Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Стены 
  • Православные святые стратилат. Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат. Мучения и кончина мученика

Православные святые стратилат. Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат. Мучения и кончина мученика

Он родился в городе Евхаит, с детских лет обладал красивой внешностью и многими талантами. Но самое главное, что дал ему Господь - это познание истинной христианской веры. Именно вера во Христа помогла ему победить огромного змея, который жил в пропасти в окрестностях города. Он пожирал людей, животных, вся округа боялась этого чудовища. Но святой Феодор вооружился мечом, а также молитвой, что принесло ему победу. За этот поступок его назначили стратилатом, т.е. военачальником в городе Гераклее. Но святой Феодор не просто служил людям в этой должности, но еще и занимался проповедью Евангелия. Со временем практически весь город принял христианство. В это время у власти находился император Ликиний, который начал жестокое гонение на христиан. Он приказал обезглавить святого Феодора. На что праведник ответил приглашением императора Линия в их город. Феодор пообещал ему, что лично принесет жертву языческим идолам. Ликиний поверил этим словам, святой Феодор Стратилат, как только приблизился к истуканам, тут же разбил их, а куски раздал нищим.

В этот же миг его схватили и подвергли жестоким истязаниям. Их свидетелем стал раб святого Феодора Уар. По молитвам святого Феодора, Господь исцелил его тело и даже свел с креста, на котором Феодор был оставлен на ночь. Когда утром стражники пришли ко кресту, чтобы убедиться в смерти христианина, то увидели его живым и здоровым. В эту же минуту они уверовали в Бога и недалеко от места казни приняли Святое Крещение.

Но избегать мученической кончины святой Феодор не желал. Вот почему, он добровольно предал себя в руки палачей. Пока он шел к месту казни, святой Феодор одним словом открывал темницы и освобождал оттуда людей. Те, кто прикасались к нему, тут же исцелялись. Святой Феодор принял мученическую смерть через усечение мечом его главы.

Великомученик Феодор Стратилат — это один из святых признанных всеми христианскими церквями. Он с давних пор почитается на Руси, о чем свидетельствуют древние храмы, во имя этого святого. К ним относится и церковь Феодора Стратилата на ручью. Она считается одним из самых красивых образцов средневековой новгородской архитектуры и послужила источником вдохновения для многих русских зодчих на протяжение почти 7 веков.

Так кем же был Феодор Стратилат? Узнать подробности его жития поможет эта статья.

Положение христиан в Римской империи в конце 3 в. н. э.

Согласно традиции православной церкви Феодор Стратилат родился в Малой Азии в городе Евхаит. Он был храбрым, красивым юношей, исповедовавшим христианство. В довольно молодом возрасте он поступил на службу в римскую армию. В правление императора Ликиния начались жестокие гонения на христиан. Однако римляне увидели, что те, кто уверовали в Спасителя, с радостью принимают мученическую смерть за веру. Тогда язычники стали преследовать христиан, занимающих государственные посты и пользующихся уважением у народа. С этой целью были убиты и несколько других важных сановников из окружения Ликиния.

Житие

Феодор Стратилат стал почитаем среди сограждан после того, как убил змея, жившего севернее его родного города Евхаита. По преданию, это кровожадное чудовище пряталось в провале на незасеянном поле. Раз в день оно выбиралось на поверхность, нападало на скот и людей, а насытившись, возвращалось в свое логово.

Феодор решил избавить жителей Евхаита от этой напасти. По дороге к убежищу зверя он прилег отдохнуть. Вскоре его разбудила пожилая христианка Евсевия, в хижине которой находились мощи Феодора Тирона, и дала совет, как победить чудовище. Будущий великомученик помолился и попросил своего коня помочь ему во имя Христа. Он сел на коня и, доскакав до поля, вызвал змея на бой. После того как чудище выползло из своего логова, конь Феодора вскочил на его спину и всадник с Божьей помощью смог поразить зверя копьем.

Когда жители Евхаита увидели тело поверженного змея, они связали этот подвиг Феодора с его верой в Иисуса Христа и многие решились отвергнуть языческих богов.

Проповедничество

После спасения Евхаита от чудовища Феодор был назначен стратилатом (военачальником) в город Гераклею. Там он начал открыто проповедовать христианство и преуспел в этом вопросе. Вскоре императору Лицинию было доложено, что большая часть жителей Гераклеи и ее окрестностей обращена в новую веру. Тот послал к стратилату сановников, которые должны были привести Феодора в Рим. Однако будущий великомученик сам пригласил императора в Гераклею. Он пообещал ему устроить показательное жертвоприношение языческим богам, чтобы доказать свою преданность Риму и императору, а также послужить примером для народа.

После того как письмо было отослано, Федор стал денно и нощно молиться, пока однажды он был освещен неземным светом и услышал голос с небес, который произнес: «Дерзай! С тобою я!».

Гибель

Вскоре в Гераклею прибыли император и 8000 римских легионеров, которые привезли с собой несколько десятков золотых и серебряных изваяний языческих богов. Феодор Стратилат (фото с его изображением см. ниже) попросил у Лициния разрешения разместить идолов в своем доме, якобы для того чтобы он всю ночь имел возможность воздавать им хвалу. Когда император согласился, стратилат разбил изваяния и раздал фрагменты золотых и серебряных статуй нищим.

Утром центурион Максентий заметил бедняка. Тот нес в руках голову золотой статуи Венеры. Тогда Максентий велел его схватить и узнал от нищего, что голову ему отдал Феодор Стратилат. Об этой неслыханном с точки зрения римлян святотатстве Максентий незамедлительно доложил императору. Вызванный на допрос великомученик признался в своей вере во Христа и стал доказывать Лицинию, что тот заблуждается, поклоняясь идолам. В частности, он спросил императора, почему могущественные боги Рима не испепелили его своим небесным огнем, когда он надругался над их изображениями. Лициний был возмущен и, так как не мог ничего возразить на доводы своего стратилата, повелел подвергнуть Федора пыткам. Его высекли, жгли огнем, заточили в темницу, несколько дней морили голодом, ослепили и распяли.

Решив, что Федор умер, Лициний велел оставит его на кресте, но ночью ангел Господен освободил его и излечил раны. Увидев это чудо, жители Гераклеи уверовали во Христа и решили проявить неповиновение, требуя прекратить преследование своего стратилата.

Великомученик не позволил им пролить кровь. Он выпустил из тюрем узников, которым повелел жить по заветам Господа, и исцелил пришедших к нему больных. Затем, отдав последние распоряжения, сам пошел на добровольную казнь. 319 года по приказу Лициния ему усекли голову, а тело доставили и похоронили в родном городе Федора — Евхаите, в имении родителей великомученика.

Чудеса

После смерти и погребения святой стал помогать христианам и наказывать их врагов в разных уголках земли.

Так, согласно патриарху Антиохийскому и Иоанну Дамаскину, жившим в 7-8 веках, при захвате Сирии сарацинами храм Феодора, расположенный недалеко от Дамаска, был подвергнут осквернению. Его разорили и стали использовать, как жилище. Однажды один из сарацинов выстрелил из лука в изображение Стратилата. Испущенная им стрела попала в плечо святого и по стене потекла кровь. Сарацины и их семьи, жившие в здании, все же не покинули храм. Однако спустя некоторое время все они умерли. Причины болезни, поразившей неверных, остались невыясненными, при этом все, кто жил по соседству болезнь обошла стороной.

Еще одно чудо произошло в ходе последнего сражения войны 970-971 годов между русскими и византийцами. Согласно «Повести временных лет» святой Феодор Стратилат помог грекам сдержать войско Святослава Игоревича при существенном численном перевесе руссов.

Память

День Федора Стратилата отмечается Православной церковью по юлианскому календарю 8 февраля и 8 июня, а Католической — 7 февраля. С 2010 года с благословления Патриарха Кирилла великомученик является небесным покровителем Федеральной Службы Судебных Приставов РФ.

Феодор Тирон

Существует множество икон, на которых изображено два воина в доспехах. Это Федор Стратилат и его тезка прозванный Тироном. По преданию, оба воина родились в одной и той же римской провинции. был ратником мармаритского полка, квартировавшего в городе Амасии. Он отказался подчиниться своему центуриону Вринку и не принял участие в публичном поклонении идолам. За это его жестоко пытали, а затем сожгли на костре. Однако останки великомученика не были повреждены огнем, и их похоронила в своем доме христианка Евсевия.

Житие обоих святых тесно переплетается друг с другом, а их часто изображают вместе. Это связано с тем, что во период существования Византийской империи эти великомученики олицетворяли христианское начало в военной мощи государства. Обоих Феодоров также связывали с Георгием Победоносцем, вероятно, из похожей истории с победой над змеем.

Храм Феодора Стратилата на Ручью

В честь этого святого были освящены церкви в разных уголках планеты. Среди них особое место занимает храм на Ручью, который находится в Великом Новгороде. Он был заложен в 1360 году на пожертвование новгородского посадника Семена Андреевича и его матери Натальи.

Церковь святого Феодора Стратилата — это классический памятник средневекового новгородского зодчества. Ее здание представляет собой четырехстолпную одноглавую постройку в виде куба, у которой фасад, особенно апсиды и барабаны украшены разнообразными декоративными элементами. С западной стороны к храму примыкают колокольня и пристройка, возведенные в 17 веке. Адрес сооружения: ул. Федоровский ручей, д. 19-а.

Храм интересен и тем, что на его стенах можно прочесть средневековые «граффити» в том числе шуточного содержания, оставленные новгородцами около 700 лет назад. Сегодня церковь функционирует, как музей и ее посещение включено во многие экскурсионные программы.

Церковь Феодора Стратилата есть и в столице. Храм, посвященный этому святому, находится недалеко от Чистых прудов, в Архангельском переулке и он был построен в 1806 году.

Челтер-Коба

В Крыму и по сей день действует монастырь Феодора Стратилата, считающийся одним из древнейших на полуострове. Он был основан иконопочитателями в 8-9 веке, и просуществовал до 1475 года, пока не было захвачено Османской империей. В монастыре проживало 15-20 человек. Всего сохранилось 22 пещеры разного назначения, в том числе используемых в качестве келий. Есть и большой трапезный зал.

Возрождение обители, которая принадлежит РЦП, началось в 2000 году.

Теперь вы знаете подробности жития одного из самых известных великомучеников, почитаемых православной и католическими церквями. Вам также известно, где находится известный храм Феодора Стратилата в Великом Новгороде, поэтому, оказавшись в этом городе, вы сможете полюбоваться этим великолепным произведением средневекового русского зодчества.

Краткое житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат про-ис-хо-дил из го-ро-да Ев-ха-ит. Он был на-де-лен мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми и пре-крас-ной внеш-но-стью. За ми-ло-сер-дие Бог про-све-тил его со-вер-шен-ным по-зна-ни-ем хри-сти-ан-ской ис-ти-ны. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла из-вест-на мно-гим по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-та. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, во-ору-жив-шись ме-чом и мо-лит-вой ко Гос-по-ду, по-бе-дил его, про-сла-вив сре-ди лю-дей Имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком (стра-ти-ла-том) в го-ро-де Ге-рак-лее, где нес как бы двой-ное по-слу-ша-ние, со-че-тая свое от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая убеж-ден-ность, под-креп-лен-ная лич-ным при-ме-ром хри-сти-ан-ской жиз-ни, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ной «лжи без-бо-жия». Вско-ре по-чти вся Ге-рак-лея при-ня-ла хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324) на-чал же-сто-кое го-не-ние на хри-сти-ан. Же-лая обез-гла-вить но-вую ве-ру, он об-ру-шил пре-сле-до-ва-ния на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых не без ос-но-ва-ния ви-дел ос-нов-ную угро-зу для уми-ра-ю-ще-го язы-че-ства. В их чис-ле ока-зал-ся и свя-той Фе-о-дор. Свя-той сам при-гла-сил Ли-ки-ния в Ге-рак-лею, по-обе-щав ему при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Для со-вер-ше-ния этой пыш-ной це-ре-мо-нии он по-же-лал со-брать в сво-ем до-ме все зо-ло-тые и се-реб-ря-ные из-ва-я-ния бо-гов, ко-то-рые име-лись в Ге-рак-лее. Ослеп-лен-ный нена-ви-стью к хри-сти-ан-ству, Ли-ки-ний по-ве-рил сло-вам свя-то-го. Од-на-ко его ожи-да-ния бы-ли об-ма-ну-ты: за-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на кус-ки и раз-дал ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и бук-валь-но на об-лом-ках язы-че-ства утвер-дил за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия.

Свя-той Фе-о-дор был схва-чен и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Их сви-де-те-лем был раб свя-то-го Фе-о-до-ра, свя-той Уар, ко-то-рый ед-ва на-хо-дил в се-бе си-лы опи-сы-вать неимо-вер-ные му-че-ния сво-е-го гос-по-ди-на. Пред-чув-ствуя близ-кую смерть, свя-той Фе-о-дор уже об-ра-щал к Бо-гу по-след-ние мо-лит-вы, го-во-ря: «Гос-по-ди, ре-кл ми еси пер-вее, Аз есмь с то-бою, ныне же поч-то оста-вил мя еси? Виждь, Гос-по-ди, яко зве-рие ди-вии рас-тер-за-ша мя Те-бе ра-ди, из-бо-де-ны суть зе-ни-цы очес мо-их, плоть моя ра-на-ми раз-дроб-ля-ет-ся, уязв-ля-ет-ся ли-це, со-кру-ша-ют-ся зу-бы, еди-ны то-чию на-гие ко-сти на кре-сте ви-сят: по-мя-ни мя, Гос-по-ди, пре-тер-пе-ва-ю-ще-го крест Те-бе ра-ди, же-ле-зо, и огнь, и гвоз-дие подъ-ях за Тя: про-чее же при-и-ми дух мой, уже бо от-хо-жду от жиз-ни сей».

Од-на-ко Бог, по ве-ли-кой Сво-ей ми-ло-сти, по-же-лал, чтобы кон-чи-на свя-то-го Фе-о-до-ра бы-ла так же пло-до-твор-на для его ближ-них, как и вся его жизнь: Он ис-це-лил ис-тер-зан-ное те-ло свя-то-го и свел его с кре-ста, на ко-то-ром тот был остав-лен на всю ночь. Утром цар-ские во-и-ны за-ста-ли свя-то-го Фе-о-до-ра жи-вым и невре-ди-мым; убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое Кре-ще-ние. Так свя-той Фе-о-дор явил-ся, «яко день све-то-за-рен», для пре-бы-вав-ших во тьме идо-ло-по-клон-ства языч-ни-ков и про-све-тил их ду-ши «свет-лы-ми сво-е-го стра-да-ния лу-ча-ми». Не же-лая из-бе-жать му-че-ни-че-ской смер-ти за Хри-ста, свя-той Фе-о-дор доб-ро-воль-но пре-дал се-бя в ру-ки Ли-ки-ния, оста-но-вив вос-став-ший про-тив му-чи-те-лей на-род, уве-ро-вав-ший во Хри-ста, сло-ва-ми: «Пе-ре-стань-те, воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на Кре-сте, удер-жи-вал Ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Идя на казнь, свя-той му-че-ник од-ним сло-вом от-во-рял тем-нич-ные две-ри и осво-бож-дал за-клю-чен-ных от уз. Лю-ди, при-ка-са-ю-щи-е-ся к его ри-зам и чу-дом Бо-жи-им об-нов-лен-но-му те-лу, мгно-вен-но ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. По при-ка-зу ца-ря свя-той Фе-о-дор был усе-чен ме-чом.

Пе-ред смерт-ной каз-нью он ска-зал Уа-ру: «Не ле-нись за-пи-сать день кон-чи-ны мо-ей, а те-ло мое по-ло-жи в Ев-ха-и-тах». Эти-ми сло-ва-ми он про-сил еже-год-но-го по-ми-но-ве-ния. За-тем, ска-зав «аминь», он пре-кло-нил го-ло-ву под меч. Это со-вер-ши-лось 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да, в суб-бо-ту, в тре-тий час дня.

Полное житие великомученика Феодора Стратилата, Гераклийского

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат был пре-дан му-че-ни-че-ской смер-ти в 319 го-ду по Рож-де-стве Хри-сто-вом. В до-слов-ном пе-ре-во-де с гре-че-ско-го сло-во «стра-ти-лат» озна-ча-ет «вы-со-кий во-ин», в ли-те-ра-тур-ном пе-ре-во-де - «во-е-во-да», «во-е-на-чаль-ник». Про-ис-хо-дил свя-той Фе-о-дор из го-ро-да Ев-ха-и-ты, ныне Мар-си-ан на се-ве-ре Ма-ло-ази-ат-ско-го на-го-рья в Тур-ции. Бла-гая весть свя-то-го Еван-ге-лия в эти ме-ста при-не-се-на еще в апо-столь-ские вре-ме-на.

Свя-той Фе-о-дор был на-де-лен от Гос-по-да мно-ги-ми да-ро-ва-ни-я-ми. Его вы-де-ля-ли сре-ди окру-жа-ю-щих при-род-ная кра-со-та, ве-ли-ко-душ-ное серд-це, глу-бо-кое по-зна-ние хри-сти-ан-ских ис-тин, муд-рость и крас-но-ре-чие. Храб-рость свя-то-го во-и-на ста-ла мно-гим из-вест-на по-сле то-го, как он с по-мо-щью Бо-жи-ей убил гро-мад-но-го змея, жив-ше-го в про-па-сти в окрест-но-стях го-ро-да Ев-ха-и-ты. Змей по-жи-рал мно-же-ство лю-дей и жи-вот-ных, дер-жа в стра-хе всю окру-гу. Свя-той Фе-о-дор, ни-ко-му ни-че-го не го-во-ря, взяв с со-бой свое обыч-ное ору-жие и имея на гру-ди крест, дви-нул-ся в путь. До-е-хав до по-ля вбли-зи про-па-сти, где жил змей во-ин Хри-стов слез с ко-ня и лег от-дох-нуть. В этих ме-стах про-жи-ва-ла некая бла-го-че-сти-вая же-на по име-ни Ев-се-вия. Она бы-ла пре-клон-ная ле-та-ми. За несколь-ко лет пе-ред этим она ис-про-си-ла те-ло свя-то-го му-че-ни-ка Фе-до-ра Ти-ро-на, несго-рев-шее на ко-ст-ре во вре-мя каз-ни, по-греб-ла его око-ло сво-е-го до-ма и каж-дый год празд-но-ва-ла его па-мять в день пре-став-ле-ния 17 фев-ра-ля (2 мар-та). Бла-го-че-сти-вая Ев-се-вия, уви-дев спя-ще-го во-и-на Хри-сто-ва Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та, раз-бу-ди-ла его и пы-та-лась убе-дить уй-ти из этих мест, чтобы не по-стра-дать от змея. Му-же-ствен-ный во-ин Хри-стов Фе-о-дор от-ве-чал ей: «Отой-ди и стань по-даль-ше от ме-ста се-го, и ты уви-дишь си-лу Хри-ста мо-е-го». Жен-щи-на ото-шла и ста-ла мо-лить-ся к Спа-си-те-лю о да-ро-ва-нии по-бе-ды сме-ло-му во-и-ну. Об-ра-тил-ся с мо-лит-вой к Гос-по-ду и свя-той Фе-о-дор: «Гос-по-ди Иису-се Хри-сте, вос-си-яв-ший от От-че-го Су-ще-ства, по-мо-гав-ший мне в бит-вах и да-вав-ший по-бе-ду на со-про-тив-ныя, Ты и ныне Тот же есть Гос-по-ди Хри-сте Бо-же, по-шли мне по-бе-ду с вы-со-ты Тво-ей свя-той». Свя-той Фе-о-дор по-бе-дил чу-до-ви-ще, про-сла-вив сре-ди лю-дей имя Хри-сто-во. За от-ва-гу свя-той Фе-о-дор был на-зна-чен во-е-на-чаль-ни-ком в го-ро-де Ге-рак-лее близ Чер-но-го мо-ря, неда-ле-ко от Ев-ха-ит. Здесь свя-той Фе-о-дор со-че-тал от-вет-ствен-ное во-ин-ское слу-же-ние с апо-столь-ской про-по-ве-дью Еван-ге-лия сре-ди под-чи-нен-ных ему языч-ни-ков. Его го-ря-чая ве-ра, под-креп-лен-ная лич-ным хри-сти-ан-ским при-ме-ром, от-вра-ща-ла мно-гих от па-губ-ных при-вы-чек. В ре-зуль-та-те по-чти все жи-те-ли Ге-рак-леи при-ня-ли хри-сти-ан-ство.

В это вре-мя на-ча-лись же-сто-кие го-не-ния на хри-сти-ан. Им-пе-ра-тор Ли-ки-ний (307-324 гг.), умерт-вив-ший со-рок му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, об-ру-шил свои го-не-ния не на про-стой на-род, а на про-све-щен-ных по-бор-ни-ков хри-сти-ан-ства, в ко-то-рых ви-дел се-рьез-ную угро-зу для от-ми-рав-ше-го язы-че-ства. Про-слы-шав о храб-ром во-е-на-чаль-ни-ке, им-пе-ра-тор за-хо-тел его уви-деть и по-слал за ним сво-их при-бли-жен-ных. Свя-той Фе-о-дор при-нял по-слов с че-стью, но не хо-тел остав-лять сво-е-го го-ро-да. Пред-ви-дя на-ме-ре-ния им-пе-ра-то-ра, му-че-ник Хри-стов хо-тел по-стра-дать в сво-ем го-ро-де, по-это-му он от-ве-тил им-пе-ра-то-ру, что не мо-жет сей-час по-ки-нуть Ге-рак-лию и про-сит его по-жа-ло-вать к нему. На-ка-нуне при-бы-тия нече-сти-во-го пра-ви-те-ля свя-той Фе-о-дор удо-сто-ил-ся чу-дес-но-го ви-де-ния. Во вре-мя мо-лит-вы он вдруг уви-дел се-бя в хра-ме, кры-ша ко-то-ро-го раз-верз-лась, над хра-мом вос-си-ял небес-ный свет и раз-дал-ся го-лос: «Дер-зай, Фе-о-дор, Я с то-бою!». Укреп-лен-ный ви-де-ни-ем, свя-той му-че-ник об-ра-тил-ся к Гос-по-ду с го-ря-чей мо-лит-вой, про-ся Его укре-пить свои си-лы для пред-сто-я-ще-го по-дви-га. Им-пе-ра-тор при-е-хал, за-хва-тив с со-бой зо-ло-тых и се-реб-ря-ных идо-лов. Он бла-го-склон-но от-нес-ся к свя-то-му Фе-о-до-ру, хва-лил его за хо-ро-шее управ-ле-ние го-ро-дом и по-ве-лел ему при-не-сти пе-ред на-ро-дом жерт-вы идо-лам. Свя-той про-сил им-пе-ра-то-ра оста-вить идо-лов на ночь в сво-ем до-ме. Им-пе-ра-тор со-гла-сил-ся. За-вла-дев ис-ту-ка-на-ми, свя-той Фе-о-дор раз-бил их на мно-гие ча-сти и раз-дал ку-соч-ки зо-ло-та и се-реб-ра ни-щим. Так он по-сра-мил су-ет-ную ве-ру в без-душ-ных идо-лов и на об-лом-ках язы-че-ства утвер-ждал за-ко-ны хри-сти-ан-ско-го ми-ло-сер-дия. Му-че-ник Хри-стов по при-ка-зу им-пе-ра-то-ра был схва-чен, и под-верг-нут же-сто-ким и изощ-рен-ным пыт-кам. Му-чи-те-ли би-ли его во-ло-вьи-ми жи-ла-ми и оло-вян-ны-ми пру-тья-ми, тер-за-ли его те-ло гвоз-дя-ми и па-ли-ли ог-нем. Все это свя-той му-че-ник пе-ре-но-сил с ве-ли-ким тер-пе-ни-ем и толь-ко по-вто-рял: «Сла-ва Те-бе, Бо-же наш!» По-сле му-че-ний свя-то-го бро-си-ли в тем-ни-цу, и пять дней про-дер-жа-ли там без пи-щи и во-ды, а за-тем ис-тер-зан-но-го свя-то-го при-гвоз-ди-ли к кре-сту и оста-ви-ли на ночь. Му-чи-те-ли на-де-я-лись, что он умрет но-чью на кре-сте. Од-на-ко Гос-подь ре-шил про-сла-вить сво-е-го свя-то-го пе-ред все-ми жи-те-ля-ми Ге-рак-лии. Утром во-и-ны, участ-во-вав-шие в каз-ни уви-де-ли свя-то-го му-че-ни-ка жи-вым и невре-ди-мым. Убеж-ден-ные во-очию в бес-пре-дель-ном мо-гу-ще-стве хри-сти-ан-ско-го Бо-га, они тут же, неда-ле-ко от ме-ста несо-сто-яв-шей-ся каз-ни, при-ня-ли свя-тое кре-ще-ние. Му-че-ник Фе-о-дор удер-жал жи-те-лей и во-и-нов, уве-ро-вав-ших во Хри-ста от мя-те-жа, го-во-ря им: «Пе-ре-стань-те воз-люб-лен-ные! Гос-подь мой Иисус Хри-стос, ви-ся на кре-сте, удер-жи-вал ан-ге-лов, дабы они не со-тво-ри-ли от-мще-ние ро-ду че-ло-ве-че-ско-му». Му-че-ник Хри-стов доб-ро-воль-но от-дал се-бя в ру-ки му-чи-те-лей. Идя на казнь, свя-той од-ним сло-вом от-кры-вал две-ри тем-ниц и осво-бож-дал уз-ни-ков. Жи-те-ли Ге-рак-лии, при-ка-сав-ши-е-ся к его одеж-де, ис-це-ля-лись от бо-лез-ней и осво-бож-да-лись от бе-сов. Пе-ред тем как пре-дать се-бя в ру-ки па-ла-ча, му-че-ник Фе-о-дор за-ве-щал по-хо-ро-нить свое те-ло в Ев-ха-и-тах в име-нии ро-ди-те-лей. Сво-е-му слу-ге Уа-ру при-ка-зал за-пи-сать все му-че-ния, ко-то-рым он был под-верг-нут, для на-зи-да-ния бу-ду-щих по-ко-ле-ний хри-сти-ан. За-тем му-че-ник Хри-стов дол-го мо-лил-ся и, на-ко-нец, про-из-не-ся сло-во «аминь», пре-кло-нил под меч свою чест-ную и свя-тую гла-ву. Казнь со-вер-ши-лась 8 (21) фев-ра-ля 319 го-да в суб-бо-ту, в тре-тий час дня. На-род ока-зал ве-ли-кие по-че-сти свя-тым остан-кам му-че-ни-ка. 8 (21) июня то-го же го-да они бы-ли тор-же-ствен-но пе-ре-не-се-ны в Ев-ха-и-ты. Во вре-мя пе-ре-не-се-ния те-ла свя-то-го и уже в са-мом го-ро-де со-вер-ша-лись мно-го-чис-лен-ные чу-де-са во сла-ву Хри-ста Бо-га, Ему же со От-цем и Свя-тым Ду-хом, честь и по-кло-не-ние во ве-ки. Аминь.

Свя-той ве-ли-ко-му-че-ник Фе-о-дор Стра-ти-лат, вер-ный до смер-ти Гос-по-ду Иису-су Хри-сту, бес-страш-ный и жерт-вен-ный во-е-на-чаль-ник, храб-рый сол-дат, из-древ-ле по-чи-та-ет-ся как по-кро-ви-тель пра-во-слав-но-го во-ин-ства.

В па-мять ве-ли-ко-му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та стро-и-лись хра-мы во всех пра-во-слав-ных стра-нах. По мо-лит-вам к нему, от Его икон со-вер-ша-лись мно-гие чу-де-са. Так свя-той , пат-ри-арх Ан-тио-хий-ский (599 г.) и (ок. 780 г.) упо-ми-на-ют о чу-де, про-изо-шед-шем в хра-ме Фе-о-до-ра Стра-ти-ла-та неда-ле-ко от Да-мас-ка в ме-стеч-ке Кар-са-та в Си-рии. Ко-гда эти ме-ста бы-ли за-хва-че-ны са-ра-ци-на-ми, храм был ра-зо-рен и в даль-ней-шем под-верг-ся осквер-не-нию. В зда-нии по-се-ли-лись са-ра-ци-ны. Од-на-жды один из них, взяв лук, пу-стил стре-лу в на-пи-сан-ное крас-ка-ми на стене изо-бра-же-ние свя-то-го Фе-о-до-ра. Стре-ла по-па-ла в пра-вое пле-чо свя-то-го, и тот-час по стене по-тек-ла струй-ка жи-вой кро-ви. Нече-стив-цы уди-ви-лись это-му, но храм не по-ки-ну-ли. Все-го в церк-ви про-жи-ва-ло око-ло два-дца-ти се-мейств. По про-ше-ствии неко-то-ро-го вре-ме-ни, все они скон-ча-лись по неиз-вест-ной при-чине. Мор на-пал на свя-то-тат-цев, в то вре-мя как их со-пле-мен-ни-ки, жив-шие вне хра-ма, не по-стра-да-ли.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 4

Воинствосло́вием и́стинным, стpастоте́pпче,/ Небе́снаго Цаpя́ воево́да пpедо́бpый был еси́, Фео́доpе:/ оpу́жиями бо ве́pы ополчи́лся еси́ му́дpенно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ стpада́лец./ Те́мже тя ве́pою// пpи́сно ублажа́ем.

Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.

Кондак великомученику Феодоpу Стpатилату, глас 2

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.

Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.

Молитва великомученику Феодоpу Стpатилату

О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена) , умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий .

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός ) XVI века , в переводе Арсения Грека .

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова , который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом» , который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским , труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными .

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль) .

Сложности изучения текстов жития святого

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи .

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста » эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон» . Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот» . Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига , что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит .

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а . Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее , изображает обоих святых.

События жития святого

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния . В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона , предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства . После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит , патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин , жившие в VII - VIII веках . Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками . Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь . Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей . Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов По утверждениям «Повести временных лет » святой помог грекам в сражении июля 971 года - при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч . Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем . Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме , которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем . Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Примечания

  1. О. В. Творогов Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. - СПб. : .
  2. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - 1995. - 320 с.
  3. Священник Вадим Коржевский О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. - СПб. : Русская линия, 7 июля 2006.
  4. Святитель Дмитрий Ростовский День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. - М .: Терра-Книжный клуб, 1998. - Т. 7. Февраль. - С. 160-173. - 416 с. - (Русь православная). - ISBN 5-300-01409-5
  5. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература [в переводах XI - начала XIII века] // История древней русской литературы . - 2. - М ., Л. : Издательство АН СССР , 1941. - Т. 1. - С. 87-113.
  6. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов Новгородская икона св. Феодора Стратилата. - 1916.
  7. Архивировано
  8. Сегень А. Ю. Египет - вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург» . - 2007. - № 9.
  9. Тур 3. По святым местам Афины - Патры . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 26 марта 2010.
  10. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е-1590 год. Москва . Частный музей Русской иконы . - Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.
  11. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. - М .: Индрик , 2002. - С. 190-222. - ISBN 5-85759-210-0 .

Ссылки

  • Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик . Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 24 марта 2010.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Феодора Стратилата

В начале IV столетия при императорах Константине и Ликинии жил христианин по имени Феодор. Он происходил из города Евхаит и был благочестив, храбр и красив. Страшный змей опустошал окрестности Евхаита, пожирая людей и животных. Никто не отваживался подойти к пропасти, в которой обитал змий, но молодой Феодор, вооружившись мечом и молитвой к Господу, умертвил чудовище.

С этой поры слава Феодора особенно возросла. За отвагу его назначили военачальником (стратилатом) и градоправителем города Гераклеи у Черного моря. Феодор мудро правил вверенным ему городом и, исповедуя христианскую веру, ревностно содействовал ее распространению. Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство.

В это время имп. Ликинии начал жестокие преследования христиан и призвал Феодора к себе в Никомидию. Не страшась умереть за веру, Феодор хотел принять мученичество в своем городе. Он упросил Ликиния приехать в Гераклею, пообещав ему принести пышную жертву языческим богам. Ликинии согласился. Он прибыл в Гераклею со свитой и привез с собой золотые и серебряные изваяния богов. Уговорив императора отложить жертвоприношение, Феодор завладел идолами. В ту же ночь он разбил их на мелкие куски, которые раздал нищим, посрамив тем самым суетную веру в бездушных идолов. О случившемся немедленно донесли императору, и тот призвал Феодора для объяснения. Феодор подтвердил правду донесенного о нем и открыто исповедал себя христианином. Ликинии, рассвирепев от гнева, велел предать Феодора жестоким пыткам. Святого били воловьими жилами и оловянными прутьями, протыкали тело гвоздями, прижигали огнем. Он же переносил все пытки с непоколебимым терпением, повторяя: «Слава Тебе, Боже наш!» После истязаний Феодора несколько дней продержали в темнице без пищи, а затем распяли на кресте. По великой Своей милости Бог не оставил святого: ночью к страдальцу явился Ангел Господень, снял его с креста и исцелил раны.

Утром к кресту пришла два сотника, которые хотели бросить тело святого в море, чтобы оно не досталось христианам, благоговейно чтившим останки умерших за Христа. С изумлением и страхом увидели они, что св. Феодор сидит у подножия креста невредимый и громко славит имя Господа. Пораженные чудным зрелищем, оба сотника, а вслед за ними и остальные воины уверовали во Христа. Около них собралось множество народу, который с гневом порицал Ликиния. Но св. Феодор усмирил волнение и проповедовал покорность и кротость, указывая на пример Христа, который среди страданий молился за мучителей Своих. Помолившись, святой предал себя в руки палача и спокойно преклонил голову под меч. Это совершилось 8/21 февраля 319 г.

Св. Феодор Стратилат издревле почитается покровителем воинов.

Текст из книги
"О жизни православных святых, иконах и праздниках"
(согласно Церковному преданию).
Составитель О.А. Попова.

Икона: фреска начала XIV века в храме Протата (Греция, Афон, Карея).

Лучшие статьи по теме