Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены
  • Звуковое значение букв е е ю я. Обозначение звука с помощью букв Е, Ё,Ю, Я Включение нового знания в систему знаний и повторение

Звуковое значение букв е е ю я. Обозначение звука с помощью букв Е, Ё,Ю, Я Включение нового знания в систему знаний и повторение

На этом уроке мы узнаем, в каких случаях буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука, а в каких - один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука. Выполним множество интересных заданий.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать один звук и указывать на мягкость предыдущего согласного звука

Как мы уже знаем, согласные звуки могут быть твёрдыми и мягкими. Сравним пары слов по произношению.

Мэр - метр

Очевидно, что в первом столбике первый согласный звук - твёрдый, во втором - мягкий.

Запомните : буквы Е, Ё, Ю, Я после согласного указывают на его мягкость.

Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных: лес - звук [э], мёд - звук [о], брюки - звук [у], мяч - звук [а].

Можно сделать вывод, что буквы Е, Ё, Ю, Я после согласных обозначают 1 гласный звук и указывают на мягкость согласного, который стоит впереди.

Буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать два звука

Часто буквы Е, Ё, Ю, Я в словах стоят первыми. Например: ель, ёжик, юла, яблоко.

Медленно и чётко произнесём эти слова вслух. В слове ель буква Е обозначает два звука Й Э, в слове ёжик буква Ё обозначает два звука Й О, в слове юла буква Ю обозначает два звука Й У, в слове яблоко буква Я обозначает два звука Й А.

Мы узнали, что в начале слова буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:

буква Е звучит как [йэ], буква Ё звучит как [йо], буква Ю звучит как [йу], буква Я звучит как [йа]. Рассмотрим примеры слов, где Е, Ё, Ю, Я стоят после Ь и Ъ знаков: деревья (буква Я после Ь знака обозначает два звука - [йа]), подъезд (буква Е после Ъ знака обозначает два звука [йэ]). Произнесём слова и определим, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я: колья [йа], съёмка [йо], съезд [йэ], вьюга [йу], пьёт [йо]. Итак, буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если стоят после Ь и Ъ знаков.

Следующее задание поможет нам понять, что будут обозначать буквы Е, Ё, Ю, Я после гласной.

В слове маяк буква Я стоит после гласной А и обозначает два звука [йа].

Красное яблоко.

Рис. 10. Красное яблоко ()

В слове красное буква Е стоит после гласной О и обозначает два звука [йэ].

Запомните:

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, если они стоят:

  1. В начале слова (юг, яма)
  2. После гласных (заявка, поют)
  3. После Ъ и Ь (въезд, вьюнок).

Буквы Е, Ё, Ю, Я получили название йотированные гласные, потому что в некоторых позициях они обозначают два звука, первый из которых звук [й], который называется йот .

Закрепление знаний на практике

Закрепим полученные знания, выполнив задания.

Разделим слова на два столбика: первый столбик - где буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, второй столбик - 2 звука.

Ветка, пьёт, Петя, Алёша, мята, поют, друзья, берёза, люстра, съели, синие.

Ветка пьёт

Петя поют

Алёша друзья

мята съели

берёза синие

В этом задании в 1 столбик отнесём слова, где буква Я указывает на мягкость согласного звука, во 2 столбик - где Я обозначает два звука.

Яркий, тянуть, Петя, деревья, ясно, мяч, растения, Аня, ястреб, швея, рябина.

Проверим правильность выполнения задания:

Тянуть яркий

Петя деревья

Аня растения

рябина ястреб

Прочтём стихотворение и подчеркнём буквы, которые обозначают два звука.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья

Проверьте правильность выполнения задания:

Мы е дем, е дем, е дем

В далёкие края ,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья .

На следующем уроке мы узнаем, что мягкий знак - это буква, которая не произносится, но означает мягкость согласного, после которого стоит. Поговорим о правилах переноса слов с мягким знаком.

  1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
  3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
  1. School.xvatit.com ().
  2. Nsportal.ru ().
  3. Genon.ru ().
  • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Выполни упр. 95 С. 67.
  • Отгадай загадки. В словах-ответах найди буквы Е, Ё, Ю, Я и подчеркни их одной чертой, если они означают 1 звук, или двумя чёрточками, если они означают 2 звука.

Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука: [йэ], [йо], [йу], [йа].

Происходит это в следующих случаях:

В начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;

После гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;

После разделительных ь,ъ : съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.

Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].

Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех - [м""эх], нёс - [н""ос], люк - [л""ук], мял - [м""ал].

После приставок оканчивающихся на на согласную перед буквами е, ё, ю, я пишется ъ .
Например : подъезд, объявление, двухъярусный.
Во всех остальных случаях, когда требуется разделительный знак, пишется ь .
Например : вьюга, ладья, льет.

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

В русском языке после шипящих ж, ш, ч, щ пишутся гласные и, е, у, а : живой, жесть, журавль, жаворонок, шило, шесть, щука, щавель, честь, чуткий, частный.

Буквы э, ы, ю, я пишутся в нарицательных и собственных именах (и производных от них) иноязычного происхождения: брошюра, жюри, монтежю (аппарат для подачи жидкости), шэн (китайский музыкальный инструмент); Жюль Верн, Лонжюмо, Мкртчян, Чюрленис, Шяуляй.

Это правило не распространяется на аббревиатуры: ЖЭТФ (журнал экспериментальной и теоретической физики), ЖЭУ (жилищно-эксплуатационный участок), ЖЭС (железнодорожная электростанция), ЧЭС (частотное электромагнитное зондирование), ЧЭМЗ (Челябинский электрометаллургический завод).

Употребление букв е(ё) - о после шипящих в корне определяется специальными правилами, которые отличаются от правил правописания е(ё), о после шипящих в суффиксах и окончаниях разных частей речи.

Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё) , если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения: бечёвка - бечева, жёлудь - желудевый, жёрдочка - жердь, жёрнов - жернова, кошёлка - кошель, пощёчина - щека и т.п.;

если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о : боржоми, джоуль, жонглёр, крыжовник, обжора, трущоба, чокаться, шов, шоссе, шорты и т.п.

Слова шорох и шероховатый не являются однокоренными.

Различаются написания слов, образованных от глагола жечь : ожог (на руке), поджог (сарая), пережог (угля), прожог (на ткани), углежог (рабочая профессия) - существительные; ожёг (руку), поджёг (сарай), пережёг (уголь), прожёг (ткань) - глаголы в форме прошедшего времени.

§ 17. Звуки речи в буквы. Алфавит

мые единицы, которые выделяются при последователь-

ном фонетическом членении слова.

Количество звуков в словах различно. Например,

слова сад, цель, жить, мять, юг состоят из трех звуков:

[сат], [цэл"], [жыт"], [м"ат"], ук]; бьют, ямы, люди.

цирк - из четырех: , Цамы], [л"уд"и], [цырк];

праздник, зяблик - из шести: [праз"н"ик], [з"абл"ик].

Звуки речи мы произносим и слышим. На письме

звуки обозначаются буквами. Буква - это услов-

ный знак, служащий для обозначения на письме зву-

ков речи.

Перечень букв, расположенных в определенном по-

рядке, называется алфавитом или азбукой.

Слово алфавит происходит от названия первых двух

букв греческого алфавита- «альфа» и «бета» (ново-

греч. «вита»), азбука - от названия первых двух букв

славянского алфавита - «аз» и «буки».

Современный русский алфавит и название букв

Буквы Названия букв Буквы Названия букв

Аа а Рр эр

Вб бэ Сс эс

Вв А вэ Тт та

Гг гэ Уу У

Дд:":".:ii". ДЭ Фф эф

Ее е Хх ха

Её : ё Цц цэ

Жж жэ Чч че

Зз зэ Шш ша

Ии и ТТТи ща

Йй и краткое

Кк ка Ъъ твердый знак

Лл эл (эль) Ыы ы

Мм,.,- ам Ьь^,.. мягкий знак

Нн у.эн а»-.;.-;. э

Пп пэ яя^*: я

В русском алфавите 33 буквы. 10 букв обозначают

гласные звуки, 21 - согласные и две буквы (-6 и ь) не

обозначают звуков.

По алфавиту располагаются слова в различных сло-

варях, картотеках, списках. Знание алфавита имеет

большое практическое значение, так как помогает бы-

стро найти нужное слово.

Полного соответствия между звуками и буквами

нет. Это видно уже из того, что гласных букв в нашем

алфавите 10, а основных гласных звуков 6 и, наоборот,

согласных букв 21, а основных согласных звуков 37.

Одна и та же буква русского алфавита может обо-

значать разные звуки. Например, буква с обозначает

[с]» [с>]» [з], [з"], [ж], [ш]: сэкономить, семь, сбруя,

просьба, сжечь, расширить; буква б - [б], [б"], [п], [п"]:

барабанщик, бетонщик, столб, голубь. Один и тот же

звук может передаваться разными буквами. Так, звук

[ы] обозначается буквами ы, и: дым, цыпленок, жил,

Соотношение между буквами алфавита и звуками

устанавливает графика. Она определяет, какие

звуковые значения имеют буквы алфавита и как они

читаются в разных случаях употребления.

В русской графике три типа букв: 1) буквы, кото-

рые обозначают в отдельном конкретном случае употреб-

ления один звук, например: а, б, в; 2) буквы, которые

могут обозначать сразу два звука: е, ё, ю, я; 3) буквы,

которые не обозначают звуков: ъ, ь.

§ 18. Звуковое значение букв е, е, ю, я

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука э], ,

» [!&] в следующих случаях: а) в начале слова: ель,

ёмкость, юнга, ярмарка; б) после гласного: военный,

маёвка, каюта, ваяние; в) после разделительных [ъ] и

[ь]: въедливый, серьёзный, вьюга, рьяный, межъярусный.

После разделительного мягкого знака буква и также

обозначает сочетание двух звуков : соловьи, воробьи.

2. В положении после согласных букв, обозна-

чающих парные по твердости-мягкости согласные зву-

ки, буквы е, ё, ю. я обозначают один звук [э], [о], [у],

[а] и одновременно указывают на мягкость предше-

ствующего согласного: день, лён, люди, пять.

Какие звуки обозначаются на письме буквами е, ё, ю, я?

Буквы е,ё,ю,я могут обозначать мягкость предыдущего согласного звука. В таком случае они обозначают один гласный звук: е = э, ё=о, ю=у, я=а.

Убедимся в этом, послушав слова:

вечер [в"э ч"и р]

лёгкий [л"о х к"и й"]

люлька [л"у л" к а]

мята [м"а т а].

Буквы е,ё,ю,я могут обозначать два звука в следующих позициях:

1) в абсолютном начале слова

ель [й"э л"], ёлка [й"о л к а], юный [й"у н ы й"], ясень [й"а с"и н"];

2) после разделительных мягкого и твердого знаков

счастье, забытьё, сучья, жердью;

3) после других гласных звуков

пение, мумиё, касания, ласкою.

на письме звуки обозначают буквами. В русском языке 6 основных (ударных) гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э].Они обозначают 10: а,я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е. У букв я,ё,ю,е двойная роль. Они обозначают 2 звука если стоят: 1)В начале слова (пример: яблоко, я: й а). 2)после гласных звуков (пример: моё,ё: й о). 3)после ь,ъ разделительных знаков (пример: объезд, е: й э). Если буквы я,ё,ю,е стоят после согласной,они обозначают один звук и смягчают предыдущий согласный

Данные буквы могут указывать как на два звука, так и на один.

Вот примеры слов, когда е, ё, ю, я выражают один звук: человек (буква е-звук э), крюк (буква ю-звук у), заря (буква я-звук а), дрёма (буква ё - звук о),

Вот примеры, когда е, ё, ю, обозначают два звука: яблоко (я - йа), юла (ю-йу), юбка (ю-йу), клен (е-йо), янтарь (я-йа).

Вот в табличке наглядно указаны правила о том, в каких случаях буквы э,ю,я,ё значат один, а в каких случаях два звука:

Лиса-наса

Буквы русского алфавита е, ё, ю, я передаются двумя звуками, поэтому при разборе слов с этими буквами количество звуков будет больше. Итак:

е передается сочетанием йэ,

ё передается сочетанием йо,

ю передается сочетанием йу,

я передается сочетанием йа.

Leona-100

Как известно, в русском языке гласных звуков меньше, чем самих букв. А именно, звуков всего шесть, а вот букв уже десять. Буква е, а звук будет э (йэ), ё - о (йо), ю - у (йу), я - а (он будет звучать как йа).

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить с буквой “Е” и звуком [э, йэ] её обозначающим, установить случаи, когда буква “Е” имеет два звука.

образовательная: формировать знания учащихся о том, что буква Е может обозначать два звука в начале слова;

развивающая: развить фонематический слух, речь, мышление, память. Обогащать словарный запас;

воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Оборудование: мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Урок начнем с чистоговорки
Цы-цы-цы мы ребята молодцы
Ок-ок-ок – дружно мы начнем урок
Ать-ать-ать – будем дружно мы читать
На вопросы отвечать!

II. Динамическая разминка

  1. Упражнение “Зубная щетка”
  2. “Разбудим язычок”
  3. Ароматный цветок
  4. Свеча
  5. Воздушный шарик

III. Повторение

На какие две группы делятся звуки русского языка? (Гласные и согласные)

Как распознать гласные и согласные звуки? (Гласные – воздух проходит свободно, произносим голосом, можем звуки “петь”; согласные – при их произношении воздух встречает преграду, произносим с шумом)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в звуковой схеме слова? (Гласные – красным)

Каким цветом обозначаем согласные звуки в звуковой схеме слова? (Синим или зеленым)

От чего зависит цвет согласного в звуковой схеме? (От того, какая гласная стоит после согласного)

Значит какие бывают согласные? (Твердые или мягкие, звонкие или глухие)

В каком ряду на ленте букв стоят звонкие согласные?

Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? мягкость?

Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одной очень особой, хитрой буквой.

IV. Постановка темы и цели урока

Послушайте песню, какой герой мультфильма ее исполняет? (Крошка енот) (Cлайд 2, 3). Приложение

О еноте еще говорят так
Немытое в рот
Ни за что не возьмёт. -
И ты будь таким,
Как чистюля... (Енот)

Как называют вечнозеленое дерево? (Ель)

В лесу мороз крепчает,
В полях метёт метель,
На праздник нас встречает
Сверкающая… (Ель) (Слайд 4)

А когда она не одна, а много, как будем говорить? (Ели) (Слайд 5)

Ребята, сколько слогов в слове ели?

Какой первый? Второй?

Произнесите еще раз первый слог. Что слышим? (Йэ) (Слайд 6)

На доске схема слова. (Правило сколько в слове гласных столько и слогов)

Посмотрите внимательно на первый слог в схеме обозначается двумя звукам, а вот на письме принято обозначать не двумя буквами, а одной буквой Е. (Слайд 7)

Если рядом слышим звуки йэ, значит пишем букву Е. Это и есть тема нашего урока. Сегодня на уроке мы научимся анализировать слова с этой хитрой буквой.

V. Работа над новым материалом

1. Беседа о звуке

Произнесем этот звук. Как мы его произносим?

Какой он? (Гласный)

Слого-звуковой анализ слов:

Еда, енот, моет, воет, роет. (Слайд 8)

Понаблюдайте и скажите, в каких случаях мы слышим два звука йэ рядом? (В начале слова и после гласного звука)

Посмотрим, что обозначает буква е после согласного. (Слайд 9)

(Мягкость предыдущего согласного)

Какой вывод мы можем сделать об этом звуке? (Гласный, в начале слова и перед гласной обозначает два звука, обозначает мягкость предыдущего согласного и звук э) (Слайд 10)

2. Знакомство с новой буквой

А) На что похожа буква (Слайд 11)

На дворе - такая жалость! -
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась,
Буква Е зато осталась. (Е. Тарлапан)

Ева гребнем причесалась -
В нем три зубчика осталось. (Г. Виеру)

Е на грядке пригодилась -
Вместо грабель потрудилась. (В. Степанов)

Б) Сравнение печатной буквы с прописной. (Слайд 12)

Посмотрите, чем схожи печатная и прописная буква. (У печатной углы острые, а прописной закругленные)

3. Физминутка

Вы наверное устали?
Ну тогда все дружно встали
Ручками похлопали,
Ножками потопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Дружно глазки закрываем
До пяти все мы считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

4. Работа по учебнику, с.76-77

1. Отгадайте загадку:

Вымолвил словечко –
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю. (Емеля)

Что изображено на картинке? (Эпизод из сказки “По щучьему веленью”)

Какое время года изображено?

Чему удивились и люди, и птицы, и звери?

Почему мы можем сказать, что они удивились? (По мимике)

Какие еще чудеса происходили с Емелей?

В какое время года произошло это событие?

Какие еще времена года вы еще знаете? (Часы о времени года)

Каким образом художник передал красоту зимнего пейзажа?

Се, ре, ле, ве, не, ке, те.

Доведение слога до слова. (Слайд 13)

3. Чтение столбиков слов

Каких зверей мы видим на картинке?

На какие две группы можно разделить этих животных? (Домашние и дикие)

Еще что видим? (Птицы)

Скажите на какой вопрос отвечают слова – белка, лиса, снегирь, сорока? (кто?) Почему? (Одушевленные)

Что еще можно о них сказать. (Нарицательные)

Когда будут собственными. (Если дать им кличку)

Какие еще слова отвечают на этот вопрос? (Емеля, бабушка, дедушка)?

Что можем сказать об имени Емеля? (Собственное)

4. Чтение текста с.77

Каким еще порядок слов может быть в предложении? (Лиса около ели)

Отгадайте ребусы. (Слайд 14-17)

Работа с пословицами.

5. Беседа по иллюстрации с.78

Что изображено на рисунке?

Можно ли сказать о реке, что она полноводна?

Какие деревья растут на правом берегу реки? (Сосны, ивы) А на левом? (Березы, ели, ивы)

На какие виды можно разделить деревья? (Лиственные и хвойные)

(Рисунки деревьев)

6. Знакомство со словами – антонимами с.78

Что можно сказать об этих словах? (Противоположные по значению – антонимы)

Сколько звуков на конце слова обозначает буква “е” в этих словах? (Слайд 18 )

Чтение текста. Лес

Какие предложения встретились в тексте? (Повествовательные и восклицательные)

7. Чтение с.79

Какой берег крутой? А какой пологий?

Что делает мальчик у реки? Каким образом он попал из деревни на противоположный берег?

Чтение текста. Река (учителем)

Где росли ели?

Какая была река?

Какие ветви у ивы?

Куда они склонили свои ветви?

Что есть в реке?

Кто находится в иле и тине? Кто они такие? (Рыбы)

V. Подведение итога урока

Вы очень много сегодня отвечали на вопросы. Как одним словом можно назвать то, что мы произносим, говорим? (Речь)

Какие виды речи вы знаете?

Какую речь на уроке мы с вами использовали?

С какой новой буквой вы сегодня познакомились?

Сколько звуков она обозначает?

Когда она обозначает два звука?

Домашнее задание: с.77-79.

Подчеркнуть букву е .

Урок законен. (Слайд 19)

Перечислим правила, которые нужно учитывать при фонетическом разборе слова: составлении транскрипции и фонетической характеристики. Рассмотрим правила для мягкого и твердого знаков, для гласных и согласных звуков. Существуют отдельные нюансы из списка правил, которым уделяют внимание в средних классах и не изучают в начальной школе, для них приведем примеры. Рассматриваемые на этой странице правила корректны и полны только для школьной программы .

Обозначения

Используемые при фонетическом разборе обозначения:

  1. Транскрипция слова заключается в квадратные скобки: семья → [с"им"й"а]. Иногда в транскрипции ставят знак ударения: [с"им"й"а ́];
  2. Каждый звук в фонетическом разборе заключается в квадратные скобки: с - [с], и - [и], м - [м"] и т.д. Напротив мягкого и твёрдого знаков ставят прочерк или прочерк в квадратных скобках: ь - [-];
  3. Мягкость звука помечается знаком апострофа: м - [м"];
  4. Долгий звук (долгое звучание) обозначают через двоеточие: теннис → [т"эн":ис], грузчик → [грущ’:ик];
    вместо двоеточия долгий звук также обозначают горизонтальной чертой над звуком;
  5. В большинстве школьных программ в конце фонетического разбора проводится черта, под которой указывается число букв и звуков в слове.

Детальный план, устный и письменный примеры фонетических разборов представлены на странице .

Правила для ь, ъ

  1. Буквы ь, ъ не обозначают звуков. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буква ь делает мягким предыдущий согласный.
  3. Буква ъ используется только в качестве разделительного знака.

Фонетика гласных

  1. Не бывает звуков [е], [ё], [ю], [я]. В транскрипции слова они не могут присутствовать.
  2. Буквы а, о, у, ы, э предыдущий согласный делают твёрдым.
  3. Буквы я, ё, ю, и, е предыдущий согласный делают мягким. Но в некоторых иноязычных словах согласный перед буквой е остаётся твёрдым.
    Кафе → [кафэ], купе → [купэ], отель → [атэл"] .
  4. Буквы я, ю, е, ё после согласных обозначают следующие звуки: я → [а], ю → [у], е → [э], ё → [о].
    Мяч → [м"ач"], мел → [м"эл] .
  5. Буквы я, е, э, о после согласных без ударения обозначают следующие звуки: я → [э] или [и], е → [и], э → [э] или [и], о → [а].
    Рябина → [р"эб"ина], пятно → [п"итно], весело → [в"эс"ила], корова → [карова] .
  6. Буква ё, я, ю, е после гласных, после ъ, ь и в начале слова обозначают следующие звуки: я → [й"а], ю → [й"у], е → [й"э], ё → [й"о] (под ударением) и я → [й"и], е → [й"и] (без ударения). Их называют йотированными. В некоторых изданиях вместо й пишут j.
  7. Буква и после ь обозначает звук [й"и].
    Ручьи → [руч"й"и] .
  8. Буква и после согласных ж, ш, ц обозначает звук [ы].

Обобщим правила для «преобразования» гласных букв в звуки таблицей:

а о и е у ю ё я э ы
под ударением а о и э у у о а э ы
без ударения а а и и у у о э, и э, и ы
в начале слова а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после гласных а о и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ь, ъ а о й"и й"э у й"у й"о й"а э ы
после ж, ш, ц ы о ы ы у у о а э ы

Фонетика согласных

  1. В фонетическом разборе мягкие согласные обознаются знаком апострофа ": [л"], [с"], [ч"] и т.д.
  2. В фонетическом разборе долгий звук (тянущийся) обозначается через двоеточие [ж:], [ц:] или черточкой над звуком [ж ], [ц ].
  3. Буквы й, ч, щ всегда обозначают мягкие звуки : [й"], [ч"], [щ"]. Они остаются мягкими, даже если после них следуют гласные а, о, у, ы, э.
  4. Буквы ж, ц, ш всегда обозначают твёрдые звуки : [ж], [ц], [ш]. Они остаются твёрдыми, даже если после них следуют гласные я, ё, ю, и, е.
  5. Буква й всегда обозначает звонкий и мягкий звук [й"].
  6. Буквы л, м, н, р, й всегда обозначают звонкие звуки и называются сонорными.
  7. Буквы х, ц, ч, щ всегда обозначают глухие звуки.
  8. Парные по звонкости/глухости согласные в конце слова и перед глухой согласной обозначают глухой звук: б → [п], д → [т], г → [к], з → [с], в → [ф]:
    столб → [столп], поезд → [пой"эст] .
  9. Непроизносимые согласные в, д, л, т в корне не обозначают звука:
    чувство → [ч"уства], солнце → [сонц"э] .
  10. Двойные согласные после ударного гласного дают долгий звук:
    группа → [груп:а], теннис → [тэн:ис] .
  11. Двойные согласные перед ударным гласным дают согласный одинарный звук:
    миллион → [м"ил"ион], аллея → [ал"эй"а] .

В некоторых случаях:

  1. Буква с в начале слова означает звонкий звук [з]:
    сделал → [з"д"элал] .
  2. Буква г перед глухой согласной произносится как [к] или [х]:
    когти → [кокт"и], мягкий → [м"ах"к"ий"]
  3. Согласные между корнем и суффиксом перед мягкой согласной произносятся мягко:
    зонтик → [зон"т"ик] .
  4. Буква н обозначает мягкий звук перед согласными ч, щ:
    стаканчик → [стакан"ч"ик], сменщик → [см"эн"щ"ик] .
  5. Сочетание -чн-, -чт- произносится как [ш]:
    конечно → [кан"эшна], скучно → [скушна], что → [што] .

Сочетание определённых согласных букв в словах дает долгий или непроизносимый звук:

  1. Сочетание букв -зж- обозначают один звук [ж:]:
    изжить → [иж:ыт"], уезжать → [уиж:ат"] .
  2. Сочетание букв -тьс-, -тс- обозначает один звук [ц:]:
    купаться → [купац:а] .
  3. Сочетание букв -стн- произносится как [сн], -стл- — [сл], -здн- — [зн]:
    звёздный → [зв"озный"], лестница → [л"эс"н"ица] .
  4. В окончаниях прилагательных -ого, -его согласная Г обозначает звук [в]:
    золотого → [залатова], синего → [син"эва] .
  5. Сочетания букв -сч-, -зч-, -жч- обозначают звук [щ"]:
    счастливый → [щ"асливый"], извозчик → [извощ"ик], перебежчик → [п"ир"иб"эщ"ик] .

Это все основные правила фонетического разбора. Для закрепления темы в рамках школьной программы подойдет издание Литневской Е.И. «Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников.»

Существует целый ряд правил программы института и углублённого изучения фонетики русского языка. Правила учитывают тонкости современного фонетического произношения и фонетические особенности за последние столетия. Такие правила не рассматриваются в школьной программе, чтобы не усложнить и без того сложную для понимания школьников тему. Так, вне рамок школьной программы рассматриваются варианты с мягким звуком [ж’], в том числе характерного для старомосковского произношения. В корне слова в сочетаниях -жж-, -зж- и -жд- в слове дождь вместо твердого звука [ж:] имеет место быть мягкий [ж’:]. Например, дрожжи – [дрож’:и]. По другому правилу: буква щ перед звонкой согласной получает озвончение и отмечается звонким звуком [ж’:]. Например, в слове вещдок – [в’иж’:док].

Наш сайт умеет делать фонетический разбор слов в автоматическом режиме. Воспользуйтесь формой поиска слова.

1. В соответствии с тем, какие звуки обозначаются буквами, все буквы делятся на гласные и согласные .

Гласных букв 10:

2. В русском языке обозначаются не все звуки речи, а только основные. В русском языке 42 основных звука - 6 гласных и 36 согласных, тогда как число букв - 33 . Не совпадает также количество основных гласных (10 букв, но 6 звуков) и согласных (21 буква, но 36 звуков). Разница в количественном составе основных звуков и букв определяется особенностями русского письма.

3. В русском языке твёрдый и мягкий звук обозначается одной и той же буквой.

Ср.: сэр [сэ́р] и сер [с’э́р].

4. Шесть основных гласных звуков обозначаются десятью гласными буквами:

[и] - и (ми лый ).

[ы] - ы (мы ло ).

[а] - а (ма й ) и я (моя ).

[о] - о (мо й ) и ё (ё лка ).

[э] - э (э то ) и е (мe л ).

[у] - у (ку ст ) и ю (ю ла ).

Таким образом, для обозначения четырёх гласных звуков ([а], [о], [э], [у] ) имеется два ряда букв:
1) а, о, э, у ; 2) я, ё, е, ю .

Обратите внимание!

1) Я, е, ё, ю - это буквы, а не звуки! Поэтому они никогда не используются в транскрипции.

2) Буквы а и я , о и ё , э и е обозначают соответственно: а и я - звук [а]; о и ё - звук [о], э и е - [э] - только под ударением! О произношении этих гласных в безударном положении см. в п. 1.8.

5. Буквы я, е, ё, ю выполняют две функции:

    после согласного они сигнализируют о том, что предшествующая согласная буква обозначает мягкий согласный звук:

    Ся ду [с’ а́ду], се л [с’ э́л], сё л [с’ о́л], сю да [с’ уда́];

    после гласных букв , в начале слова и после разделительных ъ и ь эти буквы обозначают два звука - согласный [ j ] и соответствующий гласный:

    Я - , е - , ё - , ю - .

    Например:

    1. после гласных: жуё т [жуjо́ т], брею т [бр’э́jу т];

    2. в начале слова: е л , я к ;

    3. после разделительных ъ и ь : съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

Обратите внимание!

1) Буквы и, е, ё после шипящих букв ж и ш не указывают на мягкость предшествующего согласного звука. Согласные звуки [ж] и [ш] в современном русском литературном языке всегда твёрдые!

Шил [шы́л], жесть [жэ́с’т’], шёл [шо́л].

2) Буква и после согласных букв ж, ш и ц обозначает звук [ы] .

Шил [шы́л], жил [жы́л], цирк [цы́рк].

3) Буквы а, у и о в сочетаниях ча, ща, чу, щу, чо, що не свидетельствуют о твёрдости согласных ч и щ . Согласные звуки [ч’] и [щ’] в современном русском литературном языке всегда мягкие.

Чум [ч’у́м], (пять) щук [щ’у́к], часть [ч’а́с’т’], Щорс [Щ’о́рс].

4) Ь в конце слова после шипящих не является показателем мягкости. Он выполняет грамматическую функцию (см. п. 1.11).

6. Звук [ j ] обозначается на письме несколькими способами:

    после гласных и на конце слова - буквой й ;

    Май [ма́j ].

    в начале слова и между двумя гласными - с помощью букв е, ё, ю, я , которые обозначают сочетание согласного [ j ] и соответствующего гласного;

    Е л , я к .

    на наличие звука [ j ] указывают также разделительные ъ и ь - между согласным и гласными буквами е, ё, ю, я .

    Съе л [сjэ́ л], вью н [в’jу́ н].

7. Буквы ъ и ь не обозначают никаких звуков.

    Разделительные ъ и ь сигнализируют о том, что следующие за ними е, ё, ю, я обозначают два звука, первый из которых [ j ] .

    Неразделительный ь :

    1) указывает на мягкость предшествующего согласного:

    Мель [м’э́л’];

    2) выполняет грамматическую функцию.

    Например, в слове мышь ь не указывает на мягкость предшествующего согласного, а сигнализирует о том, что данное существительное женского рода.

Подробнее о правописании ъ и ь см. в п. 1.11. Употребление Ь и Ъ .

Упражнения к теме «Звуки речи и буквы»

Другие темы

Лучшие статьи по теме