Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Обустройство
  • Серафимо-Знаменский скит — особое святое место…. Женский монастырь серафимо-знаменский скит епархиальный женский монастырь

Серафимо-Знаменский скит — особое святое место…. Женский монастырь серафимо-знаменский скит епархиальный женский монастырь

Церковь во имя Знамения Божией Матери и преподобного Серафима, с усыпальницей и престолом внизу в честь святой равноапостольной Нины. Серафимо-Знаменский скит находится в 30 км к юго-востоку от Москвы. Скит основан схиигуменией Фамарью (Маджанишвили 1868-1936 гг.) при деятельном участии великой княгини преподобномученницы Елизаветы Федоровны (Романовой) в начале ХХ века. Освящал его в 1912 г. митрополит Московский, впоследствии священномученик, Владимир (Богоявленский).

После закрытия в 1924 г. на территории скита находилась больница, позже база отдыха. Как действующий монастырь, скит открылся 2 апреля 2000 г. Бочкообразность храма на снимке - не дисторсия объектива (снималось на 50 мм оптику), храм действительно имеет шатровую форму.



Серафимо-Знаменский скит основан в 1912 году игуменьей Ювеналией, в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой, принявшей впоследствии великую схиму с именем схиигумении Фамарь. Она приняла постриг в Бодбийском монастыре, где в 4 веке скончалась и была погребена Св. Нина, просветильница Грузии. В 1902 году игумения Ювеналия возглавила Бодбийскую обитель, а с декабря 1907 года матушка отправилась в Серафимо-Понетаевский монастырь с намерением поселиться в скиту поблизости от монастыря. Во время молитвы она услышала голос Царицы Небесной, повелевшей ей не оставаться здесь, а устраивать собственный скит. А еще раньше, в 1892 году Иоанн Кронштадтский, предвидя судьбу этой женщины, возложил на ее три креста. Так за свою жизнь она стала настоятельницей трех монастырей: Бодбийского (в Грузии), Покровской общины в Москве и Серафимо-Знаменского на Домодедовской земле.

И вот 27 июля 1910 года в лесу, недалеко от Москвы состоялась закладка скита. В сентябре 1912 года возведение обители было закончено. Активную помощь оказала Великая княгиня Елизавета Федоровна. 23 сентября 1912 года обитель была освящена Митрополитом Владимиром, будущим новомучеником Российским. Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Леонид Васильевич Стеженский. Он имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Храм Знамения Божией Матери и прп. Серафима Саровского с усыпальницей и престолом во имя равноапостольной Нины имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Ограда скита представляет собой квадрат со стороной в 33 сажени - в память 33 лет земной жизни Христа. В ограде располагались 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, каждый имел соответствующее название: Андреевский, Иоанно-Богословский и т.д. Они симметрично расположились по периметру глухой кирпичной стены. Ныне из 12 зданий сохранилось только 9. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В скиту могли жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Христа.

Скит действовал 12 лет и был закрыт в 1924 году. Схиигумения Фамарь прожила еще 12 лет. Она жила в комнате великой княгини Елизаветы Федоровны в Марфо-Мариинской обители. В те тяжелые 1920-е годы матушка Фамарь организовала кооперативы, в которых монахини изготовляли мягкие игрушки и стегали одеяла, при зтом в этих кооперативах тайно велись богослужения. В 1931 году ее арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, а затем сослали в Иркутскую область, где она заболела горловой чахоткой. Вскоре после возвращения из ссылки в 1936 году матушка умерла в Подмосковье в возрасте 67 лет. Она была похоронена на Введенском кладбище в Москве. После закрытия в стенах скита разместилась заборьевская больница, а с 1965 года - пионерлагерь и база отдыха завода "Криптон".

Решение о передаче скита в ведение Церкви было принято в конце 1998 года. 27 января 1999 года, в день памяти Св. Нины в скитском храме состоялась первая Божественная литургия. Здесь началось возрождение монашеской жизни. Серафимо-Знаменский скит - это удивительное живописное и романтическое место. В лесной глуши, среди корабельных сосен стоит миниатюрный, изысканный монастырек с древнерусским храмом, будто сошедший с полотен художников Васнецова или Левитана.

http://www.mihaylovskoe.orthodoxy.ru/churches/


Церковь Знамения и Серафима

Проезд на автомобиле: трасса Москва - Кашира. В Битягово можно попасть только со старого шоссе М4, в районе населенного пункта Заборье нужно повернуть на неприметном повороте направо (к турбазе «Нефтяник»), проследовать через поле и поднырнуть под новой трассой на Каширу. Справа останется кладбище, лесной массив, в котором скрыт Серафимо-Знаменский скит.

Обитель основана игуменьей Ювеналией (в миру княжной Тамарой Александровной Марджановой) при поддержке Великой княгини Елизаветы Федоровны.

До этого грузинская княжна была настоятельницей (1902 г.) монастыря равноапостольной Нины в Бодбэ и управляла скитом (~1907 г.) Серафимо-Понетаевской обители.

Тамара, находившаяся под духовным руководством Иоанна Кронштадского и получившая благословение на учреждение собственной пустыни из уст великих старцев Анатолия Оптинского, Алексия Зосимовского, Гавриила Седмиезерского и др., неуклонно стремилась к своей цели.

Закладка скита в лесной пустоши Дрязгино состоялась летом 1910 г., а к началу осени строительные работы были завершены. 23 сентября 1912 г. обитель освятил митрополит Владимир.

Стилистически единая архитектура всего комплекса, наделенная древнехристианской символикой, несет глубокую смысловую нагрузку.

Ансамбль, сложенный из кирпича, вписан в правильный квадрат, длина каждой грани которого составляет 33 сажени, символизируя 33 года земной жизни Спасителя. По периметру невысокой ограды расположились 12 домиков-келий, по числу 12 апостолов - учеников Христовых.

Храм во имя Знамения Божией Матери получил так же престол преп. Серафима Саровского, благодаря убежденности Ювеналии, считавшей, что «Преподобный Серафим правил всей ее жизнью».

Небольшая церковь неорусского стиля с усыпальницей и приделом во имя равноап. Нины (в подвальном этаже), служит композиционным и художественным ядром ансамбля. На крестчатом объеме с развитой трехчастной апсидой и западным притвором, поднимается световой шатер из 32 кокошников, завершенный продолговатой главой, крытой металлом, имитирующим поливную черепицу. Окрашенные поверхности стен, сохранившие фактуру кирпичной кладки, несут на себе редкие стилизованные изображения символов северного христианства, заимствованные, возможно, у викингов-варягов и широко распространенные в Старой Ладоге, на Псковщине и Новгородчине. Равноконечный крест, помещенный в окружность можно интерпретировать, как спасение через крест. Ступени под крестом символизируют Голгофу - восхождение к кресту Спасителя.

Ступенчатый шатер не только придал культовому зданию с традиционной планировкой ярко индивидуализированный облик, но и завершил собой динамичное построение архитектурных масс. Кокошники ломаного, утрированного абриса, прорезанные узкими щелями окон, так же участвуют в формировании внутренней поверхности шатра, сообщая его ячеистой структуре тонкую свето-теневую моделировку.

Интерьеры не расписаны, а побелены по штукатурке. Иконостас новый.

Автором предварительного проекта Серафимо-Знаменского храма ПАМО (1999 г.) называет архитектора Л.В. Стеженского. В столице сохранилось несколько его построек начала XX столетия. Большинство из них - гражданские здания (частная женская гимназия Н.П. Хвостовой, доходные дома Павлова и Воробьева), но встречаются постройки религиозного характера (комплекс зданий Покровской общины с церковью Михаила Малеина). Сооружения Стеженского отмечены печатью усредненности и типичности. Гипотезу о принадлежности Знаменского храма в скиту замыслу Леонида Васильевича Стеженского, пожалуй, можно объяснить вспышкой творческого озарения, выпадающей однажды и на долю малого мастера.

Есть мнение о причастности к проекту А.В. Щусева, который уже в начале своего творческого пути зарекомендовал себя как крупный мастер церковного зодчества.

В 1916 г. игуменья Ювеналия была пострижена в схиму, т.е. приняла обет вести более строгий аскетический образ жизни. Новооблаченная схимница получала имя Фамарь. Скит функционировал до 1924 года, пока не был закрыт советской властью и превращен в Заборьевскую больницу. С 1965 г. здесь разместился пионерский лагерь и база отдыха завода «Криптон», пустующие корпуса которой можно видеть поблизости.

В 1999 г. в обители возродилась монашеская жизнь. Трудами сестер и вкладчиков разрушенная звонница и несколько келейных домиков встали на свои прежние места, будто бы и не было здесь страшных разрушений…

ОТКРЫТИЕ СЕРАФИМО-ЗНАМЕНСКОГО СКИТА

Недолгая история Серафимо-Знаменского скита - он был освящен в сентябре 1912 года, а закрыт в 1924 году - связана с именем схиигумении Фамари, которую в свое время благословил на это служение отец Иоанн Кронштадтский. При встрече в 1892 году отец Иоанн надел на юную монахиню три креста. Это символическое пророчество сбылось впоследствии - матушке Фамари пришлось быть настоятельницей трех обителей, и "третьим крестом" стал для нее Серафимо-Знаменский скит, в создании которого матушка Фамарь приняла самое деятельное участие.

Вся обитель была обнесена оградой в форме квадрата, каждая из сторон которого - тридцать три сажени в память тридцати трех лет земной жизни Спасителя. В центре был выстроен храм в честь Знамения Божией Матери и преподобного Серафима с престолом внизу в честь равноапостольной Нины. С наружной стороны храма находится двадцать четыре уступа в честь двадцати четырех апокалиптических старцев. Храм увенчан одной главой, знаменующей Господа Иисуса Христа.

В скиту жили тридцать три монахини. Неподалеку от скита находился хозяйственный двор, где жили послушницы. Они обеспечивали всем необходимым монахинь, главным делом которых была молитва. Жители окрестных деревень и по сей день называют лес "монашеским", сохраняя добрую память о трудах послушниц.

Над святыми вратами размещалась звонница, а с левой стороны была калитка, от которой начиналась тропинка, ведущая к кургану, возле которого было поставлено выполненное на цинке изображение преподобного Серафима с котомкой за плечами. Открывшему калитку казалось, что сам преподобный идет к нему навстречу.

В Серафимо-Знаменском скиту часто и подолгу жил Серпуховский епископ Арсений (Жадановский), написавший замечательные, очень подробные и живые воспоминания о матушке Фамари и жизни насельниц скита. В годы гражданской войны, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, епископ Арсений и его духовный друг архимандрит Серафим жили в Серафимо-Знаменском скиту в полузатворе до конца 1919 года.

В 1929 - 1931 годах схиигумения Фамарь с некоторыми насельницами и иеромонахом Филаретом были арестованы и сосланы в Сибирь.

С 1925 по 1967 год в скиту располагалась больница, а затем помещения скита находились на территории пионерского лагеря; в 1974 году лагерь "Спутник" был передан на баланс завода при НИИ радиокомпонентов (ныне завод "Криптон").

Через 73 года после закрытия, в январе 1997 года, в Серафимо-Знаменском скиту была создана православная община. Много месяцев Домодедовское благочиние боролось за возвращение скита церкви, десятки писем были направлены районным чиновникам, работникам министерств и администрации президента. Перелом произошел на совещании в Министерстве культуры Российской Федерации, состоявшемся 7 июля 1998 года. По результатам совещания 16 декабря 1998 года вышло распоряжение о передаче скита.

В день празднования прославления святой равноапостольной Нины 27 января 2000 года в скиту вновь появились насельницы, возглавляемые матушкой Иннокентией (Поповой). А уже 15 марта Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение от возобновлении монашеской жизни в Серафимо-Знаменском скиту, расположенном близ села Битягово Домодедовского района. 2 апреля состоялось его открытие. В этот день здесь прошло торжественное богослужение, которое совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона и наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Алексия. Настоятельницей вновь открытой женской обители назначена монахиня Иннокентия, ранее проходившая послушание в Свято-Троицком Ново-Голутвином монастыре города Коломны. В знак этой должности монахине Иннокентии вручены наперсный крест и настоятельский жезл.

"Сегодня на нашей подмосковной земле великое и радостное событие, - сказал в приветственном слове по окончании Божественной литургии Владыка Ювеналий. - После многолетнего перерыва Серафимо-Знаменский скит вновь обретает свою духовную жизнь. Сердца наши ликуют, потому что Господь милосердный дает нам в эти дни Великого Поста великую радость, дает нам возможность с покаянием, молитвой начать вновь монашеский подвиг на этом святом месте".

Серафимо-Знаменский скит стал девятой женской обителью Московской епархии. "Это великая милость Божия, это напоминает нам о том, что не оскудела святостью Русская земля" - считает митрополит Ювеналий.

Наталия Бубенцова

Дорога к селу Битягово, что к югу от Домодедово, очень живописна. Небольшая и пустынная, она идет сквозь дремучий лес и ехать по ней хочется бесконечно долго. В нескольких километрах от села она поворачивает к юго-западу, а на север уходит другая - поменьше. Невнимательный путник может не заметить этот поворот и табличку на развилке, спрятавшуюся среди ветвей, но если все же обратит на нее внимание и пройдет по дороге, то увидит один из самых необыкновенных подмосковных храмов с не менее необыкновенной историей.

Когда-то я тоже, как тот невнимательный путник, ходил через эти места, чтобы искупаться в реке Рожайке, и ни разу не видел ни той таблички, ни самого храма. Тем больше было мое удивление, когда я нашел в Интернете несколько фотографий уединенного и очень красивого лесного скита, а посмотрев на карту, внезапно обнаружил, что несколько раз уже бывал буквально в полукилометре от этого места. Не откладывая дело в долгий ящик, я собрался и поехал заполнять пробел в своих знаниях о Подмосковье.

Скит по определению должен представлять собой уединенное место в глуши, обитель отшельников и пустынножителей. Я хорошо знал скиты на Соловецких островах - надежно укрытые в лесах, они вполне отвечали этим характиристикам. Другое дело Подмосковье, да еще и ближнее - какой тут может быть скит? - думал я. Но все мои сомнения быстро рассеялись, как только я оказался на месте.

Все скитские постройки и церковь расположились на невысоком холме посреди векового бора - огромные сосны растут буквально в нескольких метрах от стен.

Людей вокруг мало, точнее сказать - почти совсем нет. Дорога здесь кончается, село осталось в стороне, а отдыхающих на реке, что бежит примерно в километре от скита, не видно и не слышно. Гуляя по территории, я увидел лишь только нескольких прихожан и монахиню (Серафимо-Знаменский скит является небольшим женским монастырем).

Храм поражает своей необыкновенной архитектурой. Высокий шатер, увенчанный двадцатью четырьмя кокошниками, устремлен подобно свече к небу.

Шатровый тип храмового строительства был распространен на Руси в XVI-XVII веках, но в данном случае первый камень в основание скита был заложен относительно недавно - в 1910 году. Устроители хотели создать прекрасный образ Небесного Иерусалима и у архитектора Алексея Викторовича Щусева это неплохо получилось - он построил храм в лучших традициях древнерусского зодчества.

Неподалеку от стен храма расположился небольшой ухоженый огород и красивый цветник.

Вокруг скита возвышается внушительная каменная стена, образующая квадрат. Каждая из сторон равна тридцати трем саженям - по числу лет земной жизни Христа. К слову, раньше в этом маленьком монастыре сестер по уставу тоже было тридцать три. В стену встроены маленькие домики-келии - всего двенадцать, по числу апостолов. Каждая келия носит имя своего апостола.

Как видите, все в ските находится на своем месте и имеет свой смысл. Даже двадцать четыре кокошника, венчающие храм, были сделаны не случайно, а по числу апокалиптических старцев, которые, в свою очередь, символизируют победу добра над злом и непрестанную молитву, возносящуюся Господу круглые сутки - двадцать четыре часа. Несомненно, основатели скита подобным символизмом хотели придать еще большую святость своему творению. Но, как вы скоро поймете из краткой истории, приведенной в этой небольшой статье, Серафимо-Знаменский скит и без того является одной из тех особых святынь русской земли, о которых, к сожалению, все еще мало кто знает.

Тамара Александровна Марджанишвили родилась в 1868 году в Кварели в грузинской княжеской семье, получила хорошее светское воспитание и образование. Потеряв к двадцати годам родителей, она нашла отраду и утешение в стенах Бодбийского женского монастыря - одного из крупнейших монастырей Грузии. Однажды оказавшись под его сводами, она сразу почувствовала, что место ее там. Уговоры родственников, озаботившихся правильностью выбранного ею пути, действия не возымели.

Придя в монастырь юной послушницей, спустя несколько лет Тамара приняла постриг под именем Ювеналия, а в 1902 году за молитвенные подвиги, чистоту и высоту духовной жизни была назначена игуменией Бодбийского монастыря, в котором на тот момент было 300 сестер и две женские школы. Молодой матушке было непросто принять такой высокий пост и она даже хотела от него отказаться. Укрепил ее в тот момент своим благословением Иоанн Кронштадский, к которому Ювеналия приехала в числе других послушниц. Старец более чем за два десятка лет предсказал ей игуменство в трех монастырях и пострижение в великую схиму.

В 1905 году Ювеналия против собственной воли по новому назначению Синода уезжает в Москву, чтобы стать настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров - на родину преподобного Серафима Саровского - во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» ей является Богородица и призывает основать скит для более уединенной жизни «не только себе, но и другим».

Поначалу приняв это за искушение, Ювеналия не решается действовать по своему усмотрению и отправляется за советом к нескольким известным старцам: отцу Анатолию из Оптиной пустыни, затворнику отцу Алексию из Зосимовой пустыни и наместнику Троице-Сергиевой лавры - отцу Товии. И от всех троих получает благословение на устройство скита.

Два года шло строительство. Место было выбрано в Подольском уезде, в 36 верстах от Москвы, в лесу близ станции Востряково. Внезапно появились и средства на постройку, и участие таких людей, как княгиня Елизавета Федоровна. Храм освятили в честь преподобного Серафима Саровского и иконы Божией матери “Знамение”. Отсюда и название скита - Серафимо-Знаменский. Святил новосозданную обитель лично сам митрополит Московский Владимир. Внизу под храмом была устроена церковь в стиле грузинского православия в честь Святой равноапостольной Нины - просветительницы Грузии, чьи мощи покоятся в Бодбийском монастыре.

В 1916 году по благословению митрополита Макария игумения Ювеналия принимает постриг в великую схиму - высшую степень монашества - с наречением имени Фамарь. Возглавляемый ею небольшой монастырь продолжает жить своей скромной и праведной жизнью вплоть до 1924 года, когда большевики решают его упразднить и разворовать, а затем сделать из скита сначала больницу, затем пионерлагерь и базу отдыха завода «Криптон».

С этого момента в миру начинает действовать монастырь, замаскированный под артель. Матушка Фамарь, 10 сестер и священник поселяются недалеко от Москвы в поселке Перхушково, где продолжают свой монашеский подвиг. В 1931 году их арестовывают, заключают в тюрьму, а матушку Фамарь отправляют в ссылку в Сибирь. Оттуда она пишет такие строки: «Я рада, что чаша испытания мне досталась сильнее моих деток. Все, что за годы случается, вся жизнь, - разве это не чудо?!».

Благодаря ходатайству ее брата Константина - известного советского режиссера театра, ссылка матушки закончилась в 1934 году. Из Сибири она вернулась тяжело больная туберкулезом и поселилась в небольшом домике неподалеку от станции Пионерская Белорусской железной дороги.

За несколько дней до ее смерти художник Павел Корин закончил портрет «Схиигуменья Фамарь», ставший впоследствии одной из величайших его работ. Ему удалось увидеть и передать сокровенную красоту духа подвижницы. Именно этот портрет, наряду с двадцатью восемью другими, вдохновил художника на создание грандиозного по замыслу и размерам полотна «Русь уходящая», которое он так и не успел дописать. Но сам Павел Корин никогда не верил в окончательный уход Святой Руси, в исчезновение православной духовности. Он страстно верил: «Русь была, есть и будет. Все ложное и искажающее ее подлинное лицо может быть пусть затянувшимся, пусть трагическим, но только эпизодом в истории этого великого народа». И словно в подтверждение его слов, Серафимо-Знаменский скит снова вот уже более пятнадцати лет используется по истинному своему назначению. Так же, как когда-то давно, здесь ежедневно проходят службы, живут, работают и молятся сестры. Все так же неподалеку бежит быстрая река и шумит на ветру сосновый бор...

Дата публикации или обновления 15.12.2017

  • Путешествие в Серафимо-Знаменский скит в сентябре 2012 года.
  • Серафимо-Знаменский женский скит.

    Адрес Серафимо-Знаменского скита: Московская область, Домодедовский район, с. Битягово
    Как проехать к Серафимо-Знаменскому скиту.
    Проезд на общественном транспорте: с Павелецкого вокзала до станции «Домодедово», далее автобус № 23 до с. Битягово или автобусы № 31, 32, 58 до с. Заборье, потом пешком 2,5 км (не доходя до с. Битягово 500 м).
    Расписания автобусов - в полезных ссылках.
    Посмотреть все монастыри Московской области на карте яндекса.

    Серафимо-Знаменский скит основала в 1910 г. игуменья Ювеналия (в миру княжна Т.А. Марджанишвили, с 1916 г. схиигуменья Фамарь), он был заложен в 1910 г.

    Строительство скита продолжалось два года. Скит освятил в 1912 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский).

    В 1999 г. здания Серафимо-Знаменского скита вернули Русской православной церкви. А в 2000 г. этот религиозный центр был возрожден как скит, т.е. малый женский монастырь.


    На территории Серафимо-Знаменского скита расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов , и каждый имеет собственное название.

    Приехав в наши дни в Серафимо-Знаменский скит можно увидеть храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского , в подклети - усыпальница с престолом святой равноапостольной Нины. (Основательница монастыря особо чтила эту святую.) В скиту бьет безымянный почитаемый источник.


    Колодец на территории Серафимо-Знаменского скита.
    Вдали слева видна надвратная звонница .

    Надвратная звонница и келия .

    Две келии.

    Серафимо-Знаменский скит представляет несомненный интерес с архитектурно-художественных и планировочных позиций. Уникальный проект комплекса скита создал архитектор Л.В. Стеженский. Комплекс скита имеет квадратный план, в центре его поставлен ярусный шатровый храм, играющий роль высотной доминанты. Домики келий симметрично размещены по периметру глухой кирпичной стены, из 12 зданий сохранилось девять. Здания в комплексе скита в основном кирпичные, неоштукатуренные, их декоративные элементы выделены побелкой. В составе Серафимо-Знаменского скита, кроме церкви Знамения и Серафима, сохранились кельи двух типов и вне скита - дом священника и дом причта.


    Келии в Серафимо-Знаменском скиту.

    Одноэтажный деревянный дом священника создан под влиянием архитектуры стиля модерн.

    Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» и во имя преподобного Серафима Саровского является самым оригинальным зданием в комплексе скита, в нем декоративные мотивы московской и псковско-новгородской архитектуры переработаны в стиле модерн. Храм из красного кирпича имеет крестчатый объем, он увенчан стройным световым шатром с четырьмя рядами кокошников. Здесь престолы в верхнем храме в честь иконы Божией Матери Серафимо-Понетаевской и преподобного Серафима Саровского; в цокольной части храма находится нижний храм-усыпальница с престолом в честь святой равноапостольной Нины (этот храм своим видом напоминает катакомбный храм первых веков христианства).


    Ажурные кованые ворота звонницы.

    Ажурные Святые ворота звонницы. Звонница со Святыми вратами воссоздана заново по фотографиям 1920-х годов.

    Голубь на Святых воротах звонницы.

    Равновеликие одноэтажные кельи обращены внутрь скитской территории, они различаются числом жилых помещений и могут быть оценены как два типа келий. В одном случае в их убранстве преобладают мотивы стилизованного русского кокошника, а в другом - формы модерна.

    В советский период были утрачены Святые ворота, часть ограды, здания келий, некоторые здания были перестроены.

    В планировке скита и в визуальном облике его строений много значимой символики. Так, ограда скита задумана как квадрат в 33 сажени - в память о 33 годах земной жизни Иисуса Христа Скитский храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» имеет 24 кокошника по числу 24 апокалипсических старцев. В ограде вокруг храма были расположены 12 небольших домиков-келий - по числу 12 апостолов, - каждый из этих келейных корпусов был посвящен одному из этих апостолов. В скиту должны были жить только 33 сестры - по числу лет земной жизни Иисуса Христа.

    С использованием материалов из книги «Монастыри подмосковья».

    Лучшие статьи по теме