Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены 
  • Строение синагоги. Синагога Кордовы (Sinagoga Cordoba). Архитектура Синагоги Кордовы

Строение синагоги. Синагога Кордовы (Sinagoga Cordoba). Архитектура Синагоги Кордовы

В целом внутренний план здания состоит из двух рядов каменных колонн, которые делят главный зал продольно на центральный неф и два боковых прохода. Планы большинства синагог продолговаты, у всех есть продольные оси. Кроме этих общих характеристик, синагоги на Израильской земле являют несколько других общих черт, самые очевидные из которых: фасад с его дверьми, алтарь Торы и галерея.

Фасад синагоги

Анализ фасада синагоги может лучше всего быть произведён подразделением его различных составляющих: тройной и одиночный порталы (входы), сирийский фронтон, преодолевающий фасад, центральное арочное окно.

Тройной портал

Одна из самых характерных особенностей древней синагоги – фасад с его тройным входом, устроенным с одной из узких сторон здания. Этот вход состоит из высокого центрального дверного проема с более низким по каждой из сторон (этот приём особенно распространен в синагогах Галилеи). Остатки порогов лестничной площадки и дверных косяков были сохранены в большинстве прочих синагог.

Основные отличия между (тройными) фасадами различных синагог

Особенность галилейских синагог – расположение фасада и алтаря с Торой с ориентацией на Иерусалим по южной стене. В других хорошо сохранившихся (особенно V-VI вв.) фасад обычно приходился стеной, находящейся напротив алтаря Торы. Исключениями являются синагоги в Сусии, Эштемоке и Эйн-Геди, у всех из коих тройные фасады с восточной и западной сторон и не перед священными нишами.

Фасады галилейских и голанских синагог в сравнении с простыми фасадами всех других синагог богаты орнаментом.

Всякий раз, когда святыня Торы устраивалась на отличной от общепринятой стене, вход устраивался по боковой стене или напротив. Таким образом, местоположение святыни Торы определяло ориентацию фасада. Пример этого – синагога в Арбеле, у которой, видимо, первоначально вход располагался по стене, ориентированной на Иерусалим, как и у большинства других галилейских синагог. Позже были произведены изменения, и на этой стене была основана ниша для Ковчега, что повлекло необходимость смены местоположения входа.

Хотя фасад состоит из трех дверных проемов, подобный тройной вход не всегда приводит непосредственно в неф и его проходы. Синагоги в Сусие и Эштемоке, к слову, вовсе не содержат проходов. А вот в синагоге Хаммат-Гадер дверные проемы не ведут в проходы нефа. Поэтому складывается мнение, что у 3-входного фасада отсутствовала не только структурная функция, но даже и какое-либо подспудное служебное назначение.

С глубокой древности и по сей день синагогу называют на иврите "бейт-кнесет", что буквально означает "дом собрания". Слово "синагога" происходит от греческого слова synagoge ("собрание") которое обозначает то же, что и слово "кнесет" на иврите: "собрание".

Во всем Талмуде синагога лишь однажды названа "бейт тфила" - "дом молитвы". Само название "бейт кнесет" подчеркивает, что синагога - это нечто большее, чем просто помещение для общественной молитвы.

Еще синагогу называют на идиш словом "шул" (от немецкого "Schule" – "школа").

Для синагоги не предписано никаких определенных архитектурных форм. Это может быть и скромное здание, даже комната в доме, используемом для других целей, и роскошное строение в любом архитектурном стиле.

Закон требует, чтобы помещение синагоги имело окна. Талмуд предостерегает от молитвы в комнате без окон: люди должны видеть небо.

При входе в здание должен быть вестибюль, проходя который, человек оставляет помыслы и заботы материального мира, настраивается на молитву.

Здание ориентируют на Иерусалим (синагоги, находящиеся в самом Иерусалиме, ориентированы на Храмовую гору).

Согласно Талмуду, синагога должна стоять на самом высоком месте в городе. Исторически, чтобы выполнить это предписание, шли на всякие хитрости. Например, устанавливали на крыше синагоги шест, и тогда формально она оказывалась выше других построек.

Синагогальное строительство шло в ногу с развитием искусства (в зависимости от страны, где молельный дом сооружали) и испытывало влияние различных стилей – готики, ренессансной и барочной архитектуры, классицизма, постмодернизма. Часто встречалось сочетание нескольких различных стилей.

Синагога в Вормсе (построенная в 1034 году) – одна из старейших средневековых синагог Центральной Европы – прекрасный образец немецко-романского стиля. Ее план стал прототипом всех средневековых синагог Центральной Европы. Романский стиль преобладал в искусстве Западной Европы в Х-ХII веках. Он содержал различные элементы позднеантичного искусства, искусства Византии. Компактные формы и силуэты гармонировали с окружением.

Тяжеловесность и толщина высоких башен и массивных стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Поверхности расчленялись фризами и галереями, которые придавали ритм массиву стены, но не нарушали его целостности.

Уникальным архитектурным явлением были польские деревянные синагоги, получившие распространение с середины XVII века. В деревянном синагогальном зодчестве проявились фольклорные мотивы и творческая фантазия строителей. Характерным для этих синагог было добавление "зимней комнаты", которая, как правило, была оштукатурена, чтобы сохранялось тепло. Наиболее старая из известных деревянных синагог – в Ходорове близ Львова (1651).

Следует отметить сходство с пагодами, характерное для старейших из сохранившихся в польских местечках синагог, совершенно чуждое местной архитектуре.

Здания синагог в разных странах нередко строили в мавританском стиле, который должен был подчеркнуть ориентальное происхождение общины и будущее переселение в Израиль. Ярким примером этого стиля служат, в частности, синагоги Испании. Важную роль в оформлении таких синагог играют цветок ириса – символ чести – и звезда Давида (шестиугольная).

Синагоги скромно выглядели снаружи и отличались великолепием интерьера. Стены украшались стилизованными надписями – стихами из Торы, которые чередовались с декоративными виньетками. Капители колонн украшались богатой резьбой.

В мавританском стиле также построены одна из крупнейших в Европе синагог в Будапеште – с башенками, черными куполами, золотым декором и богатым орнаментом, Новая синагога в Берлине, синагога в Ужгороде , Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893).

Когда еврейская община города получила разрешение построить эту синагогу, была создана экспертная комиссия, в состав которой вошел известный знаток искусств В.В. Стасов. Он предложил создать здание в мавританском стиле, полагая, что доля евреев в культуре арабского возрождения очень велика, и поэтому архитектура Альгамбры должна быть ближе всего к еврейским национальным эстетическим представлениям. К совету прислушались, и проект был решен в позднемавританском стиле. Однако архитекторам пришлось уменьшить высоту здания, снять два боковых купола над пристройками и два полукупола по обеим сторонам главного входа, поскольку было высочайше указано, что «зданию... приличествует более скромный вид...». Тем не менее, синагога поражает своим величием. Интерьер выполнил Л. Бахман - первый еврей, поступивший в Петербургскую Академию художеств. В оформлении привлекает внимание многообразие видов отделки - терракота, резьба, лепка, позолота, витражи. В 1909 г. синагогу обнесли оградой , в создании которой принимали участие архитекторы И.Н. Ропет и А.Д. Шварцман .

Среди синагог, построенных в стиле постмодернизма, выделяют филадельфийскую "Бет-Шалом" (ее архитектурный объем образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник), синагогу в Страсбурге, Большую синагогу в Иерусалиме. Сочетание современных архитектурных форм с еврейской символикой (здания, напоминающие внешне звезду Давида, скрижали Завета) характерно для многих синагог Израиля, построенных в 1980-е годы.

Синагога – это еврейский дом молитвы. На святом языке она называется "дом собрания", поскольку в нем собираются люди. Евреи молятся три раза в день:

  1. утром – молитву шахарит,
  2. днем молитву минха
  3. и вечером –молитву аравит.

В субботу, новомесячье и праздники после шахарит произносят дополнительную молитву – мусаф. В Йом Кипур есть еще пятая молитва – неила, которую произносят после минхи.

Синагогу называют малым Храмом, поскольку это место святое и этим может сравниться с иерусалимским Храмом.

Общественная Молитва – Миньян

Чтобы молитва считалась общественной, необходим миньян – не менее десяти совершеннолетних мужчин (не младше 13 лет). Там, где есть десять взрослых евреев, присутствует Всевышний. Откуда это известно? "Г-сподь стоит среди общины Б-га" (Вавилонский Талмуд, раздел Брахот, лист 6\1). Если молитва произносится без присутствия миньяна, некоторые ее части не произносятся: не говорят Кадиш, Барху, Кдуша и не читают Тору, а также Хазан не произносит повторение молитвы. Общественные молитвы происходят обычно в синагоге, и поэтому ее называют Домом собрания.

Синагога – малый Храм

Пока существовал иерусалимский Храм, построенный царем Соломоном и разрушенный вавилонянами, он был единственным местом, где осуществлялась прямая связь со Всевышним и где можно было приносить жертвы. После его разрушения молитва в синагоге стала заменой жертвоприношений в Храме.

Строение синагоги

Хотя в еврейском законе нет указаний по поводу строения синагоги, со временем устоялись принципы, которых придерживаются при строительстве всех синагог мира:

  • Ковчег , в котором хранятся свитки Торы, устанавливается у так называемой "восточной стены" (стены, обращенной к Иерусалиму, а в Иерусалиме – к Храму).Его закрывает занавес, украшенный вышитыми стихами Торы.
  • Возвышение (бима) в центре синагоги, на котором находится стол для свитков Торы (тева ). В ашкеназских синагогах возле этого стола ставится стул для старосты синагоги (габая ), а вся бима находится в передней части зала рядом с ковчегом.
  • Амуд – конторка, на которой лежит молитвенник для хазана (кантора ), ведущего общественную молитву.
  • Перед ковчегом, как правило, расстелен ковер, на котором стоят коэны (священники), когда они выходят благословлять народ.

Интерьеры синагог у разных общин и в разные исторические периоды отличаются один от другого. Есть синагоги с богатым интерьером, и есть скромные. Так, центральная иерусалимская синагога украшена витражами, а в римскую эпоху было принято украшать пол синагог мозаикой, изображающей знаки Зодиака, а также сцены из Писания.

За пределами земли Израиля синагоги развернуты по направлению к Святой земле, в Израиле – по направлению к Иерусалиму, а в Иерусалиме – по направлению к Храмовой горе. Такое указание содержится в молитве царя Соломона: "И вернутся к Тебе всем своим сердцем и всей своей душой из страны врагов, что пленили их, и будут молиться Тебе через свою землю, которую Ты дал отцам их, город, который Ты избрал, и дом, который построил во славу Свою" (Цари-1, 8\48).

В синагогах есть отдельное место для молитвы мужчин и женщин. Как правило, женская часть находится на балконе, сзади мужской или рядом с ней. Называется она эзрат нашим , как называлась женская часть в Храме. По закону достаточно перегородки высотой метр, отгораживающей женскую половину от мужской, однако в этом вопросе стараются устрожать и делают перегородку выше человеческого роста.

Староста синагоги называется габай , он отвечает за материальную и организационную часть функционирования синагоги: время молитв, раздача вызовов к Торе и других почетных ролей, и т. д. Как правило, есть целая группа старост, выбранных прихожанами синагоги.

Святость синагоги

Здание синагоги свято, и поэтому в нем нельзя есть и спать. Однако если синагога становится по разным причинам укрытием и пристанищем, это разрешается.

Запрещается разрушать действующую синагогу. Разрешение на это можно получить, только если это делается ради строительства на ее месте новой синагоги. Одно из обсуждений разрешения такого рода содержится в Талмуде. Открывается оно мнением рава Хисды, который постановляет, что нельзя разрушать старую синагогу до того, как будет построена новая. Почему? По этому вопросу мнения разделяются. Одни считают, что из опасения, что строительство новой синагоги не будет завершено, другие – потому что во время строительства не будет места для молитвы. Если есть временное помещение для молитвы, все равно остается первое опасение – что синагога не будет достроена. В продолжение диспута рав Аши постановляет, что разрушать синагогу запрещено, даже если строительные материалы уже запасены, поскольку есть опасение, что они могут быть проданы ради выкупа пленных. В конце концов, в Талмуде постановляется, что если в здании возникли трещины, которые могут привести к его разрушению, можно разрушить его ради строительства нового. Более позднее обсуждение, связанное с разрушением Ордусом (Иродом) второго Храма и постройкой на его месте нового, заканчивается выводом некоторых его участников, что если власти хотят разрушить синагогу ради строительства новой, это разрешается, поскольку решение властей обладает силой, и нет опасения, что ее решение поменяется.

Лучшие статьи по теме