Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены
  • Эскизы для мозаики из битой плитки. Мозаика из Битой Плитки — Как Сделать Красивые Садовые Дорожки. Где можно найти применение

Эскизы для мозаики из битой плитки. Мозаика из Битой Плитки — Как Сделать Красивые Садовые Дорожки. Где можно найти применение

Завершить ремонт в доме оригинальной мозаикой из битой плитки может каждый, особенно если ознакомиться с азами работы. Выложить цветной узор из остатков плитки, добавляя осколки других декоративных материалов - один из самых простых методов создания оригинальногое панно в ванной, на кухне или в садовом дизайне. Эта кропотливая работа не очень популярна, зато рукотворные панно в интерьере никогда не выйдут из моды.

Какие материалы можно использовать для мозаичной облицовки

Оригинальная мозаика из плитки своими руками дает огромные возможности для проявления фантазии, особенно когда есть материал и хорошие идеи. В детстве многие пытались освоить метод рисования по клеточкам, когда сетка на портрете воспроизводит эскиз, увеличивая макет в несколько раз. Тем же способом можно воспроизвести любой сюжет или портрет на стене в одном из помещений - Виктор Цой, Мерлин Монро, «маска незнакомки», птицы, аквариум. Хорошие примеры - мозаика из битой плитки фото.

Сделать работу не так сложно, как кажется, а если нанимать специалиста, обойдется дорого. Пошагово выложенный рисунок никто из гостей не сможет отличить от работы художника. Это займет больше времени, чем рабочий процесс мастера, но это приятный творческий опыт, а работы приятно выкладывать в соцсетях. Если удастся освоить методику выкладывания мозаики из битой керамической плитки, это может стать и увлекательным хобби, и дополнительным заработком.

Мозаичные панно - исполнение тематических или абстрактных композиций из разных элементов. Каждый рисунок уникален, поскольку составляется из фрагментов, цвет и форму которых нельзя повторить. Мозаика может состоять из:

  • равных кусочков одинаковой формы (круг, квадрат, треугольник, 6-гранник);
  • осколков произвольной формы;
  • сочетания кусков разного размера и формы.

Строительные супермаркеты выбрасывают бой кафеля, керамической плитки и других отделочных материалов или продают как вторсырье, и можно купить по сходной цене. Тем, кто интересуется - как выложить мозаику из битой плитки, важно знать, что для этих целей подойдут различные материалы. Это:

  • битые цветные стекла;
  • кусочки зеркала и бутылочного стекла;
  • осколки фарфоровой посуды;
  • тонкие спилы дерева;
  • шлифованные осколки цветного стекла и перламутровые створки раковин, собранные на морском берегу;
  • оригинальные ракушки;
  • гладкая цветная галька;
  • кусочки самоцветов;
  • крупные гладкие пуговицы и др.

Совет: При выкладывании цветного узора не всегда есть кусочки нужной формы и размера - их можно отщипнуть кусачками от большого осколка или ровно отрезать плиткорезом. Выполняя эту работу, берегите лицо от осколков и пыли! Начиная работу, защитите глаза защитными очками, а нос и рот - бытовым респиратором. Работайте в робе и перчатках, чтобы не порезаться краем осколка. Важно, чтобы при этом процессе не присутствовали и случайные зрители - острые осколки колотой плитки способны поранить их.

Где можно выложить мозаичное панно

Мозаика из специальной плитки наподобие смальты - дорогое удовольствие, и она тоже используется для отделки помещений. Однако самым бюджетным вариантом станет сделанная самостоятельно выложенная мозаика из битой плитки. Эта отделка находит широкое применение:

  • на полу - в ванной, прихожей, кухне или бассейне;
  • в любых поверхностях, предназначенных для мытья;
  • на столешницах и керамических вазонах;
  • для садовых сооружений;
  • на боковинах скамьи или лавочки, сделанной своими руками;
  • внутри старой ванной, оформленной как бассейн с «морским дном».

Если нужны готовые работы, которые вдохновляют, поищите виды Барселоны. Великий испанский архитектор Гауди оставил потомкам немало талантливых образцов мозаичных панно. Но и одаренные современники оставили нам немало художественных полотен:

  • на торцах многоэтажных домов;
  • в отделке бассейнов;
  • в качестве украшения кухонных помещений и санузлов;
  • монументальных картин в фойе и облицовке общественных зданий;
  • для оформления магазинов, офисов, поликлиник и санаториев.

Этот универсальный способ декоративной отделки сегодня можно испробовать у себя в загородном доме или на даче, в городской квартире или у подъезда. Оформленная мозаикой из битой плитки скамья во дворе хорошо переносит морозы и дожди, она годами не потеряет свой первоначальный вид, а материал можно собрать по квартирам бесплатно. Можно ознакомиться с азами мозаики из битой плитки - видео, где подробно изложены все этапы работы.

С чего начать выкладывание мозаичного изображения

Мозаичные полотна - это не только увлекательный творческий процесс, но и оригинальный способ экономии. На фоне стабильного подорожания строительных материалов есть возможность проявить находчивость, собирая элементы для живописного панно из подручных материалов. Осколки битого цветного кафеля помогли Гауди не только открыть в себе новые грани таланта, но и создать знаменитые шедевры в парке Гуэль!

Есть несколько вариантов по выбору темы для панно:

1. Постараться увидеть в цветных осколках свою тему и цветовое решение, потом добавить немного недостающего материала.

2. Выбрать готовую схему мозаики из битой плитки, исходя из личных предпочтений.

3. Лучше мозаику из битой плитки создавать по собственному эскизу, но на основе ознакомления с высокохудожественными образцами.

4. Картину, которая вдохновила, можно решиться воссоздать в мозаичном варианте, используя увеличение изображений.

5. Попытаться повторить готовый мозаичный шедевр со своим цветовым решением.

6. Пересмотреть предложения по продаже готовой мозаичной плитки, и выбрать материал, который больше всего впечатлил.

7. Используя готовый битый материал, выкладывать на любой гладкой поверхности абстрактный рисунок, который подскажет фантазия.

Важно иметь представление о художественных принципах:

  • симметричные полотна выкладывать сложнее, но они лучше воспринимаются;
  • в асимметрии более крупный фрагмент располагают слева, а правостороннее размещение крупных фрагментов утяжеляет изображение;
  • при выкладывании узнаваемых очертаний и портретов без трафарета важно соблюдать пропорции;
  • если нет художественного вкуса и творческого опыта, лучше не экспериментировать на подготовленной поверхности, а использовать хороший эскиз.

Фрагменты битой плитки укладывают и в виде абстрактных полотен, используя цветовые контрасты. Но и абстракция выстраивается по принципу:

  • красивых сочетаний оттенков;
  • плавных переходов цвета;
  • контрастных вариантов.

Однако наиболее эффектно в мозаичных полотнах смотрятся крупные природные элементы:

  • птицы и животные или их фантазийные образы;
  • цветы - подсолнухи, нарциссы, маки, ирисы;
  • рыбы - аквариумные, морские или анимированные;
  • портретные элементы - профиль девушки в шляпе, карнавальная маска, томный взгляд, узнаваемые образы;
  • пейзажи - схематические или высоко художественные.

До того как начать выкладывать мозаичное полотно на своем постоянном месте, постарайтесь проработать выкладку на другой поверхности, например, на полу или столе. Важно соизмерить размеры готовой работы с поверхностью, где будет мозаика. Постарайтесь представить готовый результат с затиркой между фрагментами, возможно, понадобится в него добавить пигмент нужного оттенка для сплошного рисунка. Черный наполнитель между крупными кусками цветной битой плитки будет напоминать витраж, а белый придаст чистоты и свежести.

На рисунке будущей работы лучше заранее продумать все варианты, чтобы не пожалеть о спешке - переделывать мозаику крайне сложно. Если вызывает затруднение мозаика с узнаваемым изображением, то лучше начинать с простой абстрактной композиции.

Совет: При выборе кусочков плитки важно сделать сортировку - более качественные фрагменты подойдут для центральных элементов и смысловых акцентов, остальной бой идет на края. Срезанные на лицевой стороне, сколотые и дефектные кусочки с трещинами на эмали подойдут для краев и откалывания недостающих фрагментов (заполнение пустот). У плитки для мозаики размеры подкорректируют кусачками. Когда готовое панно высохнет, освежите его стеклоочистителем и протрите пушистой ветошью.

Подготовка поверхностей к работе

Мозаику выкладывают на стену разными способами:

  • на подготовленную стену, промазывая клеем каждый фрагмент и закрепляя на армирующей строительной сетке;
  • основную часть мозаики выложить на сетке и готовый рисунок закрепить на плоскость;
  • округлую стену важно подготовить, мозаику переносить фрагментарно с предварительной выкладки, иначе рисунок покоробится, и часть осколков плитки отпадет.

1. До нанесения разметки под мозаичный эскиз стену очистить от остатков обоев, облущенной краски, цементной пыли, мелких частиц.

2. Очищенную поверхность протереть влажной чистой губкой и дать ей подсохнуть.

3. Все заполнить стартовой шпаклевкой, нанести небольшой слой на всю поверхность под мозаичное панно, закрыть армирующей сеткой, и куски плитки наносить на нее.

4. Фрагменты мозаики хорошо крепятся на ровную плоскость, если рисунок изначально выкладывается на сетке, ее наносят на идеально оштукатуренную поверхность.

5. При переносе плитки лучше использовать 2 трафарета - на одном будет выполнена первичная раскладка панно, а по второму наносим разметку на стене или другой плоскости. Удобнее всего - мелом или маркером. Не бойтесь, что лини будут видны, они впоследствии заполнятся специальным раствором - затиркой.

Совет: Укладывая обрезки и осколки плитки, защищайте руки перчатками от мелких порезов острыми краями. Плитка хорошо пристает только при оптимальной температуре - в пределах +5°С - +30°С.

Раствор для плитки

Раствор для работ с керамической и кафельной плиткой есть в каждом строительном магазине. Отдайте предпочтение светлым оттенкам - так проще оценить предварительные результаты.

Для стеклобоя используют светлый или прозрачный раствор, он будет просвечиваться под фрагментами. В некоторых случаях под каждый кусок цветного стекла подкладывают немного фольги, чтобы мозаика сверкала, как драгоценные камни.

Готовый раствор наносится на стену небольшим шпателем с углового или центрального участка, откуда удобнее выкладывать панно. Каждый фрагмент немножко вдавливают в раствор, чтобы хорошо прикрепился.

Совет: Лучше всего крепится выкладка снизу, и готовым участкам нужно дать высохнуть перед последующим этапом. Удобно по трафаретному рисунку выкладывать кусочки одного цвета, например, лепесток подсолнуха. На небольшом панно раствор успешно заменят «жидкие гвозди».

Изогнутый рисунок

Мозаичный рисунок из битой керамической плитки - идеальный вариант там, где должна быть кривая моющаяся поверхность, которую нельзя уложить обыкновенным кафелем. Мелкие фрагменты хорошо крепить по сетке на обычный клей, а просвет заполнять затиркой или финишной штукатуркой.

Этот метод подходит для округлых и обтекаемых поверхностей в ванной и бассейне, в прихожей и кухне. Красиво смотрится:

  • выложенный в восточном стиле мозаичный умывальник;
  • внешняя сторона ванны и внутренняя у бассена;
  • округлые ниши под небольшие статуэтки.

Красиво смотрятся в ванной, сауне или бассейне перетекающие одна в другую поверхности - от пола к стенам и внешней стороны резервуаров, как на фото. Живописно выглядит оранжерея, лоджия под зимний сад с округлыми многоуровневыми террасами под растения, выложенные мозаикой из битой плитки, ракушками и камнями.

Технология выкладывания мозаичного рисунка

Чтобы освоить особенности выкладывания мозаики, важно внимательно изучить мастер-класс по плитке из битых кусков. Для этого понадобятся:

  • колотые остатки керамогранита, керамическую плитку, других облицовочных и природных материалов;
  • набор шпателей;
  • ножницы для выкройки сетки и сама сетка;
  • приспособления и посуда для полготовки клеевого состава;
  • затирка для швов - в цвет плитки или контрастная;
  • кусачки и плиткорез;
  • любой плиточный клей светлого цвета, лучше специальный прозрачный или супер-цемент;
  • для укладки мозаики на пол подойдет цементный раствор.

Общие правила:

1. Удобно выкладывать узор от центрального смыслового фрагмента, постепенно охватывая новые участки.

2. Сначала завершают укладку основных фигурок, затем фоновый и задний план композиции. Если раствора или клея кое-где вылезло много, важно осторожно удалить с лицевой стороны каждого элемента, в промежутках можно оставить.

3. На финальном этапе узор оставляют высыхать на сутки. Затем влажной губкой протирают мозаику для снятия излишков состава.

4. Завершающий этап - затирка мозаичного полотна или заполнение промежутков. Специальную затирку для кафеля можно приобрести в строительном супермаркете или сделать ее из сухой финишной шпаклевки. Если делать самостоятельно, замес готовить под небольшие участки, прорабатывая каждый фрагмент.

5. При необходимости в затирку добавляют пигмент в тон мозаики.

6. Где-то через 20 минут затирка схватывается и чуть потемнеет - можно убрать ее излишки с кусочков плитки влажной губкой.

7. Когда мозаика завершена - обработайте стеклоочистителем и хорошенько протрите насухо.

Совет: Когда мозаичное полотно выкладывают на куски сетки по фрагментам, важно удалять излишки краев, чтобы не были внахлест. Отдельные фрагменты лучше сразу вырезать по шаблонам, по эскизу выкладывать отдельные участки.

Мозаика для наружных работ может укладываться на цементный раствор с добавлением клея:

  • декорирование ограждений;
  • основа скамеек;
  • садовые дорожки;
  • стенки барбекю;
  • фонтаны;
  • многоуровневые клумбы.

После того, как немного схватится цементное основание, начинают оформлять мозаикой. Горизонтальные поверхности не забудьте выравнивать строительным уровнем, вертикальные - отвесом.

Уход за мозаикой прост:

  • не используйте абразивные чистящие составы, кислотные вещества и маслянистые вещества, которые портят затирку;
  • загрязненные участки мозаике на кухне можно слегка зачищать мягкой щеткой с мыльным раствором;
  • после любого очищающего средства панно протирают влажной губкой, потом насухо;
  • наружные поверхности и садовый декор можно обрабатывать чистой водой из шланга, но струя не должны быть сильной, чтобы не разрушить целостность композиции.

Творчество — оно такое: умудряется находить применение вещам, которые холодный рассудок упорно требует вынести на помойку. С рассудком, тем более холодным, у меня всегда было плохо. Что поделаешь, поэтическая, блин, натура… Зато творчества - хоть черпаком мешай.

Год или два назад, оказавшись на складе закрывавшейся в тот период в Москве сети магазинов «Старик Хотабыч», увидела я горы битой плитки. По рублю, или по три — уже не помню. В голове отложилось только, что ее было много и дешево. Ну как творчество может пройти мимо такого клада? Никак не может. А потому домой я приволокла коробку с боем таких размеров, какую только мы с сыном физически могли поднять. А потом началось «как всегда»: то Муза где-то в пути затерялась, то лень одолела, то дел по горло… Таким образом «плиточное сокровище» мирно пылилось долгое время на балконе, покорно ожидая своего часа. Час настал на эти майские. Ну и понеслось:)

Балкончик у меня маленький — полтора на полтора метра (серия дома П-111м), поэтому с орнаментом (хотя мне этого и очень хотелось) развернуться не получилось: все равно на таком малом пространстве он не будет виден. Значит, решила я, буду класть плитку по наитию.
Что важно для бюджета — плиточный клей я тоже не покупала. На все том же балконе осталось два начатых пакетика с предыдущего ремонта.
Вот так балкончик выглядел на этапе старта:

Первым делом сортируем плитку. Выбираем те цвета, которые хотим использовать. Ненужную сгребаем подальше, иначе будет мешаться - с пространством то в наших домах туго:


Выбранные плитки аккуратно бьем молотком на нужные по размеру кусочки.
Важно : бить нужно исключительно с обратной стороны, чтобы не понаставить сколов и не попортить внешнюю!


Замешиваем плиточный клей согласно инструкции на упаковке.
Важно : Клей у меня был подходящий. Но если будите покупать, обратите внимание, чтобы на упаковке было написано, что он пригоден для внешних работ.
Клея сразу много не размешивайте. Если обычную плитку (не битую), можно быстро положить друг за дружкой, то мозаика требует времени на побор кусочков. И пока вы будите ими «играть», прикладывая то туда, то сюда, клей может засохнуть.
Вот - я разводила буквально на дне ведерка:


Пол предварительно я не выравнивала. Во-первых - не то помещение (это же не 20-метровая гостиная), а во-вторых плиточный клей имеет плотный состав, и сам все мелкие огрехи выравнивает.
Используя шпатели (у меня тоже остались от предыдущего ремонта) наносим клей на пол. Но не на весь, а только на ту небольшую часть, на которую вы в данный момент планируете положить плитку. Опять же потому, что клей быстро сохнет, и пока вы будите украшать один угол, на всей остальной поверхности он уже может превратиться в камень.
На нанесенный на пол клей укладываете кусочки плитки. На всякий слушай лично я дополнительно наносила шпателем клей и на нижнюю сторону плитки.
Вот первый уголок:


Для удобства лучше сначала приклеить крупные куски плитки, максимально прилаживая их друг к другу. А вот образующиеся между ними дырочки вторым этапом заполняете более мелкими кусочками:


***


Когда бьете плитку, не выбрасывайте даже самые малипусенькие кусочки! Дело в том, что зазор между плиткой не должен быть больше 5 мм (максимум). А при такой угловатой мозаике обязательно найдется пару мест бо льшего размера, в которые как раз очень удобно будет запихнуть получившиеся осколочки!
И еще один совет: если при укладке есть альтернатива положить любой многоугольник (форма места позволяет), экономьте кусочки треугольной формы. Почему-то именно треугольников вечно не хватает:) Мистика, но треугольных мест для укладки выходит полно, а треугольные кусочки отбиваются плохо и редко. Поэтому если треугольничек отбился сам собою, а на очередное место можно положить кусочек иной формы, его и кладите. В будущем обязательно возникнет место, на которое ваш треугольничек отличного пригодиться.
Выползающий при укладке из ложбинок клей тут же аккуратно удаляйте тряпкой. Иначе присохнет - не отобьешь.


Ну вот - вся плитка приклеена.
Единственное, чего мне не хватало из домашних запасов остатков - это затирки. Поэтому оставив плитку, поехала за ней в магазин.
Обычной белой затирки не хотелось… Купила кирпичного цвета, вот такую:


Цена в «Леруа Мерлен» за 2 кг. (для выбранной площади - выше крыши!) — 118 руб.
Важно : Затирка должна быть цементная — это раз. Может использоваться не только внутри, но и снаружи помещений — это два. Выдерживает низкую температуру + температурные перепады — это три. Эти три главных условия, которым используемая на открытом балконе затирка должна соответствовать.

Пока гуляла по магазину, подумала — может мне еще и стены покрасить?
Бюджетная краска (256 руб.) в «Леруа» тоже нашлась: фасадная белая «Латек» в ведерке на 2,5 литра.
К ней же были куплены три колоранта: изумрудный, синий и морская волна (каждый по 28 руб.)
Вот такие:


Дома я, боясь что плитка еще не высохла, решила не терять время и пока выкрасить стены. Чтобы не попортить еще возможно не до конца высохшую кладку, я положила на нее большой лист толстой фанеры. Таким образом во время окрашивания я топталась по нему, не повредив плитке.
Ну вот так вышло со стенами: одна стена (внешняя) синяя, внутренние - микст морской волны и изумрудной. Дверь с наружной стороны также выкрашен в синий.
Важно:) пока занимаетесь покраской, не пускайте на место ремонтных работ животных. А они, животные эти, из любопытства обязательно будут суваться, пачкая лапы. Мне, например, три раза пришлось отмывать пол в квартире от синих следов кошачьих лап:)


***


***

Когда стены у меня высохли - затерла швы между плиткой.

В итоге вышло вот так:


***

***
Параллельно с этой работой постоянно отвлеклась на прочие прочие процессы))
Например, для декора выкрасила в соответствующие цвета два стареньких советских деревянных подсвечника, оставшиеся от родителей.


***


Вот такими они были изначально — замызганные, жирные, обляпанные лаком:


Чтобы избавиться от всей этой грязи, особо не мудрствуя, замочила их на ночь в ведре с ацетоном. А чтобы не всплывали - придавила камушками:


Важно : все реставрационные работы с использованием хим.средств (растворителей, ацетонов и проч.) можно делать только на свежем воздухе и в перчатках!
То, что не смылось ацетоном на утро аккуратно вышкаблила циклей (я в качестве цикли уже много лет использую старый бабушкин маникюрный набор - очень удобно:)


***

Ну вот - все отмыто и отшкрябано. Можно красить!


Красила обычными акриловыми красками и кистями. А вот маленькие точечки, например на ящерке, наносила зубочисткой.
Для разноцветного балкона получилось самое то!


***


Есть еще куча идей - расписная сидушка из ненужного «икеевского» стульчика (сидеть же на балконе на чем-то надо будет)
Для голой стены — из старой фотокартины, найденной в деревенском доме…


сейчас в творческих муках рождается абстрация на стену (это пока проект):


Но это всё истории уже для следующих постов.
Главная же идея этого: не пренебрегайте старыми, ненужными и распродажными предметами!
Из битой плитки вышел отличный пол, которого точно ни у кого нет. Да и вообще весь ремонт моего балкончика обошелся (считаем):


  • Затирка — 118 руб.

  • Краска — 256 руб.

  • Колоры — 28 х 3 = 84 руб.

  • Плитка — порядка 100 руб.

Итого: смешные 558 руб.
А весь секрет в том, что большая часть материалов и инструментов — остатки с предыдущих ремонтов, плитка — утильный бой, а декор — отреставрированное б\у.
Да будет творчество нам всем в подмогу!

Настоящей изюминкой в доме или на даче может стать декоративное панно с выложенным на нем причудливым узором или рисунком из разноцветных осколочных кусочков. Работа по выполнению мозаичного панно достаточно кропотлива и требует не только терпения, но и владения некоторыми знаниями и даже навыками. Как выполняется мозаика из битой плитки своими руками от начала и до конца - об этом поведают рекомендации специалистов-мозаичников, которым известны все секреты мозаичной техники по нанесению изображений из мелких частиц керамики на рабочее основание.

О чем эта статья

Где можно найти применение

Мозаичный орнамент в качестве декоративного украшения достаточно популярен. Возможности для его применения широки. Где он может смотреться более гармонично? Для этого есть несколько вариантов:

  • на одной из стеновых или половых поверхностей в доме;
  • на фасаде любого строения;
  • на поверхностях бассейна или дорожках в саду;
  • на любой моющейся поверхности;
  • на керамическом вазоне;
  • на столешнице;
  • на садовом сооружении;
  • на поверхности старой ванны, имитирующей бассейн в морском стиле.

Такой универсальный прием в отделке можно применить в любых условиях, будь то квартира, частный дом, дачный участок или придомовая территория. Выложенный мозаичный узор отличается долговечностью, ему не страшны погодные колебания, дожди, снегопады. Несмотря на то, что исполняется из самых обычных материалов (битой керамики, стекла, фарфора), может годами не менять свой изначальный вид. Подготовка материала для такой работы выполняется заранее.

Где взять материал

Творческий процесс по созданию мозаичного узора не хаотичен. Он предполагает набор некоторых четко спланированных действий. Поиск и подготовка материала - только первая ступень. Плиточный материал для этого можно заготовить несколькими способами. Иногда поломанные плитки остаются после ремонта. За боем кафеля можно обратиться в строительный супермаркет или к знакомым (друзьям, соседям, родственникам).

Далее исходный материал заготавливают соответствующим образом. Чтобы воплотить свою творческую идею в виде декоративного панно, которым можно будет украсить интерьер, из плитки делают фрагменты определенной формы (ровной либо произвольной).

Для изготовления фрагментов мозаики есть несколько подходов:

  1. Первый - предусматривает создание фрагментов со стандартными формами (прямоугольными, квадратными). Для изготовления ровных элементов пользуются специальными приспособлениями для обработки кафеля. Для чего отобранные образцы размечают на полоски. Вооружившись ручным стеклорезом либо плиткорезом раскраивают материал на квадратики или прямоугольники. Поперечный разлом производят этими же приспособлениями либо кусачками.
  2. Второй - это заготовка фрагментов с нестандартной формой. Для этого кафель помещают в сукно и заворачивают его во избежание разлетания осколков и смягчения удара. Потом сверток переворачивают и ударяют по нему несколько раз, контролируя силу нажима. Для получения мелких фрагментов дробление повторяют многократно.

Элементы нужно подготовить разных размеров. Так выкладка будет происходить более продуктивно и интересно. Кроме того фрагментам можно придать строго определенные формы для создания настенной композиции, и не только квадратные.

Кроме битой плитки в качестве материала для создания будущего шедевра декора подойдут:

  • зеркальные частички;
  • кусочки цветных стекол (в том числе бутылочных);
  • осколки посуды из фарфора;
  • перламутровые ракушки, собранные во время отдыха на морском побережье;
  • створки речных ракушек с местного пляжа;
  • гладкие камешки гальки;
  • крупные пуговицы;
  • самоцветы;
  • спилы древесины.

Обратите внимание: пользуясь плиткорезом для отщипывания ровных частичек, нужно соблюдать меры личной безопасности. Важно защищать лицо от попадания осколков и частичек пыли. Для глаз лучшая защита - очки, а для носа и рта - бытовой респиратор. Защитный костюм и перчатки защитят тело и руки от порезов. Отсутствие посторонних зрителей тоже немаловажно.

Теперь понятно, как изготовить мозаику из битой плитки. Далее будет рассмотрено, как ее правильно выложить в виде рисунка.

Где найти идею для мозаичного панно

Идея для панно может прийти спонтанно, а может придется приложить усилия для ее поиска. Главное, не действовать стереотипно. Собственная фантазия может стать лучшим помощником в этом деле. При выборе темы можно руководствоваться советами специалистов. Вот что они рекомендуют.

Варианты по выбору идеи для панно:

  1. Наличие набора цветных осколков и их форма могут натолкнуть на определенные мысли. Стоит к ним присмотреться, чтобы понять будущую тему и цветовую компоновку исходного материала. Возможно придется добавить каких-то недостающих элементов;
  2. Создать рисунок можно по готовому эскизу, в котором за основу берутся высокохудожественные мотивы. В мозаичном варианте можно даже попробовать скопировать понравившуюся картину с увеличением ее размеров;
  3. Личные предпочтения способны помочь определиться с выбором подходящей темы для панно;
  4. Попробовать воспроизвести готовый мозаичный рисунок с собственным видением цветового оформления;
  5. Для выкладки абстрактного изображения идеи может и не быть вовсе: фантазия подскажет, как лучше расположить готовый битый материал на гладкой поверхности.

Для создания панно следует принимать во внимание общепринятые художественные принципы:

  • выкладывая портретные и узнаваемые изображения по бестрафаретной технологии нужно придерживаться пропорциональности;
  • лучше воспринимаются симметричные образы, хотя их создание является более сложным процессом;
  • в асимметричных полотнах расположение крупных элементов с правой стороны тяжело воспринимать визуально, тогда как левостороннее размещение более предпочтительно;
  • наличие эскиза будет весьма уместно, если создатель картины не располагает ни опытом, ни даже намеком на художественный вкус;
  • абстрактные полотна нередко создают с использованием цветовых контрастов.

Крупные образы природы выглядят более эффектно на мозаичных картинах. Ими могут быть:

  • фантазийные либо реальные образы животных, птиц;
  • рыбы - из мультфильмов, морские или аквариумные обитатели;
  • цветы - маки, подсолнухи, ирисы и пр.;
  • портрет девушки в шляпке;
  • пейзажные изображения - наброски или полноценные картины.

На поверхности будущей картины лучше сразу продумать оптимальный вариант расположения элементов, и не спешить. Перекладывать заново мозаику будет очень трудно.

Обратите внимание: сортировка кусочков плитки поможет в компоновке абстрактной композиции. При этом более совершенные фрагменты отбираются для центрового расположения и смыслового акцентирования. А другие - для краев. Кусочки со срезанной лицевой частью, со сколами и дефектами на эмали подходят также для заполнения пустот (создания фона). Размеры кусочков плитки корректируют кусачками. После подсыхания готовому панно придают свежий вид посредством стеклоочистителя и ворсовой ветоши.

Как подготовить рабочую поверхность

Приготовлению поверхности следует уделить максимум внимания, поскольку мозаика из битой плитки от этого только выиграет в плане прочности и долговечности.

Последовательность действий тут такова:

  1. Выбранную поверхность, на которой будут выкладываться плиточные кусочки, очищают от обойных полос либо старого керамического покрытия. Иными словами максимально освобождают и очищают;
  2. Используя шпатлевку, заделывают отверстия, щели и трещинки;
  3. Наносят изображение будущего декоративного панно согласно составленному эскизу.

При участии в создании декоративной мозаичной композиции стеклянных кусочков специалисты рекомендуют применять для их фиксации прозрачный клеевой состав.

Для крепления же керамических кусочков подойдет специальный клеевой состав, привлекаемый для работ с кафелем. Состав со светлым оттенком в данном случае идеальный вариант. Он поможет выдержать четкость изображения, подчеркнет его уникальность и красоту.

Клей готовят в соответствии с инструкцией от производителя. При нанесении клея применяют шпатель. Инструментом делают гладкий и ровный клеевой слой.

Как выкладывать элементы на поверхность

Правила выкладки элементов:

  1. Начинают выкладку фрагментов с центрального смыслового элемента с постепенным переходом на новые зоны;
  2. Первым делом выкладывают крупные фигурки, а после - задний план и общий фон рисунка. При выходе некоторого количества клея на лицевую сторону кусочков его осторожно стирают. В швах клей оставляют;
  3. Готовое панно оставляют сохнуть примерно на 24 часа. По прошествии этого времени влажной губкой проводят по мозаике для устранения остатков клея;
  4. Заключительный шаг - затирка полотна. Для этого выбирают либо финишную шпаклевку либо специальную фугу для кафеля в строительном магазине. Работу производят на небольших участках, прорабатывая отдельные элементы;
  5. Фугу можно сразу подобрать в тон кусочкам, а можно уже в процессе добавлять в нее пигмент;
  6. Спустя примерно 20 мин - полчаса затирка схватится (должна приобрести темноватый оттенок), ее излишки удаляют увлажненной губкой.

Существует способ выкладывания мозаичного полотна по сетке. При этом удаляют излишки краев, которые могут накладываться внахлест. Для выкладывания некоторых участков отдельные кусочки сразу вырезают по готовому шаблону.

Разные варианты выкладывания мозаичных элементов на стену:

  • рабочей поверхностью выступает подготовленная стена - промазанные клеем фрагменты фиксируют на армирующей сетке;
  • большую часть рисунка выкладывают на сетку, готовое изделие переносят на плоскость стены;
  • округлые стены подготавливают, частички накладывают путем фрагментарного переноса с предварительной раскладки (это позволит не покоробиться рисунку и сохранить его целостность).

Обратите внимание: готовой работе обязательно дают время, чтобы высохнуть. Иначе ее можно просто-напросто испортить. Период бездействия обычно занимает около одних суток.

Как правильно ухаживать за панно с плиточной мозаикой?

Чтобы декоративное украшение радовало глаз очень долго, за ним требуется соответственно ухаживать.

  1. Категорически запрещается чистить мозаику такими составами, которые включают в себя воск, фосфор либо различные масла;
  2. Для протирочных процедур также не советуют пользоваться абразивными смесями;
  3. Наиболее грамотное решение - специфические средства для чистки керамической плитки. Удаляя множественные пятна и загрязнения, они не портят обрабатываемый с их помощью материал.

Теперь понятно, как выложить мозаику самостоятельно. Ведь такое оригинальное украшение для дома и дачи вполне можно осилить каждому, кто изъявить желание попробовать сотворить его. Владея подробной информацией, раскрывающей секреты мозаичного мастерства, сделать это будет намного проще, чем кажется сначала.

Мозаика мало кого оставляет равнодушным. Эти маленькие, невзрачные кусочки, практически отходы, но собранные талантливой рукой мастера в незамысловатые картинки, иногда становятся настоящими шедеврами. В продаже есть готовая фабричная мозаика, но зачем же тратиться, если можно воплотить свою собственную задумку из подручных материалов, которые рука не поднимается выбросить. Поэтому стоит попробовать, ведь сделанная мозаика своими руками не только украсит ваш интерьер, но и раскроет творческие способности и полет фантазии.

Для домашней композиции можно использовать любые предметы. Очень здорово смотрится мозаика из плитки, битой посуды и бутылок, морской гальки. Иногда в панно добавляют и деревянные щепки.

Укладка мозаичных панно состоит из нескольких этапов:

  • заготовки материалов;
  • подготовки основания;
  • разработка и нанесение эскиза;
  • укладка мозаики;
  • обработки швов.

Заготовка необходимых материалов

Если вы недавно делали ремонт, то наверняка остались какие-то куски кафеля, которые можно использовать для мозаичного панно. Если ничего подобного нет, то можно поспрашивать в строительных или хозяйственных магазинах — нет ли у них ненужного боя плиток или посуды, которые можно приобрести за бесценок.

Возможно ваши знакомые или родственники собираются избавиться от строительного мусора. Не дайте им это сделать, и в ваших руках будет настоящее сокровище, из которого в недалеком будущем получится шедевр. Постарайтесь разнообразить ассортимент и собрать разноцветное сырье, чтобы картинка не получилась скучно-однотонной. Конечно лучше заранее знать, что именно вы хотите сложить, чтобы собирать сырье уже для определенного рисунка.

Мозаика из битой плитки составляется небольшими кусочками разных размеров.

Зачастую для составления картинки используют прямоугольные кусочки, поэтому какую-то часть плитки нужно будет порезать, используя стеклорез или профессиональный плиткорез. Если ваше увлечение мозаикой со временем перерастет в постоянное занятие, то лучше запастись недорогим инструментом. В этой работе нет необходимости в ровности краев, поэтому можно не добиваться высокой точности. Основная масса плитки заготавливается очень просто — разбивается молотком. И плитку и молоток нужно предварительно обернуть плотной тряпкой, чтобы куски были не сильно раскрошены.

Кусочки будут иметь разные размеры, но это именно то, что нужно для работы. И вообще, не стоит ничего выбрасывать, просто отложите в какой-нибудь укромный уголок весь имеющийся бой, возможно именно он когда-то превратиться в картину авторской работы.

Если полученные кусочки не вписываются в формат, не проблема, можно подкорректировать размер кусачками для кафеля.

Подготовка основания под укладку

Лучше всего мозаичные панно держатся на цементно-песчаных стяжках, штукатурке, шпаклевке или гипсокартоне. У них отличная адгезия, поэтому керамика на клею держится «намертво». Важное условие — чистая и ровная поверхность, без неровностей и трещин, обработанная грунтовкой для укрепления и усиления сцепления.

Разработка эскиза

Даже если вы в душе художник и ясно представляете будущую картинку, все равно лучше работать по ориентиру. А если вы впервые занимаетесь мозаикой и сомневаетесь в своих талантах, то без предварительно нанесенного рисунка не справиться с задачей, особенно если он достаточно сложный. Поэтому вооружаемся карандашом и начинаем наносить на поверхность контуры, пропорции, формы, в соответствии с размерами. Эскиз можно нанести, применяя метод масштабной сетки или проектор.

Затем переходим к планированию цветовой гаммы и разделению рисунка на условные зоны по тонам. Главное определиться, как сделать мозаику в соответствии со схемой, чтобы процесс был оптимальным.

Существуют определенные правила, которые облегчат работу над укладкой мозаики:

  1. Начинать работу нужно с центральной части, чтобы получить желаемые пропорции и максимальную приближенность к эскизу.
  2. Фон выкладывается на завершающем этапе.
  3. Абстракция также добавляется в конце, сразу выкладываются сложные геометрические объекты, которые являются центром композиции — фигурки людей, животных, деревья, цветы и пр.

Выбор клея

Чтобы уложить кусочки качественно и надежно, нужно правильно подобрать клей.

Главный критерий подбора смеси — высокая адгезия к используемым материалам.

Оптимальный вариант — белый клей. Серый в этом случае не подходит из соображений эстетики работы. Если рисунок выкладывается на обычное бетонное основание, то работать лучше с белыми цементными клеями — , Крепс Усиленный Белый. Если укладка планируется на нестандартном основании, к примеру деревянном, то предпочтение надо отдать реактивному клею для плитки с эпоксидной основой — Litokol Litoelastic, жидким гвоздям или эпоксидной затирке.

Укладка мозаики

Если у вас есть кусочки материала с разной толщиной, берем вначале самую толстую. Это и будет ориентир для укладки.

Клеем должна быть покрыта и поверхность и сама плитка, но на одной из поверхностей он должен быть слегка намазан так, чтобы и толщина слоя не увеличилась и прочность укладки не пострадала.

Начинаем наносить клей на небольшую часть площади, отдельными фрагментами. Если рисунок в этом месте не сложный, можно захватить участок побольше, если сложный, то начинайте работу на маленькой площади. Клей на основание нужно нанести простым гладким шпателем, а потом удалить излишки гребенкой. Если материал имеет одинаковую толщину, то укладка будет не сложной. Укладка неоднородных кусочков регулируется толщиной клея. Но даже одинаковые по толщине куски ложатся по разному, ведь они имеют разный размер, поэтому для них нужно приложить разные усилия, чтобы приклеить.

У небольших кусочков есть все шансы «утонуть» в плиточном клею, поэтому для них слой должен быть толще. Использование гребенки не панацея, каждый отдельный фрагмент нужно регулировать индивидуально.

Мозаичное панно из битой плитки, уложенное на стену, не обязательно должно быть плоским, тут уж все зависит от личных предпочтений. Кроме кусочков кафеля композицию можно дополнить самыми разнообразными предметами, гармонирующими с общей задумкой. Напольная мозаика — это отдельный разговор, она естественно должна быть ровной, чтобы во время ходьбы не зацепаться за выпуклости и неровности ее поверхности. Идеально ровную поверхность мозаики получить достаточно проблематично.

В этом случае можно применить деревянный, пластиковый или металлический листы, которыми прижимаются уже готовые участки и выравниваются до нужной плоскости. Запаситесь листами разных размеров, ведь для разных по площади участков нужно использовать подходящий по размеру лист.

Мозаичные картинки из битого кафеля выкладываются с зазорами. Плитка не должна вплотную примыкать одна к одной. Очень не просто выполнить точную подгонку фрагментов, да и не нужно — полотно может повредиться в процессе эксплуатации.

Благодаря швам укладка не страдает от тепловых расширений материала, которые неизбежны при колебаниях температуры. Очень большие промежутки тоже нецелесообразны, ведь по итогу картинка может получиться некрасивой. Не стоит выполнять укладку кусками одинаковой формы и размеров, но и от слишком разных форматов эффект будет не очень, поэтому главное правило — придерживаться золотой середины и чувства меры.

Облицовочные работы на столешнице

Деревянную столешницу очищаем от слоя краски, используя привычный ацетон или специальные средства. После этого поверхность зачищается при помощи наждачной бумаги: первый раз крупной, второй раз мелкой шлифовочной. Эти действия заметно повысят адгезию, поэтому без них работу по укладке не начинаем.

Не знаете, как ? Руководствуйтесь схемой и все у вас получится:

  • Укладку начинаем от края, продвигаясь к центральной части столешницы.
  • Уплотнение должно быть по максимуму.
  • Излишки клея удаляются сразу в процессе работы, ведь из-за высокой плотности укладки швов будет великое множество, и чтобы очистить их все по окончанию работы понадобиться много времени.

Ознакомьтесь с видео мастер-классом по укладке мозаики на столешницу:

Обработка швов

Затирать нужно все виды мозаики, приступив к этой работе через 24 часа после укладки, которая должна высохнуть равномерно. Если в комнате слишком жарко, то панно нужно прикрыть чем-то мокрым. Перед затиркой мозаика должна быть очищена от остатков клея и протерта влажной губкой или тряпкой. Фугование выполняем резиновым шпателем. Идеальное решение для — Litochrom Starlike Crystal. Эта затирка имеет эпоксидную основу и эффект хамелеона, поэтому будет менять свой цвет в зависимости от цвета каждого фрагмента. Цементную смесь лучше не применять, она не настолько прочная и может рассыпаться.

Затирку очень плотно загоняют в швы между элементами мозаики, используя резиновую терку. Лишнюю массу удаляют простой губкой из поролона, смоченной в воде. Для того, чтобы смыть эпоксидную смесь, вам понадобиться много воды, а для удаления налета — специальные моющие средства Litonet gel, Sopro ESE 548.

Вот мы и научили вас как сделать мозаику в домашних условиях. Уверены, что теперь у вас все получится. Научитесь постоянно ухаживать за своим шедевром, используя средства с незначительной кислотностью. После каждого применения специальных средств, мозаику нужно вытереть обычной водой.

Мозаика — это процесс творческий, поэтому фантазируйте, подбирайте самые различные элементы и краски, и результат превзойдет даже самые смелые ваши ожидания.

Скорее всего, вы неравнодушны к мозаике. Такова уж особенность этого вида искусства. Наверняка вы не раз восхищались неким уличным панно неизвестного художника. Возможно, ваша обитель даже не обделена фабричной мозаикой. Тысячи миниатюрных элементов, собранных заботливой рукой, неизменно радуют глаз, но иногда покусывают карман. И задевают самолюбие – у вас столько блуждающих, но ярких, идей. Почему бы не попробовать самому? Рискните, сделанная мозаика своими руками – вещь незаменимая не только для интерьера, но и для души.

В домашних условиях композиции делают из чего угодно, в ход идут самые невероятные предметы: мозаика из плитки, осколков посуды, гальки, битых бутылок, зеркала и даже .



Изготовление мозаики разбито на этапы:
  • заготовка плитки;
  • подготовка поверхности;
  • планирование и набросок эскиза;
  • укладка мозаики;
  • затирка швов;

Быстрая навигация по статье

Заготовка плитки

Возможно, у вас уже есть сырьё, но если и нет, не страшно. Любой магазин с радостью продаст за гроши бой и остатки керамики. Хорошо, если имеется знакомый мастер-плиточник, который постоянно сталкивается с необходимостью выбрасывать отходы. Возьмите на себя его «мусор» и окажетесь с неисчерпаемым запасом плитки. Запасайтесь разноцветным сырьём, лучше понемногу разных оттенков, чем много однотонного кафеля. Ещё лучше постоянно держать в голове будущий рисунок, так легче ориентироваться.


Мозаика из битой плитки требует небольших осколков разного формата. Часть кафеля предлагаем нарезать – композиции часто нуждаются в прямоугольных кусочках. Режут керамику стеклорезом или профессиональным плиткорезом. Если планируете регулярно творить, приобретите недорогой инструмент. Высокая точность реза здесь ни к чему. Основную часть плитки попросту разбейте на осколки. Удобней сделать это с помощью тряпки, в которую завернёте бой, и молотка, обёрнутого плотным слоем ткани. Последнее нужно, чтобы излишне не раскрошить материал.


Набейте кусочки мозаики разных размеров, соблюдать определённый формат несложно. На будущее: не выбрасывайте остатки плитки, разбитую посуду и прочее. Отложите на потом, несостоявшийся мусор однажды станет частью шедевра.

Подготовка поверхности

Подходящее основание под мозаику – цементно-песчаная стяжка или штукатурка, шпаклёвка и гипсокартон. Они обеспечивают хорошее сцепление с клеем и керамикой. Важно, чтобы поверхность была чистой и ровной. Удалите неровности, заделайте трещины, если таковые имеются. После этого обработайте покрытие грунтовкой, она способствует укреплению основания и увеличивает адгезию.

Подготовка эскиза

Даже намётанному глазу легче с ориентиром. Неопытному художнику при работе со сложным рисунком без него никуда. Чтобы не уйти от размеров, контуров и пропорций, нанесите на основание эскиз карандашом. Если есть художественные навыки, хватит рук и глаз. Не имея такого полезного багажа (мы о навыках), воспользуйтесь методом масштабной сетки, а ещё лучше – перенесите эскиз с помощью проектора.

Распланируйте цветовую гамму и разбейте эскиз на зоны исходя из тональных представлений. Продумайте, как сделать мозаику по вашей схеме оптимально.
Придерживайтесь определённых правил:

  • Начинайте с центра, так композиция получится качественней с точки зрения пропорций и соответствия эскизу;
  • Фоном занимайтесь в последнюю очередь;
  • Абстракцию тоже оставляйте напоследок, сперва люди, животные, растения – то, что имеет сложную геометрию.

Клей для мозаики

Смесь для выкладывания кусочков должна иметь высокую адгезию к тем материалам, которые используете. Лучше всего работать с белым клеем, обычный серый не подходит по эстетическим причинам. Для типичных бетонных оснований подойдёт белый цементный клей ( , Крепс Усиленный Белый). Для укладки на нестандартное основание (например дерево) лучше использовать реактивный плиточный клей на эпоксидной основе (Litokol Litoelastic), жидкие гвозди или эпоксидную затирку.

Укладка мозаики

Если планируете использование плитки разной толщины, начинайте с самой толстой. Она послужит ориентиром для остальных. Клей желательно намазывать и на основание, и на керамику, но одна из поверхностей требует только лёгкого промазывания. Такого, которое не увеличит толщину слоя, но положительно повлияет на прочность укладки.

Наносите клей на небольшие участки, которые предварительно выделили на эскизе. Лёгкие зоны промазывайте большей площадью, сложные потребуют замедления. Намазав на основание клей обычным шпателем, удалите лишнюю смесь шпателем с зубьями. Если кусочки мозаики однородны по толщине, работа пойдёт легче. В противном случае разницу нужно компенсировать добавлением клея. Но даже однородность спасает не всегда. Слишком разные по размеру куски требуют разных усилий по приклеиванию, меньшая плитка при одном и том же слое смеси всегда провалится чуть глубже, поэтому ей необходимо больше клея. Гребенка – всего лишь ориентир, доводить до нужной плоскости каждый элемент всё равно приходится индивидуально.


Мозаика из битой плитки на стене не обязана быть в одной плоскости. Исходите из собственных представлений о красоте. Кроме плитки, используйте и другие материалы, которые разнообразят композицию и позволят ей соответствовать задумке. Напольная мозаика должна быть плоской, неровности и шероховатости создадут проблемы при ходьбе по плитке.


Добиться ровного покрытия только с помощью рук и глаз сложно. Используйте ровный лист дерева, пластика или металла, чтобы периодически прижимать выложенные участки и таким образом выравнивать их. Лучше иметь листы разного формата. Принцип простой: сложней рисунок–меньше охватываемая за раз площадь–меньше лист.



Мозаика из битой плитки предполагает укладку кусочков с зазорами. Не кладите плитку вплотную друг к другу. Очень точная подгонка частей не только многократно усложнит работу, но и может вызвать впоследствии повреждение полотна. Швы компенсируют тепловые расширения материалов, возникающих из-за температурных перепадов. Но и делать огромные промежутки тоже не стоит, руководствуйтесь здравым смыслом. Конечный рисунок не должен пострадать. Не кладите рядом куски одного размера. Слишком разноформатные тоже не «класс», отличия должны быть, но в разумных пределах.

Облицовка столешницы

Если столешница из дерева - очистите её от краски ацетоном или специальным смывками. Затем дважды пройдитесь наждачной бумагой, вначале грубым абразивом, затем мелким. Эти манипуляции нужны для повышения адгезии, не приступайте к мозаике без подготовки.

Как ? Здесь требуется иная схема укладки:

  • Начинайте от краёв, постепенно подбираясь к центру;
  • Уплотняйте полотно максимально;
  • Клей удаляйте сразу, высокая плотность подразумевает большое количество швов; чистка в конце приведёт к лишним временным тратам.

Видео мастер-класс по декору столешницы мозаикой:



Затирка швов

Касается и полов со стенами, и столешниц. Затирать можно не ранее, чем через сутки после окончания облицовки. Мозаика должна высыхать равномерно. Если в помещении температура слишком высока, накройте полотно влажной материей. Перед фугованием удалите остатки клея и протрите мозаику влажной тряпкой. Для работы понадобится резиновый шпатель.

Лучше всего для мозаичных панно подходит прозрачная затирка на основе эпоксидной смолы с эффектом хамелеона (). Она будет подстраиваться под цвет каждого кусочка. Цементная смесь сильно уступает эпоксидной в прочности и может буквально развалиться.

Наносите фугу резиновой тёркой, плотно загоняя её в промежутки между кусочками. Удалите остатки влажной поролоновой губкой. Эпоксидные смеси нужно смывать обильным количеством воды, а налёт удаляется специальными моющими средствами (Litonet gel, Sopro ESE 548).



Что ж, теперь вы знаете, как сделать мозаику в домашних условиях. Надеемся, что мастер-класс послужил отправной точкой. Помните, что мозаика требует регулярного ухода. Не протирайте её веществами, содержащими фосфорную кислоту. Пользуйтесь средствами с малым процентом кислотности, но и после них протирайте мозаику тряпкой с водой.

Не зацикливайтесь на плитке, тренируйте воображение и пускайте в ход необычные и интересные предметы.

comments powered by HyperComments

Лучшие статьи по теме