царя. Хотя и в храмах прославлялись фараоны, их подвиги и завоевания.
В течение нескольких веков строились и достраивались знаменитые храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре, близ Фив.

Главный храм Амона-Ра в Карнаке
Новаторский этап связан с царствованием фараона-реформатора Эхнатона в XIV в. до н. э. Эхнатон выступил против фиванского жречества, отменил весь древний пантеон богов, сделал жрецов своими непримиримыми врагами.

Эхнатон
Искусство времён Эхнатона обратилось к простым чувствам людей и их душевным состояниям. В искусстве появляются лирические сцены семейной жизни Эхнатона: он обнимает жену, ласкает ребёнка.
Но реакция на его реформы началась уже при одном из его ближайших преемников – Тутанхамоне. Вскоре были восстановлены все старые культы. Но многие новаторские идеи и приёмы Эхнатона так и сохранились в древнеегипетском искусстве.

Рамсес II
Последний прославленный завоеватель Рамсес II стал культивировать торжественно-монументальный стиль, а после Рамсеса последовала полоса длительных войн, завоевания Египта эфиопами, ассирийцами. Египет утратил военную и политическую мощь, а затем и культурное первенство. В VII в. до н. э. египетское государство на время вновь объединяется вокруг саисских правителей, возродилось и древнеегипетское искусство в своих традиционных формах. Но в нём уже не было прежней жизненности, ощущается усталость, иссякание творческой энергии. Всемирно-историческая роль Египта была исчерпана.

Архитектура Древнего Египта

Архитектура Раннего царства

Памятники монументального зодчества этого периода практически не сохранились, т.к. основным строительным материалом был легко разрушавшийся кирпич-сырец. Использовались также глина, тростник и дерево. Камень применялся лишь как отделочный материал. К этой эпохе относится тип дворцовых фасадов. Лучше сохранились культовые и мемориальные постройки: святилища, молельни и мастабы. В этот период сложились некоторые приемы оформления: вогнутые карнизы, орнаментальные фризы (живописные или скульптурные), оформление дверного проема глубоким уступом.

Архитектура Древнего царства – «время пирамид»

В этот период было создано мощное централизованное государство под властью фараона, который считается сыном бога Ра, это продиктовало и основной тип архитектурного сооружения – гробницу. Создаются самые большие по размерам царские гробницы-пирамиды, над сооружениями которых десятками лет трудились не только рабы, но и крестьяне. Пирамиды свидетельствуют о том, что в Древнем Египте этого времени были хорошо развиты точные науки и ремёсла.

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре
Ступенчатые пирамиды возводили и другие фараоны III династии. К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания – солнечный храм, который обычно строили на возвышении и обносили стеной.

Заупокойный храм Сети I в Абидосе

Архитектура Среднего царства

После того как Ментухотеп I в 2050 г. до н. э вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив, начала господствовать психология индивидуализма: каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Возникла идея равенства после смерти, это сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Гробницы типа мастаба стали излишней роскошью. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы – каменной плиты, на которой были написаны магические тексты.
Но фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, хотя размеры их уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился способ кладки. Основа – 8 капитальных каменных стен. От этих стен под углом в 45º отходили другие 8 стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами. К восточной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шёл крытый переход к храму в долине. В настоящее время эти пирамиды представляют собой груды развалин.

Заупокойный храм фараона Ментухотепа II
Появился и новый тип погребальных сооружений: усыпальницы. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком; по центру пандус вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колонный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида. Её основанием служила естественная скала. С западной стороны находился открытый двор. Гробница фараона размещалась под колонным залом.

Архитектура Нового царства

В архитектуре и искусстве Нового царства главную роль начинают играть Фивы. В них строятся пышные дворцы и дома, великолепные храмы. Слава города сохранялась в течение многих веков.
Строительство храмов велось в трех основных направлениях: наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

Фасад скального храма Рамзеса II

Архитектура Позднего царства

С эпохи XXVI династии Фивы утрачивают свое политическое и художественное значение, и новой столицей Египта становится город Саис. Архитектурные памятники саисского периода почти не сохранились. В немногих сохранившихся присутствуют наземные и скальные сооружения, некоторые элементы храмовой архитектуры: гипостили, пилоны, цепочки зал.
Гипости́ль – поддерживаемый колоннами большой зал храма или дворца с многочисленными, регулярно поставленными колоннами.

Большой гипостильный зал в Карнаке (Египет)
В архитектуре эпохи персидского владычества происходит постепенный отказ от типа монументальных ансамблей; храмы становятся гораздо меньше по размерам. Сохраняется тип классической колоннады времен Нового царства, но заметно возрастает пышность и детальная разработка декора.
После завоевания Египта греками происходит синтез местной художественной культуры с традициями античности.

Храм в Филе – свидетельство эволюции традиций древнеегипетского искусства в период эллинизма

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта самобытна и строго канонически регламентирована. Она создавалась и развивалась, чтобы представить древнеегипетских богов, фараонов, царей и цариц в физической форме. Статуи богов и фараонов ставились на всеобщее обозрение обычно на открытых пространствах и вне храмов. Самое сакральное изображение бога находилась в храме. Сохранилось много резных статуэток. Такие фигурки делались из дерева, алебастра, более дорогого материала. Деревянные изображения рабов, животных и имущества клали в гробницы для сопровождения умерших в загробном мире.

Статуи Хатшепсут и Тутмоса III (Карнак)
Существовало также множество изображений Ка в могилах простых египтян, в основном из дерева, некоторые из них сохранились. Ка – дух человека, существо высшего порядка, божественная жизненная сила. После смерти человека Ка продолжал своё существование внутри гробницы и принимал подношения.
Ка изображали в виде человека, на голове которого помещены поднятые руки, согнутые в локтях.
Ка имели и неодушевленные предметы. Боги имели по нескольку Ка.
Канон создания древнеегипетской скульптуры: цвет тела мужчины должен был быть темнее цвета тела женщины, руки сидящего человека должны были быть исключительно на коленях. Правила изображения египетских богов: бога Гора следовало изображать с головой сокола, бога мертвых Анубиса – с головой шакала и т.д. Скульптурный канон Древнего Египта существовал 3 тыс. лет.
Расцвет скульптуры малых форм начался в искусстве Среднего царства. Хотя оно по-прежнему было связано с погребальным культом, но статуэтки уже покрывались грунтом и расписывались, создавались целые многофигурные композиции в круглой скульптуре.
В Новом царстве активно начала развиваться монументальная скульптура, назначение которой стало выходить за пределы погребального культа. В фиванской скульптуре Нового царства появляются черты индивидуальности. Например, портретные изображения Хатшепсут. Хатшепсут – женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Хатшепсут закончила восстановление Египта после нашествия гиксосов и воздвигла множество памятников по всему Египту. Она наряду с Тутмосом III, Эхнатоном, Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII является одним из самых известных египетских правителей.

Хатшепсут
В искусстве Нового царства появляется также скульптурный групповой портрет, в особенности изображения супружеской четы.
Новшеством стало изображение фигур целиком в профиль, что прежде не допускалось египетским каноном. Новым был и факт сохранения в портрете этнических черт. Лирическое начало проявляется в амарнских рельефах, исполненных естественной пластики и не содержащих канонических фронтальных изображений.
Кульминацией развития изобразительного искусства справедливо считаются произведения скульпторов мастерской Тутмеса. К их числу принадлежит и известная голова царицы Нефертити в синей тиаре.

Бюст Нефертити. Новый музей (Берлин)
Неферти́ти – «главная супруга» древнеегипетского фараона XVIII династии Эхнатона (ок. 1351-1334 до н. э.). Считается, что никогда ранее Египет не порождал такой красавицы. Её называли «Совершенная»; её лицо украшало храмы по всей стране.
В скульптуре Позднего царства навыки древнего высокого мастерства скульптуры отчасти угасают. Вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего царства. Скульптуры птолемеевского периода в основном также выполнены в традициях египетского канона. Но эллинистическая культура повлияла на характер трактовки лица, появляется бо́льшая пластичность, мягкость и лиризм.

Статуя Осириса. Лувр (Париж)

Живопись Древнего Египта

Все скульптурные изображения в Древнем Египте ярко раскрашивались. Состав краски: яичная темпера, вязкие вещества и смолы. Настоящая фреска не использовалась, только «фреска a secco» (настенная живопись, выполняемая по твёрдой, высохшей штукатурке, вторично увлажнённой. Используются краски, растёртые на растительном клее, яйце или смешанные с известью). Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Чаще всего так раскрашивали маленькие статуи, особенно деревянные.
Многие египетские картины сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта. Картины создавались, чтобы улучшить жизнь покойному в загробном мире. Изображались сцены путешествия в загробный мир и встречу в загробном мире с божеством (суд Осириса).

Часть Книги мёртвых из Ахмима, изображающий суд Осириса (IV-I вв. до н. э.)
Часто изображалась земная жизнь усопшего, чтобы помочь ему заниматься тем же в царстве мертвых.
В Новом царстве вместе с умершим стали хоронить Книгу мёртвых, что считалось важным для загробной жизни.

Книга мёртвых

В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя. Позже подобные тексты стали записывать и в гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний записывались уже на поверхности саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее их записывали на папирусных свитках илина коже. Эти свитки и получили название «Книги мёртвых»: нагромождение молитв, песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в Книгу мёртвых проникают элементы морали.

Суд Осириса

Это 125-я глава, в которой описывается посмертный суд Осириса (царя и судьи загробного мира) над умершим. К главе иллюстрация: Осирис с короной и жезлом сидит на троне. Наверху изображены 42 бога. В центре зала стоят весы, на которых боги взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян). На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть усопшего, легкая или обремененная грехами, а на другой Правда в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало чудовище Амат (лев с головой крокодила).
На суде покойный обращается к Осирису, а затем к каждому из 42 богов, оправдываясь в смертном грехе, которым тот или иной бог ведал. В этой же главе содержится текст оправдательной речи.

Боги взвешивают сердце покойного (Книга мёртвых)
Основными цветами живописи в Древнем Египте были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Список величайших достижений Древнего Египта.

Известно ли вам, что древние египтяне были очень развитым для своей эпохи народом, которые подарил миру огромное количество изобретений, построек и знаний. Именно о них пойдет речь в этой статье.

Пирамида Хеопса

Самым важным достижением древних египтян принято считать постройку знаменитой пирамиды Хеопса (Хуфу). Высота этой пирамиды достигала 146 метров, сейчас она несколько ниже, но все же представляет собой массивное сооружение, заслуживающее восхищения. Пирамида состояла из невероятно большого количество мраморных блоков прямоугольной формы. Средний вес одного такого блока достегает 2, 5 тонн, но есть и намного более тяжелые камни, самый тяжелый весит 35 тонн. Удивительные технологии египтян помогли построить эту гениальной сооружение.
Однако сейчас, среди некоторого числа людей ходит мнение, что египтяне не могли построить подобное строение, так как просто не имели технологий для этого. Но исследования показали, что все же они обладали подобными технологиям.
Сейчас пирамида Хеопса считается одним из семи чудес света. Но самое главное то, что это единственное чудо света, которое дожило до наших дней.
Поспели египтяне и в строительстве кораблей. Они делали корабли из обычных досок, перетянутых ремнями. А между досками они помещали траву либо же камыш, для того, чтобы не было щелей куда бы подала вода. Такие корабли были очень легкими и очень длинными. Строительство таких кораблей было довольно быстрым, а они были прочными для плаванья по Нилу и для дренажного плаванья вокруг побережья Египта.

Ирригационная система

Одним из самых уникальных достижений египтян является ирригационный канал Абу-Симбел. Поскольку могущественная река египтян – Нил, разливалась нерегулярно, им был необходим постоянный источник воды и мула, для того, чтобы выращивать обильное количество пшеницы, ячменя и других культур. Чтобы сохранить урожай, было решено прорыть большое количество каналов, по которым из Нила бежала вода. Таким образом египтяне могли выращивать растения различных культур на протяжении всего года.

Качественная керамика

Похвастаться египтяне могли и производством качественной керамики. Благодаря гончарному кругу они могли производить огромное количество отличных изделий из керамики. Количество таких изделий было настолько много, что их использовали не только в собственных нуждах, но и большое количество изделий из керамики было направлено на экспорт в другие государства.

Достижения в математике

Как теперь известно, египтяне была очень талантливыми математиками и умело использовали эти знания в своей жизни. Жители Древнего Египта могли не только додавать и отделять, но делить и умножать.
Однако самым важным было то, что они могли определять площадь и объем. А это сыграли ключевой фактор при постройке египетских пирамид, в том числе и при постройке знаменитой пирамиды Хеопса.

Изобретение календаря

Древние египтяне были тем народом, которые первыми изобрели календарь. Вычислили количество месяцев и дней египтяне с помощью датировки разлива Нила, а также при сезон сбора урожая.
Интересно, что после завоевания Египта Римской империей, римляне присвоили себе это открытые. Юлий Цезарь был тем человеком, который захватил Египет и в его честь был назван од из месяцев года – Июль. Тысячи лет тому назад было изобретено такое простое, казалось на первый взгляд изобретение, без которого мы не представляем свою жизнь.

Медицина в Египте

Как показали последние археологические находки, египтяне кое-что понимали в медицине и имели большие познания в анатомии человека. Они могли совершать такие сложные операции как трепанация черепа, операции на глазах, ампутация конечностей и так далее. Лечили правда они различными маслами и травами. От серьезных болезней они, конечно, не помогали, но слабую хворь могли побороть, да и были они отличным средством профилактики.
Они также придумали первые антибиотики. Хлеб, если долго пролежит покрывается плесенью и вот приложив эту плесень к ране, египтяне дезинфицировали их, а они сами быстрее затягивались.

Изобретение папируса

Раньше люди могли писать только на твердых поверхностях, вроде глиняных досточек или стенах, но египтянами был придуман прототип бумаги – папирус. Его делали из стеблей лотоса, и он быть очень прочным, что позволяло храниться ему тысячелетия. Даже сейчас надписи на папирусе имеют отличное состояние и их можно прочесть без проблем, если конечно вы знаете древнеегипетский язык.
Вот такие они – египтяне. Как видите, на основе выше написанного можно прийти к выводу, что египтяне были очень развитым народом, даже для нашего времени. Они внесли огромный вклад в развитие многих наук, а их данными и достижениями пользуемся и мы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

АНО ВПО "Новый Сибирский Институт"

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

"Основные достижения Древнего Египта"

Выполнил: студентка группы

Психология 1 курса

Филатова Т.Н.

Проверил преподаватель

Горина А.В.

План

Введение

Основные достижения:

1. Древнее царство

2. Среднее царство

3. Новое царство

Заключение

Список литературы

Введ е ние

С древних времен людей привлекало все неизведанное, таинственное, ранее не встречавшееся. Люди стремились узнать больше о том, чего ранее не видели, с чем до определенного момента не «сталкивались». Я выбрала данную тему, потому что для меня неизведанным является Древний Египет; в своем реферате я подробней постараюсь рассказать о достижениях в области искусства Древнего Египта разных периодов. О достижениях в промышленной и технической областях я расскажу в общем.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти 3000 лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

1. Древнее царство (2600-2150 до н. э.)

В эпоху Древнего царства Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы - пирамиды . Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах. К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.). Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Одним из "семи чудес света" называли пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина (28 в. до н.э.) в Гизе. Их образ воплотил величие и дерзновенную смелость человеческого замысла противопоставить векам деятельность своих рук и разума.

Пирамида Хеопса

Египетская пирамида Хеопса в Гизе - древнейшее и вместе с тем единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Свое название она получила по имени ее создателя - фараона Хеопса (около 2551 - 2528 до Р. Хр.). Из-за своих огромных размеров ее иногда называют Большой пирамидой и помещают первой в списке чудес света. Ее высота составляет 146,6 м, что примерно соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн. Как сообщает греческий историк Геродот (490 - 425 г. до Р. Хр.), строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса.

Юный фараон Хеопс отдал приказ о строительстве пирамиды сразу же после смерти своего отца Снофру. Как и все предыдущие фараоны со времен Джосера (примерно 2609 -2590 до Р. Хр.), Хеопс хотел быть погребенным после своей смерти в пирамиде.

Прежде чем первый из блоков, из которых сложена пирамида, был вырублен в каменоломне на восточном берегу Нила, были проведены сложные подготовительные работы: нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды (вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн) - грунт должен был быть прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Сначала выровняли площадку. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом. Переплыв на лодках на другой берег Нила, мужчины направлялись в каменоломню, где вырубали каменную глыбу, обтесывали ее с помощью кувалд, клиньев, пил и буравов и получали блок нужных размеров - со сторонами от 80 см до 1,45 м. Используя канаты и рычаги, каждая группа устанавливала свой блок на деревянные полозья и на них по бревенчатому настилу перетаскивала его к берегу Нила. По наклонному въезду шириной 20 м полозья с каменным блоком при помощи канатов и рычагов затягивали на верхнюю площадку строящейся пирамиды. Затем начиналась самая опасная работа: укладки "пирамидона" - верхнего блока высотой девять метров, волоком затянутого наверх по наклонному въезду. Так через двадцать лет завершилось возведение корпуса пирамиды, которая состоит из 128 слоев камня. Однако на этом работа не закончилась: ступени были заложены камнями, так что поверхность пирамиды стала хотя и не вполне гладкой, но уже без выступов. В завершение работ четыре треугольные внешние грани пирамиды были облицованы плитами из ослепительно белого известняка. Края плит были пригнаны так точно, что между ними невозможно было вставить даже лезвие ножа. Внешние плиты были отполированы до зеркального блеска с помощью самых твердых шлифовальных камней. По свидетельству очевидцев, на солнце или при лунном свете гробница Хеопса загадочно сверкала, как огромный светящийся изнутри кристалл. " Однако пирамида Хеопса не состоит сплошь из камня. Внутри нее находится разветвленная система ходов, которая через большой ход длиной 47 м, так называемую большую галерею, ведет к камере фараона - помещению длиной 10,5 м, шириной 5,3 м и высотой 5,8 м. Она целиком облицована гранитом, но не украшена никаким орнаментом. Здесь стоит большой пустой гранитный саркофаг без крышки. Саркофаг был внесен сюда еще во время строительства, так как он не проходит ни в один из ходов пирамиды.

Искусство

Неотъемлемую часть храма и гробниц составляли статуи фараонов, знати, придворных писцов. Все они были выполнены в рамках строгих канонов. Люди изображались в спокойных, полных неподвижного величия позах, словно застывшие в веках. Вместе с тем, скульптура Древнего царства отличается острым реализмом, огромной внутренней энергией. Индивидуализированные лица портретируемых еще более оживлялись яркой раскраской, инкрустацией глаз горным хрусталем и эбеновым деревом. По традиции мужская статуя раскрашена красно-коричневой краской, женская - желтоватой, волосы - черной, одежда - белой.

Рельефы и росписи, украшающие стены гробниц, также связаны с заупокойным культом. Рельефы обычно плоски, почти не выступают над поверхностью стены. Силуэт фигур ясен и графичен. Для рельефов Древнего царства типичен принцип фризового развития сюжетов, разворачивающихся сцена за сценой. Та же чистота линий, сдержанность и спокойная ясность ритмов. В росписях стен применялись обычно золотистые, оранжево-красные, зеленые, синие и бирюзовые краски, нанесенные на сухую поверхность. Часто специальные углубления заполнялись цветными пастами, похожими на инкрустацию. Обобщенные контурные линии подчеркивали плоскость стены, монументальную целостность ансамбля.

В мастерской у кожевника и ткача

Существенное место среди ремесел занимали обработка кожи и изготовление из нее различных предметов обихода. Из кожи делали ремни, служившие для прикрепления к рукоятке рабочей части многих орудий (топоров, тесел, мотыг), для скрепления частей плуга и деталей мебели, бурдюки для воды, кошели, мешки, чехлы и футляры для свитков папирусов и драгоценных изделий, пергамент, сандалии, щиты и колчаны, а с Нового царства - детали боевых и парадных колесниц, конские сбруи.

В глубине одной из мастерских открыта дверь в небольшой дворик, на котором группа мужчин занята обработкой шкур. Один кладёт в большой глиняный сосуд шкуры для вымачивания, а двое других принялись за обработку вымоченных шкур. Один кожевник очищает шкуру от мездры; в руке он держит инструмент с несколькими остриями, похожий на гребень. Его сосед удаляет с кожи скребком шерсть. Очищенные шкуры снова кладут вымачивать в другие сосуды. В самой мастерской работники заняты обработкой совершенно готовых, чистых и вымоченных шкур. Часть их промазывают густым слоем жира, а затем начинают мять. Жир впитывается в поры кожи, и она становится гибкой и мягкой. Другие шкуры" просто растягивают, вырезают из них куски нужной формы и натягивают их на приготовленные деревянные остовы; так получаются щиты, колчаны, передки и бока колесниц. Всё это высушивается на солнце. Высохнув, кожаные предметы становятся твёрдыми и прочными. Из кожи обработанной жиром, делают сандалии, ремни, конские уздечки, ошейники для собак. Добавив красящие вещества, получают цветную кожу.

Одним из древнейших видов египетского ремесла было ткачество, которое развивалось из плетения корзин. В мастерской ткачи пряли изготовленное в сельских местностях льняное волокно. Сначала волокно растягивают между двумя палочками и получают тонкую нить. Затем её скручивают, а скрученные нити, так называемую «ровницу», ссучивают с помощью веретена в одну нить пряжи.Веретено представляет собой деревянный стерженёк с надетым на него каменным или глиняным пряслицем, оно помогает веретену вращаться долго и равномерно.

Прядильщики вращают в руках веретёна и ссучивают пряжу из нескольких нитей.

Столярное

Египтяне с древнейших времен умели изготовлять доски и тонкую фанеру.

Согласно распространенному мнению, в распил доски вставляли клин, на верхнем конце которого закреплен камень-противовес. Клин служил якобы для расширения распила по мере продвижения пилы, поскольку египтянам был еще неизвестен ее развод (поочередное отгибание зубьев в обе стороны), необходимый для предотвращения зажимания пилы распиливаемыми частями ствола.

Столяры строгали доски медным теслом, которое заменяло древним египтянам рубанок. Долотом-стамеской выдалбливали паз на доске или колоде, по рукоятке долота били колотушкой. Пазы выдалбливали для шипов, посредством которых соединяли отдельные части деревянных изделий.

Ремесло гончара

Одним из древнейших производств в Египте было гончарное. Изготовление керамической посуды началось с размешивания ногами глины, политой водой, к которой иногда добавляли мелкорубленую солому - для уменьшения вязкости глины, скорейшего высыхания и предотвращения при этом чрезмерной усадки сосуда. Формовка сосудов в неолитический и додинастический периоды производилось вручную, позднее в качестве вращающейся подставки стали применять круглую циновку - предшественницу гончарного круга. Под ловкими пальцами формовщика глиняная масса принимала формы горшков, мисок, чаш, кувшинов кубков, больших сосудов с остроконечным или закругленным дном. В росписи нового царства сохранилось изображение большого глиняного конуса, сформованного на гончарном круге, - сосуд делают из его верхней части, которую отделяют от конуса бечевкой. При изготовлении больших горшков формовали сначала нижнюю его часть, а затем верхнюю. После того как сосуд был сформован, его сначала сушили, а затем обжигали. Первоначально это делали, вероятно, прямо на земле - на костре.Цвет керамики зависел от сорта глины, облицовки (ангоба) и обжига. Для ее изготовления употребляли глину в основном двух сортов: коричнево-серого цвета с довольно большим количеством примесей и серую известковую почти без органических примесей.

Водный транспорт

Судостроением в Египте занимались с древнейших времен, но первоначально лодки и небольшие суда, предназначенные для плавания только по Нилу или в протоках Дельты, связывали из стеблей папируса.

Заслуживает внимания указание Геродота, что древнеегипетские суда не имели ребер, т. е. строились без шпангоута. Это подтверждают сохранившиеся лодки и изображения строительства судов. Древнеегипетские суда были построены не только без шпангоута, но и без киля и имели малую осадку, поскольку предназначались для плавания по реке, где отмели были не редкостью. Ко времени Древнего царства судостроители в результате длительного опыта выработали определенный стандарт для частей корпуса судна. Большая часть речных и все морские суда были не только приспособлены под весла, но и снабжены парусами. На судах Древнего царства мачта высотой в 3/4 длины судна ставилась ближе к носу, благодаря чему корму приходилось делать выше носа, как у папирусных лодок. Но уже со времени VI Династии мачты стали делать из одного шеста. Длинный парус был укреплен на мачте с помощью одной реи и привязан внизу к борту. Полагают, что египетские суда были проконопачены, иначе они дали бы течь при спуске на воду. При конопачении части корпуса перевязывали бечевками, сплетенными из волокна папируса. Когда смазка на всех стыках хорошо просыхала, тройной ряд бечевки на носу и корме, видимо, снимали, поскольку перевязи не видно на изображениях готовых судов.

Среднее царство (1950-1785 до н. э.)

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив - Карнаке и Луксоре - один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники. К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но - при должной подготовке - и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян. Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками - гиксосами.

Искусство (21-18 века до н.э.)

Первым из памятников, ознаменовавших поиски новых архитектурных образов, была усыпальница Ментухотепов в Дейр-эль-Бахри близ Фив. Здесь была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, положено начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму с двумя террасами и широким пандусом, расположенному среди диких гор, сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах. Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные статуи правителей, как бы вышедших из темноты храмов и охраняющих их. Нововведением были пилоны - две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм. В скульптуре новые искания проявились особенно остро во второй половине Среднего царства. Усилилась резкая властность черт правителей. Величавая ясность образов Древнего царства сменилась напряженностью. Темы рельефов стали разнообразнее. Новые сюжеты занимают все более важное место в искусстве, наполняют его все большей конкретностью. В живописи, украшавшей стены гробниц и храмов, также обнаруживаются попытки преодолеть старые композиционные схемы. Строгие, полные величавого покоя фризы сменяются более свободно сгруппированными сценами, краски становятся нежнее и прозрачнее. Росписи исполняются темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетается в них с зеленью трав, белизной одежд, голубизной цветов. Не ограничиваясь локальными тонами, мастера пользуются смешанными красками, наложенными то густо, то еле уловимо. Контуры обозначаются то резко, то нежно, отчего по-прежнему плоские силуэты становятся легче и живописнее.

Прорыв в металлообработке. Новые технологии

От времен XII династии сохранилось немало предметов, в которых зафиксирован определенный результат попыток придания меди нужных качеств: твердости, износостойкости, прочности. Во времена правления потомков Аменемхета I стали использовать сплав меди с оловом, который по качеству сходен с бронзой; с оловом медь начинают сплавлять в конце Переходного периода. Очаги «бронзового» производства практически все расположены достаточно близко к месторождениям, олова. Кроме изменений в структуре металла, из которого приготовлялись орудия труда, происходит обогащение номенклатуры изделий. В Среднем царстве значительно усложнилось устройство металлических инструментов, многое свидетельствует о комплектности использования одной и той же основы для проведения различных работ в быту производстве. Появляются съемно-накладные приставки изделию, и, сменяя насадки, можно было теперь, к примеру, скрести, сверлить и зачищать отверстия. Можно отметить улучшение конструктивных свойств известных издревле и, казалось бы, практически не поддающихся усовершенствованию предметов. Однако постепенно медь в качестве I общего эквивалента вытеснялась в период Среднего царства золотом и серебром. Объединение страны сделало возможным варьирование материала, поиск наиболее подходящего для нужд строительства. Чаще всего по-прежнему используют известняк, но вместе с тем растет применение красного гранита, алебастра и песчаника.

Стекло

В период Среднего царства произошел еще один технологический прорыв египетской цивилизации - освоено стеклоделие. Этим обогащались возможности ювелиров, людей занимавшихся изготовлением посуды и врачеванием. Как самостоятельный материал стекло стали использовать со времени XVII династии. Состав стекла был близок к современному (силикат натрия и кальция), но оно содержало мало кремнезема и извести, больше щелочи и окиси железа, благодаря чему могло плавиться при более низкой температуре. Оно большей частью совсем не пропускало света, иногда просвечивало, еще реже - было прозрачным. В древнем Египте применяли так называемое "катанное" стекло. Его плавили в тиглях, и только после второй плавки оно приобретало достаточную чистоту. В лучших мастерских имелись старые мастера, владевшие секретами составления цветных стекольных масс. Путём опытов мастера устанавливалась различная окраска стекла, получалась от добавления в массу красителей. Для получения белого цвета надо было прибавлять окись олова, для жёлтого - окись сурьмы и свинца; марганец давал фиолетовый цвет, марганец и медь - чёрный; медь в различных пропорциях окрашивала стекло в синий, бирюзовый или зелёный цвет, другой оттенок синего получался от прибавления кобальта.

Водный траспорт

Водный транспорт широко использовался еще во времена Древнего царства. Однако во времена Среднего царства стали строить более крепкие корпуса кораблей, что достигалось за счет уменьшения размеров отдельных частей судна и увеличения их количества. Мачту стали устанавливать посредине судна, и парус делали не продольный как ранее, а поперечный, укрепляя и натягивая его между двумя реями.

Новое царство (1570-1075 до н. э.)

Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком - поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время. Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. Больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше - его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля.

Искусство (16-11 века до н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени.

В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли. Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила ко входу - каменному пилону - грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетсткие храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня. Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы.

В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими.

Искусство амарны

В начале 14 века до н.э. фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу. Единым божеством было провозглашено само солнце - Атон. Лучшие произведения амарнского периода отличаются проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни, полны внутреннего обаяния. Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния.

Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов.

Строительство

Это время в основном характеризовалось широким строительством и многочисленными военными походами. В соответствии с древней религиозной доктриной фараоны считались существами божественной природы, " детьми великих богов мироздания" и поэтому являлись объектами религиозного почитания. Особенно последовательно это соблюдалось в отношении Рамсеса II. В некоторых храмах имелись даже изображения Рамсеса II , совершающего поклонения самому себе как богу. Одними из самых замечательных храмов являются два пещерных храма в Абу-Симбеле. Высота одного из них - тридцать три метра, ширина - тридцать восемь метров, глубина - шестьдесят пять метров. У входа в храм возвышаются четыре двадцатиметровых колосса, каждый из которых изображает Рамсеса II. Гигантские статуи как бы охраняют древнее святилище. Неизвестный ваятель увековечил также всех детей фараона, расположив их у ног Рамсеса II. Все оформление храма было обусловлено одной идеей - всеми возможными способами превознести могущество великого фараона. В выборе места для храма древние строители руководствовались особенностями окружающей местности, а также удобством расположения храма: когда храм освещается первыми лучами солнца, гигантские скульптуры внезапно окрашиваются темно-красным цветом и кажутся особенно рельефными на фоне отбрасываемых ими иссиня - черных теней. Прославлению военных побед фараона посвящены рельефы гипостиля. На восточной стене помещены традиционные изображения - Рамсес убивает перед богами группы пленных, направо от входа - ливийцев, налево - нубийцев.

Еще один известный египетский храм периода Нового Царства - Луксорский храм в Фивах. Он чарует посетителей красотой своих коллонад и рельефов. Храм не был построен при каком-то одном фараоне. Каждый из державных владык Египта считал своим долгом принять участие в украшении обители главного египетского бога Амона-Ра. Храм постоянно перестраивался, иногда даже разрушались целые залы, чтобы построить еще более грандиозные.

Помимо зданий храма и дворца на территории Рамессеума стояло много других построек. Огромное место занимали кладовые. Бесконечными рядами тянутся здесь сложенные из кирпича длинные сводчатые помещения, сгруппированные в особые, тщательно охранявшиеся комплексы, которые почти вплотную окружали храм с севера, запада и юга. Они имели различное назначение и соответственно различное оформление.

Транспорт. Колесницы

Во времена Нового царства расцвела новая отрасль деревообделочного ремесла - изготовление колесниц. В XVI в. до н. э. египтяне вывезли из Сирии ханаанские двухколесные колесницы и лошадей как военную добычу.

Легкие колесницы использовали как боевые, а позднее - как гоночные при охоте на быстроногую дичь.Колесницы почти целиком сделаны из дерева.Открытый сзади кузов состоял из полукруглой гнутой деревянной рамы, затянутой кожаным плетением, и закругленною передка. Спереди колесница поддерживалась подпоркой, скрепленной кожаными ремнями с дышлом. Легкая гоночная колесница имела только деревянный остов. Кузов царских выездных и боевых колесниц спереди и в нижней части был обтянут кожей или холстом, украшен позолотой, росписью по наложенной штукатурке, усыпан драгоценными и полудрагоценными камнями.Для придания устойчивости на поворотах кузов укрепляли на оси так, что оба конца последней выступали по сторонам кузова. Если в начале XVIII династии египетские колесницы еще напоминали своей формой ханаанские, то с XIV в. до н. э. Египетские мастера сумели найти новую форму наиболее устойчивых колесниц. С этого времени их опыт стали заимствовать иноземные мастера.

Заключение

Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события Древнего Египта? Какое влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории в целом?

Исходя из всего вышесказанного, я сделала вывод, что достижения Древнего Египта по праву можно назвать ценнейшими мировыми открытиями. Благодаря развитию столярной и металлургической областей совершенствовались орудия труда, оружие, мебель, а также система строительства. По мере увеличения темпов строительства стали появляться, и в дальнейшем получили широкое развитие, архитектурные школы. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое и воплотилось в храмовом строительстве. С момента появления первого наземного транспорта обширно начало развиваться сельское хозяйство и строительство; водный транспорт имел огромное значение в военных походах, благодаря которым осваивались множество новых территорий. Кроме того, в Древнем Египте активно развивалась экономика, право и медицина (египтяне достигли больших успехов в области анатомии благодаря технике бальзамирования).

Список используемой литературы

А. Белов, Н. Петровский. «Страна Большого Хапи» Ленинград 1973 г.

2. И.А. Стучевский. «Рамсес II и Херихор». Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов» Москва, 1984 г.

3. «Всемирная история» том I (глава: Перепелкин Ю.Я., «Египет Древнего царства»), Москва, 1955.

4. Ганс Райхардт. «Семь чудес света», 1996 г.

5. А. Эрман, «Жизнь в Древнем Египте»

6. Cавельева Т.Н., «Как жили египтяне во времена строительства пирамид», Москва, 1971.

Подобные документы

    Египет в эпоху раннего и древнего царства, образование развитых неолитических общин. Объединение долины Нила в единое государство. Период Среднего царства, деление Египта, набеги ливийцев и кочевников. Эпоха нового царства и возвышения фиванских царей.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Особенности Египта периода раннего царства. Номовый аппарат управления. Характерные черты государства в переходный период. Особенности труда земледельца Среднего царства. Главные направления внешней политики Египта 1554-1075 гг., правящие династии.

    учебное пособие , добавлен 09.04.2014

    Рассмотрение государственно-политической структуры среднеегипетского царства, характеристика его социальной структуры и социальных отношений. Обстоятельства, приведшие к расцвету Египта в Эпоху Среднего царства. Причины покорения страны гиксосами.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2013

    Внешняя политика Египта периода Нового царства, реформа Эхнатона. Расцвет экономики, социальные отношения, архитектура и скульптура эпохи расцвета. Структура государственного управления. Египет при XIX и XX династиях. Взлет и падение Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2009

    История Египта в период Нового Царства. Основатели XIX династии. Характеристика и основные направления внешней политики фараонов в Египте; война Рамсеса II с хеттами. Причины расцвета экономики и анализ упадка XIX династии периода Нового царства.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Политическая история Египта в эпоху Среднего Царства. Борьба Гераклеополя и Фив. Государственное управление и завоевательная политика. Восстание бедняков и рабов. Завоевание Египта гиксосами. Социально-экономическое положение и общественные отношения.

    реферат , добавлен 27.11.2010

    История древнеегипетского государства: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царство. Организация оросительного дела в Нильской долине как одна из основных задач государства Раннего царства. Характеристика основных черт права Древнего Египта.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Социальная структура древнеегипетского общества и особенности социально-имущественных отношений. Роль фараона в организации и функционировании системы государственного управления. Правление ХVIII династии как начало могущества Египта эпохи Нового царства.

    дипломная работа , добавлен 27.05.2015

    История открытия гробницы Эхнатона. Периодизация истории Древнего Египта. Реформа Эхнатона как важнейшее событие эпохи Нового Царства. Внутренняя политика Эхнатона. Пантеон богов Древнего Египта. Проблема монотеистичности религиозной реформы Эхнатона.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2009

    История и этапы возникновения додинастического и династического периодов. Самые известные фараоны Древнего Египта. Культура: язык, литература, музыка, искусство. Боги Древнего Египта. Египетские пирамиды. Загадочный Сфинкс. Загробный мир Египтянина.

Лучшие статьи по теме