Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены 
  • Древние сохранившиеся образцы византийских мозаик. Византийская мозаика. Мозаики из смальты

Древние сохранившиеся образцы византийских мозаик. Византийская мозаика. Мозаики из смальты

Шикарные монументальные полотна, выделяющиеся особенным размахом и масштабностью изображений, представляет собой византийская мозаика . Это древнейший вид искусства составления какого-либо образа или картины из одинаковых частиц небольшого размера. Центральной темой таких мозаик была христианская...

Шикарные монументальные полотна, выделяющиеся особенным размахом и масштабностью изображений, представляет собой византийская мозаика . Это древнейший вид искусства составления какого-либо образа или картины из одинаковых частиц небольшого размера. Центральной темой таких мозаик была христианская направленность, а движущей силой на пути к совершенствованию технологии укладки, созданию новых оттенков, фактур стало желание достигнуть максимального визуального эффекта.

В отличии от римских мозаик, которые решали светские задачи по украшению и приданию функциональности помещениям в частных виллах или общественных зданиях, у византийских мозаик были немного иные функции. Основным их предназначением считалось придание художественной ценности отделке соборов, усыпальниц, храмов, базилик и т.д. Византийская кладка рассчитана на восприятие изображения с большого расстояния – картины отличаются некоторой неровностью, «бархатистостью» оттенков и фактур, что «оживляет» созданные изображения.

Из чего изготавливается византийская мозаика?

Много веков назад в Византии был создан удивительный материал, названный смальта. По древним преданиям, именно византийцы обнаружили уникальные свойства стекла, которое набирает небывалой прочности при добавлении различных металлов к расплавленной мелкой стеклянной крошке. Так получилась смальта – стекломасса с примесью золота, меди, ртути в разных соотношениях. Каждый отдельно взятый металл обеспечивал определенный оттенок мозаичных блоков, которым при помощи простых инструментов мастера придавали удобные для укладки геометрические формы. Так получилась византийская мозаика – эксклюзивный вид искусства, выполняемый при помощи смальты.

«Изюминка» византийского стиля

Особенностью использования такой мозаики в храмах было создание шикарного золотистого фона, который прослеживается в большинстве полотен. Обычно для укладки мастера применяли прямой набор, когда получалось единое золотое поле, которое не только великолепно смотрелось при дневном свете, но и казалось «живым» в таинственных отблесках свечей. Такой эффект движения обуславливала игра оттенков и отражений света на золотистой смальте.

Немаловажным нюансом, присущим византийской кладке, является наличие точных контуров каждого изображенного объекта. Чтобы добиться максимальной четкости, контуры облика, предмета выкладывались кубиками мозаики в ряд со стороны его фигуры, и в один ряд со стороны общего фона. Если наслаждаться красотой и величием такого полотна с дальнего расстояния, то выделенные контуры придают персонажам эффектности, акцентируя их лик на мерцающем золотом фоне.

Среди других особенностей более позднего искусства укладки византийской мозаики прослеживается тенденция к правильности поддержания пропорций человеческого тела, которое иногда изображалось и в повороте, и в движущемся состоянии.

Византийская настенная «живопись»: история происхождения

Наиболее давние сохранившиеся образцы мозаик относятся еще к III-IV векам, хотя смальта была найдена примерно в I-II веках до н.э. Самыми известными византийскими изразцами считаются мозаика Равенны, а также изображение Айя-Софии в г. Константинополе. В Киевской Руси найдены остатки производства смальты возле Софии Киевской. По предположению археологов, русскими мастерами руководили выходцы из Византии. Византийская мозаика не утратила своего благородства и энергетики до наших дней: это творческий полет, отражение душевной роскоши, аура гармонии и умиротворения.

Византийская мозаика

Начало формирования византийской мозаики приходится на 3-4 века нашей эры. Именно в эту эпоху создаются первые мозаичные композиции. Расцветом мозаичного искусства Византии принято считать 6-7 века нашей эры. В дальнейшем данный вид монументальной живописи переживал кризис. В период с 9 по 14 века мозаичное искусство стало возрождаться и развиваться. Большая часть композиций - это библейские сюжеты и образы святых, которые украшают стены, потолки храмов и церквей.

Применяя античные методики в составлении мозаик, мастера Византии сформировали собственную технику в создании произведений. Частицы прозрачной и матовой смальты, а порой и камешки разнообразной формы и размеров склеивались в связующей основе под различным углом наклона. Такая техника позволяла солнечному свету переливаться различными оттенками на мозаичных полотнах.

Тематику мозаичных композиций составляли сюжеты из Библии. Они как будто переносили верующих в другой мир. Лики Христа, изображения ангелов и пророков, а также возвеличивание власти помазанника Божьего стали главными сюжетами мозаичных произведений Византии. При этом сюжет с библейскими персонажами обязательно создавался на золотом фоне, который символизировал роскошь и богатство. Таким образом византийские мозаичисты хотели создать эффект сопричастности зрителя с изображением.

Неровные сияющие поверхности мозаик затрагивались в игре светотени, тем самым формируя в интерьере еще больший ореол таинственности.

Яркие красочные тона создавали у зрителя ощущение того, что вот-вот произойдет чудо.


До настоящего времени сохранились известные всему миру мозаики Равенны – города, расположенного в северной части Италии. В этом городе в 6 веке нашей эры лучшие мастера мозаичного искусства декорировали стены церкви Сан Витале. Солнечный свет, попадающий из арочных проемов галерей и купола, дает возможность мозаике сверкать всеми оттенками цветовой палитры. По обеим сторонам от окон находятся мозаики, изображающие императора Юстиниана и его супруги Феодоры со свитой.

На первом мозаичном полотне изображен император Юстиниан, который преподносит подношение церкви в виде золотой чаши. Его голову украшает диадема, мастер также увенчал ее нимбом, чтобы показать, насколько сильно император привержен религии. Юстиниан облачен в цветные одежды, декорированные золотом. По правую сторону от императора изображены двое придворных и несколько стражников, фигуры которых закрывает парадный щит с монограммой Христа. С левой стороны от Юстиниана - старец в одежде сенатора и епископ Максимиан, держащий в руке крест, а также два дьякона. Абсолютно точная симметрия левой и правой сторон мозаичного полотна формируют у зрителя ощущение равновесия и гармонии.

На противоположной стене находится мозаика с образом жены императора Феодоры. Она входит в собор, держа в руках потир с золотыми монетами. На ее плечах и шее – удивительно красивые и изысканные ожерелья. Голову императрицы украшает корона с колоритными подвесками из жемчуга. Ее голова также увенчана нимбом. С левой стороны от жены Юстиниана находятся придворные особы, туники которых декорированы драгоценными камнями. С правой стороны от императрицы изображены евнух, который открывает завесу собора и дьякон. Мозаичист составил данную композицию на золотом фоне.

Обе работы создают у зрителя ощущение того, что власть императора Византии крепка и незыблема. Как не подчиниться такой власти, когда она окружена такой роскошью и богатством.

Следует отметить также уникальные мозаичные произведения в церкви Успения в Никее, Которые были созданы в 7 веке нашей эры. К сожалению, церковь была разрушена в 1922 году. Композиции, изображающие ангелов, просто потрясают зрителя своей красотой и великолепием. Образы ангелов настолько благородны, что создается ощущение, будто это настоящий идеал красоты античной эпохи. Они изображены в выразительных нарядах придворных стражников на золотистом фоне алтарного свода. Охраняя трон, они попарно стоят у него, держа в руках знамена. Ангелы предстают перед зрителем в естественной позе. Вместе с тем, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивается божественный свет, делают образы максимально реалистичными и выразительными.

Заслуживает особого внимания мозаичное полотно с изображением известного ангела «Динамиса», который олицетворяет собой эталон совершенства, благородства и одухотворенности. Лик ангела просто поражает богатством внутреннего мира, глубиной эмоций и чувств. К большому сожалению, имя создателя этого уникального шедевра неизвестно.


Отличительная особенность византийского стиля в мозаичном искусстве заключается в том, что мастера соблюдали максимальную точность пропорций человеческих тел. Нередко фигуры изображались мозаичистами в повороте или движении. В большинстве случаев мозаичная картина составлялась таким образом, чтобы визуально подчеркнуть объемность изображения.

Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»

Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.

Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.

Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши

Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.

Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.

Образ Спасителя в абсиде южного придела

Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.

В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.

Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.

Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.

На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"

Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.

Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.

Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где –то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость – препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.


Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...

В провинциальном городке, расположенном на берегу Адриатического моря, часто менялись правители, и каждый из них старался украсить Равенну новыми дворцами и храмами, в результате чего итальянская жемчужина становится главным центром архитектурного искусства страны. Расположенная между Востоком и Западом, она является настоящей сокровищницей уникальных исторических памятников, восемь из которых находятся под защитой ЮНЕСКО.

Однако главной достопримечательностью благословенной Равенны считается ценнейшая мозаика, которую наблюдаешь буквально повсюду. Качество ее исполнения удивляет и очаровывает каждого, кто прикасается к культурному наследию города с богатым прошлым.

Искусство Византийской империи

В Византийской империи производство мозаики было поставлено на поток, и все храмы и царские дворцы украшались полотнами из цветного стекла. Конечно, это не вполне корректное название, поскольку такое искусство - не живопись. Создатели величайших произведений писали их не красками, а набирали из кусочков смальты.

Расцвет мозаичного искусства приходится на V-VI столетия, названные золотым веком. Самыми известными в мире шедеврами признаны мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Исторический храм в Стамбуле и по сей день сохранил всю мощь и величие, которыми он был наделен своими создателями - творцами Древней Византии. Красивейшие произведения, имеющие огромную ценность для мировой культуры, сохранились в хорошем состоянии.

Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь

Раннехристианские культовые сооружения, датирующиеся V-VII веками, когда Равенна являлась столицей Западной Римской империи, никого не удивят архитектурными решениями и особой красотой. Гости древнего города признаются, что внешне он не производит никакого впечатления: невыразительные улицы, неприметные площади, отсутствие сказочной атмосферы и особого колорита. Однако за серыми фасадами храмов и толстыми кирпичными стенами скрывается мозаичное наследие города. Подлинные произведения искусства спрятаны от чужих глаз и, чтобы их найти, придется раздобыть карту населенного пункта, находящегося на северо-востоке Италии.

Мозаики Равенны настолько известны во всем мире, что другие культурные объекты остаются незамеченными туристами. Бесценные сокровища, равных которым нет ни в одном городе мира, спрятаны за безликими фасадами исторических зданий. Прежде чем рассказать о главной гордости Равенны, необходимо обратить внимание на особенности подобных полотен.

Мозаики из смальты

Мозаика - это любимый вид украшения христианских храмов, в котором наиболее полно воплотились эстетические идеалы религиозного мировоззрения. Такая живопись была разработана византийцами, создавшими особую технологию производства смальты. В простое в обращении стекло они добавляли самые различные металлы (золото, ртуть, медь и другие) и получали оттенки разных цветов. Основным элементом мозаичного полотна являлись одинаковые по размеру и аккуратно выложенные кубики.

Византийская мозаика в Равенне стала главной составляющей в отделке усыпальниц, храмов, базилик, где на первый план выходят визуальные задачи. Основной темой монументальных полотен стали христианские истории и библейские сюжеты. Техника укладки смальты с каждым годом совершенствовалась, а авторы чудесных композиций разрабатывали новые составы и цвета.

Особенности техники

Чем отличается византийская мозаика от римской? Главной особенностью становится использование золотистого фона, на который выкладывались кубики с неотшлифованной поверхностью, отличающиеся своим положением относительно других элементов. Кроме того, мастера использовали ровные контуры границ при изображении тел или предметов, которые придавали композиции на сияющем фоне четкость. Так создавалось единое полотно, красиво мерцающее в отблесках свечей и при естественном освещении. Восхитительная игра цвета и отражений создавала эффект движения картины, живущей своей жизнью.

Художники равеннской школы творившие в период с V по VII век, работали с палитрой, состоявшей из смальты основных тонов и не отличающейся разнообразием оттенков. Чаще всего кубики имели прямоугольную, квадратную форму, хотя на некоторых картинах можно увидеть круглые и овальные элементы больших размеров - от 7 до 15 мм.

Наследие и современность

Мозаики Равенны, ставшей западной столицей Римской империи, ничуть не уступали изумительным произведениям Константинополя. Город, носивший звание кладезя искусства и культуры, хранит богатейшее наследие, ставшее источником вдохновения для известных писателей и художников. Современный город не забыл древнее мастерство: в одной из академий есть отделение мозаики, которое посещают как итальянские, так и иностранные слушатели. Здесь проводятся симпозиумы и семинары, собирающие специалистов со всего мира.

Востребованные равеннские таланты выполняют реставрационные работы, создают потрясающие копии с самых известных произведений, которые можно приобрести в художественных галереях города. Власти столицы мозаики осознают, что главная задача - это не только сберечь национальные сокровища, но и сделать их достоянием общественности.

Мавзолей Галлы Плацидии

Самым старым архитектурным памятником является в Равенне. Мозаики, выполненные в V веке, создавались византийскими мастерами, которых привезла из Константинополя дочь императора Феодосия Великого. На самом деле, как установили ученые, это не настоящая усыпальница, поскольку Галла похоронена в Риме, а это сооружение, выглядящее достаточно невзрачно, являлось небольшой часовней, посвященной святому Лаврентию - покровителю семейной династии.

Во вросшем за несколько веков в землю кирпичном строении скрывается настоящее сокровище, от вида которого захватывает дух у каждого посетителя. Сквозь узкие окошки, заложенные пластинами яшмы, проникают лучи солнца, и в скудном свете переливаются кубики мозаики Равенны, словно драгоценные камни. Этому чуду есть объяснение - так играет смальта, передающая различные оттенки цвета. Призрачный свет, падающий на шероховатую поверхность, отражается под разными углами, а своды и стены мавзолея словно растворяются на глазах восхищенных посетителей.

Божественная красота

Мозаики Равенны, фото которых вызывают восторг даже у людей, далеких от искусства, сразу бросаются в глаза. Купол находящегося под защитой ЮНЕСКО мавзолея представляет собой синее звездное небо, в его центре сияет золотистый крест, направленный на восток, а четыре свода византийцы украсили символами евангелистов - быком, львом, орлом и ангелом. Здесь можно увидеть уходящий мир античности, и мастера отобразили на полотнах совершенно иную красоту - божественную.

Символизм

Юный Иисус Христос здесь изображен как Добрый Пастырь, окруженный стадом овечек. Это распространенный для раннего христианства образ нашего Спасителя, лишь пурпурно-золотые одежды которого говорят о том, кто же перед нами на самом деле. Фигуры святых проступают на синем фоне, напоминая античных персонажей в римских тогах, а виноградные гроздья - о языческих вакханалиях.

Однако художники, выполнявшие мозаики, наделяли символическим значением каждый образ: слушающие Христа овечки - это паства, пьющие из прозрачного ручья голуби и олени - христиане, впитывающие новое учение, а кисти винограда - райский сад, в который попадают верующие.

Мозаики базилики Сан-Витале

Рядом с мавзолеем находится знаменитая церковь Сан-Витале в Равенне. Мозаики базилики, выполненные византийскими мастерами, являются главным богатством аскетично выглядящего архитектурного памятника, где покоятся мощи покровителя благословенного города - святого Виталия. Христиане, которые задумывались о красоте духовной, а не внешней, не украшали свои храмы, приберегая роскошь для внутреннего убранства. Выполненная в VI веке византийская мозаика Сан-Витале в Равенне, которая считалась самой красивой за пределами Константинополя, украшает алтарную часть, апсиду и возвышение у алтаря. Сцены из Ветхого Завета, изображения Иисуса со святыми, императора Юстиниана со своей супругой сильно отличаются от полотен в мавзолее.

Главным фоном на картинах выступает а фигуры выглядят так, словно лишились материального. Они превратились в плоские силуэты и кажутся бесплотными. Даже несмотря на тяжелые драпировки одежд под их складками не чувствуется физических тел. Завораживает пристальный взгляд огромных глаз на отрешенных лицах.

Духовная сущность

На полотнах гениальные мастера отобразили не сиюминутное, а обратились к вечному, показав не материальную оболочку, а божественную сущность, и на смену движению приходят застывшие образы и четкий контур вместо объема. Здесь нет плавных переходов оттенков, и мозаика Сан-Витале в Равенне представляет собой крупные цветовые пятна.

Византийские безымянные авторы никогда не видели супругу императора и постарались передать не портретное сходство, а духовную сущность, воплотив свои представления о красоте. Ее муж, великий монарх, изображен в тот момент, когда передает церкви золотой сосуд в дар. Голова Юстиниана, не принимавшего ни одного важного решения без жены, украшена нимбом. Здесь невозможно увидеть намека на личные качества: все плотское и сиюминутное осталось за пределами храма, и император со второй половиной изображены как идеальные правители.

Основные цвета панно, которое подчеркивает торжественную атмосферу базилики, - белый, синий, золотой и зеленый. Кусочки смальты уложены под разными углами, и излучаемый ими свет создает впечатление чудесной атмосферы, пронизанной теплыми солнечными лучами. Неизвестно, что поражает больше всего: продуманная композиция, тонко проработанные детали или идеальный подбор цветов.

Полотна баптистерия православных

В V веке появился архитектурный объект, признанный одним из самых значительных в мире памятников, - городской баптистерий. Мозаика Равенны, дополненная мраморными инкрустациями и лепниной, словно вписана в купол строения, предназначенного для совершения крещения и являющегося ровесником мавзолея Галлы Плацидии.

Мастера использовали уникальный прием: все фигуры и разделяющие их элементы - это своеобразный радиус, и от центрального диска струятся золотые лучи. На купольном панно можно увидеть сцены крещения Христа Иоанном Крестителем, голубя, символизирующего Святого Духа, 12 апостолов, несущих мученические венцы. Фигуры посланников Бога, изображенные на темно-синем фоне, показаны в движении, и поверхность, на которую они ступают, выглядит более светлой. В хитонах учеников Иисуса главенствуют два цвета - золотой и белый, олицетворяющие духовность. Лики апостолов, обладающих ярко выраженной индивидуальностью, торжественны.

Тематика Небесного Иерусалима

Ученики Христа показаны как носители света христианского просвещения. Спаситель принимает крещение, и исходящая благодать через апостолов передается земной церкви, которую символизируют изображенные алтари. А плодоносящие деревья на куполе баптистерия ассоциируются с христианской душой, приносящей добрые плоды. Столь богатое убранство религиозного сооружения подчеркивало для верующих особую значимость обряда крещения, и вся общая композиция связана с тематикой Нового Иерусалима - города, посланного Иисусом-победителем на Землю.

Можно только восхищаться особым даром безымянных талантов, которыми гордится современная Равенна. Мозаики и фрески баптистерия, выложенные из мелких камешков с богатой цветовой палитрой, с ювелирной точностью были выполнены местными, а не византийскими мастерами. Они создали восхитительные композиции, ослепляющие сочными красками.

Бесценные произведения

Древняя Равенна, превратившаяся из великой столицы в провинциальный город, пользуется невероятной популярностью у туристов. Минуло немало лет, она изменилась, но вечными остались ее бесценные шедевры, пережившие своих создателей и прекрасно сохранившиеся. Изумительные мозаики Равенны, от которых сложно оторвать взгляды, представляют интерес для всех туристов, ценящих прекрасное.

лат. musioum – посвященное музам) являлась главной формой монументальной храмовой живописи в ранневизантийский период. Она представляла собой узор, выполненный из смальты (разноцветных кусочков стеклянных сплавов с добавлением солей и окислов различных металлов), которая укреплялась на слое извести, цемента или мастики. Мозаика выкладывалась по кальке будущего изображения лицевой стороной вниз, а затем лицевая поверхность обрабатывалась, шлифовалась и покрывалась воском. Техника мозаики была заимствована у римских художников, которые отделывали полы в термах, виллах и в общественных зданиях смальтой, составленной из небольших кубиков, или камней. В византийскую эпоху мозаика размещалась на стенах и в куполах церквей, хотя первые мозаики украшали также полы в богатых домах и во дворцах (фрагменты мозаик полов Большого императорского дворца в Константинополе). Византийские мозаичисты усовершенствовали изготовление различных смальт (особенно золотой), умели точно рассчитать угол падения света, делая поверхность мозаики шероховатой, достигли большого искусства в сложении многофигурных композиций, учитывали законы оптики в слиянии цветов, что способствовало созданию великолепных живописных эффектов. Древнейшие византийские мозаики (баптистерий и мавзолей Галлы Плацидии в Равенне, V в.) отличались мелкой кладкой, выделенными контурами, отсутствием перспективы и пространства, использованием коврового орнамента. От античности были восприняты благородство пропорций, красота лиц с правильными чертами, насыщенный колорит. Христианская эпоха внесла в равеннские мозаики одухотворенность, символическую многозначность, взволнованную динамику, схематизм, сменивший чувственную живописность. С конца V в. и в последующие эпохи выделилась константинопольская школа мозаичистов, создававших композиции на белом фоне при помощи мелких ровных кубиков мозаики, уложенных узорными рядами. Константинопольские мастера использовали античные пасторальные сюжеты, трактованные как христианские аллегории, и раннехристианские мотивы (мозаики церкви св. Иоанна Крестителя в Палестине; мозаическая карта, украшавшая пол церкви в Мадабе, Трансиордания, VI в.; при Юстине II – мозаики на евангельские сюжеты в церкви св. Апостолов и в церкви св. Софии в Константинополе, VI в.). Новые черты появились в циклах мозаик в церкви Сант Аполлинаре Нуова (до 526 г.), в церквах Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе (середина VI в.) в Равенне. Светящиеся мозаики, заполняющие все стены, производили впечатление легких, невесомых; цвет приобрел символический смысл; силуэты фигур, обозначенных контуром, сделались призрачными, как бы парящими в воздухе. В мозаиках церкви Успения в Никее (VII в.) и в церкви св. Димитрия в Фессалониках (восстановлена ок. 634 г., но большая часть мозаик погибла во время пожара 1917 г.) мелкие кубики положены под небольшими углами друг к другу, что способствовало созданию светотени и усилению одухотворенности образов, их спиритуализации. По разрешению императора константинопольские мастера украшали мечети и дворцы на территории завоеванного арабами Иерусалима (мозаики храма Скалы, 691 – 192) и Дамаска (Большая мечеть, ок. 715 г.). В IX – XII вв. усилилось влияние Востока: в мозаиках появляются приземистые фигуры, плоскостность, орнаментальность, но сохраняются величественные образы и строгое построение, свойственные античному искусству. В этот период мозаикам отводились неровные поверхности внутренних стен. В композициях преобладали тенденции к экспрессии, символике (храм как Новый Иерусалим, где во время литургии проживается жизнь Иисуса Христа), ярко выраженной индивидуальности мастера (мозаики монастыря Неа Мони на острове Хиос; изображение императоров Константина и Юстина перед сидящей на троне Богоматерью над южными дверями в храме св. Софии в Константинополе, там же – император Лев VI перед Христом над западным входом в собор; Богоматерь с младенцем в апсиде храма Успения в Никее, после 843 г.; мозаичные композиции в главном храме монастыря Хосиос Лукас в Фокиде и др.). В XII в. искусство мозаики стало более интимным и глубоким (мозаики церкви Успения в Дафни, близ Афин), но при этом в ряде композиций появилась линейная стилизация фигур в строго фронтальных позах. Кубики мозаики на лице были выложены параллельными линиями с резко подчеркнутыми пробелами (Богоматерь с младенцем, император Иоанн II Комнин и императрица Ирина в храме св. Софии, ок.1118 г.). В палеологовскую эпоху развился новый стиль, характерными чертами которого было покрытие мозаиками свода, купола и верхних частей стен храма, появление светских тенденций в изображении религиозных тем, бытовые детали, усиление личностного начала в обликах святых (мозаики церкви Христа Спасителя монастыря Хора, церкви Богоматери Паммакаристы в Константинополе; мозаичный Деисус в южной галерее св. Софии в Константинополе и др.). В XIV в. появилось большое количество великолепных мозаичных икон, созданных константинопольскими мастерами. Поскольку мозаики были дорогостоящими, палеологовский стиль более полно представлен фресковой живописью.

Лучшие статьи по теме