Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены
  • Каковы сроки представления в Росприроднадзор расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, сроки уплаты данных платежей в бюджет, а также сроки представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

Каковы сроки представления в Росприроднадзор расчетов по плате за негативное воздействие на окружающую среду, сроки уплаты данных платежей в бюджет, а также сроки представления отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов

21 декабря 2015 года Государственной думой ФС РФ принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон определяет, как будет взиматься плата за негативное воздействие в 2016 году.

Основные положения Федерального закона:

  • изменен срок , до наступления которого необходимо на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности до 1 июля 2016 года.
  • введен коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности, либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями
  • установлены квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) платы за НВОС; платежи вносятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Данное положение не распространяется на субъекты малого и среднего предпринимательства.

Плата за негативное воздействие в 2016 году должна быть уплачена:

За 1-й квартал 2016 г. до 20 апреля 2016 г.

За 2-й квартал 2016 г. до 20 июля 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 3-й квартал 2016 г. до 20 октября 2016 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

За 4-й квартал 2016 г. до 1 марта 2017 г. в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной в 2015 г.

При этом декларация о плате за НВОС за 2016 г. должна быть предоставлена до 10 марта 2017 г.

Пожалуйста, репостьте наш материал:

Sp-force-hide{display:none;} .sp-form{display:block;background:#1b2a4b;padding:20px;width:100%;max-width:100%;border-radius:5px;-moz-border-radius:5px;-webkit-border-radius:5px;border-color:#000000;border-style:solid;border-width:1px;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;} .sp-form-fields-wrapper{margin:0 auto;width:690px;} .sp-form .sp-form-control{background:rgba(255, 255, 255, 1);border-color:rgba(0, 0, 0, 1);border-style:solid;border-width:1px;font-size:15px;padding-left:8.75px;padding-right:8.75px;border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;height:35px;width:100%;} .sp-form .sp-field label{color:rgba(255, 255, 255, 1);font-size:13px;font-style:normal;font-weight:bold;} .sp-form .sp-button{border-radius:4px;-moz-border-radius:4px;-webkit-border-radius:4px;background-color:#00cd66;color:#ffffff;width:100%;font-weight:bold;font-style:normal;font-family:Arial, "Helvetica Neue", sans-serif;box-shadow:none;-moz-box-shadow:none;-webkit-box-shadow:none;} .sp-form .sp-button-container{text-align:left;width:100%;}

Экологический налог не представлен в Налоговом кодексе как отдельный вид платежа в бюджет. Он подразумевает взимание с субъектов хозяйствования определенных сумм за нанесение вреда окружающей среде или за потенциальную угрозу природе. Платежи осуществляются в форме экологического сбора и НВОС (платы за негативное воздействие на окружающую среду).

Экологические платежи контролируются Росприроднадзором. Этому государственному органу предоставлены полномочия по разработке и утверждению отчетных форм . Налог на экологию регулируется такими правовыми документами:

  • Законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ;
  • Законом от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ об отходах потребления и производства;
  • Правительственными постановлениями, которыми установлены тарифы и перечни объектов, попадающих под обложение экоплатежами.

Экологические платежи в 2018 году: кто платит

Суть экологического сбора раскрывается в ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ. Он представляет собой источник неналоговых поступлений в бюджет. К группе его плательщиков относятся:

  • производители товарной продукции и упаковки;
  • импортеры товарных изделий, упаковочных материалов.

Такие экологические платежи в 2018 году могут осуществляться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями. Главный критерий деления субъектов хозяйствования на плательщиков и неплательщиков – наличие конкретного товара или упаковочного материала в перечне, утвержденном Правительством РФ (с января 2018 года действует правительственное Распоряжение № 2970-р от 28.12.2017 г.). Сбор взимается в отношении групп изделий и упаковки, которым после завершения периода их эксплуатации требуется утилизация. Тем, кто производит полную утилизацию самостоятельно с соблюдением требуемых нормативов, платить сбор не нужно.

Налог за загрязнение окружающей среды (плата за НВОС) установлен ст. 16 Закона № 7-ФЗ. Его обязаны платить юридические лица и ИП, если у них имеются объекты, загрязняющие воздух или водные ресурсы. Платеж обязателен и при размещении производственных и бытовых отходов. Не относятся к категории плательщиков лица, которые осуществляют деятельность только с объектами четвертой – самой низкой группы опасности.

Платежи за загрязнение окружающей среды рассчитываются по ставкам, зафиксированным в правительственном Постановлении от 13.09.2016 г. № 913. При произведении подсчетов платы за НВОС необходимо учитывать, что выбросы от транспортных средств не считаются объектом обложения экологическими сборами. Платежи осуществляются поквартально авансовыми перечислениями, итоговая сумма обязательств выводится раз в год. Авансовые платежи равны 25% от годовой суммы платы НВОС за предшествующий период.

Как рассчитать экологический налог

Экологический сбор

Величина ставок по экологическому сбору приведена в правительственном Постановлении от 09.04.2016 г. № 284, а нормативы утилизации установлены в Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 г. № 2971-р. Расчет экологических платежей применительно к сбору производится по формулам:

  • Ставка сбора х Масса товарной единицы (или количество товарных единиц) х Утилизационный норматив (такой алгоритм вычислений используется для товаров).
  • Ставка сбора х Масса упаковочного материала, изготовленного в РФ х Норматив утилизации (применяется для выведения суммы сбора по упаковочной таре).

Пример

  • предприятие занимается производством деревянной тары;
  • объем изготовленной продукции в 2018 году равен 25 т.

За 2018 год компания должна будет заплатить сбор в сумме 7665 руб.:

  • по перечню Распоряжения № 2971-р эти изделия отнесены в группу 9;
  • ставка утверждена на уровне 3066 руб. за каждую произведенную тонну товара;
  • процентный норматив на 2018 год зафиксирован в размере 10% (на следующий год он должен вырасти до 15%, а к 2020 году заложено его увеличение до 20%).

Расчет: 3066 х 25 х 10% = 7665 руб.

Плата за НВОС

Экологический налог (плата за загрязнение окружающей среды) базируется на значении объема отходов или осуществляемых выбросов в окружающую среду (перечень, утв. Постановлением № 913). Формула, по которой рассчитываются обязательства субъектов хозяйствования:

Платежная база по отдельному загрязняющему элементу в соответствии с Перечнем х Ставка платежа х Коэффициенты.

Итоговый годовой платеж высчитывается за минусом произведенных в налоговом периоде авансовых перечислений.

Пример

В 2017 году суммарный экологический налог для организаций был начислен в объеме 146 500 руб. Исходя из этого, определим размер авансовых платежей по НВОС в 2018 г.

Ежеквартальные авансовые перечисления в 2018 году будут равны 36 625 руб. (146 500 х 25%).

Допустим, по результатам 2018 года общие обязательства составили 138 000 руб. Уплате по итогам 2018 г., с учетом авансовых платежей, подлежит 28 125 руб. (138 000 – (36 625 + 36 625 + 36 625).

Экологические платежи (называемые также платой за негативное воздействие на окружающую среду - НВОС) установлены действующим законодательством. Основным документом, регулирующим природоохранную область, является Федеральный Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 года. Он предусматривает обязанность для всех предприятий, негативно влияющих на окружающую среду, ежегодно предоставлять расчет платы за НВОС и выполнения соответствующих платежей в бюджет. Это требование является обязательным для любых организаций, работа которых сопряжена со следующими вариантами загрязнения природы:

  • размещение отходов, образующихся на предприятии при осуществлении производственной деятельности;
  • выбросы в атмосферу вредных веществ;
  • сбросы в виде стоков загрязняющих веществ в водные объекты.

Расчет платы за НВОС в 2016 году достаточно сильно отличается от выполняемых в предыдущие календарные годы. Причина этого - вступившие в силу изменения законодательства, регулирующего сферу деятельности предприятий, которые воздействуют негативным образом на окружающую среду. Они коснутся всех организаций, чья деятельность связана с негативным воздействием на окружающую среду и регулируется ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

Изменения расчета платы за НВОС, вступившие в силу в 2016 году

Внесенные в действующее законодательство изменения затронули сразу два основных момента, касающихся расчета платы за НВОС:

  • вторым важнейшим моментом, который предположительно серьезно изменить методику расчета, является вступление в силу Постановления Правительства РФ №913 от 13.09.2016 г. В нем содержатся ставки, которые будут использоваться при расчете платы за НВОС в 2016-2018 годах. Кроме того, данный документ содержит и новый дополнительный коэффициент индексаций, размер которого с 01.01.2016 года составит 2.

Очевидно, что вносятся достаточно серьезные изменения, касающиеся расчета платы за НВОС, вступившие в силу в 2016 году. Кроме того, определенную обеспокоенность предпринимателей-плательщиков НВОС вызывает то, что до сих пор нет полной ясности, как по форме декларации, которую необходимо предоставлять, так и по окончательной методике расчета. Несколько успокаивает ситуацию то, что сроки предоставления декларации о плате за НВОС за 2016 год достаточно щадящие - не позднее 10.03.2017, при этом оплата в соответствии с указанными в отчете данными, должна быть произведена до 10.01.2017 г.

Состав декларации по расчету платы за НВОС

В уже упоминавшемся выше проекте Приказа Минприроды предполагается следующий состав декларации по оплате за НВОС:

  • расчет общего размера оплаты, включая разбивку по каждому из видом воздействия;
  • расчет размера оплаты отдельно по каждому источнику загрязнения или по обособленному территориально подразделению предприятия-плательщика;
  • расчет исходной платежной базы;
  • расчет средств, направленных на осуществление мероприятий по охране природы, с подтверждением их освоения;
  • платежные документы, которые подтверждают выполнение оплаты в бюджет.

В настоящее время пока нет утвержденных форм перечисленных выше расчетов. Даже приведенный бланк титульного листа декларации имеет статус проекта, который, возможно, будет доработан и только после этого утвержден.

Вместе с тем, основные принципы расчета платы за НВОС в 2016 году, как утверждают специалисты, работающие над разработкой и утверждением рассматриваемых документов, останутся неизменными. Поэтому вполне логичным будет подробнее рассмотреть их.

Правила выполнения расчета платы за НВОС

До внесения изменений, вступивших в силу в 2016 году, расчет платы за НВОС состоял из следующих частей:

  • титульный лист и расчет размеры платы за НВОС, которую необходимо перечислить в бюджет;
  • разделы 1, 3 и 4, содержащие расчеты по каждому виду загрязнения (раздел 2 с 01.01.2015 года не составляется; ранее в нем содержались данные о выбросах в атмосферу вредных веществ передвижными объектами).

Титульный лист и расчет суммарной платы за НВОС

Заполнение титульного листа и расчета суммарного платежа за НВОС в бюджет не представляет особой сложности. В основном для этого используется информация из уставных документов, различных свидетельств о регистрации и постановке на учете организации-плательщика, а также данные из соответствующих разделов расчета. Они просто суммируются для получения размера платежа за НВОС в бюджет.

Бланки документов титульного листа расчета (действовавшего до 2016 года), расчета платежа в бюджет и соответствующих разделов расчета можно найти в специальном разделе официального сайта Росприроднадзора, на сайте любого его территориального органа или самых разнообразных информационных порталах.

Образцы заполненных документов с некоторыми советами, облегчающими процедуру, выглядят следующим образом:

Вполне возможно, что в окончательном варианте Приказа Минприроды, будет внесены изменения не только в титульный лист и его названия, но и в расчет платы за НВОС в 2016 году в бюджет.

Разделы 1, 3 и 4 декларации по оплате за НВОС

Основные расчеты платы за НВОС содержатся в данных разделах подаваемой декларации. Они выполняются на основе одинаковых принципов. Каждый раздел состоит из информационной и расчетной части.

В первой находится информация о разрешении на выбросы, стоки или размещение отходов производственной деятельности предприятия-плательщика, а также основные данные об источнике загрязнения или объекте размещения отходов.

Вторая часть каждого из перечисленных разделов содержит расчет платы за НВОС по соответствующему виду загрязнения. Порядок выполнения расчета прописан в соответствующем Приказе Ростехнадзора №204 от 05.04.2007 г. Информация о ставках платы за НВОС на 2016 год, а также используемых в расчетах индексах содержится в уже упоминавшемся выше Постановлении №913 от 13.09.2016.

Базой для выполнения расчета являются ставки оплаты за НВОС по каждому отдельному виду или источнику загрязнения на 2016-2018 годы и данные бухгалтерского и аналитического учета, который обязаны вести организации-плательщики.

Механизм учета территориальных особенностей местонахождения предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, а также размер оплаты при превышении установленных для организации нормативов по выбросам, стокам или лимитам размещения отходов также содержится в Постановлении №913 от 13.09.2016 г.

Методика расчета, существовавшего до внесения последних изменений в законодательство, была достаточно сложной. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, бухгалтеры или другие сотрудники, ответственные за выполнение расчетов оплаты за НВОС и заполнение соответствующих отчетов, использовали различные вспомогательные программные продукты.

Одним из наиболее популярных считается программа «Модуль природопользования», разработанная непосредственно работниками Росприроднадзора и расположенная в соответствующем разделе его официального сайта. Кроме того, достаточно большое количество сервисных продуктов разработано специализированными компаниями, например, вот этот.

Пример расчета платы за НВОС, выполненного при помощи соответствующего программного продукта, приведен на видео:

Заключение

Расчет платы за НВОС в 2016 году будет происходить в соответствии с новыми, принятыми в течение 2015-2016 годов, нормативными актами. Главным изменением является необходимость заполнения декларации по расчету платы за НВОС. При этом целесообразно воспользоваться вспомогательными программными продуктами, разработанными сотрудниками Росприроднадзора или специализированных информационных компаний.

Пример расчета платы за загрязнение окружающей среды. речь идет о плате за мусор. У организация есть арендованный офис. она не занимается производством. никакие лимиты не устанавливает.

В данной ситуации размер платы будет определяться по формуле, приведенной в статье. Сумму платежа необходимо рассчитать так: П= 248,4 руб./т * количество мусора (в тоннах)* 0,3*1,6*2,2*5.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Рассчитываем и вносим экологические платежи

Расчет размера платы за твердые отходы

Размер платы рассчитывается по следующей формуле:

П = Н? М? Кп? Ки,

где П – размер платы за загрязнение окружающей среды; М – количество мусора за отчетный период; Н – норматив платы за отходы по классам опасности; Кп – коэффициент, учитывающий состояние почвы экономического района, в котором находится компания; Ки – коэффициент индексации.*

Отметим, что норматив платы по классам опасности отходов указан в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Всего существует пять классов опасности отходов (I класс – чрезвычайно опасные, V класс – практически неопасные). Принадлежность отходов фирмы к определенному классу можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов. Он утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786. В этом каталоге каждому виду отходов присвоен тринадцатизначный код, последняя цифра которого как раз и означает класс опасности. Например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, – это IV класс опасности, а мусор от уборки территории и помещений – V.

Коэффициент Кп, учитывающий состояние почвы, также есть в постановлении № 344.

На 2008 год установлено два коэффициента индексации: 1,48 и 1,21 (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»). Первый применяется по отношению к нормативам 2003 года. А второй – по отношению к нормативам 2005 года.

Отходы обычно измеряют в кубических метрах, и для того, чтобы перевести их в весовые единицы, нужно знать плотность отходов. Данные сведения можно получить из лимитов предприятия или воспользоваться специальной литературой.

Пример 1

Торговая организация получила разрешение Ростехнадзора на размещение твердых бытовых отходов. Предположим, что за I квартал 2008 года фактическое количество бытовых отходов составило 0,3 тонны в пределах установленного лимита. Этот вид отходов относится к IV классу опасности. Следовательно, в соответствии с приложением № 1 к постановлению № 344 норматив платы равен 248,4 руб/т. Организация ведет деятельность в Центральном экономическом регионе, поэтому повышающий коэффициент, согласно приложению № 2 к постановлению № 344, равен 1,6. Коэффициент индексации в рассматриваемом случае будет равен 1,48 (так как при расчете платы мы пользуемся нормативами 2003 года).

Таким образом, сумма платежа за размещение твердых бытовых отходов составит:

248,4 руб/т? 0,3 т? 1,6 ? 1,48 = 176,46 руб.*

Обратите внимание: плата за загрязнение сверх лимита дополнительно умножается на 5.*

И.А. Евстратова, главный бухгалтер ООО «Харвест»

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов» ... (с изменениями на 8 января 2009 года)

Нормативы платы за размещение отходов
производства и потребления

(рублей)
Вид отходов
(по классам опасности
для окружающей среды)
Единица
измерения
Нормативы платы за
размещение 1 единицы
измерения отходов в
пределах установленных
лимитов размещения
отходов*
1. Отходы I класса опасности
(чрезвычайно опасные)
тонна 1739,2
2. Отходы II класса опасности
(высокоопасные)
тонна 745,4
3. Отходы III класса опасности
(умеренно опасные)
тонна 497
4. Отходы IV класса опасности
(малоопасные)
тонна 248,4*
5. Отходы V класса опасности (практически
неопасные):
добывающей промышленности тонна 0,4
перерабатывающей промышленности тонна 15
прочие тонна 8
(позиция в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года N 410, - см. предыдущую редакцию)

* Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; *коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 12 июня 2003 года N 344

Статьей 15 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год” установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
- Примечание изготовителя базы данных.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы
(состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям
экономических районов Российской Федерации

Экономические районы
Российской Федерации
Значение коэффициента
для атмосферного
воздуха*
для почвы**
Северный 1,4 1,4
Северо-Западный 1,5 1,3
Центральный 1,9 1,6*
Волго-Вятский 1,1 1,5
Центрально-Черноземный 1,5 2
Поволжский 1,9 1,9
Северо-Кавказский 1,6 1,9
Уральский 2 1,7
Западно-Сибирский 1,2 1,2
Восточно-Сибирский 1,4 1,1
Дальневосточный 1 1,1
Калининградская область 1,5 1,3

* Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.** Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

3. Справочники: Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды

Расчет платы за загрязнение окружающей среды 2018–2019 годов - процедура, обязательная для лиц, осуществляющих такие платежи. Как рассчитать сумму к уплате? Как вычислить базу по загрязняющим веществам, определить ставку, коэффициент и вычеты? Какой формуляр применяется для отчетности в 2019 году, куда его сдавать и в какие сроки? Рассмотрим ответы на эти и другие вопросы в материале далее.

Расчет платы за загрязнение окружающей среды: основные принципы и нормативное регулирование

Расчет платы за загрязнение окружающей среды регулируется законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, неоднократно обновлявшимся. Плата за нанесение вреда экологии должна перечисляться в бюджет (ст. 16.4 закона № 7-ФЗ):

  • субъектами малого и среднего бизнеса — единовременно в сумме за отчетный год до 1 марта года, следующего за соответствующим отчетным;
  • остальными плательщиками — по итогам 1, 2 и 3 кварталов до 20 числа следующих за ними месяцев в виде авансовых платежей в сумме, равной 25% от величины суммарного платежа за предыдущий год, а также по итогам 4 квартала — до 1 марта следующего за отчетным года в сумме, составляющей разницу между исчисленными в целом за отчетный год и авансовыми платежами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти платежи взимаются не в соответствии с правилами НК РФ, поэтому на них не распространяется правило о переносе срока для ситуации, когда последний день оплаты попадает на выходной.

О том, какие значения КБК могут присутствовать в платежных документах и от чего они зависят, читайте в материале «КБК на негативное воздействие на окружающую среду» .

Порядок расчета платежей за вред экологии закреплен в положениях ст. 16.3 закона № 7-ФЗ, других корреспондирующих с ней статьях указанного нормативно-правового акта (НПА), а также подзаконных актах.

В соответствии с п. 1 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ исчислять платежи за нанесение вреда экологии российские фирмы и ИП обязаны самостоятельно, используя:

  • данные, отражающие размер платежной базы по тому или иному загрязняющему химвеществу (либо отходу);
  • ставки, определенные для платы за загрязнение окружающей среды;
  • коэффициенты, устанавливаемые законодательно.

Вычислив плату за нанесение вреда экологии по каждому из загрязняющих веществ либо отходов (с применением ставок и коэффициентов), фирма должна суммировать полученные цифры и получить таким образом окончательный размер рассматриваемого платежа, подлежащий перечислению в бюджет РФ.

Плата за вред окружающей среде и экологический сбор: кто их платит

Платеж за нанесение вреда экологии следует отличать от экологического сбора, исчисление и уплата которого регламентируется ст. 24.5 закона «Об отходах производства» от 24.06.1998 № 89-ФЗ. Дело в том, что платеж за вред экологии, установленный в 2002 году, довольно часто неофициально именовался как раз-таки экологическим сбором. Однако, как только ст. 24.5 закона № 89-ФЗ была введена в действие (в декабре 2014 года), подобное отождествление стало некорректным.

Экологический сбор обязаны уплачивать только производители и импортеры изделий и упаковки для них, которые должны быть утилизированы после утраты ими потребительских свойств.

В то же время платеж за нанесение вреда экологии регламентируется совершенно другим НПА (законом № 7-ФЗ) и установлен для иных плательщиков (тех, которые производят выбросы и сбросы в окружающую среду различных загрязняющих веществ и мусора, а также размещают отходы производства).

Таким образом, экологический сбор:

  • платится за утилизируемые товары и упаковку (выпущенные плательщиком или импортированные);
  • регулируется положениями закона № 89-ФЗ;
  • как правовая категория существует в РФ с декабря 2014 года.

А сбор, представляющий собой плату за причинение вреда окружающей среде:

  • платится за выбросы и сбросы вредных химических веществ и мусора, а также размещение отходов;
  • регулируется положениями закона № 7-ФЗ (а в части размещения отходов — некоторыми положениями закона № 89-ФЗ);
  • как правовая категория существует с 2002 года (отметим, что схожий по правовой форме сбор — в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и иное вредное воздействие, взимался до отмены в 2002 году закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 № 2060-1).

Действующий в 2018-2019 годах порядок расчетов платы за причинение вреда окружающей среде содержит постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Подробнее о периоде, на который этот документ распространяет свое действие, читайте в статье «Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду» .

Как вычислить платежную базу по загрязняющим веществам и отходам

В соответствии с п. 1 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ платежная база по веществам и отходам соответствует их объему (либо массе), попавшему в окружающую среду в рамках отчетного периода. Величина базы определяется плательщиком в порядке экологического контроля (п. 2 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ). Видами загрязнений, которые подпадают под плату, являются (ст. 16 закона № 7-ФЗ):

  • выбросы от стационарных источников;
  • сбросы в водные объекты;
  • хранение и захоронение отходов.

При исчислении рассматриваемой базы учитываются (п. 4 ст. 16.2 закона № 7-ФЗ):

  • нормативы допустимых загрязнений;
  • нормативы временно разрешенных загрязнений, а также выбросов и сбросов, которые их превышают (в том числе по аварийным причинам);
  • лимиты на размещение загрязнений и их превышение.

В соответствии с нормами постановления № 255:

  • нормативы и лимиты выбросов должны исчисляться отдельно по каждому производственному объекту, с которого осуществляются выбросы (данные нормативы можно узнать, обратившись в Росприроднадзор);
  • предприятие должно самостоятельно (либо с привлечением экспертов) рассчитать фактические объемы выбросов и соотнести их с нормативами;
  • сумма платы может снижаться за счет:
    • вычетов, представляющих собой сумму затрат на снижение загрязняющего воздействия на окружающую среду;
    • применения к ставкам платы стимулирующих коэффициентов.

Сбор вычисляется посредством сложения:

  • произведения показателей нормативов и установленной ставки для них;
  • произведения показателей выбросов сверх нормативов и установленной ставки для них.

В некоторых случаях в расчет берутся также временные нормативы — лимиты. Произведение показателей их фактической величины, ее превышения и соответствующих ставок добавляется к сумме по обычным нормативам.

Если плательщик занимается размещением отходов и относится к разряду крупного бизнеса, то для получения нормативов он должен предоставить в Росприроднадзор проект размещения отходов (п. 4 ст. 18 закона № 89-ФЗ, методические указания, утвержденные приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349). Малым и средним бизнесам, размещающим отходы, разрабатывать соответствующие проекты необязательно — им достаточно отчитываться перед ведомством о деятельности, сопровождающейся выбросами вредных веществ в окружающую среду (п. 7 ст. 18 закона № 89-ФЗ).

Если у фирмы или ИП образуются отходы 1-4 классов опасности, на них должны быть составлены паспорта (п. 3 ст. 14 закона № 89-ФЗ). Их необходимо хранить в архиве плательщика. Заверенные копии таких паспортов с подтверждающими класс опасности выбрасываемых веществ документами направляются в Росприроднадзор (п. 7 правил, установленных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712).

Как определить ставки платы за вред окружающей среде

Ставки, о которых идет речь, а также дополнительные коэффициенты для них устанавливаются отдельными НПА Правительства РФ (п. 4 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ). Для применения в период 2016-2018 годов значения ставок приведены в постановлении Правительства от 13.09.2016 № 913. В 2019 году применяются ставки, установленные для 2018 года, с коэффициентом 1,04 (Постановление Правительства от 29.06.2018 №758).

Как определить коэффициенты для расчета платы за вред экологии

В целях исчисления платы за вред экологии по смыслу положений ст. 16.3 закона № 7-ФЗ предполагается применение следующих коэффициентов:

  • дополнительных, которые определены п. 3 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ для особых зон и при сжигании (рассеивании) попутного газа;
  • установленных п. 6 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ в зависимости от класса опасности.

Действующие значения коэффициентов можно найти в постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

Расчет платы за вред экологии: вычеты

В соответствии с п. 11 ст. 16.3 закона № 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на экологию вычитаются платежи, отражающие затраты плательщика на мероприятия, которые направлены на снижение вредного воздействия на экологию, — раздельно по каждому загрязняющему веществу или типу отходов производства в рамках отчетного периода. Соответствующие затраты должны быть документально подтверждены.

Форма расчета экологического сбора (платежа за вред окружающей среде)

С 2010 года ведомством, администрирующим экологические платежи, является Росприроднадзор. Законом № 7-ФЗ установлено обязательство плательщиков по представлению в этот орган декларации о платеже за вред экологии (п. 5 ст. 16.2, п. 4 ст. 16.4 закона № 7-ФЗ). Срок ее подачи истекает 10 марта года, наступающего за отчетным. То есть за 2018 год декларация должна быть представлена в Росприроднадзор не позднее 08.03.2019, т.к. 10.03.2019 - выходной день.

В этом документе фиксируется не только величина баз и исчисленных от них сумм платы по каждому виду загрязнений, но и общая величина начисленных за год платежей, уплаченных по ним авансов и сумма итогового платежа за год, учитывающего внесенные в течение года авансовые платежи (письмо Росприроднадзора «О плате за негативное воздействие…» от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

Подробнее о представлении декларации читайте в статье «Как сдать декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» .

См. также «Росприродназдзор предложил заявления о зачете и возврате платы за негативное воздействие на окружающую среду» .

Итоги

В 2018-2019 годах в России действуют новые ставки для расчета платежей за вред, нанесенный экологии. В порядке расчета платежей и сроках их внесения в бюджет изменений нет. Сохранены также форма создаваемого расчета и способы его сдачи в Росприроднадзор.

Лучшие статьи по теме