Как отмечает Хьелл Л. и Зиглер Д. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб. - Питер - 1997., С. 24. большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:
* В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые ка-чества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбина-ции дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изуче-ния индивидуальных различий.
* В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетиче-ской структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное не-посредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность -- абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.
* В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения лич-ности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся об-стоятельства окружающей среды.
* В большинстве определений личность представлена теми характеристика-ми, которые “отвечают” за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружа-ющей обстановке.
Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения лично-сти у разных авторов существенно варьируют. Но из всего вышеизложенного можно отметить, что личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу лич-ностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его зна-чимые для людей поступки.
В повседневном и научном языке очень часто встречаются, на-ряду с термином “личность”, такие термины, как “человек”, “инди-вид”, “индивидуальность”. Обозначают ли они один и тот же феномен, или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова упот-ребляются как синонимы, но если подходить строго к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек - понятие самое общее, родовое, ведущее свое происхожде-ние с момента выделения Homo sapiens. Индивид - это единич-ный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, пот-ребностей, интересов и т.д. Понятие “индивид” в этом случае упот-ребляется в значении “конкретный человек”. При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологи-ческих факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых исторических эпох. В целях отражения конкретно-ис-торической особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием “инди-вид” используют и понятие личность. Индивид в данном случае рас-сматривается как отправной момент для формирования личности от ис-ходного состояния, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Итак, в момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. В.А.Чуланов отмечает, что для формирования личности индивиду нужно пройти определенный путь развития и указывает 2 группы условий для этого развития: биологические, генетические задатки, предпосылки и наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие./под ред. Проф. В.А.Чуланова. - Ростов-на-Дону. - Феникс, 2000, С. 67..
Индивидуальность можно определить как совокупность черт, от-личающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др.
Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъ-екта деятельности, познания и творчества. Психология изучает лич-ность в качестве устойчивой целостности психических процессов. свойств и отношений: темперамента, характера, способностей и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социальнотипическое. Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не-разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Система “личность как объект” предстает в качестве определенной системы научных понятий, отражающих некоторые существенные свойства нормативных требований, предъявляемых социальными общностями их членам Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М.:Центр, 1997 с.72..
Личность как субъект социальных отношений, прежде всего харак-теризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная незави-симость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, то есть не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю Там же. - с.74..
В истории развития наук о человеке должны были ответить на главный вопрос: благодаря чему человек, ко-торый как биологическое существо является слабым и уязвимым, смог успешно конкурировать с животными, а позже стал самой могущественной силой?
Между тем тот факт, что человек является историческим, социальным и культурным существом, позволяет понять, что его “при-рода” не является чем-то автоматически заданным, строится в каждой культуре по своему.
Итак, понятие “личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной (“надприродной”, социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале. Личность -- целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения.
В социологии личность определяется как:
Системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении;
Субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
Понятие “личность” показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений.
1.2.Особенности взаимоотношения личности и общества
Общественных отношений
Наиболее четко личность как субъект общественных отношений предстает в ролевой теории (Р. Мертон, Р. Дарендорф). Из отечественных социологов ролевую теорию развивает И.С. Кон.
Автор теории ролей Т. Парсонс проводит четкое различие между личностью как психологической структурой и субъектом социального действия . Ролевая теория личности выводит социологов не только на понятие «роль» – образец ожидаемого поведения индивида , но и на понятие «статус» личности – место, занимаемой ею в данной системе, сопряженное с совокупностью прав и обязанностей, реализация которых и формирует роль. Понятие статуса применимо не только к личности, но и к различным социальным группам, слоям. Иногда понятие «статус» заменяется терминами «позиция», «социальная позиция».
Личность в ролевой теории – это определенный набор социальных ролей, которые выполняет человек: студентка, мать, жена, молодая женщина; преподаватель, ученый, отец семейства, заядлый рыбак – в одном лице. Систематизация ролей была сделана также Т. Парсонсом, который считал, что роль описывается следующими характеристиками: а) эмоциональной – отношение к роли, сдержанное или раскованное; б) способом получения – одни роли предписаны человеку (наследный принц), другие завоевываются; в) масштабом – президент, академик, слесарь, учитель, банкир; здесь имеет значение то, что часть ролей в обществе строго ограничена социальными ресурсами или структурой общества, другая – размыта; г) формализацией – действие в строго установленных рамках или относительно произвольное; д) мотивацией – для чего, с какой целью выполняется та или иная роль.
Взаимодействие между субъектами в обществе – это взаимодействие их социальных ролей. Но роль – это не просто то или иное социальное действие. Роль – это нормативное понятие. Что это означает?
1. Это определенный тип поведения, соответствующий роли. Так, например, студент не может во время лекции взять в руку мячик и запрыгать по аудитории, но это может сделать трехлетний ребенок.
2. Роль – это требования к поведению, определенные предписания; так, каждая профессиональная, общественная роль предполагает выполнение человеком определенных, например, должностных обязанностей.
3. Как нормативное понятие, роль определенным образом оценивается окружающими, ожидаемая роль содержит в себе оценочный момент.
4.Санкция – социальные, правовые или моральные последствия невыполнения предписанной роли. За невыполнение должностных обязанностей человек может подвергнуться и моральному осуждению, и юридическим санкциям.
Личность как субъект действия характеризуется ожидаемыми от нее ролями (студента, преподавателя, декана, ректора, уборщицы), роли могут быть как предписанными, приемлемыми, неприемлемыми, так и случайными, но самое главное, что через различные социальные роли происходит развитие сущностных сил личности .
Что касается роли статуса личности, то это понятие институциализированное, то есть определяется тем социальным институтом, в котором действует человек, и зависит от его конкретной деятельности и ее видов. Например, высокопоставленный чиновник может быть плохим отцом или сыном. Но его социальный статус в обществе все же будет определяться его должностью, образованием, престижем профессии, властью и т.д., а не взаимоотношениями в семье. Для того чтобы конкретизировать понятие «статус», вводится понятие «неформального статуса» . Так, статус лидера студенческой компании отличается от статуса ректора института, а статус мужа – от статуса министра или главы правительства. Статус – это социальное ранжирование . Здесь с личностью могут возникать различные драматические ситуации, когда статус личности ни в коей мере не соответствует ее представлениям о себе, месту, которое она занимает в обществе. Так, в советское время многие талантливые художники, поэты, писатели, творчество которых не вписывалось в «социалистический реализм», работали дворниками, грузчиками, истопниками. В годы перестройки часть представителей интеллигенции (врачей, учителей, математиков, «физиков и лириков») стала мелкими торговцами, «челноками», где прошлый уровень образования и культуры не имеет решающего значения.
Статус можно приобрести от рождения (национальность, социальное происхождение, место рождения), другие статусы достигаются.
Особую роль играет генеральный статус человека – с его правами и обязанностями гражданина той или иной страны, члена общества.
В рамках ролевой теории развиваются идеи ролевого конфликта . Он может быть внутренним, в рамках набора ролей (студент – молодой отец), такой конфликт называется межролевым; чаще всего возникают конфликты между формальными и неформальными ролями. Более серьезные ролевые конфликты – это конфликты, связанные с невыполнением предписанных общественных ролей, конфликт между личностью и обществом .
Как субъект общественных отношений личность характеризуется способностями, потребностями, установками, мотивами поведения, ценностными ориентациями и интересами. Все это может быть реализовано через деятельность. Личность индивидуальна и автономна. Она характеризуется определенной степенью независимости. Личная независимость во многом связана с развитием самосознания личности, ее культурой, волей, способностями к самоанализу, самоконтролю. Ясно, что чем более высокий уровень культуры у человека, чем более развитым является его самосознание, тем более он независим и свободен от окружающей среды. С этой точки зрения личностью является человек, определивший свое отношение к социальной среде, духовным, нравственным, эстетическим ценностям общества.
Но личность – это и объект общественных отношений. Она может развиваться только в обществе, под воздействием общества. Воздействие социальной среды начинается со становления деятельного индивида (развития сознания, усвоения языка, усвоения культуры, умения общаться). Личность становится объектом воздействия факторов макросреды и микросреды: всего общества в целом и ближайшего окружения (семьи, родственников, друзей, коллектива). Личность застает общество на том или ином этапе его развития, экономического и культурного, с определенной социальной структурой, образом жизни, системой воспитания – все это воздействует на личность через различные факторы объективного порядка: школа, вуз, средства массовой информации, сложившаяся в обществе система воспитания и др. Не менее сильное воздействие на личность оказывают и факторы субъективного порядка – неформальные группы, субкультура этих групп, межличностное общение. Диалектика объективного и субъективного в личности заключается в ее избирательности. На определенном этапе развития личность сама «творит» себя в соответствии с теми ценностями, которые она выбирает, с тем поиском варианта, который позволил бы ей лучше самореализоваться. Личность чаще всего сама создает свое будущее, свою жизнь. Переплетение социального и индивидуального, объективного и субъективного выражается в простом, всем известном понятии «судьба ».
Социализация личности
Социализацию личности социология рассматривает как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация включает как социально контролируемые процессы, связанные с целенаправленным воздействием на личность, так и стихийные, спонтанные, влияющие на ее формирование. Об объективных факторах уже упоминалось – это воспитание, образование, культура и др.
Социализация – это сложный процесс диалектического взаимодействия среды и наследственности. В результате социализации индивид становится личностью, то есть носителем системы взглядов, оценок, убеждений, привычек поведения. В современной западной социологической и психологической литературе вопрос о первичной социализации детально разработан. Наибольшей известностью пользуются теории социализации З. Фрейда, американских социопсихологов Ч. Кули, Э. Эриксона, Дж. Мида, В. Макгвайра, и др.
По З. Фрейду социализация личности начинается с сексуально-ролевой социализации. Главная роль предназначена человеку природой, считает Фрейд. Это роль женщины или мужчины. Половая специализация идет с рождения и проходит несколько стадий: оральную, когда ребенок усваивает навыки сосания и глотания; анальную (1-3 года) – в этот период ребенок учится «туалету», элементарному уходу за собой, учится владеть своим телом; физическую (4-5 лет) – в этот период ребенок удовлетворяет свое любопытство, познавая разницу между полами; латентную (с 5 лет до подросткового возраста) – здесь внимание ребенка сосредоточено на окружающем мире, быстро идет процесс интеллектуального развития, сексуальное развитие замедляется; генитальную – это период полового созревания, когда особенно остры эмоциональные переживания, истинная зрелость связана с усвоением социальных норм поведения.
Американский психолог Эрик Эриксон рассматривает социализацию как процесс развития индивидуальности . Он формулирует две основополагающие идеи социализации: 1) личность развивается по мере готовности ее двигаться вперед и расширять «радиус» своих социальных ролей; 2) общество, социальная среда могут как содействовать этому продвижению, так и тормозить его. Стадии развития личности он формулирует через конфликт, формирование противоположных качеств: доверие – недоверие (до 1 года); автономия и уверенность (2-3 года); стыд – сомнение; инициатива – виноватость; деловитость – неполноценность (эти качества формируются в 6-11 лет); юность (самоутверждение – неопределенность); молодость (дружба – любовь или изоляция); средний возраст (воспроизводство или самопотребление); пожилой возраст (интегрированность или одиночество и отчаяние, оценка жизненного пути как неудавшегося). Так, по Эриксону, доверие – недоверие формируется в зависимости от того, удовлетворяются ли нужды ребенка, автономия, уверенность, инициатива, виноватость – от того, как окружающие способствуют его познанию окружающего мира, стимулируют его или постоянно одергивают ребенка, говорят ему: «отстань», «не задавай глупых вопросов» – в этом случае у ребенка подспудно формируется чувство вины, неуверенности, он становится безынициативным.
С точки зрения Дж. Мида , «Я» – это продукт опыта социального взаимодействия (об этом уже шла речь ранее). Поэтому и социализация – это определенный тип взаимодействия, игры. Первый этап социализации – подготовительный или этап имитации детьми поведения других. Второй этап – собственно игровой, освоение социальных ролей ребенком идет через игру в той или иной последовательности. Третий этап – этап системной игры , когда «исполнение» социальных ролей идет уже осознанно. Иначе эти стадии можно назвать «имитация, подражание, научение». Основой для понимания между личностью и обществом Мид считает существование двух «Я»: а) стихийные, внутренние тенденции, заложенные в человеке; б) социализированное «Я» – усвоение социальных позиций других, общих для группы, общества в целом.
Бихевиористские тенденции прослеживаются здесь в том, что Мид рассматривает поведение человека как серию «инициатив» моего «Я» и коррекцию этих инициатив обществом.
Известный психолог Жан Пиаже в качестве ведущего фактора социализации рассматривает интеллектуальное развитие личности, которое он неразрывно связывает с социальной средой. Согласно операциональной концепции интеллекта Пиаже , функционирование и развитие психики совершается в рамках адаптации к среде: сенсомоторная стадия, способность сохранять в памяти образы предметов; предоперационная стадия – дети учатся различать сами предметы и их символы, например, они уже не отождествляют домик из песка с настоящим домиком; стадия конкретных операций; стадия формальных операций (или абстрактное мышление). Ребенок в процессе социализации ассимилирует материал, который он получает извне, а затем последовательно «приспосабливает» (у Пиаже это называется аккомодацией) его к конкретным ситуациям. Высшая форма такой аккомодации – проявление у индивида операционных структур, то есть определенных систематизированных предметных действий. Развитие при этом абстрактного мышления, по Пиаже, это мерило интеллектуального развития.
В самом широком социологическом аспекте социализация – это процесс филогенетический (формирование родовых свойств человека) и онтогенетический (формирование конкретного типа личности). При этом процесс специализации не сводится к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает в «снятом» виде всю совокупность общественных отношений. Результатом социализации является развитие индивидуальности. Социализация – не механическое наложение на индивида готовой «социальной формы», а результат его активного взаимодействия с этой «формой». Процесс социализации идет и продолжается всю сознательную жизнь личности. Поэтому в социологии присутствует и понятие ресоциализации – «усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших» . Ресоциализация охватывает многие виды деятельности человека – от исправления дефектов речи до профессиональной переподготовки, усвоения новых видов деятельности, адаптации к новым социальным условиям. Необходимо заметить, что помимо социализации и ресоциализации существует и процесс, который можно назвать десоциализацией – это утрата человеком уже имеющихся социальных качеств, навыков, свойств, чаще всего его связывают с деградацией личности или маргинализацией. В любом случае, это «социализация наоборот».
В последние годы в нашем обществе идет процесс роста «десоциализированных» слоев, людей, утративших свой прежний социальный статус, опустившихся морально, физически и интеллектуально. Это бомжи, проститутки, алкоголики, наркоманы, некоторая часть безработных и др. Так что процесс социализации неизбежно имеет и свои издержки – дефектологические школы и десоциализированные слои населения.
Немаловажную роль в процессе социализации имеет система «агентов» социализации и показателей социализации. Так, агентами социализации являются родители, воспитатели, друзья, учителя, наставники. Чтобы человек правильно и гармонично развивался, ему необходимо внимание, забота и любовь. Отсутствие родительской заботы выражается в социологии термином депривация . Дети, выросшие в условиях депривации, как правило, отстают от своих сверстников не только в эмоциональном развитии, но и в интеллектуальном, крайней степенью депривации является госпитализм, или изоляция. В условиях изоляции воспитываются дети в детских домах, домах ребенка, интернатах. Здесь они полностью лишены родительской ласки и любви.
Сегодня имеют огромное значение такие средства или агенты социализации, как средства массовой информации и школа. Пожалуй, именно эти два фактора оказываются наиболее сильными по интенсивности и длительности воздействия.
Что касается показателей социализации, то ими являются технико-экономические показатели, например, материально-техническая база образования, наличие средств для проведения досуга, наличие материальных возможностей для тех или иных видов деятельности, реализации потребностей личности.
В заключение необходимо сказать, что социализация – процесс, играющий огромную роль в жизни как личности, так и общества. Социализация обеспечиваетсамовозобновляемость общественной жизни, а с точки зрения личностной – это реализация способностей, задатков человека, усвоение культуры.
Личность (лик, лицо), персона (лат. persona - маска; лицо, личность) - основное понятие антропологии. Приступая к рассмотрению понятия личности мы исходим из того, что ее носителем является человек, обладающий индивидуальностью, т.е. индивид. Но это самое общее, абстрактное понимание личности. Здесь констатируется бесспорный факт того, что все люди в равной мере обладают неповторимостью, уникальностью. Но утверждение этого далеко не раскрывает суть вопроса о том, что же составляет существенное содержание понятия личности. В самом деле, скажем Кант и его лакей, Суворов и его денщик одинаково единичны и неповторимы. И в тоже время личностная значимость этих людей несоизмерима. Ясно, что индивидуальность, индивидуальные качества человека далеко не исчерпывают понятие личности. Для этого требуются дополнительные критерии, позволяющие ввести признаки, определяющие личность индивида. Эти критерии выявляются при рассмотрении индивида через деятельностный (прагматический) аспект. Наиболее глубокой связью, лежащей в основе прагматического аспекта лежит соотношение Я-ТЫ. Языковая формула этого отношения определяет возможность дальнейшей конкретизации понятия личности. Личностные качества не просто индивидуальны, но они проявляются и существуют только через деятельность индивида. Именно в этом смысле личность издавна рассматривается как «социальная маска» по аналогии с маской актера, т.е. человека, совершающего определенное действие (лат. actus - поступок, действие).
Формирование личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения им знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Человек появляется на свет божий как биологическое существо, которое по праву рождения занимает свое неповторимое место в социальной среде, является уникальной особью рода человеческого. По своему рождению человек, таким образом, не просто биологическое существо: он уже заключает в себе возможность человека, индивида, личности, т.е. он биосоциальное существо. Социальное в смысле возможности реализации своего уникального места, принадлежащего ему и которое ему предстоит еще освоить, занять, т.е. реализовать себя человеком. Личностные качества не встроены подобно инстинктам в биологическое тело особи. Существуют лишь определенные предпосылки (биопсихические) для формирования этих качеств. Формирование личностных качеств возможно лишь посредством и через «коллективное тело рода человеческого». И поэтому по отношению к отдельному индивиду формирование личностных качеств выступает как процесс, обращенный извне, «принуждающий» человеческую телесность и внутренний мир к определенным изменениям, преобразованиям его души и тела.
Одной из важнейших особенностей биологии человека, отмечаемой многими исследователями, является отсутствие заранее предопределенного генами того или иного способа жизнедеятельности. Подобная специализация характерна для представителей животного мира: птица воплощает функцию полета, крот - копания, рыба - плавания. Образ жизни хищников, например, жестко обусловлен их телесной организацией и врожденными инстинктами - «сколько волка не корми, он все в лес смотрит». Врожденная организация тела человеческой особи максимально пластична и именно поэтому оставляет неограниченный простор для формирования прижизненных вариаций способа жизнедеятельности. Биологически человек имеет возможность приспособления практически к любой экологической нише в силу того, что он не приспособлен инстинктивно ни к одной в частности. Возможно, что именно эта парадоксальная черта биологии человека напрямую связана с его привилегированным положением на лестнице эволюции жизни на Земле. Э. Майом определяет «специализацию» человека как развитие в направлении все большей деспециализации (телесной). Именно деспециализация и заключает в себе возможность универсального развития человека.
В процессе социализации, индивид овладевает различными формами деятельности, составляющими в своей совокупности определенный способ жизнедеятельности. Человеческая речь, прямодвижение, человеческие способы удовлетворения потребностей, прижизненно приобретенные навыки от умывания лица до виртуозной игры на рояле - все эти и другие навыки не заключены в генотипе, а приобретаются в процессе социализации. Тоже самое наблюдается и в развитии органов зрения или речевого аппарата. С точки зрения биологии они заключают в себе лишь предпосылки их социальной функции, но от рождения вовсе не являются органами человеческой жизнедеятельности. Они становятся таковыми только лишь в рамках определенной системы социально-исторической культуры, как совокупности всех общественных отношений вплоть до самых глубоких и опосредствованных. Формирование личностных качеств не просто наложение определенных человеческих форм жизнедеятельности на индивида. Индивид формируется как личность, выступая и как объект общественных отношений и как субъект, активно воспроизводящий и творящий эти отношения. То есть формирование личности происходит тем более успешно, чем активнее позиция индивида в обществе, многообразнее его деятельностные связи с социальной структурой. Следует также отметить, что формирование личностных качеств происходит на фоне поступательного развития родовых свойств человеческого рода. Эти процессы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Но процесс становления личности - это не гарантированный процесс обязательно восходящего движения ко все большему совершенствованию. В реальной действительности имеются примеры и деградации личности под влиянием неблагоприятных социальных условий, вследствие пагубного пристрастия к алкоголю, наркотикам, отсутствия устойчивых интересов и т.д. Утеря личностных качеств, массовая деградация - серьезная общественная проблема - явный признак социального неблагополучия.
Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выражает значимые черты данного общества.
Непременными характеристиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.
Личность является не только следствием, но и причиной социально этических действий, совершаемых в данной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявляются по-разному, определяя социальное качество каждого человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально определенная цель его деятельности; занимаемые социальные статусы и выполняемые социальные роли; ожидания в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценности (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-психологические особенности; активность и степень самостоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к анализу личности, сведение индивидуального к социальному позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкретно-исторической системе социальных отношений, в рамках определенного класса или социальной группы, социального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных организаций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, определяющие содержание и характер его поведения.
Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынужденное и формальное) ее исполнение.
Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами, прежде всего, в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизненных событий, или, как точно определил М.М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры такого поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») - таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности, - это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), автономия - это «само законность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен, прежде всего, возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стратегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимости, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.
Первичным агентом социального взаимодействия и отношений является личность. При этом индивидуально-личностные коллизии, переживаемые личностью, предстают как социальные. Признавая ведущую роль социальных факторов (культуры и социальных институтов, влияния других людей) в формировании личности, социологи переводят проблему личности в плоскость социологического анализа.
Такая постановка вопроса вытекает из необходимости найти постоянную величину, определяющую процессы, происходящие в обществе. Объясняя эти процессы взаимодействиями индивидов, объединяющихся в социальные общности для достижения своих целей, мы получаем ключ к пониманию сущности общества.
Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
«Индивид» – отдельный человек, единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенности действия различных биологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и других исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и филогенеза человека, личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.
Личность является объектом изучения философии, психологии и социологии. Философия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д.
Социологический же подход выделяет в личности социально-типическое. «Личность» – это единичный человек как система устойчивых качеств, свойств, реализуемых в социальных связях, социальных институтах, культуре, более широко – в социальной жизни.
Основная проблематика социологической теории личности связана с процессом формирования личности и развития ее потребностей в неразрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности.
Таким образом, для социологии в человеке интересна его социальная составляющая. При таком подходе ничто человеческое, в том числе темперамент, эмоции, присущие данному человеку, не исчезают в его личности. Вместе с тем в личности они представлены в тех проявлениях, которые значимы для социальной жизни. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т.е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества.
Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с ней) и вместе с тем к проявлению творческой индивидуальности делает личность продуктом и субъектом социальных отношений, социального развития.
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности.
Не всякий человек личность. Человеком рождаются, а личностью становятся. В то же время неправильно думать, что личность это только выдающийся человек. Личность – это человек обладающий самосознанием и ценностными ориентирами, включенностью в социальные отношения и чувством ответственности за поступки, осознанием своей индивидуальности и автономностью по отношению к государству и обществу. Поэтому, можно говорить как о выдающейся личности, воплотившей в себе яркие общечеловеческие и индивидуальные характеристики, так и о личности преступника или алкоголика, бомжа. Препятствием к тому, чтобы быть личностью, для взрослого человека являются только необратимые органические поражения мозга.