Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Вентиляция
  • И еще один дар. Сочинение на тему Проблема значения родного языка. По тексту И. А. Ильина ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык (ЕГЭ по русскому)

И еще один дар. Сочинение на тему Проблема значения родного языка. По тексту И. А. Ильина ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык (ЕГЭ по русскому)

Сочинение

Аннушкин В. И. Иван Ильин, оторванный от России, писал: «И еще один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она, наша Россия…» Представим эту мысль реально: вся Россия – в её языке! Но русский язык воспринимается общественным большинством либо как скучный свод грамматических правил, либо как не очень интересный школьный предмет. И мыслей, слов в защиту родного языка, свидетельств понимания роли Слова как инструмента творения современного мира, управления общественными процессами и всеми формами жизни не находим…

Язык – средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества. Для того чтобы понять, что такое язык – речь – слово для современного общества, надо осознать в полной мере классическое понимание Слова, лежащее в основе европейской философии жизни: «В начале было Слово…» Слово есть Бог. Бог есть Дух. Бог есть Любовь. И все эти категории отражены в нашем человеческом слове. Слово человеческое подобно Слову Божию (Св.Игнатий Брянчанинов). Словом творится мир. Однако человек греховен, и потому все наши ошибки, общественные и экономические нестроения так или иначе связаны с языком – и напротив: стоит отрегулировать, понять роль и значение Слова, как начнут устраиваться и все области общественного и личного бытия.

»Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем… (И.И.Срезневский). Сегодня это значит: народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка. Придется ответить на вопрос: как мы, филологи, и наше общество в целом, понимаем: что такое язык – речь – слово в их обширном понимании, включающем и охватывающем все стороны жизни современного общества?

Включишь телевизор – там один язык (и, кстати, очень разный: редок серьезный разговор, в основном томящее дух развлечение); войдёшь в храм – и там услышишь современный молитвенный язык (молитвословие); выйдешь в парк – и услышишь, проходя мимо симпатично одетых молодых людей обоего пола, мирно звучащее… сквернословие. И всё это современный нам русский язык. Язык – это прежде всего тексты, словесная действительность, средство общения и взаимодействия, организации жизни во всех ее сферах. Совокупность словесных текстов составляет науку словесности, но обозреть современную словесность – почти непосильная задача, ибо мы живём в огромном количестве текстов и неудобство нашей жизни связано прежде всего с колоссальными речевыми нагрузками, которые предлагает жизнь в новом информационном обществе. Однако все мы чувствуем, что живём в едином и вполне определённом мире мыслей, настроений, стиле, который формируется прежде всего языком.

Если заострить проблемы, взяв для анализа конкретные области общественно-речевого бытия, то они выглядят так: можно ли построить счастливую личную жизнь (читай: реализовать национальный проект демографии через построение здоровой семьи), если образцов хорошей семейной речи не представляет основной пропагандист современного вкуса – телевидение? Можно ли решить проблему построения эффективной экономики, если не выработан деловой язык документа (гнет вала документов – одна из отметин современного информационного общества), а риторическая этика как основа построения честных деловых, партнерских отношений стыдливо умалчивается? Можно ли создать благополучное существование, если язык большинства СМИ нарочито настроен на пессимистическо-критическое освоение действительности, что и выражается в соответствующем словесном стиле? Общество, дух которого по преимуществу упадочен, вульгарен, пошло-развлекателен (и всё это выражается именно в языке и Слове!) не может решить долгосрочные проблемы.

Вот несколько постулатов, которые, на мой взгляд, филологи обязаны внушать и отстаивать в общественном сознании:

1. Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создается определенный образ жизни. Противоположная позиция, мол, мы только наблюдатели, а не творцы («язык сам знает, куда ему поворачиваться и не нам диктовать ему свои законы…») приводит к общественной пассивности и застою.


И.А. Ильиным в его статье поднимается проблема, связанная со значением родного языка. По мнению автора, Россия своим гражданам преподнесла бесценный дар – великий русский язык. Понять подобное выражение не сложно: формирование языка происходило на протяжении многовековой истории существования страны и народа.

Следовательно, в нём не могли не отразиться и вся Россия, все её богатства, и открытость русской души. Автор трепетно и гордо подходит к констатированию того факта, что нашему языку доступно всё. Посредством русского языка мы можем заниматься выражением тончайших дуновений души, описанием явлений природы, дачей наименований всему, что существует. По мнению Ильина, язык наш обладает богатством звукового строя, музыкальностью, ритмической гибкостью. Как утверждает автор, язык, на котором общаются русские граждане, стал символом выражения «волевых решений …свершений», «…самобытного национального характера». Правильно считает автор, мы обязаны свой язык оберегать, так как не испытывать любви к языку - означает не любить собственную Родину.

И.А. Ильин прав и в том, что заботясь о благополучии Родины, гражданами обеспечивается гарантия охраны национального языка. По какой причине это происходит? Ответ кажется простым: также как и границы государства, целостность территории страны, общность власти в ней, законодательная база и традиции, связанные с культурой и историей народа, язык выступает в качестве неизменного признака государства. Именно ему удаётся сплотить нацию, ведь все её представители пишут и разговаривают, несмотря на диалекты, на едином языке, понятном для всех россиян. Сплочению нации способствуют также лучшие тексты художественного, публицистического, научного характера, при создании которых применялся этот язык. Им посчастливилось оказаться в золотом фонде национальной культуры. В этом плане русский язык обладает богатейшими традициями. Тема значения языка в истории затрагивалась многими писателями. Действительно, наш язык дал миру много, и миллионы людей говорят на нём, поэтому мы должны гордиться своим языком.

Обновлено: 2017-02-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Подобный материал:
  • Сочинение ученицы 9 класса Александровой Татьяны "И ещё один дар дала нам наша Россия: , 47.68kb.
  • Иногда Елена Ивановна бывает строга с нами. Но это справедливо. Мне нравится наш учитель , 63.32kb.
  • Стандартные беды «нестандартных» людей , 29.83kb.
  • Положение о проведении городской научно-практической конференции «Наш дар бесценный , 28.21kb.
  • Книга 2 « Есть еще оке­ан» "наш современник" Москва 2001 ббк 63. 3(2)-3(2Рос-Рус) , 6687.49kb.
  • , 2030.13kb.
  • Сочинение Никитиной Анны, ученицы 5 «Б» класса «Мои предложения по реформированию русского , 29.59kb.
  • Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников сарди Валентина Александровна , 50.09kb.
  • Реферат: «Самый необыкновенный язык наш есть еще тайна…» , 473.11kb.
  • Сочинение о маме , 54.17kb.
сочинение ученицы 11 класса Коломийцевой Татьяны

"И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык" (И.Ильин)

Звучность русского языка подтверждается историей. Не одно поколение поэтов России доказывало безграничность возможностей русского языка всему миру. Не зря знаковое изречение Ильина было сказано в адрес Пушкина. Его литературный язык лёг в основу поэтического языка России, который используется и в наши дни.

Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес и уважение к нему во всём мире. Он изучается не только в странах СНГ, но и во всех странах дальнего зарубежья. Пример долго искать не приходится: в программу кипрских школ по литературе входят произведения русских классиков, а в старших классах средней школы один из предлагаемых ученикам иностранных языков для изучения - русский. Отучившись в кипрской школе три года, я могу чуть подробнее рассказать о делаемом многими выборе.

Первым аргументом в пользу русского языка всегда является фраза "Это ведь так интересно!" У многих моих зарубежных друзей перспектива изучения русского вызывала искренний восторг, и вторым оправданием своего выбора для многих была, как это не парадоксально, сложность русской речи. В этом свете особенно нелепо, на мой взгляд, звучат призывы и предложения упрощения нашего языка. Это ведь мгновенно уничтожит его самобытность, поставив русский в один ряд со всеми популярными и современными языками. И через много лет мировая молодежь уже задумается, прежде чем выбрать из огромного многообразия языков именно русский. Русский станет обычным и очень похожим на остальные!

Никакой другой язык в мире, и это не пустые слова, не может так ярко выразить долю эмоции, затаившуюся, благодаря правильно подобранным словам, между строк.

Где ещё так точно можно описать словами пейзаж, как не в русском языке! Где ещё, как ни у нас можно подобрать к слову десяток далеко не однозначных синонимов. К примеру, определение "красный". Красный в русском языке может быть алым, багровым, багряным, пунцовым, пурпурным, рубиновым, коралловым и даже кровавым. Михаил Задорнов, известный сегодня сатирик, с недавнего времени выступающий в жанре "занимательная филология" очень точно подметил оригинальность понимания нами собственного языка. Сочетание трёх слов, совершенно противоположных друг другу по смыслу "да нет, наверно" даёт нам общее впечатление склонности к отказу, но при этом указывает на возможность согласия. Есть ли аналогичные случаи в других языках? "Да нет, наверно..."

О русском языке, о миллионах людей на нём говорящих было и ещё будет написана не одна сотня рефератов, как в России, так и за рубежом. О функциях русского языка можно говорить бесконечно: это рабочий язык ООН и ЮНЕСКО, организаций играющих немалую роль в нашей жизни, а значит это и мировой язык. На территории России проживает не один десяток народов, и все мы знаем, что наша страна - многонациональное государство. Так, выполняя роль посредника между всеми языками народов России, русский язык помогает решать задачи политического, экономического и культурного развития нашей родины.

Русский язык может, без всяких сомнений, называться душой и памятью своего народа. К.Д.Ушинский сказал однажды, что "язык каждого народа создан самим народом". И это действительно так. Наш язык такой же порывистый и дивно красивый; такой же безмятежный и "могучий"; такой же разный в своих проявлениях, как и русский человек.

Привет всем. Дано: домашка по русскому. Как ответить на вопросы к тексту?
Познакомьтесь с высказыванием о русском языке философа Ивана Александровича Ильина (1882-1954). Это - фрагмент его выступления на Пушкинском юбилее в 1937 году.
I. Выразительно прочитайте текст, интонационно выделите слова, несущие основную смысловую нагрузку («новое»).
И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она - наша Россия. В нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и чёткость; и простота, и размах, и паренье; и мечтательность, и сила, и ясность, и красота.
Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному, и потому властен всё выразить, изобразить и передать.
В нём гуденье далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот и грай, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные. В нём - вся поющая русская душа; эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений...
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовёт его - его язык...
Горе нам, что мы не умели беречь наш язык и бережно растить его - в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в рйзах его органически выросшего правописания. Не жалеть его, не блюсти его - значит не любить и не блюсти нашу родину.
II. Выполните стилистический анализ текста.
1. Сформулируйте основную мысль текста.
2. Определите стиль речи, укажите коммуникативную задачу и назовите основную стилевую черту, ярко выраженную в данном тексте.
3. Подумайте над тем, как достигается экспрессивность речи:
- оцените с этих позиций богатство лексики, использованной для характеристики возможностей русского языка;
- найдите стилистически окрашенные слова (книжные слова, обозначающие отвлечённые понятия; слова высокого стиля, свойственные ораторской и поэтической речи, среди них - церковнославянские слова и выражения);
- найдите экспрессивные синтаксические конструкции (ряды однородных членов, многосоюзие, синтаксический параллелизм, неполные предложения);
- определите способы и средства связи предложений в 1, 3 и 4-м абзацах. Оцените роль повтора.
4. Вернитесь к основной мысли высказывания. Не кажется ли вам, что этот текст прекрасно иллюстрирует её?
II. Сжато передайте основное содержание фрагмента речи И. А. Ильина. Сохраните структуру текста: тезис (1-й абзац), обоснование (2, 3, 4-й абзацы), вывод (5, 6-й абзацы). Уберите изобразительность и эмоциональность, оставьте одну информацию.

Русский дом, Москва

Первый в мире памятник, посвященный русскому слову, установлен в Белгороде. Четырёхметровый монумент выполнен в виде бронзовой Библии, на раскрытой странице которой выпуклым шрифтом набран текст Священного Писания. Памятник призван подчеркнуть святость русского языка и вековую связь нашего народа с Православием.

«И ещё один дар дала нам Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём все дары: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потому властен всё выразить, изобразить и передать. В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало Божественных видений...
Это язык острой, режущей мысли. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества.

Это язык зрелого, самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую его зовёт его язык...

Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его».
Так восторженно и метко говорил о русском языке Иван Александрович Ильин, русский философ XX века.

Сохранение Отечества, национального характера и родного языка - единственно верный путь процветания народа. Это утверждает теория, это подтверждают опыт, история и культура различных народов, в том числе народа русского.

Язык - душа нации, культурно-исторический фундамент любого народа. Русский язык не только важнейший элемент национальной культуры, но и историко-культурное наследие и достояние русского народа, отражающее теснейшую связь с православной духовной культурой и контактами русских с другими народами.
Россия создала свой особый язык, свою литературу и своё искусство. На этот язык как на родной отзываются все славяне мира. Он оказался тем духовным орудием, которое передало начатки Христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам, живущим на территории России.

Русский язык - национальное достояние Российского государства!
Сегодня обучение русскому языку протекает на фоне общего снижения речевой культуры. Где торжественность, выразительность и благозвучие русского языка? Сегодня русский язык захлестнул поток искажений, потеряно уважение к родному языку. Жаргон и площадная брань приобретают права литературного гражданства. Происходит упрощение речи до однообразия, снижается её духовность, опошляется речь и, как следствие, мышление и поведение людей.
В русской культуре традиционно сложилось особое отношение к слову и произведениям классики. «Душа не имеет жизни, если словес Божиих не слышит», - возглашают святые просветители Кирилл и Мефодий. Русский алфавит создавался как молитва, где слово напрямую было связано с Бо­гом. Аз, буки, веди - я буквы ведаю; глаголь, добро, есть - говорю (признаю): Добро (Бог) есть... Рцы, слово, твердо - говори слово твёрдо... В языке закрепилась даже связь семьи и государства. Родину мы называем матерью или Отчизной, Отечеством - страну отцов.

В последнее время кажется, что много говорится и делается для того, чтобы русский язык был сохранён. Достаточно назвать федеральную целевую программу «Русский язык», законопроект «О русском языке как государственном языке в Российской Федерации», Совет по русскому языку при правительстве РФ, Центр развития русского языка и прочая, и прочая, но это уровень науки, политики. Я же пишу эти строки как рядовой многомиллионный носитель и пользователь русского языка, который в снижении речевой культуры, в искажениях, в «американизмах» видит и чувствует неуважительное отношение к русскому народу, к его православной вере, к его истории и традициям. Для меня такое положение вещей - вмешательство в процесс общения русских, разрушение общности и соборности, присущих русскому человеку. Это нарушение языкового суверенитета русских и нарушение национальных интересов русских. Поэтому так остро стоит сейчас проблема развития, сохранения русского языка, защита его и борьба за его чистоту. Это поможет утверждению национального характера, патриотизма и гражданственности нашего народа.

В государственной политике по сохранению русского языка первая и главная роль принадлежит школе. Изучать его нужно в национальном аспекте: искусство русского слова, русское красноречие, речевой этикет, связь с историей. Все мы знаем, что современный русский литературный язык является прямым преемником церковнославянского языка, – языка, созданного Кириллом и Мефодием в качестве общего литературного языка для всех славянских народов раннего средневековья, - языка высокой духовности и нравственности, языка, формировавшего «загадочную» русскую душу, русский характер. Поэтому хотелось бы, изучая русский язык, опираться на древнерусский язык, являющийся источником, питающим современный русский язык. Школьная программа должна предусмотреть исторические справки для понимания законов языка и отступлений от них, объяснения архаизмов, церковнославянизмов, сведения о развитии русского литературного языка, о его специфике. Ведь цель разговора и чтения - радость духовного рассуждения, умение глубоко осознать символ и смысл слова.

Язык - это средство связи поколений. Но современное словоупотребление молодых отнюдь не способствует связи и преемственности поколений, - как раз наоборот.
Воспитывающее значение русского языка неоценимо. Поэтому велика роль учителя, способного одухотворить, оживить написанное и передать это сокровище детям. Не будет соответствующей школы, не будет активных носителей литературного языка - язык станет бездуховным, мёртвым, исчезнет с лица земли и русский народ!

Ирина Николаевна ИВАНЧЕНКО
газета "Соборная весть", №40, 2009

Рецензии

Тут с Вами нельзя не согласиться: русский язык действительно нуждается в защите. Мы с трепетом смотрим, как борются за сохранение русского языка так называемые "русскоязычные" в Украине, а оказывается, за его сохранение надо бороться в России. И еще вопрос, где ему грозит большая опасность?

Здравствуйте, Александр. Вы умный, думающий, образованный, гуманный человек, вы честный гражданин своей страны. Много ли таких людей у нас? Почему они молчат? Неужели и правда: наступили дни, эпоха, когда светлые силы не могут противостоять демоническим разрушениям духовной культуры? Во все времена, у всех цивилизованных народов, национальный язык являлся хранилищем духовного: науки, культуры. образования, искусства, литературы, поэзии. Что касается русского языка и классической русской художественной литературы и поэзии, то культурный мир признал их духовным и уникальным достижением чедовечества. Вы верно и искренне, с болью в душе, говорите о родном русском языке, родном не только для русского человека, но и всех народов России, понимая, в чём таится опасность утраты. Активное увлечение уличными вывесками и наименованиями товара, нелепыми названиями продукции, мороженого и конфет, организаций и учреждений, печатных изданий; бездумное отношение к культуре слова профессиональных работников на радио, телевидении, в печати, в театре, кино; активное распространение по миру словарей русской нецензурной лексики - анитязыка народа; сокращение количества учебных часов на изучение русского языка и литературы и в школе и в вузе при активном внедрении методик изучения иностранного языка; отсутствие требований к культуре устной и письменной речи учащихся и студентов; внедрение системы единого государственного экзамена в форме тестирования по курсу языка, литературы, истории,когда живая речь и мысль заменяются примитивной работой мысли с бланками задания; активная пропаганда американо-английской песенной музыки на радио и телевидении - всё это чужеродная, неестественная среда, в которой вырастает современное дитя и привыкает видеть и воспринимать чужеземную графику языка, чужую лексику как норму, как культуру. Так человек отлучается от родного; происходит чудовищное изменение самосознания народа. Но это и нужно тем, кто сеет семена так называемой свободы выбора, как образа жизни, так и языка общения. Эти агрономы и программисты глобализации сидят далеко за пределами России и Украины и понимают, что информационная борьба в мире - реальность. Но под каким же гипнозом находится наша интеллигенция, образованная и культурная часть общества? Да, руководитель, вдохновитель нужен, так было всегда, и неужели не пришло его время в любимой нами России? Успехов Вам, с уважением, Александр Цоколов. Будем писать и говорить правильно: на Украине. И никакой приказ нам не указ.

Лучшие статьи по теме