Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундаменты 
  • Портретная характеристика николеньки. Речевая характеристика николеньки иртеньева. Сочинение Николенька Иртеньев

Портретная характеристика николеньки. Речевая характеристика николеньки иртеньева. Сочинение Николенька Иртеньев

Николенька Иртеньев родился, воспитывался и жил в аристократической семье, носил титул графа. В трилогии рассказывается, как взрослеет и нравственно растет мальчик, как складываются его отношения с окружающими и миром в целом. Трл- стого занимают наблюдения героя над собой, поиски душевного равновесия и смысла жизни.
«Детство». Герою десять лет. Ему хочется, чтобы его любили. Умный мальчик, наблюдательный, склонен к настоящему самоанализу, все события в доме подвергаются его нравственной оценке. В мальчике просыпаются гуманные чувства (по отношению к учителю Карлу Ивановичу).
«Отрочество». Герой задумывается о том, как живут другие люди, почему одни богаты, другие бедны, возникает желание разобраться в устройстве этого мира, постепенно складывается собственный взгляд на смысл своей жизни. Дружба с Дмитрием Нехлюдовым открывает Николеньке идеал добродетели, которому он хочет быть предан, но для этого необходимо постоянно совершенствоваться, чем герой и собирается заняться.
«Юность». Героя почти 17 лет. Пусть самосовершенствования труден, не все сразу получается, не во всем герой сразу разбирается. Николай Иртеньев разочаровывается в правилах светского поведения и составляет свои, истинные правила жизни.
Примеры из текста, подтверждающие, что Толстой глубоко проник во внутренний мир мальчика и достоверно отразил его психологию:
а) «Мне в первый раз пришла в голову ясная мысль о том, что не мы одни, то есть наше семейство, живем на свете, что не все интересы вертятся около нас, а что существует другая жизнь людей, ничего не имеющих общего с нами, не заботящихся о нас и даже не имеющих понятия о нашем существовании. Без сомнения, я и прежде знал все это; но знал не так, как я это узнал теперь, не сознавал, не чувствовал».
б) «Я не плакал, но что-то тяжелое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моем расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха».
в) «Мне кажется, что ум человеческий в каждом отдельном лице проходит в своем развитии по тому же пути, по которому он развивается и в целых поколениях, что мысли, служившие основанием различных философских теорий, составляют нераздельные части ума; но что каждый человек более или менее ясно сознавал их еще прежде, чем знал о существовании философских теорий.
Мысли эти представлялись моему уму с такою ясностью и поразительностью, что я даже старался применять их к жизни, воображая, что я первый открываю такие великие и полезные истины».

I.Николенька Иртеньев - главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». (По­весть «Детство» носит автобиографический характер и написана от лица главного героя - Николеньки Иртеньева. Став взрослым, он вспоминает свое детство, его яркие и значительные страницы, знакомит читателя со своими детскими мыслями, чувствами, переживаниями.)

II.Первое знакомство с героем. (Первое знакомство с Николенькой Иртеньевым дает нам представление о нем как о впечатлительном и чутком мальчике. Проснувшись утром, он сердится на Карла Ивановича за то, что тот хлопушкой убил над его головой муху. Но вот учитель садится на кровать возле Николеньки, говорит ему ласковые слова, щекочет пятки. И сердце Николеньки наполняется любовью к воспитателю, которого он только что ненавидел. Мальчик досадует на свою злость и несправед­ливые чувства к Карлу Ивановичу, расстраивается и неожиданно плачет.)

Ш.Любовь Николеньки к матери. (Самые проникновенные страницы повести «Детство» посвящены матери. Воспоминания, которые с ней связаны, дороги автору. Он помнит счастливые вечера, проведенные с матушкой в гостиной, нежные руки, которые так часто ласкали его, грустную и очаровательную материнскую улыбку. «Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе», - говорит он.)

IV.Отношение Николеньки Иртеньева к Карлу Ивановичу и Наталье Савишне. (Прошло много лет, но память Иртеньева бережно хранит воспоминания о Карле Ивановиче и Наталье Савишне. Автор рассказывает с любовью о своем учителе, вспоминает, как незаслуженно обидел Карла Ивановича отец, решив его уволить, и как все были счастливы, что их добрый наставник останется с ними. Николенька благодарен Наталье Савишне, которая имела «сильное и благотворное влияние на развитие его чувствительности».)

V.Способность Николеньки к самооценке и самоанализу. (Несмотря на юный возраст, Николенька уже способен оценивать и анализировать свои поступки. Когда Наталья Савишна наказывает его за проступок в столовой, в нем вдруг проявляется барская спесь: Наталья Савишна, «просто Наталья», отхлестала его как дворового мальчишку. Николенька хочет отомстить «дерзкой Наталье» за нанесенное оскорбление. Но когда та «робко подошла» к нему и, сунув карамельки, стала его жалеть, Николеньке не хватило сил взглянуть в глаза Наталье Савишне, слезы потекли у него, но «уже не от злости, а от любви и стыда».

До сих пор автор не может объяснить себе жестокости своего поступка по отноше­нию к Иленьке Грапу. Это «единственное темное пятно» его детских воспоминаний. Именно этот эпизод заставил его по-новому взглянуть на Сережу Ивина: он понял, что мальчик недостоин его любви.)

VI.Нравственный рост Николеньки Иртеньева. (На протяжении всей повести мы следим за поступками героя, узнаем о его чувствах, переживаниях, видим, как растет его умение оценивать свои действия, становимся свидетелями тех внутренних измене­ний, которые происходят в Николеньке к концу повести.)

Николенька Иртеньев – главный герой автобиографичной повести Льва Николаевича Толстого , мальчик, воспитывающийся в дворянской семье в соответствии со всеми установленными правилами и обычаями.

Любит своих родителей, особенно маменьку. Но его детские годы не отличаются беззаботностью и веселостью. Ему приходится столкнуться с разочарованиями, причем предметом таких неприятных впечатлений становились близкие люди, а это вдвойне тяжелее пережить.

Мальчик Николенька развит не по годам, уже с раннего детства его привлекают такие ценности, как истина, добро, красота и любовь. А источником всех этих нравственных ориентиров для мальчика стала мама, Наталья Николаевна. С неизменной теплотой он погружается в воспоминания о ней: ласкающие звуки голоса, нежные прикосновения рук, улыбка, от которой вокруг становится веселее.

Огромную роль в развитии и становлении характера мальчика сыграла не только мама, но и няня, простая русская женщина, . Благодаря ей Николенька понял, что всем в мире правит доброта. Чистая и неподкупная любовь старушки к своему воспитаннику стала той основой, на которой Николенька развивался как личность.

Мальчик не терпит обмана. Он и в себе самом не приемлет ни капли фальши. И если вдруг замечает это, начинает изводиться и корить самого себя. Примечателен такой случай: Николенька написал стихотворение по случаю дня рождения бабушки. Одна строчка никак не давала ребенку покоя: он писал, что любит бабушку, как родную мать. А мамы к тому времени уже не стало. И вот Николенька никак не мог решить: искренен ли он, разве он забыл маменьку и свою любовь к ней, обманывает ли он бабушку, говоря ей такие слова. Душевные муки мальчика вызывают уважение. Не всякий ребенок вообще способен об этом задумываться.

Большое влияние на формирование характера мальчика оказывало отношение взрослых, их условности и порядки. Иленька Грап, мальчик из бедной семьи, стал предметом насмешек лишь только потому, что был не их круга. Мальчики издевались над Иленькой, и Николенька от них не отставал. Хотя потом горько сожалел и раскаивался. Плохие поступки становились предметом мучений совести мальчика. И это определяет его как человека, способного проанализировать свое поведение, а значит, начинающего взрослеть.

Итак, характер Николеньки Иртеньева развивается в общении с близкими и родными людьми: его окружают маменька, отец, братья и сестры, прислуга, учителя. От взаимоотношений с каждым из перечисленных людей остается след в душе мальчика.

Николенька – впечатлительный и наблюдательный ребенок, он следит не только за тем, что происходит вокруг, но и за тем, как это все влияет на его внутренний мир, какие в нем происходят изменения.

Такая наблюдательность во многом помогает ребенку: он учится делать выводы, анализировать, обдумывать. В будущем этот ребенок превратится в отзывчивого, честного и доброго человека. Именно детская пора заложила основу этих качеств в характере мальчика.

Ответ оставил Гость

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи - «Современнике» - появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.

Николенька Иртеньев - мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны...».

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина - Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта - одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя - значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему - значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Отношение Николеньки к Илиньке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Повесть Л. Н. Толстого «Детство» нравится нам потому, что в ней мы наблюдаем за взрослением мальчика, вместе с ним анализируем поступки свои и окружающих, учимся побеждать неправду и не бояться принимать настоящую жизнь такой, какая она есть. «Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой, - отмечал Б. Бурсов в статье, посвященной автобиографической трилогии Л. Н. Толстого, - в этом бессмертие и художественное величие его повести».

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).

Лучшие статьи по теме