Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Водоснабжение
  • История логопедии презентация. Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия. Классификации речевых дефектов

История логопедии презентация. Логопедия - наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия. Классификации речевых дефектов

Казанский федеральный университет.
Институт психологии и образования.
Работу выполнила: Пантелеева А.Г.
Васильева Л.В.
Галяутдинова И.И.
Студенты группы: 17.1-625

1. Роль исторического момента в познании.
2. I этап развития логопедии (античность – 18
век)
3. II этап развития логопедии (18 в – 3-я
четверть 19 в)
4. III этап развития логопедии (3-я четверть 19
– 50 г.г. 20 в)
5. IV этап развития логопедии (50 годы –
до настоящего времени)
2

Принцип историзма – важнейший
принцип развития любой науки.
Исторический подход к изучению
педагогического опыта прошлого
позволяет видеть изучаемые вопросы в
процессе их накопления, развитие и
изменение. Изучение литературного
наследия помогает обнаружить
исторически сложившиеся
общепедагогические основы логопедии.
3

I этап развития логопедии
(античность – 18 век).
Рассмотрим взгляды
представителей:
Древнего Востока,
Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков,
Древней Руси 9 – 16 веков.
4

Древний Восток.
Вавилонию,
Ассирию,
Египет, Индию,
Китай (4 – 2 тыс. до н.э.),
Грецию (5 – 4 в. До н.э.),
Римскую империю (2 в. До н.э. – 2 в. н.э.).
5

Египет (4 тыс. лет до н.э.).
Культура Древнего Египта оставила глубокий
след в истории мировой культуры.
В одном из древнейших папирусов (до нас
дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим
первое упоминание о речевом расстройстве,
связанном с физической травмой.
6

Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться.
Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в
другой, это случилось потому, что человек упал
вниз на свою голову».
Лурия в годы войны подтвердил, что ранение
левого полушария ведет к разным «тотальным»
расстройствам в речевой деятельности: не
говорит, не понимает.
7

Индия.
В священной литературе («Вед»), особое
место занимают трактаты «Аюрведы».
Тракта состоит из 6 частей.
В одном из них описывается 2 пластические
операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего
зева» – хейлопластика и уранопластика.
8

Китай.
О речевых расстройствах в китайской
литературе мы находим сведения в трудах
русского врача П.Я. Пясецкого.
Он отмечает: «Из врожденных недостатков
наиболее часто есть заячья губа».
9

Ближний и Средний Восток
(5 – 15 в.в.)
Византия,
арабские Халифаты,
Средняя Азия
10

Византия.
Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист,
В плане терапии заикания Орибадий
предлагал следующее:
1)произносить
наизусть
отрывки
лирического характера, начиная с низкого тона,
затем повышая голос и снова понижая;
2) чтение начинать с отрывков наизусть;
3) в речи делать глубокий вдох;
4) речь под такт и др.
11

Аэций Амидский (527 – 565),
Павел Эгинский (425 – 490),
рассматривали болезни речи как болезни
языка,
его
уздечки,
предлагали
хирургическое вмешательство.
12

Арабские Халифаты
Ближний и Средний Восток.
Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) –
философ, врач, поэт.
Мировую славу доставил ему «Канон
врачебной науки» (1020), где имеются сведения
о расстройствах речи и способах его лечения.
13

Древняя Русь (9 – 16 в.в.)
О представлениях древних славян о речевых
расстройствах можно судить на основании
сохранившихся летописей, словарей пословиц,
поговорок, поверий, травников, вертоградов.
14

II этап развития логопедии
(18 в – 3-я четверть 19 в)
А.В. Безлюдова (1893г.)
выделяет 4 этапа:
1825 – 1860 гг.
1861 – 1880 гг.
1881 – 1900 гг.
1901 – 1925 гг.
15

Первый этап.
В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных
исследований по логопедии.
Первая работа Христофора Лагузена «О
заикании» (1838 г.).
У многих авторов методы преодоления нарушений
речи носили симптоматический, медицинский
характер. Некоторые авторы ссылались на
использование специальных медицинских методов.
На этом этапе создавались основы для
формирования в России самостоятельной
области знаний о патологии речи.
16

Второй этап.
Количество переводов и обзоров работ значительно
преобладает над отечественными исследованиями,
число которых возрастает. В этих работах решаются
многие проблемы патологии речи.
Исследуются многие речевые нарушения –
заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.
В России из ряда медицинских наук и психологии
выделяется
специальная
область
знаний

логопетология (А. Кусмауль, 1877).
Помимо методов преодоления заикания,
начинают разрабатываться методы исправления
звукопроизношения, ринолалии, тахилалии.
17

Третий этап.
Работы отечественных
работам зарубежных.
авторов
не
уступают
Намечается 2 основных подхода к исследованию
расстройств речи:
- механистический – выполнение упражнений без
учета структуры дефекта
-функциональный.
Произошло образование самостоятельной области
знаний – логопатологии, на которой стала
формироваться логопедия
(логопатия – нарушения речи имеют первичный
характер).
18

Четвертый этап.
Количество работ советских авторов значительно
превосходит количество работ зарубежных
авторов, анализируются все формы речевой
патологии.
Логопедия приобретает статус самостоятельной
науки. В преодолении речевых нарушений
большинство использует дифференцированный
подход.
19

III этап развития логопедии
(3-я четверть 19 в. – 50 гг. 20 в.)
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го
века. Открываются правительственные учреждения.
Уже в 1900 г. организовали детский сад для
глухих детей дошкольного возраста.
А в 1915 г. директором Московского АрнольдоТретьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау,
и он же организовал краткосрочные курсы
по подготовке логопедов.
20

В первые годы советской власти закладываются
основы подготовки дефектологов с высшим
образованием.
В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного
образования
открывается
институт
детской
дефективности.
В 1924 г. на педагогическом факультете второго
московского
государственного
университета
организуется логопедическое отделение.
21

В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве
специальные логопедические кабинеты для лечения
заикания у детей и подростков, а затем был открыт
стационар для афазиков и заикающихся.
Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г.
МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу
для заикающихся.
В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную
поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и
зрения.
Данишевский создал специальную консультацию по
дефектам речи, а затем и клинику нарушений
речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау,
Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.
22

Логопедическая помощь взрослым осуществлялась
в условиях здравоохранения: Центральный институт
нейропсихиатрии,
психогигиены
и
психопрофилактики.
Большое значение для медицинской работы имели
съезды невропатологов и психиатров, конференции и
совещания.
23

В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались
вопросы восстановления речи при травматической
афазии
и
заикании
у
инвалидов
Великой
Отечественной войны (Лебединский, Флорентская,
Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность
получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия»
(1947 г.).
После войны увеличилось количество специальных
учреждений. Возникала необходимость в центральной
межведомственной комиссии для решения всех
вопросов.
24

IV этап развития логопедии
(50 годы – до настоящего времени)
В работах Выготского, Босхис, Левиной
расширился
предмет
логопедии
новым
педагогическим и теоретическим содержанием.
25

В 1959 г. возникла рабочая клиническая
классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969
г. Ляпидевским и Гриншпуном.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая
классификация, которая не удовлетворяла
требованиям
специальной
педагогической
практики.
Разрабатываются положения о системном
строении языка. Уточняется симптоматика,
патогенез, клиника речевых нарушений.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПОДГОТОВИЛА АЛЕКСАНДРОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА Студентка группы № 276

Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Сформировалась она постепенно, на перекрестке многих разных специальностей - медицины, педагогики, психологии. В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа: I этап - античность – 18 век I I этап 18 в – 3-я четверть 19 века I I I этап -3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 века IV этап -50 годы – до настоящего времени Логопедия

I этап Египет (4 тыс. лет до н.э.). В одном из древнейших папирусов мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Описывается случай о человеке, который потерял слух, речь и контроль над ногами. Врач назвал этот случай безнадёжным (инсульт). Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Ближний и Средний Восток (5- 15в.в.)

Гиппократ: - впервые сделал попытку классифицировать речевые нарушения; - определил главенствующую роль головного мозга в деятельности человека; -описал строение и функцию органов слуха и зрения и их влияние на формирование голоса и речи(роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции и звукообразования); - описал отдельные расстройства слуха, голоса и речи. - указал, что симптоматика поражения слуха и голоса может учитываться в диагностике различных заболеваний. Клавдий Гален Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы. По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь. Гален разделил расстройства голоса и речи. Первые происходят от «страдания» гортани и ее мышц, вторые – от поражения языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражения ЦНС. Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического характера.

Языкоболезние Косноглаголевый Мудьноязычный Гугнивый Гугнявый Травливый Фафлю, Бобливый Момлент Заякливый Немый Неморечивый Обозначения дефектов речи

Ян_Амос_Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог. Он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Говорил о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».

Жан_Жак_Руссо (1712 – 1778) – мыслитель, педагог. Руссо впервые говорит об этапах развития детской речи. Он указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики.

Иоганн Генрих Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. По мнению Песталоцци язык и мышление взаимосвязаны между собой. Речь оказывает огромное влияние на развитие человека. Главный тезис Песталоцци – «Язык – критерий познания, важнейшее средство познания».

I I этап Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. Христофор Лагузен «О заикании» (1838 г). Исследование ряда проблем афазии - А.Я. Кожевников (1874), В.М. Тарновский (1867, 1868). Развивается невропатология – наука о мозге. 1865 год - Открытие Брока: Повреждение центра Брока или Афазия Брока характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. 1874 год - Вернике - Открытие сенсорной афазии – непонимание обращённой речи. Учение о нарушениях речи выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы. 18 в – 3-я четверть 19 в

М.В. Ломоносов (1711 - 1765) - реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. Большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. А.Н. Радищев (1749 - 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами. Раскрывал большие компенсаторные возможности человека в речевом общении. К.Д. Ушинский (1824 - 1870) большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звуко-буквенной аналитико-синтетической деятельности.

I II этап 1916 – 1918 г. 1921 г. 1924 г. 1925 г. 1929 г. 1931 г. 1930 г 3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в Бехтерев проанализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. Открыт педагогический институт социального воспитания нормального и дефектного ребёнка. На педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. в Москве организованы специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.

IV этап 50-е годы до настоящего времени Л.С. Выготский О.В. Правдина Р.Е. Левина

Сравнив деятельность логопедов в прошлом и нынешнем времени, то можно сказать, что логопед нашего времени имеет на много больше возможностей для коррекционных воздействий по отношению ко взрослому и ребенку, это объясняется тем, что логопедия продвинулась вперед, получив новые познания и изобретением более новых технологий обследования.


2 слайд

Тифлопедагогика Сурдопедагогика Тифло-сурдопедагогика Логопедия Олигофренопедагогика Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата Области специальной педагогики

3 слайд

Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферы Область специальной педагогики применительно к хронически больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями

4 слайд

Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Логопедия -

5 слайд

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

6 слайд

7 слайд

Признаки нарушений речи: речь говорящего не соответствует возрастной норме; не обусловлены диалектами и незнанием норм языка; закрепляются и спонтанно не устраняются; дают вторичные нарушения.

8 слайд

Историческая справка Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике (изучающая проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами) в XVII в. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.

9 слайд

До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.

10 слайд

Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

11 слайд

Структуру современной логопедии составляет дошкольная школьная логопедия логопедия подростков и взрослых

12 слайд

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств

13 слайд

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

14 слайд

Клинико-педагогическая классификация Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

15 слайд

Нарушения устной речи: расстройства фонационного оформления высказывания: Дисфония (афония) Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия

16 слайд

17 слайд

Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: Алалия Афазия

18 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного педагогического образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования Основные этапы становления логопедии как науки Выполнила: Студентка 3 курса, гр. 3Л, Туенок Н.В. Проверила: ст.преподаватель, Солдатова Н.А., Абакан, 2013г.

2 слайд

Описание слайда:

Основные этапы I этап развития логопедии (античность – 18 век) II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19в) III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)

3 слайд

Описание слайда:

I этап развития логопедии (античность – 18 век) первое упоминание о речевом расстройстве(Египет) упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения (Древний Восток); упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание(Древняя Греция и Древний Рим) рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. (Ближний и Средний Восток) целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием (Западная Европа) представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов (Древняя Русь)

4 слайд

Описание слайда:

Человек обратил внимание на свою неправильную речь с древних времен истории развития человеческого общества. Интерес к речевым расстройствам породил желание понять их причины. В основном это объяснялось влиянием сверхестественных сил. Это и понятно в условиях древнего человека.

6 слайд

Описание слайда:

1. 1825–1860 В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных исследований по логопедии. Первая работа Христофора Лагузена «О заикании» (1838 г.). На этом этапе материал по патологии речи в основном содержался в переводах и обзорах работ зарубежных авторов. Но монография Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Проявление интереса к проблеме патологии речи и голосовым способностям, возросшие социально-экономические потребности общества, особенно в речевых профессиях, а также смена стиля общества, породило активное развитие наук о человеке. В недрах анатомии, физиологии накапливались знания о патологии речи и голоса. Если в зарубежных исследованиях присутствовал эмпирический подход, то в монографии Лагузена – исследовательский. При анализе речевых нарушений он реализовывал принцип последовательности и систематичности.

7 слайд

Описание слайда:

2. 1861–1880 Количество переводов и обзоров работ значительно преобладает над отечественными исследованиями, число которых возрастает. В этих работах решаются многие проблемы патологии речи. Приоритет в исследованиях ряда проблем афазии принадлежит А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868). Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. В России из ряда медицинских наук и психологии выделяется специальная область знаний – логопетология (А. Кусмауль, 1877). Начинает формироваться представление о ее объекте – человеке с патологией речи. Формируется предмет изучения, методы изучения речевой патологии – преимущественно наблюдение.

8 слайд

Описание слайда:

3. 1881–1900 Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897),Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи. Намечается 2 основных подхода к исследованию расстройств речи: механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта функциональный В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов. Анализируются расстройства речи у детей. Учение выделилось в отдельную область знаний – логопатологию.

9 слайд

Описание слайда:

4. 1901 – 1925 Количество работ советских авторов значиетльно превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы речевой патологии – Богданов-Березовский, Неткачев, Доброгаев («Картавость, ее происхождение и лечение») и др. Определяются разные подходы к изучению патологии речи: физиологический (Доброгаев) неврологический (Аствацатуров) психологический (Неткачев), который приобретает большое значение в 30-е годы (Р.Е. Левина) Логопедия приобретает статус самостоятельной науки. В преодолении речевых нарушений большинство использует дифференцированный подход.

Лучшие статьи по теме