Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Полы
  • В глаголе пишется тся. Написание тся и ться в конце глаголов. Изучение нового материала

В глаголе пишется тся. Написание тся и ться в конце глаголов. Изучение нового материала

Этот опус посвящен всем тем сильным, независимым личностям, которые очень любят писать неграмотную ахинею и рассказывать про то, что их учить не надо, они и так всего добились. «Если ты такой умный, где твои деньги?» – спросит уязвлённый грамотей. Знаешь, в одной ирландской соцсети есть определённая система штрафов за элементарные грамматические нарушения. Если ты превысишь лимит, то распрощаешься со своей страничкой навсегда. Понятно, что эта социальная сеть не пользуется успехом и скоро закроется, так как ирландцы – народ своенравный, и они очень не любят, когда какой-то «ублюдок учит жизни, если ты такой умный, выходи один на один»! Но подобное правило стоило бы ввести во все соцсети.

Язык – это одна из основ государственности. Когда народ теряет его, он теряет свою историю, своё достояние. Это если говорить красиво. А если уж совсем сойти с тормозов и говорить всё как есть, то научись различать случаи написания -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хотя бы это! Чтобы не позориться! Даже пятиклассник пишет грамотнее! Тут нет никакого закоса под «Граммар Наци»: это элементарная попытка указать на самые распространённые проблемы при письме. Если хочешь написать гневный комментарий, напиши его правильно, без ошибок. Автору будет приятно.

P.S. Если ты найдёшь в тексте что-то неправильно написанное, это не я – это всё масоны, 2 класса церковно-приходской и алкоголь. Какое право я имею всё это писать? А кто, если не BroDude?!

Это, так сказать, квинтэссенция всех ошибок, допускаемых миллионами при письме. Для всех «Граммар Наци» – это символ борьбы за чистоту языка (боже, как страшно писать рядом со словом «Наци» «чистота». Знаю-знаю, на это и расчет.) Как Жанна Д’Арк для французов во время Столетней Войны. Хотя Жанна вообще писать не умела, и слава Богу.

На самом деле всё просто до банальности:
– «-тся» пишется в том случае, если глагол отвечает на вопрос «что делает?»;
– «-ться» же положено появляться в глаголе, если он отвечает на вопрос «что делать?».

Пример:
– Что ДЕЛАЕТ Варфоломей?
– Варфоломей ширяеТСЯ в подворотне.
– Что же нам тогда ДЕЛАТЬ?
– ШиряТЬСЯ вместе с ним.
– Я не хочу.
– ПридёТСЯ.

Мягкий знак вообще штука коварная. Сколько слов был исковеркано его присутствием/отсутствием. Поэтому «ь» важно и нужно ставить:
– в неопределённой форме глагола, зовущемся красивым словом «инфинитив»: «обмазыватЬся»;
– в окончании глагола 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени: «ПонтуешЬся «приорой» перед друзьями; сношаешЬся в «приоре» без друзей»;
– после согласных в формах повелительного наклонения. Правда, есть исключения – «й» и «г»: «ЛяГте на кушетку, аккуратно присунЬте. После прополощите рот и сплюнЬте»;
– в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука: «Напьюсь», «Проблююсь», «Отрублюсь».

В остальных случаях в глагольных окончаниях «ь» не ставиТСЯ (Что делает? — СтавиТСЯ героином). Он любит сморкаТЬСЯ в руку перед барышнями, но «он сморкаеТСЯ в руку».

И напоследок закрепление материала. Если слово «инфинитив» тебе так же чуждо и непонятно, как слово «адекватность» Гогену Солнцеву, то есть более простой способ:

«-ся» – возвратная частица, сокращение от «себя». Произнеси эту форму полностью, и все сразу станет понятно:
«Он любит намывать себя перед свиданием», – ты же не станешь говорить «намываетЬ». Это тебе не старорусский.
«Надо намываТЬСя, чтобы гангреной не заражаТЬСЯ», – «намываТ» нельзя писать; «заражаТЬ».
«Бабы в бане купаюТСЯ». – «Бабы купают себя».
«Пришёл в баню Кузьма – бабы побежали прятаТЬСЯ». – «Побежали прятать себя от окаянного Кузьмы».

Давайте рассмотрим изученный материал на основе старой доброй песни ВИА с говорящим названием «ХЗ»:

Друзья, давайте разбираться (что делать? – разбираТЬ)
И договариваться, (договариваТЬ)
Кому, когда и с кем сношаться, (сношаТЬ)
Чтоб не обламываться. (нет такого слова «ОбламываТ»)
А вот когда договоримся (что сделаЕМ?)
И разберёмся, (то же самое)
Вот тогда повеселимся
И… ну, ты понял.

А теперь вспомним школу и выполним упражнение для закрепления материала. Вставь мягкий знак там, где надо.

Степаниде предложили снят..ся в фильме лёгкого содержания.
Ферапонту захотелось нажрат..ся. Но участковый запретил ему приближат..ся к ларьку.
Пантелеймон клеит..ся к Женевьене. Женевьена сначала стесняет..ся, но позже отдает..ся настырному Пантелеймону.
У ленивого жиробаса крыша прохудит..ся.
Не харкает..ся жителям в колодец. Жители знают, что нельзя туда харкать..ся. Пригодит..ся воды напит..ся.

На сегодня урок закончен, до свидания!

Мы научимся правильно писать окончания -ТСЯ И -ТЬСЯ в глаголах. Определим, в каких формах глагола употребляются эти окончания.

Тема: Правописание

Урок: Написание ТСЯ и ТЬСЯ в конце глаголов

Учится, учиться, ученица, трудится, трудиться, синица, улица, искупаться, искупаются. В конце слов слышится [ца]. В словах ученица, синица и улица читается и пишется [ца]. Перечисленные слова принадлежат к существительным. Не существует никакой трудности написать эти слова правильно, потому что в данных словах нет никакой орфограммы. Что касается написания остальных слов. Все они являются глаголами. Слышится [ца], но в конце глагола мы пишем -тся, -ться.

Разделим слова на две группы. Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.

Нагибаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив), пишем в 1 столбик.

Боится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Держится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Хвалится (что делает?) настоящее время, пишем во 2 столбик.

Улыбаться (что делать?) неопределенная форма (инфинитив) пишем в 1 столбик.

Рис. 1.

В глаголах 3-го лица пишется -ТСЯ, в глаголах неопределенной формы пишется -ТЬСЯ.

Есть простой способ определить, что именно нужно написать в конце глаголов -ТСЯ, -ТЬСЯ. Если в конце вопроса стоит «т», то в конце глагола будет писаться -тся. (что делается? пишется). Если в конце глагола стоит «ть», то в конце глагола будет -ться (что сделать? прогуляться).

Задание 1. Потянуться, отдохнуть, Глубоко теперь вздохнуть. Встать, умыться, Кашу съесть, Поскакать легонько, И на корточки присесть. Встать, попрыгать, посмеяться, Покружиться, покачаться, Поклониться, распрямиться И опять начать трудиться.

В каких словах, в конце слышится [ца]?

1. (что сделать?) потянуться - в вопросе мягкий знак, значит и в глаголе его пишем.

2. (что сделать?) умыться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

3. (что сделать?) посмеяться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

4. (что сделать?) покружиться - неопределенная форма глагола, значит надо писать мягкий знак.

5. (что сделать?) покачаться - в вопросе есть мягкий знак, значит, пишем его и в глаголе.

6. (что сделать?) поклониться - в вопросе есть мягкий знак, пишем его в глаголе.

7. (что сделать?) выпрямиться - неопределенная форма, пишется с мягким знаком.

8. (что делать?) трудиться - есть мягкий знак в вопросе, значит пишем его и в глаголе.

Задание 2

Письмо под диктовку. Отметьте √ или × нужную клеточку. Пользуйтесь алгоритмом. 1) Запираться на засов;

2) расстилается туман;

3) собирается в школу;

4) надо заботиться о здоровье;

5) хочет учиться;

6) девочка учится;

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

3. Кабинет русского языка и литературы ()

1. Перепишите. Подчеркните глаголы в форме 3-го лица одной чертой, в неопределенной форме - двумя.Не торопи: дай умыт_ся, да помолит_ся, да перекусить! Скоро сказка сказывает_ся, да не скоро дело делает_ся. Что летом родит_ся, то зимою пригодит_ся. Нет труднее: Богу молит_ся, родителей почитать да долги отдавать. Господь повелел от земли кормит_ся. Глазами плачет, а сердцем смеет_ся. Журавль ходит по болоту, нанимает_ся в работу. Кто пахать не ленит_ся, у того и хлеб родит_ся. Товар полюбит_ся - ум расступит_ся. Дорожит_ся - товар залежит_ся; продешевить - барышей не нажить.

2.Выборочные диктанты. Глаголы 3-го лица запишите в левый столбик, глаголы в инфинитиве - в правый. Чужому смеху (т.е. беде) хорошо смеяться: посмейся своему! Не насытится око зрением, а ум богатством. В чужом платье не накрасоваться. Намучится - научится. Всякая птица своим пером красуется. Куда соваться в волки, коли хвост собачий. Сену с огнем не улежаться. По-купецки чай пьет, да не по-купецки расплачивается. Есть время плакать, есть и веселиться. Лучше споткнуться ногою, нежели словом. Берегись его, как берегутся огня да воды. На чужое добро и глаза разгораются. На друга надеяться - самому пропадать. Всякий мастер сам себе дивится.

3. Отгадаейте загадки, подчеркните орфограммы -тся, -ться и объясните их. Кланяется, кланяется - придет домой, растянется. Кочет голенаст, кланяться горазд. Два братца глядятся, а вместе не сойдутся. Мать черна, дочь красна, сын голенаст, выгибаться горазд. Серое сукно тянется в окно. Днем куражится, ребрится, а к ночи в уголок ложится. Два брата купаются, а третий насмехается . Был на копке, был на топке, был на кружале, был на пожаре, стал на базаре; молод был, сто голов кормил; стар стал - пеленаться стал.

4.* Найдите и выпишите 10-15 загадок или поговорок, или пословиц, в которых встречается орфограмма -тся, -ться.

В современном мире очень много общения происходит через написание текстов в интернете – это может быть чат в игре, переписка в или социальных сетях, комментарии в тех же социальных сетях или на других сайтах. Но факт остаётся фактом – текста очень много. Увы, но и ошибок достаточно. Одна из самых распространённых – правописание «ться» и «тся» в окончаниях глаголов.

Ради эксперимента я зашёл в чат одной недавно запущенной и достаточно популярной онлайн-игры. За полчаса я насчитал 22 использования глаголов с соответствующими окончаниями и… 10 раз была допущена ошибка, т.е. практически в половине случаев. И это достаточно печально.

Как же определить, в каком случае нужно писать на конце «ТСЯ», а в каком – «ТЬСЯ»?

Начнём с того, что «ТСЯ» пишется в том случае, если глагол стоит в 3-ем лица, а «ТЬСЯ» — если глагол стоит в инфинитиве. Но есть более простой способ – задать вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он будет. Если в же в вопросе на конце нет мягкого знака, то его не будет и в глаголе.

  • Если глагол отвечает на вопрос «Что делает?» или «Что сделает?» — пишется «ТСЯ».
  • Если глагол отвечает на вопрос «Что делать?» или «Что сделать?» — пишется «ТЬСЯ».

Примеры

На экране смартфона начали появляться царапины. Начала что делать? Появляться. Мягкий знак в данном случае нужен.

Планшет скоро зарядится . Планшет что сделает? Зарядится. Мягкий знак не нужен.

Ты не дал планшету зарядиться , поэтому батарея опять скоро сядет. Не дал что сделать? Зарядиться. Мягкий знак нужен.

Дополнительно

Мальчик старается учиться, но не получается . В первой части предложения имеется два глагола с «тся» и «ться» на конце. Вопрос нужно задать в обоих случаях. Мальчик что делает? Старается. Мальчик старается что делать? Учиться. В первом случае мягкий знак не нужен, а во втором – нужен.

К некоторым глаголам вопросы «Что делать?» / «Что сделать?» не подходят. Их можно заменить на аналогичные вопросы, к примеру, «что происходит?». В этом случае мягкий знак не нужен. Если же вопрос звучит «Что будет происходить?», то мягкий знак нужен. Пример – осенью будет рано смеркаться. Осень что будет происходить? Мягкий знак нужен.

Цель урока: Создать условия для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

Задачи урока:

  • познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;
  • формировать навыки грамотного письма глаголов;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • воспитывать трудолюбие, уважение друг к другу через работу над пословицами.

ХОД УРОКА

1. Психологический настрой

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все видят.
Уши внимательно слушают и все слышат.
Голова хорошо думает.
На уроке вас ожидает много интересных заданий.
Вы готовы?
Тогда мы начинаем.

2. Мотивация к учебной деятельности

«Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли»

– Продолжите фразу: «Если мы будем хорошо знать язык, то сможем...» (лучше понимать прочитанное и друг друга, правильно говорить, писать без ошибок, интересно рассказывать)
– А занимаемся мы всем этим на уроках русского языка.
– Сегодня на уроке нам предстоит сделать важное открытие в области языка. Для этого нужно быть внимательными и активными. На уроке вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.

Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов.

3. Минутка чистописания

учил, ученик, учебник

– Из данных слов назови то, которое нельзя перенести.
– Какой частью речи является это слово?
– Что такое глагол?
– Назовите грамматические признаки глагола.
– Запись в тетради

У, учил, учат, учишь

(данный глагол записать в 3л. мн. числа; во 2 л ед. числа)
– Укажите спряжение данных глаголов

4. Сообщение темы урока

– Послушайте внимательно слова:

Учится, учиться, ученица, синица, улица, искупаться, искупаются.

– Что интересного услышали в этих словах? (На конце ца)
– Посмотрите на написание этих слов. Что вы заметили? (В одних словах пишется ца. а в других нет)
– Выпишите слова с ца, какой частью речи они являются?
– Существует ли проблема написания?
– Обратите внимание на остальные слова.
– Какой частью речи они являются?
– Что заметили?
– Слышится -ца, а пишется -тся или -ться (это проблема)
– Сочетание -ца в конце глагола – это опасное место – орфограмма
– Давайте сформулируем тему урока

5. Учебные задачи урока

(учебник стр. 111)

6. Изучение нового материала

Работа по учебнику упр №119

– Сформулируйте правило о правописании глаголов (Сочетание ца в конце глаголов никогда не пишется)
– Так что же мы должны писать на месте сочетания ца? (Либо -тся , либо -ться )
– Прочитайте слова:

Нагибаться, боится, держится., хвалится, улыбаться

– Данные слова разделим на две группы
– Определим форму глаголов и зададим к ним вопросы.
– Отчего же зависит написание -тся, -ться?
– Какой вывод сделаем?

Вывод: глаголы в неопределенной форме пишутся с ь, а глаголы в 3-м лице н.в. – без ь; либо по вопросу, если в вопросе есть ь, то в слове пишется, а если нет, то не пишется

– Составьте алгоритм написания глаголов на -тся, -ться :

  1. Найдите глагол.
  2. Задайте вопрос к глаголу.
  3. Если глагол употреблен в начальной форме и отвечает на вопросы что делать? что сделать?, то на конце пишется -ться.
  4. Если глагол употреблен в форме 3 лица, единственного или множественного числа и отвечает на вопросы что делает? что делают? что сделает? что сделают?, то на конце глаголов пишется -тся.

7. Самостоятельная работа

Учится – учиться.

– Что интересного заметили?
– Какие вопросы у вас возникли?
– Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка?
– Поставьте ударение в словах.
– Составьте предложения со словами: учится и учиться.
– Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите лицо глаголов.

8. Работа по учебнику

Упр 120 (работа в парах)

– Назовите слово, в котором на конце надо писать -ца
– Почему?
– А есть ли слово с -ться (улыбаться )
– Почему пишем ь знак?
– Назовите еще глаголы, указав спряжение, время число и лицо

Глядят – н.в., 3л.,мн..ч., 2с.;
Умеет – н.в.,3л.,ед.ч.,1с..;
Хмурит – н.в., 3л., ед.ч.. 1с.

9. Работа с пословицей

– Какая пословица подходит к тексту?

Дело мастера боится.

– Звуковая модель слова боится
– Как будем писать данное слово?

Запись пословицы в тетрадь.

Дело мастера боится. (полный разбор предложения)
10. Игра «Услышь Ь»
– Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет – потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться,
крутится, прислушаться.

11. Контроль знаний

(выполнение заданий по вариантам)

– Поставьте, где нужно мягкий знак перед суффиксом – ся:

1 вариант

Любишь катат…ся – люби и саночки возить. Нужно наклонит…ся, чтоб из ручья напит…ся. Чем даром сидеть, лучше даром трудит…ся.

2 вариант

Меж грибами мухомор
Красотой гордит…ся.
Нечего гордит…ся –
Для супа не годит…ся

12. Домашнее задание

13. Итог урока

Рефлексия деятельности учащихся.

– На какой вопрос отвечает глагол настоящего времени?
– На какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?
– Как определить, когда пишется -тся?
– Как определить, когда пишется -ться?
– Достигли ли вы цели, которую поставили себе на урок?
– Оцените свою работу.

Урок русского языка в 5 классе «Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах»

Цель деятельности учителя : актуализировать знания об известных учащимся правилах –ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Задачи:

1) отработать способ действия при выборе написания – ться и –тся, вести работу по предупреждению наиболее распространенных и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы;

2) развивать умение высказываться на определенную тему, сопоставлять, анализировать, развивать орфографическую зоркость;

3) воспитывать положительное отношение к учебе, к знаниям, к здоровому образу жизни, уважение друг к другу через работу над пословицами.

Универсальные учебные действия учащихся:

Познавательные :

    формируется умение понимать познавательную задачу;

    формируется умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

    формируется умение извлекать необходимую информацию.

Регулятивные :

    формируется умение планировать необходимые действия;

    формируется умение контролировать учебные действия;

    формируется умение замечать допущенные ошибки;

    формируется умение оценивать свою работу.

Коммуникативные :

    формируется умение слушать, задавать вопросы, высказываться, формулировать собственные мысли;

    формируется умение осуществлять совместную деятельность в парах.

Личностные :

    формируется умение осознавать трудности и стремиться к преодолению;

    формируется желание приобретать новые знания, мотивация процесса образования.

Оборудование: учебник, печатный материал, алгоритм, мультимедийная презентация.

Тип урока : урок умений и навыков.

Ход урока.

    Мотивация (фронтальная работа).

Слайд 2.

Громко прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Парта у меня в порядке:

И учебник, и тетрадки.

Я настроился, готов

Слушать весь у вас урок.

II . Актуализация знаний (фронтальная и в парах)

Продолжи предложения с соседом по парте.

Глагол- это…

Инфинитив- это…

Глаголы в инфинитиве отвечают на вопросы…

Инфинитив имеет на конце…

Прочитайте стихотворение (на карточке-распечатке)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здорова(-тся, ться?):
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый станови(-тся, -ться?)
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Дли(-тся, -ться?) до вечера!

О чем стихотворение?

III . Выявление места и причин затруднения (фронтальная работа).

Выпишите из текста глаголы, которые заканчиваются на -ТСЯ, -ТЬСЯ. В какой форме стоят глаголы? Как вы их написали? Почему?

    Целеполагание (фронтальная, индивидуальная).

Какова тема урока? (Правописание –ТСЯ, -ТЬСЯ у глаголов).

Слайд 1.

Каковы цели урока? (вспомнить условия выбора правописаний –тся и –ться; находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на –тся, -ться)

Слайд 3.

    Работа над темой урока.

    1. Вспомните правило - помощник или алгоритм написания, который помог вам выбрать нужный вариант правописания –ТСЯ или –ТЬСЯ в стихотворении.

Чтоб не думать, не гадать,

Нужно ль мягкий знак писать,

Надо помнить, что к глаголу

Должен ты вопрос задать.

Мягкий знак в вопросе есть,

То хвала ему и честь –

Нужен тоже он в глаголе.

Так всегда учили в школе

Алгоритм правописания –тся, -ться

Неопределенная форма

Форма 3 лица, единственного числа

Что делать? Что сделать?

Что делает? Что сделает?

Нужно учиться

Нужно трудиться

Он учится

Она трудится

    1. Лингвистическая задача: (на карточке-распечатке)

Характер складывает(?)ся из привычек. Делать зарядку, занимат(?)ся спортом, умыват(?)ся по утрам, расчесыват(?)ся, пользоват(?)ся чистым носовым платком – все это полезные привычки, которые помогают нам сохранить здоровье.

Где нужно поставить мягкий знак?

Что нужно для решения задачи?

(Для решения задачи применяем правило:

Если глагол отвечает на вопросы что делает? (что сделает?) или что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в 3-м лице и в нём перед -ся- буква «Ь» НЕ ПИШЕТСЯ. Если глагол отвечает на вопросы что делать? (что сделать?), то этот глагол в неопределённой форме и в нём перед –ся буква «Ь» ПИШЕТСЯ)

3. Работа с пословицами. Объясните значение пословиц. Запишите пословицы; там, где нужно, поставьте Ь.

Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся.

Как шьет…ся, так и носит…..ся.

Кто много знает, с того много и спрашивает….ся.

Дело мастера боит….ся.

С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся.

4. Распределительный диктант. Распредели по столбикам: глагол, существительное.

Но!!! Не путай!

Болит переносица, собрание переносится; чистая водица, не стоит с ним водиться; белая курица, вулкан курится; острая спица, ему не спится.

Запомните!

слайд 4

Физкультминутка.

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Вариант физкультминутки.

Потянуться, отдохнуть,

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

Покружиться, покачаться.

Поклониться, распрямиться

И опять начать трудиться.

5. Проверочная работа.

    1. Придумай и запиши предложения с данными глаголами.

Лучшие статьи по теме