Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены 
  • Методическая разработка логоритмического занятия в старшей группе для детей с онр. лексическая тема «космос» название: «космическое путешествие на марс. Тематическая неделя «Космос» (средняя группа) Конспект занятия по лексической теме космос

Методическая разработка логоритмического занятия в старшей группе для детей с онр. лексическая тема «космос» название: «космическое путешествие на марс. Тематическая неделя «Космос» (средняя группа) Конспект занятия по лексической теме космос

Ольга Тяпугина
Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Космос».

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по лексической теме : «Космос » .

1. Коррекционно-образовательные задачи : уточнять, активизировать словарь по теме «Космос » . Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

Упражнять в образовании новых слов.

Согласование существительных, прилагательных с числительными в единственном и множественном числах;

Расширение тематического словаря : космос , космический , планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром , планетный, планетарий, инопланетяне

2. Коррекционно-развивающие задачи : развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

Развитие фонематического восприятия;

3. Коррекционно-воспитательные задачи : воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Ход занятия:

Приветствие.

Логопед : Совсем недавно наша страна отметила праздник День космонавтики .

Это праздник всех людей, а особенно космонавтов и людей которые участвуют в создании космических ракет .

Как называют людей летающих в космос ? (космонавты , астронавты, летчики, инженеры)

Как вы думаете, каким должен быть космонавт ? (здоровым, сильным, знающим, трудолюбивым, мужественным, выносливым)

Ребята вы любите смотреть на небо ночью? (Да)

Что можно увидеть на небе ночью? (Звезды, луну)

Сколько звёзд на небе? (очень много)

Чтобы наблюдать за звёздами ученые придумали специальные приборы – телескопы. Ученые узнали, что в космосе много разных планет .

Какие планеты вы знаете? (Земля, Луна, Солнце, Марс)

Первым человеком, который побывал в космосе был наш соотечественник Ю. А. Гагарин. 12 апреля 1961 года

В космической ракете ,

С названием «Восток»

Он первый на планете

Подняться к звёздам смог!

А вы бы хотели стать космонавтами ? (да)

Тогда приглашаю вас в школу будущих космонавтов , где мы с вами пройдем специальную подготовку. Приглашаю вас в космический класс . Для начала скажем с вами главное правило экипажа.

Дети вместе с логопедом проговаривают :

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях , в игре

Громко, четко говорим

Никогда мы не спешим.

Дети проходят и садятся за столы.

Л : Космонавты должны быть очень умными, согласны? Поэтому приступим к первому заданию.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы должны их угадать.

1. В черном небе до зари

Тускло светят фонари

Фонари – фонарики

Меньше, чем комарики. (звезды)

2. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (Солнце)

3. Блин в окошке виден нам

То он в масле, то в сметане.

Кто-то край уже отъел

4. Есть специальная труба,

В ней вселенная видна

Видно звёзд калейдоскоп

Что же это… (Телескоп)

5. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя

И называется…. (Земля)

6. Специальный космический есть аппарат

Сигналы на Землю он шлёт всем подряд

И как одинокий путник

Летит по орбите (спутник)

7. Кто смотрит всегда в телескоп,

С космосом близко знаком

Обнаруживает черные дыры,

Любуется созвездием Лиры? (астроном)

8. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд. (ракета)

9. Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету

Дети кто скажите это? (космонавт )

Игра «Один – много»

Следующее задание для вас это игра с метеоритом (мяч) . Я буду передавать вам метеорит и называть один предмет, а вы передавать метеорит обратно и называть много предметов.

Слова : звезда, космонавт , спутник, ракета, комета, планета, орбита, станция, метеорит, телескоп, астроном.

Игра «Скажи наоборот»

А теперь я буду передавать вам метеорит и говорить слово, вы должны сказать его противоположное значение.

Далёкий- близкий

Большой- маленький

Смелый- трусливый

Темный- светлый

Известный- незнакомый

Яркий- тусклый

Горячий- холодный

Ночь- день

Высоко- низко

Длинный- короткий

Мягкий- твёрдый

Взлететь- приземлиться

Медленно- быстро

Много- мало

Вперёд- назад

Снаружи- внутри

Лёгкий- тяжелый

Чтоб ракетой управлять

Нужно смелым, ловким стать.

Слабых в космос не берут ,

Ведь полёт – нелёгкий труд.

Ребята давайте сделаем зарядку космонавтов .

Физминутка.

Игра «Фотографы»

Следующее задание для будущих космонавтов .

Мы должны сфотографировать на Земле определённые места. Подумайте, что мы должны сфотографировать?

Логопед называет два слова , дети отгадывают.

1. яблоня, сад (яблоневый сад)

2. сосна, лес (сосновый лес)

3. глубина, море (глубокое море)

4. топь, болото (топкое болото)

5. густота, лес (густой лес)

6. высота, горы (высокие горы)

7. широко, поле (широкое поле)

8. широко, река (широкая река)

9. чисто, озеро (чистое озеро)

10. снег, вершина (снежная вершина)

Наши глазки немножко устали, давайте сделаем гимнастику для глаз. Внимание на экран.

Игра «Багажное отделение» (деление на слоги) .

Следующее задание ждёт вас в багажном отделении. Надо все предметы разложить по полочкам. На верхней полочке должны лежать предметы в названии которых 1 слог, на средней полочке предметы в названии которых 2 слога, на нижней полочке предметы в названии которых 3 слога.

Дети по очереди выходят к доске, выбирают картинку и размещают на необходимой полке.

Картинки :

Игра «Фантастическое животное»

Космонавты пролетали мимо незнакомой планеты и увидели на ней фантастическое животное. У нас есть фотографии частей тела этого животного. Сейчас вы их увидите. Составим предложение об этом невиданном звере, которое будет начинаться так : «У этого животного…»

На экране изображение :

1.(хвост лисы) У этого животного лисий хвост.

2.(нос свиньи) У этого животного поросячий нос.

3.(горб верблюда) У этого животного верблюжий горб.

4.(копыта лошади) У этого животного лошадиные копыта.

5.(глаз кошки) У этого животного кошачьи глаза.

6.(рога барана) У этого животного бараньи рога.

7.(шерсть овцы) У этого животного овечья шерсть.

Физминутка

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть со мной в игру «Запрещённое движение» .

Дети выходят, становятся в круг, логопед проводит игру .

Дыхательная гимнастика. Логопед предлагает детям подуть в султанчики.

Игра «Подбери признак»

Логопед предлагает детям картинки на выбор. Дети садятся за столы.

Ребята посмотрите на картинки, которые вы выбрали, расскажите какие это предметы.

1 Солнце – яркое, большое, тусклое, горячее, лучистое

2 Луна – большая, холодная, яркая

3 Ракета – большая, быстрая, огромная, крепкая

4 Космонавт – сильный , умный, храбрый, смелый

5 Астроном – умный, внимательный

6 Небо – огромное, темное, звёздное, ночное

7 Звезда – яркая, далёкая

8 Планета – далёкая, незнакомая, голодная

9 Спутник – быстрый, большой

10 Земля – огромная, родная, большая, круглая

11Телескоп – большой, мощный, стеклянный

12 Скафандр – крепкий, прочный

Итог : Ребята вот вы и прошли обучение в космическом классе . Я хочу предложить вам звёздочки с весёлыми и грустными личиками. Если у вам хорошее настроение выберите весёлую звёздочку, если вам грустно тогда грустную. Разместим наши звёзды на облачке и посмотрим каких звёздочек больше.

, логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

Дети должны знать.

Существительные: земля, луна, месяц, солнце, космос, планета, хвезда, корабль, луноход, ракета, космонавт, спутник, комета, созвездие, станция, космодром, скафандр, шлем, невесомость, туманность, телескоп, астроном, затмение, сияние, старт, посадка.

Прилагательные: солнечный, лунный, земной, звездный, космический, искусственный, межзвездный, межпланетный.

Глаголы: лететь, падать, взлетать, приземляться, прилуняться, отражать, наблюдать.

Дети должны знать.

Называть противоположные по смыслу слова.

Далеко – близко.
Высоко – низко.
Улететь - …
Темно - …

Подбирать признаки.

Космонавт – смелый, сильный, здоровый, умный…
Звезда – маленькая, яркая, желтая, красивая…
Солнце - …
Космос - …

Составлять предложения по опорным словам.

Ракета, космос, лететь, в.
Луна, это, земля, спутник.
Луна, земля, меньше.
Луна, вращаться, земля, вокруг.

Определять, что лишнее и почему.

Солнце, луна, лампа.
Звезда, планета, ракета.
Прилуниться, приземлиться, припоздниться.

Объяснять значение слов.

Взлёт, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, созвездие, луноход, космонавт, спутник, невесомость.
  • Объяснить ребенку, почему празднуют день космонавтики, что это за праздник.
  • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники.
  • Рассказать ребенку о первом космонавте – Ю.А.Гагарине.
  • Понаблюдать за звездным небом, попробуйте найти полярную звезду.
  • Спросите у ребенка, почему иногда звезд не видно, как они это понимают, скажите верный ответ.
  • Почитайте о космосе рассказы, стихи, отгадывайте загадки, попробуйте сами составить загадки.

Маленькие сверкающие точки.
Их видно только ночью.
Живут они на небе.
(Звезды.)

Большое, теплое, круглое,
Ходит – бродит по небу.
(Солнце.)

Желтый, похож на кусочек сыра,
Висит на небе.
(Месяц.)

Домашние задания по лексической теме: «Космос»


Объясните ребёнку, почему 12 апреля во всём мире отмечают День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.

Какой праздник отмечают 12 апреля? 12 апреля отмечают День космонавтики.

Что такое космос? Космос – это то, что окружает землю и другие планеты. Что люди запускают в космос? Люди запускают в космос спутники, ракеты, космические корабли и станции.

Как называют человека, который летит на ракете в космос? Человека, который летит на ракете в космос, называют космонавтом.

Кто был первым космонавтом? Первым космонавтом был Юрий Гагарин.

Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли? Это место называется космодром.

Что надевает космонавт для полёта в космос? Космонавт надевает космический скафандр.

Как называется планета, на которой мы живём? Наша планета называется Земля.

Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты? Чтобы рассмотреть луну, звёзды и планеты, человеку нужен телескоп.

Игра «Один – много » (множественное число): спутник – спутники корабль - … космонавт - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - …

Игра «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль - … звезда – … планета - … скафандр - … ракета - … связь – …

Игра «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять…

Словесная игра «Подскажи словечко».

Взрослый читает стихотворные строчки, но перед последним словом делает паузу, предлагая ребёнку самому закончить стишок. Если ребёнок затрудняется с ответом, подскажите ему сами. Игру можно повторить несколько раз.
Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлёт всем подряд,
И как одинокий путник
Летит по орбите …
(спутник).

У ракеты есть водитель, Невесомости любитель По-английски: “астронавт”, А по-русски … (космонавт) .

На корабле воздушном,
Космическом, послушном,
Мы, обгоняя ветер,
Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,
Любимая, родная,
Она твоя, она моя,
И называется … (Земля)


Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звёзд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп).

Самый первый в Космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень
Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,
Звёздам не даёт заснуть
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснёт … (луна).


Тема: «Космос».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    Уточнить и расширить знания детей о космосе;

    Активизировать словарь по данной теме;

    Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы;

Коррекционно-развивающие:

    Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память;

    Развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.

Коррекционно-воспитательные:

    Воспитывать у детей бережное отношение к нашей планете.

Материалы и оборудование:

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран, видеоролик о планетах, электронная гимнастика для глаз «Ракета», зеркала; шарики су-джок, резиночки на каждого ребенка.

Ход занятия: (дети стоят в кругу)

    Логопед:

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(Звучит музыка группы «Зодиак».

Логопед: Как вы думаете, что это за музыка?

Логопед: Послушайте и угадайте загадку:

Человек сидит в ракете,

Смело в небо он летит.

И на нас в своем скафандре

Он из космоса глядит. Кто это?

Логопед: Правильно, это космонавт. А кто такой космонавт?...

Как вы считаете, каким должен быть космонавт? (Сильным, отважным, здоровым, умным, мужественным, выносливым, крепким, находчивым..)

Логопед: А кто был первым космонавтом?...(показ портрета)…

Правильно, это Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961г. он впервые полетел в космос.

В космической ракете,

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог!

Поет об этом песни

Весенняя капель.

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель. (В Степанов).

Логопед: А вы хотели бы стать космонавтами? (да). Тогда мы сегодня отправимся в школу будущих космонавтов, где и пройдем специальную подготовку!

Приглашаю вас в космический класс! (дети садятся за столы).

Логопед: Чтобы стать космонавтом нужно быть и смелым и отважным, умным, здоровым! Космонавты каждый день закаляют свой организм. А мы начнем с массажа.

2. Самомассаж лица: (дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Подбородок разотрем,

Дружно губки пожуем.

Там живет наш язычок,

Пусть погреется дружок!

    Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Чтобы говорить четко, внятно космонавтам помогают упражнения для языка.

Поставьте удобно зеркала перед собой.

«Часики» - Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо

Язычок наш потянулся,

«Улыбка» - Широко нам улыбнулся

«Почистим зубы» - Зубки он почистил..

«Блинчик» - Блинчик он покушал

«Чашечка» Выпил чаю чашку

«Вкусное варенье» Запачкался вареньем

«Качели» На качелях покачался

«Горка» И на горке покатался.

Логопед: Потренируют пальцы рук с помощью специальных тренажеров (су-джок):

В руки мячик мы возьмем.

И разминку проведем!

Летит, летит ракета

Вокруг земного света,

А в ней сидит Гагарин,

Простой советский парень.

4. Логопед: Кроме хорошего здоровья, космонавты должны быть еще и умными, согласны? Поэтому я предлагаю вам выполнить следующие задания.

На ваших карточках, а они в виде звездного неба, нарисовано много разных букв. Нужно среди них найти гласные буквы и обвести их в красный кружочек.

После выполнения задания, уточнить, какие буквы бывают гласными, кратко их охарактеризовать – они все поются (показать их в алфавите, пропеть вместе с детьми используя резиночку), обозначаются красным кружком.

5. Электронная гимнастика для глаз «Ракета».

Логопед: Чтобы наши глазки не устали, им нужно отдохнуть. Смотрите на экран и следите глазами за предметами на экране….

Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Пора и в космос отправляться.

6. Игра «Запуск ракеты»

Логопед: К запуску ракеты приготовиться! (Вытягивает руки вперед, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх)

Дети. Есть, приготовиться! (повторяют его движения)

Логопед: Включить контакты! (Соединяет большие пальцы рук).

Д.: Есть, включить контакты!

Логопед : Завести мотор!

Д.: Есть, завести мотор! (Круговые движение кулачками один вокруг другого и произносят звук «р», в это время логопед начинает обратный отсчет).

Все: 5,4,3,2,1 , ПУСК! (сомкнутые руки вверх).

7. Упражнение «Невесомость» (под музыку гр. «Зодиак).

Логопед: Мы находимся в состоянии невесомости. Невесомость – это такое состояние, когда и космонавты, и вещи ничего не весят и плавают, как рыбки в аквариуме.

Под музыку дети изображают разные позы в состоянии невесомости.

8. Логопед: Внимание! Опасность! Мы в зоне метеоритов! Чтобы благополучно преодолеть ее, мы должны включить противометеоритную защиту и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «мячом-метеоритом». Я буду называть один предмет и бросать метеорит, а вы будете называть много предметов и отбрасывать метеорит назад.

Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, луна.

9. Входим в зону турбулентности. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, Луна, звезда, лампа

Марс, Земля, ракета, Сатурн

Ракета, спутник, луноход, самолет

10. Игра «Море волнуется » (3-4 раза)

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три!

Космическая фигура замри!

Дети изображают движения космонавтов при невесомости под спокойную космическую музыку (придумывают интересные движения, статические позы).

11. Логопед: Ребята, а какая планета наш дом родной? Правильно, Земля. По форме она похожа на шар.

Перед вами глобус – это модель нашей Земли (показ. глобуса) .

Как вы думаете синим цветом на ней что обозначено? (вода – моря, океаны.)

Зеленым – леса, луга, а коричневым – суша, земля, горы..)

Ребята, а кроме нашей Земли какие еще есть планеты?....(дети называют 9 планет Посмотрите на этой картине они все есть, каждая из этих планет движется вокруг солнца по своей орбите, т.е. по своему кругу.. И сейчас я предлагаю вам посмотреть интересный видеоролик о планетах. Просмотр видеоролика.

Ребята, вы все очень хорошо справились со всеми заданиями в нашей космической школе, в будущем я думаю из вас получаться настоящие космонавты.

Итог.

Логопед: Ребята, вам понравилось занятие? Что именно вам понравилось?... (ответы детей…)

Марина Викторовна Собянина
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Космос»

Тема: «Космос».

1. Коррекционно-образовательные задачи: уточнять, активизировать словарь по теме «Космос». Упражнять детей в образовании существительных Р. п. мн. ч., в согласовании сущ. с числительными.

2. Коррекционно-развивающие задачи: развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику рук.

3. Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Оборудование: картинка с изображением ракеты, счетные палочки для выкладывания ракеты, карточки для игр «Найди отличия» и «Объясни, что это», мяч («метеорит»).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Ребята, часто, когда мы выходим вечером на улицу, мы поднимаем наши глаза вверх и пытаемся рассмотреть, что там, в космосе. Космический мир очень широк и разнообразен. Иногда мы можем вечером рассмотреть на небе множество для нас кажущихся маленьких звезд. На самом же деле, звезды это огромнейшие небесные светила, похожие на Солнце и вокруг них есть свои планеты. А кто знает, на какой планете живем мы с вами? (Земля). Земля вращается вокруг огромнейшего огненного шара – Солнце. Вокруг этого шара вращаются и другие планеты: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс, Венера.

2. Сообщение темы.

А вы хотели бы отправиться в космическое путешествие? Но прежде, чем мы отправимся с вами в космическое путешествие, я проверю, насколько вы сообразительны и внимательны. Я вам загадаю космические загадки.

а) В чёрном небе до зари

Тускло светят Фонари.

Фонари - Фонарики

Меньше, чем комарики.

б) Ни пера, ни крыла, а быстрее орла,

Только выпустит хвост -

Понесется до звезд.

в) Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все …

г) Не шофер и не пилот,

Водит он не самолет,

А огромную ракету.

Дети, кто скажите это? (космонавт)

д)Вокруг земли она летает,

А вот зачем – сама не знает. (Луна)

3. Основная часть.

1. Игра «Постой ракету».

А на чем же можно отправиться в космос? (На ракете).

Правильно, чтобы отправиться в космическое путешествие, мы построим с вами ракеты. (Дети выкладывают ракеты из палочек).

2. Игра «Найди отличия».

Ребята, а каким должен быть настоящий космонавт?

Вот сейчас мы посмотрим, насколько вы внимательны.

Дети находят отличия между двумя картинками.

3. Игра «Один – много».

Наши ракеты готовы, космонавты очень внимательны и сосредоточены. Можем отправляться в путь. Но в космосе могут случиться самые непредвиденные происшествия. Ребята вот и мы с вами пролетаем сейчас в зоне метеоритного дождя.

Чтобы благополучно преодолеть эту зону, мы должны включить противометеоритную оборону и отбросить метеориты. Дети встают в круг.

Игра с «метеоритом» «Один – много». Слова: звезда, космонавт, спутник, комета, планета, ракета, инопланетянин, скафандр, орбита, станция, метеорит.

Физминутка

Чтобы в космос полететь, надо многое уметь.

Быть здоровым не лениться, в школе хорошо учиться.

И зарядку каждый день будем делать – нам не лень!

Влево, вправо повернуться и опять назад вернуться,

Приседать, поскакать и бежать, бежать, бежать.

А потом все тише, тише походить – и сесть опять.

4. Игра «Четвертый лишний»

Немножко отдохнули и теперь можем двигаться дальше. Но, ребята, кажется, у нас возникла еще одна проблема. Из центра управления полетами мне сообщили, что на нашем космическом корабле возникла перегрузка. Поэтому нам срочно нужно избавиться от всего лишнего.

Упражнение «Четвертый лишний»

Солнце, сон, солнечный, солнышко.

Космос, косматый, космонавт, космический.

Планета, план, планетный, планетарий.

А какие слова остались? Как мы называем эти слова? (слова-родственники).

5. «Сосчитай, что увидел».

Ребята, пока мы летели, мы много чего увидели. Давайте посчитаем, что мы увидели.

Одно созвездие, два созвездия, три созвездия, четыре созвездия, пять созвездий.

Одна далёкая планета, две… .

Один искусственный спутник… .

6. «Познакомь инопланетянина с земными словами».

Детям предлагаются картинки с изображение различных предметов. (Н-р, гайка – болт и др.)

Ребята, расскажите инопланетянину, как называются эти предметы, чем ни похожи, чем отличаются.

4. Итог.

Ребята, наше космическое путешествие подходит к концу. Нам пора возвращаться на нашу планету. А о чем же мы сможем рассказать нашим близким, вернувшись обратно, на планету Земля?

Лучшие статьи по теме