Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены 
  • Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. История зоологической систематики Способы датирования палеоантропологических находок. Характеристика Плейстоцена с позиций эволюции человека

Человек: систематика и характерные признаки в строении организма. История зоологической систематики Способы датирования палеоантропологических находок. Характеристика Плейстоцена с позиций эволюции человека

Имеет свои особенности. Связаны они с биосоциальной основой Человека разумного.

Человек: систематика

С одной стороны, человек является объектом живой природы, представителем Царства Животные. С другой - это социальная личность, которая живет по законам общества и строго подчиняется им. Поэтому современной наукой систематика человека и особенности его происхождения рассматриваются как с биологической, так и с социальной позиции.

Систематика человека: таблица

Представители таксонов, к которым принадлежит современный человек, имеют ряд сходных черт строения. Это является доказательством наличия их единого предка и общего пути эволюции.

Таксономическая единица Черты сходства и характерные признаки
Тип Хордовые Формирование на начальных этапах развития зародыша хорды и нервной трубки
Подтип Позвоночные

Формирование внутреннего которого является позвоночник

Класс Млекопитающие Выкармливание детенышей молоком, наличие диафрагмы, дифференцированных зубов, легочного дыхания, теплокровность, внутриутробное развитие
Отряд Приматы Пятипалые конечности, противопоставление большого пальца остальным, идентичность 90 % генов шимпанзе
Семейство Гоминиды Развитие головного мозга, способность к прямохождению
Род Человек Наличие сводчатой стопы, свободная и развитая верхняя конечность, наличие изгибов позвоночника, членораздельная речь
Вид Человек разумный Интеллект и абстрактное мышление

Тип Хордовые

Как видите, место человека в систематике четко определено. Гетеротрофный тип питания, ограниченный рост, способность к активному передвижению определяют его принадлежность к Царству Животные. А вот по особенностям является представителем К этой систематической единице также относятся классы Костные и Хрящевые рыбы, Пресмыкающиеся, Земноводные и Птицы.

Как такие разные организмы могут относиться к одному типу? Все дело в их эмбриональном развитии. На ранних стадиях у них закладывается осевой тяж - хорда. Над ней формируется нервная трубка. А под хордой - кишечник в виде сквозной трубки. В глотке находятся жаберные щели. По мере развития эти зачаточные структуры у человека претерпевают ряд метаморфоз.

Из хорды развивается позвоночник, из нервной трубки - спинной и головной мозг. Кишечник приобретает сквозную структуру. Жаберные щели в глотке зарастают, в результате чего человек переходит к легочному дыханию.

Классс Млекопитающие

Типичным представителем класса Млекопитающие является человек. Систематика относит его к этому таксону не случайно, а по целому ряду характерных признаков. Подобно всем представителем млекопитающих животных, человек выкармливает своих детенышей молоком. Это ценное питательное вещество вырабатывается в специализированных железах.

Систематика человека разумного относит его к группе плацентарных млекопитающих. Во время внутриутробного развития этот орган связывает организм матери и будущего ребенка. В плаценте их кровеносные сосуды переплетаются, между ними устанавливается временная связь. Результатом такой работы является осуществление транспортной и защитной функций.

Сходство человека с другими представителями млекопитающих заключается также в особенностях строения систем органов и протекании физиологических процессов. К ним относится ферментативное пищеварение. Биологически активные вещества выделяются печенью, слюнными и поджелудочной железой. Общей чертой является и наличие дифференцированных зубов: резцов, клыков, больших и малых коренных.

Наличие четырехкамерного сердца и двух кругов кровообращения обусловливает теплокровность человека. Это означает, что температура его тела не зависит от данного показателя в окружающей среде.

Вид Человек разумный

Согласно самой распространенной гипотезе, человек и некоторые виды современных обезьян имеют одного предка. Этому есть ряд доказательств. Семейство Гоминиды характеризуется важным признаком - прямохождением. Эта черта, безусловно, была связана с изменением образа жизни, что привело к высвобождению передних конечностей и развитию руки как органа труда.

Процесс становления современного вида проходил в несколько стадий: древнейшие, древние и первые современные люди. Эти фазы не сменяли друг друга, а определенный период сосуществовали и конкурировали между собой.

Древнейшие, или обезьянолюди, умели самостоятельно изготавливать орудия труда из камней, добывать огонь, жили первичным стадом. Древние, или неандертальцы, общались с помощью жестов и зачаточной членораздельной речи. Их орудия труда были еще и костяными. Современные люди, или кроманьонцы, сооружали собственное жилье или жили в пещерах. Они шили одежду из шкур, знали гончарное дело, приручали животных, выращивали растения.

Человек, систематика которого определяется совокупностью анатомии, физиологии и поведенческих реакций, является результатом длительных эволюционных процессов.

1. Надкласс Эукариоты (Eucaryota);

2. Царство Животные (Animalia);

3. Подцарство Многоклеточные (Metazoa);

4. Раздел Двусторонненсимметричные (Bilateria);

5. Подраздел Вторичноротые (Deuterostomia);

6. Тип Хордовые (Chordata);

7. Подтип Позвоночные (Vertebrata);

8. Класс Млекопитающие (Mammalia);

9. Подкласс Живородящие (Theria);

10. Инфракласс Плацентарные (Euteria);

11. Отряд Приматы (Primates);

12. Подотряд Человекообразные (Antropoidea);

13. Секция Узконосые обезьяны (Catarhina);

14. Надсемейство Человекообразные обезьяны (Hominoidea);

15. Семейство Гоминиды (Hominidae);

16. Вид Человек Разумный (Homo sapiens).

РАЗДЕЛ 2. ОНТОГЕНЕЗ

ТЕМА 2. Пренатальный онтогенез

Развитие нового организма начинается с процесса оплодотворения (слияния сперматозоида и яйцеклетки), которое происходит в маточной трубе. Слившиеся половые клетки образуют новый одноклеточный зародыш – зиготу, обладающую всеми свойствами обеих половых клеток. Оптимальные условия для взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки создаются в течение 12 часов после овуляции. Объединение ядра сперматозоида с ядром яйцеклетки приводит к образованию в одноклеточном организме (зиготе) диплоидного набора хромосом (46).

Таблица 1. Длина и название зародыша

Первая неделя – это период дробления (деления) зиготы на дочерние клетки. Непосредственно после оплодотворения в течение первых 3-4 дней зигота делится и одновременно продвигается по маточной трубе в сторону полости матки. В результате деления зиготы образуется многоклеточный пузырек – бластула с полостью внутри. Стенки этого пузырька образованы клетками двух видов: крупными и мелкими. Из наружного слоя мелких клеток формируются сте5нки пузырька – трофобласт. В дальнейшем клетки трофобласта образуют внешний слой оболочек зародыша. Более темные крупные клетки (бластомеры) образуют скопление – эмбриобласт (зародышевый узелок), который располагается кнутри от трофобласта. Из этого скопления клеток развивается зародыш и прилежащие к нему внезародышевые структуры. К концу первой недели развития (6-7 день) зародыш попадает в матку и внедряется (имплантируется) в ее слизистую оболочку; Имплантация продолжается около 40 часов. Поверхностные клетки зародыша, образующие пузырек – трофобласт, выделяют фермент, рахрыхляющий поверхностный слой слизистой оболочки матки, которая подготовлена к внедрению в нее зародыша. Формирующиеся ворсинки (выросты) трофобласта вступают в контакт с кровеносными сосудами материнского организма. Трофобласт превращается в питательную оболочку зародыша, которая наз. ворсинчатой оболочкой (хорион). Вначале хорионимеет ворсинки со всех сторон, затем эти ворсинки сохраняются только на стороне, обращенной к стенке матки. В этом месте их хориона и прилежащей к нему слизистой оболочки матки развивается новый орган – плацента (детское место). Плацента – орган, который связывает мате5ринский организм с зародышем и обеспечивает его питание.



Вторая неделя – это стадия, когда клетки эмбриобласта разделяются га два слоя (две пластинки), из которых образуются два пузырька. Из наружного слоя клеток, прилежащих к трофобласту, образуется эктобластический (амниотический) пузырек . Из внутреннего слоя клеток (зачатка зародыша) формируется эндобластический (желточный) пузырек. Закладка («тело») зародыша находится там, где амниотический пузырек соприкасается с желточным. В этот период зародыш представляет собой двухслойный щиток, состоящий из двух листков: наружного зародышевого (эктодерма), и внутреннего зародышевого (энтодерма). Эктодерма обращена в сторону амниотического пузырька, а энтодерма прилежит к желточному пузырьку. На этой стадии можно определить поверхности зародыша. Дорсальная (спинная) поверхность прилежит к амниотическому пузырьку, а вентральная (грудная) – к желточному. К концу второй недели длина зародыша составляет 1,5 мм. В этот период зародышевый щиток в своей задней (каудальной) части расширяется. Здесь в дальнейшем начинают развиваться осевые органы (хорда, нервная трубка).

Третья неделя является периодом образования трехслойного щитка (зародыша). Клетки наружной эктодермальной пластинки зародышевого щитка смещаются к заднему его концу. В результате образуется клеточный валик (первичная полоска), вытянутый в направлении продольной оси зародыша. В головной (передней) части первичной полоски клетки растут и размножаются быстрее, в результате чего образуется небольшое возвышение – первичный узелок). Место первичного узелка указывает на краниальный (головной) конец тела зародыша.

Быстро размножаясь, клетки первичной полоски и первичного узелка прорастают в стороны между эктодермой и энтодермой, так образуется срединный зародышевый листок – мезодерма . Клетки мезодермы, расположенные между листками щитка, называются внутризародышевой мезодермой, а выселившиеся за его пределы – внезародышевой мезодермой.

Часто клеток мезодермы в пределах первичного пузырька особенно активно растет вперед от головного и хвостового конца зародыша, проникает между наружным и внутренним листками и образует клеточный тяж – спинную струну (хорду). В конце 3-й недели развития в передней части наружного зародышевого листка происходит активный рост клеток – образуется нервная пластинка. Эта пластинка вскоре прогибается, образуя продольную борозду – нервную бороздку. Края бороздки утолщаются, сближаются и срастаются друг с другом, замыкая нервную, бороздку в нервную трубку. В дальнейшем из нервной трубки развивается вся нервная система.

В этот же период их задней части энтодермальной пластинки зародышевого щитка во внезародышевую мезенхиму (в амниотическую ножку) проникает пальцевидный вырост – аллантоис, который у человека определенных функций не выполняет. По ходу аллантоиса от зародыша к ворсинкам хориона прорастают кровеносные пупочные (плацентарные) сосуды. Содержащий кровеносные сосуды тяж, соединяющий зародыш с внезародышевыми оболочками (плацентой), образует брюшной стебелек.

Таким образом, к концу 3-й недели развития зародыш человека имеет вид трехслойной пластинки (щитка). В области наружного зародышевого листка видна нервная трубка, а глубже – спинная струна, т.е. появляются осевые органы зародыша человека. Длина зародыша – 2-3 мм.

Четвертая неделя – зародыш, имеющий вид трехслойного щитка, начинает прогибаться в поперечном и продольном направлениях. Зародышевый щиток становится выпуклым, а его края отграничиваются от окружающего зародыш амниона глубокой бороздой – туловищной складкой. Тело зародыша из плоского щитка превращается в объемный, эктодерма покрывает зародыш со всех сторон.

Из эктодермы в дальнейшем образуется нервная система, эпидермис кожи ее производные, эпителиальная выстилка ротовой полости, анального отдела прямой кишки, влагалища. Мезодерма дает начало внутренним органам, сердечно-сосудистой системе, органам опорно-двигательного аппарата (костям, суставам, мышцам), собственно коже.

Энтодерма, оказавшаяся внутри тела зародыша свертывается в трубку и образует зачаток будущей кишки. Узкое отверстие, сообщающее эмбриональную кишку с желточным мешком, в дальнейшем превращается в пупочное кольцо. Из энтодермы формируются эпителий и все железы пищеварительной системы и дыхательных путей.

Эмбриональная (первичная) кишка вначале замкнута спереди и сзади. В переднем и заднем концах тела зародыша появляются впячивания эктодермы – ротовая ямка (будущая ротовая полость) и анальная (заднепроходная) ямка. Между полостью первичной кишки и ротовой ямкой имеется двухслойная передняя (рото-глоточная) пластинка (мембрана). Между кишкой и заднепроходной ямкой имеется клоакальная (заднепроходная) пластинка. Передняя (рото-глоточная) мембрана прорывается на 4-1 неделе развития. На 3-м месяце прорывается задняя (заднепроходная) мембрана.

В результате изгибания тело зародыша оказывается окруженным содержимым амниона – амниотической жидкостью, которая играет роль защитной среды, предохраняющей зародыш от повреждений, в первую очередь механических (сотрясения). Желточный мешок отстает в росте и на 2-м месяце развития имеет вид небольшого мешочка, а затем полностью исчезает. Брюшной стебелек удлиняется, становится тонким и получает название пупочного канатика.

В головном отделе на каждой стороне зародыша из эктодермы на 4-1 неделе формируются зачатки внутреннего уха и будущий хрусталик глаза. В то же время перестраиваются отделы головы, которые вокруг ротового отдела образуют лобный и верхнечелюстные отростки. Кзади (каудальнее) этих отростков видны контуры нижнечелюстной и подъязычной дуг.

На передней поверхности туловища зародыша видны возвышения: сердечный, а за ним печеночный бугры, углубление между этими буграми указывает на место образования одного из зачатков диафрагмы. Каудальнее печеночного бугра находится брюшной стебелек, содержащий крупные кровеносные сосуды и соединяющий эмбрион с плацентой (пупочный канатик). Длина зародыша – 4-5 мм.

В период с 5-й по 8-ю недели продолжается формирование органов (органогенез) и тк5аней (гистогенез). Это время раннего развития сердца, легких, усложнение строения кишечной трубки, образования капсул органов чувств. Нервная трубка полностью замыкается и расширяется в головном отделе (будущий головной мозг). В возрасте около 31-32 дней (5-я неделя) длина зародыша 7,5 мм. На уровне нижних шейных и 1-го грудного сегментов тела появляются плавниковоподобные зачатки (почки) рук. К 40-му дню образуются зачатки ног.

На 6-й неделе длина зародыша 12-13 мм. Заметны закладки наружного уха, с конца 6-7-й недели появляются закладки пальцев рук, а затем ног.

К концу 7-й недели длина зародыша 19-20 мм. Начинают формироваться веки. На 8-й неделе длина зародыша 28-30 мм. Заканчивается закладка органов зародыша. С 9-й недели, т.е. с начала 3-го месяца зародыш принимает вид человека и называется плодом (длина к 9-й неделе – 39-40 мм).

Начиная с 3-х месяцев и в течение всего плодного периода происходят дальнейший рост и развитие образовавшихся органов и частей тела. В это же время начинается дифференцирование наружных половых органов. Закладываются ногти на пальцах.

С конца 5-го месяца (длина 24,3 см) становятся заметны брови и ресницы. На 7-м месяце (длина 37,1 см) открываются веки, начинает накапливаться жир в подкожной клетчатке. На 10-м месяце (длина 51 см) ребенок рождается.

Человек стоит на самой высшей ступени развития живых орга­низмов. Строение его тела и функции отдельных органов во многом сходны с таковыми у других животных. Как и у них, организм чело­века состоит из органов, тканей и клеток. Присущие живым организ­мам обмен веществ, возбудимость, рост, развитие и другие свойства есть и у человека. Но, оставаясь животным, человек существует не только в природе, айв обществе. У него есть инстинкты, но он руко­водствуется прежде всего разумом. Наличие сознания еще более от­личает его от других организмов.

Вы уже знаете о классификации всех живых организмов по родст­венным признакам в систематические группы. Человек относится к царству животных.

Признаки сходства человека с животными соответственно систематическим группам

Систематические группы Признаки человека



В процессе эмбрионального развития появля­ются хорда, нервная трубка, жаберные щели в глотке.

Получает развитие позвоночный столб, появля­ются парные конечности. Сердце располагается на брюшной стороне. Центральная нервная сис­тема представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг состоит из 5 отделов: конечный, промежуточный, средний, задний (варолиев мост и мозжечок) и продолговатый.

Имеются волосяной покров, молочные железы. Живородящие, потомство вскармливают моло­ком. На коже имеются многочисленные потовые железы. Грудная полость отделена от брюшной полости диафрагмой. Молочные и постоянные зубы делятся на группы (резцы, клыки, малые и большие коренные зубы). Имеется семь шейных позвонков. В среднем ухе - три слуховые кос­точки (молоточек, наковальня и стремечко).

Детеныш развивается внутри тела матери в матке. Питание плода осуществляется через пла­центу.


5.Отряд Прнматы

6.Надсемейство Человекообразные обезьяны

7.Семейство Гомшшды

8.Род Человек

9.Вид

Человек разумный

Относительно крупный головной мозг, пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и проти­вопоставленным большим пальцем (рис. 5).

Передние и задние конечности почти равной дли­ны, зубов 32-36. размножаются круглый год, обычно рождают одного детеныша. Отсутствие хвоста и седалищных мозолей, сходная форма ушной раковины. Крупный мозге развитыми бо­роздами и извилинами. Большая высокоразвитая лобная область. 4 группы крови. Различие в строе­нии мужских и женских особей.

Характеристика этой и последующих системати­ческих групп трактуется по-разному.

Он появился примерно 2 млн лет назад.

В пределах вида выделяется несколько основных рас.

Наиболее полно характеристика человека в зоологической система­тике выглядит следующим образом:

царство Животные -» тип Хордовые -» подтип Позвоночные -» класс Млекопитающие -♦ подкласс Плацентарные -* отряд Приматы -* подотряд Человекообразные приматы -» надсемейство Человеко­образные обезьяны -» семейство Гомнниды -» подсемейство Собст­венно люди род Человек -» вид Человек разумный -» подвил Со­временный человек

Человек как биологический вид появился на последнем этапе ис­торического развития живых организмов. В настоящее время все люди, живущие на земле, относятся к одному виду Человек разумный ( Homo sapiens ).

Происхождение человека и периоды его исторического развития

Периоды исторического развития человека изучает наука антропо логия (от греч. антропос - человек). Особое внимание уделяется признакам сходства и различия в строении человека и его предков. Имеет значение также исследование остатков скелетов предков человека, живших в далекие времена. В формировании человека решающую роль сыграли прямохождение, постепенное совершенство­вание руки (рис. 5) как органа труда, усложнение мозга и прижиз­ненно возникающие формы поведения. В результате сравнительных исследовании в происхождении и историческом развитии человека были выделены 4 этапа.



1.По современным научным данным, первым был вид Человек умелый ( Homo habilis ). Он появился примерно 2 млн лет назад. В строении его тела больше сходства с человеком, чем с человекообраз­ными обезьянами. Четко наблюдается схожесть в строешш зубов. Рост составлял 120 150 см, масса - около 20- 50 кг. Мозговая часть чере­па была меньше лицевой, ее объем - до 650 см*.

2.Древнейших людей (питекантропы и др.) ученые объединяют в один вид - Человек прямоходящий ( Homo erectus ). По сравнению с человеком умелым человек прямоходящий крупнее (160-170 см). Объем черепа больше (800-1000 см 3). По облику представители это­го вида близки к современным людям. Важнейшее достижение - ос­воение огня. Возраст останков - 1 млн 500 тыс. лет.

3.Древние люди (неандертальцы) жили 0,5 млн 70 тыс. лет на­зад. Мозговая часть черепа у них большая, 1300-1500 см 3 . Плечи были широкими, мускулатура хорошо развита. Они жили неболь­шими группами в пещерах и гротах. Располагаясь под открытым не­бом, сооружали укрытия из жердей, костей крупных животных и поверх них раскладывали шкуры. У них сформировалась речь, было развито изготовление орудий (рис. 6).

4.Человек современного типа - Человек разумный ( Homo sapiens ) появился не познее 40 тыс. лет назад. Для него характерны больший обьем мозга, высокий свод черепа, хорошо развитый подбородочный выступ, отсутствие надглазничного валика, прямой лоб.

Нельзя утверждать, что процесс эволюции Homo sapiens прекра­тился и больше никаких биологических изменений не произойдет. Ученые отмечают, что люди становятся более изящного телосложе­ния, уменьшаются размеры челюстей и зубов, короче становится ту­ловище и т. д.

Главные признаки современного человека:

1. В результате жизнедеятельности и прямохождения в позвоноч­ном столбе появились изгибы (см. с. 17). Хорошо развита мускулату­ра нижних конечностей.


2. Большой объем мозга, особенно усложнено строение коры моз­ га (появились извилины и борозды).

3. Большой палец кисти полностью противопоставлен остальным, стопа с массивным и приведенным большим пальцем (рис. 5).

4. Нижняя челюсть усложнилась, подбородочный выступ стал бо­ лее выраженным.

5. Удлинился период детства. Отодвинулось половое созревание. Средняя продолжительность жизни увеличилась и т. д.

1 . Назовите признаки, позволяющие относить человека к живым орга­низмам.

2.Какие систематические группы существуют при классификлшш жи- воппах?

3.Назовите некоторые признаки человека, свойственные другим орга­низмам.

1.На какие отделы делится головной мозг позвоночных животных?

2.Почему человек относится к классу Млекопитающие?

3.Назовите признаки, присущие только человеку.

1.По каким признакам человек относится к подтипу Позвоночные?

2.Какие признаки роднят человека и человекообразных обезьян?

Назовите признаки подкласса Плацентарные

1.Место человека в зоологической систематике. Основные биологические признаки вида Homo sapiens

Ответ: Человек тесно связан своими корнями с животным миром. Наиболее велико сходство человека с приматами. По критериям зоологической систематики вид Homo sapiens относится к царству животных (Animalia), типу хордовых (Chordata), классу млекопитающих (Mammalia), отряду приматов (Primates), семейству гоминид (Hominidae).

Высшее положение в отряде приматов занимает надсемейство гоминоидов (Hominoidea), в которое объединяются человек (семейство Hominidae) и человекообразные обезьяны

Многие черты его биологической организации представляют собой как бы завершение эволюционных тенденций, свойственных отряду приматов в целом. В первую очередь к их числу относят высокое развитие мозга и интеллекта. Социальность человека имеет свои биологические предпосылки у понгид (Pongidae - крупные человекообразные обезьяны): в высоком уровне развития высшей нервной деятельности, сложном ориентировочно - исследовательском поведении, способности к быстрой смене реакций, манипуляторной активности применительно к разнообразным предметам окружающей среды, возрастающей способности к обучению, индивидуализации поведения, усложнении межиндивидуальных и групповых внутрипопуляционных связей. Человек - высшая ступень эволюционного развития на Земле, общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе трудовой деятельности. Качественное отличие человека от животных прежде всего в социальной сущности человека, обеспечившей ему экологическое превосходство над всеми живыми существами, и способность заселить практически все регионы земного шара. В биологических процессах эволюционного и индивидуального развития человека одновременно происходит и его социализация с возрастанием роли социального фактора, т.е. человек предстает как целостный биосоциальный феномен.

Способы датирования палеоантропологических находок. Характеристика Плейстоцена с позиций эволюции человека.

Ответ: Основной источник, позволяющий проследить филогенез приматов и гоминид -палеонтологические и палеоантропологические материалы. Особое значение имеет датирование скелетных остатков. В эволюционной антропологии используют прямые и косвенные методы датирования.

Прямые методы:

1. Радиометрические методы: калий-аргоновые часы (применяется к анализу калий содержащих вулканических пород, позволяет оценивать возраст от 1 млн. лет и старше); радиоуглеродный (основан на определении содержания радиоактивного изотопа С в углероде ископаемых органических остатков, оценивает возраст 30000 - 40000 лет); масс- спектрографический (до 100000 лет); система неравновесного урана.

2. Физико-химические методы: термолюминесцентный (использует способность некоторых минералов к свечению); палеомагнитный (основан на свойстве горных пород приобретать остаточную намагниченность по направлению геомагнитного поля в момент образования породы); фторовый.

Косвенные методы:

1 .Классический геохронологический метод;

2.Гляциологический метод (учет периодов оледенений -гляциолов и межледниковий -

интергляциалов; чередование дождливых - плювиалы и сухих - ариды периодов;

3.Биостратиграфический (палеонтологический) метод - основан на процессе эволюции

органического мира;

4.Археологический метод.

Начало верхнего плейстоцена (Кайнозойская эра,Четвертичный период,(АНТРОПОГЕННЫЙ) Плейстоценская эпохаПОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА). - 125000 лет до н.э. До 75000 до н.э. продолжалось межледниковье, а затем наступило вюрмское оледенение, окончившееся 12000 лет назад. Оледенение имело периоды потепления. В зоне современного умеренного климата потепление сопровождалось увеличением влажности. Холодные периоды были суше. Вследствие концентрации воды в ледниковых массах уровень Мирового океана опускался, возникали сухопутные мосты: в районе Берингова пролива, вся территория островной Индонезии, Австралия и Новая Гвинея, в Европе Британские острова становились частью материка. В зонах далеких от ледников климат также претерпевал изменения. В максимум похолодания в Крыму была тундра и зона - тундростепь. Именно в этот период были заселены Америка и Австралия. Миграции зачастую становились единственным средством уберечься от вымирания. Современные климатические условия стали складываться около 11000 лет назад.

1) надцарство: Эукариоты
2) царство: Животные
3) подцарство: Многоклеточные
4) тип: Хордовые
5) подтип: Позвоночные
6) класс: Млекопитающие
7) отряд: Приматы
8) семейство: Гоминиды
9) род: Человек
10) вид: Человек разумный

Тесты

1. Млекопитающие – это
а) класс
б) подтип
в) царство
г) отряд

2. Животные – это
а) класс
б) тип
в) царство
г) подцарство

3. Человек относится к классу
а) Животные
б) Позвоночные
в) Млекопитающие
г) Человек

4. Человек относится к роду
а) Животные
б) Позвоночные
в) Млекопитающие
г) Человек

5. Несколько родов входят в одну систематическую единицу (таксон), которая называется
а) вид
б) семейство
в) отряд
г) класс

6. Несколько отрядов входят в одну систематическую единицу (таксон), которая называется
а) род
б) семейство
в) тип
г) класс

7. Классы состоят из
а) типов
б) родов
в) отрядов
г) семейств

8. Семейства состоят из
а) родов
б) видов
в) отрядов
г) классов

Лучшие статьи по теме