Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Крыша
  • Определение эстетической хирургии эстетические пропорции лица. Тема пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Угловатые формы лиц

Определение эстетической хирургии эстетические пропорции лица. Тема пропорциональные особенности и пластические точки лица человека. Угловатые формы лиц

ЭВОЛЮЦИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРОПОРЦИИ ЛИЦА ЧЕЛОВЕКА

Все, что окружает человека, воспринимается им в зна- чительной мере с эстетической точки зрения. Стремление к красоте извечно и неувядаемо, это становится одним из факторов существования и совершенствования человека.

Красота не укладывается в обычные понятия и не под- дается логическим объяснениям. Оценка красоты неод- нозначна и является комбинацией психологических, био- логических и этико-эстетических аспектов. В различных этнических группах людей представление о красоте не- одинаково в связи с местными особенностями экономиче- ской и социальной жизни, религиозных обрядов и др. Не- которые бытующие представления о красоте настолько отличаются от наших, что их подчас можно принять за патологическое проявление. В определенной степени само- увечьем являются такие обряды, как проколы носа и ушей, нанесение татуировки, растягивание нижних губ до неве- роятных размеров, спиливание зубов, бытующие и в на- стоящее время у некоторых народностей.

Лицо человека рассматривают с эстетических позиций, его красота стала ценностью. При этом эволюцию лица следует рассматривать как очень полезный процесс, спо- собствующий гармоничному развитию человеческой лично- сти, проявлению всех лучших человеческих качеств и спо- собностей.

В течение тысячелетий происходило формирование ли- цевого скелета человека, закончившееся образованием лоб- ных долей мозга. Для головы неандертальца были ха- > рактерны выраженная покатость лба - признак недораз- вития лобных долей мозга - и большие челюсти, лицо его было более массивным и тяжелым по сравнению с мозго- вым отделом. В процессе перехода к прямостоянию и ста- новлению человека формировались новые черты лица: лоб стал прямым, исчезли мощные глазные валики, лицо ста- ло относительно плоским, начал резко выступать нос, уменьшились челюсти.

С исчезновением функции зубов служить оружием от- пала необходимость в мощных и тяжелых челюстях, ко- торые не давали преимуществ, а, наоборот, превращались в недостаток, сотрясая при жевании такую тонкую струк- туру, как мозг. Кроме того, тяжелые челюсти мешали раз- витию речи, требовавшей легких и быстрых движений. Тяжелые челюсти, составлявшие основную массу головы, делали тело человека неустойчивым, не позволяли ему смотреть вверх и вперед.

Характерно, что в процессе эволюции лицевого скеле- та от морды животного до лица современного человека нос продолжал выступать впереди лица. По всей вероят- ности, это было связано не столько с функцией обоняния (оно скорее снизилось по сравнению с нюхом животных), сколько с необходимостью удлинения пути прохождения вдыхаемого воздуха с целью его утепления и увлажнения, чтобы защитить дыхательное горло. Вся нервная сеть ис- чезнувшей морды животных сконцентрировалась на не- большой площади слизистой оболочки носа.

Менее покатым становился лоб. Вследствие развития членораздельной речи стал выдвигаться вперед подборо- док, так как языку и его мощным мышцам понадобилось больше места. Изменились строение и подвижность губ (может быть они приобрели красный цвет, чтобы за ними было легче следить во время разговора). Очень богатой стала мимика человека, способствовавшая развитию речи.

С позиций косметической хирургии чрезвычайно важно определить, завершено ли развитие лица современного че- ловека. Если да, то мы можем познавать особенности и закономерности его строения и использовать их в своей работе, говорить о социальном стандарте лица или его Отдельных частей при попытке воссоздать лицевую гармо- нию хирургическими средствами. Не менее важен также вопрос: будет ли в будущем считаться красивым то, что мы называем красивым сегодня. В отношении лица на этот вопрос можно с определенностью ответить положи- тельно. С момента «выпадения из эволюции и подчине- ния законам естественного отбора» человек стал хозяином самому себе и его внешность практически не изменяется. У При сравнительном анализе черепов обезьян, синан- тропов, неандертальцев, кроманьонцев и современных лю- дей антрополог В. П. Алексеев обнаружил некоторые из- менения, которые, однако, дойдя до какого-то предела, перестали происходить. Изменения внешности человека за Десятки тысяч лет могут проявиться в мелочах, но это не

существенно и не изменит основных черт лица. У людей нет необходимости преображать свое лицо. Совершенст- вование же того облика, который в настоящее время при- сущ людям, возможно и без генной реконструкции, хотя бы с помощью пластической хирургии.

Как и большинство объектов эстетических отношений, лицо можно расчленить на качественно однородные эле- менты, вычислить системные и структурные связи между ними, или, другими словами, применить математический аппарат исследования. Признавая прекрасное как «сла- женность и определенность», Аристотель писал, что «ма- тематика больше всего и выявляет их».

Было предложено много канонов, или правил, характе- ризующих основные размеры человеческого тела. В основу каждого канона был положен модуль - размер какой-то определенной части тела или лица человека. В разные времена за модуль принимали высоту головы, длину по- звоночника или его части, длину кисти, стопы и т. д.

В древнегреческом каноне," в котором модулем служи- ла высота головы, длина тела составляла восьмикратное увеличение модуля (при росте не менее 180 см). При этом модуле одинаковыми должны были быть высота головы, расстояние от подбородка до линии сосков, от сосков до пупка, от пупка до лобка, от лобкового сращения до се- редины бедра. Высота головы укладывается в расстояние между сосками молочных желез, а ширина грудной клетки соответствует 1,5 высоты головы. Расстояние между боль- шими вертелами у женщин приблизительно равно 1 3/4 вы- соты головы.

Позднее было установлено, что длина разведенных в стороны рук приблизительно равна росту человека. В этом положении «креста» человеческая фигура вписывается в квадрат. Согласно этому канону (канон эпохи Возрож- дения) человек с поднятыми вверх и разведенными в сто- роны руками вписывается уже в круг с центром, располо- женным вблизи пупка.

Разрабатывая правила изображения человеческой фи^ гуры, Леонардо да Винчи пытался восстановить так на- зываемый квадрат древних и воссоздать рисунки-схемы, которые наглядно показывают пропорции частей человече- ского тела. В тетрадях Леонардо да Винчи много описаний геометрического подхода к «божественным пропорциям» лица и туловища. «Пропорции головы,- пишет он - от брови к соединению губы с подбородком и от них к верх- нему краю уха у завитка - это составляет совершенный

квадрат, каждая сторона которого составляет половину головы, впадина щечной кости составляет половину рас- стояния между кончиком носа и задней частью нижней челюсти». В пересчете на величину уха имеются следую- щие соотношения: расстояние от края орбиты до уха рав- но длине уха или составляет одну треть головы, расстоя- ния от подбородка до носа и от линии волос до бровей равны и соответствуют высоте, уха, или одной трети лица.

В художественных школах специальных учебных за- ведениях до сих пор используют критерии Леонардо да Винчи, например: расстояние между глазами равно дли- не глаза; на идеальном лице европейца ноздри не должны выходить за линию, опущенную вертикально из внутренне- го угла глаза; рот должен доходить до линии, проведенной через внутренний край радужки глаза; расстояние от под- бородка до линии волос равно длине кисти, а нос имеет такую же длину, -как большой палец кисти (рис. 1,а).

Голову можно разделить на четыре равные части: во- лбсистую часть, лоб, нос, область верхней и нижней губ и -подбородка. Существует еще деление лица на три рав- ные части: лобную, носовую и ротоподбородочную. При этом, делении на волосистую часть головы прибавляют около "/2 одной из указанных третей. Вертикальными линиями можно разделить лицо при- близительно на пять одинаковых по ширине частей. Такие линии проходят через внутренний и наружный углы каж- дого глаза (рис. 1,6). Между двумя внутренними верти- кальными линиями располагаются крылья носа и рот, ко- торый обычно бывает немного шире указанного здесь про- межутка; Длина глазной щели равна расстоянию между внутренними углами глаз, или примерно 1\8 высоты голо- вы. Ротовая щель располагается приблизительно между верхней и средней третями нижнего отдела головы.

Поперечные размеры в области верхней, средней и нижней третей лица различны у большинства людей, что зависит не только от формы черепа, но и от состояния мягких тканей. Необходимо запомнить некоторые абсо- лютные размеры частей лица, которые имеют индивиду- альные отклонения: ширина лица между дугами скуловых костей (15 см), расстояние от середины глаз до подбород- ка (12 см), высота головы (24-25 см), расстояние от угла глаза до козелка уха (8-9 см), длина самого уха (7см).

При рассмотрении профильного положения головы мож- но определить «общий угол лицевого профиля». Он нахо-

Рис. 1. Пропорции лица (а, б, в).

дится между двумя прямыми линиями: касательной, иду- щей через точку, расположенную на середине между лоб- ной и носовыми костями, и наиболее выступающую точку луночкового отростка верхней челюсти, и горизонталью на уровне верхнего края наружного слухового прохода и ниж- него края глазницы. Угол между этими двумя линиями равняется 80-84,9°. В одних случаях этот угол меньше (прогнатизм), в других - больше (ортогнатизм) этих сред- них величин. Он может быть равен прямому углу и даже превышать его (рис. 1,в).

Естественно, что все приведенные соотношения прибли- зительны вследствие нескольких причин. Во-первых, раз- меры отдельных частей лица и туловища и соотношения между ними меняются в зависимости от возраста, пола, физического развития человека и особенностей конститу- ционального строения.

Во-вторых, определение пропорций затрудняется вслед- ствие изменения форм в зависимости от положения голо- вы. Одинаковые по величине формы воспринимаются гла- зом как неравные, например, при наклоне, повороте на 3/4 и т. п. Установление пропорций в значительной мере зависит от способности глаза правильно определить их. Наше зрение вследствие особенностей его физиологиче- ского устройства глаза теоретически плоскостное, т. е. для того чтобы перевести взгляд с предмета на предмет тре- буется известное изменение величины хрусталика, конвер- генции и аккомодации, другими словами, новая установка глаза. Оба глаза позволяют на близком расстоянии вос- принимать объект объемным, но на далеком расстоянии мы все видим плоским. Эта теоретическая специфичность зрения почти полностью отсутствует в жизни, так ка,к первое же перемещение человека среди предметов позво- ляет ему познакомиться с трехмерностью пространства и устройством реального мира. Эти знания дополняют све- дения, полученные с помощью зрения.

Для хирурга-косметолога очень важно тренировать свою наблюдательность и уметь на глаз определять про- порции лица и тела. По словам известного русского художника и педагога П. П. Чистякова, «глаз есть та- кой орган, который точнее циркуля способен определить расстояние, как скоро он воспитан правильно», и «сле- дует приучить глаз сравнивать, измерять и определять без циркуля относительные величины и расстояния».

В-третьих, необходимо помнить об асимметрии чело- веческого лица, которая часто проявляется в форме носа,

положении глазных щелей и бровей, а чаще всего в поло- жении углов рта. Две половины лица не дают одинакового зеркального изображения, но зрительно такое лицо тем не менее кажется нормальным, вероятно, из-за тех же особен- ностей зрительного восприятия. Асимметрия лица более выражена у пожилых людей, но бывает и слабо уловимой. При внимательном рассмотрении можно заметить, что гла- за имеют разные оттенки, неодинаково поднимаются.- и опускаются брови, углы рта и т. д. Интересно, что стати- стически не было установлено выраженной разницы между физиологической и патологической асимметриями: макси- мально выраженная физиологическая асимметрия совпа- дает с минимальными степенями патологической асим- метрии.

Характеризуя попытки количественно оценить прекрас- ное, Н. Г. Чернышевский писал, что живописцы «...опре- деляли длину носа, величину глаз, размер рта, высоту лба, какую должна иметь человеческая фигура, чтобы быть прекрасною. Все попытки выставить такую пропорцию пе*- казывают, однако, только одно - невозможность вымерить красоту по вершкам и линиям». С этим нельзя не согла- ситься, так как красота - явление многомерное и познать ее можно только при органическом сочетании разумных подходов и методов научного исследования на основе марксистской методологии, а непростыми математически- ми вычислениями.

Однако изучение закономерностей строения лица, зна- ние его пропорций является ступенью к познанию прекрас- ного в целях его воссоздания руками хирурга. Сами по себе каноны как учение о пропорциях человеческого тела становятся ориентиром для определения реальных пропор- ций тела каждого конкретного человека. Проводя изме- рения лица или его отдельных частей, хирург-косметолог способен объективно оценить отклонения от этих ориен- тиров и наметить план восстановления гармонии внешнего облика. В связи с этим при изложении специальных хи- рургических вопросов мы еще не раз будем возвращаться к исходным гармоничным пропорциям.

Над чем работают лучшие умы современной стоматологической науки? Над идеальной улыбкой, воплотившей в себе красоту и здоровье.

Что такое "красота"? Почему лицо и облик одного человека нам нравится, а другого - нет?

На эти вопросы пытались ответить учёные ещё тогда, когда не было ни только стоматологии как направления медицины, но и сама медицина находилась в стадии зарождения.

Оказывается, наше лицо и тело имеет определённые пропорции, кажущиеся на первый взгляд почти мистическими.

Хотя в наш просвещённый век многому можно найти научное и даже математическое объяснение.

Принято считать, что впервые закономерности соотношение размеров тела человека и отдельных его частей обобщил и сформулировал в 1855 г. немецкий исследователь Цейзинг в своём научном труде "Эстетические исследования". За основу своей теории он взял учение о "золотом сечении".

Ещё в VI веке до н.э. древнегреческий философ и математик Пифагор ввёл в научный обиход понятие "золотое деление". "Золотое деление" - это пропорциональное деление отрезка на неравные части. При этом меньший отрезок так относится к большему, как больший отрезок относится ко всему отрезку. a: b = b: c или с: b = b: а.

Так что же особенного в этом соотношении?

Оказывается, что всегда меньший отрезок относится к большему, как 0,382: к 0,618:

То есть, если АВ принять за единицу, АЕ/ЕВ=0,62/0,32 (в практических целях используют приближённые значения).

Один из примеров "золотого деления", с которым наверняка все знакомы, это - пентаграмма и, как представители её, так любимые людьми старшего поколения, "знак качества" и "звезда".

Все диагонали пятиугольника (пятиугольная звезда) делят друг друга на отрезки, связанные между собой "золотой пропорцией".

В настоящее время эта математическая закономерность носит название "золотое сечение", которое ввел в обиход ещё Леонардо да Винчи, который проводил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками. И каждый раз он получал соотношение сторон в "золотом делении". Он дал этому делению название "золотое сечение", принятое до сих пор.

Но не Пифагор впервые обнаружил закономерность "золотого сечения". Ещё древние египтяне и вавилоняне использовали эти знания в строительстве пирамид и изготовлении предметов обихода. Древние греки при проектировании своих зданий использовали пропорции "золотого сечения". В эпоху возрождения интерес к "золотому сечению" усилился. Художники нашли применение ему в искусстве. Учение о "золотом сечении" связано с именем гениального итальянского математика и монаха Луки Пачоли. В 1509 г. Была издана его книга "Божественная пропорция" с иллюстрациями Леонардо да Винчи (предположительно). Он причислял золотую пропорцию к "божественной сути" через триединство: бог сын, бог отец и святой дух, находящихся между собой в "золотой пропорции".

История "золотого сечения" связана ещё с одним известным итальянским математиком Фибоначчи. До наших времён дошёл ряд чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д., известный, как ряд Фибоначчи.

Особенность последовательности данных чисел заключается в том, что каждый её член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих (2+3=5, 3+5=8), а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению "золотого сечения" (21:34=0,617, а 34:55=0,618). В последствии все исследователи "золотого сечения" в растительном и животном мире, искусстве и анатомии приходили к этому ряду, как арифметическому выражению закона золотого деления. Интересно, что свой закон Фибонначи вывел, подсчитывая количество рождённых кроликов от пары кроликов за год.

Так в чём же ореол таинственности "золотого сечения"?

Всё, что растёт и приобретает какую-либо форму в живом мире нашей планеты - растёт вверх или закручивается по спирали. Спираль (например, морская раковина) - пример соотношения в пропорциях "золотого сечения". Спирали прослеживаются в расположении семян в шишках хвойных деревьев, в семенах подсолнечника и др.

Паук плетёт паутину по спирали, ДНК человека закручено по спирали.

А рост вверх? Растение живёт по тем же законам "золотого сечения". Самый большой участок стебля - до первого листочка. Затем следующие сегменты уменьшаются в пропорции "золотого сечения": с: в = в: а

Удивительно то, что и человек в соотношении отдельных частей тела и расстояний между ними, подчиняется законам "золотого сечения".

Немецкий учёный Альберт Дюрер доказал, что рост человека делится в золотых пропорциях линией, проходящей через пупок и линией, проходящей через кончики средних пальцев опущенных рук.

Его труды продолжил Цейзинг. Он выяснил, что пропорции мужского тела колеблются в пределах 13: 8 = 1, 625.

А пропорции женского тела в среднем находятся в соотношении 8: 5 = 1,6.

Пропорции "золотого сечения" проявляются в отношении длины плеча, предплечья, кисти и пальцев и т.д.

Поразительно, но в лице человека можно проследить множество пропорций, подчиненных "золотому сечению". Причем, чем больше в лице человека соотношений в этой пропорции, тем красивее нам он кажется. Есть лица, при характеристике которых употребляют выражение "правильные черты лица". У этих людей основные пропорции наиболее близки к соотношению 1, 618: или 62: 38.

Какие же пропорции в лице человека стремятся к "золотому сечению"?

Прежде всего, у людей с красивыми лицами наблюдается:

  1. Идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это соотношение называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием".
  2. Соотношение высоты верхней и нижней губы будет 1,618.
  3. Высота надгубной складки (расстояние между верхней губой и нижней границей носа) и высота губ будут составлять соотношение 62: 38.
  4. Ширина одной ноздри суммарно с шириной переносицы относится к ширине другой ноздри в пропорции "золотого сечения".
  5. Ширина ротовой щели также относится к ширине между наружными краями глаз, а расстояние между наружными уголками глаз - к ширине лба на уровне линии бровей, как все пропорции "золотого сечения".
  6. Расстояние между линии смыкания губ до крыльев носа относится к расстоянию от линии смыкания губ до нижней точки подбородка, как 38: 62: И к расстоянию от крыльев носа до зрачка - как 38: 62 = 0.
  7. Расстояние между линией верхней части лба до линии зрачков и расстояние между линией зрачков и линией смыкания губ имеет пропорцию "золотого сечения".

Можно продолжить этот список соотношения размеров гармоничного лица. Получается, правильную красоту можно математически просчитать и даже прибегнуть к хирургической корректировке с целью совершенствования внешности.

В настоящее время стоматология, наряду с пластической хирургией, занимается не только лечением заболеваний полости рта, но и эстетической медициной.

Удивительно, но и в стоматологии можно проследить пропорции "золотого сечения".

Красивая улыбка - это не только белоснежные здоровые ровные зубы, но и их правильное соотношение и расположение. И здесь мы опять сталкиваемся с закономерность "золотого сечения".

Вот некоторые примеры соотношений размеров и расстояний между зубами:

  1. Ширина верхнего центрального резца относится к ширине нижнего центрального резца, как 62: 38, т.е. 1, 618:, в соотношении "золотого сечения".
  2. В этой же пропорции находится ширина двух верхних резцов к ширине двух нижних.
  3. Расстояние между премолярами верхней челюсти относится к ширине четырёх верхних резцов, как 62: 38.
  4. Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров - пропорция 38: 62.

И этот список можно продолжить.

Как же на практике можно использовать знание о "золотом сечении" и его влиянии на параметры в стоматологии?

Разумеется, искать применение золотых пропорций в эстетической стоматологии.

Расположение, размер и взаимное соотношение зубов в полости рта - всё это подчинено общему закону - "золотому сечению".

Вольно или невольно, осознанно или неосознанно врач использует эти пропорции при восстановлении коронковой части зуба, при протезировании или ортодонтических мероприятиях. Лучше, конечно, чтобы врач применял математическую составляющую в формировании вашей красоты и здоровья.

А мы теперь знаем, что человек - только часть живого мира на нашей планете, подчиняющийся общим законам мироздания. И доказательство тому - учение о "золотом сечении", дошедшее до нас уже даже не из предыдущего тысячелетия.


Проводимая перед операцией, эстетическая оценка лица помогает определить какие черты наиболее отклоняются от идеальных пропорций и требуют изменения для создания гармоничного лица в целом. Те же измерения, выполненные после операции, позволяют объективно оценить произошедшие перемены.

Эстетическая оценка включает в себя анализ всех составляющих лица (подбородок, лоб, губы, глаза, шея) преимущественно в двух положениях - в фас и профиль.

Анализ лица в фас начинается с определения высоты лица, которое по горизонтали принято делить на три равные между собой части. Верхняя треть лица располагается между границей волосистой части лба и серединой линии надбровных дуг (надпереносье или глабелла), средняя начинается от глабеллы и ограничена снизу крыльями носа (субназале), нижняя треть лица занимает область, простирающуюся от субназале до нижней части подбородка.

Затем выполняются измерения только двух нижних третей лица. Средняя часть лица (назион-субназале) или длина носа должна составлять 43%, а нижняя часть лица (субназале-ментон) - 57% соответственно от высоты лица.Ширина глаза от уголка до уголка равна 1/5 ширины лица, т. е. все лицо можно поделить на пять равных между собой частей. Если провести вертикальные линии от внутренних уголков глаз, то они пройдут вдоль крыльев носа.

В профиль анализ лица начинается с так называемого «эстетического треугольника». Этот метод позволяет не только учитывать все основные эстетические единицы лица, но и их взаимозависимость между собой. Для этого определяется ряд углов - носолобный, носолицевой, носоподбородочный, подбородочно-шейный и носогубный, для которых известны диапазоны идеальных значений, а также ряд линий.

Лоб мало подвержен изменениям и характеризуется носолобным углом (NFr), который образован на пересечении линии лба (через глабеллу и назион) и линией, проведенной вдоль спинки носа. Идеальными считаются значения диапазона 115-135°.

Нос является центром симметрии лица, поэтому его оценка сопровождается целым комплексом измерений. Помимо носолобного угла дополнительно определяются носолицевой (NFa) и носогубный (NL) углы. Первый характеризует наклон спинки носа относительно поверхности лица, второй - положение кончика носа. Острый угол говорит о так называемом «висящем» кончике, тупой угол - о «вздернутом» носе.

Пропорция выступания носа по Гуду определяет степень выделения носа от основания лица и равно отношению длины линии от крыла до кончика носа к расстоянию от назиона до кончика носа. Коэффициент должен равняться 0,55-0,6.

В профиль также важно оценить отношение крыла к дольке носа, идеальное значение которого 1:1. Край колумеллы или носовой перегородки должен быть опущен на 2-3 мм ниже уровня крыльев носа.

Положение губ по горизонтали определяется при помощи носоподбородочной линии, которая проводится между кончиком носа и погонионом. За эталон принято такое расположение губ, при котором нижняя губа не доходит до линии 2 мм, верхняя - 4 мм. Линия спинки носа и носоподбородочная линия образуют носоподбородочный угол.

Также важной характеристикой является глубина подбородочно-губной борозды, которая отделяет нижнюю губу от подбородка. Самая глубокая точка должна располагаться за 4 мм до линии, соединяющей субназале и погонион.

Для характеристики зоны перехода подбородок-шея используется подбородочно-шейный угол. Его образуют две линии: одна проводится через точки глабеллы и погониона, вторая - между ментоном и точкой перехода подбородочной области в шею. Идеальными считаются значения диапазона 80-95°.

34. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ

34.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА И ШЕИ ……………..319

34.2. ДЕФОРМАЦИИ НАРУЖНОГО НОСА ……………………………………………..325

34.3. ДЕФОРМАЦИЯ НАРУЖНОГО УХА ………………………………………………336

Лицо - это передний отдел головы человека. Условно верхняя граница проходит по ли­нии, отделяющей волосистую часть кожи головы от кожи лба. Анатомическая верхняя граница лицевой части черепа - это линия, проводимая через глабеллу (переносицу), надбровные ду­ги, верхний край скуловой кости и дуги до наружного слухового прохода. Боковая граница - по линии прикрепления ушной раковины сзади и задний край ветви нижней челюсти, а нижняя - угол и нижний край нижней челюсти. Рельеф лица и его профиль определяются формой наи­более выпуклых участков - лба, надбровных и скуловых дуг, носа, а также формой мягких тка­ней губ и щек.

Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо каждого человека обладает индивидуальностью. По лицу человека можно судить о его возрасте, состоянии здоровья, характере, наличии сопутствующих заболе­ваний и т.п.

В 1528 году художник Альбрехт Дюрер в книге о пропорциях человека указывает, что про­порции лица не только строго индивидуальные, но и стабильные. Известно, что у новорожден­ного размер головы в высоту составляет 1/4 часть от всей длины тела, у ребенка 7 лет - 1/6, а у взрослого - 1/8 часть. В клинике принято подразделять лицо на топографо-анатомические области. Различают лицевую часть лобной области головы (надбровные области, надперено­сье) и собственно лицо, состоящее из следующих областей: глазниц, носа, подглазничных, ро­товой, щечных, скуловых, околоушно-жевательных и подбородочной. Пропорции высоты, ши­рины и профиля лица изменяются с возрастом.

При старении, в связи с изменением зубочелюстного аппарата (потерей зубов, атрофией альвеолярного отростка), высота верхней и нижней челюстей уменьшается. В результате этого носогубные и подбородочногубные складки становятся резко выраженными. Инволютивные из­менения захватывают мягкие ткани (тонус мышц снижается, происходит частичная атрофия их из-за недостаточной нагрузки). С возрастом истончается жировая клетчатка и эластичность ко­жи теряется, упругость ее снижена, кожа становится дряблой и складки на лице уже не рас­правляются и образуются морщины. В связи с тем, что тонус мышц снижен, появление морщин еще больше усиливается. Следует отметить, что носогубные и подбородочногубные складки бывают выражены и в сравнительно молодом (до 40 лет) возрасте. В области наружного угла глаз появляется сеть мелких морщин в форме «гусиной лапки» (их появление ускоряет привыч­ка некоторых людей прищуривать глаза). С возрастом на лбу появляются или углубляются лоб­ные складки кожи (продольные или поперечные между бровями - складки мыслителей). Черты лица заостряются, щеки обвисают, появляются избытки кожи век, подбородка и щек.

Стремление к красоте присуще людям извечно и оно является одним из факторов совер­шенствования человека. Эстетическая хирургия способна воспрепятствовать старению.

Эстетическая (косметическая) хирургия является разделом пластической хирургии. Целью эстетической хирургии челюстно-лицевой области является устранение обращающих на себя внимание изменений (возрастных и др.) и дефектов (врожденных или приобретенных). По­сле проведения любой косметической операции остается рубец, который должен удовлетво­рять пациента в эстетическом отношении. Это достигается тем, что разрезы располагаются по ходу естественных складок и борозд.

Отбор пациентов для проведения эстетических оперативных вмешательств является очень важным этапом, т.к. в этот промежуток времени общения с пациентом решается вопрос о возможности выполнения операции данному человеку. Врачу приходиться сталкиваться с неко­торыми людьми, которые при отсутствии косметических недостатков, все же находят у себя не­эстетический вид отдельных частей лица. Они фиксируют на этом свое внимание и все неудачи в жизни (личной или профессиональной) связывают только с этим и проявляют большую на­стойчивость в своем желании быть оперированными. При отсутствии показаний для проведе­ния операции необходимо отказать такому пациенту, т.к. оперативное вмешательство может для него в будущем стать источником душевных переживаний и страданий.

Показания для проведения операций могут быть абсолютными (при наличии выражен­ных и очень заметных косметических дефектов) и относительными (если недостатки слабо-выражены и малозаметны). В последнем случае следует правильно оценить психическое со­стояние пациента с точки зрения возможности совмещения его пожеланий с тяжестью космети­ческого дефекта. Косметическая операция должна выполняться практически здоровым людям.

В челюстно-лицевой области данные операции необходимо проводить у пациентов, достигших 17-18 лет. Исключение составляют лица с врожденными деформациями ушных раковин (лопоухостью), которым хирургическое вмешательство можно проводить в 6-7 летнем возрасте, т.е. перед поступлением в школу.

Лицо женщины – визитная карточка, которая может о многом рассказать: о здоровье, об умении следить за собой, наносить подходящий макияж и даже о характере. На лицо в первую очередь бросают взгляд, к лицу подбирают вещи, лицом привлекают внимание. Форма и пропорции лица, его линии и черты формируют впечатление о человеке, влияют на его имидж в целом. Вот почему, создавая свой образ и стиль так важно принимать во внимание все особенности своего лица.

В 2009 году ученые из Америки провели исследование, в ходе которого попытались вычислить идеальные пропорции лица. Научное изыскание предусматривало серию экспериментов, в которых мужчины должны были выбрать наиболее привлекательное женское лицо из всех предложенных. Так, в результате выяснилось, что идеальным лицо считается тогда, когда расстояние от линии глаз до линии рта равно 36% длины лица, а между зрачками – порядка 46% ширины лица. Такие идеальные параметры присущи лицу Моны Лизы.

Золотое сечение или «маска красоты»

Вопрос об идеальных пропорциях лица волновал людей еще с древности. Ученые прошлых веков не ограничивались лишь теоретическими изысканиями и однажды решили вывести некую формулу идеального лица, которое бы считалось эталоном красоты. Таким образом, появились волшебные пропорции 1:1,618, а также такое понятие, как маска золотого сечения. С тех самых пор люди (в частности представительницы женского пола) стремятся приблизить свою внешность к идеалу.


Первооткрывателем теории золотого сечения являлся древнегреческий философ и математик Пифагор. Именно он обозначил идеальные параметры красоты, вычислив соотношение 1:1,618. Данное открытие, а также многочисленные работы Леонардо да Винчи, посвященные этой теме, взял за основу Стивен Марквардт известный, американский пластический хирург, который специализировался главным образом на коррекции врожденных или приобретенных дефектов внешности.

Одной из деятельностей Марквардта было изучение лиц, соответствовавших стандартам красоты. Результаты его наблюдений и наблюдений предшественников, помогли доктору прийти к определенным выводам. Условно разделив лицо на множество пятиугольников и треугольников, стороны которых имеют уже известное нам соотношение 1:1,618, Марквардт создал так называемую маску красоты, определяющую золотое сечение лица. Если черты лица человека соответствуют этому шаблону, то его можно считать красивыми. Интересен тот факт, что практически все знаменитые личности прошлого века соответствуют почти на 100% заданным параметрам.


Понятие золотое сечение связано с пропорциональностью и гармонией черт лица. Золотое сечение представляет собой прямой отрезок, поделенный на неравные части таким образом, чтобы общая его длина соотносилась с наибольшей частью так, как последняя относится к наименьшей.

На сегодняшний день золотое сечение активно используют в своей практике, как пластические хирурги, так и визажисты. Фундаментальные знания о пропорциях человеческого лица позволяют и тем и другим исправлять серьезные дефекты врожденного и приобретенного характера. Кроме того, правила золотого сечения дают возможность каждому сопоставить свою внешность с параметрами, которые признаны идеальными.

Современные методы моделирования идеального лица

Пластическая хирургия не терпит приблизительности, а требует ювелирной точности, и современные специалисты вряд ли будут сравнивать «на глаз» лицо пациента и идеальную маску Марквардта.

Сегодня смоделировать идеальное лицо с учетом золотого сечения можно посредством специальной компьютерной программы. Для этого нужно просто загрузить фотографию лица, сделанную по определенным правилам: человек должен держать голову прямо и смотреть на кисти рук, вытянутые вперед. Затем фото обрабатывается (на фото налаживается изображение идеальной маски, которая и определяет золотое сечение лица). В итоге программа выдает скорректированную фотографию, которая обозначает фронт работ для хирурга. Клиент, в свою очередь, сможет увидеть предполагаемый результат операции и определиться с вопросом о ее необходимости.

От макушки (1) к подбородоку (2)

см

От макушки (1) до зрачка (3)

см

От зрачка (3) к кончику носа (4)

см

От зрачка (3) к губе (5)

см

Ширина носа (от 6 к 7)

см

Наружное расстояние между глазами (от 8 к 9)

см

Ширина головы (от 10 до 11)

см

от Линии волос (12) до зрачка (3)

см

от Кончика носа (4) до подпородка (2)

см

от Губ (5) до подпородка (2)

см

Длина губ (от 13 до 14)

см

от Кончика носа (4) до губ (5)

см

Результат

см

Как показывает практика, “идеально” – не всегда “лучше”. Усовершенствованное лицо нередко теряет свою природную изюминку. Поэтому многие люди, оценив выданный программой результат, отказываются от желания что-то менять на своем лице.

Какие пропорции лица считаются идеальными?

Говоря о характеристиках тех или иных черт лица, специалисты подразумевают соотношение размеров различных частей лица, как между собой, так и отношение этих частей к лицу в целом.


Узнать, насколько идеальны пропорции лица, позволяют следующие параметры:

  1. Соотношение длины к ширине лица в самом его широком месте должно составлять приблизительно 1,61 – что и есть золотое сечение. Такое соотношение длин двух отрезков друг к другу применяли в математике еще в античности, но более широкое распространение оно получило благодаря Леонардо да Винчи и стало использоваться с успехом и в живописи, и в архитектуре;
  2. Ширина лица по линии глаз должна быть равна длине глаза от внешнего его уголка до внутреннего (не считая ресниц), умноженной на пять. Идеальное расстояние между внутренними уголками глаз должно быть равно длине одного глаза. А отрезок между внешним углом глаза и ухом также должен быть равен длине глаза либо чуть меньше. Следует отметить, что в одних источниках имеется в виду расстояние между внешним уголком глаза и краем лица, а в других – расстояние между глазом и ухом;
  3. Глаза должны находиться на линии, которая делит голову человека горизонтально пополам. Причем речь идет не именно о лице, а о всей голове – от линии, проходящей по нижней точке подбородка до самой макушки. При этом линия глаз должна делить ее на две равные части;
  4. Отрезок между верхней линией роста волос и линией бровей должен быть равен отрезку между линией бровей и линией носа и отрезку между линией носа и линией подбородка;
  5. Ширина носа должна быть равна расстоянию между глазами, точнее внутренними их уголками;
  6. Идеальная ширина рта должна быть не больше и не меньше расстояния между радужками глаз. Некоторые источники указывают расстояние между зрачками глаз, однако погрешность тут невелика.
  7. При соединении линий точки внешних углов глаз (не учитывая ресницы) и точки середины края нижней губы, должен получиться равносторонний треугольник.
  8. Каждая из бровей должна начинаться на линии, которая проходит вертикально через внутренний угол глаза и линию крыла носа, а заканчиваться в точке пересечения с линией, которая проходит от крыла носа через внешний угол глаза;
  9. Уши должны располагаться между линией глаз и линией носа, а их размер должен соответствовать расстоянию между этими двумя линиями;
  10. Высота подбородка должна быть равна длине глаза.

Таковы основные пропорции лица. Отклонение от них в какой-либо степени и определяет значение таких характеристик, как «низкий», «высокий», «широкий», «узкий» и так далее.

В природе совпадение абсолютно всех параметров – явление достаточно редкое. Но это вовсе не значит, что люди с не соответствующими идеальным пропорциям лицами некрасивы или не миловидны. Совсем наоборот, те самые “дефекты” порой и придают лицу особенный незабываемый шарм.

Лучшие статьи по теме