Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены
  • Что ямб хорей дактиль амфибрахий. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Стихотворный размер стихотворения

Что ямб хорей дактиль амфибрахий. Двусложные и трехсложные стихотворные размеры. Стихотворный размер стихотворения

литература двухсложные и трёхсложные размеры стихов.примеры. ямб. хорей. амфибрахий. анапест. дактиль. и получил лучший ответ

Ответ от Hanna Klokava[гуру]


Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.

Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна

Одета, как ризой, она.


Роковая о гибели весть.

Поругание счастия есть.

В рабстве спасённое
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого

Ответ от Дмитрий Анатольевич [гуру]

Хорей

Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду

Ямб


Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -

Дактиль


Я при свечах навела;

Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий


Я поднял сверкающий меч,


Анапест


Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых


Ответ от Albert gilmanov [новичек]
спасибо большое спас меня


Ответ от Забабурина евгения [новичек]
СПС


Ответ от Инга Софийская [новичек]
thankyou very much


Ответ от Людмила Барткив [новичек]
помогите определить каким размером написано стихотворение Я памятник себе воздвиг.. и После грома после бури После тяжких, мрачных дней


Ответ от Ђамрико Тамрико [новичек]
Спасибо вам всем


Ответ от Иван Переверзев [новичек]
Спасибо fry much


Ответ от Игрок Ролик [новичек]
спс


Ответ от Ольга Шельпякова [активный]
Людмиле Барткив:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа. (с)
Это чётностопный ямб. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге.
Рифмовка перекрёстная.


Ответ от Ёергей Сушков [новичек]
Ямб - двухсложный размер, ударение на втором слоге. Пример:
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Хорей - также двухсложный, но ударение на первый слог:
Мчатся тучи, вьются тучи
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Амфибрахий - трёхсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
Анапест - ударение на третьем слоге:
Есть в напевах твоих сокровенных
Роковая о гибели весть.
Есть проклятье заветов священных,
Поругание счастия есть.
Ну и дактиль - трехсложная стопа с ударением на первом слоге:
В рабстве спасённое
Сердце свободное -
Золото, золото
Сердце народное!
В принципе различать их достаточно просто, нужно лишь вслушаться в ритм каждого
64 Нравится Пожаловаться


Ответ от Кирилл Кузнецов [новичек]
Существует довольно много видов размера стихосложения, принято выделять пять основных размеров - хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей
Простой двусложный размер стихосложения. Ударения в нём приходятся на нечётные слоги (1, 3, 7 и т. д.) :
Листья падают в саду…
В этот старый сад, бывало,
Ранним утром я уйду
И блуждаю, где попало. (И. Бунин)
Ямб
Двусложный размер стихосложения, ударения падают на чётные слоги (2, 4, 6). Наиболее распространены 4-, 5-, и 6-стопный ямб. Например, "Евгений Онегин" написан четырёхстопным ямбом.
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека -
Дроби, мой гневный ямб, каменья! (А. Блок)
Дактиль
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 1,4,7 и т. д. слоги, то есть трехдольная стопа о трех же слогах со словесным ударением на первом слоге. Наиболее распространены двустопный и четырёхстопный дактили.
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет - и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала. (А. Фет)
Амфибрахий
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 2, 5, 8, 11 и т. д. слоги. Наиболее распространён четырёхстопный амфибрахий:
Я долее слушать безумца не мог,
Я поднял сверкающий меч,
Певцу подарил я кровавый цветок
В награду за дерзкую речь. (Н. Гумилёв)
Анапест
Трёхсложный размер стихосложения. Ударения падают преимущественно на 3, 6, 9, 12 и т. д. слоги. Наиболее распространён трёхстопный анапест.
Мой любимый, мой князь, мой жених,
Ты печален в цветистом лугу.
Повиликой средь нив золотых
Завилась я на том берегу. (А. Блок)

Стихотворный размер (метр) — это число и порядок чередования безударных и ударных слогов в строке.

Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно знать и уметь определять только хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

А для тех, кто готовится к олимпиадам или уже учится в университете с направлением «основы стиховедческого анализа», советуем воспользоваться содержанием в данной статье.

См. также статью «Как определить стихотворный размер?»

Размер стиха зависит от (в силлабической он определяется количеством слогов, в тонической числом ударных слогов, в силлабо-тонической числом ударных и безударных слогов).

Знаком ‿ обозначается слабый слог (безударный), символом - обозначается сильный (ударный), ´ реальное ударение.

В своих примерах я оставляю ритмическую схему, именно поэтому в моих записях Вы не найдете неправильной записи, например ‿‿ или --.

Силлабо-тонические размеры

В силлабо-тонике различают размеры: двухсложные, трехсложные, четырехсложные.

Двухсложные размеры

К двухсложным размерам относят хорей и ямб .

Хорей

Хорей — двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге.

Схема: -´‿

-´‿-´‿-´‿-´‿
-‿-´‿-‿-´
-‿-´‿-´‿-´‿
-´‿-´‿-´‿-´
-´‿-´‿-´‿-´‿
-‿-´‿-´‿-´
-´‿-´‿-‿-´‿
-´‿-´‿-‿-´


Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
-´‿-‿-´‿-´‿-´‿
-‿-´‿-´‿-‿-´
-´‿-‿-´‿-‿-´‿
-‿-´‿-´‿-´‿-
Университетская программа
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!

-‿-´‿-‿-´‿
-‿-´‿-‿-´‿
-‿-´‿-‿-´
-‿-´‿-‿-´

-´‿-´‿-‿-´‿
-‿-´‿-‿-´‿
-‿-´‿-´‿-
-´‿-´‿-´‿-

Ямб

Ямб — двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿-´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿-´‿-´‿-´‿-´‿
‿-´‿-´‿-´‿-´
‿-´‿-´‿-‿-´‿
‿-´‿-´‿-‿-´
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
‿-‿-´‿-´‿-´
‿-´‿-´‿-‿-´‿
‿-´‿-‿-´‿-´
‿-´‿-´‿-‿-´‿
Университетская программа
Как ни тяжел последний час –
Та непонятная для нас
Истома смертного страданья, –
Но для души еще страшней
‿´-‿-´‿-´‿-´
‿-‿-´‿-‿-´
‿-´‿-´‿-‿-´‿
‿-‿-´‿-´‿-´

Трехсложные размеры

К трехсложным размерам относят дактиль, амфибрахий, анапест . Для простоты запоминания советуем Вам аббревиатуру ДАМА (д — дактиль, ам — амфибрахий, а — анапест).

Дактиль

Дактиль — трехсложный размер с ударением на первый слог.

Схема: -´‿‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
-´‿‿-´‿‿
-´‿‿-´‿‿
-´‿‿-´‿‿
-´‿‿-´‿‿
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
-´‿‿-´‿‿-‿‿-´‿‿
-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
Университетская программа
Ласточка, ласточка, как я люблю твои вешние песни!
Милый твой вид я люблю, как весна и живой и веселый!
Пой, весны провозвестница, пой и кружись надо мною;
Может быть, сладкие песни и мне напоешь ты на душу.
-´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿
-´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿
-´‿‿´-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿
-´‿‿-´‿‿-´‿‿//-´‿‿-´‿‿-´‿

Амфибрахий

Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударением на второй слог.

Схема: ‿-´‿

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´
‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿
‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´
‿-´‿ ‿-´‿ ‿-´‿
Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿
‿-´‿‿-´‿‿-´‿
‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿
‿-´‿‿-´‿‿-´‿
Университетская программа
И осень, которая вдруг началась
Прилежно,
Меня веселит на сей раз
И тешит.
‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´
‿-´‿
‿-´‿‿-´‿‿-´
‿-´‿

Анапест

Анапест — трехсложный размер с ударением на третий слог.

Схема: ‿‿-´

Школьная программа (в том числе ЕГЭ)
‿‿-´‿‿-´‿‿-´
‿‿-´‿‿´-´‿‿-´‿‿
‿‿-´‿‿´-´‿‿-´
‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿
О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!
‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿
‿‿-´‿‿-´‿‿-´
‿‿-´‿‿´-´‿‿-´‿
‿‿-´‿‿-´‿‿-´
Университетская программа
От других мне хвала - что зала,
От тебя и хула похвала
‿‿-´‿‿-´
‿‿-´‿‿-´‿‿-´‿´
‿´‿-´‿‿-´
‿‿´-´‿‿-´‿‿-´‿

Логаэд

Логаэд — это стих с упорядоченным чередованием разных силлабо-тонических стоп (например, анапест + ямб + анапест + ямб). Логаэд – строгий метр, все строки написаны по одной схеме, стяжение происходит строго в одном месте.

Дольник

Дольник — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 2. (При вычислении мы должны получить 1)

Его встречали повсюду
На улицах в сонные дни.
Он шел и нес свое чудо,
Спотыкаясь в морозной тени.
‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´1-´2-´(1)
‿-´‿‿-´‿‿-´ (1)-´2-´2-´(0)
‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´1-´2-´(1)
‿‿-´‿‿-´‿‿-´ (2)-´2-´2-´(0)

(1) (односложная анакруза)
-´ (ударный икт)
1 (слабое место)
-´ (ударный икт)
2(слабых места)
-´ (ударный икт)
(1) (женская клаузула).
Для определения размера
от большего отнимаем меньшее:
2 - 1 = 1 (Это Дольник)

Трясина кругом да камыш кудлатый,
На черной воде кувшинок заплаты.

А под кувшинками в жидком сале
Черные сомы месяц сосали

‿-´‿‿-´‿‿-´‿-´‿ (1)-´2-´2-´1-´(1)

‿-´‿‿-´‿‿-´‿-´‿ (1)-´2-´2-´1-´(1)
‿-´‿‿-´‿-´‿‿-´‿ (1)-´2-´1-´2-´(1)
2 - 1= 1 (дольник)

Сверхсхемные ударения

Сверхсхемные ударения (внеметрические) — это ударения на слабых местах в стихе.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿-‿-‿-‿-. Однако при скандировании (прочтение с намеренными сильными ударениями) мы замечаем, что возникает ударение, не входящее в ритмическую составляющую ‿´-´‿-´‿-´‿-´.

Среди сверхсхемных ударений мы выделим только спондей .

Спондей

Спондей — сверхсхемное ударение, возникающее только в двухсложных размерах.

Схема: ‿´-´ или -´‿´ (записывать - - неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Пропуски метрических ударений

Пропуск метрических ударений — это пропуск ударного слога, замена ударного слога безударным.

К примеру, мы имеем ритмическую схему ‿-‿-‿-‿-. При попытке расставить реальные ударения, мы сталкиваемся с тем, что в некоторых стопах ударение пропущено: ‿-‿-´‿-‿-´ — такое явление и называется пропуском метрических ударений.

Среди пропусков метрических ударений мы рассмотрим только пиррихий .

Пиррихий

Пиррихий — пропуск метрического ударения, возникающий только в двухсложных размерах.

Схема: ‿- или -‿ (записывать ‿‿ неправильно! Вы должны оставлять ритмическую схему!)

Ты, меня любивший фальшью
Истины - и правдой лжи,
Ты, меня любивший - дальше
Некуда! - За рубежи!

Ты, меня любивший дольше
Времени. - Десницы взмах! -
Ты меня не любишь больше:
Истина в пяти словах.

-´‿-´‿-´‿-´‿
-´‿-‿-´‿-´
-´‿-´‿-´‿-´‿
-´‿-‿-‿-´

-´‿-´‿-´‿-´‿
-´‿-‿-´‿-´
-´‿-´‿-´‿-´‿
-´‿-‿-´‿-´
(как мы можем заметить, реальное ударение
не ставится на союзы, частицы, предлоги,
но ставится на односложные слова)

Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел,
Точно весь в сиянии излиться
По стальному проводу хотел.
-´‿-‿-´‿-´‿-´‿
-‿-´‿-´‿-‿-´
-´‿-‿-´‿-‿-´‿
-‿-´‿-´‿-´‿-

Тонические размеры

В тонической системе стихосложения выделяют акцентный стих и тактовик .

Тактовик

Тактовик — стих, где число ударных в каждой строфе одинаково, а число безударных колеблется от 0 до 4. (При вычислении мы должны получить 2 или 3)

Спокойно трубку докурил до конца,
Спокойно улыбку стёр с лица.

«Команда, во фронт! Офицеры, вперёд!»
Сухими шагами командир идёт.

И слова равняются в полный рост:
«С якоря в восемь. Курс - ост.

‿-´‿-´‿‿‿-´‿‿-´ (1)-´1-´3-´2-´(0)
‿-´‿‿-´‿-´‿-´ (1)-´2-´1-´1-´(0)

‿-´‿‿-´‿‿-´‿‿-´ (1)-´2-´2-´2-´(0)
‿-´‿‿-´‿‿‿-´‿-´ (1)-´2-´3-´1-´(0)

‿‿-´‿-´‿‿-´‿-´ (2)-´1-´2-´1-´(0)
-´‿‿-´‿-´-´ (0)-´2-´1-´0-´(0)

3-0=3 (ткт)

Никогда не перестану удивляться
Девушкам и цветам!
Эта утренняя прохладца
По белым и розовым кустам…
‿‿-´‿‿‿-´‿‿‿-´‿ (2)-´3-´3-´(1)
-´‿‿-´‿-´ (1)-´2-´1-´(0)
‿‿-´‿‿‿‿-´‿ (2)-´4-´(1)
‿-´‿‿-´‿‿‿-´ (1)-´2-´3-´(0)
4-1=3 (ткт)

Акцентный стих

Акцентный стих — стих, где число ударных в каждой строке одинаково, а число безударных колеблется от нуля до 8. (Ударение часто падает на слова, вычисления тут не нужны).

Задание ЕГЭ с данной терминологией

Задание на определение стихотворного размера почти всегда присутствует и находится под номером 14.

Укажите размер, которым написано стихотворение.

Обращаем Ваше внимание на то, что Вы должны указать размер без указания количества стоп (т.е не четырехстопный ямб, а ямб )

Любое стихотворное произведение можно отличить по размеру, которым оно написано. Дактиль, примеры которого приведены в этой статье, - это только один из них. Также существуют амфибрахий, анапест, хорей и ямб. Стоит отметить, что это только основные стихотворные размеры, в действительности их еще больше, некоторые из них на данный момент уже устарели. Отдельные поэты в своих произведениях придерживаются только одного заранее выбранного стихотворного размера, это может быть дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры вы найдете в этой статье. Другие пользуются различными техниками и стилями при написании своих стихов.

Стихотворные размеры

Примеры дактиля позволят вам наглядно представить себе, что это за стихотворный размер. В русском стихосложении чаще всего варьируется длина строчки поэтического произведения. Таким образом, каждый стихотворный размер подразделяется на несколько составляющих. Так, ямб может быть, к примеру, одностопным, двустопным или трехстопным.

Отличительной характеристикой практически любого стихотворного размера является присутствие или отсутствие цезуры (это ритмическая пауза) и каталектики (урезание и сокращение стопы).

Какими бывают стихотворные размеры?

Все стихотворные размеры, которые широко используются в русском стихосложении, можно условно разделить всего на три группы.

К первой относятся односложные размеры. Классический пример такого размера - брахиколон. Это однодольный размер, когда в каждой стопе содержится слово, состоящее строго из одного слога. При этом в одной строке произведения может быть несколько стоп, это вполне допускается правилами стихосложения.

Ко второй группе относятся двусложные размеры. Это, пожалуй, самые распространенные размеры в русской поэзии, к которым относятся ямб и хорей. О них мы еще поговорим более подробно.

В стихотворениях, написанных хореем, ударение всегда падает на первый слог в стопе. В произведениях, созданных при помощи ямба, ударение в обязательном порядке падает на последний слог в стопе.

И наконец третья группа называется логаэд. Его принципиальное отличие состоит в том, что если все приведенные ранее примеры стихотворных размеров основывались на последовательности любого количества стоп одного типа, то логаэд - это размер, при котором в одной строке могут чередоваться сразу несколько стоп.

Ямб

Примеры ямба, хорея, дактиля помогут вам без труда отличать один стихотворный размер от другого. В русском стихосложении ямбом называют стихотворный размер, при котором безударный слог постоянно чередуется с ударным.

Установить точную этимологию этого термина не представляется возможным до сих пор. Известно только, что так называемые ямбические песнопения были хорошо известны еще во время древних праздников в честь богини плодородия Деметры. Именно поэтому многие сейчас связывают рождение этого термина с именем служанки царя Келея, которую звали Ямба. Если вспомнить миф, только ей удалось развеселить Деметру, которая оставалась безутешной на протяжении длительного времени из-за того, что не могла найти свою дочь Персефону. Примечательно, что сделать это Ямбе удалось при помощи непристойных стихов.

По другой версии, имя Ямба является отголоском древнего слова, имеющего жаргонное значение. Получается, что так или иначе термин уходит своими корнями в ненормативную лексику. Правда, существует еще одна версия, по которой слово произошло от созвучного музыкального инструмента, который сопровождал исполнение ямбических песен.

Примеры использования ямба

Ямб хорошо известен еще со времен античной поэзии. Основное отличие ямба от других стихотворных размеров - его легкость, похожесть на обычную речь. Поэтому его чаще всего использовали поэты, которые писали драматические или лирические произведения. Например, трагикомедии или басни. А вот для эпических жанров ямб не подходил.

Ямб активно использовался и используется в русской поэзии. Например, его часто применял Александр Пушкин. Ямбом написано начало его знаменитого "Евгения Онегина" ("Мой дядя самых честных правил..."). Это, кстати, пример четырехстопного ямба.

В русской поэзии четырехстопный ямб использовался в эпосе и лирике, пятистопный применялся в лирике и драмах XIX-XX веков, а шестистопный - в драмах и поэмах XVIII века. Выделяют также вольноразностопный ямб, который любили автора басен XVIII-XIX веков и комедий XIX века.

Хорей

Примеры дактиля и хорея помогут вам отличать один стихотворный размер от другого. Так, хорей - это двусложный стихотворный размер. В этом случае стопа содержит сначала долгий, а затем краткий слог, ударный слог, за которым следует безударный. Как и ямб, широко применяется в русском стихосложении.

Чаще всего поэтами употреблялся четырехстопный или шестистопный хорей. С середины XIX столетия стал популярным и получил значительное развитие пятистопный хорей.

Хорей часто использовал главный русский поэт XIX века Александр Пушкин, чередуя его с ямбом. Поэтому наглядный пример хорея лучше всего привести из его творчества. За образец можно взять стихотворение "Зимний вечер", которое начинается строчкой "Буря мглою небо кроет...".

Пример пятистопного хорея мы найдем у Михаила Лермонтова в стихотворении "Выхожу один я на дорогу...". Эта строчка, которая является и названием произведения, наглядно демонстрирует особенности пятистопного хорея.

Дактиль

Примеры дактиля позволят вам раз и навсегда запомнить этот стихотворный размер, чтобы больше не путать его ни с каким другим.

Это трехдольный размер, который берет свое начало еще в античной метрике. В отечественном стихосложении данному стихотворному размеру соответствует стопа, состоящая из одного ударного слога и двух безударных слогов, следующих за ним.

Примеры дактиля в стихотворениях можно найти у Михаила Лермонтова - "Тучки небесные, вечные странники...". Интересно, что даже существует мнемоническое правило для запоминания особенностей дактиля. Не путать его с другими размерами помогает фраза "Вырыта дактилем яма глубокая".

В русском стихосложении примеры дактиля чаще всего встречаются в четырехстопном варианте. Двустопный был популярен в XVIII веке, а трехстопный - в XIX столетии.

Название этого стихотворного размера происходит от греческого слова "палец". Смысл в том, что палец состоит из трех фаланг, при этом одна из них длиннее остальных. Так и стопа дактиля состоит из трех слогов, один из которых ударный, а остальные безударные.

Интересно, что в 1920-е годы существовала теория происхождения ритма в поэзии, которая сравнивала примеры стихов дактилем с метрическими ударами молота.

Амфибрахий

Пять основных стихотворных размеров российской поэзии - это хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Примеры стихов, написанных с их помощью, помогают быстро сориентироваться, как отличить один размер от другого, не запутаться.

Амфибрахий - это особый размер, который образован трехсложными стопами. Причем сильное место, то есть ударный слог, является в этом случае вторым. Таким образом, образуется следующее чередование: безударный слог - ударный слог - безударный слог.

В начале XIX столетия был весьма популярен четырехстопный амфибрахий, а с середины XIX века в моду вошел трехстопный амфибрахий.

Примеры подобных стихов можно найти, в частности, у Николая Некрасова. В стихотворении "Мороз-воевода" есть такие строки: "Не ветер бушует над бором, \ Не с гор побежали ручьи, \ Мороз-воевода дозором \ Обходит владенья свои".

Анапест

Анапест - это тоже трехсложный стихотворный размер. Его часто сравнивают с дактилем в том смысле, что он является его противоположностью.

В античной традиции это был стихотворный размер, состоящий из двух кратких слогов и одного долгого слога.

В российском стихосложении анапестом называется такой метр, когда стопа состоит из двух безударных слогов и одного ударного.

Популярным этот стихотворный размер стал в XX веке. Поэтому примеры мы можем найти у Александра Блока - "О, весна без конца и без краю! \ Без конца и без краю мечта".

Гекзаметр

Существуют стихотворные размеры, которые активно применялись в античной поэзии, а сейчас практически не используются. Это относится и к гекзаметру. Это был самый распространенный размер в античных стихах.

Это достаточно сложный размер, так как в широком смысле это любой стих, состоящий из шести метров. Если вдаваться в детали, то гекзаметром называли стих из пяти дактилей либо спондеев, а также одного спондея или хорея, присутствующего в последнем стопе.

Гекзаметр использовал Гомер при написании "Иллиады" и "Одиссеи". Есть понятие и "современный гекзаметр", которое было распространено в европейской поэзии XIV-XVIII веков.

Здравствуйте! Скорее всего, если вы здесь оказались, вы школьник, студент филфака или журфака, а то и бедный родитель школьника — и вам надо опре-делить раз-мер стихотворения, потому что это задали на дом. Я в про-шлом много занимался стиховедением — наукой о ритме в сти-хах — и знаю, что очень часто эту не самую сложную вещь плохо пони-мают и тем более объясняют даже те учи-теля, которые ее преподают. Я попробую облегчить вам жизнь.

Важно! Здесь я хочу помочь с практиче-скими заданиями — определением метров и размеров. Если вы готовитесь к теорети-ческому экзамену, лучше зазубривайте определения из тех учеб-ников, которые вам советовали пре-подаватели, чтобы сдать на пять. И — я буду сходу использо-вать термины вроде «силлабо-тонический» и «стопа», не особенно их поясняя: раз вы чи-таете этот материал, значит, хотя бы приблизительно в курсе.

Итак, сначала научимся определять метр, потом перейдем к размеру. Но сначала —

Маленькое предуведомление

Давайте договоримся вот о чем: в каждой строке каждому слогу мы присвоим поряд-ковый номер — считая слева направо. В «Буря мглою небо кроет» слог «бу» — 1-й, «ря» — 2-й и так далее, вплоть до 7-го «кро» и 8-го «ет».

Необязательное вступление: почему определить метр для многих непросто?

Скорее всего, вам объяснили, что ямб и хорей — это стопы из двух слогов. В сто-пе ямба первый слог безударный, второй — ударный; в хорее — наоборот. Получается, в стихах, написанных ямбом, ударения должны падать на четные слоги в каждой строке (2-й, 4-й, 6-й и так далее), а хореем — на нечетные (1-й, 3-й, 5‑й…).

Однако тут же начинаются проблемы. Вы бе-ретесь за «Евгения Онегина», твердо со шко-лы зная, что он написан ямбом — четырех-стопным! (вообще большинство примеров будет на ямб, чтобы было удобнее, но то же самое можно сказать и про хорей):

Мой дя́ дя са́ мых че́ст ных пра́ вил,

Все в порядке: четные по счету слоги — 2-й, 4-й, 6-й, 8-й — действительно ударные.

Когда́ не в шу́т ку за немо́г,
Он у важа́ть себя́ заста́ вил
И лу́ч ше вы́ думать не мо́г .

Стоп. Здесь все не так. Нет ударений на 6-м слоге, на 2-м, снова на 6-м… Что происходит? Это все-таки не ямб?

Подобных примеров можно привести тьму. Вот еще классический четырех-стопный ямб, теперь Тютчев:

Мы́сль из рече́ нная е́сть ло́ жь.

Здесь нет ударения на 2-м слоге («из») и на 6--м («я»), но зато есть на 1-м («мысль»), а еще на 7-м («есть»), которые вроде бы в ямбе должны быть безударными. Самое пора-зительное, что таких строк, которые не подходят под строку «идеаль-ного» ямба, гораздо больше, чем «идеальных»! Так что же, все это обман?

(В школьном стиховедении, возможно, пусти-лись бы в рассуждения о пирри-хиях и спондеях, но нам это сейчас ни к чему — тем более что они ничего не объ-ясняют.)

То же самое с анапестами и дактилями (трех-сложными силлабо-тоническими стопами). В строках дактиля ударения должны падать на 1-й, 4-й, 7-й, 10-й слоги и так далее. В анапестах — на 3-й, 6-й, 9-й, 12-й… Однако по факту в дак-тилях очень часто на 1-м слоге ударений не оказывается, хотя они там нужны («А за окно́м шеле-стя́т тополя́ …»). А в анапестах они там не нужны, но очень часто оказываются:

Де́т ский ад на старинной картинке,
где спускают семь шкур по старинке —
жа́ рят заживо, вдумчиво бьют,
ко́р мят сельдью и пить не дают.
А когда торжествует наука,
в хо́д идет просвещенная мука:
ра́й утраченный (вид из окна) —
ли́ па, клумба, мангал, бузина.

Сергей Гандлевский

Вы спросите — что за ерунда?! Сейчас объясню. Но сначала —

Самый простой способ определить метр

Самый легкий способ определить простой (клас-сический, силлабо-тонический) метр — это скан-довка. То, как болельщики кричат кричалки на трибунах. Попыт-ка почув-ство-вать ритм, под-ставляя ударения там, где их нет, но они нужны, и не делая их там, где вроде бы они есть, но ритм велит не ударять. Это делается интуитивно:

мойДЯ! дяСА! мыхЧЕСТ! ныхПРА! вил

мысльИ! зреЧЕ! наЯ! естьЛОЖЬ!

Стиховед Александр Илюшин предложил изящ-ный способ, как перевести резуль--таты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ ня-Ва́ ня-Ва́ ня-Ва́ ня
Ямб: Ива́н ва́н ва́н ва́н
Дактиль: Ва́ нечка-Ва́ нечка-Ва́ нечка-Ва́ нечка
Амфибрахий: Ваню́ ша-Ваню́ ша-Ваню́ ша-Ваню́ ша
Анапест: Иоа́нн -Иоа́нн -Иоа́нн -Иоа́нн

Проскандировали строчку? Теперь посмо-трите, на что результат похож больше — на «Ивана», «Ваню» или «Иоанна». Этот не вполне научный способ всегда останется у вас в качестве подкреп-ления. А теперь —

Немного о науке

Какие определения ямба и хорея приняты в стро-гой науке? Примерно такие: ямб — метр, в кото-ром ударения неодносложных слов могут падать на четные по счету места в строке. Хорей — то же самое, но на нечетные.

Здесь, во-первых, добавлено слово «могут» — значит, не обязаны: это объяс-няет строки «Когда не в шутку за немог» (ямб, хотя нет ударения на 6-м слоге) или «Он у важать себя заставил» (ударе-ния нет на 2-м). Во-вторых, добавлено слово «не-односложных»: тогда можно не думать о приме-рах вроде «Мы́сль изреченная е́сть ложь» или «Бе́г санок вдоль Невы широкой» (или, в случае с хореями, «В тот же день ста́л княжить он»). Действи-тельно, здесь есть «лиш-ние» ударе-ния — но все они обеспечены односложными слова-ми, а их мы дого-ворились не учитывать.

Но есть две проблемы. Во-первых, это определе-ние верно только для ямба и хорея (то есть двусложных силлабо-тонических размеров). Для дактиля, амфибрахия или ана-песта (трехсложных силлабо-тонических размеров) его при-шлось бы менять на «ударения неоднослож-ных и недвусложных слов», что уже слишком сложно. А определения многих других метров — не классических (силлабо-тонических), а, напри-мер, дольников («Все мы бражники здесь, блуд-ницы, / Как невесело вместе нам! / На стенах цветы и птицы / Томятся по обла-кам») или такто-виков («По городу бегал черный человек. / Гасил он фонарики, карабкаясь на лестни-цу») вообще нельзя вывести из этого правила.

Во-вторых, и это самое главное, эти правила могут нарушаться — в той или иной строке. Могут нару-шаться случайно, по недосмотру: «Я предлагаю выпить в е го́́ память…» («Пир во время чумы», это пятистопный ямб).

Могут нарушаться потому, что поэт приспо-сабливает язык к своим нуждам: «Во всё время разговора / Он стоял позадь забора…» («Сказка о царе Салтане», хорей): здесь мы должны «проглотить» ударение на «во всё», чтобы не пред-положить, что у Пушкина ошибка в метре.

И, самое главное, могут нарушаться спе-циально. Просто потому, что поэту никакие правила не указ — он сам, поэт, задает пра-вила, а не какие-то жалкие стиховеды. Вот стихотворе-ние Марины Цветаевой, где ямб нарушается регулярно:

Когда обидой — опилась
Душа разгневанная,
Когда семижды зареклась
Сражаться с демонами —

Не с теми, ливнями огней
В бе́здну нисхлестнутыми:
С земными низостями дней.
С людскими косностями —

Деревья! К вам иду! Спастись
От рева рыночного!
Ва́шими вымахами ввысь
Как сердце выдышано!

Дуб богоборческий! В бои
Всем корнем шествующий!
и́вы -провидицы мои!
Березы-девственницы!

Вяз — яростный Авессалом,
На пытке вздыбленная
Сосна — ты, уст моих псалом:
Го́речь рябиновая…

К вам! В живоплещущую ртуть
Листвы — пусть рушащейся!
Впервые руки распахнуть!
Забросить рукописи!

Зеленых отсветов рои…
Как в руки — плещущие…
Простоволосые мои,
Мои трепещущие!

Ямб нарушен четыре раза — однако это не делает его не ямбом. Во-первых, если это не ямб, то что же еще? Во-вторых, «наруше-ние» метра не значит, что это плохие стихи. Наоборот, можно трактовать это как прояв-ление поэтиче-ской силы: поэт сам поставил условия — сам их и нарушил, имеет право.

Что же делать?!

Итак, вы попытались применить скандиро-вание или что-то еще, но у вас не полу-чилось или вы не уверены. Вот что надо делать. Вооружитесь каран-дашом. Возьмите текст или, если он боль-шой, его фрагмент — строк 16, не меньше. Рас-ставьте в нем уда-рения так, как вам кажется правильно, счи-таясь с интуи-цией (понятное дело, что суще-ствительные и глаголы почти всегда ударны, предлоги и союзы почти всегда безудар-ны, а остальные части речи — по-раз -ному. Напри-мер, если вам кажется, что одно и то же слово — «он», «они», «был», «стал», «свой», «свои», «всё» — в одном случае ско-рее ударное, а в дру-гом скорее нет — так и отмечайте).

Между ударениями у вас окажутся безудар-ные слоги: где-то один, где-то сразу два, где-то три, четыре, пять, а где-то и ноль. Посчитайте, какие из таких интервалов встречаются чаще всего, а какие реже — и сверьтесь с таблицей:

Среди стихотворных форм еще выделяют верлибр, он же свободный стих: счи-тается, что иногда поэт пишет без любой метри-ческой схемы в голове, как бог на душу положит. В таком случае междуударные интервалы будут распреде-ляться так: чаще всего будут попадаться 2 и 3, реже — 1 и 4, еще реже — 0 и 5, но никакой из них не бу-дет специально избегаться (например, если 5 окажется чаще, чем 4, а нулей вообще не будет, повод заподозрить неладное — что это не просто верлибр, а что-то другое).

Мы почти все сделали. Осталось применить бритву Оккама. В таблице размеры идут от самых строгих к самым расслабленным — надо удостове-риться, что вы не выбрали размер посвободнее, когда можно было най-ти более строгое соответствие:

— Если у вас получился тактовик, но интер-валов 2 маловато, то проверьте, не является ли он на са-мом деле ямбом и хореем (с помо-щью скандирования).

— Если вам кажется, что у вас дольник, то с помо-щью скандирования про-верь-те, вдруг это идеаль-ный дактиль, или анапест, или амфибрахий. Помните стихотворение Гандлевского? В нем много «лишних» (стиховеды бы сказали, сверх-схемных) ударений на 1-м слоге, но если начать его скандировать-напе-вать, то станет ясно, что это чистейший анапест.

Если у вас сразу получились ямбы/хореи или дактили/амфибрахии/анапесты, то опреде-лите, что это конкретно (ямб или хорей и так далее), методом сканди-рования.

Метр определили. А размер?

Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказы-вается разным (как в баснях Кры-лова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и челове-ку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстоп-ного, а потом заново), то так и гово-рите: урегули-рованное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Впрочем, есть важные уточнения. Часто строка не делится на стопы нацело: в конце строки оказываются как бы половинки или трети стоп. Например, в строке «Вихри снежные крутя» последней стопе хорея не хватает до полноты одного слога (Ваня-Ваня-Ваня-Ва!). А в строке «Оттого, что я терпкой печалью», наоборот, слог «лью» как бы лишний (или, если вы оптимист, до полной стопы анапеста не хватает двух слогов). Правило простое: «непол-ная» стопа счита-ется, если в ней есть ударный слог (поэтому «Вихри снежные крутя» — это четырехстопный хорей несмотря ни на что), и не счи-тается, если от стопы взяты только безударные слоги («Оттого, что я терпкой печалью» — только трехстопный анапест, не четырехстопный).

Не попадитесь еще вот на какую удочку: иногда целая стопа могла бы уместиться в конец строки, но если ударения нет — ее учитывать не надо. Строки «По вечерам над ресторанами » и «Как обещало, не обманывая » — это четырехстопный ямб, хотя после последнего ударения еще идут два («нами») и три («нывая») безударных слога соответственно.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В такто-виках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэ-зии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интер-валов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчи-тали? Теперь прибавляйте еди-ницу: если в строках по два интервала, то ударе-ний, что логич-но, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

С дольниками надо быть аккуратнее. Проще всего найти строки, в которых есть только интервалы в 1 и 2 слога, и поступить как с тактовиками: посчитайте число интервалов и добавьте единич-ку. Но если вы решили определить размер по строкам, в которых есть интервалы 4 и 5, то считайте по-другому: интерва-лы 1 и 2 — за один, а 4 или 5 — за два. Потом тоже прибав-ляйте единицу.

В верлибре (свободном стихе) размер не счи-тается, ура!

Что, это все?

Нет, конечно. Есть много сложных и пере-ходных форм. Есть сложные про-из-ведения — в которых автор в разных строках или фраг-ментах любит стал-кивать несочетаемые обычно метры: например, ямбы, анапесты и дольники. Наконец, есть сложные гибрид-ные размеры (которыми, например, написа-но «Не выходи из комнаты…» Бродского). Но эти сложные формы на экзамене вам вряд ли попадутся — они скорее для спе-циа-листов.

P. S. Зачем все это надо?

Для счастья! То есть, конечно, я понимаю тех, кто скажет, что это сложно и скучно, но поймите и вы меня. Во-первых, стихове-дение (не такое базовое, как мы с вами сейчас вскрыли) — точная наука, с графи-ками и формулами, и от него мож-но полу-чать то же наслаждение, которое матема-тик получает от изящной теоремы. Кроме того, стиховедение часто похоже на детектив, и разга-дывать загадки очень увлекательно. Наконец, стих в его высших про-яв-лениях очень сильно связан с поэзией — с языком, на котором стихотво-рение написано, и со смыслами, которые в нем выра-жены. В некоторых шедеврах это достигает удиви-тельной связи. В старой лекции я пытался раскрыть один такой пример — на примере «Молитвы» Лермон-това (не знаю, убедит ли он вас):

@ Arzamas

таблицы-шпаргалки для тех, кто готовится к экзамену или хочет разбираться в теме

Цели урока:

  • формирование знаний стихотворных размерах, о роли двусложных и трёхсложных размеров в стихотворном тексте;
  • развитие умения слышать ритм и представлять поэтические образы;
  • воспитание любви к родному языку, чувства гордости за его богатство и многообразие.

ХОД УРОКА

I. ОГМОМЕНТ.

II. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Слово учителя.

Поэту создавать ритмичное стихотворное произведение помогают стихотворные размеры.

Русская поэзия, как правило (но не исключительно!) предстает нам в виде силлабо-тонического стихосложения, основанного на упорядоченном расположении ударных и безударных слогов в стихе: на сильных местах располагаются (исключительно или преимущественно) ударные, на слабых - безударные слоги.

Минимальной структурной единицей стиха является стопа. Стопа это последовательность одного или нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.

Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.

(Будем обозначать ударный слог так: _/, а безударный слог так: _ , тогда двусложные стопы можно будет изобразить следующим образом: хорей _/ _, ямб _ _/; а трехсложные так:

дактиль _/ _ _ , амфибрахий _ _/ _, анапест _ _ _/)

Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить:-

Неужели отличить ямб от хорея и вправду так сложно?

Конечно же, нет. Просто-напросто, ни Евгений, ни его учителя не знали одной небольшой формулы-схемы, всего лишь одного простого слова. Вы легко запомните его и сможете не только отличать ямб от хорея, но даже амфибрахий от дактиля или анапеста.

Вот так-то! Итак, запомните одно слово ХЯДАМАН

Да, непростое словечко!

"И что же делать с этим словом?" - спросите вы.

А давайте-ка, ребята, построим пирамиду из этого слова.

Только начнем мы ее строить несколько необычно, не с фундамента, а с крыши.

ХЯ
ДАмАн

2. Определение стихотворных размеров

А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Вспомним

ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч

Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь пойдет. Надо скорее крышу строить (Х - ХОРЕЙ )

ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на первом слоге, например, вОды (Ведь тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического клуба "Зелёная лампа" придумали небольшие стихотворения, помогающие восстановить и запомнить ритмы стихотворных размеров. Вот что у нас получилось о хорее:

Хорей _/_ (вОды)

Хор хореем распевает:
Раз - удар, два - пропускает, -
Третий, пятый слог - ударный,
Безударен каждый парный.
Чтоб услышать ритм хорея,
Повторяй в уме скорее:
"Воды - воды - воды лей", -
Получается хорей.

Хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж.

Вот у нас и есть первая буква (Х, что означает хорей) - первый кирпичик.

Вспомним снова "Евгения Онегина".


ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
(А.С.Пушкин)

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

_ _/_ _/_ _/ _ _/ _

ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Чтобы легче запомнить ритм хорея, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое двусложное слово с ударением на втором слоге, например, водА.

Любители поэзии из школьного клуба "Зелёная лампа" придумали вот такое стихотворение-подсказку, помогающее лучше запомнить особенности ямба.

Ямб _ _/ (вода)

В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там "ударять".
Поможет выявить нам ямб
Повтор: "ВодА - водА- водА,
ВодА - водА - водА - водА", -
Звучит так ямба ритм всегда.

Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха.

Вот у нас и есть вторая буква (Я, что означает ямб) - второй кирпичик.

Б. ТРЁХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Итак, крыша есть, теперь пора строить стены от холода. Стены в нашем домике-пирамидке мы будем строить из более крупных, трёхсложных стоп.

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).

1. ДАКТИЛЬ

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:
(М.Ю. Лермонтов)

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _

Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль )

ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).

Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
А вот какое стихотворное определение дактиля придумали наши любители поэзии и написали его дактилем:

Дактиль _/ _ _ (золото)

Дактиль - он первый размер из трёхсложных,
Пальцем считать ударения можно.
Первый, четвёртый, седьмой и десятый
Слоги ударные в строчке крылатой.

Ключик для дактиля слово литое
Как ключик, Тартилы оно золотое.
"Золото - золото", - вы повторяйте
И средь стихов всегда дактиль узнаете.

2) АМФИБРАХИЙ

Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам ):

На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.
(М.Ю. Лермонтов)

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/

АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо. Члены нашего поэтического клуба охарактеризовали амфибрахий так:

Амфибрахий _ _/ _ (железо)

Второй из трёхсложных размер - амфибрахий.
Здесь в каждой стопе ударение в центре.
Ударные слоги в кольце безударных
Укрыты от зноя, дождя и от ветра.
Секрет амфибрахия в слове "железо",
Оно нам не менее злата полезно.
"Железо - железо", - подряд повторяйте,
И вы без труда амфибрахий узнаете.

3. АНАПЕСТ

И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.
(А. Блок)

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/

АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).

Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Анапест _ _ _/ (серебро)

А анапест - последний трёхсложный размер,
И здесь слог каждый третий ударный в стопе,
Он, как зеркало, дактиль он наоборот,
Он протяжные песни обычно поёт.
Ритм анапеста нам помогает узнать
Колокольчика нежный серебряный звон.
"Серебро - серебро", - надо вам повторять,
Чтоб анапест услышать за тем серебром.

В. ВЫВОД. ДОМИК-ПИРАМИДКА

ХЯ
ДАмАн

А теперь давайте посмотрим, зачем же мы строили всю эту пирамиду.

У нас есть "два этажа". Верхний - это два слога, один из которых ударный. Нижний - это три слога, где также на один падает ударение. В литературоведении эти "этажи" называются стопами.

Х стоит первым в стопе из двух слогов. Значит, если из двух слогов ударение падает на первый, то это именно хорей:

ТУча мглОю нЕбо крОет..

Я стоит вторым. Ударение падает на второй слог, следовательно, это ямб:

МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!

Д означает, что в стопе из трех слогов, ударение падает на первый слог и этот размер называется дактиль:

ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники...

Ам стоит вторым, следовательно, стопа с ударением на втором слоге называется амфибрахий:

На сЕвере дИком стоИт одинОко

Ан - последний в этом ряду. Значит, если ударение падает на него, это анапест.

Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных...

Итак, ребята, теперь вы знаете, что такое стихотворный размер и как его определять. Вы увидели, как важен размер стихотворения для создания его настроения. Теперь вы можете почувствовать себя настоящими поэтами! Теперь вы можете посоревноваться с Евгением Онегиным, который, как вы помните, пытался сочинять стихи, но вскоре бросил это занятие. Может, у него не получалось именно оттого, что "не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить"?

III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

ТЕСТ с использованием перфокарт. Перфокарты на 8 вопросов с 4 вариантами ответов.

Задание: поставить крестик в окошечке, соответствующем варианту ответа:

а - хорей; б - ямб; в - дактиль; г - амфибрахий; если ответ "анапест" - все окошечки в строчке остаются пустыми.

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна. (Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день. (Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу...
С холоду щёки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать! (Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня. (Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она. (Амфибрахий)

Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
Да здравствует солнце, да скроется тьма! (Амфибрахий)

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном? (Ямб)

По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
Корабль одинокий несётся,
Несётся на всех парусах. (Амфибрахий)

(Комментирование ответов.)

ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. Литература в 6 классе. Урок за уроком. - М.: "Русское слово", 2002, с.81.
  2. screen.ru/school/razmer/

Лучшие статьи по теме