Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Канализация
  • Виды субкультур и их влияние на подростков. Подростковая среда и субкультура Правила поведения с тинейджером

Виды субкультур и их влияние на подростков. Подростковая среда и субкультура Правила поведения с тинейджером

Подростковой возраст – это период взросления человека, его социальной адаптации. В этом возрасте многие подростки часто вступают в формальные, а также в неформальные коллективы, в которых культивируют и развивают свое мировоззрение.

Понятие формальных и неформальных коллективов подростков

Формальную группу можно охарактеризовать, как социальную группу, которая обладает юридическим статусом. Для формальной группы характерна иерархическая организация.

Зачастую, все члены определенной формальной группы объединены общими целями, а также совокупностью методов их достижения. Все права и свободы, а также нормы поведения участников формальных коллективов формализованы, то есть, закреплены в уставе.

Подростки вступают в такие формальные коллективы как театральные кружки, школьная редакция, секции танцев, спортивные секции. По статистике, большинство формальных групп для подростков создаются на базе школы. Организацией их функционирования занимаются учителя или родители.

Неформальные коллективы - это социальные группы, сформированные уже на основе межличностных отношений. Неформальные коллективы не имеют официально закрепленного юридического статуса: формирование и распад неформальной группы происходит стихийно.

К неформальным группам подростков относятся в большинстве случаев различные субкультуры в частности: эмо, готы, панки, хиппи. В подобных группах подросток ищет общения с людьми, имеющими схожие с ним взгляды на музыку, искусство и культуру.

Понятие и особенности подростковой культуры

Подростковая культура – это совокупность ценностей, жизненных ориентиров, а также материальных форм их проявления в подростковом возрасте. Условно, подростковую культуру можно разделить на два основных направления.

Первое направление содержит в себе желание подростка осмыслить окружающие явления социального плана, а также развивать свои личностные качества. Второе направление основано на хаотичном поиске псевдоистин.

Выражение подростковой культуры происходит благодаря ценностям и взглядам подростка. Немаловажную роль в выражении подростковой культуры играет и одежда.

Если одежда взрослого человека носит в большинстве случаев исключительно практическую основу, то для подростков она является главным средством выражения своего мировоззрения. Ярким примером является стиль одежды участников некоторых неформальных групп.

Подростков часто определяют как маргинальную группу, которая с точки зрения культурно-исторического развития ие принадлежит к традиционным, доминирующим в культуре сообществам. Понятие «маргиналь- ность» применительно к подростковой субкультуре используется в качестве акцента на нестандартности, крайней вариативности и определенной ее отчужденности от магистральных линий и традиций национальных культур. При этом сама маргинальность стала традиционной (на протяжении столетий) типологической особенностью подростковой субкультуры.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни.

Подростковая субкультура, объединяя взрослеющих детей, проявляется прежде всего в таких традиционно молодежных аспектах, как одежда и музыка. Каждое новое поколение «открывает» для себя новый стиль в музыке и внешнем виде, стремясь отделиться от остальных поколений и заявить о своей уникальности. Исследования показывают, что подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди в силу высокой неопределенности ситуации развития подростка и меняющейся системы отношений. Кроме того, подростковая субкультура выдвигает устойчивые требования широких контактов со сверстниками, интенсивного совместного времяпрепровождения, включенности в группу.

Характерное для подростков повышенное внимание к одежде, прическе, внешнему виду в целом является неотъемлемой частью формирующейся идентичности, осознанием принадлежности к определенной социальном группе. Подростки прекрасно понимают, что одежда несет информацию о владельце и сообщает окружению о той роли, которую примеряет на себя человек. Если юноша оделся в черную кожу и украсил себя мощными цепями, то разговаривать и действовать он хочет в духе «крутого пария». Со стороны окружающих подросток ожидает соответствующего отношения к себе.

Выбирая ту или иную одежду, подросток создает свой образ, одновременно занимаясь ролевым экспериментированием, примеривая на себя различные модели поведения: сегодня он хиппи, а завтра - денди. Внешний вид отражает то или иное мировоззрение, и использование новой манеры одеваться позволяет легче проникнуть в тог пласт культуры, который стоит за тем или иным стилем. Постепенно выбор конкретизируется на образе, который оказывается наиболее близок и комфортен подростку. Этот образ чаще всего традиционализируется. Выбор одежды подчеркивает самостоятельность подростка и его индивидуальность. Но позволяет и «спрятаться» через механизм социальной мимикрии в группе таких же как он, оказаться незаметным среди ярких.

Социальная мимикрия - механизм социальной адаптации личности, стремление раствориться в группе, не выделяясь по своим внешним характеристикам и манере вести себя.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии с взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа, как обнаружили исследователи, является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников . Чувство принадлежности группе дает дополнительные возможности построения собственной идентичности, а в наше время одежда по-прежнему влияет на социальный статус, особенно в молодежной среде. Желание быть похожим на других или стремление обрести превосходство находят отражение в выборе одежды и внешнего образа в целом. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, - удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле рэп или хеви-метал, но тема любви присутствует практически всегда. Музыка, как и субкультура в целом, отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка - мощное средство общения подростков между собой и способ закрепления традиций. Общение через музыку восходит к дорече- вой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга.

Ритмическая организация мелодий естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Так, Ф. Райс приводит результаты изучения влияния музыки хард-рок и хеви-метал на юношей в возрасте от 14 до 20 лет. Исследование определенно показало, что музыка не только играет важную роль в жизни молодых людей, но часто является страстным увлечением, конституирующим систему отношений, картину мира, структуру денежных расходов, настроение и представления о будущем. Критерием выбора рок-направления для подростков стали искусство исполнителей, восприятие звучания и содержание песен, отражающее их собственные переживания }

Лучшие статьи по теме