Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундамент 
  • Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации. Глобализация — новая тема философии

Философия глобализации. Особенности и противоречия цивилизационной динамики в эпоху глобализации. Беларусь в контексте глобализации. Глобализация — новая тема философии

Аннотация. Автор полагает, что глобализационные процессы в современном мире приобретают кризисный характер: обострение не только экономических, но и цивилизационных противоречий приводит от «философии» объективной природы глобализации - к и политике глобализма.

Ключевые слова: глобализация, глобализм, политика.

Глобализационные процессы активизировались в конце ХХ века в связи с (само)ликвидацией СССР как одной из двух «сверхдержав», чье соперничество обеспечивало некий геополитический баланс в мире. Для англо-саксонской цивилизации как исторически «модельной», экономически прогрессивной и мощной открылась возможность обеспечить свое доминирование: сегодня она не только навязывает планете свое видение глобализационных процессов, но и старается их «перекодировать».

И в других «мирах» назревают поиски ее вариантов, более адекватных противоречиям современных реалий. Полагаю, сегодня можно говорить об определенном кризисе нынешнего этапа, состояния глобализации: страны и народы очень неохотно и болезненно расстаются со своей национальной уникальностью; не разрешается противоречие между развитыми и слаборазвитыми экономиками (даже в рамках - Евросоюза, не говоря уже о межцивилизационных проблемах - афро-азиатская миграция в Европу). Некоторые экономисты полагают, что классическая глобализация подходит к концу и на смену ей идет регионализация . Полагаю, это мнение дискуссионно, ибо смысл регионализации состоит не в поисках новой модели глобализации, а в том, чтобы, объединившись по регионам, вместе входить в глобализированный мир более конкурентоспособными. Скорее, это - адаптационная реакция на неустранимость глобальных вызовов, стремление минимизировать потери от глобализации, получить от нее свои выгоды. Как же оценивать эти тенденции? Само собой, Россия не может оставаться в стороне от них. «Либералы» полагают, что наши патриоты совсем не прочь выработать и реализовать некое «антиглобалистское», «антизападное» идейное движение, имманентная «герметичность» которого (по К.Попперу) непременно, приведет к деградации страны . Но так ли это?

Кратко проанализируем эти изыски. Разговоры о поисках национальной (не глобальной, но конкурентной!) идеи прекратились уже лет двадцать назад, в этом плане сейчас Россия ничего никому не предлагает, тем более - не навязывает. Поэтому нет смысла упрекать (кого?) в том, что в эпоху глобализации некая наша национальная идея может и должна соответствовать уровню и размаху идеи глобальной (иначе она не сможет конкурировать с ней), а она не соответствует. В развитие этого более тонким является упрек якобы в приверженности коварной установке: раз невозможно придумать такую идею, нужно какую-либо уже имеющуюся идею раздуть до размера большой, с которой можно выходить на мировую арену. Но такой российской идеи, после краха коммунистической, в наличии просто нет. Или наоборот: появляется основание для того, чтобы закрыть страну от проникновения чуждых веяний: в закрытом от врагов пространстве местная идея может казаться большой и великой; но к глобализации это не имеет отношения.

В обосновании своих позиций, либералы говорят, что противодействие глобализации не способствует прогрессу стран (классический пример - террористический исламский мир). Но относится ли это к России? Отнюдь, глобализация как общемировая идея должна быть близка ей, так как именно русская мысль в ХIХ веке ставила вопрос о «всеединстве» человечества. И если бы Россия заняла (вакантное) место идеолога такого, «неэкономической» глобализации, то, кроме немалых политических дивидендов, она могла бы претендовать еще и на идеологию «постглобализма». В качестве таковой либералы «подсовывают» патриотам идею «соборности». Но эта идея носит абстрактный религиозно-философский характер, представляет, по сути дела, комплекс морально-этических норм, осуждающих стремление отдельной личности противопоставить себя обществу. Современная же глобализация имеет четкие политические, экономические и социальные тренды; это отличает ее русской соборности в любом ее понимании. Нужно подчеркнуть - поиски (спекулятивные или нет - не важно) альтернативы глобализации как таковой перспективы не обнаруживают, какие бы проблемы она ни рождала. Полагаю - дело не в отказе от глобализации, а в необходимости ее модернизации. Современный (западный) вариант Россию не устраивает (как, по сути, «колониальный»), равно как и либеральная критика попыток «оптимизироваться» в глобальном кризисном мире, которые они воспринимают как курс на самоизоляцию, как попытку создания собственного «мини-имперского» мирка, в котором его властители будут защищены от «ветров глобализации», необходимости жить по общим законам и получат все возможности для произвола (суверенитета?). Как же реагировать на эту ситуацию? Во-первых, полагаю, тут полезны идеи Ф.Листа.

Великий немецкий ученый еще в 1841 году («Национальная система политической экономии») просто и незатейливо дает рецепт жизни в условиях действия противоречивых тенденций взаимодействия развитых и уступающих им стран, что так актуально для глобализации. Ф.Лист утверждает, что взаимовыгодное сотрудничество возможно только между странами, находящимися на одном уровне социально- экономического и духовного развития. До тех пор, пока это равенство не достигнуто, «открываться» - нельзя, нужен, как он говорит, «воспитательный протекционизм» для необходимого подъема экономики во избежание негативных последствий неравенства. (Как тут не вспомнить о настойчивом стремлении России вступить в ВТО!) Великий немец бесхитростно заявляет: «Мировое объединение, имеющее источником преобладание политической силы и преобладание одной нации, следовательно, ведущее к подчиненности и зависимости другой национальности, - имело бы, напротив, следствием гибель всякой национальной самобытности…» . Во избежание этого необходимы и такие, сравнительно «частные» условия, как обязательность независимой, экономической жизни и приоритета потребностей внутреннего рынка над внешней торговлей, что необходимо для экономического развития страны.

Но мы делаем все наоборот! Почему – вопрос риторический… Конечно, со времен Ф.Листа положение в мировой экономической системе сильно изменилось, но изменилось именно в том направлении, которое указал немецкий специалист. В этом плане представляют интерес и рассуждения об отношениях «глобального сверхобщества» (западного мира, возглавляемого США) и прочего человечества известного советского философа, социолога и политолога А. А. Зиновьева. Он справедливо подчеркивает, что главная цель этого общества – господство над остальными странами. Проводимая им вестернизация реально направлена на доведение намеченных жертв (стран, чувствительных к некритическому заимствованию навязываемых им Западом моделям общественной жизни) до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию, имеет целью сделать их придатком, донором. Запад может оказывать экономическую помощь «реформируемой» стране, но лишь в той мере, в какой это способствует потере ее экономической самостоятельности и безопасности . В свете «глобального сверхобщества» требует глубокого осмысления концепция зон зависимого, периферийного развития как органического атрибута современного мирового рынка и места России в этой зональной сфере как регионального объекта влияния. Все эти рассуждения, полагаю, имеют право на обсуждение. Но есть и вторая проблема: является ли глобализация идеологией политики современного Запада?

Собственно идеология - это система теоретических представлений об общественной жизни, которая специально разрабатывается не столько для объяснения, сколько, главное,- для исторической реализации как проекта, господства своей социальной группы (в нашем случае - группы стран). Очевидно, классическая глобализация - не идеология, (ибо не отвечает этим критериям), а есть объективное распространение (разной степени добровольности) образа жизни, являющегося предпочтительным для людей разных культурно- цивилизационных систем с середины ХХ века, когда страны начали жадно впитывать образ жизни, выражаемый ценностями «западнизма», (который, строго говоря, идеологией не является по своей сути, хотя и имеет теоретическое описание: Ф.Хайек, Э.Фромм, К.Поппер, Ф.Фукуяма, А.Зиновьев, и др.). Но, повторюсь, они описывали западный образ жизни, а не прописывали его как проект для реализации во всем мире. Но за прошедшие после публикации этих идей время поведении Запада качественно изменилось! Поэтому модернизация глобализации фактически состоит в ее трансформации в идеологию глобализма: цивилизационный вызов, брошенный России Западом все более выступает именно как политический проект управления мировыми, и не только экономическими процессами (К.Калхун). Полагаю: философия глобализации превратилась в идеологию глобализма как проекта мирового господства Запада!.

Но такая «модернизация глобализации» нас, естественно, не устраивает, хотя Россия традиционно - общество идеократическое. В силу этой особенности мы опять пытаемся искать свою «инойность», и дело это, полагаю, имеет основания: сейчас в России ситуация не просто экономически кризисная, но исторически уникальная - нам брошен цивилизационный вызов, ответ на который пока не найден . Поэтому нам нужна альтернативная глобализационная идеология, отвечающая национальным интересам России. Какова эта идеология - сказать трудно, ее поиск - задача междисциплинарных исследований всех обществоведов.

Возможно, следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что негативные проявления глобализации дали старт «реакционным» процессам глокализации, в ходе которой проявляется стремление так встроиться в глобализованный мир, чтобы получать все преимущества от глобализационных процессов, но при этом не терять культурную идентичность. Это означает более «индивидуальный», нежели упомянутая регионализация, сценарий глобализации. Как вариант глобализации, глокализация проявляется в способности основных, глобальных тенденций, прежде всего - в сфере производства и потребления универсальных «культтоваров» - обрести местные формы, подстроиться к локальным национально- этническим рынкам.

В России эти процессы приобрели новую постановку в связи с текущим кризисом, западными санкциями. Вместе с тем, искомая идеология противодействия глобализму, во-первых, не должна иметь ничего общего с идеологией национальной исключительности, изоляционизма; во-вторых, она, скорее всего, может быть отечественным вариантом глокализации; в-третьих, эта идеология, прежде всего, должна быть направлена на выработку национально-ориентированной экономической политики как ответа на цивилизационный вызов Запада.

Список литературы:

1. Шишков Ю.С. Регионализация и глобализация мировой экономики // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №8. С. 38-50.

2. Гурвич В.М. Идеологии и утопии: вчера, сегодня, завтра. Россия в контексте глобализации. Или уже против глобализации? / Независимая газета. 27 августа. 2014.

3. Лист Ф. Национальная система политической экономии. М.: Европа, 2005. 236 с.

4. Зиновьев А.А. На пути к сверхобществу. М.: Центрполиграф, 2000. 379 с. 5. Королев В.К. Вызов кризиса и кризис ответа // Философия хозяйства. 2015. №1. С. 21-28.

Королев Владимир Константинович, доктор философских наук, профессор, Южный федеральный университет,

Философское осмысление проблемы глобализации 1. Понятие «глобализация» 2. Информатизация общества как одна из причин создания глобального общества 3. Глобализация в сфере экономики 4. Глобализация в политической сфере 5. Культурная глобализация: феномен и тенденции 6. Религия и глобализация в мировом сообществе 7. Социологические и философские теории глобализации 7.1. Теория империализма 2. Теории глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра 3. Теории глобальной социальности 4. Теория «воображаемых миров» 5. Деррида о процессе глобализации 1. Понятие «глобализация» Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.

Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества.

Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.

Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия. 2.

Информатизация общества как одна из причин создания глобального общества

Сказанное позволяет понять, что пространство и время сжимаются не сами... Сокращается время, которое требовалось для свершения сложных пространс... . Действительно, происходящая информационная и коммуникативная революция... Суть инноваций заключается в возможности эффективного менеджмента прос...

Глобализация в сфере экономики

Глобализация в сфере экономики. Возникновение внегосударственных источников финансирования: Международ... 6. На многих из них ложатся издержки экономической глобализации, которая... Утрата государством прежних места и роли в международном общении нашла...

Культурная глобализация: феномен и тенденции

Важнейшим явлением, сопровождающим глобальные изменения во многих стра... Так, буддистские движения на Тайване заимствовали многие организационн... Под видом локализации скрывается еще одна разновидность реакции на гло... New Age гораздо менее заметна, чем упомянутые религиозные движения; но... Другим важным последствием культурной глобализации оказывается проблем...

Религия и глобализация в мировом сообществе

Религия становится рассеянной поверх традиционных конфессиональных, по... Эта связь оправдывается не только исторически, но и пространственной к... А в сознании людей эти два фактора зачастую сращиваются, нередко подме... Более того, не менее заметным итогом являются усиление местнических те... Религиозный фундаментализм оказался под пристальным вниманием не потом...

Социологические и философские теории глобализации

В ХХ в. Бухарин) основывается на утверждениях: 1. Теория мировой системы, изложенная И. Валлерстайном в 1970-е гг стала современной версией теории империализм... Гидденса, Л.

Теории глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра

Уоллерстайна и теорий глобальной системы Э. Теории глобальной системы Э. В процессе глобализации он выявляет две направленности: 1. . Теория «воображаемых миров» Теория «воображаемых миров», которую относ...

Деррида о процессе глобализации

Парадокс состоит в том, что открытие границ не может проходить без вза... Деррида о процессе глобализации. Однако не все современные исследователи рассматривают актуальные миров... Деррида интересуют именно пути формирования общего мира людей таким об... Хотя правовые нормы и провозглашаются часто как универсальные, тем не...

Литература 1. Ольшанский Д.А. Глобализация и Мир в философии Жака Деррида. http://www.credonew.ru/credonew/04_04/4. htm 2. Мещеряков Д.А. Глобализация в религиозной сфере общественного бытия // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Омск: ГОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет», 2007. 3. Ланцов С.А. Экономические и политические аспекты глобализации. http://politex.info/content/view/270/40/.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

М.К. Мамардашвили. Проблемы сознания и философское призвание
Или, если говорить определеннее, как я сужу об этом сегодня - с неким общечеловеческим началом культуры.Кстати, тут же хочу заметить, что дорогу к.. Иными словами, я смутно пытался прилепиться тогда к образу, о котором писал.. Как известно, у него мышление сводится к трем правилам. Первое правило: мыслить самому; второе мыслить так, чтобы быть..

Проблемы войны и мира в различных философских учениях и исторических периодах
Церковь пресекала междоусобные войны периода средневековья,что хорошо отразилось,например в истории Руси.Так,киевский князь Владимир Мономах.. Нарушение Мира Божьего каралось штрафами, доходившими до конфискации.. Под охрану Мира Божьего в первую очередь попадали церкви,монастыри,капеллы,путешественники,женщины,а также..

Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки. Классификация глобальных проблем
Философское осмысление глобальных проблем - это изучение процессов и явлений, связанных с проблемами общепланетарной цивилизации.. Философия анализирует причины, которые привели к появлению или обострению.. В современной философии сложились основные подходы к пониманию глобальных проблем: 1. все проблемы могут стать..

Проблемы войны и мира в различных философских и исторических периодах
Сегодня, переосмысливая историю, надо склонить голову перед величайшими жертвами, понесенными нашим народом в самой кровопролитной войне, которую.. В эти дни все люди на планете вспомнили об ужасах войны, ощутили в полной мере.. Воспитанный под влиянием немецкой школы философии, и особенно Гегеля, он развил теорию о войне и о влиянии на нее..

Проблема «Запад - Россия - Восток», её философские аспекты
Советский подтип российской культуры.Для России важно и научно-философское осмысление, и подключение инструментов религиозно-философского.. Индивидуализм, который представители «ренессанса» противопоставили.. Казалось бы, этот схематически обобщающий взгляд близок к исторической справедливости, к истине. Но это так только в..

Проблемы дидактического построения дисциплины в свете проблемы построения культурологии как науки
Именно на этот не сформулированный вопрос отвечают авторы многочисленных учебников и учебных пособий, вышедших за последнее время. Этот вопрос тесно.. Другие, локализуя определенные культурные типы, рассматривают их специфические.. Давая определение культуры, авторы широкого подхода на самом деле фундируют ее рамками узко очерченной специальной..

Человек как философская проблема
И.Гердер Тема человека является для философии сквозной, традиционной и центральной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется.. Что касается философии, то она в отличие от других наук о человеке анатомия, психология и др. стремится постичь..

Проблема эрекции полового члена мужчины - это проблема женщины..
И потому за оргазм женщины, заее наслаждение в сексе, за ее подготовку к акту несет полную ответственностьмужчина. И если женщина холодна, то смешно.. Одним словом, в сексе должен работать принцип мужской половойчлен это.. Нет импотентов, есть плохо работающие или сексуально неумелыеженщины. Нет и фригидных женщин. Есть просто неумелые и..

Философские проблемы искусственной жизни и искусственного интеллекта
Основными методами изучения искусственной жизни являются синтез искусственных систем с аналогичным живым системам поведением, изучение динамики.. Доказательствам последнего утверждения может служить тот факт, что некоторые.. По современным научным данным человеческий мозг содержит около 240 основных вычислительных узлов нейронов, которых..

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства отдельные.. периодизация и специфика античной философии.. лосев предлагает следующие этапы античной философии..

0.134

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества.

Истоки глобализации находятся в XVI и XVII веках, когда устойчивый экономический рост в Европе сочетался с успехами в мореплавании и географическими открытиями.

После Второй мировой войны глобализация возобновилась в ускоренном темпе. Ей способствовали улучшения в технологии, которые привели к быстрым морским, железнодорожным и воздушным перевозкам, а также доступности международной телефонной связи. Устранением барьеров для международной торговли с 1947 года занималось Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (GATT) - серия соглашений между основными капиталистическими и развивающимися странами. В 1995 году 75 участников GATT образовали Всемирную торговую организацию (ВТО). С тех пор ещё 21 страна присоединилась к ВТО, и 28 стран, включая Россию, ведут переговоры о вступлении.

Виды глобализации: естественная (закономерный процесс взаимодействия между странами); искусственная (навязывание булле развитыми странами процессов глобализации менее развитым).

В условиях глобализации, несмотря на реакцию самоидентификации и отторжения, усиливается взаимопроникновение цивилизационнных структур и элементов различных цивилизаций. Перенос и восприятие этих элементов и структур стали возможными потому, что локальные цивилизации и культуры уже не герметичны, что в них развиваются процессы структурного расщепления

В современном мире резко ускоряется цивилизационная динамика, изменения приобретают асинхронный характер и структурная расщепленность усиливается. Происходит значительная дифференциация в темпах изменения трех основных структурных составляющих цивилизационной системы - технологии, социо-экономико-политических и культурно-ментальных структур. Дифференциация темпов изменений вышеуказанных структур особенно сильно выражена в более отсталых регионах и странах, ибо происходит резкая интенсификация воздействия на них извне, прежде всего технологических и экономических новаций. В условиях быстрой технологическо-экономической динамики обществ, «облучаемых» новациями, другие блоки социальных отношений и культурные структуры не успевают перестраиваться и могут даже консервироваться.

Рассматривая процессы столкновения цивилизаций, и имея в виду главным образом технологически отстающие цивилизации, можно вычленить четыре основные этапа во взаимодействии цивилизационных тканей различных цивилизаций. Первый этап: отторжение продуктов, элементов и структур другой цивилизации. Крайняя форма отторжения - зилотство, фундаментализм, абсолютная верность традиции. Согласно А. Тойнби, фундаментализм бесперспективен.

Второй этап характеризуется тем, что воспринятые новации усиливают традиционалистские и даже отжившие структуры и институты. Петр I, используя технические, военные, административно-организационные достижения Запада, усиливал с помощью этих средств крепостное право.

Третий этап взаимодействия цивилизаций характеризуется внутренним расколом цивилизации-восприемницы новаций. Конфликты и различия между цивилизациями перерастают во внутренние конфликты. Внутренний раскол в цивилизации-восприемнице пронизывает социальную структуру, личность, духовную жизнь. Причем каждая из сторон, т. е. новации и традиции как бы расщепляют друг друга: новации внедряются половинчато и в искаженном виде, а традиционалистские структуры расшатываются. В процессе глобализации происходит взаимное воздействие цивилизаций друг на друга, усиливаются миграционные процессы, что ведет к нарастанию сложности, гетерогенности, к децентрированию социального мира той или иной страны или региона.

Четвертый этап характеризуется преодолением раскола и более или менее органическим соединением технологических, научных, организационных, экономических достижений продвинутой цивилизации с базовыми социально-культурными структурами локальных цивилизаций, воспринимающих новации. Четвертый этап затронул, по существу, только японскую цивилизацию.

Что будет происходить с Беларусью, которая нынче активно отказывается от интеграционных (даже не глобализирующихся) процессов. Она неизбежно окажется на обочине. Более менее интеллектуальные товарищи вынуждены будут уезжать из страны, и интегрироваться в иностранные сообщества. Первое: Беларусь останется без интеллектуальной составляющей. Второе: у Беларуси нет и не будет ресурсов, чтобы выкупать хотя бы технологии третьего- четвертого поколения (т.е. ушедшие с главных площадок). Качество жизни неизбежно будет резко контрастировать с качеством жизни в развитых странах. Даже не первого эшелона.

Наоборот, за счет вовлечения страны в сеть мировой торговли, в ней появляются новые технологии и новые прогрессивные навыки ведения бизнеса. Как показывают исследования, доходы растут в основном за счет бурного развития технологии в странах с развитой экономикой и вялого развития технологии в бедных странах. Это и есть причина увеличения разницы в доходах населения. Напротив, глобализация как раз работает в противоположном направлении.

До начала нашего столетия всемирная непоявление

Глобальных проблем тория представляла собой в основном ав тономно развивавшиеся цивилизации, не оказывавшие серьезного влияния друг на друга. Современный же мир разительно изменился, став единым целым в результате того, что за последнее столетие в нем с нарастающей быстротой шли интегративные процессы всех сфер общественной жизни.

Мировые перемены принесли людям и новые заботы, вытекающие из интернационализации общественной жизни. В первую очередь это связано с появлением принципиально новых проблем, которые стали всеобщими (глобальными), явившись результатом многовековых количественных и качественных изменений в системе «общество - природа», а также и в самом общественном развитии. В истории никогда не было подобной ситуации, которая характеризуется тем, что мировое сообщество являет собою теперь не только более пеструю, но и гораздо более противоречивую картину, чем прежде.

С одной стороны, оно представлено многочисленными, непохожими друг на друга культурами, нациями, государствами: большими и маленькими, развитыми и отсталыми, мирными и агрессивными, молодыми и древними. С другой стороны, в третье тысячелетие (по христианскому летоисчислению) человечество вступает как единое целое, как население одного «общего дома» а точнее, большой и уже переполненной «коммунальной квартиры» по имени Земля, где условия проживания ограничены не только ее естественными параметрами, т. е. территорией, пригодной для жизни, но и наличием необходимых для жизнедеятельности ресурсов. Это реальность, полное осознание которой произошло лишь в последние десятилетия и с которой абсолютно все страны и народы теперь вынуждены считаться, ибо альтернативы такому общежитию просто нет.

Появление глобальных проблем в наше время - это не результат какого-то просчета, чьей-то роковой ошибки или преднамеренно вьиЗранной стратегии социально-экономического и политического развития. Это и не причуды истории или результат природных аномалий. Причины упомянутых проблем кроются гораздо глубже и корнями своими уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры в целом.

Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, с обществом, с природой и затронул практически все мировое сообщество, распространившись и на ту его часть, которая проживает в наиболее отдаленных от центров цивилизации регионах, и на развивающиеся, и на развитые страны. Именно в последних негативное воздействие человека на окружающую среду проявилось несколько раньше и в наиболее острой форме по причинам, которые в значительной степени вытекали из бурно и стихийно развивавшейся там экономики.

Ускорение развития

Итогом такого развития стала в первую общественного очередь деградация окружающей среды, очень быстро обнаружившая тенденцию к деградации и самого человека, так как его поведение, представления и образ мышления оказались не в состоянии своевременно меняться адекватно тем переменам, которые с нарастающей быстротой стали происходить вокруг него. Причиной же ускоренного развития социально-экономических процессов явился сам человек и его целенаправленная преобразующая деятельность, многократно усиливаемая все новыми и новыми достижениями в области науки и техники.

Только за последние десятилетия в результате стремительного роста научно-технических достижений в развитии производительных сил общества произошло больше изменений, чем на протяжении многих предшествующих столетий. При этом процесс изменений происходил с нарастающей быстротой и неизменно сопровождался все более глубокими и основательными преобразованиями в социально-экономических сферах. Так, если от вербального (словесного) общения к письменности человечество шло около 3 млн. лет, от письма к печатанию - примерно 5 тыс. лет, от печатания к таким аудиовизуальным средствам, как телефон, радио, телевидение, звукозапись и т. п., - примерно 500 лет, то для перехода от традиционных аудиовизуальных средств к современным компьютерам потребовалось уже менее 50 лет. Еще более короткими сроки от новых изобретений до их практической реализации стали в настоящее время; они теперь зачастую измеряются уже не годами, а месяцами и даже днями.

Итак, если еще пару столетий назад нации жили обособленно, а их связи друг с другом были незначительны, то XIX в. принес кардинальные перемены. Техника, экономика, наземный и морской транспорт колоссально увеличили мобильность и преобразующие возможности человека. Естественно, что в таких же масштабах возросла мировая торговля и взаимозависимость мировой экономики. Появление и бурное развитие в начале XX в. авиационной, а затем и космической техники многократно ускорили этот процесс. В результате на Земле не осталось теперь не только «белых пятен», т. е. еще не изведанных человеком мест, но практически нет уже и чистых территорий, водного и воздушного пространства, естественное состояние которых не было бы прямо или косвенно подвержено влиянию человеческой деятельности. Все это дало основание называть теперь нашу планету «общим домом», «островком во Вселенной», «лодкой в бушующем океане», «мировой деревней» и т. п., а проблемы, которые оказались общими для всех людей, глобальными.

Современные тенденции мировых процессов

Некоторые тенденции происходящих в мире перемен оказались в центре внимания ученых и философов несколько раньше, чем эти перемены стали для всехочевидными. Например, английский историк АЛойнби (1889-1975), рассматривавший общественное развитие как последовательную смену различных цивилизаций, еще задолго до компьютерной революции сделал вывод, что «в XX веке началась всеобщая всемирная история». Тем самым подчёркивалось, что кардинальные перемены затронули не только основы общественного устройства, но и главные тенденции мировых социальных процессов.

Еще более определенно на этот счет высказался крупнейший представитель современной немецкой философии К. Яс-перс (1883-1969), который опубликовал в 1948 г. работу «Истоки истории и ее цель», где, в частности, писал: «Наша исторически новая ситуация, впервые имеющая решающее значение, являет собой реальное единство людей на Земле. Благодаря техническим возможностям современных средств сообщения наша планета стала единой целостностью, полностью доступной человеку, стала «меньше», чем была некогда Римская империя». (Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.,1991. С. 141). И произошло это по историческим меркам не просто быстро, а стремительно, с ошеломляющим ускорением.

Так, со второй половины XIX в. достижения человека в области науки и техники стали возрастать по нарастающей. Уже к началу XX в. эти достижения, постоянно увеличиваясь, настолько изменили экономическую деятельность людей, затронули такое количество стран и народов, что вся планета стала одной системой, единым целым. Между крупнейшими странами и регионами возникли геополитические противоречия за сферы влияния, источники сырья и рынки сбыта, которые перманентно переросли в Первую мировую войну. Эта война по существу была европейской, но в то же время стала и значительным шагом к становлению единого человечества. Она значительно стимулировала развитие модели науки и техники, а возросшая на их основе в послевоенный период мощь крупнейших государств мира привела в конечном счете к очередному противостоянию различных стран в борьбе за новый передел мира.

Вторая мировая война оказала еще большее воздействие на темпы научно-технического прогресса. Начавшись с конфликтов, опиравшихся на техническую оснащенность противоборствующих сторон (т. е. на танки, пушки, авиацию), она окончилась ядерными бомбардировками японских городов Хиросимы и Нагасаки, что явилось результатом фантастических достижений в науке и революционных преобразований в технике. Это был поворотный момент в истории человечества.

Вторая мировая война вовлекла в конфликт практически все народы и стала уже действительно глобальной. «С этого момента начинается мировая история как единая история единого целого, - заявил сразу же после окончания войны К. Ясперс. - С такой точки зрения вся предыдущая история представляется рядом разбросанных, независимых друг от друга попыток, множеством различных истоков человеческих возможностей. Теперь проблемой и задачей стал мир в целом. Тем самым происходит полное преобразование истории. Решающим является теперь следующее: нет ничего, что находилось бы вне сферы происходящих событий. Мир замкнулся. Земной шар стал единым. Обнаруживаются новые опасности и возможности. Все существенные проблемы стали мировыми проблемами, ситуация - ситуацией всего человечества». (Ясперс К. Смысл и назначение истории. С. 141).

Со времени окончания Второй Мировой войны до середины 70-х годов развитие науки и техники получило дополнительное ускорение и носило уже взрывной характер. В это время шло бурное развитие новых областей научного знания: теории информации, кибернетики, теории игр, генетики и др. Резко сократились сроки практического воплощения теоретических идей в практику. Так, вслед за испытанием ядерного оружия было создано еще более мощное - термоядерное, осуществились проекты мирного использования атома. Теоретически и практически реализовались идеи освоения космического пространства: на орбиту были выведены искусственные спутники Земли, человек вышел в космос и высадился на Луну, космические аппараты стали исследовать глубины Вселенной.

В указанные десятилетия телевидение, космические линии связи стали составной частью жизни большинства людей во многих странах мира, коренным образом изменив не только их возможности, но и менталитет, социальную и политическую жизнь. Эти и многие другие достижения человека в столь короткий период времени в научной и философской литературе получили название научно-технической революции (НТР), которая продолжается и сегодня, ассоциируясь теперь уже в первую очередь с прогрессом в области информатики и микроэлектроники. Отмеченные тенденции в развитии научно-технического прогресса оказали фундаментальное влияние на жизнь отдельных людей и человечества в целом, многократно увеличили экономическую мощь людей и создали множество проблем как в самом обществе, так и в отношениях общества с природой. Они затронули не только промышленное производство, во многом уже перешедшее под контроль транснациональных корпораций, или сферу торговли, соединившей практически все страны мира в единый рынок, но и распространились на область духовную, трансформировав культуру, науку, политику. Так, научное открытие, изобретение, новый кинофильм или событие политической, культурной жизни в одночасье становятся теперь достоянием любого жителя планеты, имеющего доступ ктелевидению или глобальной информационной сети (Интернет).

К тому же новейшие электронные и спутниковые системы связи, расширившие возможности простого телефона до телефакса, телетайпа, электронной почты, мобильного телефона, создали единое информационное пространство, позволили в любой момент связаться с любым человеком в любой точке планеты. Все это в совокупности с современными средствами передвижения (автомобилями, скоростными поездами, самолетами) сделало наш земной мир маленьким и взаимозависимым. Таким образом, в последние десятилетия, буквально на глазах живущего ныне поколения окончательно сложилось мировое сообщество, которое обрело и «общий дом», и общую судьбу, и общие заботы.

К извечным философским проблемам бытия, сознания, смысла жизни и другим, постоянно обсуждаемым в философии вопросам, современная эпоха добавила, таким {Йразом, принципиально новую, никогда не существовавшую ранее тещ единой судьбы человечества и сохранения жизни на Земле.

Осознание Глобальных тенденции

Под влиянием впечатляющих результатов в области науки и техники уже в двадцатые годы XX в. появляются первые технократические социальные теории. Автор наиболее известной из них - американский экономист и социолог Т. Веблем одним из первых дал философское обоснование ведущей роли промышленного производства и технического прогресса в развитии общества. По его мнению, управление современным государством должно находиться в руках инженеров и техников, так как развивать производство в интересах общества (а в этом был пафос технократической теории Т. Веблена) смогут только они, и политическая власть им нужна для реализации именно этой цели.

К тому же времени относится появление и других взглядов, в которых отражалось серьезное беспокойство по поводу опасностей, таившихся в новых тенденциях. В частности, в четвертой главе мы уже говорили о роли В. И. Вернадской» в осмыслении современных проблем взаимоотношения общества с природой и о его понимании ноосферы как целостного планетарного явления. По существу сходные идеи высказывал тогда и известный французский философ, теолог П. Тейяр де Шарден. Пытаясь обосновать уникальность человека в качестве составной части биосферы, он развивал концепцию гармонизации отношений человека с природой, призывая при этом к отказу от эгоистических устремлений во имя объединения всего человечества. «Выход для мира, двери для будущего, вход в сверхчеловечество открываются вперед и не для нескольких привилегированных лиц, не для одного избранного народа! Они откроются лишь под напором всех вместе и в том направлении, в котором все вместе могут соединиться и завершить себя в духовном обновлении Земли». (П. Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 194). Таким образом, среди философов, ученых уже в первой половине XX в. было понимание не только того, что наступает новая эпоха - эпоха планетарных явлений, но и то, что в этих новых условиях люди смогут противостоять природной и социальной стихии только сообща.

Технооптимисты

Однако отмеченные взгляды к началу 60-х годов были оттеснены на второй план новой волной технократических настроений и почти на два десятилетия утратили свое влияние на массовое сознание. Причиной этого стал промышленный подъем, охвативший в послевоенный период практически все экономически развитые страны мира. Перспективы общественного прогресса в 50-60-е годы казались безоблачными для многих как на Западе, так и на Востоке. В общественном сознании утверждались технооптимистские настроения, создававшие иллюзию возможности решить любые земные и даже космические проблемы с помощью науки и техники. Эти позиции нашли отражение в многочисленных теориях, в которых целью общественного развития объявлялось «общество потребления». В это же время активно разрабатывались различные концепции «индустриального», «постиндустриального», «технотроннного», «информационного» и т. п. общества.

В 1957 г. известный экономист и социолог Дж. Гелбрейт опубликовал книгу «Общество изобилия», основные идеи которой он развил несколько позже в другой своей работе «Новое индустриальное общество». В его произведениях, названия которых уже сами говорят за себя, давалась высокая и исключительно позитивная оценка научно-техническим достижениям человека, справедливо обращалось внимание на глубокую трансформацию экономических и социальных структур общества под влиянием этих достижений.

Еще более полное обоснование теория «индустриального общества» получила в работах видного французского философа Р. Арона, в частности, в его лекциях, прочитанных в 1956-1959 гг. в Сорбонне, а также в нашумевшей в свое время книге американского политолога У. Ростоу «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест», опубликованной в 1960 г.

По мнению этих ученых, под влиянием НТР «традиционное» аграрное общество сменяется промышленно развитым «индустриальным» обществом, где на первый план выходит массовое рыночное производство. Главными критериями прогрессивности такого общества становятся достигнутый уровень развития промышленности и степень использования технических нововведений.

Широкое внедрение компьютеров во все сферы общественной жизни породило новые теории «постиндустриального», «информационного» (Д. Белл, Г. Кан, Ж. Фурастье, А. Турен), «технотронного» (З. Бжезинский, Ж.-Ж. Серван-Шрайбер), «сверхиндустриального», «компьютерного» (А. Тоффлер) общества. В них основным критерием общественного прогресса выступали уже не технические достижения, точнее не столько они, сколько развитие науки и образования, которым отводилась ведущая роль. Важнейшим критерием прогресса стало считаться внедрение новых технологий на базе компьютерной техники.

Так видный американский философ и социолог Д. Белл, определяя контуры будущего общественного устройства, еще до появления Интернета говорил: «Я стою на том, что информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории» (Бем Д. Социальные рамки информационного общества / Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 342). В качестве первого такого поворотного пункта он выделял изменение самого характера науки, которая как «всеобщее знание» в современном обществе стала основной производительной силой. Второй поворотный пункт обусловлен появлением новых технологий, которые, в отличие от технологий времен промышленной революции, мобильны и легко поддаются перепрофилированию. «Современная технология открывает множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов, при этом неимоверно возрастает производство материальных благ. Таковы перспективы, вопрое лишь в том, как их реализовать». (Там же. С. 342), отмечал Д. Белл, отстаивая технократические взгляды.

Технопессимисты

Хотя отдельные сторонники рассматриваемых теорий и придавали некоторое значение отрицательным последствиям НТР, в частности, проблемам загрязнения окружающей среды, в целом же серьезной озабоченности этим в их среде до 80-х годов не наблюдалось. Слишком велики были надежды на всемогущество научно-технического прогресса самого по себе. В то же время с конца 60-х годов помимо экологических трудностей все более остро стали обнаруживать себя и другие проблемы, представлявшие опасность для многих государств и даже континентов: неконтролируемый рост народонаселения, неравномерность социально-экономического развития различных стран, обеспечение сырьевыми ресурсами, продовольствием и многие другие. Очень скоро они стали предметом острых дискуссий, оказавшись в центре внимания науки и философии.

Уже первые попытки дать философский анализ упомянутых проблем выявили противоположные технократическим тенденциям взгляды, названные впоследствии «технологическим пессимизмом». Многие известные ученые и философы, такие, как Г. Маркузе, Т. Роззак, П. Гудмен и др. выступили против научно-технического прогресса, обвинив своих предшественников в бездушном сциентизме (сциентизм от англ. science - наука - концепция, абсолютизирующая роль науки в жизни общества), в стремлении поработить человека посредством науки и техники. Накатывалась новая волна протеста - протеста как против научно-технического, так и против общественного прогресса вообще. Появившиеся на этой волне новые идеи обосновывали общество «антипотребления» и были направлены на то, чтобы убедить «среднего человека» довольствоваться малым. В попытках отыскать виновника появления глобальных проблем главные обвинения были выдвинуты против «современной технологии». Под сомнение были поставлены не только достижения науки, но и сама идея прогресса в целом; снова появились призывы «назад к природе», к чему в свое время призывал еще Ж. Ж. Руссо, предлагалось «заморозить», «остановить» экономическое развитие на достигнутом уровне и т. п.

Римский клуб

Отмеченный поворот во взглядах в значительной мере произошел под влиянием деятельности Римского клуба, который, возникнув к 4-968 г. как авторитетнейшая международная организация ученых, философов и общественных деятелей, поставил своей задачей подготовку и публикацию докладов по самым животрепещущим общечеловеческим проблемам современности. Уже первый доклад этой организации «Пределы роста», опубликованный в 1972 г., вызвал эффект «разорвавшейся бомбы», так как показал, что человечество, не осознавая того, «играет со спичками, сидя на пороховой бочке». Предваряя указанное исследование, основатель Римского клуба А. Печчеи отмечал: «Ни один здравомыслящий человек больше не верит, что старая добрая матушка Земля может выдержать любые темпы роста, удовлетворить любые человеческие капризы. Всем уже ясно, что пределы есть, но каковы они и где именно находятся - это предстоит еще выяснить». (Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980. С. 123-124).

Таким выяснением и занялись авторы упомянутого доклада. Кратко суть полученных результатов сводилась к тому, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии, что материальный рост не может продолжаться до бесконечности, и что истинные пределы общественного развития определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. Построив компьютерную модель основных тенденций мирового развития, они пришли к выводу, что при сохранении этих тенденций уже в начале третьего тысячелетия человечество может полностью утратить контроль над событиями и в результате прийти к неизбежной катастрофе. Отсюда делался вывод, что необходимо «заморозить» производство, сохранить его рост на «нулевом уровне», а быстро увеличивающуюся численность населения стабилизировать с помощью соответствующей социальной политики.

Доклад стал одной из самых популярных публикаций на Западе и вызвал бурную реакцию как сторонников, так и противников «нулевого роста». Затем последовала серия очередных докладов (сегодня их насчитывается уже около двух десятков), которые раскрыли многие аспекты общечеловеческих проблем и привлекли к ним пристальное внимание ученых и философов всего мира.

Значительный вклад в понимание и разработку рассматриваемых проблем внесли и отечественные философы, взгляды которых в основном отражают позицию «умеренных» или «сдержанного технооптимизма» (И. Т.Фролов, Э. А.Араб-Оглы, Э. В.Гирусов, Г. Г.Гудожник, Г. С.Хозин и др.).

Философское осмысление проблемы глобализации

1. Понятие «глобализация»

4. Глобализация в политической сфере

5. Культурная глобализация: феномен и тенденции

6. Религия и глобализация в мировом сообществе

7. Социологические и философские теории глобализации

7.1. Теория империализма

7.2. Теории глобальной системы Э. Гидденса и Л. Склэра

7.3. Теории глобальной социальности

7.4. Теория «воображаемых миров»

7.5. Деррида о процессе глобализации


1. Понятие «глобализация»

Под глобализацией следует понимать втягивание большей части человечества в единую систему финансово-экономических, общественно-политических и культурных связей на основе новейших средств телекоммуникаций и информационных технологий.

Предпосылкой появления феномена глобализации стало последствие процессов человеческого познания: развитие научного и технического знания, развитие техники, давшее возможность отдельно взятому индивиду воспринимать органами чувств объекты, находящиеся в различных точках земли и вступать с ними в отношения, а также естественно воспринимать, осознавать сам факт этих отношений.

Глобализация представляет собой совокупность сложных интеграционных процессов, охватывающих постепенно (или уже охвативших?) все сферы человеческого общества. Сам по себе этот процесс является объективным, исторически обусловленным всем развитием человеческой цивилизации. С другой стороны, современный ее этап во многом определяется субъективными интересами некоторых стран и транснациональных корпораций. С усилением данного комплекса процессов встает вопрос об управлении и контроле их развития, о разумной организации процессов глобализации, ввиду ее абсолютно неоднозначного влияния на этносы, культуры и государства.

Глобализация стала возможной благодаря всемирной экспансии западной цивилизации, распространению ценностей и институтов последней на прочие части мира. Кроме того, глобализация связана с трансформациями внутри самого западного общества, в его экономике, политике, идеологии, произошедшими за последние полстолетия.


2. Информатизация общества как одна из причин создания глобального общества

Информационная глобализация приводит к порождению феномена «глобального информационного сообщества». Данный термин достаточно широк и включает в себя, прежде всего глобальную унифицированную информационную индустрию, развивающуюся на фоне непрерывно возрастающей роли информации и знаний в экономическом и социально-политическом контексте. Данное понятие предполагает, что информация становится в обществе величиной, определяющей все прочие жизненные измерения. Действительно, происходящая информационная и коммуникативная революция заставляют переосмыслить отношение к таким фундаментальным понятиям как пространство, время и действие. Ведь глобализация может быть охарактеризована как процесс сжатия временных и пространственных дистанций. «Сжатие времени» является обратной стороной сжатия пространства. Сокращается время, которое требовалось для свершения сложных пространственных действий. Соответственно, каждая единица времени уплотняется, наполняется количеством деятельности, многократно превышающим то, которое можно было совершить когда-либо прежде. Когда время становится решающим условием совершения множества других событий, следующих за определенным действием, ценность времени значительно возрастает.

Сказанное позволяет понять, что пространство и время сжимаются не сами по себе, а в рамках комплексных – пространственным и временным образом разведенных – действий. Суть инноваций заключается в возможности эффективного менеджмента пространства и времени в глобальном масштабе: объединения массы событий в разное время и на разных участках земли в единый цикл. В этой согласованной цепочке событий, перемещений, трансакций каждый отдельный элемент приобретает значение для возможности целого.

3. Глобализация в сфере экономики

К причинам глобализации в экономической сфере необходимо отнести следующие:

1. Повышение коммуникативной связности мира. Она связана как с развитием транспорта, так и с развитием коммуникативных средств.

Развитие транспортной коммуникации связано с научно-техническим прогрессом, который привел к созданию быстрых и надежных транспортных средств, вызвавших увеличение мирового товарооборота.

Развитие коммуникативных технологий привело к тому, что передача информации занимает теперь доли секунды. В экономической сфере это выражено в мгновенной передаче управленческих решений головной организации, в увеличении скорости решения кризисных проблем (зависит теперь только от скорости осмысления данной ситуации, а не от скорости передачи данных).

2. Выход производства за национальные рамки. Производство товаров начало постепенно утрачивать чисто национальную, государственную локализацию и распределяться по тем экономическим зонам, где какая-либо промежуточная операция оказывается дешевле. Теперь управляющая фирма может находиться в одном месте, проектирующая организация – совсем в другом, производство исходных деталей – в третьем, четвертом и пятом, сборка и отладка изделия – в шестом и седьмом, дизайн – разрабатываться в восьмом месте, а продажа готовой продукции осуществляться – в десятом, тринадцатом, двадцать первом, тридцать четвертом…

Современный этап глобализации в развитии экономической сферы характеризуется:

1. Образование громадных транснациональных корпораций (ТНК), которые в значительной мере освободились от контроля конкретного государства. Она сами начали представлять собой государства – только государства не «географические», а «экономические», базирующиеся не столько на территории, национальности и культуре, сколько на определенных секторах мировой экономики.

2. Возникновение внегосударственных источников финансирования: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и другие. Эти уже чисто «финансовые государства», ориентированы не на производство, а исключительно на денежные потоки. Бюджеты этих внегосударственных социумов зачастую во много раз превосходят бюджеты малых и средних стран. Вот эти «новые государства» являются сегодня основной унифицирующей силой реальности: любая страна, стремящаяся быть включенной в мировые экономические процессы вынуждена принимать те принципы, которые они устанавливают. Она влечет за собой переустройство местной экономики, социальное переустройство, открытие экономических границ, согласование тарифов и цен с установившимися на глобальном рынке и так т.д.

3. Формирование глобальной элиты – очень узкого круга людей, реально влияющих на масштабные экономические и политические процессы. Это связано с рекрутированием высшего менеджерского звена по всему миру.

4. Импорт низкоквалифицированной рабочей силы из беднейших, но богатых людскими резервами стран Третьего мира в Европу и США, где наблюдается демографический спад.

5. Непрерывное перемешивание «национальных реальностей». Мир обретает черты фрактальности: между любыми двумя его точками, относящимися к одному множеству (к одной экономике, к одной национальной культуре), всегда можно поместить третью, относящуюся к другому множеству (другой экономике, другой национальной культуре). Это связано с тем, что по «дороге глобализации» идут два встречных потока: вестернизация – внедрение западных паттернов (образцов жизни) на Юг и Восток, и ориентализация – внедрение в западную цивилизацию паттернов Востока и Юга.

6. Незападные ареалы человечества становятся объектами экономической глобализации; многие государства при этом теряют значительную часть своего суверенитета в особенности применительно к осуществлению экономической функции, являясь при этом «не более чем инструментами для продвижения глобального капитализма». На многих из них ложатся издержки экономической глобализации, которая приобретает асимметричный характер, когда богатство в невиданной степени концентрируется на одном полюсе, а бедность - на другом.

Экономика, таким образом, становится ведущей сферой глобализации, начиная с которой она неизбежно распространяется и на другие сферы жизни общества, вызывая далеко идущие социальные, социокультурные и политические изменения за пределами того очага, где они зарождаются.




И культурный обмен, в котором не­малую роль должна сыграть педагогика высшей и средней школы. Глава 2 Формы использования сетевых технологий в условиях глобализации образования Бурное развитие телекоммуникационных технологий, в частности сети Интернет, и мультимедиа в последние годы не только способствовало появлению повышенного интереса к использованию компьютеров в...





Функции философии. Она более не стремится дать универсальное знание о мире, включить в этот мир человека, а также имеющееся научное знание. Ее структура вообще не требует универсальности, системности и всеохватывающего характера. Соответственно, познавательная, методологическая и мировоззренческая функции философии утрачивают прежнее значение. В то же время возрастает значение критической функции...

О формировании в сознании искаженной картины мира, складывающейся в результате ряда целенаправленных воздействий. Цель - рассмотреть и проанализировать особенности современного процесса глобализации как этапа социальной эволюции. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: изучить глобализацию как социально-философскую проблему; исследовать социальный феномен глобализации как...

Общим объемом 4,6 п.л. Положения и результаты исследования апробированы при преподавании курсов политологии и политической социологии, спецкурсов «Российское государство как политический институт в условиях глобализации», «Теории политического развития и глобализации» на факультете философии и социальных технологий Волгоградского государственного университета. Диссертация обсуждена и рекомендована...

Лучшие статьи по теме