Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундамент 
  • Собрание "как научить ребенка быть самостоятельным". Родительское собрание «Как воспитать у ребенка самостоятельность Выступление классного руководителя

Собрание "как научить ребенка быть самостоятельным". Родительское собрание «Как воспитать у ребенка самостоятельность Выступление классного руководителя

Родительское собрание

«Домашние задания. Как научить ребенка стать самостоятельным?»

Цели :

♦ выявить представление родителей об организа­ции учебной работы детей дома;

Участники :

Подготовительный этап :

♦ учитель изучает психолого-педагогическую ли­тературу по теме родительского собрания и под­бирает книги и журналы для выставки;

♦ анкетирование учащихся, которые отвечают на вопросы двух анкет.

Оборудование:

♦ рабочие места для работы микрогрупп;

v записные книжки или блокноты, ручки, каран­даши;

♦ бланки анкет;

♦ памятки.

Анкета № 1 «Твой выходной день»

1. В котором часу ты обычно встаешь в выход­ной день?

2. Вспомни, пожалуйста, как ты провел после­дние два выходных дня, и перечисли все, чем занимался в эти дни.

3. В котором часу ты в выходной день ложишься спать?

Анкета № 2 1.Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чем заключается эта помощь?

3. О чем спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Как поступают родители, когда ты прихо­дишь из школы с двойкой?

5. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы? Перечисли, пожалуйста, все свои за­нятия.

♦ Классный руководитель обрабатывает, анали­зирует и обобщает результаты анкетирования учащихся.

♦ Провести анкетирование родителей.

Анкета для родителей

Продолжите предложения.

- У нашего ребенка есть специальное место, где он...

- Наш ребенок выполняет домашнее задание...

- Самостоятельно справляется с...

- Готовит с трудом...

- Мы оказываем помощь ребенку в приготов­лении домашних заданий. Эта помощь зак­лючается в - Когда ребенок учит уроки, мы...

- Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что...

- Если ребенок выполнил небрежно домашнее задание, то...

- Мы думаем, что на воскресенье...

- Ребенок начинает приготовление домашне­го задания с...

- При приготовлении домашнего задания не­обходимо...

- При подготовке домашнего задания по рус­скому языку мы используем...

- Если ребенок включается в работу сразу, то...

- При подготовке домашнего задания по при­родоведению мы используем...

- Если ребенок включается в работу медлен­но, то...

♦ Классный руководитель обрабатывает, анали­зирует и обобщает результаты анкетирования родителей.

♦ Учитель составляет на основе изученных пуб­ликаций памятки для родителей и готовит за­дания для микрогрупп.

Ход собрания

♦ Классный руководитель встречает родителей. Они занимают в классной комнате места, обо­рудованные для работы микрогрупп.

♦ Председатель родительского комитета открыва­ет собрание: объявляет повестку собрания. Об­ращает внимание родителей на книжечки, в ко­торые можно записывать возникающие по ходу собрания вопросы.

♦ Избирается из участников собрания рабочая группа.

♦ Предоставляется слово для сообщения класс­ному руководителю.

В выступлении используются материалы из книги М. М. Безруких, СП. Ефимовой «Знаете-ли вы своего ученика?»

Очень важным моментом в жизни школьника является приготовление домашних заданий. Офи­циальное отсутствие домашних заданий на прак­тике совсем не означает, что ничего на дом не за­дается. Выполнение домашних заданий объясня­ется, как правило, двумя причинами: с одной сто­роны, личной инициативой родителей, желающих, чтобы ребенок лучше успевал; с другой - реко­мендациями учителя потренироваться в счете, чте­нии, письме. Наличие домашних заданий, безус­ловно, свидетельствует о том, что за урок дети не успевают пройти и закрепить весь учебный мате­риал. Часто выполнение домашних заданий затя­гивается на час, а то и два, прежде всего потому, что у ребенка не сформированы навыки самостоя­тельной работы. А родители требуют многократ­ного переписывания заданий с черновика на чис­товик, заставляют сделать все в один присест, не учитывая, что максимальная продолжительность сосредоточенной работы у младших школьников примерно 30 мин (а у некоторых значительно мень­ше), не давая отвлечься, расслабиться. Для сохра­нения работоспособности ребенку через каждые 30-45 мин занятий нужны 10-15-минутные паузы. Они восстанавливают внимание, отдаляют утомле­ние. Начинать приготовление уроков нужно с ме­нее трудных предметов, затем переходить к более сложным и заканчивать легкими.

Оптимальным для приготовления домашних заданий является время с 16 до 17 ч, если же школьник садится делать уроки, «когда мама при­ходит с работы», в 18-19 ч, то такая работа мало­эффективна и к тому же очень утомительна для ребенка. Это время резкого снижения работоспо­собности.

Следует помнить, что для малышей 6-7 лет, да и других учащихся младших классов, очень тру­ден процесс письма. У детей еще не развиты мел­кие мышцы кисти, несовершенна координация дви­жений, понижена сопротивляемость к статическим нагрузкам. Осваивая навык письма, дети произво­дят много лишних движений, перенапрягают кисть, не могут сохранить правильную позу. Оп­тимальная продолжительность письма для шести­леток много меньше, чем для учащихся 7-8 лет. Вначале она не превышает 3 мин. Общую продол­жительность письма в процессе подготовки уроков следует ограничивать, она как в школе не должна быть больше 8-10 мин. Не менее двух раз письмо следует прерывать, предлагая детям выполнить гимнастику для кистей рук: сжимание и разжи­мание пальцев.

Время непрерывного чтения в начале обучения тоже не должно быть больше 10 мин, после чего следует сделать перерыв, обсудить текст, переска­зать его, рассмотреть картинки, а лишь потом про­должать чтение.

Очень полезно для профилактики нарушения зрения во время перерывов выполнять гимнастику для глаз. Эти упражнения состоят из многократно­го (15-20 раз в течение 3 мин) перевода взгляда с мелкого ближнего предмета на другой предмет, на­ходящийся на расстоянии 7-10 м от глаз. Очень важно следить за тем, чтобы дети сохраняли пра­вильную рабочую позу, а в комнате, где занимает­ся ребенок, была достаточная освещенность. Несоб­людение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, близорукос­ти и другим нарушениям здоровья.

Если ребенок ослаблен, часто болеет, имеет сла­бую нервную систему, то для него лучшим отды­хом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребенок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провел какое-то время на открытом воздухе, принимая участие в активных, подвижных играх. По гигиеническим нормативам время прогулки для школьников млад­ших классов - 3,0-3,5 ч.

♦ Работа микрогрупп. Каждая микрогруппа по­лучает задание составить примерный режим дня младшего школьника. Родители в процес­се коллективного обсуждения вырабатывают один из возможных вариантов режима дня с учетом информации, полученной от учителя, занятости детей в различных кружках и сек­циях, записывают свое мнение на альбомном листе и сдают его рабочей группе. Рабочая группа, проанализировав работу микрогрупп, рекомендует примерный режим дня для дан­ного класса.

♦ Рабочая группа подводит итоги коллективной работы на данном этапе собрания.

♦ Классный руководитель рассказывает о том, что написали дети при заполнении анкеты «Твой выходной день» и докладывает о результатах анкетирования родителей. Рекомендация классного руководителя: ребенок должен браться за уроки не только в одно и то же время, но и на постоянном рабочем месте.

Решение родительского собрания:

- Родителям совместно со своим ребенком вырабо­тать наиболее рациональный режим для учаще­гося и всячески содействовать его выполнению.

Организовать в каждой семье рабочий уголок ребенка.

Поддерживать у детей интерес к учебному тру­ду, способствовать развитию их познавательной активности.

Учить детей выполнять домашние задания са­мостоятельно, пользуясь памятками: «Хотите, чтобы ваш ребенок ходил в школу с удоволь­ствием?», «Садимся за уроки» и «Как приучить ребенка к самостоятельности в приготовлении уроков?»...

Методическая разработка родительского собрания «Как научить детей учиться» Классный руководитель 6 класса: Полетаева Г.Л Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка. Задачи: - проинформировать родителей о причинах снижения успеваемости и познавательного интереса учащихся; - определить уровень внимания, которое родители уделяют своему ребёнку; - выработать общие пути подхода к решению возникшей проблемы. Оборудование и материалы: компьютер, презентация, буклеты для родителей, книга для родителей Л. Петрушкиной «Как исправить родительскую двойку» Ход собрания Организационный момент Выступление классного руководителя В наши дни детям приходится усваивать множество информации. Это происходит день за днём и наваливается, как снежный ком. Каждому из нас знакомо выражение: «Ученье – свет». А мне бы ещё хотелось добавить, что учение – благо, оно делает человека мудрее, добрее, богаче и духовно, и материально (что немаловажно в наше время). Однако я соглашусь с В.А. Сухомлинским, утверждавшим, что «из-за того, что учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих молодых людей оно перестало быть благом». Более того, для многих ребят оно не только обременительно, но является наказанием, а выполнение домашнего задания – мучением. Как сделать так, чтобы учение стало желанным и привлекательным, как помочь ребёнку в учёбе? Есть категория родителей, которые легкомысленно относятся к тому, как их ребёнок выполняет домашние задания. Обычно контроль за выполнением домашнего задания заканчивается вместе в обучением в начальной школе. Приходится часто слышать подобные фразы: «Зачем его проверять? Взрослый уже, пусть сам думает», «Сейчас другая программа, я ничего в этом не смыслю». Хорошо, если ребёнок сам справляется, а если нет? Психологи уже давно доказали, что ответственный подход детей к выполнению домашнего задания способствует не только обучению, но и развитию навыков, без которых не обойтись не только в школе, но и в жизни: организованность, готовность к решению проблем, внимание, память, умение сформулировать задачу, настойчивость и дисциплинированность. Сколько бы ни было ребёнку лет, он нуждается в родительской помощи. Но как работающие, всегда занятые родители могут помочь? Самая незамысловатая отговорка о собственном незнание материала не повод устраняться от помощи своему ребёнку, особенно, если это старшеклассник. Совсем не обязательно владеть теорией материала, который изучает ваш ребёнок, вы не должны решать за него задачи и делать упражнения. Главное, что вы можете сделать для него – поддержать морально, создать необходимые условия. Одним словом, не самоустраняйтесь в процессе воспитания и обучения своего ребенка. Выполнение школьниками домашних заданий - обязательная часть учебы. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашних заданий. Ребёнок должен испытывать чувство ответственности за то, что он делает, потому что оно является залогом успеха в учебе и жизни. Воспитание чувства ответственности неотделимо от умения доводить начатое дело до конца. Важен ещё один момент. «Прежде всего, в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать, усваивать и усваивать. Знания лишь тогда становятся благом, когда они рождаются из слияния внутренних духовных сил человека и мира, который познаётся… Миссия воспитателя заключается в том, чтобы открыть детям непонятное, пробудить стремление узнать», - думаю, что эти слова В.А. Сухомлинского должны быть адресованы не только учителям, но и родителям. Поэтому если ваш ребёнок не справляется со школьной программой и не делает домашнее задание, не вешайте сразу на него ярлык лодыря и не восклицайте в панике: «Я не знаю, что мне с ним делать». Для начала попытайтесь разобраться в причинах, которые привели к такой ситуации. Среди них могут быть следующие: 1. Объективные трудности, непонимание конкретной темы. Может быть так, что они вытекают из отношений педагога и ребёнка: дети неохотно занимаются предметом (даже если он их интересует) потому, что не симпатизируют преподавателю. В более частых случаях внимание ребёнка отвлечено на посторонние вещи, отсюда – невнимательность при получении новых знаний и невозможность их воспроизвести. 2. Желание привлечь к себе внимание взрослых. В семьях, где родители в бытовой спешке недодают детям элементарного человеческого тепла, это единственный способ привлечь к себе внимание. 3. Избалованность: чрезмерная опека может привести к диктату со стороны ребёнка. 4. Страх неудачи, который мешает ребёнку сосредоточиться. Подобная ситуация складывается, если родители или учитель наказывают ребёнка за неуспехи. Может случится и так, что ребёнок будет связывать наказание с обучением, в результате чего его общеобразовательные знания будут недостаточными. Классный руководитель. Именно активное присутствие родителей в жизни детей даёт последним чувство безопасности и уверенности в себе. Такие дети общительны, находчивы, способные разобраться в различных общественных ситуациях. Если родители чрезмерно требовательны, не дают ребёнку самостоятельности, то дети теряют веру в себя, у них появляется неуверенность, что приводит и к трудностям в отношениях с окружающими, и к трудностям в учёбе. Когда родители вовсе не интересуются жизнью своего ребёнка, вольно или невольно уклоняются от общения с ним, ребёнок может попасть под влияние первых попавшихся «авторитетов», что приведёт к конфликтам в школе, к непониманию дома, к снижению успеваемости и исчезновению интереса к учёбе. Можно сделать вывод, что школа, безусловно, несёт отвественность за воспитание детей, но всё-таки главной воспитывающей средой является семья: именно от отношения родителей и детей зависит поведение ребёнка и, конечно же, желание учиться. Выяснив причины проблемы, нужно искать пути решения. Советы по решаемой проблеме. Нет таблетки, которая вылечила бы все болезни разом. Так же с процессом воспитания. Но безвыходных ситуаций не бывает. Что делать, если заставить ребёнка учится крайне сложно? Нужно найти такую мотивацию, чтобы ребенку захотелось выполнить предложенную работу, чтобы не только результат, но и сам процесс выполнения работы был для ребенка приятен. Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой. Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий. Консультируйтесь с учителямипредметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий. Нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши отношения с ним. Философ Руссо говорил: «Дети пусть делают то, что хотят, а хотеть они должны то, что хочет педагог». Если мы хотим, что бы у наших детей не возникали проблемы с успеваемостью, не появлялось нежелание учиться, то не только учителя, но и родители постоянно должны совершенствовать знания о своем ребенке. Это залог успеха. Они лучше всех знают своего ребенка и скорее могут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе. Только сами родители, подробно проанализировав сложившуюся ситуацию, смогут понять, чем вызвано нежелание учиться. Индивидуальные вопросы классному руководителю. Решение родительского собрания. 1. Родителям проводить больше времени с детьми и совместно с ними разработать программу действий по решению возникших проблем. 2. Поддерживать постоянное сотрудничество родителей, детей и педагогов. Список использованной литературы 1. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М., «Педагогика», 1989. 2. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., «Просвещение», 1991.

Родительское собрание 2 класс «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным».

Цели:

1. выявить представление родителей об организации учебной работы дома;

Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал урока. Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной «повинности», дети готовы проявлять чудеса изобретательности. Они могут просиживать положенное время с книгами и тетрадями, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и вздохи родных. Часто выполнение домашнего задания затягивается на несколько часов, но, в конце концов, они могут остаться неподготовленными или подготовленными на очень низком уровне. На следующий день в дневнике или в тетради появляется «результат» такой работы - 2 или строгое послание учителя в адрес родителей и ученика.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание, как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.

Как правило, заниматься дома особенно не любят отстающие ученики. Они и на уроках пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их одноклассники. Такие дети сильны в чём-то другом: одни лучше других бегают, другие мастерят или рисуют. Та часть учёбы, которая не приносит им удовлетворения, кажется им не очень важной.

Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания больше времени, чем положено. В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности» указаны следующие санитарно-гигиенические нормы: в первом классе – не более 1 часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем-четвёртом – до двух часов. Некоторые родители в анкетах отмечают, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 1,5 часов, но столько положено для учеников 2-3 классов. В чём причины? То куда-то девался карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Полезно для ребёнка выполнять какое-то дело вместе со взрослыми, делать его быстро, весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что- то чинить; можно вместе читать книгу: страницу вы, страницу ребёнок.

Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое. Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени, когда он занят чем-то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Вам в помощь я предлагаю примерный режим дня отличника (приложение). Специальные исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного для занятия времени. "Привычка к точному часу - это привычка к точному требованию к себе". (А. С. Макаренко)

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не должен изменяться о количества уроков, от того, что по телевизору показывают интересный фильм или пришли гости. "На день, – советовал Максим Горький, – надо смотреть, как на маленькую жизнь..." Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно, чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время. Но и на постоянное рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое-то постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать от занятий. Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как приходит рабочее настроение и возникает желание приступить к работе. До начала занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, что не имеет отношения к учёбе.

Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в магазин за хлебом) вы уже не имеете права.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём умственной работы.

Родителям следует запомнить несколько правил:

1. Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше выполнить задание один раз, но качественно.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание, отдаляется утомление).

3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов. Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в первую половину дня с 10 до 12 часов.

4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз (приложение).

5. Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения.

6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью (заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое-то важное место из текста упущено, пусть читает ещё.

Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.

9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл какое-то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим нормам время для прогулки для школьников младших классов - 3,0 – 3,5 ч.

10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».

Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки. «Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.

Попробуйте предложить делать домашнее задание с кем-нибудь из друзей. Но не стоит приглашать в гости более успевающего товарища, чтобы совместное творчество не оказалось обыкновенным списыванием.

Пусть дети по очереди попробуют себя в роли учителя. Объясняя и помогая другому, легче понять и запомнить это самому.

Объясняя что-то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес. Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы младшего.

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой-то вопрос интересен ребёнку (например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20, почему ночью нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка. Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе). Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!

Приложение

Анкета для родителей

У нашего ребёнка есть специальное место, где он __________________________________________________

Наш ребёнок выполняет домашнее задание_______________________________________________________

Самостоятельно справляется с__________________________________________________________________

Готовит с трудом______________________________________________________________________________

Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь заключается______________ _____________________________________________________________________________________________

Когда ребёнок учит уроки, мы____________________________________________________________________

Если он выполнил домашнее задание небрежно, то мы_______________________________________________

Мы думаем, что на выходные ____________________________________________________________________

Ребёнок начинает приготовление домашнего задания с______________________________________________

При приготовлении д.з. необходимо______________________________________________________________

При выполнении д.з. мы используем_____________________________________________________________

Если ребёнок включается в работу медленно, то ___________________________________________________

Анкета для детей

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чём заключается эта помощь?

3. О Чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.

4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище.

5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.

6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.

7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма.

Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью

Вашей жизни.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА

СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ.


«ДОМАШКА» - это то, что мешает детям свободно дышать после окончания школьных занятий!»


  • для закрепления новых знаний;
  • тренировки в выполнении простых и сложных заданий;

-развивает навыки самостоятельной работы.

ДЛЯ ЧЕГО ЖЕ НЕОБХОДИМО

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?



Родители главные «проектировщики, конструкторы и строители» личности ребёнка.

Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью .


ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

в 1 классе - до 1 часа;

во 2 классе - до 1,5 часов;

в 3-4 классах - до 2-х часов


ПРИЧИНЫ

- трудно; - желание привлечь к себе внимание взрослых;

-избалованность;

- попустительство в воспитании.


- Почему ребёнку трудно учиться?

- Есть ли какие-то объяснения этому, кроме лени, неорганизованности?

- Как помочь ребёнку учиться?

- Что делать?


  • Выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.
  • Режим дня.
  • Организовать в каждой семье рабочий уголок ребёнка
  • Составить памятку «Садимся за уроки».

Сначала устные предметы – правила, а потом письменные.

Трудные, потом легкие.

  • Лучше выполнить задание один раз, но качественно.
  • Через каждые 20 минут (30 - 40 минут для 3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва

  • Оптимальным является время

с 16 до 18 часов

  • Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки
  • Логично сначала прочитать правило, данное на странице учебника, а затем перейти к выполнению упражнения .

  • Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.
  • Обязательно читайте на ночь книжки с ребёнком вслух по очереди
  • Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате, где занимается ребенок, было достаточная освещённость

ЧТО СЛЕДУЕТ, И ЧЕГО НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ

  • Проверь, правильно ли организовано рабочее место
  • Всё должно быть на своих местах
  • Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения д/з. От того, насколько спокойными будут его первые шаги, зависит его будущие школьные успехи.
  • Сформировать привычку делать уроки. Напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы.
  • Оформите красиво рабочее место. Стол, лампа, расписание, стихии пожелания школьнику, таблицы учебные.
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.


  • Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него лучшим отдыхом будет 1,5-часовой дневной сон.
  • Не отвечайте ни на один вопрос, пока задание не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их самому.

  • Самостоятельный ребёнок – отлично, но родительский контроль должен быть ежедневным.
  • Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха.
  • Будьте искренне заинтересованы в его школьных делах и заботах.
  • Дайте ребёнку почувствовать значимость своей деятельности

  • 1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
  • 2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.
  • 3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
  • 4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок – грустное зрелище.
  • 5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  • 6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
  • 7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
  • 8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.

Желаю Вам терпения,

сил и радостных минут гордости за успехи достижения своих детей!

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Родительское собрание Домашнее задание. Как научить ребёнка стать самостоятельным

Родительское собрание 1 класс 2 четверть «Домашнее задание. Как научить ребёнка стать

самостоятельным».

Цели:

1. выявит представление родителей об организации учебной работы дома;

умение работать самостоятельно.

В первом классе у школьников не должно быть домашних заданий, но по предложению

родителей и решением собрания было принято решение давать детям минимальное

задание на дом. Приготовление домашнего задания является важным моментом в жизни

школьника. Наличие домашнего задания даёт возможность закрепить весь материал

урока. Чтобы избавиться от своей ненавистной школьной «повинности», дети готовы

проявлять чудеса изобретательности. Они могут просиживать положенное время с

книгами и тетрадями, могут жаловаться на неожиданное недомогание, вызывая жалость и

вздохи родных. Часто выполнение домашнего задания затягивается на несколько часов,

но, в конце концов, они могут остаться неподготовленными или подготовленными на

очень низком уровне. На следующий день в дневнике или в тетради появляется

«результат» такой работы - 2 или строгое послание учителя в адрес родителей и ученика.

Обработав ваши анкеты (приложение), я поняла, что вопрос выполнения домашнего

задания во многих семьях на сегодняшний день стоит очень остро.

Сегодня мы с вами поговорим о том, как нужно правильно выполнять домашнее задание,

как выполнять домашнее задание самостоятельно, как родители могут помочь ребёнку.

Как правило, заниматься дома особенно не любят отстающие ученики. Они и на уроках

пытаются отсидеться, вжавшись в парту и не поднимая головы. Им неинтересно учиться

потому, что они не умеют схватывать на лету, не умеют всё делать быстро, как их

одноклассники. Такие дети сильны в чём- то другом: одни лучше других бегают, другие

мастерят или рисуют. Та часть учёбы, которая не приносит им удовлетворения, кажется

им не очень важной.

Чуть ли не половина младших школьников проводят за выполнением домашнего задания

больше времени, чем положено. В книге А.О. Дробинской «Школьные трудности»

указаны следующие санитарно- гигиенические нормы: в первом классе –не более 1 часа,

во втором классе –до полутора часов, в третьем- четвёртом –до двух часов. Некоторые

родители в анкетах отмечают, что на выполнение домашнего задания дети тратят до 1,5

часов, но столько положено для учеников 2- 3 классов. В чём причины? Токуда- то девался

карандаш, то обнаружилось, что нет нужной записи в дневнике и надо срочно узнать у

одноклассника, да и самого учебника может не оказаться на месте. А минуты бегут. Вдруг

захотелось попить воды, а ещё через минуту выяснилось, что нужна бумага для

черновика. Такая картина, как вы понимаете, является типичной. Что можно посоветовать

родителям, если их ребёнок не может «усидеть за уроками»?

Полезно для ребёнка выполнять какое -то дело вместе со взрослыми, делать его быстро,

весело, без предварительной раскачки, без томительных пауз. Например, можно вместе

заняться грязной посудой: вы моете, ребёнок вытирает; можно вместе с папой что- то

Важно выработать у ребёнка привычку быстро переключаться с одного дела на другое.

Если ему сказали учить уроки, то он должен немедленно прекратить игру. Но если в

вашей семье не существует такое правило, то его нужно ввести для всех членов семьи (но

начните с того, что за несколько минут до изменения деятельности ребёнка нужно об этом

предупредить). Недопустимо позволять ребёнку игнорировать родительское указание в

чём бы то ни было. Необходимо приучать ребёнка отделять свободное время от времени,

когда он занят чем- то серьёзным, не путать дело с игрой. Добивайтесь, чтобы всё

необходимое ребёнок делал без напоминания, ни на что не отвлекаясь.

Большую роль в организации учебного труда школьника играет режим дня. Вам в

помощь я предлагаю примерный режим дня отличника (приложение). Специальные

исследования, проведённые в начальных классах, показали: у тех, кто хорошо учится, есть

твёрдо установленное время для приготовления уроков, и они его твёрдо

придерживаются. И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет

требованию к себе". (А. С. Макаренко)

Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твёрдого

режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учёбе. Режим дня не

должен изменяться о количества уроков, от того, что по телевизору показывают

интересный фильм или пришли гости. "На день, –советовал Максим Горький, –надо

смотреть, как на маленькую жизнь..." Но чтобы эта маленькая жизнь не прошла бесследно,

чтобы она была наполнена богатым содержанием, необходим режим дня.

Ребёнок должен садиться за уроки не только в одно и тоже время. Но и на постоянное

рабочее место. И если жилищные условия не позволяют предоставить школьнику

отдельный письменный стол и книжный шкаф, то всё равно нужно выделить какое- то

постоянное место, где он будет держать книги и тетради. Если ребёнок вынужден

заниматься за общим столом, то никто не должен ему мешать и отвлекать от занятий.

Постепенно вырабатывается установка на определённое время и место работы. Если такая

установка у ребёнка сформирована, то ему достаточно усесться за привычный стол, как

приходит рабочее настроение и возникает желание приступить к работе. До начала

занятий с рабочего места ученика должно быть убрано всё, чтоне имеет отношения к

Помните, что время выполнения уроков – священно и неприкосновенно, поэтому

отрывать ребёнка от занятий по пустякам (будь то срочная помощь на кухне или поход в

магазин за хлебом) вы уже не имеете права.

В каком порядке следует учить уроки? С выполнения каких заданий необходимо

начинать: с устных или письменных, с трудных или лёгких? Если ребёнок сразу

включается в работу, ему целесообразно делать сначала наиболее трудные уроки и

постепенно приходить к наиболее лёгким, требующим меньшего умственного

напряжения.

Если ученик втягивается в работу медленно, то ему следовало бы начать с более

привлекательных для него занятий. Самую трудную работу отнести на середину, или на

вторую половину занятий, т.к. у ребёнка на это время приходится наивысший подъём

умственной работы.

Родителям следует запомнить несколько правил:

1. Не требуёте многократного переписывания заданий с черновика на чистовик. Лучше

выполнить задание один раз, но качественно.

2. Для сохранения работоспособности ребёнку через каждые 20 минут (30 - 40 минут для

3 - 4 класса) занятий нужны 10 - 15 минут перерыва (восстанавливается внимание,

отдаляется утомление).

3. Оптимальным для приготовления домашнего задания является время с 16 до 18 часов.

Если же школьник садится делать уроки «когда мама с работы пришла», - то такая работа

малоэффективна. Если же ребёнок учится во 2 смену, то вечером домашнее задание

просматривается, разбираются вопросы сложные для ребёнка, а работа выполняется в

первую половину дня с 10 до 12 часов.

4. Во время письма следует делать перерыв, выполняя физминутки, гимнастику для

кистей рук (сжимание, разжимание пальчиков, массаж), упражнения для глаз

(приложение).

выполнению упражнения.

6. По русскому языку обращайте внимание на выполнение упражнений полностью

(заданий может быть несколько). При трудностях выполните вслух всё упражнение, но не

пишите в учебнике ни букв, ни слов: при его письменном выполнении ребёнок ещё раз

будет вспоминать. Уйдите из комнаты, пока он выполняет задание, не стойте за его

спиной. Не сердитесь на своего ребёнка и не злите его.

7. О чтении. Один раз ребёнок читает сам. Потом вы, предположим, готовите у плиты, а

он рассказывает вам прочитанное. Если есть неточности или какое- то важное место из

текста упущено, пусть читает ещё.

Обязательно читайте на ночь с ребёнком книжки вслух, по очереди. Рассматривайте

иллюстрации. Замечайте точность или невнимательность художника, возвращайтесь по

ходу к тексту. Если есть отрывки, которые можно читать по ролям, используйте эту

возможность. А «просто так» несколько раз не перечитывайте.

8. Важно следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную рабочую позу, а в комнате,

где занимается ребенок, было достаточная освещённость. Несоблюдение элементарных

гигиенических требований может привести к ухудшению осанки, нарушению зрения.

9. Если ребёнок ослаблен, часто болеет, имеет слабую нервную систему, то для него

лучшим отдыхом будет 1,5- часовой дневной сон.

Желательно, чтобы ребёнок, вернувшись из школы, не сразу садился за уроки, а провёл

какое- то время на свежем воздухе, принимая участие в активных играх. По гигиеническим

нормам время для прогулки для школьников младших классов - 3,0 –3,5 ч.

10. В ходе выполнения домашнего задания не отвечайте ни на один вопрос, пока задание

не будет выполнено до конца, посмотрите, есть ли оплошности, предложите поискать их

самому. Не высмеивайте ошибки своих детей. Старайтесь избегать само слово «ошибка».

Если ребёнку с трудом даётся учёба и выполнение домашнего задания, то первоначально

за учёбу придётся засесть и родителям. Не пытайтесь решить этот сложный вопрос

криком и нотациями. Запаситесь терпением, усаживаясь вместе с ребёнком за уроки.

«Спокойствие, мой друг, только спокойствие!» - эти слова Карлсона нужно сделать своим

девизом, когда вы подсаживаетесь к ребёнку, чтобы вместе взяться за уроки.

Попробуйте предложить делать домашнее задание с кем -нибудь из друзей. Но не стоит

приглашать в гости более успевающего товарища, чтобы совместное творчество не

оказалось обыкновенным списыванием.

Пусть дети по очереди попробуют себя в роли учителя. Объясняя и помогая другому,

легче понять и запомнить это самому.

Объясняя что -то ребёнку, не позволяйте себе ироничных высказываний в его адрес.

Самое безобидное, на ваш взгляд, сравнение может вызвать сильную обиду. Если

постоянно называть ребёнка «глупым, ленивым, тупым, бестолковым», в конце концов, он

поверит в это. Иногда роль репетиторов больше удаётся старшим братьям и сёстрам: они

хорошо помнят программу, у них больше терпения и им легче понять проблемы

младшего.

Не бойтесь опережать школьную программу, если какой -то вопрос интересен ребёнку

(например: определение времени, сложение и вычитание в пределах 10 - 20 , почему ночью

нет солнца…). Это не только развитие познавательных процессов, но и развитие

уверенности в своих силах (т.к. ребёнок будет чувствовать себя на равных с более

подготовленными детьми). Самостоятельный ребёнок –отлично, но родительский

контроль должен быть ежедневным. Именно контроль, а не работа за ребёнка.

Поддержите ребёнка в его желании стать школьником и добиться успеха. Будьте искренне

заинтересованы в его школьных делах и заботах. В любом деле находите то, за что можно

похвалить и морально поддержать. Дайте ребёнку почувствовать значимость своей

деятельности (это способствует повышению самооценки, развивает уверенность в себе).

Научите ребёнка делиться своими радостями и проблемами.

Желаю родителям терпения, сил и радостных минут гордости за успехи достижения

своих детей!

Решение родительского собрания:

Родителям совместно со своими детьми выработать наиболее рациональный режим дня и

содействовать его выполнению.

Организовать в семье рабочее место школьника.

Поддерживать у детей интерес к учебному труду.

Учить детей выполнять домашнее задание самостоятельно (приложение).

Ежедневный контроль за учёбой деятельностью ребёнка.

Приложение

Анкета для родителей

У нашего ребёнка есть специальное место, где он

__________________________________________________

Наш ребёнок выполняет домашнее

задание_______________________________________________________

Самостоятельно справляется

с__________________________________________________________________

Готовит с

трудом_______________________________________________________________________

Мы оказываем помощь ребёнку в приготовлении домашних заданий. Эта помощь

заключается______________

_____________________________________________________________________________

________________

Когда ребёнок учит уроки,

мы____________________________________________________________________

Если он выполнил домашнее задание небрежно, то

мы_______________________________________________

Мы думаем, что на выходные

____________________________________________________________________

Ребёнок начинает приготовление домашнего задания

с______________________________________________

При приготовлении д.з.

необходимо______________________________________________________________

При выполнении д.з. мы

используем_____________________________________________________________

Если ребёнок включается в работу медленно, то

___________________________________________________

Анкета для детей

1. Кто помогает тебе готовить уроки дома?

2. В чём заключается эта помощь?

3. О Чём спрашивают тебя родители, когда ты приходишь из школы?

4. Чем ты занимаешься, когда возвращаешься из школы?

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.

2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода.

3. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все

подробности

с ребёнком.

4. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок –

грустное зрелище.

5. Пусть Ваш ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он

приносит из

школы.

6. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а

не только у

телевизора.

7. Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите

вместе письма.

Если ребёнок рассказал Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то

предложите ему

записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.

8. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет

Вашей жизни.

Режим дня (памятка)

Для школьников, которые учатся в первую смену

Пробуждение

Зарядка, туалет

Завтрак

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы домой

Обед

Прогулка на воздухе, кружки

Выполнение домашних заданий

Свободные занятия

Ужин

Чтение книг, спокойные игры

Приготовление ко сну

Сон

Для школьников, которые учатся во вторую смену

Пробуждение

Зарядка, туалет

Завтрак

Чтение книг, кружки

Выполнение домашних заданий

Прогулка на воздухе

Обед

Дорога в школу

Занятия в школе

Дорога из школы домой

Ужин

Чтение книг, спокойные игры

Приготовление ко сну

Сон

Садимся за уроки (памятка школьнику)

1. Садись за уроки в одно и то же время

2. Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.

3. Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты будешь работать, должно быть

4. Проверь, на своём ли месте находится настольная лампа (дальний левый угол).

5. Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания записаны в

дневнике.

6. Приготовь письменные принадлежности для занятия.

7. Все принадлежности, а также учебники, тетради, дневник положи на то место,

которое всегда отводишь им на столе.

8. Убери со стола всё лишнее.

9. Сядь правильно, открой учебник…

10. Побольше тебе пятёрок!

Памятка для родителей.

1. Приучите выполнять домашние задания в одно и то же время.

2. Спросите у ребенка, какое задание на дом он получил, как собирается его выполнять.

Можно вместе обсудить, как лучше выполнить это задание.

3. Если ребенок забыл, что задано на дом, спокойно помогите ему вспомнить, что было

задано (только в крайнем случае можно прибегнуть к чужой помощи, т. е. узнать о

задании у одноклассника). Всем своим поведением старайтесь внушить ребенку, что это

прежде всего необходимо ему самому.

4. Обратите внимание, сколько времени ребенок затрачивает на выполнение домашнего

задания по одному предмету (по всем предметам).

5. Не торопитесь помогать ребенку. В случае затруднения будет правильнее сказать:

«Посиди, подумай, обратись к правилу, а если не выполнишь, могу помочь. Но все- таки

лучше тебе обратиться завтра к учителю».

6. Ребенок часто обращается к вам с вопросом: как правильно писать то или иное

слово? Чтобы получить ответ на этот вопрос, отсылайте ребенка к учебнику, правилу,

памятке, словарю.

7. Законченную письменную работу ребенок должен обязательно проверить сам.

Главная задача просмотра письменного задания со стороны родителей –оценить усилия

ребенка, отметить его старательное отношение к работе или высказать порицание.

8. Вы заметили ошибку. Как быть? Неверно записанное ребенок одной чертой

аккуратно зачеркивает простым карандашом. А сверху пишет правильно. Другие способы

исправления ошибок недопустимы. Распоряжение переделать работу заново –очень

серьезная мера наказания. Только при полной согласованности действий учителя и

родителей можно, изредка используя эту меру, получить от неё серьезный

воспитательный эффект.

9. Устное задание (рассказать правило, запомнить правописание слов из словаря и т.

д.) не всегда удается проверить у каждого ребенка в классе. Поэтому старайтесь уделять

больше внимания контролю за качеством выполнения устной части задания.

Памятки по русскому языку

Как готовить домашнее задание?

1.Работу начинай с работы над ошибками.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

Лучшие статьи по теме