Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены

Похороны 30. Еврейские похороны и траур. Компенсации от властей

30 лет назад, 13 марта 1985 года, страна провожала в последний путь Константина Устиновича Черненко. Эти похороны завершали "пятилетку пышных похорон", как тогда шутили. Могила Константина Устиновича стала последней в ряду могил у Кремлёвской стены.
Вообще тема здоровья и возможной скорой смерти генсеков оказалась в центре общественного внимания ещё в начале 80-х (если не раньше), в эпоху Л. И. Брежнева.

На этом снимке середины 70-х Леонид Ильич бодр и полон энергии. Эта фотография ему самому очень нравилась, он говорил: "Здесь я, как Ален Делон!"

В декабре 1981 года страна торжественно отмечала последний прижизненный день рождения Леонида Ильича. Совершенно неожиданным образом на это событие откликнулся ленинградский журнал "Аврора". Декабрьский номер "Авроры" открывался крупным заголовком "К семидесятипятилетию Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР Леонида Ильича Брежнева". Ниже помещалась цветная репродукция картины Дмитрия Налбандяна "Выступление Л. И. Брежнева на конференции в Хельсинки". Генсек в очках, белой рубашке, нарядном красном галстуке выступал с трибуны. В этом, конечно, не было ничего особенного. А на семьдесят пятой странице журнала (!) целиком разместился небольшой сатирический рассказ детского писателя Виктора Голявкина "Юбилейная речь" (!). В нём высмеивается некий неназванный "писатель". Здесь важно отметить, что самого Брежнева в то время часто иронически называли "летописцем" или "писателем". В любом важном кабинете стояли восемь, а потом и девять томов его сочинений в бело-зелёных суперобложках. В 1980 году за мемуары ему вручили Ленинскую премию по литературе.
Рассказ Голявкина начинался так: "Трудно представить себе, что этот чудесный писатель жив. Не верится, что он ходит по улицам вместе с нами. Кажется, будто он умер. Ведь он написал столько книг! Любой человек, написав столько книг, давно бы лежал в могиле. Но этот - поистине нечеловек! Он живёт и не думает умирать, к всеобщему удивлению. Большинство считает, он давно умер - так велико восхищение этим талантом. Ведь Бальзак, Достоевский, Толстой давно на том свете, как и другие великие классики. Его место там, рядом с ними. Он заслужил эту честь! Вот он сидит передо мной, краснощёкий и толстый, и трудно поверить, что он умрёт. И он сам, наверное, в это не верит. Но он безусловно умрёт, как пить дать. Ему поставят огромный памятник, а его именем назовут ипподром - он так любил лошадей. Могилу его обнесут решёткой. Так что он может не волноваться. Мы увидим его барельеф на решётке". На рисунке к рассказу и вправду изображалась кладбищенская решётка. Над ней - деревья с гнёздами, похожими на вороньи. В одном из гнёзд сидел Пегас... Рассказ завершался так: "Позавчера я услышал, что он скончался. Сообщение сделала моя дочка, любившая пошутить. Я, не скрою, почувствовал радость и гордость за нашего друга-товарища.
- Наконец-то, - воскликнул я, - он займёт своё место в литературе!
Радость была преждевременна. Но я думаю, долго нам не придётся ждать. Он нас не разочарует. Мы все верим в него. Мы пожелаем ему закончить труды, которые он ещё не закончил, и поскорее обрадовать нас. (Аплодисменты)".


Л. И. Брежнев в гробу

"Юбилейная речь" немедленно приковала всеобщее внимание. Номер журнала, стоивший 30 копеек, продавался с рук за 25 рублей. В самиздате ходили машинописные копии рассказа. Его зачитывали по западным радиостанциям... На Западе многие считали, что всё это небывалое осмеяние генсека могло произойти только с согласия главного чекиста - Андропова...

На обложке журнала "Ньюсуик" в апреле 1982 года появилось изображение гипсового бюста Брежнева, всего покрытого трещинами.
(Замечу, что этот очерк я пишу не как историк, а как современник тех событий - историк мог бы добавить ещё много интересного об обстоятельствах смерти Леонида Ильича. Но широкой публике в то время они были неизвестны, если не считать официального медицинского заключения в газетах).





Похороны Л. И. Брежнева


Однако Андропову история отомстила самым беспощадным образом. Не успел он занять кресло генсека, как телезрители невооружённым глазом стали замечать у него признаки нездоровья.


Ю. В. Андропов

Помню, по телевидению в прямом эфире показывали его встречу с главой Венгрии Яношем Кадаром. Юрий Владимирович стал читать приветственную речь, но чем дольше он читал, тем больше листы бумаги дрожали в его руках. Под конец шелест бумаги перед микрофоном стал почти заглушать его слова. Тогда он был принуждён положить бумагу на стол и так продолжать чтение... Ну, а потом Юрий Владимирович просто исчез с экранов. Время от времени по ТВ зачитывали его обращения, письма и т.д. Но его самого в кадре не было. Между тем приближалось 7 ноября, годовщина Октябрьской революции. В этот день появление генсека на трибуне Мавзолея было нерушимой традицией. Незадолго до этого Андропов в очередном из официальных писем как бы мимоходом сообщил о своём "простудном заболевании". А спустя ещё три месяца генсека не стало...



Похороны Ю. В. Андропова

После избрания генсеком К. У. Черненко жанр "чёрного юмора" о генсеках в фольклоре окончательно расцвел. Причём его не особенно-то и скрывали. Например, одна из шуток гласила: "Лозунг очередной пятилетки - "пятилетку в три гроба!". И эту шутку я услышал в школе от учительницы географии, прямо на уроке. (Правда, это было уже в 1985 году, когда Черненко не стало). Тут стоит отметить, что учительница эта была по взглядам убеждённой идейной коммунисткой, но "чехарда" наверху ей явно не нравилась.


К. У. Черненко
Другие шутки того же рода:
«По телевизору начинается программа «Время». На экране появляется диктор Игорь Кириллов в чёрном костюме: «Товарищи! Вы, наверное, будете очень смеяться, но нас снова постигла тяжёлая утрата».

«Сообщение ТАСС: «Сегодня, в 9:00, после тяжелой и продолжительной болезни Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. У. Черненко, не приходя в сознание, приступил к исполнению своих обязанностей».
«- Почему Андропов, а потом Черненко на заседаниях Политбюро были выбраны единогласно?
- Потому что у Андропова был самый плохой анализ почек, а у Черненко самая плохая кардиограмма.»
«- У вас есть пропуск на похороны Генерального секретаря?
- А у меня абонемент.»
«- Алло, это Кремль? Вам генсеки не нужны?
- Вы что, гражданин, идиот?
- Да, и старый, и больной!»
«- Что из себя представляли похороны Андропова?
- Генеральную репетицию похорон Черненко.»
«Врач сообщает Черненко диагноз.
- К сожалению, у Вас эмфизема.
- Слава богу! А то я думал, что простудился.»
«Мы все видели по телевизору, как Черненко на похоронах Андропова несколько раз опускал руку, которой отдавал честь. Неужто он так слаб?
- Нет, это он показывал: "Глубже, глубже!"»
«После Олимпиады-80 в СССР появился новый вид спорта - гонки на лафетах».
«- Чем монархия отличается от социализма?
- При монархии власть передаётся от отца к сыну, а при социализме - от деда к деду».
«На внеочередном пленуме ЦК КПСС было принято два решения:
1. Избрать товарища К. У. Черненко Генеральным секретарём.
2. Похоронить его на Красной площади.»
Был ещё стишок о Черненко поэта-фронтовика Михаила Дудина:
Извозчик выбился в цари, -
И умер с перепугу.

Стишок намекал на инициалы и начало фамилии генсека, которые образовывали слово "кучер". Но это было не совсем справедливо - в действительности у Черненко была своя вполне определённая политическая линия, которую он и стал проводить, пока хватало сил и здоровья. Одной из черт этой политики была, между прочим, аккуратная реабилитация Сталина. Такую же реабилитацию - не вдруг и разом, а маленькими постепенными шажками - проводил и Брежнев, но Черненко кое в чём пошёл дальше Леонида Ильича. Именно при Черненко, в ноябре 1984 года, в СССР вернулась дочь Сталина Светлана Аллилуева, провела пресс-конференцию, о чём написали советские газеты. Забавно, что имя и фамилия Сталина в тех газетных отчётах не упоминались - Светлана Иосифовна называла его "мой отец".


Светлана Аллилуева. Фото 1984 года

Ещё более явным шагом в этом направлении было восстановление в партии соратника Сталина Вячеслава Молотова в июне 1984 года. Мало того, что ЦК удовлетворил просьбу Вячеслава Михайловича о восстановлении, в которой ему неизменно отказывали все брежневские и андроповские годы, но Черненко лично принял бывшего главу правительства СССР и вручил ему партийный билет. Об этом сообщили и в советских газетах. Иностранные "радиоголоса" оживлённо комментировали это событие. Помню, они описали весьма язвительную карикатуру на этот счёт в западной печати, на которой изображались 72-летний Черненко, вручающий партбилет 94-летнему Молотову, с подписью: "Черненко готовит себе преемника"...

Можно, конечно, возмущаться безжалостностью всех этих шуток, начатых ещё публикацией в "Авроре". Но они были характерной чертой той эпохи, и уже хотя бы поэтому умалчивать о них не стоит. А главный парадокс, пожалуй, заключается всё-таки в том, что пока у власти в Московском Кремле находились не очень здоровые и пожилые люди, над крепостью и страной прочно развевался красный флаг, более того, происходили просоветские революции в далёких странах, вроде Никарагуа или Буркина-Фасо. А стоило в 1985 году место стариков занять сравнительно молодому, здоровому и полному кипучей энергии человеку, как всё посыпалось, - и в стране, и в мире...

В России, независимо от того, какую веру исповедовал человек, после его смерти обращаются в ритуальное агентство. Но только не евреи. Еврейские похороны организуют не обычные ритуальные службы, а специальные организации - Хевра Кадиша. Быть работником Хевра Кадиша - большая честь, потому что без профессиональной помощи похоронить родственника по иудейским обычаям и традициям просто невозможно.

Еврейские похороны и траур: обычай и традиции древнего народа

Еврейские похороны начинаются с прощания, а вернее, с прощения. Многим знакома картина, когда вокруг умирающего еврея собирается вся семья. И между прочим, это не формальность, а одна из важнейших и обязательных традиций. Перед смертью умирающий должен попросить у родных прощения и за все простить их. Те, кто присутствовал во время кончины, остаются в помещении, пока тело не вынесут, в знак своего уважения и поддержки близкому.

По традиции тело сперва тщательно омывают, окутывают в белый льняной отрез. Этим занимаются работники Хевра Кадиша, освобождая родных от всех хлопот.

Потом покойного кладут в деревянный гроб. Гроб не совсем обычный: внизу обязательно должно быть отверстие, чтобы тело не отделялось от земли.

Еврейские обряды на похоронах принято проводить вдумчиво и серьезно. Это делается из уважения к покойному и боязни его оскорбить. Поэтому гроб сразу закрывают, чтобы не выставлять тело напоказ, на него ничего не кладут, даже цветы.

Похороны проводятся как можно скорее. Считается, что задержка хоть на один день - мучение для души. Не хоронят только в субботу и на большие праздники. Гроб опускают в могилу, каждый бросает на него по горсти земли.

При выходе с кладбища совершается еще один ритуал - обряд почтения и сочувствия. Все присутствующие становятся в два ряда, между ними проходят родственники, которых утешают благословениями и добрыми словами.

После кладбища нужно обязательно трижды вымыть руки, но не вытирать их. Потом срывают несколько травинок и кидают через плечо.

Поминки и траур

После еврейских похорон нет обычая проводить поминки.

Но проводится так называемая трапеза сочувствия. Близкие родственники покойного ничего не едят, пока не пройдут похороны, а по приезде домой их встречают соседи. Так как скорбящие родные освобождаются от всех хлопот, трапезу организуют именно соседи.

Кстати, традиционные блюда на таких трапезах очень простые и обязательно имеют круглую форму. Обычно это вареные яйца, круглый хлеб, чечевица, горох.

Следуя еврейским похоронным традициям, родственники умершего принимают на себя долгий траур.

Первый ритуал - криа. Его совершают сразу, только узнав о смерти родственника или во время похорон. В нужный момент (на похоронах этот момент подсказывают работники Хевра Кадиша) скорбящие рвут на себе одежду, кроме куртки и исподнего. Дети покойного рвут слева от сердца и носят такую одежду 7 дней. Остальные делают надрыв справа и носят только до тех пор, пока не переоденутся.

Этот разрыв - “печать горя”, выход невыносимой боли, вызванной потерей близкого. Когда траур заканчивается одежду либо грубо сшивают, либо просто закалывают булавками. Такой неаккуратный шов похож на шрам, он символизирует глубокую сердечную травму.

7 дней после похорон - шив-а. В это время скорбящие не выходят из дома, не занимаются хозяйством, не читают ежедневные молитвы. Запрещено мыться (только лицо и руки в прохладной воде), бриться, чему-либо радоваться, сидеть на высоких стульях, менять простыни, есть мясо, пить вино. Одним словом, запрещено делать то, что может доставить удовольствие.

Что же делают родные все это время, если ничего нельзя? Читают некоторые молитвы, но самое главное, стараются сплотиться, поддержать и утешить друг друга, чтобы вместе пережить утрату.

8-30 дни - шлошим. Из дома уже можно выходить, но по-прежнему запрещается бриться, стричься, носить чистую, отутюженную одежду. Мыться можно, но лишь для очищения тела, наслаждаться купанием запрещено. Нельзя посещать торжества, запрещается даже произносить традиционное приветствие “шолом”.

Но есть в еврейских традициях одна особенность - субботний отдых. В субботу и в дни больших иудейских праздников этот народ отдыхает даже от траура. Можно есть мясо и пить вино, а во время соблюдения шив-а разрешается выходить из дома.

12 месяцев. После 30 дней все родственники, кроме взрослых детей умершего, освобождаются от траура - они выполнили свой долг. Дети покойного по обычаям соблюдают траур целый год после похорон, но запретов уже гораздо меньше. Главное, читать определенные молитвы, не участвовать в весельях, вести себя скромно и сдержано.

Похороны и глумление

Что ж, православные, жгите

Труп мой на темном мосту,

Пепел по ветру пустите…

Кто защитит сироту?

Николай Гумилев, от имени убиенного Григория, по случаю сожжения тела старца

Тело убитого хотели сначала похоронить на его родине, в селе Покровском, но, опасаясь возможных волнений, приготовили место для погребения в Царском Селе.

«Это место находилось к северо-востоку от так называемой Елевой дороги Царскосельского Александровского парка, между парком и деревней Александровкой, у опушки леса. Оно было куплено А. А. Вырубовой для постройки на ней подворья. Там уже была приготовлена могила, куда гроб и опустили в присутствии священника Федоровского собора о. Александра Васильева.

Приехали порознь А. А. Вырубова и г-жа Ден. Было серое, морозное утро», вспоминал Спиридович.

Напомню, что именно на закладке этой церквушки, в которой, еще недостроенной, он будет похоронен, и была сделана та знаменитая «компрометирующая» Распутина фотография с друзьями и сестрами милосердия. Фотографию, которую почему-то пытались выдать за доказательство «оргий» Распутина.

«21 дек. В 9 час. <…> присутствовали при грустной картине: гроб (простой, цинковый. - О.Ж. ) с телом незабвенного Григория, убитого в ночь на 17 декабря извергами в доме Ф. Юсупова, стоял уже опущенным в могилу. О. А. Васильев отслужил литию», - записал в дневнике император.

А спустя несколько недель, 2-го марта, на станции Дно Николай II, как считается, отрекся от престола. Царская семья находилась под домашним арестом в своем дворце, ожидая решения своей участи. В Петропавловскую крепость были помещены многие царские министры, особенно те, кто сочувственно относился к Распутину. Впрочем, враги Распутина теперь уже сами начали пугаться того, что они сделали: «Проклятый мужик!.. Говорил Пуришкевичу - не убивайте, вот он теперь мертвый - хуже живого», - писал Шульгин в «Днях».

Но похоронами путь Григория Ефимовича не закончился. Вот что вспоминал в советском журнале «Огонек» спустя десять лет после убийства журналист Е. Лаганский: «По деревянным доскам и балкам мы карабкаемся наверх, чтобы лучше разглядеть разрытую под самым срубом могилу старца. Но уже опять смеркалось, и в черной зияющей под нами дыре ничего не видно. Я спускаюсь вниз, снимаю пальто и шляпу, чтобы удобнее пролезть в узкое отверстие, проделанное солдатами в основании сруба, откуда можно заглянуть в самую могилу. Однако несколько солдат уже опередили меня. Здесь темно, и только спички в руках солдат и зажженная лучина мерцающими огоньками освещают белесоватую массу на самом дне дыры. Глаз привыкает к темноте, и я несколько отчетливее различаю обстановку.

На небольшой глубине, аршина в полтора , в земле вырыто отверстие, шириною не более аршина , откуда виднеется развороченная свинцовая крышка гроба, открывающая покойника до груди. Лицо трупа совершенно почернело. В темной длинной бороде и волосах куски мерзлой земли, на лбу черное отверстие от пулевой раны.

Со всех сторон из гроба торчат куски пакли и распоротого полотняного савана. Голова покоится на шелковой кружевной подушке. Остальная часть туловища вместе с гробом еще покрыта землею: кап. Климову нужно было только убедиться в том, что найденный в гробу покойник есть именно Григорий Распутин».

А вот что вспоминает С. В. Фомин: «С помощью студентов-милиционеров и конюхов, привезенных мною, мы стали рубить березки для костра и обливать бензином, натащили привезенной бумаги. Из-под снега тем временем был вырыт гроб. Плотная массивная цинковая крышка была открыта и, несмотря на мороз, смрад разложения неприятно ударил в нос. В лучах огня занимавшегося костра я увидел теперь совершенно открытым и ясным сохранившееся лицо Григория Распутина. Выхоленная жиденькая борода, выбитый глаз, проломленная у затылка голова. Все остальное сохранилось. Руки, как у живого. Шелковая рубашка в тканных цветах казалась совсем свежей…

Запылал костер. Металлический гроб был при помощи кирок разбит. При свете луны и отблеске пламени показалось завернутое в кисею тело Распутина. Руки были сложены крестообразно.<…>

Труп Распутина вынули из гроба. Он оказался набальзамированным и, по уверению одного из очевидцев, лицо Распутина было нарумянено. Труп и костер были обильно политы бензином и подожжены. Это было часов в 5 утра, и только через несколько часов сожжение было окончено».

В книге В. А. Возчиков а, Ю. Я. Козлова и К. Г. Колтакова «Костер для „святого черта“» авторы пересказывают свидетельство одного из участников тех событий - Михаила Николаевича Шабалина: «Установили гроб на штабель, отошли… На сердце - беспокойно: он хоть и мужик, Распутин, но все ж православный, христианин…

И опять не вспомнить: Купчинский ли Филипп Петрович или Кочадеев Владимир Павлович спичкой чиркнул… Оба они колдовали у основания штабеля дров, оба одновременно - в два факела - стали поджигать со всех сторон. Вспыхнули соломкой гладкие досточки, воспламенили мелкий сушняк. Пронеси и спаси!..

Выше, выше языки пламени… Освещенный дым густыми клубами потянулся в небо. Послышался утробный треск - это огонь проник в глубь штабеля, расправляет плечи. И уже высветился уголок леса - угрюмый, настороженный. И гроб высветился, неестественно засверкал в огне полированными боками…

Неужели бессильно пламя?.. Тогда и впрямь поверишь в Гришкино могущество, неземную мощь его влияния.

Михаил! - кто-то из студентов дернул Шабалина за рукав, разогнал оторопь. - Катись оно, это зрелище. Айда за сушняком!..

Как? Еще?.. - и увидел, что черный силуэт гроба уже объят легким невесомым пламенем и накренился, как тонущий корабль. Еще миг - и из него вывалится…

Шабалин опять побрел за сушняком, потом еще, еще. Вспомнилась сердобольная старушка, по простоте душевной подбросившая в костер инквизиции свою хворостинку.

Стало светать. Часы Купчинского показывали шесть. Измученные студенты валились с ног, а огромная грудь старца не хотела гореть. Вот уже и семь утра наступило…

Ротмистр решительно приблизился к костру, с силой ударил штыковой лопатой в ком, оставшийся от груди. Еще, еще… Ком стал разваливаться. Смрад паленого шибанул по ноздрям… Кто-то из студентов взял вторую лопату: - Прости, Григорий Ефимович!..

Около восьми утра они разрубили останки того, кто недавно был всемогущим Распутиным.

Потом таскали снег, „заливали“ костер, откидывали чадящие головни. Около девяти перекопали оттаявшую на штык землю, в девять пятнадцать уже ехали в город. А в десять родился документ, короткая записка, унизительная для человека, каким бы он ни был, как бы ни грешил в жизни: „Мы, нижеподписавшиеся, между 7 и 9 часами утра совместными силами сожгли тело убитого Григория Распутина, перевезенное на автомобиле уполномоченным временного комитета Государственной думы Филиппом Петровичем Купчинским в присутствии представителя Петроградского общественного градоначальника ротмистра 16 уланского Новоархангельского полка Владимира Павловича Кочадеева. Самое сожжение имело место около большой дороги от Лесного в Пескаревку, в лесу при абсолютном отсутствии посторонних лиц, кроме нас, ниже руки приложивших:

Кочадеев, Купчинский.

Студенты Петроградского политехнического института: С. Богачев, Р. Яшин, С. Пиро… Н. Моклович, М. Шабалин, В. Вакулов.

Печать круглая: Петроградский политехнический институт, начальник охраны. Приписка ниже: акт был составлен в моем присутствии и подписи расписавшихся удостоверяю. Прапорщик Парвов“».

«Пепел рассеян по полю и засыпан снегом, - ликовали в „Биржевых ведомостях“. - Когда придет настоящая весна - вешние воды смоют и пепел, и грязь, и, может быть, буйные всходы новой жизни вытеснят из нашей памяти и самое имя Распутина».

Варламов подчеркивает: «Глумление над останками Распутина открыло дорогу кощунству в куда более страшных масштабах. Может быть, именно поэтому никакие вешние воды и свежие всходы имя сибирского странника из нашего сознания не вытеснили. Напротив, чем дальше отстояла от потомков его смерть, тем чаще они к ней возвращались, стремясь постичь ее подспудный смысл и находя ему самые разные объяснения».

«Но как же похожа эта смерть-предсказание на блаженную кончину царственных мучеников, в точности повторивших таинственный смертный путь своего друга! - написал уже в наше время А. Щедрин (Николай Козлов). - То же нисхождение в зловещий подвал, тот же труп убитой собаки, подбрасываемый рядом с Их Честными Телами, то же сожжение окровавленных одежд, перезахоронение и сожжение тел. И те же попытки изуверов вот уже на протяжении 70 лет всеми способами и средствами скрыть, затемнить картину происшедшего на месте убиения, несмотря на, казалось бы, достаточное количество свидетельских показаний и улик, продолжающую оставаться неясной».

Районный суд Кемерово арестовал на два месяца Надежду Судденок - гендиректора ООО, арендующего торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня» Фото: 360tv.ru

Новые подозреваемые

В пятницу число задержанных пополнила гендиректор Кемеровского кондитерского комбината Юлия Богданова. «В ходе следствия установлено, что Богданова, будучи ответственной за соблюдение пожарной безопасности, неоднократно уведомлялась своими подчиненными о недостатках системы противопожарной безопасности здания», - говорится в сообщении Следственного комитета.

Одновременно стало известно, что следственные действия проводятся в администрации Кемерово. Следователи проверяют людей, давших разрешение на ввод здания в эксплуатацию, которое было переделано из кондитерской фабрики в торговый центр.

Дело возбуждено по статьям 109, 219 и 238 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности», «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц», «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Кроме того, СК возбудил еще одно уголовное дело - по ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»). Задержан первый кемеровский чиновник - начальник Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Танзиля Комкова По версии следствия, она не приняла мер «по пресечению эксплуатации самовольно возведенного здания ТРК «Зимняя вишня» без разрешения на строительство, что повлекло гибель посетителей торгового центра».

В общей сложности по делу о пожаре были задержаны и арестованы 7 человек.

Районный суд Кемерово арестовал на два месяца и отправил в СИЗО Надежду Судденок - гендиректора ООО, арендующего торгово-развлекательный центр «Зимняя вишня». Ее обвиняют в оказании небезопасных услуг. На такой же срок суд отправил под стражу охранника ТРЦ Сергея Антюшина . По версии следствия, 25 марта он не включил находившуюся на ручном управлении пожарную сигнализацию в торговом центре. Свою вину охранник не признал. По его словам, кнопка включения сигнализации была неисправна, о чем он сообщал начальству.

Задержан первый кемеровский чиновник - начальник Инспекции государственного строительного надзора Кемеровской области Танзиля Комкова По версии следствия, она не приняла мер «по пресечению эксплуатации самовольно возведенного здания ТРК «Зимняя вишня» без разрешения на строительство

Кроме того, арестован технический директор компании-собственника ТРЦ - Кемеровского кондитерского комбината - Георгий Соболев . Именно он отвечал за безопасность в торговом центре «Зимняя вишня». Были также взяты под стражу сотрудник и директор занимавшейся обслуживанием пожарной сигнализации компании «Системный интегратор» Александр Никитин и Игорь Полозиненко .

Кто поджег и кто запер


«Очаг первичного термического воздействия находился в скрытой полости между третьим и четвертым этажами ТРЦ в районе батутного центра», - рассказал источник в региональном МЧС. Там проходил силовой кабель.

На экспертизу отправлено около 100 предметов. В частности - остатки поролоновых шариков из детского бассейна, элементы утеплителя, фрагменты внутренней отделки. Есть основания полагать, что эти материалы не соответствуют утвержденным стандартам, утверждает источник РБК.

Следственный комитет рассматривает две версии причин трагедии: неисправность системы противопожарной безопасности и поджог. О поджоге, совершенном «группой подростков нерусской внешности», заявила Надежда Судденок в суде, где обсуждался вопрос о ее аресте.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и его заместители перечислили в фонд помощи семьям погибших при пожаре свой дневной заработок. Согласно декларации о доходах Тулеева за 2016 год, он заработал 2 млн руб. Таким образом, его однодневный заработок тогда составлял около $100

Игорь Востриков, который потерял в пожаре жену, сестру и трех дочерей, утверждает, что двери в кинозал, где в итоге оказалось большинство жертв, действительно были заперты, но сделал это один из находившихся в нем посетителей, надеясь таким образом предотвратить поступление угарного газа с лестницы и дождаться пожарных. По словам Вострикова, он получил доступ к записям камер видеонаблюдения.

Впрочем, есть и другие версии - Полозиненко заявил в суде, что дверь была заперта на ключ: «Насколько мне известно из моих источников, двери кинозалов были закрыты ключами. У прокатчиков есть правило - закрывать, чтобы не просочились «зайцы». Вот этот человек закрыл. И сбежал».

Почему не работала сигнализация

Версии о причинах, почему не сработала пожарная сигнализация, разнятся - все участники событий перекладывают вину друг на друга. Еще во время визита Путина в Кемерово глава СК Александр Бастрыкин сообщил ему, что сигнализация не работала с 19 марта, то есть почти неделю, а ее починкой никто не занимался. Охранник торгового комплекса, как только появился дым, не включил систему оповещения, которая работала, в отличие от сигнализации. «Мы не можем дать этому разумного объяснения, какой-то неподготовленный человек», - заявил Бастрыкин.

Все участники событий перекладывают вину за несработавшую сигнализацию друг на друга. По версии СК, она не работала неделю. По версии обслуживающей компании - ее выключили за 15 минут до пожара. Охранник говорит, что ничего не отключал

Сам охранник Сергей Антюшин, по словам его отца, сигнализацию не отключал, но докладывал начальству о том, что она не работает. «Сын жаловался, что сигнализация все время срабатывала ложно. Он об этом доложил начальству, и в итоге ее кто-то отключил. Это произошло еще 18 марта. При этом сам сын отключить ее не мог, поскольку даже не знал, как это делается. Когда он увидел на экране, что повалил дым, побежал на четвертый этаж. Добежал или нет, не знаю. Помимо него, в смене были еще двое сотрудников ЧОП. Для такой огромной площади это ничтожно мало. Они ничего и не смогли бы сделать», - рассказал Антюшин-старший .

В то же время глава компании-разработчика системы противопожарной безопасности в ТРЦ «Зимняя вишня» Игорь Полозиненко утверждает, что система была в исправном состоянии, но ее отключили за 15 минут до пожара. «На 25 марта 2018 года, на 15:55, система находилась в технически исправном состоянии. Насколько мне известно, система была отключена физически представителем охраны... Основная причина, почему она не сработала, - это человеческий фактор», - заявил он. Полозиненко также сообщил, что техник компании 20 марта планово проверял систему с фотофиксацией и она была исправна.

Компенсации от властей

По состоянию на 30 марта погибшими числятся 64 человека, из них 27 опознаны. 34 человека, по официальным данным, считаются пропавшими без вести. Хотя еще несколько дней назад родственники погибших говорили , что собрали информацию о 85 пропавших. 28 марта в Кемерово прошли первые похороны - 20 жертв трагедии, которых удалось опознать. Еще двое детей, брат и сестра, жившие в Томске, были похоронены на родине. Число пострадавших составило 79 человек.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и его заместители перечислили в фонд помощи семьям погибших при пожаре свой дневной заработок. Согласно декларации о доходах Тулеева за 2016 год, он заработал 2 млн руб. Таким образом, его однодневный заработок тогда составлял около $100. В то же время мэр Риги Нил Ушаков объявил о планах пожертвовать семьям погибших в Кемерово €50 тыс. (около 3,5 млн руб.).

Власти России назначили каждой семье, потерявшей на пожаре близкого человека, компенсацию в размере 1 млн рублей. Также по 1 млн выплатят родственникам власти Кемеровской области. Еще по 3 млн - один из собственников ТЦ. Таким образом, всего семьи жертв пожара должны получить по 5 млн рублей.

Выплаты родственникам погибших уже начались. 28 марта компенсации получили родственники 21 погибшего, родственникам еще 39 жертв их должны выплатить 29 марта, сообщила начальник департамента социальной защиты населения Кемеровской области Наталья Круглякова. Кроме того, решение о дополнительных выплатах принимают власти других регионов. Ведется сбор пожертвований. Параллельно к сбору пожертвований присоединились мошенники, которые притворяются пострадавшими и просят деньги в социальных сетях и мессенджерах.

ВОПРОС:
Почему в Католической Церкви сложилась традиция отмечать 7 дней и 30 дней после смерти в отличие от православия, где принято отмечать 9 и 40 дней?

ОТВЕТ:
Таинство Крещения, то есть рождение «от воды и от Святого Духа», приобщает человека к вечной жизни, ростком которой стало воскресение Иисуса Христа. Живительный поток, который проходит через жизнь крещеных, не иссякает с завершением их земного странствия, потому что, как гласит литургия об усопших, «у верных Твоих, Господи, жизнь преображается, но не отнимается, и, когда разрушается ее земное жилище, она обретает на небесах обитель вечную». С самого начала существования, признавая общение всего мистического тела Христа, «Церковь странников с великим благоговением чтила память усопших, и, поскольку свята и благочестива мысль молиться за умерших, чтобы они разрешились от греха (ср. 2 Макк 12, 45), она возносит за них заупокойные молитвы».

В первую очередь это – Евхаристическая литургия, то есть заупокойная Месса. Евхаристическая Жертва приносится Церковью за усопших для того, чтобы через общение всех членов Тела Христова одни получали духовную помощь, а другие – утешение в надежде.
Христианские литургические молитвы об усопших, берущие начало с древнейших времен, свидетельствуют о вере в то, что эсхатологическая евхаристическая трапеза и есть истинный христианский refrigerium, что можно истолковать как «место прохлады и упокоения».

В разные эпохи и в соответствии с разной культурной и обрядовой восприимчивостью сформировалась традиция специфических дней, в которые особенно проявляется молитвенная память о почивших во Христе.

Церковь приносит Евхаристическую Жертву за усопших не только по случаю погребения, но и в третий, седьмой и тридцатый дни, а также в годовщину смерти. Эти дни указаны, например, в Руководстве Итальянской епископской конференции по литургии и народному благочестию. В документе подчеркивается, что заупокойная Месса в эти дни является «христианским способом помнить и продолжать общение в Господе с теми, кто уже переступил порог смерти». 2 ноября Церковь всегда совершает Мессу обо всех усопших верных, о них же возносятся молитвы Литургии часов. Но и ежедневно как на Мессе, так и на литургии Вечерни, Церковь молится об усопших, дабы Господь упокоил их в Своем свете, мире и блаженстве. Так, Вторая евхаристическая молитва гласит: «Помни братьев и сестер наших, усопших в надежде воскресения, и всех почивших в Твоем милосердии, и прими их в свет лица Твоего».

Откуда же взялись именно третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина? Эти времена упоминаются в древнейших литургических книгах, например, в Геласианском сакраментарии, восходящем к 8 веку, но содержащем в себе более ранние литургические тексты римского обряда. В них предписывается совершать память об усопшем на третий и седьмой день и в годовщину смерти.

Поместные Церкви знали и другие установленные дни для поминовения усопших, о чем свидетельствует, например, похвальное слово святого Амвросия, произнесенное на сороковой день со дня смерти Феодосия. Он говорит, что одни соблюдают третий и тридцатый дни, а другие – седьмой и сороковой.

Согласно Апостольским постановлениям (4 век), на Востоке было принято поминать усопшего на третий, девятый и сороковой день с момента смерти. В основу такого хронологического порядка, восходящего к вавилонским астрологическим концепциям, легло убеждение, что душа блуждает возле тела покойного в течение трех или девяти дней после смерти, постепенно отдаляясь от него вплоть до сорокового дня, когда наконец она отходит к своей окончательной участи. Такие идеи проникли в греческие и римские языческие обычаи. Так, римляне приносили погребальные пожертвования в девятый день (новендиале).

В христианском Риме и в христианской Африке традиционными днями поминовения стали третий день, седьмой и тридцатый. Эта традиция основывалась на Священном Писании. Во-первых, Иисус воскрес из гроба на третий день. В Ветхом Завете также есть упоминание об определенных днях поминовения: Иосиф соблюдал семидневный траур по усопшему отцу Иакову, о чем говорится в Книге Бытия (50). В книге Сираха тоже упоминается об обычае плакать над усопшим семь дней (Сир 22). Число «семь» связано с субботним отдыхом, символизирующим также упокоение отошедших в мир иной (об этом есть упоминания у святого Августина); Аарона и Моисея народ оплакивал тридцать дней. Именно вокруг этих библейских упоминаний выстроилась литургическая традиция поминовения усопших, причем для разных категорий усопших были установлены разные дни поминовения. Так, согласно Геласианскому сакраментарию, о монахах служили заупокойную Мессу на третий, седьмой, девятый и тридцатый день, а по другим источникам – только в день погребения и в третий день; о добропорядочном мирянине служили Мессу на третий день, а иногда также в девятый и тридцатый, а вот о раскаявшемся грешнике – либо в тридцатый, либо в седьмой день, причем его родные должны были соблюдать семидневный пост.

Особое значение всегда имело евхаристическое поминовение усопших в годовщину смерти или в годовщину погребения. В то время как язычники праздновали день рождения усопшего (dies natalis), для христиан этим днем — dies natalis – было рождение во Христе, которое и отмечалось литургически. Об этом говорит Тертуллиан: “Oblationes pro defunctis, pro natalicis, annua die facimus». О том же свидетельствует святой Амвросий.

Помимо процитированного нами Геласианского сакраментария, третий, седьмой, тридцатый дни и годовщина как дни евхаристического поминовения усопшего засвидетельствованы в других латинских литургических документах, например, в Приложении к Григорианскому сакраментарию, в Римском Миссале 1570 года, в Римском Миссале 1962 года.

В сегодняшнем Римском Миссале отсутствует указание на определенные дни поминовения усопшего, кроме годовщины. Однако это не препятствует литургическому поминовению согласно поместным обычаям, которые отражаются также в литургических пособиях епископских конференций.

Но в западной Церкви сохранилась и традиция девяти дней поминовения, которая относится к кончине Римского Папы: заупокойные службы об усопшем Папе совершаются в течение девяти дней.
Таким образом, традиционные дни поминовения в западной Церкви существуют в силу литургической преемственности и объясняются в первую очередь библейскими соображениями. Вероятно, более глубокие корни этих традиций и символики чисел следует искать в дохристианских обычаях. В любом случае, связь поминовения усопших в определенные дни с какими-либо представлениями о состоянии души после смерти не является частью вероучения Католической Церкви.
Что касается православного обычая поминать усопших в определенные дни, то, скорее всего, они имеют такое же происхождение, хотя, как мы видим, на Востоке традиция сложилась несколько иначе. Объясняя традицию девяти и сорока дней, православные священнослужители приводят откровение, данное святому Макарию Александрийскому. Согласно этому откровению, «когда в третий день бывает в Церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее ангела облегчение в скорби». В этом свидетельстве подробно описывается состояние души в течение определенного числа дней после смерти. На девятый день, согласно этому откровению, душа после поклонения Богу и созерцания рая отправляется в ад, где ей показывают мучения, уготованные для нечестивых. Душа остается там еще тридцать дней, а на сороковой день Судия определяет ей соответствующее место. «Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовения о усопших», — подводит итог святой Макарий Александрийский.

Согласно католическому вероучению, изложенному в Катехизисе Католической Церкви на основе Священного Писания и многовекового учительства Церкви, душа получает воздаяние в момент смерти. Суть этого частного суда над умершим – «в соотнесении его ко Христу, либо через очищение, либо через непосредственное вступление в вечную радость, либо через немедленное проклятие навеки» (1022). Таким образом, нет никаких оснований полагать, что существуют четко регламентированные отрезки времени, в течение которых душа блуждает вблизи тела или же пребывает после разлучения с телом в неком неопределенном состоянии.

Лучшие статьи по теме