Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундамент 
  • Как промыть и смазать старинные настенные часы? Ремонт настенных кварцевых часов Ремонт кварцевого часового механизма настенных часов

Как промыть и смазать старинные настенные часы? Ремонт настенных кварцевых часов Ремонт кварцевого часового механизма настенных часов

Вот что в доме ни кому не мешает так это часы, а всё потому, что они на стене. И ещё от них всегда есть польза, исправные показывают время, неисправные придают интерьеру уют. Висят себе и висят. До тех самых пор пока хозяева не надумают сменить место жительства. И тогда те из них, которые имеют привычку иной раз останавливаться, выбрасывают. На новоселье дарят новые, но качество у них, такое же как и у старых. Потому свои решил не выбрасывать.

Это подарок ещё с прошлого новоселья, им лет 30 лет. Время показывают точно, но есть у них один пунктик - работают только со свежей батарейкой (нужно менять каждые четыре - пять месяцев, с двумя, даже б/у, включёнными в параллель идут гораздо больше года.

Сборка качественная, например ротор двигателя (ведущая шестерня) имеет на плате индивидуальное крепление

Разбираю, всё чищу, протираю спиртом, пропаиваю контакты и даже припаиваю к плате винты, крепящие установочные компоненты с другой стороны. Всё в надежде на то, что заработают и с одной, притом не самой сильной батарейкой.

Собрал, попробовал - чуда не случилось. Поставил две - идут. Оставлю так, улучшить не получилось.

А это уже механизм современных часиков. Китай. Идут при условии, что каждые несколько часов их нужно встряхивать.

Разбираю, чищу, мою. Но здесь этого недостаточно. Надо понять причину нестабильной работы механизма. Скоро сказка сказывается, а в реальном времени несколько дней пучил глаза на устройство данной механики и шарил по инету.

В виртуальном пространстве нашёл подсказку на причину неисправности, но способ устранения там был предложен без малого бредовый. Пришлось придумывать свой. И так на фото металлическая чертилка указывает на углубление в пластике, в которое должна вставляться верхняя ось ротора двигателя (ведущая шестерня). Оно сделано несколько глубже, чем необходимо и соответственно ротор там болтается, что приводит в определённый момент к остановке часов.

Совершенно точно определился с диаметром этого углубления, подобрал необходимое сверло (можно даже чуть-чуть меньшего диаметра) и просверлил его насквозь. Затем взял отрезок рыболовной лески чуть большего диаметра и при помощи мелкой шкурки сточил диаметр лески ровно настолько, чтобы она входила в отверстие с некоторым усилием.

Изнутри вставил отрезок в отверстие так, чтобы имелось совсем небольшое углубление под установку оси ротора. Собрал механизм часов, установил батарейку. Часы не шли, так как леска упиралась в ось ротора. Затем маленькими пассатижами, поворачивая из стороны в сторону этот импровизированный стопор (леску), потянул его наружу. Ровно настолько чтобы ось ротора освободилась и часы пошли. Кончик стопора укоротил кусачками практически заподлицо

Каждый из нас рано или поздно получал неисправный, бракованный или плохо работающий товар. Я - не исключение. Осенью прислали неработающие наручные часы. (Ссылку на товар дать не удалось, поэтому советую искать в магазине эти часы по цене.)

На самом деле, часы симпатичные. Если не считать «милых» шуток китайских сборщиков, то выглядят они дороже, чем стоят. Выбрасывать жалко.
Покрытие корпуса равномерное, без изъянов. Циферблат выполнен нормально, без больших огрехов. Время читается хорошо. У купленных ранее механических часов Eyki циферблат мутноватый и отдает дешевой китайщиной. У описываемых часов такого нет. Кстати, не понимаю, почему марку Eyki так хвалят посетители этого сайта.
Корпус и задняя крышка металлические. Разумеется, на крышке написано, что она из нержавейки. Правда или нет, не знаю. Часы легкие (взвесить не могу – весы пока не купил). Размер (длина) корпуса с ушками – 44 мм. Диаметр корпуса без головки – 40 мм. Толщина по центру часов – 7,5 мм. Размер ремешка – 20 мм, поэтому замену можно легко подобрать.
Ремень выполнен из материала, напоминающего замшу, но, конечно же, это какая-то синтетика. Мне кажется, что ремешок и покрытие корпуса недолговечны. Возможно, я ошибаюсь. Царапать корпус, чтобы проверить не буду. Со временем «эксплуатационные испытания» выявят истину.
Если же этих часов надолго не хватит, будет что подарить в следующий раз. От ценового диапазона 200-300 рублей не нужно много требовать. Такие часы покупают на один сезон. И уж точно не следует сравнивать их с моделями за 3000-6000 рублей, как делают некоторые. Если часы стоят в 20 раз (!) дороже, они просто обязаны быть лучше.
На задней крышке и ремешке есть забавная надпись: FRENCH CYBER DESIGN. На циферблате еще одна: CYBER DESIGN. Как это переводится? Французский кибернетический дизайн?
Повторю, что часы понравились, и я решил попробовать их реанимировать. Но сначала отложил на время – вдруг потребуется выслать обратно в магазин.
Ответ из MiniInTheBox пришел быстро. Суть его такова: чтобы мы смогли помочь, изложите проблему. В общем, это стандартная отписка, которая была у них под рукой. Повторно описал проблему. В ответном сообщении мне предложили купон на $10 (часы стоили $7). Купон действителен до середины следующего года, то есть на тот момент оставалось месяцев восемь до окончания срока. Я успокоился. А зря…
Здесь надо внести некоторые дополнения. Общение со службой поддержки проходило на русском языке. Я считаю, что магазину за это +. Другой плюс за то, что в посылку вкладывают упаковочный лист (на русском языке) с перечислением отправленных товаров. Если что-то пропало по дороге, это сразу станет ясно.

Еще нужно сказать, что я уплатил страховку за доставку всего заказа - $0,99. Кроме часов в посылке были и другие товары. Сама доставка бесплатная. Не знаю, повлияло ли наличие страховки на решение возместить стоимость, и что будет, если не страховать заказ.
Прошло время. Я снова одержал победу над жабой, и решил купить себе еще одни, не знаю, какие по счету, часы. Хороший момент, чтобы воспользоваться заветным купончиком на десять баксов. Увы, при оформлении заказа появилась надпись, что такого купона не существует.
Я, естественно, написал в службу поддержки. Пришла отписка, в которой порекомендовали воспользоваться FAQ на сайте. Пишу второй раз, снова описываю проблему. Приходит ответ, в котором говорится, что проблема может возникнуть, если заказ делать в рублях, а купон применять долларовый и еще в каких-то случаях. Я думаю, что заказ я делал правильно, это у них в магазине сбой. Самое главное, дали новый купон, который нормально сработал.
В целом, к магазину я претензий не имею, несмотря на отписки. Более того, в моей практике это самая хорошая работа с клиентом. Всего я предъявлял претензии по поводу бракованных или ошибочных товаров четырем магазинам: Tmart, PriceAngels, DealeXtreme и MiniInTheBox. Хуже всего Tmart – там просто никак не реагируют, даже отписок не высылают. Чтобы меня не обвиняли в клевете, привожу факты.

Дополнительная информация

Перед вами снимок с экрана монитора. Это «тикеты», то есть вопросы к клиентской службе магазина Tmart (кликните для увеличения).

Снимок не очень, но можно разглядеть, что всего вопросов пять. Один из них решен. Была распродажа, но товаров этих в магазине почему-то не было. В общем, предлагают несуществующие товары. Через некоторое время магазин сам предложил вернуть деньги и их вернул. Вопрос был решен.
Однако ни по одному из дефектных товаров, а их, посмотрите на фото, аж целых четыре, ответа нет. Написано: «Ожидание ответа представителей обслуживания клиентов». Так вот, ожидание по первому бракованному товару длится с 3 декабря. Сегодня 23 декабря. Даже отписок не присылают. При этом мне присвоили статус T1, по которому положено первоочередное обслуживание, в том числе ответы клиентской службы.

P.S. Писал саппорту (хорошо, что общался с ним по поводу возврата денег, теперь адрес знаю - на сайте просто нет адреса, кому написать, одни тикеты). Только сегодня (23.12.2013) получил ответ на английском. Смысл такой: извините за ожидание. чем могу помочь. Отписка, но все же хоть какой-то отклик.
Ура! Саппорт Тмарта скорее жив, чем мертв!

Теперь настало время заняться ремонтом часов. Сразу скажу, что я не часовой мастер. Теперь пару слов вообще о ремонте. При плохом ремонте автомобиля могут отказать, например, тормоза, или отлетит на большой скорости колесо, что весьма опасно. Неграмотный же ремонт часов к фатальным последствиям не приводит. Поэтому бояться нам нечего.
Специальный инструмент для вскрытия корпусов я только собираюсь купить, поэтому пока открываю ножом. Здесь крышка-хлопушка, то есть без резьбы.
Механизм очень простой. Выполнен из пластмассы. На более дорогие часы ставят из металла. На механизме написано «Сингапур», еще есть буквы и цифры.

Главное, смотрим, какая установлена батарейка, поскольку с нее мы начнем. Маркировка 377А. Если кто не знает, буква в обозначении говорит о химическом составе начинки. Нам же важен размер. То есть, подойдет любой элемент с индексом 377.
Я знаю одну лавочку в Сокольниках, где батарейки дешевые, но, похоже, что и правда фирменные. По крайней мере, в наручных часах они служат по много лет. Итак, в данном случае элемент 377 известной швейцарской фирмы Renata (входит в группу Swatch) обошелся, не поверите, всего в 40 рублей.
Заменил батарейку и – о, чудо! – часы пошли. А говорят, что если прислали неработающие китайские часы, меняй или не меняй батарейку – толку не будет. Оказывается, иногда дело в элементе питания.
Теперь нужно очистить циферблат и стекло. Прежде, чем вынуть механизм, требуется демонтировать заводную головку. Обычно в механизме рядом с валом головки есть кнопка. На нее нужно нажать толстой иголкой или разогнутой канцелярской скрепкой и одновременно вытягивать головку. В данном случае такой кнопки не нашлось. Головка фиксируется металлической пластиной, которая одновременно прижимает батарею, создает сопротивление при вытягивании заводной головки и, по-видимому, выполняет еще какие-то функции. В общем, производитель постарался уменьшить количество деталей и удешевить производство. На фото показано, куда надо нажимать.

Поскольку белый пластмассовый контейнер вокруг механизма установлен враспор, поддеваю его ножом и вынимаю из металлического корпуса. Внимание! Механизм нельзя класть на стол циферблатом – повредятся стрелки. Кстати, при отсоединенной головке стрелки могут под действием силы тяжести самостоятельно поворачиваться – это не является неисправностью.

Теперь аккуратно сдуваю пыль (по-хорошему, нужна спринцовка, обязательно вымытая внутри). Протираю циферблат бумажной салфеткой аккуратно, чтобы не повредить стрелки. Есть возможность рассмотреть, что написано на циферблате. Оказывается, механизм здесь японский (напомню, на самом механизме написано «Сингапур»). Еще указан калибр механизма. Скорее всего, цифры взяты с потолка.

Теперь попробую почистить стекло. В столовой, наверное, ложки закончились, поэтому сборщику пришлось есть руками. Почему я так думаю? Жирный отпечаток пальца со стекла удалял мокрой салфеткой, потом сухой, а затем протирал тканью для очистки объективов фотокамер.
Как пишут в инструкциях, сборка осуществляется в обратном порядке. Но не тут-то было! Крышка не захотела вставать на свое место. Она очень тугая. А сильно на нее давить я побоялся. После двадцать восьмой попытки, было принято решение обратиться к профессионалам.
Мой вам совет: никогда не заменяйте батарейки, ремни, стекла у мастеров, которые сидят за маленьким прилавочком в торговом центре. Они и часы царапают, и батарейки устанавливают восстановленные, которые через неделю отказывают. У нас в Москве сейчас стараются взять на эту (и не только на эту) работу людей, готовых трудиться за гроши с утра до ночи. И не важно, умеет человек работать или нет. Согласен с такими условиями? Поздравляем, теперь ты часовой мастер!
Точные приборы надо ремонтировать в мастерских, которые расположены на первых этажах жилых домов, и существуют еще со времени развитого социализма. В одной из них угрюмый профессионал с увеличительным стеклом в глазу, был похож на киборга, но работу выполнил на «отлично». За что и содрал 100 рублей.
Итак, подведем баланс. Затраты: цена часов + цена батарейки + услуги часовщика: 7+1,2+3= $11,2. Минус купон $10. Итого, покупка обошлась в $1,2.

В настоящее время отремонтированные часы ждут, когда их подарят. В заключение, по традиции фото с животными. Они тоже ждут… Ждут, когда часы пробьют двенадцать. Всех с наступающим!

Старинные настенные часы с боем - это квинтэссенция точной механики и эстетического наслаждения. Громкое тиканье часов наполняет дом уютом и теплом. Но иногда тиканье неожиданно смолкает. Бывает, что это связано с износом или поломкой механизма. Но гораздо чаще дело в банальном загрязнении и загустевшей смазке. Человеку умелому вполне по силам решить проблему своими руками…

Настенные часы с боем фирмы Kienzle весьма распространены в России. До первой мировой войны немецкие часы импортировались официально в изрядных количествах, а после Великой Отечественной солдаты, возвращаясь из Германии, частенько везли с собой трофейную точную механику.

Историю именно этих часов проследить, наверное, уже невозможно. По крайней мере, в нашей семье они находятся уже более полувека, а что было до этого - скрыто в глубине лет. Но кое-что установить можно. Фирма Kienzle использовала для клеймения механизмов настенных часов несколько логотипов. На механизме этих часов проставлено клеймо Flügelrad (крылатое колесо).

Именно такое клеймо - с колесом в виде циферблата без стрелок и с надписью Kienzle - было зарегистрировано в 1898 году и использовалось вплоть до 1922 года, когда на логотипе вместо часового циферблата появились часы со стрелками, а крылья стали более простыми и графичными.

Надпись D.R.PATENT означает Deutsches Reich Patent - патент германской империи и применительно к часам обычно использовалась вместе с номером 147023. Это патент Э. Шленклера на механизм боя с вынесенным на переднюю платину счетным колесом.

На механизме номера патента 147023 нет, но если присмотреться к форме рычагов механизма боя и расположению колес - конструкция один в один.

Механизмы по патенту 147023 выпускались фирмой Kienzle с 1902 по 1914 год, что не противоречит клейму. Оставшиеся обозначения 43 см/104 представляют собой чисто техническую информацию - длину подвеса маятника (43 см) и количество его ходов в минуту (104).

Таким образом, можно сделать вывод, что часы изготовлены в период с 1902 по 1914 год. Часы, скорее всего, оригинальные, так как стекло дверки корпуса с фацетом (широкой фаской по краю), а сзади на корпусе есть две наклейки на немецком языке. Одна практически уничтоженная и нечитаемая, а вот вторая сохранилась полностью.

Надпись «Diese Schraube mit Messing-kopf ist vor Ingangsetzen der Uhr zu entfernen» Google-переводчик интерпретировал как «Этот винт с бронзовой головкой необходимо удалить перед запуском часов». Винт, кстати, оставлен на месте, так как без него бой часов становится мягким и тихим, кабинетным. А сейчас это мощный и раскатистый, почти колокольный звук. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет, просто Rundgong превратился в Tonfeder, обе конструкции широко используются в часах с боем .

Как устроены настенные часы с боем?

Промывку и чистку настенных часов обычно проводят с полной разборкой часового механизма. И перед такой ответственной операцией стоит познакомиться с устройством часов, чтобы случайно чего-нибудь не напортачить.

В данном случае имеется маятниковый пружинный часовой механизм с боем часов и получасов.

Устройство само по себе довольно простое, но разобраться в нем по фотографии затруднительно. Поможет схема, приведенная в книге В.В. Трояновского «Ремонт часов», выпущенной в 1961 году.

Практически все детали механизма хода размещаются между двумя пластинами - передней и задней платинами 2. Передней считается платина со стороны циферблата (на схеме справа).

Источником энергии является пружина, размещенная в барабане 1. С барабана вращение передается на добавочное колесо 3, центральное колесо 4, промежуточное колесо 7 и анкерное колесо 8.

Зубья анкерного колеса имеют особую форму, позволяющую ему взаимодействовать со скобой 9 анкерного хода. Движением скобы через вилку-поводок 6 управляет маятник (на схеме не показан), размещенный на подвесе 5. Подвес закреплен на детали 10 с чудным названием «пендельфедер», что, впрочем, в переводе с немецкого означает всего лишь «пружина маятника».

На выступающей оси центрального колеса расположена стрелочная передача - минутный триб 11, вексельное колесо 12 и соосное с минутным часовое колесо 13. Минутная и часовая стрелки насажены на оси минутного и часового колес соответственно.

Под минутным трибом на той же оси находится двузубый кулачок, связывающий ходовой механизм с механизмом боя. Двузубый кулачок вращается вместе с минутной стрелкой и два раза в час запускает бой часов.

Колесный механизм боя также расположен между платинами и включает в себя: пружину в барабане 1, добавочное колесо 2 с расположенным на той же оси программным колесом, подъемное колесо 3, несущее на своей оси подъемные звездочки для молоточков боя, первое стопорное колесо 4, второе стопорное колесо 5 со штифтом, регулятор частоты вращения («ветрянка») 6.

Вся автоматика механизма боя расположена перед передней платиной сразу за циферблатом.

Механизм включает в себя двузубый кулачок минутной оси 1, подъемный рычаг 2, образующий единую деталь с рычагом замыкания 3, который поднимает рычаг отмыкания 4, опирающийся штифтом на кулачок 6. Также рычаг замыкания 3 при поднятии удерживает штифт колеса 5 (второе стопорное колесо). Рычаг отмыкания жестко связан со считывающим рычагом 7, который взаимодействует с программным колесом 8.

Работа механизма боя состоит из этапов подготовки к бою и непосредственно боя. Подготовка к бою проходит за 3-10 минут (зависит от формы кулачка 1) до времени боя. При этом кулачок 1 постепенно поднимает рычаги 2 и 3, а через них и рычаги 4 и 7 до тех пор, пока штифт рычага отмыкания 4 не выйдет из зацепления с выступом кулачка 6. Механизм боя проворачивается до зацепления штифта колеса 5 с выступом поднятого рычага замыкания 3. Колесо 5 успевает сделать около половины оборота. Механизм готов к бою.

При дальнейшем повороте кулачка рычаг 2 падает с зуба кулачка, деталь поворачивается, и рычаг замыкания 3 освобождает штифт стопорного колеса 5. Система начинает работать, подъемное колесо поднимает молоточки и сбрасывает их на тонфедер (спиральный гонг).

За один оборот кулачка 6 проходит один удар молоточков. Дальнейшая работа механизма зависит от положения программного колеса. Если считывающий рычаг 7 находится над прорезью программного колеса 8, то штифт рычага отмыкания, скользя по профилю кулачка 6, упрется в выступ кулачка и остановит механизм. Так пробиваются получасы.

Если же считывающий рычаг находится над выступом программного колеса, то опуститься рычаг не сможет, штифт рычага отмыкания 4 не упрется в выступ кулачка. Кулачок сделает еще один оборот, а молоточки - еще один удар. И так до тех пор, пока считывающий рычаг не упадет в следующую прорезь программного колеса. Количество ударов зависит от расстояния между двумя вырезами. Один оборот программное колесо делает за 12 часов - полный цикл работы механизма боя.

Какие инструменты понадобятся для работы?

В отличие от наручных часов, детали настенных гораздо более крупные и прочные, поэтому никакого специального «часового» инструмента не понадобится. Тем не менее, неплохо бы иметь:

  • пинцеты (1-2 штуки)
  • небольшие плоскогубцы, пассатижи или гаечный ключ подходящего размера
  • жесткая щетка (зубная с укороченной щетиной)
  • настольные тисочки или какое-то приспособление для закрепления механизма в удобном для работы положении

Как разобрать настенные часы?

При разборке часов, прежде всего, снимают маятник, чтобы не повредить пружину пендельфедера. Маятник чаще всего просто висит на крючках. После этого выкручивают два шурупа или винта, крепящие механизм, и выдвигают его из корпуса.

Дальнейшую разборку можно вести на столе. Сначала снимают стрелки. Обычно они крепятся стальным штифтом, но здесь штифт кто-то заменил кусочком медной проволоки.

Штифт или проволоку снимают. После чего снимают стрелки. Минутная сидит свободно на квадратной оси, а вот часовая - на круглой и удерживается на трении. При снятии часовой стрелки нужно чем-то придерживать полую часовую ось, иначе можно повредить часовую шестерню.

После этого снимают циферблат. Он удерживается четырьмя штифтами, которые можно легко вынуть пассатижами.

Теперь открывается доступ к механизмам под циферблатом и можно спустить заводные пружины.

Пружина удерживается через храповое колесо 1 собачкой 3, которую поджимает плоская пружина 2. Для спуска пружины на квадратный конец оси надевают заводной ключ и, отводя собачку пинцетом, осторожно распускают пружину. Делать это лучше вдвоем по пол-оборота за один раз, так как пружина очень мощная. Точно также распускают и вторую пружину.

Теперь пришла очередь снять все навесные детали. К ним относятся: подвес маятника с пендельфедером, рычаги механизма боя, часовое и вексельное колеса. Все эти детали крепятся штифтами.

Также откручивают два винта и снимают прижимные планки с храповыми колесами заводных барабанов. Храповые колеса с виду одинаковы, но не взаимозаменяемые, их важно не перепутать.

Теперь можно отпустить крепежные гайки со стороны одной из платин и аккуратно разъединить их. Механизм превращается в груду отдельных частей.

Барабаны пружин нужно пометить, чтобы не перепутать. Несмотря на то, что с виду они абсолютно одинаковы, пружина в барабане боя сильнее. У меня программное колесо снять с оси без приложения чрезмерных усилий не удалось, барабан боя остался на месте, поэтому перепутать их не получится. Также на месте осталась и ось центрального колеса с минутным трибом.

Как промывать детали настенных часов?

После разборки производят ревизию состояния деталей. В случае износа или повреждения производят ремонт. Описание способов ремонта деталей настенных часов выходит за рамки данной статьи. Скажу лишь, что при наличии желания и соответствующего оборудования восстановить можно практически все. А в данном случае необходимо всего-навсего хорошо промыть и очистить механизм.

Промывают детали часовых механизмов в высокоочищенном бензине-растворителе типа «Галоша» или «Калоша» (Нефрас С2-80/120). Он продается в хозяйственных магазинах. Для промывки лучше использовать емкость подходящего размера из стойкого к бензину материала (нержавеющая сталь, глазурованный фарфор, стекло). По мере загрязнения бензин меняют.

Зубчатые колеса, рычаги и платины очищают жесткой щеткой (зубной со срезанным до 5-7 мм ворсом), отверстия в платинах аккуратно прочищают деревянными зубочистками до тех пор, пока зубочистки не перестанут пачкаться.

Существует соблазн отдраить детали с применением абразивных материалов, но так делать нельзя. Для защиты от потускнения в старых часах часто использовалось покрытие деталей лаком, который легко повредить. Деталь с поврежденным лаковым покрытием тускнеет после чистки очень быстро.

Барабаны пружин промывают в открытом виде. Перед вскрытием барабанов нужно пометить положение крышки, чтобы поставить ее потом в точно такое же положение.

Также хорошо вынуть пружину, промыть и смазать вне барабана. Для извлечения и установки пружины в барабан используют специальные приспособления или просто сильные руки. При заправке пружины вручную необходимо соблюдать меры предосторожности: работать в хлопчатобумажных перчатках и защитной маске или хотя бы очках. Кроме того, при такой заправке легко повредить край пружины. Поэтому я вытаскивать пружины не рискнул, ограничившись промывкой и смазкой при открытой крышке.

Как собрать настенные часы?

Сборку механизма лучше производить на подставке, которая позволит закрепить переднюю платину в горизонтальном положении. Но можно собирать и просто на столе.

Сначала устанавливают на место барабаны пружин, промежуточное и центральное колеса ходового механизма, добавочное колесо с программным диском механизма боя. Эти детали хорошо удерживают друг друга и проблем не создают.

Теперь устанавливают остальные колеса механизмов хода и боя. Колеса устанавливают по принципу «матрешки наоборот» - от больших к меньшим. Собрать механизм неправильно просто не получится, на чужое место колеса не поместятся или не войдут в зацепление с соседними трибами.

После установки всех колес на механизм накладывают заднюю платину с небольшим перекосом, чтобы в свои отверстия вошли оси барабанов и больших колес нижней части механизма. Цапфы осей колес в верхней части, скорее всего, просто упрутся в платину. Если длина резьбы на нижних колонках позволяет, то можно слегка зафиксировать платину двумя гайками.

Теперь по очереди, от больших колес к меньшим, пинцетом вводят цапфы осей в отверстия задней платины. Платина при этом слегка прижимается рукой, но так, чтобы не повредить цапфы осей колес. По мере установки осей платина постепенно садится на свое место. После окончательной установки производится фиксация платины всеми четырьмя гайками на колонках.

Теперь нужно проверить правильность сборки. Колеса должны вращаться свободно, без малейших заеданий. Если все в порядке, то устанавливаются навесные детали (храповики барабанов, рычаги механизма боя) и мост с анкерной скобой.

Мост крепится на двух винтах и требует регулировки. Может быть, существуют какие-то специальные способы точной установки моста, но я делал так. Установил механизм строго вертикально, прихватил мост винтами, чтобы можно было сдвигать его с небольшим трением. Немного завел пружину хода, и передвигал мост, одновременно слегка подталкивая вилку-поводок анкерной скобы. И в какой-то момент механизм затикал. Теперь осталось отрегулировать ровный и устойчивый ход, закрепить мост окончательно и проверить работу анкера с маятником.

Смазка настенных часов

Смазка настенных часов производится часовым маслом. Оно имеет низкую вязкость и долго не высыхает. К сожалению, достать его довольно сложно. В качестве заменителя проще всего использовать вазелиновое масло, которое легко купить в аптеке. По своей вязкости оно хорошо подходит, а в старых книгах по ремонту часов и вовсе предлагается для смазки крупногабаритных часов как полноценное часовое.

Ни в коем случае нельзя смазывать часы другими, не предназначенными для этого маслами - моторным, силиконовым и уж, конечно, подсолнечным. Свойства этих масел совершенно не соответствуют требованиям - они имеют высокую вязкость, быстро сохнут, коксуются. Максимум, чего вы добьетесь, это необходимости повторной чистки буквально через несколько дней.

В настенных часах смазываются цапфы осей колес нанесением небольшого количества масла в углубления платин возле отверстий (от 1/2 до 2/3 объема углубления), анкерная скоба, цапфы осей рычагов механизма боя. Зубчатые колеса и трибы смазывать не надо.

Регулировка настенных часов

Теперь осталось окончательно собрать механизм, установив на место циферблат и стрелки, и установить часы в корпус. При этом нужно проверить звук боя, при необходимости подогнуть молоточки.

Настенные маятниковые часы очень чувствительны к положению корпуса часов. Выставляется правильное положение на слух по звуку хода часов. Тиканье должно быть равномерным и устойчивым. Бывает, что после регулировки положение часов слишком уж заметно отличается от вертикального. Для исправления нужно изменить положение вилки-поводка относительно анкерной скобы, там предусмотрена посадка на трении. После этого необходимо снова выставить положение часов. Для фиксации положения часов в нижней части корпуса есть два винта с заостренными концами, их слегка вдавливают в стену.

Осталось выставить точность хода. Для этого устанавливают часы по сигналам точного времени и проверяют расхождение через сутки. Регулируется ход изменением длины маятника с помощью регулировочной гайки. Если часы спешат, то гайку следует открутить, увеличив длину, иначе закрутить. Один оборот гайки обычно соответствует изменению хода на одну минуту в сутки.

Хорошо вычищенные и настроенные часы убегают или отстают не более чем на несколько секунд в сутки. Вазелиновое масло сохнет быстрее, чем специальное часовое, поэтому осматривать часы желательно каждые полгода и своевременно повторять смазку (не реже одного раза в 2-3 года).

Комментарии

#64 Олег Антонов 17.12.2017 16:03

Цитирую Акакий:

Скажем, в 4-30 бьют 7раз, а в 5ч пробьют как полчаса----- 1 раз


Вам надо просто переставить минутную стрелку. Минутная стрелка стоит на квадратной оси. То есть относительно оси ее можно поставить в четырех положениях. Из них два правильных, совпадающих с положением двух плеч внутреннего кулачка запуска боя, и два неправильных.
Просто снимите минутную стрелку и переставьте ее на 90 градусов в любую сторону. Бой затем отрегулируйте ручным запуском.

Судя по надписи на самих часах это всё же японский будильник, но нас интересует не производитель, а детали, которые можно взять из этого недорогого устройства:)

Я разбираю этот будильник не только для того, чтобы взять из него необходимые детали, ещё по картинкам вы сможете собрать его, если ранее вы пытались его починить) Прежде извлекаем внутренюю коробочку с часами из прозрачного корпуса.

Осторожно снимите стрелки.

На задней стенке нужно снять ручки настройки часов.

Теперь с четырёх сторон будильника открываем пластмассовые защёлки. Будьте осторожны, защёлки легко ломаются!

В нижней части часов расположен электродвигатель, он состоит из металлических пластин с катушкой медной проволоки и постоянного магнита, совмещённого с маленькой шестерёнкой. Этот электродвигатель работает от импульсов тока, поступаемых с микросхемы на плате.

Снимаем верхние шестеренки.

Вынимаем катушку электродвигателя и платмассовую перегородку. Провода у катушки очень тонкие и любое неточное движение руки приведёт к обрыву провода!

Снимаем шестерни.

Мне этот будильник больше не нужен, поэтому я оторвал катушку электродвигателя.

Отгибаем металические контакты будильника и вынимаем шестерёнку.

По одному отрываем контакты от электрической платы, они крепятся на пластмассовых штырьках от корпуса.

На плате залитая микросхема, кварц и вынесен на проводах маленький динамик. Эту плату можно использовать в качестве охранного устройства или другого устройства для подачи звукового сигнала, о таких схемах я ещё не раз буду рассказывать на страницах сайта.

Не торопитесь выбрасывать пластмассовую коробку, в ней остался отсек для батарейки и его можно также использовать в качестве корпуса для охранного устройства.

Шестерёнки от будильника можно использовать для различных самоделок.

Разберем порядок дефектации на примере кварцевых часов, у которых, помимо трех стрелок, имеется календарь «день недели - дата». Это не самые примитивные часы, но и не сложные многофункциональные, о ремонте которых, в зависимости от модели, необходимо вести отдельный разговор. Квалифицированный ремонт невозможен без профессионального инструмента. Поэтому мы будем считать, что наша мастерская оснащена прибором типа Q-test 4000, Q-test 6000 или подобным, позволяющим проверять не только точность часов, но и некоторые другие параметры, и прибором для проверки герметичности, например Waterproof Checker.

Фэйс-контроль

При определении дефекта необходимо принимать во внимание жалобы клиента, но в любом случае часовщик должен проверить часы полностью.

Начнем с внешнего осмотра. В некоторых случаях даже без вскрытия часов удается установить причину неисправности. Если же часы гарантийные, то тщательный внешний осмотр позволит избежать проблем в общении с клиентом и уменьшить потери денег. Особенно важно в этом случае определить, носились ли часы, не были ли вскрыты.

Для этого осматриваем корпус и браслет на наличие мелких царапин, забоин, потертостей покрытия и т.п. Особое внимание уделяем замку браслета: в первую очередь следы носки обычно появляются именно на застежке. Осматриваем стекло на предмет царапин, сколов (особенно по контуру). Очень часто даже после нескольких недель носки по краю стекла образуются мелкие сколы. Проверяем работу застежки - работает ли она, не перекашивается ли при застегивании. Все обнаруженные недостатки показываем клиенту и заносим состояние часов в квитанцию о приемке.
Чтобы определить, не были ли часы вскрыты до нас, смотрим наличие вмятин или царапин на крышке и корпусе часов. Однако обнаружив следы вскрытия на вроде бы гарантийных часах, не спешите грешить на клиента. Когда-то, когда у нас продавалась только отечественная «механика», на крышке новых часов не могло быть никаких царапин. Сейчас ситуация сложнее. В кварцевых часах довольно часто делают предпродажную замену батарейки, и в этом случае гарантийные часы будут иметь следы вскрытия. Отказывать человеку в гарантийном ремонте таких часов неправильно. Поэтому необходимо обращать внимание на следы неквалифицированного вскрытия. Как правило, мастерские, занимающиеся
гарантийным ремонтом и предпродажной подготовкой, имеют нормальное оборудование, не оставляющее следов. А вот если часы открывались ножницами, то ни о каком гарантийном ремонте уже не может быть речи.

Следующий шаг - проверка герметичности. Все часы, поступающие в ремонт, необходимо в обязательном порядке при клиенте проверять на герметичность - во многих случаях впоследствии это позволит избежать споров с клиентом и потери времени и денег. Восстановление герметичности, особенно если в мастерской нет течеискателя, очень долгая работа, за которую клиент больших денег, как правило, платить не склонен.

Герметичность необходимо проверять в двух режимах: на максимальном давлении, на которое рассчитаны часы, и на малом давлении, около 0.2 атм. Двойная проверка особенно актуальна для японских часов. Дело в том, что у них водонепроницаемость головки обеспечивается сальником, расположенным на втулке головки. Отверстие под головку по форме является не цилиндром, а скорее конусом. Чем выше давление, тем сильнее сальник оказывается вжат в корпус и тем лучше уплотнение. Получается парадокс: при большом давлении часы воду держат, а при малом могут пропускать.
Для точного определения дефекта часы необходимо вскрывать. Но при наличии оборудования определить примерное местонахождение неисправности можно и без вскрытия.

Прибор Q-test имеет два датчика, позволяющих измерить точность часов: емкостной и индуктивный. Мы замеряем точность на обоих датчиках. Индуктивный срабатывает на электромагнитное поле, создаваемое катушкой шагового двигателя. Если импульсы есть, то мы совершенно четко можем сказать, что электронный блок и катушка работают (но это еще не означает, что они полностью исправны!). Если на индуктивном датчике импульсов 32 КГц нет, а на емкостным - есть, то, не открывая часов, можно с очень большой долей уверенности сказать, что неисправна катушка.
Нередко причиной останова механизма является неисправность календаря. Поэтому, если прибор показал, что электронный блок и катушка вроде бы работают, до вскрытия проверяем календарь.

Делаем это в два этапа. Сначала переводом стрелок проверяем, как он срабатывает. В абсолютном большинстве современных часов дата переключается в два этапа: сначала диск начинает перемещаться медленно, а затем перескакивает резко, со щелчком. Если этого резкого прыжка нет хотя бы на одном из зубьев, значит, диску что-то мешает. На втором этапе проверяем работу механизма ускоренной корректировки.

В разных часах ускоренная корректировка календаря сделана по-разному. Для проверки выставляем время примерно на 4-5 часов утра, так, чтобы гарантированно выйти из запретной зоны, и, согласно правилам данных часов, переводим дату.
Иногда на аналоговых кварцевых часах неисправность колесной системы можно определить по небольшому подергиванию секундной стрелки.

Итак, все работы по дефектации, которые могут быть выполне-ны без вскрытия часов, мы сделали. Пора открывать крышку и изучать механизм более детально.
Вскрытие покажет

В кварцевых часах в первую очередь смотрим состояние источника питания, т.е. проверяем напряжение на батарейке. В большинстве инструкций по ремонту написано, что напряжение должно быть не менее 1.45 В. Я считаю, что, если в принесенных в ремонт часах батарейка дает менее 1.5 В, лучше перестраховаться и заменить ее.
Пониженное напряжение может иметь различные проявления. Шаговый двигатель, как правило, перестает работать при напряжении 1.35 В, в лучших часах - 1.25 В, в то время как генератор может продолжать работать и при напряжении менее 1 В. То есть генератор и катушка будут выдавать импульсы, но они окажутся слабы для того, чтобы привести в движение колесную передачу.

Устанавливаем батарейку на место, и теперь уже во вскрытых часах проверяем работу генератора по емкостному и индуктивному датчикам.

Если емкостный датчик показывает наличие импульсов, а индуктивный - нет, то почти наверняка проблемы в катушке.

Если оба датчика показывают наличие импульсов, проводим детальное исследование параметров электронного блока. Для этого опять вынимаем батарейку, выдвигаем головку в крайнее положение и замеряем ток, потребляемый электронным блоком. В этом положении головки генератор продолжает работу, а катушка и каскады делителя, имеющие значительное потребление, отключены. Это собственный ток, потребляемый блоком. Для каждого механизма этот параметр индивидуальный и указан в документации, но в абсолютном большинстве случаев он не должен быть больше 0.4-0.5 мкА, а в простых часах - 0.25 мкА. Повышенный ток блока может быть причиной быстрой разрядки батарейки или остановки часов. Если ток выше нормы, блок подлежит замене. Теоретически можно попробовать почистить дорожки, если утечка происходит из-за грязи, или сделать еще что-то, но, по-хорошему, блок надо менять.

Пытаться ремонтировать что-либо в блоке почти бессмысленно. Он состоит из микросхемы, кварца, постоянного конденсатора и платы с дорожками. Если коррозия съела дорожки, теоретически их можно пытаться восстановить, но это сложное и невыгодное дело. Микросхема в большинстве часов залита компаундом и не может быть выпаяна.

Неисправность резонатора можно отловить с помощью прибора. Точность хода всех современных часов не должна быть хуже 6-10 секунд в сутки. Если прибор показывает отклонение 20-30 с/сутки, то это свидетельствует о неисправности кварца. Но менять его почти бесполезно. Во-первых, далеко не всегда его можно выпаять: около,80% часов имеют не припаянный, а приваренный кварц. Во-вторых, обычно кварцевый резонатор имеет частоту не точно 32768 Гц, а несколько отличающуюся. Микросхема, кварц и конденсатор подобраны друг к другу, и, заменив кристалл на другой, с иной частотой, мы может получить очень плохую точность. Замена кварца может иметь смысл только в механизмах, имеющих подстроечный конденсатор, регулирующий частоту колебаний.

Если ток в пределах нормы, проверяем катушку, прежде всего - сопротивление. Оно должно быть в районе 2 КОм (обычно в диапазоне от 1.4 КОм до 2.5 КОм, точнее необходимо смотреть в документации). Меньшее сопротивление является признаком внутреннего замыкания в катушке, большее - обрыва. В любом случае катушка подлежит замене.

После этого проверяем катушку на закорачивание на массу. Для этого измеряем сопротивление между каждой из контактных площадок катушки и массой. Оно должно быть больше 1 МОм.

Вдвигаем головку на место и замеряем полный ток механизма. Если электронный блок и катушка исправны, а ток потребления больше нормы, то причина неисправности находится в механической части часов. Малое превышение (примерно в 1.5 раза от нормы) свидетельствует о наличии грязи, соринки и т.п. в колесной передаче. Обычно в этом случае клиент жалуется на сбои по времени: отставание, временный останов. Большее - в 2-3 раза выше нормы - потребление, как правило, связано с заклиниванием колес.

Таким образом, мы проверили электрическую и электронную части механизма. Переходим к механической. Ее так же как и в механических часах разбираем и осматриваем. Как правило, причины остановки такие же, как в механике: попавшая ворсинка, коррозия, замятый зуб и т.п. Только мощность шагового двигателя меньше, чем в механических часах, поэтому и любая соринка оказывается более критичной.
Единственной особенностью кварцевых часов является наличие в них ротора - магнита. Если в часы попала металлическая стружка, соринка, она в конце концов притянется к ротору шагового двигателя. Причем она не будет оставаться на нем неподвижно, а будет «гулять», перемещаться по нему под воздействием магнитных полей. И в какие-то моменты она может стопорить вращение двигателя.

Лучшие статьи по теме