Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Теплоснабжение
  • Характеристика тесея. Тесей (Тезей) - греческий герой, победитель Минотавра, царь Афин. Тесей и Пирифой в подземном царстве Аида

Характеристика тесея. Тесей (Тезей) - греческий герой, победитель Минотавра, царь Афин. Тесей и Пирифой в подземном царстве Аида

Тезей - легендарный афинский царь (около ХIII в. до н. э.). Ему приписываются объединение Аттики, разделение граждан на евпатридов, геоморов и демиургов. Согласно преданиям, Т. совершил много подвигов, в том числе победил Прокруста, Минотавра, участвовал в войне с амазонками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Тесей (Тезей)

греч. ?????? Theseus)

легендарный афинский герой, сын царя Эгея и трезенской царевны Этры (Эфры). По преданию, Т. освободил Аттику от владычества критского царя Миноса; отправившись вместе с обреченными на съедение Минотавру юношами и девушками на Крит, он проник при помощи царской дочери Ариадны в подземелье-лабиринт и убил чудовище Минотавра. Плутарх сообщает о проведенном Т. синойкизме - объединении разрозненной на роды и племена Аттики и об установлении единого политического центра в Афинах. Однако некоторые исследователи считают синойкизм явлением более позднего времени. Предание приписывает Т. также разделение всего населения Аттики на три сословия: эвпатридов (родовая знать), геоморов (земледельцы) и демиургов (ремесленники); два последние составляли афинский демос (народ).

Либан Н.Н. Древняя Греция и Тезей // ВИ. 1969. № 2.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Национальный герой Афин; сын Эфры, царевны Трезена, и Эгея или (и) Посейдона. Считалось, что Тесей - современник Геракла и некоторые их подвиги сходны. Тесей был воспитан в Трезене; когда он вырос, Эфра приказала ему сдвинуть скалу, под которой он нашел меч и сандалии, оставленные ему Эгеем. Затем он пережил опасные приключения, отправившись в Афины не морем, а сушей. Он убил разбойников - Прокруста, Синида, разрывавшего свои жертвы с помощью гибких стволов сосен; Скирона, который сталкивал путников со скал в море; убил наводящую ужас кроммионскую свинью и совершил много других подвигов. Когда же он наконец прибыл в Афины, жена Эгея, Медея, опасаясь, что у ее сына будет отнята власть, уговорила мужа, не узнавшего юношу, отравить его. Однако на пиру Тесей вынул отцовский меч, чтобы разрезать мясо, и Эгей узнал сына. Эгей объявил Тесея своим наследником и изгнал Медею. Вскоре Тесей добровольно отправился на остров Крит с ежегодной данью - несколько юношей и девушек, - посланной царю Миносу. Там он убил Минотавра и увез с собой Ариадну, по пути оставив ее на острове Наксосе (по другой версии, ее похитил Дионис). Во время Плутарха сложный "журавлиный" танец, имитирующий повороты критского лабиринта, был еще хорошо известен. Тесей объединил общины Аттики под управлением Афин. Имя Тесея упоминается почти в каждой известной легенде. Он бьш участником охоты на Калидонского вепря, гостеприимно принял в Афинах изгнанного Эдипа, похитил царицу амазонок, от которой имел сына Ипполита, он также тайно увез из отцовского дома тринадцатилетнюю Елену, которую во время отсутствия Тесея выкрали ее братья - Диоскуры. Тесей Принимал участие в битве лапифов и кентавров на свадьбе его близкого друга Пирифоя, спускался с ним в Аид, пытаясь похитить Персефону, за что был прикован к скале, но позже освобожден Гераклом. Тесей умер на острове Скирос, и его останки были перенесены и торжественно погребены в Афинах в 476 до н. э. Он почитался в Аттике как герой и создатель Афинского государства и после смерти продолжал покровительствовать этому городу, и его видели сражающимся на стороне греков в битве при Марафоне во время греко-персидских войн (490). Большинство этих сюжетов изложены Плутархом в "Жизнеописаниях". Тесей часто упоминается в аттической классической литературе; на фресках в Помпеях и в Геркулануме он победитель Минотавра.

Сюжеты из жизни Тесея используются и в поздние времена: "Тесей находит оружие своего отца" - картина Пуссена и "Тесей и поверженный Минотавр" - одна из первых работ Кановы в неоклассическом стиле. Поэма Боккаччо "Тесеида" была вольно изложена Чосером в его "Рыцарской повести" - истории Паламона и Арцита, братьев по оружию, рыцарственных двойников Тесея и Пирифоя. Описание двора Тесея - "герцога Афин" - Шекспир использовал для своей драмы "Сон в летнюю ночь". Расин в "Федре" увидел Тесея как человека, устрашенного кровавыми последствиями своей просьбы покарать оклеветанного Ипполита, но он еще не приобретает там того символического значения, которое ему придал Андре Жид в "Тесее". Здесь он возвысился над страстью к приключениям и аморальным любовным связям; потеряв жену и глубоко любимого сына, он находит смысл жизни в мудром и справедливом правлении.

(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие про миф, мифологическое время. Особенности мифов.

Миф - это рассказ о сверхъестественных существах, которые объясняют происхождение мифа и его элементы.

Мифология - 1) Наука, которая изучает мифы, верования и обряды.

2) Система верований и обрядов

3) Система мифов

Особенности мифов:

Древний человек воспринимал миф как правду

Миф явление сакральное

Функция мифа в отличие от сказки (развивать и поучать) - объяснять

Особые персонажи (таблица)

Синкретическое явление

Миф отражает взгляд на мир, на этику, эстетику, историю, философию

Мифы сохранили архетипы

Самые древние - этимологические

Самые поздние - космогонические

Мифологические архетипы и персонажи мифов

Термин архетип возник в эпоху античности. Мифологические архетипы отражают способность человека обобщать и делать вывод. А теперь смотри таблицы.

Мифы о героях (Геракл, Тесей, Персей, Ясон, Одиссей)

Персей

У царя Акрисия была дочь Даная. Акрисию было предсказано, что он погибнет от руки сына Данаи. Чтобы избежать такой судьбы, построил подземные покои и заключил в них свою дочь Данаю. Зевс полюбил её и проник в покои в виде золотого дождя. У них родился сын Персей. Акрисий узнал об этом и заключил Данаю с сыном в ящике и отправил в море. Рыбак Диктрис случайно вытащил ящик на берег и ответ Данаю с Персеем к его брату царю Полидекту. Со временем Полидект замыслил взять Данаю в жены, однако Персей заступился за мать. Царь решил погубить его и отправил Персея за головой горгоны Медузы. Персей справился с этой задачей. Ему активно помогали боги Гермес и Афина (Гермес дал острый меч, а Афина блестящий щит, в котором всё отражалось). От нимф Персей также получил подарки: шлем властителя Подземеного царства Аида, который делает невидимым любого, кто его оденет, сандалии с крыльями, с помощью которых можно быстро носиться по воздуху и сумку, которая расширялась и сжималась в зависимости от того, что в ней лежало. Обмундировавшись, Персей отправился к Горгонам. Когда он прибыл на остров горгон, Гермес подсказал ему, кто именно является Медузой (из трех горгон смертная была лишь она + они были похожи друг на друга). Одолев опасного противника, Персей отправился домой. Убийство Медузы – самый важный подвиг Персея. По пути домой герой превратил великана Атласа в камень за то, что тот не принял его как гостя (из-за предсказания). Также Персей спас Андромеду, которая должна была искупить вину хвастливой матери, прогневавшей морских нимф. Посейдон наслал на Андромеду чудовище (гигантскую рыбу), однако Персей защитил ее. Вместе с Андромедой вернувшись к царю Полидекту, Персей превратил его в камень, так как тот не поверил, что герой смог одолеть Медузу и попросил доказательств. Во время состязаний в метании тяжелого диска Персей стал невольным убийцей своего деда. Так и сбылось предсказания оракула.



Тесей.

Царя Эгея, правившего в Афинах долгое время, печалило лишь одно: у него не было детей. Оракул Аполлона дал Эгею неясный ответ. Царь Питфей разгадал тайну ответа и понял, что у Эгея родится сын, который станет великим героем. Питфей дал свою дочь Эфру в жены Эгею и у них родился ребенок, однако это был сын бога Посейдона. Когда Тесей вырос, он смог сдвинуть скалу, под которой Эгей оставил ему свой меч и сандалии. По пути в Афины молодой герой одолел великана Перифета (сына бога Гефеста), сгибателя сосен Синида, громадную дикую свинью, разбойника Скирона, а также других жестоких разбойников. Главный подвиг Тесея – убийство минотавра, жившего в лабиринте на острове Крит. Он сделал это благодаря острому мечу и клубку ниток, которые дала ему Ариадна, дочь царя Миноса. Погибает Тесей после долгого заточения в царстве Аида от рук царя-предателя, который не желал отдавать ему его владения и столкнул Тесея в море.

Геракл

Геракл является сыном Зевса и простой смертной. Когда могучий герой жил в Фивах, Гера наслала на него страшную болезнь. Геракл лишился разума и в припадке убил всех своих детей и брата. После этого Геракл отправился к Аполлону, что ему делать. Бог сказал ему отправиться на родину и 12 лет служить Эврисфею.

1 подвиг: немейский лев.



2: лернейская гидра

3: стимфалийские птицы

4: керинейская лань

5: эриманфский кабан и битва с кентаврами

6: скотный двор царя Авгия

7: критский бык

8: кони Диомеда

9: пояс Ипполиты

10: коровы Гериона

11: Кербер

12: Яблоки Гесперид

Ясон

Ясон был воспитан кентавром Хироном в пещере. Когда ему исполнилось 20 лет, Ясон решил вернуться в родной Иолк, чтобы вернуть власть, а правил в то время Пелий, который забрал власть у отца Ясона. Однако Пелий, затаив злобу в сердце, попросил Ясона умилостивить подземных богов и завладеть золотым руном в Колхиде. Ясон собрал многих героев. Их корабль назывался Арго. Афина и Гера приняли героев под свою защиту. По пути аргонавты посетили остров Лемнос. Также они побороли шестируких великанов, которые хотели заградить аргонавтам выход из залива. В Колхиде Ясон говорит царю Эету, что исполнит любую службу, если тот отдаст руно. Эет просит Ясона распахать поле, посвященное Аресу, плугом, в который запряжены огнедышащие быки.

Герой Тесей - сын царя Эгея. - Прокрустово ложе. - Медея хочет отравить Тесея. - Нить Ариадны в лабиринте Минотавра. - Ариадна, покинутая Тесеем. - Черные паруса: миф о названии Эгейского моря. - Амазономахия. - Тесей и Пирифой в царстве теней. - Смерть Тесея.

Герой Тесей - сын царя Эгея

Главным героем почти всех героических афинских мифов является Тесей . Афиняне хотели воплотить в Тесее, подобно тому, как сделали доряне с Гераклом, все подвиги и великие дела афинского мифологического цикла. Но афинский герой Тесей никогда не пользовался такой славой у всех греков, как Геракл, хотя для придания славы и блеска имени Тесея ему приписывали подвиги, являющиеся точной копией с .

Тесей - сын афинского царя Эгея и Эфры, потомок . Тесей родился близ Трезены, и его воспитал дед его, мудрый Питфей. обучал Тесея верховой езде, стрельбе и разным гимнастическим упражнениям.

Эгей, отправляясь в Афины, положил под большой и тяжелый камень свой меч и сандалии и сказал своей жене, чтобы она прислала к нему Тесея тогда только, когда он сдвинет с места этот камень и найдет меч и сандалии.

Шестнадцатилетний Тесей поднял камень, вооружился мечом, надел сандалии и отправился в Афины искать отца и славы.

Античный барельеф, находящийся в музее Кампанском, изображает молодого героя Тесея, окруженного родными, поднимающим камень.

Подходя к Афинам, Тесей был осмеян толпой молодых афинян за свою длинную одежду, считавшуюся у древних афинян признаком изнеженности. Герой Тесей, которого назвали красной девушкой, решил не показываться отцу Эгею, прежде чем не покроет славой свое имя.

ПРОКРУСТОВО ЛОЖЕ

Все окрестности Афин были в ту мифическую эпоху населены разбойниками, которые грабили и убивали прохожих и наводили на страну ужас своими злодеяниями.

Прежде всего Тесей отправился в Эпидавр, где свирепствовал злодей Перифет. Перифет убивал всех прохожих медной дубиной. Герой Тесей убил Перифета и взял себе его дубину.

Затем Тесей отправился на Коринфский перешеек и убил там другого разбойника - Синиса. Разбойник Синис обладал привычкой всех попавших ему в руки путников привязывать за руки и ноги к верхушкам двух деревьев. Тесей подверг Синиса той же участи. На нескольких античных вазах и барельефах изображен этот подвиг героя. Тесей там же учредил в честь бога (Нептуна) Истмийские игры. Возвращаясь с Коринфского перешейка, близ Элевсина Тесей убил страшную кроммионскую свинью Фэю, пожиравшую людей.

Злодей Прокруст обладал не менее оригинальной манией. Прокруст, по-видимому, хотел, чтобы все люди на свете были с ним одинакового роста. У Прокруста было ложе, на которое он клал своих пленников. Если оказывалось, что пленники Прокруста не помещались на Прокрустовом ложе, то он рубил им головы или ноги. Напротив, если Прокрустово ложе оказывалось слишком длинным, разбойник Прокруст вытягивал ноги своих пленников силой, пока не отрывал их.

Убив и Прокруста, Тесей отправился воевать со Скироном, который сбрасывал ограбленных им путников с вершины скалы на песчаный берег моря. Там разбойник Скирон держал черепах, которых откармливал человеческим мясом. Тесей точно так же отдал Скирона на съедение черепахам.

Таким образом, возмездие, это примитивное выражение правосудия у древних греков, играет видную роль во всех мифах о подвигах Тесея. Герой Тесей является в мифах древней Греции, подобно Гераклу, поборником правды, охранителем закона, покровителем угнетенных и грозным противником всех врагов человечества.

Очистив Аттику от злодеев, Тесей решил, что может предстать теперь пред отцом своим Эгеем, и отправился в Афины.

Медея хочет отравить Тесея

Царь Афин Эгей находился тогда в полной зависимости от волшебницы Медеи, с которой Эгей вступил в брак.

Медея опасалась влияния героя-сына на Эгея. Видя, что Эгей не узнаёт Тесея, Медея уговорила царя подать чужестранцу во время пира кубок с отравленным вином.

К счастью для Тесея, герой вынул свой меч, чтобы разрезать мясо, и отец Эгей, узнав его по мечу, вырвал у Тесея кубок, который герой уже собирался поднести к устам. Жестокая Медея принуждена была бежать из Афин.

На многих античных барельефах воспроизведена сцена этого пира. Эгей вырывает кубок у Тесея, а Медея стоит вдали, ожидая действия отравленного ею напитка.

Нить Ариадны в лабиринте Минотавра

Тесей помог отцу Эгею отделаться от племянников, оспаривавших у него афинский престол. Затем Тесей отправился искать дикого марафонского быка, опустошавшего страну. Тесей привел марафонского быка живым в Афины и принес его в жертву Аполлону. Этот марафонский бык, пойманный Тесеем, был не что иное, как , пойманный в свое время Гераклом, а затем отпущенный им на волю.

Вернувшись в Афины, Тесей был поражен печалью, которая там господствовала. На его вопросы Тесею отвечали, что пришло время отправлять дань на остров Крит царю Миносу.

Несколько лет тому назад Минос обвинил Эгея в том, что Эгей убил его сына, и упросил , своего отца, наказать всю страну Эгея. Повелитель богов наслал на нее чуму. Спрошенный афинянами оракул сказал, что чума прекратится лишь тогда, когда они обещают ежегодно посылать на остров Крит семь девушек и семь юношей на съедение чудовищу Минотавру, сыну Пасифаи, жены Миноса, и быка. Теперь наступило время посылать в третий раз эту дань.

Тесей вызвался добровольно отправиться в числе юношей и убить чудовище Минотавра. Исполнить это обещание было нелегко, потому что Минотавр обладал необычайной силой. Кроме того, царь Минос, не желая выставлять его напоказ, держал Минотавра в , построенном изобретателем Дедалом. Кто из смертных попадал в лабиринт Минотавра, не мог уже выйти из него, до того запутаны были там все входы и выходы.

Тесей, сознавая всю опасность предприятия, отправился перед отъездом за советом к оракулу Аполлона, который в свою очередь посоветовал Тесею прибегнуть к покровительству богини .

Афродита внушила Ариадне, дочери Миноса, любовь к прекрасному герою. Ариадна дала Тесею клубок ниток. Конец нити Ариадны оставался у нее в руках для того, чтобы Тесей мог потом по этой путеводной нити найти выход из лабиринта. Тесею удалось, благодаря его ловкости, убить страшного Минотавра и, благодаря нити Ариадны, выбраться из лабиринта.

В благодарность за свое избавление Тесей выстроил богам храм в Трезене.

По мнению многих ученых - исследователей мифологии, победа Тесея над Минотавром является как бы символом того, что древнегреческая религия, делаясь все более мягкой и человечной, стала стремиться к уничтожению человеческих жертв.

Античное искусство довольно часто изображало победу Тесея над Минотавром. Из новейших художников Антонио Канова изваял на эту мифологическую тему две скульптурные группы, которые находятся в музее в Вене.

Ариадна, покинутая Тесеем

Когда Тесей покинул остров Крит, за ним последовала Ариадна, дочь Миноса. Но Тесей, не желая, вероятно, навлечь на себя недовольство афинян вступлением в брак с чужестранкой, покинул Ариадну на острове Наксосе, где увидал бог Дионис.

Такое вероломство героя мифов древней Греции по отношению к девушке, спасшей ему жизнь, является очень неясным и необъясненным поступком в мифологии.

Одни мифы говорят, что Тесей так поступил, повинуясь приказанию , другие же рассказывают, что сам Дионис просил Тесея не увозить далеко Ариадну, которую он себе выбрал в супруги.

Миф об Ариадне, покинутой Тесеем, послужил темой для многих произведений античного искусства. В Геркулануме нашли на стене живописное изображение, представляющее Ариадну на берегу; вдали удаляется корабль Тесея, а бог Эрот, стоя подле Ариадны, проливает слезы вместе с нею.

Когда в начале XVIII века распространилась мода писать портреты современных лиц, придавая им атрибуты и позы героев античной мифологии и окружая их соответствующей обстановкой, французский художник Ларгильер изобразил современную актрису Дюкло в образе Ариадны, но в платье с фижмами и с огромным султаном из перьев на голове.

Черные паруса: миф о названии Эгейского моря

Рассеянность Тесея была причиной смерти Эгея: сын обещал отцу, если победит Минотавра, заменить черные паруса корабля белыми, но забыл это сделать. Царь Эгей, видя возвращающийся корабль Тесея с черными парусами и полагая, что его сын погиб, бросился с высокой башни в море, которое стало с тех пор называться Эгейским.

Амазономахия

Тесей, вступив на престол отца, занялся в первое время устройством своего государства, а затем отправился с Гераклом в поход против .

Тесей вступил в брак с царицей амазонок Антиопой, от которой у него был сын Ипполит. Но, вернувшись на родину, Тесей покинул амазонку Антиопу, чтобы жениться на Федре, сестре Ариадны.

Разгневанные амазонки решили мстить за оскорбление, нанесенное Тесеем их царице, и сделали набег на Аттику, но были побеждены и уничтожены. Эта война с амазонками (амазономахия), которую афиняне считали одним из важнейших фактов в их героической истории, воспроизведена на бесчисленных памятниках античного искусства.

Тесные узы дружбы связывали Тесея с царем лапифов Пирифоем, пригласившим его вместе с другими знатными афинянами на его свадьбу с Гипподамией. Во время свадебного пира произошла знаменитая , из которой Тесей вышел победителем.

Пирифой помог Тесею похитить Елену, но братья ее отняли сестру у Тесея и отдали в супруги спартанскому царю Менелаю.

Пирифой, в свою очередь, попросил Тесея сойти с ним в жилище Плутона и помочь ему похитить богиню Персефону, к которой Пирифой питал сильную любовь. Нелегко было исполнить подобную просьбу, но дружба налагает известные обязанности. Тесею волей-неволей пришлось согласиться и сойти в Аид вместе с Пирифоем.

Эта попытка, однако, окончилась для друзей не только печально, но и постыдно, потому что боги, разгневанные подобной дерзостью, покарали Тесея и Пирифоя следующим образом. Придя в Аид, оба друга присели отдохнуть на камнях; когда же Тесей и Пирифой захотели встать, то, несмотря на все усилия, не могли этого сделать. Друзья Тесей и Пирифой, по воле богов, прилипли к камням, на которых сидели в .

И только Геракл, когда пришел в Аид доставать Кербера (), упросил бога Плутона разрешить ему освободить Тесея.

Что же касается до царя лапифов Пирифоя, то Геракл даже не подумал о том, чтобы вывести и его из столь затруднительного и неловкого положения.

Смерть Тесея

Тесей окончил весьма печально свое земное поприще: он отправился на Скирос посетить царя Ликомеда, который, завидуя силе и храбрости Тесея, решил его погубить. Царь Скироса Ликомед столкнул Тесея со скалы, и славный герой погиб.

В Афинах находились две знаменитые картины, изображавшие Тесея. Одна из них была написана Паррасием, а другая Эвфранором. Художник Эвфранор говорил, что Тесей Паррасия питался розами, тогда как его Тесей питался мясом.

Это меткое замечание, говорит римский писатель Плиний Старший, очень характерно и верно определяло направление двух соперничавших художественных школ древней Греции.

До наших же дней сохранилась прекрасная античная статуя Тесея.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с древнегреческого и латыни; все права сохранены.

Тесей, Тезей — в древнегреческой мифологии сын афинского царя Эгея и Эфры, 10-й царь Афин.

Имя Тесей указывает на силу. Тесей принадлежит к поколению героев до троянской войны. Рождение Тесея необычно. Со стороны отца Тесей имел среди предков автохтона Эрихтония, рожденного из семени Гефеста землей и воспитанного Афиной, и автохтонов Краная и первого аттического царя Кекропа. Предки Тесея — мудрые полузмеи-полулюди. Однако сам Тесей — представитель чистого героизма, он одновременно сын человека и бога. Со стороны матери Тесей происходит от Пелопы, отца Питфея, Атрея и Фиеста, а значит от Тантала и, наконец от самого Зевса.

Будучи бездетным, Эгей отправился к оракулу, но не мог разгадать его ответ. Зато оракул был разгадан трезенским царем Питфеем, который понял, что власть в Афинах будет принадлежать потомкам Эгея, и, напоив гостя, уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой. В ту же ночь с ней сблизился Посейдон или же сочетался с ней накануне на острове Сферос. Таким образом, сын, рожденный Эфрой, имел (как положено великому герою) двух отцов — земного Эгея и божественного Посейдона.

Подвиги Тесея

Уходя от Эфры, Эгей просил воспитать будущего сына, не называя имени отца, и оставил ему свой меч и сандалии, с тем чтобы, возмужав, Тесей в сандалиях отца и с его мечом отправился в Афины к Эгею, но так, чтобы об этом никто не знал, так как Эгей боялся козней Паллантидов (детей младшего брата Палланта, претендовавших на власть из-за бездетности Эгея). Эфра скрывает истинное происхождение Тесея и Питфей распространил слух, что мальчик рожден от Посейдона (самого почитаемого в Трезене бога). Когда Тесей вырос, Эфра открыла ему тайну его рождения и велела, взяв вещи Эгея, отправляться в Афины к отцу.

Еще до ухода из Трезена Тесей, став юношей, посвятил прядь волос богу Аполлону в Дельфах, тем самым как бы вручая богу самого себя и заключая с ним союз. Тесей отправился в Афины не легким путем — морем, а по суше, через Коринфский перешеек, по особенно опасной дороге, где на пути от Мегары до Афин путников подстерегали разбойники, дети и потомки чудовищ. Тесей убил Перифета, Синса, кроммионскую свинью, Скирона, Керкиона, Прокруста и Дамаста. В Афинах царь Эгей попал под власть волшебницы Медеи, нашедшей у него приют и надеявшейся, что её сын от Эгея Мед получит право на престол.

Тесей явился в Афины как освободитель от чудовищ, прекрасный юный герой, однако не был узнан Эгеем, которому Медея внушила опасения к пришельцу и заставила опоить юношу ядом. За трапезой Тесей вытащил свой меч, чтобы разрезать мясо. Отец узнал сына и отшвырнул чашу с ядом.

Тесею также пришлось бороться с 50-ю Паллантидами, которым он устроил засаду. Истребив двоюродных братьев и изгнав их союзников, Тесей утвердился себя как сын и наследник афинского царя. Тесей прославил себя как достойный наследник царской власти и во время столкновения Афин с критским царем Миносом, требовавшим раз в девять лет дани 7-ю юношами и 7-ю девушками как искупление за смерть своего сына Андрогея.

Когда Минос приехал в третий раз за данью, Тесей решил отправиться сам на Крит, чтобы померяться силой с чудовищным Минотавром, на съедение которому обрекали жертвы. Корабль отправился под черным парусом, но Тесей повез с собой запасным белый, под которым он должен был вернуться домой после победы над чудовищем. По пути на Крит Тесей доказал Миносу свое происхождение от Посейдона, достав со дна моря перстень, брошенный Миносом. Тесей и его спутники были помещены в лабиринт, где Тесей убил Минотавра. Из лабиринта Тесей и его спутники вышли благодаря помощи Ариадны, влюбившейся в Тесея. Ночью Тесей с афинской молодежью и Ариадной тайно бежали на остров Наксос. Застигнутый там бурей Тесей, не желая везти Ариадну в Афины, покинул её, когда она спала. Однако Ариадну похитил влюбленный в нее Дионис. По версии ряда мифографов Тесей был вынужден оставить Ариадну на острове, поскольку ему во сне явился Дионис и сообщил, что девушка должна принадлежать ему. Тесей отправился дальше, забыв переменить паруса, что и стало причиной гибели Эгея, бросившегося в море, когда он увидел черный парус и тем самым уверился в смерти сына. По легенде, именно поэтому море называется Эгейским.

Другие подвиги Тесея

Тесей участвовал в Калидонской охоте, а также в битве с кентаврами, бесчинствовавшими на свадьбе Пирифоя, ближайшего друга Тесея. Но его не было среди аргонавтов, так как в это время он помогал Пирифию добыть себе в жены богиню царства мертвых Персефону. Этим поступком Тесей переступил меру возможного, установленного богами для героев, и тем самым стал ослушником и дерзостным героем. Он так и остался в Аиде, где навеки был прикован к скале Пирифой, если бы не Геракл, который спас Тесея и отправил его в Афины.

Столь же дерзким поступком Тесея было похищение им Елены, отбитой братьями назад и позднее ставшей причиной Троянской войны. Вернувшись из своего похода в царство Аида, он нашел престол занятый Менесфеем. Тесей вынужден был отправиться в изгнание, не сумев усмирить своих врагов. Он тайно переправил детей на Эвбею, а сам, проклявши афинян, отплыл на остров Скирос, где у отца Тесея когда-то была земля. Но царь Скироса Ликомед, не желая расстаться со своей землей, коварно убил Тесея, столкнув его со скалы.

Исторический прототип

Евсевий Кесарийский в своей хронографии называет Тесея 10-м царём Афин, правившим 30 лет после Эгея с 1234 по 1205 гг. до н. э. Плутарх в жизнеописании «Тесей» приводит свидетельства реального существования такого древнего царя в Афинах. Многие подробности взяты Плутархом от Филохора, автора III века до н. э.

В правление Тесея афиняне убили сыня Миноса Андрогея, за что должны были платить дань Криту афинскими мальчиками. Однако Тесей сам отправился на состязание, учреждённое Миносом в память о погибшем сыне, и победил в борьбе сильнейшего из критян Минотавра, в результате чего дань мальчиками отменили.

Тесей собрал афинян, живших разбросанно по их стране, в единую общину, стал действительным основателем Афин. Вот как об этом пишет Плутарх («Тесей»):

«Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны, их с трудом удавалось созвать, даже если дело шло об общем благе, а нередко между ними разгорались раздоры и настоящие войны. Обходя дем за демом и род за родом, он объяснял повсюду свой план, простые граждане и бедняки быстро склонялись на его увещания, а людям влиятельным он сулил государство без царя, демократическое устройство, которое ему, Тесею, даст лишь место военачальника и стража законов, в остальном же принесет всем равенство, — и одних сумел уговорить, а другие, страшась его отваги и могущества, к тому времени уже немалого, предпочли уступить добром, нежели покориться принуждению. Он воздвиг единый, общий для всех пританеи и дом совета в нынешней старой части города, город назвал Афинами (…) Стремясь еще увеличить город, Тесей призывал в него всех желающих, предлагая права гражданства (…) Но он не допустил, чтобы беспорядочные толпы переселенцев вызвали в государстве смешение и расстройство - он впервые выделил сословия благородных, землевладельцев и ремесленников, и благородным предоставил судить о богопочитании, занимать высшие должности, а также учить законам и толковать установления божеские и человеческие, хотя в целом как бы уравнял меж собою все три сословия. О том, что Тесей, по словам Аристотеля, первым проявил благосклонность к простому люду и отказался от единовластия, свидетельствует, по-видимому, и Гомер, в „Перечне кораблей“ называющих „народом“ одних только афинян».

Тесей похитил одну из амазонок, Антиопу, из-за чего амазонки вторглись в Аттику, и только с большим трудом афиняне разгромили воительниц. После смерти Антиопы Тесей взял в жёны Федру и имел от неё сына Ипполита. Затем Тесей в возрасте уже за 50 лет с друзьями отправился в Эпир за дочерью царя молоссов (эпирского племени), где был схвачен и брошен в тюрьму. Когда он смог вернуться в Афины, то нашёл недовольный народ, подстрекаемый против него Менесфеем. Потерпев поражение в борьбе с врагами, Тесей удалился на остров Скирос, и там погиб, то ли убитый царем Скироса Ликомедом, то ли просто сорвавшись со скалистого обрыва.

По Евсевию Тесей был изгнан из Афин остракизмом, правилом против тирании, которое он же первым и ввёл в качестве закона. Афинский трон занял Менесфей.

В цикле мифов о Тесее под легендарной оболочкою скрываются исторические факты, хотя патриотическая фантазия афинян внесла в эти сказания много заимствованного из других мифов, сильно прикрасила их, и перенесла на своего племенного героя многое, бывшее результатом позднейшего культурного развития. Мифический Тесей – представитель того греческого племени, которое занимало Трезенскую область, северный берег Пелопоннеса, Истм, Мегару, Аттику и Эвбею и общим именем которого впоследствии стало название ионийцев . Посейдон Потрясатель (Посейдон Эгей), бывший главным местным богом на Истме, был отцом Тесея; Афина и Аполлон покровительствовали ему. В мифе Тесей пошел в Афины из Трезен, древнего ионийского города, основал на Истме в расчищенном сосновом лесу служение Посейдону, учредил в честь ему состязания и воинские игры, на которых афиняне продолжали пользоваться правами особенного почета и в исторические времена, когда Мегара и Истм уж давно были заняты другим племенем, дорийским. Согласно мифу, Тесей освободил Афины и Мегару от ига финикиян, представителем которых в легенде является критский царь Минос; он изгнал из Греции финикийское служение богу солнца Молоху и богине любви Ашере -Астарте и соединил прежние мелкие независимые, общины одного племени в одно государство, столицею которого стал древний укрепленный город Кекропия.

Амазонки, от нашествия которых освободил Аттику мифический Тесей, тоже олицетворяют собою финикийско-сирийское богослужение. Далее мы увидим, что во всех тех местностях Малой Азии, где по греческим легендам жили амазонки , находились знаменитые святилища сирийской богини плодородия; в которых одетые в мужское платье и вооруженные женщины исполняли военные пляски, а толпы служительниц храма, иеродул, совершали фантастические обряды. Едва ли можно сомневаться в том, что мифы о победе Тесея над амазонками и над марафонским быком – отголоски преданий о вытеснении восточных обрядов и жертвоприношений греческими культами Посейдона и Афины , олицетворяемыми в Тесее. В Аттике были «амазонские могилы», старинные памятники, около которых группировались народные рассказы о нашествии амазонок; поэты и художники развивали эти народные предания о воинственных девушках, и впоследствии времени мифическая победа Тесея над амазонками стала обозначать победу эллинизма над востоком.

Миф о том, что Тесей соединил, всю Аттику в одно государство, вероятно, тоже основан на исторических фактах. Дело очень возможное, что какой‑нибудь воинственный царь старинного укрепленного города на Илиссе – афинского Акрополя – покорил другие мелкие государства, на которые была разделена Аттика, принудил жителей соседних общин переселиться к подошве Акрополя, а общины, менее близкие, заставил признавать свою власть. Мифы о Тесее говорят, что он учредил праздник Синекий (соединения поселений), сделал старинный афинский праздник жатвы праздником государственного единства («Панафинейским», то есть «Всеафинским» праздником). Миф приписывает Тесею и то установление, что в Афинах могут селиться греки из других областей, что они, хотя и не будут иметь прав афинских граждан, но будут пользоваться покровительством законов; этот миф делает Тесея установителем обычая, по которому издавна пользовались защитою законов метеки. При соединении мелких независимых общин в одно государство, население этого государства оказывается состоящим из людей разного облика, разных сословий и профессий; потому легенда говорила, что Тесей разделил жителей Аттики на сословия благородных людей (эвпатридов), земледельцев (геоморов) и ремесленников (демиургов). Этот миф так укоренился в памяти народа, что сохранилось и по возникновении позднейшего представления о Тесее, как основателе демократического устройства. Люди старинных и богатых родов, издавна занимавшихся военным делом, конечно, занимали привилегированное положение; эти благородные воины, бывшие товарищами царя на войне, конечно, были товарищами его и в управлении государством, в суде, на пирах в его дворце (Пританее). Когда Афины были уж республикою, в них считалось величайшей почестью обедать на общественный счет в правительственном дворце, который сохранял название Пританея. Обычай награждать людей этою почестью, вероятно, был остатком обычаев времен царей.

Итак, в основании мифа о Тесее лежали исторические предания. Впоследствии, сказания эти были украшены фантазиею поэтов, художников и заимствованиями из легенд о других героях, в особенности о Геракле. Основанием для прекрасного мифа о верной дружбе между Тесеем и Пирифоем могло быть то, что при вторжении горных племен в долину Пенея переселились в Афины два изгнанные пришельцами старые фессалийские рода, один из которых считался происходящим от Пирифоя. Было сказание, что когда афиняне сражались на Марафонском поле за свободу родины, из земли поднялся великан Тесей и бился впереди афинян, помогая им отразить азиатов, как некогда победил он быка, пришедшего на Марафонское поле с востока. Герой, основавший афинское царство, конечно, не мог не принять участия в самом славном из событий истории этого государства. Легенда о том, что Тесей сражался в Марафонской битве, увеличила популярность имени этого мифологического героя в афинском народе. И вероятно это оживление любви к Тесею было причиною того, что боги повелели афинянам перевезти его кости со Скироса, где умер он, в Афины. Орел показал гробницу Тесея афинскому посольству. В гробнице, подле костей великана лежали меч и копье его. Кости и оружие были привезены в Афины и торжественно похоронены в городе. Над этой гробницею был построен храм Тесея и украшен превосходными скульптурными изображениями его подвигов. Был установлен ежегодный праздник Тесея. Рабы и другие преследуемые, успевшие убежать в храм Тесея, находили там неприкосновенный приют себе.

Мифы о Тесее

Миф о рождении Тесея

Царь афинский Эгей, из рода Эрехтея, два раза вступал в брак, но ни от одной жены не имел детей. Стал он уже седеть, и приходилось ему встречать одинокую и безрадостную старость. И вот отправился он в Дельфы вопросить оракула о том, как стяжать ему сына и наследника престола? Оракул дал Эгею ответ темный, которого он никак не мог объяснить себе; поэтому из Дельф он и отправился прямой дорогой в Трезены, к славному своей мудростью царю Питфею: питал он надежду, что Питфей уяснит ему гадание оракула. Вникнув в слова предвещания, Питфей усмотрел, что афинскому царю суждено иметь сына, который доблестными подвигами своими стяжает себе между людьми великую славу. Дабы сделать причастным этой славе и свой род, Питфей выдал за афинского царя дочь свою Эфру, но брак этот счел нужным скрыть до времени от народа; и когда Эфра родила сына, Питфей распространил слух, что отец родившегося младенца – Посейдон, бог моря. Младенца назвали Тесеем, и дед усердно заботился о его воспитании. Эгей же, вскоре после бракосочетания с Эфрой, покинул Трезены и снова удалился в Афины: боялся он, чтоб его ближайшие родичи, пятьдесят сынов Палланта, не овладели его властью. Оставляя Трезены, Эгей закопал в землю под тяжелую каменную глыбу меч и пару сандалий и приказал жене своей Эфре: когда сын их вырастет и достигнет такой силы, что будет в состоянии сдвинуть с места глыбу камней – пусть она заставит его тогда достать зарытые в землю меч и сандалии и с этими знаками пришлет его в Афины. До тех же пор Тесей ничего не должен был знать о своем происхождении.

Миф о подвигах Тесея на пути в Афины

Когда Тесею исполнилось шестнадцать лет, мать повела его к камню, на котором он должен был испытать свою силу. Без труда приподнял юноша тяжеловесную глыбу и достал из-под нее меч и сандалии. Тогда открыла Эфра сыну, кто его отец, и велела отправляться к нему в Афины. Сильный и мужественный юноша тотчас же стал снаряжаться в путь. Мать вместе с дедом просили Тесея ехать в Афины морем, а не сухим путем: морской путь был безопаснее, а по сухому пути в Афины, на Коринфском перешейке, жило много чудовищных исполинов, бродило много диких зверей. В прежнее время Геракл очищал землю от нечистых чудовищ: он боролся с ними всюду; теперь же Геракл находится в Лидии, в невольничестве у Омфалы, и все дикие чудовища и злодеи, скрывавшиеся доселе из страха перед героем, свободно рыскают по свету и беспрепятственно совершают всякие злодеяния. Слушая речи матери и деда, юный Тесей решился взять на себя то служение, которому, прежде него, посвятил себя Геракл. Тесей был родня Гераклу по матери (Эфра и Алкмена были внучками Пелопса) и чувствовал в себе присутствие духа и силы великого героя, стяжавшего своими доблестями всемирную славу. С раннего детства Тесей избрал его себе образцом и с нетерпением ждал той поры, когда он будет в силах, подобно своему кумиру, вершить великие, геройские подвиги. Не хотелось ему также предстать перед отцом, не прославясь никаким великим делом: не по мечу и сандалиям – пусть по великим и славным делам узнает в нем и своего сына и потомка доблестного Эрехтея. Так думал Тесей и не отправился и Афины морем, а пошел более опасным, сухим путем.

Лишь только перешел Тесей границу царства своего деда и вступил в область Эпидавра, в темпом лесу набрел он на хищного исполина – Перифета. Нападая на путников, Перифет поражал их тяжелой железной палицей. Бестрепетно пошел к нему юноша навстречу и после недолгой борьбы одолел его и предал смерти. Железную палицу убитого врага Тесей взял себе и носил ее постоянно с собой – подобно тому как Геракл носил шкуру немейского льна. На Коринфском перешейке, в сосновом лесу, посвященном Посейдону, Тесей встретил другого хищника – Синиса. Прохожих, попадавшихся в его руки, Синис терзал и умерщвлял самым мучительным образом: пригнув к земле две сосны, он привязывал к их вершинам свою жертву, и сосны, выпрямляясь, разрывали тело несчастного страдальца. Тесей умертвил и этого хищника и на месте победы над ним, на Коринфском истме (перешейке), впоследствии, когда был уже царем в Афинах, основал в честь Посейдона Истмийские игры. Юная и прекрасная дочь хищного исполина бежала от Тесея и скрылась в пустынной стране, заросшей густым кустарником; прячась в кустах, она с детской простотой молила их сокрыть ее от чужеземца и обещала никогда не рвать с них ни одной ветви и не жечь их в огне. Тесей дружески призвал ее к себе, уверил ее, что он не сделает ей никакого зла, и принял на себя попечение о судьбе ее. Впоследствии он выдал ее за Дионея, сына эхалийского царя Эврита. Ее потомки никогда не жгли в огне ветвей тех кустов, которые дали некогда убежище в своей чаще их прародительнице.

Идя далее, Тесей пришел в густой Кромионский лес, в чаще которого обитал страшный вепрь, причинявший множество бед жителям окрестных местностей; Тесей обещал освободить их от страшилища и, отыскав вепря, умертвил его. Засим дошел он до границы Мегары, до так называемой Скиронской скалы. На вершине ее, на краю крутого обрыва к морю сидел великан и злодействовал над проходившими мимо него путниками: с наглыми ругательствами он заставлял их мыть ему ноги, и в то время когда они исполняли это дело, сталкивал их ногой со скалы в море; тела разбивавшихся о скалу путников пожирала исполинская черепаха. Тесей сбросил злодея самого в море. При Элевзине, недалеко от границ Мегары, выступил против юного героя исполин Керкион и заставил его биться с собой; исполин этот принуждал вступать с ним в бой всех проходивший мимо чужеземцев.

Тесей, опытнейший из бойцов своего времени, осилил Керкиона и умертвил его, власть же над страной передал Гиппофою – сыну Посейдона и Алопы, прекрасной дочери убитого Керкиона. Алопа при самом своем рождении была брошена отцом без призрения; кобылица вспоила ее молоком своим, а пастухи соседних стран были ее воспитателями. За Элевзином Тесей встретился со свирепым Дамастом, который зазывал прохожих к себе в дом и предавал их потом самой мучительной смерти. У него было ложе, на которое должны были ложиться попадавшие в дом его путники: если ложе было для них коротко, Дамаст обрубал им ноги; если же ложе было длинно – он бил и вытягивал путнику ноги до тех пор, пока ложе не приходилось ему в меру. Поэтому Дамаста звали также Прокрустом – вытягивателем. Тесей принудил самого его лечь на ужасное ложе, и так как исполинское тело Дамаста было длиннее ложа – герой обрубил ему ноги, и злодей кончил жизнь в ужасных мучениях.

После стольких подвигов и приключений, Тесей прибыл благополучно к потоку Кефиссу. Здесь он был дружески принят некоторыми из рода Фиталидов, которые очистили его от пролитой им крови и проводили до самого города.

Когда юный герой в длинной ионийской одежде, с красиво причесанными волосами проходил по улицам города, увидали его рабочие, строившие храм Аполлону, и стали насмехаться над "девицей, которая бродит по улицам одна, без провожатого". Разгневанный Тесей выпряг из стоявшей вблизи повозки быков и повозкой пустил в глумившихся над ним работников, сидевших вверху, па крыше храма. С изумлением и страхом увидали они тогда, что им приходится иметь дело не со слабосильной женщиной, и были весьма рады, когда Тесей, оставив их, пошел далее.

Тесей в Афинах

Чужестранцем вступил Тесей и дом своего отца и не был им узнан. В доме старого царя хозяйничала в то время злая и хитрая Медея; бежав из Коринфа, она прибыла в Афины и была здесь радушно принята Эгеем, которому обещала возвратить своими волшебствами силу юности. Медея узнала в пришельце Тесея – Эгеева сына и, боясь, чтобы он не вытеснил ее из дома своего отца, стала думать о том, как бы извести юношу. Она уверила слабого и боязливого царя, что прибывший в его дом чужестранец – соглядатай, подосланный врагами, и убедила старца отравить гостя за обедом. За столом Медея поставила перед юношей питье, в которое положена была отрава.

Тесей же, желая поразить отца внезапной радостью, вынул для резания мяса тот меч, по которому старик должен был узнать в нем своего сына. Обрадовался и ужаснулся тогда Эгей, быстро бросил он на пол кубок с отравой и крепко обнял сына, которого ждал с нетерпением так долго. Медея же сочла за лучшее немедленно оставить дом старика Эгея и бежать из пределов его царства.

Эгей тотчас представил сына собравшемуся народу и рассказал о его подвигах и приключениях, бывших с ним на пути. Радостно приветствовал народ юного героя, своего будущего царя. Скоро представился Тесею случай показать афинянам свое мужество и свою силу. Пятьдесят сынов Палланта, Эгеева брата, до сих пор находились в твердой уверенности, что по смерти их старого, бездетного дяди власть его перейдет в их руки. Теперь же, когда к старику неожиданно откуда-то прибыл сын, о котором никто ничего не знал до сих пор, надежда эта оказалась тщетной, и дикие Паллантиды в яростном гневе, с оружием напали на город, имея намерение убить старого царя и его сына и присвоить себе власть над городом. Подойдя к Афинам, Паллантиды разделились на два отряда: один отправился к городским воротам, другой сел в засаду. Последний отряд должен был напасть на Тесея с тыла во время борьбы его с передовыми Паллантидами. Проведал, однако, Тесей о плане врагов и начал с того, что отыскал тех из них, которые скрывались в засаде, и перебил всех их до последнего; остальные обратились после этого в бегство. Так избавлен был Эгей от притеснений и опасностей, которыми грозило ему постоянно властолюбие племянников; с тех пор дни его текли мирно. Вскоре после этой победы юный царевич оказал великое благодеяние и всем жителям Аттики. На полях марафонских свирепствовал страшный бык, о котором мы уже знаем из истории о Геракле. Бык этот был приведен Гераклом с Крита в Микены и отдан Эврисфею; бежав из Микен, он долго бродил по Элладе, пришел наконец в Марафонскую страну и стал здесь страшилищем и бичом людей и животных. Тесей поборол быка, привел его в Афины и принес здесь в жертву Аполлону.

Миф о Тесее и его сыне Ипполите

По смерти Эгея царем в Афинах стал Тесей. Мудрыми учреждениями и законами он установил в государстве такой порядок, что почитался истинным основателем Афинского царства. Правил он кротко, человеколюбиво, и царство его почиталось убежищем для всех утесненных и преследуемых. Так, кроме славы великого героя Тесей стяжал славу мудрого правителя. Но жажда подвигов, томившая его душу, не давала ему покоя и часто уводила его далеко за пределы Афинского царства. Он принимал участие в калидонской охоте, в походе аргонавтов и, вместе с Гераклом , ходил в страну амазонок. Во время последнего похода он взял в плен амазонскую царицу Антиопу, привел ее в Афины и здесь вступил с ней в брак. Войнолюбивые амазонки не могли перенести такого позора. Сильной ратью пошли они на Элладу, чтобы отомстить грекам за поражение и освободить из плена свою царицу. Они дошли до Афин и взяли приступом город; афиняне удалились в крепость, амазонки же расположились на холме Арея. На соседней равнине загорелась жаркая битва, в которой Антиопа, полная страстной любви к мужу, билась вместе с ним в рядах афинского войска до тех пор, пока, пораженная в грудь копьем, не пала к ногам супруга. Эта горестная для обеих сторон потеря ослабила ярость битвы и повела к торжественному примирению. По заключении мира амазонки отступили.

Антиопа родила Тесею сына Ипполита. Отец послал мальчика на воспитание в Трезену, к деду своему по матери Питфею. Вырос Ипполит и стал прекрасным юношей; много дев пылало к красавцу любовью. Но целомудренный юноша холоден был к красоте и любви; его подругой была чистая, девственная Артемида: вместе с ней блуждал он по лесистым горам, охотясь на ланей и вепрей, и пренебрегал дружбой с Афродитой. Гневом воспылала на него за это богиня любви и положила погубить гордеца, вселив нечистую любовь к нему в сердце мачехи его Федры. Федра была дочь Миноса, младшая сестра Ариадны. Тесей вступил с ней в брак, находясь в преклонных уже летах. Так была похожа Федра на свою старшую сестру, что когда Тесей ввел в свой дом молодую жену, ему казалось, будто он снова переживает счастливые дни юности и видит осуществление надежд и мечтаний своей молодости. Только то упустил из виду Тесей, что лета его не соответствовали летам молодой жены и что красота юности, которой он привлекал некогда любовь, давно уже миновала.

Однажды Ипполит пришел из Трезены в Афины на праздник Элевсинских таинств. Тут Федра увидала в первый раз своего пасынка: таким же красавцем был Тесей в лета молодости. С первой же встречи Федра горячо полюбила юношу – такова была воля Афродиты. Таила она свою страсть и старалась подавить ее, но бессильна была ее воля, не властна была она над собою. Когда Ипполит ушел опять в Трезену, Федра на высоком холме построила храм Афродите; здесь часто просиживала она но целым дням и, томимая страстью, смотрела на дальний берег, где жил ее пасынок. В скором времени Тесей должен был ехать вместе с нею в Трезену и пробыл там довольно долго. Близость прекрасного юноши еще больше усилила любовь к нему Федры. Она уже не хотела подавлять своей страсти: муки любви стали для нее наслаждением и счастьем. В то время как Ипполит упражнялся в единоборстве на арене, царица садилась под тень миртового дерева, на ступени храма Афродиты, стоявшего на ближнем холме, и отсюда, никем не зримая, любовалась красотой юноши и не сводила глаз с него, и когда мучения страсти становились невыносимы, царица, заливаясь слезами, рвала листья мирта и пронзала их булавкой. Так изводилось пагубной страстью ее болящее сердце; сохла она, и увядала ее краса. День и ночь томилась она в своем одиноком тереме, бледная и недужная, и наконец решилась умереть. Три дня отвергала она всякую пищу и, полуживая, недвижимо лежала на своем ложе, и никто не мог постичь причины ее страданий. Приходит наконец к царице ее старая кормилица и начинает расспрашивать о ее горе; несчастная царица открывает ей свою тайну. Хитрая кормилица, питавшая к своей госпоже безрассудную, слепую любовь, задумала открыть Ипполиту, как любит его мачеха, и убедить его не отвергать ее чувства. Узнав о намерении кормилицы, Федра не поощрила ее ни одним словом, но и не воспретила ей исполнения задуманного.

Ипполит только что возвратился из нагорных лесов, где охотился он со своими сверстниками. В их веселом обществе, воспевая хвалебные гимны, отправился он к храму защитницы своей девственной Артемиды. Украсив статую богини венком из цветов, он беззаботно пошел назад, в дом деда своего Питфея. Здесь встретила его старуха кормилица. Взяв с царевича клятву, что он не откроет никому того, что услышит от нее, старуха сообщила ему о страсти Федры и убеждала его не отвергать этой страсти. С ужасом и негодованием выслушал целомудренный юноша рассказ и предложение старухи и, возмущенный, проклиная всех женщин, тотчас удалился из дома и пошел в горы бродить по лесам – здесь, на лоне мирной, непорочно-прекрасной природы, искал он успокоения смущенной душе своей и не хотел возвращаться домой до тех пор, пока но вернется отец его, бывший в то время в Дельфах.

Когда узнала Федра о том, каким гневом воспылал Ипполит, слушая речи ее кормилицы, и как быстро скрылся он потом из дома, – стыд и отчаяние овладели душой несчастной царицы, и она решилась умертвить себя. Какими глазами стала бы она смотреть теперь на своего супруга и на юношу, ведавшего уже ее вину и гнушавшегося ее страстью? Одна только смерть – так казалось несчастной – может избавить ее от позора и искупить вину ее; смертью же думала она отомстить и тому, кто своим гордым презрением оскорбил и разбил ее сердце: не миновать и ему гибели, общая участь постигнет их обоих, и не будет он больше с гордым безучастием смотреть на злую судьбу ее. Удалясь в опочивальню, царица накинула на шею петлю и удавилась. Но перед смертью она написала на дощечке мужу, что в отсутствие его Ипполит делал покушение на ее честь и что смертью только могла она спастись от угрожавшего ей позора.

Украшенный лавровым венком, спокойно возвращался Тесей из Дельф, надеясь, что будет встречен радостными приветствиями домочадцев; но, подъехав к дому, он вопреки ожиданиям слышит вопли женщин и печальные крики рабов. Уж не умер ли престарелый Питфей, не случилось ли какого несчастья с каким-нибудь из малолетних царевичей? Только слышит он, что не Питфей умер – умерла Федра, сама наложила она на себя руки. Быстро входит он в дом, бросается к трупу и, отчаянный, горькими слезами оплакивает потерю жены – лучшей из всех жен на земле. Видит он в руке ее таблицу, – берет он эту таблицу и что же читает на ней? Собственноручно писала Федра мужу, что сын его Ипполит покушался на честь ее и что это покушение и было причиной ее самоубийства. Полный гнева и невыносимой скорби проклинает Тесей преступного сына, взывает к бурегонителю Посейдону: "Отец Посейдон! Ты любил меня всегда как сына и дал мне некогда обещание исполнить три мои желания; молю: покарай преступного; если не ложно было твое обещание, пусть не переживет он этого дня! Если же владыка Посейдон, – прибавил Тесей, – не ниспошлет в Аид моего сына, я изгоню его из пределов нашей земли: пусть в горе и нужде, тяготимый проклятиями отца, влачит он дни свои на чужбине".

Тесей пылал еще гневом, когда Ипполит возвратился домой. Ничего не зная о причине отцовского гнева, он с участием стал расспрашивать о том, что случилось в их доме. С невозмутимым спокойствием, в полном сознании своей непорочности защищался Ипполит от обвинений и упреков, которыми осыпал его отец, но, связанный клятвой, не мог он открыть истинной причины самоубийства Федры и не убедил отца в своей невиновности. Тесей изгнал сына из отечества. Проливая горькие слезы, Ипполит перед отходом еще раз торжественно призвал в свидетели своей невинности охранителя клятв Зевса и Артемиду, ведавшую непорочность его сердца.

Не зашло еще солнце того дня, как к Тесею явился гонец с вестью о гибели сына его Ипполита. С горькой усмешкой спросил ослепленный гневом отец: кто умертвил его сына? "Не пал ли он от руки врага, жену которого оскорбил так же, как жену отца своего?" – "Нет, – отвечал раб. – Собственные кони убили его, погубило его проклятие, которое изрек ты над ним, когда призывал на его голову кару Посейдона". – "О боги, о Посейдон! – воскликнул Тесей. – Милостив был ты ко мне в этот день, как отец внял мольбе моей и исполнил ее! Но скажи мне, вестник, как поразила преступного праведная кара гневного бога?" – "Были мы на берегу моря, – так начал рассказывать вестник, – мыли мы там и чистили коней Ипполита, и тут дошла до нас весть, что царевич навсегда изгнан тобой из родины. Вскоре за тем подошел к нам и сам Ипполит, сопровождаемый толпой опечаленных друзей, и подтвердил нам то, что слышали мы от других; потом велел он запрягать коней в колесницу: земля его предков стала теперь для него чужой землей. Когда кони были впряжены в колесницу, он взял в руки повода и сказал, воздев руки к небу: "Зевс-всевидец! Пусть поразит меня смерть, если я повинен в возводимом на меня беззаконии! Рано или поздно, при жизни моей или после смерти, пусть отец мой узнает, как несправедливо поступил он со мной!" С этими словами пустил он коней, мы же пошли вслед за ним по дороге к Эпидавру и Аргосу. Когда, миновав Трезену, прибыли мы к Саронскому заливу, на пустынный берег моря, мы услыхали раскаты грома, раздававшегося как будто из-под земли. Испуганные кони навострили уши, и в страхе стали мы озираться во все стороны, отыскивая, откуда выходили громовые звуки? Обратись к морю, мы увидали неслыханно высокий вал: до небес вздымался тот вал и совершенно скрывал от нас скалы противоположного берега. Вскоре пенящиеся, седые волны с шумом устремились на берег, на дорогу, по которой ехала колесница царевича, и из волн вышел огромный, чудовищный бык, от дикого рева которого содрогались прибрежные скалы и утесы. Страх обуял коней. Сын твой, опытный в искусстве править колесницей, изо всех сил натягивал повода и всячески старался сдержать бешеных коней; но, закусив удила, мчались они по дороге, и не было возможности сдержать их никакой силой. Ипполит старался направить коней к равнине, но бык бросался на них с этой стороны, пугал их своим ревом и гнал в противоположную сторону – к скалистому крутому побережью. Так пригнал он коней к обрыву скалы; кони бросились вниз и разбили колесницу. Бешено помчались они по берегу, влача за собой, по песку и по камням, запутавшегося в поводах царевича; голова и тело несчастного постоянно бились о камни и ребра прибрежных утесов. Мы бросились к нему на помощь, но не могли догнать без устали мчавшихся коней. Наконец, высвободясь из оборвавшихся поводьев, разбитый и окровавленный, падает он на землю и лежит, борясь еще со смертью. Кони исчезли из виду, скрылся также и бык – словно его поглотила земля. Господин, – сказал в заключение вестник. – Я раб твой, но никогда не заставишь ты меня думать, что сын твой преступен; в моих глазах он вечно будет добродетельнейшим из людей".

Тесей, все еще убежденный в преступности Ипполита, сказал после долгого молчания: "Не радуюсь я несчастью сына, но не могу и жалеть о злодее. Принесите его сюда; умирающего, уличу я его, не может он более запираться в своем злодеянии: гнев богов-карателей обличает его". В то время как Тесей ждет прибытия умирающего сына, внезапно является девственная богиня Артемида, подруга Ипполита, сопутствовавшая ему на охотах по горам и лесам, и обращается к афинскому царю с такой речью: "Что радуешься ты, Тесей, гибели сына? Несчастный! Поверил ты лживым словам жены и погубил невиновного! Вечным позором покрыл ты свою голову, и нет тебе отныне места между правдивыми. Узнай злосчастную судьбу свою. Жена твоя Федра, распаленная ненавистной мне богиней, любила твоего сына; пыталась она подавить в себе эту любовь, но не успела, и погибла, послушав своей старой кормилицы. Кормилица открыла любовь госпожи своей Ипполиту: он с негодованием и ужасом отверг эту любовь. Тогда Федра написала тебе лживое письмо и им погубила твоего сына; ты поверил письму; сын же твой, давший кормилице клятву молчать о слышанном от нее, не нарушил своей клятвы. Великое преступление совершил ты: увлеченный гневом, не разбирая дела, поразил сына проклятием и погубил его, неповинного".

Как убитый стоит Тесей перед богиней. Знает он теперь, что сын его умирает безвинно, жертвой безрассудного отцовского гнева. "Погиб я, – восклицает Тесей. – Нет для меня более радостей в жизни!" С громкими рыданиями бросается он навстречу сыну: покрытый кровью, избитый и еле живой лежит перед ним Ипполит. Прожил он, однако, столько времени, что успел простить убитого горем отца и снять с него вину в неповинно пролитой крови.

Полный глубокой скорби Тесей похоронил сына под тем миртовым деревом, под которым так часто сиживала Федра, томимая муками любви. И тело Федры погребено было под тем же деревом – в месте, которое так любила она в последние дни жизни: Тесей не хотел лишать своей несчастной жены чести погребения. Трезенские жители стали воздавать Ипполиту почести, подобающие полубогам, и установили в память его ежегодные празднества. Девы оплакивали судьбу целомудренного юноши, любимца Артемиды, принявшего смерть от оскорбленной им Афродиты; они приносили ему в жертву кудри волос и пели в честь его сладкозвучные песни.

Лучшие статьи по теме