Институт психологии и образования.
Работу выполнила: Пантелеева А.Г.
Васильева Л.В.
Галяутдинова И.И.
Студенты группы: 17.1-6251. Роль исторического момента в познании.
2. I этап развития логопедии (античность – 18
век)
3. II этап развития логопедии (18 в – 3-я
четверть 19 в)
4. III этап развития логопедии (3-я четверть 19
– 50 г.г. 20 в)
5. IV этап развития логопедии (50 годы –
до настоящего времени)
2Принцип историзма – важнейший
принцип развития любой науки.
Исторический подход к изучению
педагогического опыта прошлого
позволяет видеть изучаемые вопросы в
процессе их накопления, развитие и
изменение. Изучение литературного
наследия помогает обнаружить
исторически сложившиеся
общепедагогические основы логопедии.
3I этап развития логопедии
(античность – 18 век).
Рассмотрим взгляды
представителей:
Древнего Востока,
Ближнего и Среднего Востока 5 – 15 веков,
Древней Руси 9 – 16 веков.
4Древний Восток.
Вавилонию,
Ассирию,
Египет, Индию,
Китай (4 – 2 тыс. до н.э.),
Грецию (5 – 4 в. До н.э.),
Римскую империю (2 в. До н.э. – 2 в. н.э.).
5Египет (4 тыс. лет до н.э.).
Культура Древнего Египта оставила глубокий
след в истории мировой культуры.
В одном из древнейших папирусов (до нас
дошло 4), в папирусе Эдмона Смита находим
первое упоминание о речевом расстройстве,
связанном с физической травмой.
6Здесь врач говорит: «Я не буду его касаться.
Затем 2 примечания: позвонок вдавлен в
другой, это случилось потому, что человек упал
вниз на свою голову».
Лурия в годы войны подтвердил, что ранение
левого полушария ведет к разным «тотальным»
расстройствам в речевой деятельности: не
говорит, не понимает.
7Индия.
В священной литературе («Вед»), особое
место занимают трактаты «Аюрведы».
Тракта состоит из 6 частей.
В одном из них описывается 2 пластические
операции – лечение «заячьей губы» и «волчьего
зева» – хейлопластика и уранопластика.
8Китай.
О речевых расстройствах в китайской
литературе мы находим сведения в трудах
русского врача П.Я. Пясецкого.
Он отмечает: «Из врожденных недостатков
наиболее часто есть заячья губа».
9Ближний и Средний Восток
(5 – 15 в.в.)
Византия,
арабские Халифаты,
Средняя Азия
10Византия.
Врач Орибадий (326 – 403), энциклопедист,
В плане терапии заикания Орибадий
предлагал следующее:
1)произносить
наизусть
отрывки
лирического характера, начиная с низкого тона,
затем повышая голос и снова понижая;
2) чтение начинать с отрывков наизусть;
3) в речи делать глубокий вдох;
4) речь под такт и др.
11Аэций Амидский (527 – 565),
Павел Эгинский (425 – 490),
рассматривали болезни речи как болезни
языка,
его
уздечки,
предлагали
хирургическое вмешательство.
12Арабские Халифаты
Ближний и Средний Восток.
Ибн-Сина (Авиценна) (980 – 1037) –
философ, врач, поэт.
Мировую славу доставил ему «Канон
врачебной науки» (1020), где имеются сведения
о расстройствах речи и способах его лечения.
13Древняя Русь (9 – 16 в.в.)
О представлениях древних славян о речевых
расстройствах можно судить на основании
сохранившихся летописей, словарей пословиц,
поговорок, поверий, травников, вертоградов.
14II этап развития логопедии
(18 в – 3-я четверть 19 в)
А.В. Безлюдова (1893г.)
выделяет 4 этапа:
1825 – 1860 гг.
1861 – 1880 гг.
1881 – 1900 гг.
1901 – 1925 гг.
15Первый этап.
В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных
исследований по логопедии.
Первая работа Христофора Лагузена «О
заикании» (1838 г.).
У многих авторов методы преодоления нарушений
речи носили симптоматический, медицинский
характер. Некоторые авторы ссылались на
использование специальных медицинских методов.
На этом этапе создавались основы для
формирования в России самостоятельной
области знаний о патологии речи.
16Второй этап.
Количество переводов и обзоров работ значительно
преобладает над отечественными исследованиями,
число которых возрастает. В этих работах решаются
многие проблемы патологии речи.
Исследуются многие речевые нарушения –
заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия.
В России из ряда медицинских наук и психологии
выделяется
специальная
область
знаний
–
логопетология (А. Кусмауль, 1877).
Помимо методов преодоления заикания,
начинают разрабатываться методы исправления
звукопроизношения, ринолалии, тахилалии.
17Третий этап.
Работы отечественных
работам зарубежных.
авторов
не
уступают
Намечается 2 основных подхода к исследованию
расстройств речи:
- механистический – выполнение упражнений без
учета структуры дефекта
-функциональный.
Произошло образование самостоятельной области
знаний – логопатологии, на которой стала
формироваться логопедия
(логопатия – нарушения речи имеют первичный
характер).
18Четвертый этап.
Количество работ советских авторов значительно
превосходит количество работ зарубежных
авторов, анализируются все формы речевой
патологии.
Логопедия приобретает статус самостоятельной
науки. В преодолении речевых нарушений
большинство использует дифференцированный
подход.
19III этап развития логопедии
(3-я четверть 19 в. – 50 гг. 20 в.)
Расцвет логопедии приходится на начало 20-го
века. Открываются правительственные учреждения.
Уже в 1900 г. организовали детский сад для
глухих детей дошкольного возраста.
А в 1915 г. директором Московского АрнольдоТретьяковского училища для глухих стал Ф.А. Рау,
и он же организовал краткосрочные курсы
по подготовке логопедов.
20В первые годы советской власти закладываются
основы подготовки дефектологов с высшим
образованием.
В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного
образования
открывается
институт
детской
дефективности.
В 1924 г. на педагогическом факультете второго
московского
государственного
университета
организуется логопедическое отделение.
21В 1925 г. Наркомздрав организовал в Москве
специальные логопедические кабинеты для лечения
заикания у детей и подростков, а затем был открыт
стационар для афазиков и заикающихся.
Организатор – Ю.А. Флорентская. В 1926 г.
МосГОРОНО открыл специальную семилетнюю школу
для заикающихся.
В 1929 г. Мингорздрав открыл специальную
поликлинику для лиц с нарушениями слуха, речи и
зрения.
Данишевский создал специальную консультацию по
дефектам речи, а затем и клинику нарушений
речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау,
Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.
22Логопедическая помощь взрослым осуществлялась
в условиях здравоохранения: Центральный институт
нейропсихиатрии,
психогигиены
и
психопрофилактики.
Большое значение для медицинской работы имели
съезды невропатологов и психиатров, конференции и
совещания.
23В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались
вопросы восстановления речи при травматической
афазии
и
заикании
у
инвалидов
Великой
Отечественной войны (Лебединский, Флорентская,
Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность
получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия»
(1947 г.).
После войны увеличилось количество специальных
учреждений. Возникала необходимость в центральной
межведомственной комиссии для решения всех
вопросов.
24IV этап развития логопедии
(50 годы – до настоящего времени)
В работах Выготского, Босхис, Левиной
расширился
предмет
логопедии
новым
педагогическим и теоретическим содержанием.
25 В 1959 г. возникла рабочая клиническая
классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969
г. Ляпидевским и Гриншпуном.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая
классификация, которая не удовлетворяла
требованиям
специальной
педагогической
практики.
Разрабатываются положения о системном
строении языка. Уточняется симптоматика,
патогенез, клиника речевых нарушений.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
ПОДГОТОВИЛА АЛЕКСАНДРОВА ЮЛИЯ ВАЛЕРЬЕВНА Студентка группы № 276
Это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Сформировалась она постепенно, на перекрестке многих разных специальностей - медицины, педагогики, психологии. В развитии учения о нарушениях речи выделяют 4 этапа: I этап - античность – 18 век I I этап 18 в – 3-я четверть 19 века I I I этап -3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 века IV этап -50 годы – до настоящего времени Логопедия
I этап Египет (4 тыс. лет до н.э.). В одном из древнейших папирусов мы находим первое упоминание о речевом расстройстве, связанном с физической травмой. Описывается случай о человеке, который потерял слух, речь и контроль над ногами. Врач назвал этот случай безнадёжным (инсульт). Ибн – Сина (Авицена) (980 – 1037) – философ, врач, поэт. Мировую славу доставил ему «Канон врачебной науки» (1020), где имеются сведения о расстройствах речи и способах его лечения. Ближний и Средний Восток (5- 15в.в.)
Гиппократ: - впервые сделал попытку классифицировать речевые нарушения; - определил главенствующую роль головного мозга в деятельности человека; -описал строение и функцию органов слуха и зрения и их влияние на формирование голоса и речи(роль воздушной струи, языка, голоса, артикуляции и звукообразования); - описал отдельные расстройства слуха, голоса и речи. - указал, что симптоматика поражения слуха и голоса может учитываться в диагностике различных заболеваний. Клавдий Гален Уточнил сведения о строении мозга и нервной системы. По мнению Сикорского, Галену принадлежит заслуга установки научной терминологии болезней речи, он окончательно устанавливает значение главнейших терминов: афазия, афония, заикание, косноязычие, невнятная речь. Гален разделил расстройства голоса и речи. Первые происходят от «страдания» гортани и ее мышц, вторые – от поражения языка, губ, неба и т.д. При этом указывал на зависимость некоторых расстройств речи от поражения ЦНС. Впервые он указывал на причины расстройства речи центрального и периферического характера.
Языкоболезние Косноглаголевый Мудьноязычный Гугнивый Гугнявый Травливый Фафлю, Бобливый Момлент Заякливый Немый Неморечивый Обозначения дефектов речи
Ян_Амос_Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог. Он писал: … «три вещи – разум, действие, речь – и есть соль жизни». Говорил о роли речи в общем развитии человека – «Речь пусть будет предназначена для того, чтобы учить и учиться, иначе лучше молчать».
Жан_Жак_Руссо (1712 – 1778) – мыслитель, педагог. Руссо впервые говорит об этапах развития детской речи. Он указывает на своеобразное единство речи, голоса и просодики.
Иоганн Генрих Песталоцци разработал методику начального обучения детей речи, счету, измерению. Уделял большое развитие речи ребенка в развитии его мышления. Язык рассматривал как важное средство познания. По мнению Песталоцци язык и мышление взаимосвязаны между собой. Речь оказывает огромное влияние на развитие человека. Главный тезис Песталоцци – «Язык – критерий познания, важнейшее средство познания».
I I этап Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. Христофор Лагузен «О заикании» (1838 г). Исследование ряда проблем афазии - А.Я. Кожевников (1874), В.М. Тарновский (1867, 1868). Развивается невропатология – наука о мозге. 1865 год - Открытие Брока: Повреждение центра Брока или Афазия Брока характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. 1874 год - Вернике - Открытие сенсорной афазии – непонимание обращённой речи. Учение о нарушениях речи выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы. 18 в – 3-я четверть 19 в
М.В. Ломоносов (1711 - 1765) - реформатор русского языка, создатель русской грамматики, создатель отечественного языкознания. Большую роль отводил упражнениям, вырабатывающим правильную выразительную речь, соблюдению определенных правил речи, упражнениям для силы голоса. А.Н. Радищев (1749 - 1802) – писатель, философ-материалист, основоположник русского революционного просветительства. Основная заслуга в рассмотрении развития речи в тесной связи со всеми психическими процессами. Раскрывал большие компенсаторные возможности человека в речевом общении. К.Д. Ушинский (1824 - 1870) большое значение в развитии речи придавал социальной среде. Разработал оригинальный метод обучения чтению и письму. Считал, что исходной работой по обучению чтению, является обучение звуко-буквенной аналитико-синтетической деятельности.
I II этап 1916 – 1918 г. 1921 г. 1924 г. 1925 г. 1929 г. 1931 г. 1930 г 3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в Бехтерев проанализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи. Открыт педагогический институт социального воспитания нормального и дефектного ребёнка. На педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. в Москве организованы специальные логопедические кабинеты для лечения заикания у детей и подростков, а затем был открыт стационар для афазиков и заикающихся. Организован экспериментальный дефектологический институт, который в 1944 г. был переименован в НИИ дефектологии (НИИД). Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.
IV этап 50-е годы до настоящего времени Л.С. Выготский О.В. Правдина Р.Е. Левина
Сравнив деятельность логопедов в прошлом и нынешнем времени, то можно сказать, что логопед нашего времени имеет на много больше возможностей для коррекционных воздействий по отношению ко взрослому и ребенку, это объясняется тем, что логопедия продвинулась вперед, получив новые познания и изобретением более новых технологий обследования.
2 слайд
Тифлопедагогика Сурдопедагогика Тифло-сурдопедагогика Логопедия Олигофренопедагогика Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением опорно-двигательного аппарата Области специальной педагогики
3 слайд
Область специальной педагогики применительно к лицам с нарушением эмоционально-волевой сферы Область специальной педагогики применительно к хронически больным и лицам с тяжелыми и множественными нарушениями
4 слайд
Наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Логопедия -
5 слайд
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
6 слайд
7 слайд
Признаки нарушений речи: речь говорящего не соответствует возрастной норме; не обусловлены диалектами и незнанием норм языка; закрепляются и спонтанно не устраняются; дают вторичные нарушения.
8 слайд
Историческая справка Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике (изучающая проблемы, возникающие при обучении, получении образования глухими и слабослышащими пациентами) в XVII в. Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в.
9 слайд
До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии.
10 слайд
Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии - на первый план стало выдвигаться педсодержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.
11 слайд
Структуру современной логопедии составляет дошкольная школьная логопедия логопедия подростков и взрослых
12 слайд
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств
13 слайд
В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. КЛАССИФИКАЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
14 слайд
Клинико-педагогическая классификация Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
15 слайд
Нарушения устной речи: расстройства фонационного оформления высказывания: Дисфония (афония) Брадилалия Тахилалия Заикание Дислалия Ринолалия Дизартрия
16 слайд
17 слайд
Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания: Алалия Афазия
18 слайд
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова» Институт непрерывного педагогического образования Кафедра педагогики и психологии профессионального образования Основные этапы становления логопедии как науки Выполнила: Студентка 3 курса, гр. 3Л, Туенок Н.В. Проверила: ст.преподаватель, Солдатова Н.А., Абакан, 2013г.
2 слайд
Описание слайда:
Основные этапы I этап развития логопедии (античность – 18 век) II этап развития логопедии (18 в – 3-я четверть 19в) III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)
3 слайд
Описание слайда:
I этап развития логопедии (античность – 18 век) первое упоминание о речевом расстройстве(Египет) упоминание о речевых расстройствах приемах их устранения (Древний Восток); упоминание о многих, известных нам сейчас речевых расстройствах: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание(Древняя Греция и Древний Рим) рассматривали болезни речи как болезни языка, его уздечки, предлагали хирургическое вмешательство. (Ближний и Средний Восток) целую систему развития речи вместе с интеллектуальным и физическим воспитанием (Западная Европа) представлениях древних славян о речевых расстройствах можно судить на основании сохранившихся летописей, словарей пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов (Древняя Русь)
4 слайд
Описание слайда:
Человек обратил внимание на свою неправильную речь с древних времен истории развития человеческого общества. Интерес к речевым расстройствам породил желание понять их причины. В основном это объяснялось влиянием сверхестественных сил. Это и понятно в условиях древнего человека.
6 слайд
Описание слайда:
1. 1825–1860 В России до 2ой четверти 19 века нет конкретных исследований по логопедии. Первая работа Христофора Лагузена «О заикании» (1838 г.). На этом этапе материал по патологии речи в основном содержался в переводах и обзорах работ зарубежных авторов. Но монография Лагузена превосходит работы зарубежных ученых. Проявление интереса к проблеме патологии речи и голосовым способностям, возросшие социально-экономические потребности общества, особенно в речевых профессиях, а также смена стиля общества, породило активное развитие наук о человеке. В недрах анатомии, физиологии накапливались знания о патологии речи и голоса. Если в зарубежных исследованиях присутствовал эмпирический подход, то в монографии Лагузена – исследовательский. При анализе речевых нарушений он реализовывал принцип последовательности и систематичности.
7 слайд
Описание слайда:
2. 1861–1880 Количество переводов и обзоров работ значительно преобладает над отечественными исследованиями, число которых возрастает. В этих работах решаются многие проблемы патологии речи. Приоритет в исследованиях ряда проблем афазии принадлежит А.Я. Кожевникову (1874), В.М. Тарновскому (1867, 1868). Исследуются многие речевые нарушения – заикание, афазия, косноязычие, ринолалия, тахилалия. В России из ряда медицинских наук и психологии выделяется специальная область знаний – логопетология (А. Кусмауль, 1877). Начинает формироваться представление о ее объекте – человеке с патологией речи. Формируется предмет изучения, методы изучения речевой патологии – преимущественно наблюдение.
8 слайд
Описание слайда:
3. 1881–1900 Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897),Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи. Намечается 2 основных подхода к исследованию расстройств речи: механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта функциональный В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов. Анализируются расстройства речи у детей. Учение выделилось в отдельную область знаний – логопатологию.
9 слайд
Описание слайда:
4. 1901 – 1925 Количество работ советских авторов значиетльно превосходит количество работ зарубежных авторов, анализируются все формы речевой патологии – Богданов-Березовский, Неткачев, Доброгаев («Картавость, ее происхождение и лечение») и др. Определяются разные подходы к изучению патологии речи: физиологический (Доброгаев) неврологический (Аствацатуров) психологический (Неткачев), который приобретает большое значение в 30-е годы (Р.Е. Левина) Логопедия приобретает статус самостоятельной науки. В преодолении речевых нарушений большинство использует дифференцированный подход.