Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундамент 
  • Работа с бензопилой штиль. Советы домашнему мастеру. Как работать с бензопилой. Приспособления, облегчающие работу бензопилой

Работа с бензопилой штиль. Советы домашнему мастеру. Как работать с бензопилой. Приспособления, облегчающие работу бензопилой

Бензопила это технически сложный и опасный инструмент, по этой причине, работая с пилой требуется соблюдать определенные правила. Малоопытные пользователи зачастую относятся к работе с бензопилой с меньшим вниманием и нарушают правила, это приводит к травмированию оператора или поломке инструмента.

В данной статье рассмотрим, как правильно подготовить бензопилу к работе, какие есть правила и способы валки и распиловки деревьев, расскажем о том, как правильно пилить бензопилой, отдельно остановимся на технике безопасности.

Первое с чего начинается работа с бензопилой, это её сборка. Схема сборки различных моделей практически не отличается. На пилу устанавливается пильная шина и цепь, производится натяжение цепи.

Цепь можно считать правильно натянутой, если она не провисает на шине и легко прокручивается руками. Если для того чтобы провернуть цепь приходится прикладывать слишком много усилий, значит она перетянута и следует немного ослабить её натяжение.

Следующий этап – . Топливная смесь приготавливается в определенной пропорции, узнать которую можно прочитав руководство пользователя, поставляемое с пилой. В основном топливная смесь разводится в пропорции 1:50, то есть на один литр бензина марки АИ – 92 необходимо добавлять 20 грамм масла для двухтактных двигателей.

Важно: при заливке топлива и масла для смазки цепи в баки нужно быть предельно внимательным и не перепутать. Если залить масло в бак для топливной смеси, то бензопила не будет работать. Для восстановления работоспособности потребуется промыть топливный бак бензином, а также почистить топливную магистраль и карбюратор, что достаточно сложно.

Инструменты для валки деревьев

Для того чтобы свалить дерево в определенном направлении профессиональные вальщики и не только применяют специальные инструменты. Наиболее распространенные из них это валочные вилки, клинья и лопатки. Также могут использоваться специальные гидравлические или механические домкраты.

Клинья могут изготавливаться из дерева непосредственно на месте валки или же покупаться в специализированных магазинах. Большое распространение получили клинья из полимерных материалов, размер которых выбирается в зависимости от диаметра спиливаемого дерева.

Для того чтобы иметь представление о валочных домкратах рекомендуем посмотреть видео в котором показано как при помощи этого приспособления лесоруб спиливает и укладывает сосну в нужном ему направлении.

Валочные лопатки работают по принципу клина, только имеют рычаг, благодаря которому оператор может увеличить усилие и помочь дереву свалиться в нужном направлении. Принцип работы валочной лопатки или еще его называют рычаг можно узнать, посмотрев видео ниже.

Положение вальщика

Для того чтобы не получить травму при спиливании дерева вальщик всегда должен выбирать правильное положение. Правильным считается такое расположение, при котором вальщик в любой момент может уйти от опасности. По этой причине, перед тем как валить деревья, оператор должен очистить всю мелкую поросль, за которую можно споткнуться и упасть. Во время валки пилу нужно держать обеими руками и находиться в зоне противоположной от той, куда планируется свалить дерево.

Разрешается находиться в зоне падения дерева только для того, что бы выпилить клин, что делается в первую очередь.

Техника безопасности и средства индивидуальной защиты

Цепная пила — источник повышенной опасности, работа с ней требует соблюдения определенных правил.


Это далеко не весь перечень правил, которые нужно помнить и соблюдать, для того чтобы не получить травму. Более подробные инструкции можно найти в руководстве, которое поставляется со всеми бензопилами.

Как правильно спилить дерево бензопилой

Теперь разберемся, как бензопилой спилить дерево. Первое с чего нужно начать, это уборка мелкой поросли вокруг ствола. Это необходимая процедура, т. к. мелкие ветки не только мешают доступу к дереву, но и могут стать причиной падения оператора, что достаточно опасно, учитывая, что бензопила работает.

Это интересно: для того чтобы свалить дерево в противоположную от уклона сторону профессиональные вальщики применяют специальную тяжелую технику или же к макушке дерева привязывают трос, и при помощи лебедки перетягивают ствол в нужное направление.

Прямостоящее дерево можно сваливать в любую сторону, но стоит учитывать расположение ветвей. Свалить ствол в ту сторону, на которой больше веток, немного проще, нежели на противоположную.

На следующем этапе делается запил со стороны направления валки. Запил выполняется в виде клина. Глубина запила не должна превышать 1/3 диаметра ствола, в противном случае есть риск того, что шину зажмет, т. к. ствол ослабнет и накрениться в сторону реза. Правильно выполненный запил не должен привести к тому, что дерево накрениться.

Далее, с противоположной стороны от запила и на 3-5 см выше его делается прямой надрез. Бензопила должна быть направлена таким образом, чтобы риска направления валки на бензопиле была направлена в предполагаемое место падения ствола. После этого при помощи клина, вилки или валочной лопатки установленной в разрез, дереву помогают начать падение в планируемом направлении.

Важно, при выполнении разреза, который должен привести к падению дерева, оператор должен быть максимально внимательным. Это позволит вовремя отойти на безопасное расстояние, если дерево начало падение без дополнительного использования вилки, клина или лопатки.

Ниже представлено видео о том, как срубить дерево.

Как спилить толстое дерево бензопилой

Есть несколько способов спилить толстое дерево и все из них требуют привлечения специальной техники. Первый способ, это валка дерева частями именно этот способ показан на видео ниже.

Толстые деревья пилить сложнее, поэтому не стоит пробовать и рисковать здоровьем, если ранее валить деревья не приходилось.

Еще один способ, это валка дерева целиком с натяжкой ствола в нужном направлении. Трос закрепляется на стволе на высоте не менее 5-6 метров, после чего выпиливается клин со стороны планируемого падения ствола и трос натягивается. Натянуть трос можно как при помощи лебедки, так и трактором или автомобилем. Далее вальщик подрезает ствол с противоположной выпиленному клину стороны. Если длины шины не хватает, то делается еще один надрез на высоте не менее 30 см от предыдущего, после чего древесина между надрезами сказывается. Это необходимо для того чтобы вальщик имел возможность заглубить шину на большее расстояние.

Стоит заметить, что процесс валки толстых деревьев сугубо индивидуален и зависит от множества факторов. Именно по этой причине валить большое дерево без опыта очень сложно и опасно.

Как правильно спиливать ветки с поваленного дерева

В процессе спиливания веток с поваленного дерева существует риск зажима шины, поэтому при пилении нужно придерживаться нескольких правил.

  1. Ветки должны пилиться со стороны противоположной наклону.
  2. Ветки нельзя пилить кончиком шины, т. к. при таком способе реза есть риск отскока и получения травмы.
  3. Зажатые ветки должны подпиливаться со стороны нагрузки.

Нередко в процессе спиливания зажатых ветвей они могут отскакивать, поэтому при пилении нужно выбирать безопасную дистанцию.

Как правильно распиливать дерево на чурки

Распиливать ствол поваленного дерева гораздо легче, нежели спиливать дерево на корню, но и тут есть определенный риск. Например, неправильная резка деревьев может привести к тому, что зажмет в шину в стволе и тогда придется применять домкрат или приподнимать ствол при помощи ломиков, на что уйдет много сил и времени. Для того чтобы избежать таких ситуаций необходимо заранее оценить положение ствола и сначала распилить его в тех местах, где имеется напряжение.

Пилить ствол лучше с макушки, постепенно перемещаясь в сторону комля.

Рез может быть как верхним, так и нижним. Верхний рез выполняется до тех пор, пока ствол не начнет опускаться и поджимать шину, после этого, если имеется возможность, необходимо допилить ствол снизу. Если возможности нет, то рядом с первым резом делаются еще несколько, до тех пор, пока шину перестанет поджимать.

После того как ствол разрезан на несколько больших частей которые можно перекатывать, их распиливают на чурки верхним резом.

Вывод

Последствия неправильной работы бензопилой могут быть очень печальными, поэтому никогда не нужно пренебрегать правилами работы с пилой. Важно соблюдать технику безопасности и использовать средства индивидуальной защиты. Советуем, перед тем как пилить бензопилой, ознакомится с правилами работы, которые имеются в руководстве пользователя.

Компания «Stihl» была основана 90 лет назад немецким инженером Андреасом Штилем в 1920-е годы прошлого века. В то время Штиль работал в немецком городе Штутгарт - он создал конструкторское бюро, в непосредственное поле деятельности которого входила работа с древесиной. Валка деревьев тогда происходила с помощью топоров и такой труд отнимал у рабочих очень много сил.

Бензопила Штиль впервые появилась в 1929 году. Флагманская модель весила 46 кг. и была прототипом современных легких и мощных устройств. Более компактные модели были выпущены компанией Штиль в 1950-х годах, ее вес составлял 12 кг, а мощность - 6 л.с. В рейтинге мировых лидеров бензо и электро пил присутствует не только компания stihl, но и компания husqvarna. Всем владельцам бензопил известно качество изделий двух мировых лидеров бензо- и электроинструмента.

В настоящее время на рынке инструмента участились случаи продажи подделок. Страна, производящая подделки — Китай. Нередко покупателю попадается поддельная бензопила, отличить которую от оригинальной на первый взгляд тяжело. Как можно научиться отличать подделку бензопилы Штиль от оригинала:

  • главное отличие — это цена, хорошая бензопила не может стоить дешево, при этом стоимость подделок, как правило, в три раза ниже, чем стоимость оригинала;
  • качество сборки - чем лучше сборка, тем вероятнее, что вы держите в руках оригинальную бензопилу;
  • качество всех деталей, пластика на корпусе;
  • состояние цепи, длительный рабочий ресурс цепи;
  • высокая мощность и хорошее качество распила (дешевая бензопила не будет пилить качественно);
  • советуем выбирать бензопилу stihl в крупных строительных супермаркетах или в интернет-магазинах официальных дилеров бренда.

Базовая комплектация бензопил stihl:

  • бензопила;
  • руководство пользователя;
  • упаковка;
  • инструкция;
  • ключ универсальный.

Современный ассортимент продукции компании Stihl:

  • бензопилы;
  • электропилы;
  • садовые триммеры;
  • кусторезы;
  • газонокосилки;
  • дрели, а также аккумуляторная техника;
  • мотобуры, ручной садовый и дачный инструмент;
  • экипировка для рабочих и садовых работ, защитное снаряжение;
  • мульти и комби системы для садовых работ;
  • очистительная техника и пилы для бетона.

Модельный ряд бензопил Stihl

Бензопилы Штиль разделены на несколько крупных категорий: для домашнего использования или же бытовые, бензопилы для ухода за деревьями, бензопилы для садоводства и сельского хозяйства, бензопилы для лесного хозяйства.

Бытовые бензопилы Штиль

  • мощность кВт1,3/1,8 л.с;
  • , мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • MS 180 C BE, мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • MS 181, мощность кВт1,5/2 л.с;
  • MS 181 C BE, мощность кВт 1,5/2 л.с;
  • , мощность кВт1,7/2,3 л.с;
  • MS 211 C BE, мощность кВт 1,7/2,3 л.с;
  • , мощность кВт 2/2,7 л.с;
  • MS 230 C BE, мощность кВт 2/2,7 л.с;
  • , мощность кВт 2,3/3,1 л.с;
  • MS 250 C BE, мощность кВт 2,3/3,1 л.с. (модель реализуется без режущей гарнитуры).

Бензопила Stihl 170-MS

Бензопилы Штиль для ухода за деревьями

  • stihl MS 193 T, мощность кВт 1,3/1,8 л.с;
  • stihl MS 201 TC M, мощность кВт 1,8/2,4 л.с.

Бензопилы Штиль для садоводства и сельского хозяйства

  • stihl MS 271, мощность кВт 2,6/3,5 л.с;
  • stihl MS 291, мощность кВт 2,8/3,8 л.с.

Бензопилы Штиль для применения в лесном хозяйстве

  • stihl MS 241 C M, мощность кВт 2,3/3,1 л.с;
  • , мощность кВт 2,6/3,5 л.с;
  • stihl MS 261 C MQ, мощность кВт 3/4,1 л.с;
  • , мощность кВт 3,2-3,4 л.с. или кВт 4,4-4,6 л.с
  • C M, мощность кВт 3,5/4,8 л.с;
  • stihl MS 441 C M, мощность кВт 4,2/5,7 л.с;
  • , мощность кВт 4,4/6 л.с (новинка от производителя Штиль);
  • stihl MS 462 C M, мощность кВт 4,4/6 л.с;
  • stihl MS 651, мощность кВт 5/6,8 л.с;
  • stihl MS 661, мощность кВт 5,4/7,3 л.с;
  • stihl MS 661 C M, мощность кВт 5,4/7,3 л.с;
  • stihl MS 880, мощность кВт 6,4/8,7 л.с.

Бензопила Stihl 260-MS

Топовые модели бензопил stihl

В связи с большим ассортиментом бензопил stihl, сложно выделить все самые популярные. По отзывам владельцев можно сделать вывод, что заслуженным признанием пользуются бензопилы таких моделей:

  • ms 271 stihl;
  • stihl ms 880;
  • штиль 120;
  • мотопила штиль мс 210;
  • пила stihl ms 291;
  • штиль 220;
  • штиль 450;
  • stihl 350;
  • штиль 440;
  • ms 5200 stihl;
  • мотопила штиль 108;
  • stihl ms 241 c m;
  • штиль 200;
  • штиль 290;
  • пила штиль мс 341;
  • штиль 181.

Бензопила Stihl MS 271

Инструкция по эксплуатации

Правила эксплуатации пилы Штиль:

  • управление пилой наиболее безопасно в защитной экипировке;
  • эксплуатация бензопилы должна начинаться после периода обкатки (сроки обкатки от 5 до 7 часов), до завершения обкатки запрещается работать пилой на максимальных оборотах - только в умеренном режиме нагрузки;
  • обязательно выключите бензопилу перед тем, как положить;
  • перед запуском убедитесь, что бензопила исправна и заправлена;
  • соотношение смешивания масла и бензина составляет 1:40, данная пропорция рекомендуется для наиболее эффективной функции двигателя, разбавлять бензин маслом нужно в правильном соотношении, согласно инструкции;
  • заправлять бензопилу свежим топливом нужно раз в четыре недели;
  • выполняйте распил по инструкции - продольно либо боковой частью шины, не старайтесь надавливать на пильное полотно при работе, а лишь направляйте бензопилу.

STIHL ElastoStar
Система смазки цепи Ematic Тормоз QuickStop для моментальной остановки цепи

Техническое обслуживание:

  • ежедневно по нормам ТО выполняется - осмотр устройства на предмет повреждений, очистка воздушного фильтра, смазывание шины и цепи, раз в месяц контролируется состояние свечи, системы зажигания, очищается топливный фильтр, готовится свежая топливная смесь, ежегодно - регулировка карбюратора;
  • цепь необходимо натягивать по мере ослабления, если цепь затуплена и больше не подлежит заточке, замените ее на новую, натяжение цепи регулируется болтом на внешнем боковом крае корпуса бензопилы. Для заточки цепи можно использовать специальный станок либо обратиться к специалистам.

Основные неисправности агрегатов марки Штиль и способы их устранения

  1. Бензопила Штиль отказывается заводиться. Причина: засорился топливный, воздушный фильтр, недостаточно топливной смеси. Устранение: очистите фильтры, добавьте топливной смеси, следите за качеством топлива, это способствует более качественной работе устройства.
  2. Бензопила работает не на полную мощность, издает посторонние звуки, например, стук или дребезжание. Причина: требуется регулировка карбюратора. Устранение: проведите регулировку карбюратора в сервисе, если пила на гарантии.
  3. Бензопила перестала набирать мощность. Причина: проблемы с поршневой группой, требуется отрегулировать карбюратор. Устранение: проверьте состояние двигателя, карбюратора и топливного фильтра, а также системы зажигания.

Видео обзор работы цепной бензопилы

Правильная эксплуатация любого инструмента должна обеспечивать эффективность его работы, безопасность рабочего и сохранность самого инструмента. К особенностям бензопил относится их высокая потенциальная травмоопасность. Поэтому требования безопасности в отношении бензопил, являются одним из основных составляющих в правилах их эксплуатации.

Готовой к эксплуатации считается такая бензопила, у которой:

  • исправны все узлы и механизмы;
  • установлена острая, правильно натянутая цепь;
  • заправлены топливный и масляный бачки;
  • отрегулирован карбюратор.

Правильное обслуживание бензопилы предполагает своевременное выполнение всех операций, обеспечивающих поддержание инструмента в исправном состоянии. К основным из них относятся: чистка воздушных фильтров, регулировка карбюратора, очистка свечи зажигания и регулировка зазора между её электродами, заточка цепи и замена быстроизнашивающихся деталей.

Новая бензопила требует обкатки в течение 40-50 минут на малых оборотах, после которой бензопила выключается и дополнительно проверяется натяжение цепи. Затем нужно сделать несколько пропилов, прикладывая слабое усилие, и только потом можно работать в нормальном режиме.

Установка цепи и регулировка ее натяжения

Подготовку пилы к работе начинают обычно с установки на нее новой или уже использовавшейся заточенной цепи, которая по своим параметрам (шагу и толщине хвостовика) соответствует установленной шине. Механизм натяжения цепи на бензопилах обычно реализуется в двух видах - стандартного линейного или быстродействующего. В зависимости от типа механизма, установка и натяжение цепи существенно различаются.

При использовании традиционного линейного механизма, надлежит снять крышку цепной звездочки (1), открутив гайки (2).

При этом важно помнить, что перед каждым монтажом или демонтажем защитной крышки цепной звёздочки, надо ослабить цепной тормоз, для чего необходимо потянуть упор тормоза (1) (см. фото ниже) в направлении рукоятки (2).

Штифт (1), входящий в отверстие шины, должен быть сдвинут в пазу в крайнее левое положение. Это осуществляется с помощью винта натяжения (2).

Цепь заводится за сцепление (1), надевается на ведущую звездочку и надевается на шину. При этом обращается внимание на расположение режущей кромки зуба - на верхней ветви цепи она должна быть направлена вперед. Цепь должна легко протягиваться, барабан сцепления должен поворачиваться при продвижении цепи.

Затем вращением натяжного винта (1) шина сдвигается вперед до тех пор, пока нижняя ветвь цепи не войдет хвостовиками в паз шины и не приляжет к её нижней кроме. Окончательная регулировка натяжения цепи и затяжка шины производится после установки крышки на место и предварительной (не до конца) затяжки винтов крепления.

Для большего удобства, винт натяжения цепи может располагаться сбоку.

Правильно натянутая цепь не должна провисать снизу и иметь слишком сильное натяжение. Первое контролируется визуально, второе - протягиванием цепи по шине рукой. Последнюю операцию во избежание пореза необходимо проводить в рукавицах. Если нижняя ветвь прилегает к нижней кромке шины, и цепь при этом свободно протягивается рукой, значит ее натяжение соответствует норме.

При проверке натяжения цепи, тормоз цепи, если он случайно зафиксировал цепь, должен быть освобожден. Натяжение цепи следует проверять часто - новые цепи имеют тенденцию к удлинению во время использования.

Во время пиления, цепь вследствие трения нагревается и удлиняется. Натяжение цепи ослабляется и цепь на нижней стороне шины провисает. Если работа выполняется при очень низких температурах наружного воздуха, то разогретая до рабочей температуры цепь провисает настолько, что она должна быть подтянута. Если работа бензопилой прерывается, то цепь нужно немедленно ослабить, иначе при охлаждении до температуры окружающей среды, цепь натянется слишком сильно. В результате может произойти разрыв цепи, а также повреждение коленвала и подшипников.

Каждая подвижная деталь при первом вводе в эксплуатацию требует некоторое время для притирки. Несмотря на тщательную обработку, каждая поверхность имеет микроскопические шероховатости, которые сглаживаются при притирке. Для новых цепей время приработки составляет приблизительно три минуты. Двигатель должен работать без нагрузки (не пилить) с половинной подачей топливовоздушной смеси. В ходе этого времени поверхности деталей цепи сглаживаются и материал оседает, цепь провисает, и должна быть подтянута. При приработке силы трения особенно большие, поэтому важно обеспечить достаточную смазку цепи.

Заправка бензопилы

Двухтактные двигатели бензопил работают на топливной смеси, приготавливаемой из моторного масла для двухтактных двигателей и бензина. То есть смазка двигателя бензопилы осуществляется подачей масла в цилиндр вместе с топливом. В руководствах по эксплуатации производители бензопил указывают марки масла и октановое число бензина, которые должны использоваться при эксплуатации их инструмента. Часто они выпускают в продажу масла под их собственной маркой, которые рекомендуются в качестве наиболее подходящих. Указывается и точное соотношение масла и бензина, которое в зависимости от вида масла может колебаться от 1:25 до 1:100. Наиболее распространенным является соотношение 1:50. Двигатель бензопилы имеет максимальные обороты около 13500 об/мин. Это накладывает жесткие требования к маслу добавляемому в топливную смесь.

Продаются масла для двигателя и цепи там же где и бензопилы, например масло для двигателя, а - для цепи (только покупать лучше через интернет-магазин, т.к. в обычном магазине этой сети цена может быть выше).

Разведение масла в бензине выполняется в определенной последовательности. Сначала в емкость (канистру) выливается масло, затем в нее добавляется подходящий бензин для бензопилы - в объеме, составляющем примерно половину всего необходимого количества. После тщательного размешивания добавляется вторая часть. Перед заливкой смеси в топливный бак она еще раз хорошенько взбалтывается. Залив должен производиться аккуратно, без проливов. Не следует заливать топливо под самый верх бачка, необходимо оставить небольшое свободное пространство вверху. Объем топливных баков бензопил обычно около 0.5 л, а при мощности бензопилы 2 кВт (2.7 л.с.) и при расходе топлива около 1.2 л/час, такого объема хватит примерно на 30-40 мин. работы в режиме максимальной нагрузки. У менее мощных бензопил объем топливного бака обычно меньше.

Для смазки цепей производители бензопил рекомендуют использовать продаваемые ими специальные масла, содержащие адгезивные добавки, обеспечивающие удержание масла на цепи. Эксплуатационщики нередко заменяют их другими - трансмиссионными или моторными. Масло заливается в бачок одновременно с заправкой топлива.

Соотношение емкостей бачков для топлива и масла подобрано таким образом, чтобы при полной выработке топлива, в масляном бачке еще оставалось немного масла. При этом следует знать, что расход топлива бензопилы (см. выше) зависит от правильной регулировки карбюратора. Если последний отрегулирован неверно, топливо может заканчиваться гораздо быстрее, чем масло для цепи.

Если во время работы количество масла не уменьшается или уменьшается слишком медленно, это указывает на то, что смазка цепи бензопилы нарушена - из-за снижения проводимости каналов, по которым масло подводится к шине, или неисправности насоса. Необходимо определить и устранить неисправность. Производительность некоторых насосов может изменяться вручную с помощью регулировочного винта.

Для проверки работы системы смазки цепи, шину с вращающейся цепью подносят к какой-нибудь светлой поверхности (свежему срезу, например). Если на поверхности среза появляется след от брызг масла, значит, система работает нормально.

Потребность цепи в масле различается, в зависимости от ситуации. Большая длина распила, твердая, сухая древесина и толстая кора нуждаются в повышенном количестве масла. Распилы небольшой длины, мягкая и влажная древесина требуют меньшее количество масла.

Если режущая гарнитура в резе начинает дымиться (не путайте со светлым водяным паром) и/или цепь защемляется в пазу шины, то это объясняется чрезмерным нагревом. Одна из причин - это недостаток масла. Во внимание должны приниматься и другие причины: затупившаяся или неправильно заточенная цепь или слишком сильное натяжение цепи.

Если на конце шины не необслуживаемая звездочка (есть отверстия для её смазки), то она смазывается отдельно - масло на её подшипник не попадает.

Хорошо настроенная и отрегулированная бензопила должна легко запускаться в любых условиях. Перед запуском ее нужно установить на ровное место - так, чтобы шина не касалась земли. Тормоз цепи должен быть активирован, т.е. его рукоятка должна быть отодвинута в направлении конца шины. Запуск бензопилы производится в положении, при котором левая рука держит переднюю рукоятку пилы, правая нога упирается в заднюю ручку, прижимая ее к земле.

Особенность процесса запуска состоит в том, что в первоначальный момент в камеру сгорания нужно подать обогащенную топливную смесь - для облегчения ее воспламенения. Как только двигатель запустится, смесь нужно обеднить, иначе мотор "захлебнется". Различные модели пил имеют разные элементы управления этим процессом. В одних имеется рычаг воздушной заслонки, переключением которого обогащают смесь. В других - многоступенчатый переключатель, который, переключаясь с одной ступени на другую по мере запуска, управляет положением воздушной заслонки и степенью обогащения смеси. Кроме этого, во время запуска определенное положение должен занимать акселератор (рычаг подачи топлива), который также связан с воздушной заслонкой.

На примере бензопилы Stihl, процесс запуска двигателя выглядит следующим образом:


Запуск бензопилы: 1 - цепной тормоз, 2 - рычаг управления топливом, 3 - фиксатор рычага управления топливом.

  • Активизируйте цепной тормоз (1) (см. рисунок выше).
  • Если пила оборудована декомпрессионным клапаном для снижения давления в цилиндре, перед запуском его нужно открыть (нажать на кнопку). Это позволит запускать двигатель с меньшим усилием. При повышении давления в камере сгорания, при первых зажиганиях, клапан автоматически закрывается (кнопка выскакивает).
  • Если есть насос предварительной подкачки топлива (праймер), то нажмите его 5-7 раз.
  • Зафиксируйте в нажатом состоянии рычаг управления топливом (2). Для этого нажмите фиксатор рычага управления топливом (3) и одновременно рычаг управления топливом (2).
  • Комбинированный рычаг (4) установите в положение холодного запуска (A). При запуске прогретого двигателя, рычаг устанавливается в положение (B).


A - положение для холодного запуска. B - положение для запуска прогретого двигателя (положение полугаза).

  • Ручка стартера вытягивается до появления сопротивления и с силой выдергивается вверх (при несильном рывке есть риск залить свечу). При этом она не вытягивается до самого конца во избежание обрыва шнура и возвращается обратно постепенно, под натягом, чтобы шнур правильно лег на барабан. При необходимости производится несколько рывков. По возможности тяните вверх, так чтобы тросик не тёрся о корпус. Двигатель запускается только на короткое время и сразу глохнет, то есть в двигателе есть зажигание смеси топлива и воздуха.
  • Откройте дроссель путем перемещения комбинированного рычага вверх на одно положение фиксации (в положение полугаза), (B) на рисунке выше. Если рычаг остается в положении пуска холодного двигателя, то камера сгорания переполняется и двигатель захлебывается, придется выкручивать и сушить свечу, вентилировать камеру сгорания. Если есть декомпрессионный клапан, то его нужно снова открыть.
  • Снова потяните за пусковой тросик, так чтобы двигатель опять запустился.
  • После того как двигатель запустится и начнет работать, немедленно , коротко нажмите указательным пальцем на рычаг управления подачей топлива (2). При этом комбинированный рычаг перемещается в положение холостого хода I . Комбинированный рычаг может быть переставлен в положение нормального режима только рычагом управления подачей топлива - не применять силу. Двигатель должен переключатся на холостой ход немедленно - иначе при блокировке барабана сцепления тормозом, может произойти повреждение корпуса бензопилы и тормоза.
  • Медленно поднимите бензопилу с земли, при этом старайтесь не касаться рычага подачи топлива.
  • После этого отпустите цепной тормоз, левой рукой оттянув упор цепного тормоза на себя. При этом левая рука должна оставаться на рукоятке.
  • Перед тем, как приступить к работе, обязательно проверьте систему смазки цепи. Для этого поместите пилу на светлый фон (например, пень или лист бумаги, разложенный на земле) и дайте полный газ. Если на светлом фоне появятся пятна от масла, это означает, что система смазки цепей функционирует нормально.

Останавливают бензопилы переключением выключателя в положение "Стоп" (0), при котором происходит разрыв цепи зажигания.

Проверка работоспособности тормоза цепи

Перед началом работы необходимо проверить работоспособность тормоза цепи. Это можно сделать двумя способами:
  • При отключенном тормозе (его рукоятка отведена к ручке бензопилы) повышают число оборотов двигателя до средних значений (цепь движется со средней скоростью) и нажимают на рычаг тормоза, сдвигая его вперед. Если движение цепи прекращается, значит с тормозом все в порядке (см. фото ниже).
  • При холостом ходе и активированном тормозе цепи (рукоятка смещена вперед), увеличивают на короткое время (не более 3 секунд) обороты двигателя до максимальных. Если цепь остается неподвижной, значит, тормоз работает правильно.

Работа бензопилой с несправным тормозом цепи категорически воспрещается.

Способы работы и меры безопасности

Работу с бензопилой можно начинать только в том случае, если все ее узлы и механизмы исправны. При работе необходимо иметь устойчивое положение, под ногами не должно находиться ничего, что могло бы привести к нарушению равновесия или падению. Пилу следует крепко держать двумя руками за переднюю и заднюю ручки. При работе необходимо придерживаться следующих основных правил.

Пиление нужно начинать движущейся цепью. Пилить можно как нижней, так и верхний ветвью цепи, однако первый способ (А) является основным. При его использовании пила увлекается вперед, поэтому зубчатый упор должен упираться в дерево. При резке верхней ветвью (В) нужно быть готовым к тому, что пила отталкивается по направлению к оператору.

Нельзя перерезать несколько стволов или веток одновременно, нужно следить, чтобы при пилении одного ствола или ветки пила не касалась соседних.

Стволы с внутренним изгибающим напряжением следует подпиливать сначала со стороны сжатых волокон (сторона А на рисунке ниже) и перерезать окончательно со стороны растянутых (сторона В). Если делать наоборот, шина и цепь зажмутся в пропиле.

Нужно быть осторожным при пилении расщепленных деревьев, цепь может захватывать и выбрасывать с большой силой щепки. Кроме этого, расщепленные деревья могут зажимать шину.

При пилении лежащих на земле деревьев они должны быть зафиксированы от возможного перекатывания под воздействием пилы. Лучше всего уложить их на козлы.

Валка деревьев осуществляется двумя пропилами: подрезающим (А) и отсекающим (В).

Первый задает направление падения дерева (указано стрелкой). Он делается под прямым углом к требуемому направлению падения ствола, его глубина составляет от 1/5 до 1/3 толщины дерева. Сначала режется наклонная часть, затем горизонтальная. Отсекающий надпил располагают выше основания клина подрезающего и делают горизонтальным. Между подрезающим и отрезающим пропилами оставляют недопил примерно в 1/10 диаметра ствола.

Продолжительная эксплуатация бензопилы при максимальной нагрузке приводит к сильному нагреву ее деталей, поэтому при интенсивной работе рекомендуется делать непродолжительные перерывы, оставляя двигатель работать на холостом ходу.

Если цепь натягивалась во время работы бензопилы (будучи нагретой), после окончания работы ее следует ослабить, чтобы остывая и укорачиваясь, она не вызвала повреждений коленчатого вала и подшипников. При работе новой цепью ее нужно подтягивать во время работы, поскольку при приработке ее натяжение будет ослабевать.

Особое внимание следует обращать на опасность обратного удара, при котором шина с большой силой отбрасывается вверх.

Это происходит в том случае, если:

  • конец шины случайно натыкается на дерево или иной предмет;
  • цепь, находящаяся у вершины шины, защемляется в резе;
  • при резке шина случайно соприкасается с другим суком.

Как работать бензопилой, чтобы риск возникновения обратного удара был минимальным? Правила таковы:

  • не пилить вершиной шины;
  • прочно, надежной хваткой держать пилу обеими руками;
  • пилить при полной подаче топлива;
  • контролировать положение вершины шины;
  • не пилить за один раз более одного ствола или сука;
  • не держать бензопилу на высоте выше уровня плеч.
Однако, даже соблюдая все эти меры, нельзя исключить того, что обратный удар не произойдет. Чтобы предотвратить его нежелательные последствия, цепи оборудуются тормозом цепи, который практически мгновенно останавливает цепь во время обратного удара.

Очистка воздушных фильтров

При сильном загрязнении воздушных фильтров, снижается поступление воздуха в карбюратор, что приводит к переобогащению топливной смеси и падение мощности двигателя. Чтобы избежать этого, необходимо регулярно очищать воздушные фильтры - в условиях особой запыленности и загрязненности несколько раз в день.


Фильтры очистки воздуха: 1 - крышка закрывающая фильтр тонкой очистки, 2 - фильтр тонкой очистки, 3 - крышка закрывающая фильтр грубой очистки, 4 - фильтр грубой очистки (фильтра грубой очистки может не быть).

Перед чисткой фильтров желательно закрыть воздушную заслонку карбюратора - как это делается при холодном запуске. После этого нужно снять предварительный (если он есть) и главный воздушные фильтры, закрыть всасывающее отверстие карбюратора чистой ветошью, во избежание попадания туда грязи, и приступить к очистке. Сначала фильтры продувают чистым воздухом, затем очищают мягкой щеткой. При сильном загрязнении промывают водой с каким-нибудь бытовым моющим средством, после чего хорошо просушивают. Нельзя в качестве моющих средств применять химически активные жидкости.

Регулировка карбюратора бензопилы

Правильная регулировка карбюратора бензопилы обеспечивает эффективную работу инструмента на полной мощности при экономном потреблении топлива. Она должна производиться при чистом воздушном фильтре и правильно натянутой цепи.

О том, как отрегулировать бензопилу конкретной модели, подробно описывается в инструкции по её эксплуатации. Для большинства применяемых карбюраторов регулировка осуществляется тремя винтами: для максимальных и минимальных оборотов и регулировки холостого хода. На фото ниже изображена бензопила Dolmar с тремя отверстиями для доступа к регулировочным винтам.

Обозначение H относится к винту максимальных оборотов, управляющему главным жиклером, L - к винту минимальных оборотов, управляющему жиклером холостого хода. С помощью винта S осуществляется точная регулировка оборотов холостого хода. Иногда, для упрощения настройки, количество доступных регулировочных винтов карбюратора уменьшают.

Настройка карбюратора бензопилы подразделяется на два этапа - базовый, осуществляемый при выключенном двигателе и окончательный, производимый на работающем прогретом двигателе. Точное значение углов поворота следует брать из инструкций по эксплуатации для конкретной бензопилы. Не соблюдение инструкции производителя может привести к повреждению двигателя.

Базовая регулировка карбюратора . Регулировочные винты максимальных H и минимальных L оборотов медленно поворачивают по часовой стрелке до упора, после чего выворачивают назад на 1.5 оборота.

Регулировка холостого хода . Перед регулировкой холостого хода двигатель необходимо прогреть в течение 3-5 минут, избегая при этом больших оборотов.

При вращении винта регулировки холостого хода S по часовой стрелке обороты повышаются, при вращении против часовой стрелки - снижаются. Вращением винта нужно добиться минимальных оборотов при одновременном обеспечении устойчивой работы двигателя. При этом цепь не должна двигаться. Таким образом, если двигатель останавливается на холостом ходу, винт S нужно довернуть по часовой стрелке, если цепь двигается, винт следует вывернуть против часовой стрелки.

Проверка ускорения . При плавном нажатии на акселератор двигатель должен уверенно и быстро набирать обороты от холостого хода до максимальных. Если обороты набираются медленно, с запаздыванием, винт L нужно медленно вывернуть против часовой стрелки, но не более чем на 1/8 оборота.

Проверка и регулировка максимального числа оборотов . Изменение максимального числа оборотов осуществляется винтом H. При его заворачивании (вращение по часовой стрелке) обороты увеличиваются, при выворачивании - уменьшаются. Двигатели бензопил имеют наибольшую скорость вращения около 13500 об/мин. Более высокую скорость не обеспечивает зажигание, кроме того, она становится опасной для двигателя. Предельные обороты можно определить по перебоям в зажигании. Если они наступают, винт H немного выворачивают против часовой стрелки.

После регулировки ускорения и максимальных оборотов следует снова проверить работу пилы на холостом ходу - двигатель должен работать устойчиво, цепь не должна двигаться. Если это условие не выполняется, настройка бензопилы должна повториться - за исключением этапа базовой регулировки.

Обслуживание свечи зажигания

Свечи зажигания рекомендуется менять примерно через 100 часов эксплуатации бензопилы. Признаком их неисправности являются недостаточная мощность двигателя, плохой запуск, перебои на холостом ходу. Если подобное наблюдается, останавливают двигатель и выворачивают свечу, предварительно сняв с нее колпак (1).

Во избежание ожога от горячего двигателя эту работу выполняют в рукавицах. При наличии нагара на свече, его убирают и проверяют зазор между электродами. В норме он должен составлять 0,5 мм. После очистки нагара и регулировки зазора проверяют работу свечи. Для этого включают зажигание, на свечу надевают колпак, зажав её в плоскогубцах с изолированными рукоятками, прижимают резьбой к цилиндру и дергают шнур стартера. Наличие яркой искры сигнализирует об исправности свечи, ее отсутствие - о неисправности. Исправную свечу устанавливают на место, неисправную - меняют на новую.

Замена быстроизнашивающихся деталей

Некоторые детали бензопилы, подверженные естественному износу, подлежат замене по истечении определенного срока эксплуатации. Их выход из строя не считается неисправностью. К быстроизнашиваемым деталям относятся цепь, шина, ведущая звездочка, элементы антивибрационной системы и некоторые другие.

Если не проводить вовремя замену быстроизнашивающихся деталей, их чрезмерный износ будет отрицательно сказываться на остальных узлах бензопилы. В частности, если не менять вовремя шину и ведущую звездочку, повышенная вибрация отрицательно скажется на подшипниках коленвала. Предельная глубина выработки зубьев звездочки должна составлять 0.5 мм. На практике звездочки нередко эксплуатируют до глубины износа 1 мм и более, - не подозревая о том, что это приводит к повышенной нагрузке на подшипники коленвала и ускоренному выходу их из строя. При износе 3-4-х цепей необходимо менять и саму шину, к этому времени ее износ достигает предельных значений.

Шина бензопилы изнашивается особенно сильно в зоне, резание которой выполняется наиболее часто, обычно, - это нижняя сторона направляющей шины. Для равномерности износа, шину при каждой замене цепи нужно перевернуть на 180° относительно горизонтальной оси.

При монтаже новой цепи следует ставить новую ведущую звездочку. Так как при нормальной нагрузке срок службы ведущей звездочки в два раза больше срока службы цепи, то целесообразно, использовать одну звездочку для попеременной работы двух цепей. Благодаря этому звездочка и цепи изнашиваются почти одновременно. Если новая цепь ставится на изношенную звездочку, то ведущие звенья цепи изнашиваются намного быстрее. Для рентабельной эксплуатации бензопилы, расходуйте всегда совместно: одну направляющую шину, две ведущих звездочки, четыре пильных цепи.

При использовании содержания данного сайта, нужно ставить активные ссылки на этот сайт, видимые пользователями и поисковыми роботами.

Выбрать для себя подходящую бензопилу - дело не самое сложное, продлить её срок службы намного сложнее. Первым делом перед человеком, купившим , стоит задача - обкатать её. Эта процедура обязательна и является ключевой в жизни инструмента. Нельзя просто завести новую цепную пилу и начать работать. Её нужно полностью проверить и подготовить перед началом выполнения своих задач. Следует использовать , так как работа мотопилой может таить опасность. При распиле древесины летят щепки, поэтому следует защитить глаза. Также при работе с инструментами лучше надеть перчатки, чтобы не поранить руки.

Зачем нужна обкатка новой бензопилы

Это сложный процесс, требующий ответственного подхода. Бензопила - это не исключение, а скорее правило. Все инструменты с двухтактным двигателем требуют обкатки. Без правильной обкатки жизнь инструмента будет намного короче, а работать он будет хуже. Каждый, купивший этот инструмент, должен знать как обкатать бензопилу.

Зачем же делать это? Во время данных манипуляций проводится притирка деталей двигателя и гарнитуры пильного характера.

Нужно понимать, что вам необходимо детально изучить инструкцию к инструменту. Вы должны помнить её и использовать все рекомендации. Также там много информации о том, что нельзя делать или что нужно выполнить обязательно. Если вы “профан” и никогда не сталкивались с обкаткой бензопилы, инструкция к вашему инструменту должна стать вашей настольной книгой.

Как обкатать бензопилу: пошаговая инструкция

Перед обкаткой происходит первый запуск бензопилы. Обязательно нужно подготовить и правильно установить гарнитуру. Топливная смесь уже должна ждать “своего часа”, от неё в большей степени зависит качество обкатки.

Вот перед вами лежит новый, сверкающий инструмент. Посмотрев на него появляется вопрос: “Что теперь надо сделать?”. Прочитав инструкцию, выясняете, что нужна обкатка и первый запуск должен быть особенным. Как завести новую бензопилу ещё не понятно, но сейчас всё прояснится.

Первый запуск мы обязательно делаем с гарнитурой. Не стоит запускать двигатель без шины и : инструмент должен поработать с ними, так он получит должную нагрузку. Не стоит делать высокие обороты, это негативно скажется на дальнейшей работе пилы.

После установки гарнитуры нужно сделать следующие вещи:

  • Сделать топливную смесь;
  • Проверить смазывающий материал и убедиться, что к шине подходит масло, а цепь постоянно смазана.

Выбор масла для бензопилы

Особенно надо обратить внимание на выбор масла, от него зависит работа всего инструмента. Чем выше его качество - тем дольше и эффективнее будет служить бензопила. Нужно покупать особое , которое изготавливается специально для таких двигателей. При использовании неподходящего смазывающего вещества частыми проблемами станут:

  • Поломки двигателя;
  • Проблемы с зажиганием;
  • Бензопила будет глохнуть, а иногда просто отказываться запускаться;
  • Перегревания пилы.

Для разных деталей нужны разные смазывающие материалы - одно масло не подойдет для всех задач. Выбор этого материала - одна из самых важных вещей при взаимодействии с бензопилой. От принятого решения зависит продолжительность жизни инструмента.

Для пил Foresta созданы особенные смазочные материалы и масло для мотора прекрасно справится с защитой “сердца” инструмента. Смазочный материал для цепи не подойдёт для мотора, в противном случае может снизится долговечность инструмента. Даже если масло качественное, но используется не по назначению – ничего хорошего из этого не выйдет.

Для пил Foresta специально изготавливают фирменные смазывающие материалы, которые делают работу с ними проще и дополнительно защищают от перегрева.

Топливная смесь для первого запуска

Больше половины пил с цепным механизмом, которые присутствуют на рынке, используют двухтактные двигатели. Для таких двигателей не предусмотрено специального масла для активных деталей. Приходится делать специальную смазку, способную заменить её. Для изготовления понадобится бензин хорошего качества и моторное масло, рекомендуемое компанией производителем.

Выбор составляющих для смеси

Основой для нашей смеси будет бензин. Нужно брать нефтепродукт, октановое число которого больше 90. Не стоит экономить и брать сомнительное топливо, потом вы заплатите больше за ремонт. Присадки, повышающие октановое число тоже сомнительный выбор.

Перед владельцами становится выбор между этилированным и неэтилированным бензином. Для двигателя без катализатора нужно брать первый вариант, соответственно если катализатор установлен берём второй тип.

Выбор масла не составит труда, просто возьмите фирменный смазывающий материал от компании производителя бензопилы.

Если же фирменного нет - используйте масла класса JASOFB или ISOEGB.

Изготовление топливной смеси

Для обкатки инструмента топливная смесь делается в соответствии с пропорцией 1:25, где на 1 литр бензина понадобится 40 мл масла. Обязательно соблюдайте пропорции, несоблюдение может быть фатальным для устройства.

Берём вымытый сосуд и делаем всё по инструкции:

  • Вылейте в емкость половину необходимого бензина;
  • Вылейте всё масло;
  • Перемешайте полученную субстанцию;
  • Долейте остатки бензина и смешайте.

На видео показано как её изготовить, только не забывайте про пропорции. В зависимости от бензопилы они отличаются.

Проверка наличия смазки

Теперь важный этап, нам нужно проверить смазку. Обратите внимание, что делается это всегда, здесь неважно, какой раз вы работаете с пилой. Это защитит инструмент от неожиданных поломок и перегрева. Вам нужно проверить следующие моменты:

  • Сколько масла осталось в бачке;
  • Состояние каналов пильного полотна;
  • Смазка должна быть на игольчатом подшипнике ведущей звёздочки;
  • Есть ли смазка на ведомой звёздочке.

Если вы видите, что каналы забиты - обязательно прочистите их и всё смажьте. Как показали проверки, бензопилы Foresta потребляют на 40% меньше топлива и смазки. Это существенно облегчает работу с ними.

Первый запуск бензопилы: пошагово

По выполнению всех выше описанных действий приступаем к запуску. Мотор нашей пилы не нагретый, поэтому производится холодный запуск. Ставим инструмент в устойчивую позицию, а далее действуем по инструкции:

  1. Ставим цепной тормоз в нерабочее положение;
  2. Включаем зажигание;
  3. Заслонку подачи воздуха ставим в положение закрыто;
  4. Если у пилы есть декомпрессионный клапан - закрываем его;
  5. Дроссельную заслонку ставим в пусковое положение;
  6. Левой рукой берём переднюю ручку бензопилы и тянем вниз;
  7. Ногой удерживаем защитный щиток правой рукояти;
  8. Правой рукой тянем рукоятку стартера пока собачки храпового механизма не зацепятся с барабаном стартера.
  9. Когда начнёте чувствовать небольшое сопротивление, сделайте резкий рывок к себе.
  10. В камере сгорания вы увидите вспышку, после этого нужно вернуть воздушную заслонку на прежнее место;
  11. Заводим бензопилу ещё раз;
  12. Двигатель запущен, в этот момент нужно отпустить дроссельную заслонку.

Этапы обкатки новой бензопилы

Вы успешно запустили пилу, теперь пришло время сделать обкатку нового инструмента. Предполагается, что вы уже изучили инструкции и знаете, что нельзя делать. Сама обкатка включает в себя 2 основных этапа, каждый этап воздействует на разные детали и подготавливает их к работе. Рассмотрим эти этапы детальнее.

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Инструкция №___

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда
при работе с бензопилой

1. Общие требования безопасности

1.1. К работе с цепной бензопилой допускаются рабочие:

  • не моложе 18 лет;
  • имеющие соответствующую профессиональную квалификацию;
  • прошедшие предварительный (при приеме на работу) и периодический медосмотр и не имеющие противопоказаний;
  • прошедшие обучение и сдавшие экзамен в комиссии предприятия и имеющие удостоверение. Допуск к самостоятельной работе оформляется письменно в журнале инструктажа на рабочем месте;
  • имеющие группу по электробезопасности не ниже I;
  • прошедшие инструктажи: вводный, по технике безопасности, на рабочем месте.

Допуск к самостоятельной работе оформляется письменно в журнале инструктажа на рабочем месте.

1.2. Основными опасными факторами при работе с бензопилой являются:

  • отлетающие ветки;
  • режущая цепь;
  • повышенная вибрация;
  • выхлопные газы.

1.3. Рабочий должен знать:

  • устройство, принцип действия цепной бензопилы;
  • основные виды и принципы неполадок этого оборудования и способы их устранения;
  • безопасные приемы при работе с цепной бензопилой;
  • что такое эффект отдачи и к каким последствиям он может привести;
  • порядок заправки топливом;
  • порядок смазки цепи;
  • порядок проверки износа пильного механизма;
  • порядок заточки и регулировки высоты ограничителя резания;
  • регулировку натяжения цепи.

1.4. При работе с цепной бензопилой персонал должен использовать следующие СИЗ:

  • защитные брюки с защитой от пилы;
  • защитный шлем с предохраняющими наушниками;
  • очки защитные;
  • специальные защитные перчатки;
  • защитные сапоги с предохранением от цепи с металлической вставкой и нескользящей подошвой;
  • иметь при работе с бензопилой переносную аптечку и мобильный телефон.

1.5. В целях безопасности никогда не пользоваться пилой с неисправными элементами защиты.

1.6. Рабочий должен соблюдать и уметь:

  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила пожарной безопасности;
  • порядок проверки бензопилы перед началом работы и ее ежедневное профилактическое обслуживание;
  • оказывать помощь пострадавшим при ранениях.

1.7. При нарушении требований инструкции работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1. Надеть положенную по нормам спецодежду и подготовить другие средства индивидуальной защиты.

2.2. Оградить зону работы установки, вывесить предупредительные плакаты, обеспечить рабочее место средствами пожаротушения.

2.3. Проверить:

  • исправность цепной бензопилы;
  • исправность цепи и рукоятки тормоза цепи;
  • исправность блокировочного рычага ручки газа;
  • исправность уловителя цепи при ее разрыве;
  • защитные элементы правой руки;
  • системы подавления вибрации;
  • исправность выключателя, глушителя.

2.4. Заправить пилу бензином. При заправке топливом запрещается пользоваться открытым огнем. После окончания заправки надежно затянуть крышку.

2.5. Перед пуском двигателя цепной бензопилы обязательно перенести его от места заправки, дать поработать двигателю на холостых оборотах.

2.6. Проверить, чтобы рядом с рабочим местом не находились посторонние люди.

2.7. Перед началом работы с бензопилой необходимо: установить все защитные приспособления; убедиться в отсутствии людей на расстоянии не менее 1,5 м от места запуска двигателя.

2.8. Во избежание риска повреждения здоровья работникам с медицинскими имплантантами рекомендуется проконсультироваться с врачом и изготовителем имплантанта, прежде чем приступать к работе с бензопилой.

2.9. Запрещается работать бензопилой в закрытом помещении, не оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией.

2.10. Бензопилу необходимо держать с правой стороны от тела. Режущая часть инструмента должна находиться ниже пояса работника.

2.11. Перед применением бензопилы или моторной пилы необходимо убедиться:

  • в исправности и правильном функционировании захвата и тормоза цепи бензопилы, задней защиты правой руки, ограничителя ручки газа, системы гашения вибрации, контакта остановки;
  • в нормальном натяжении цепи;
  • в отсутствии повреждений и прочности закрепления глушителя, в исправности деталей бензопилы и в том, что они затянуты;
  • в отсутствии масла на ручках бензопилы; в отсутствии подтекания бензина.

2.12. При работе с бензопилой необходимо соблюдение следующих условий:

  • в зоне действия бензопилы отсутствуют посторонние лица, животные и другие объекты, которые могут повлиять на безопасное производство работ; распиливаемый ствол дерева не расколот либо не напряжен в месте расщепления-раскола после падения;
  • пильное полотно не зажимается в пропиле;
  • пильная цепь не зацепит грунт или какой-либо объект во время или после пиления; исключено влияние окружающих условий (корни, камни, ветки, ямы) на возможность свободного перемещения и на устойчивость рабочей позы; используются только те сочетания пильной шины/цепи, которые рекомендованы технической документацией организации-изготовителя.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Во время работы с бензопилой необходимо соблюдать следующие требования: бензопилу необходимо крепко держать правой рукой за заднюю ручку и левой за переднюю, плотно обхватывая ручки бензопилы всей ладонью. Такой обхват используется независимо от того, является ли работник правшой или левшой, позволяет снизить эффект отдачи и держать бензопилу под постоянным контролем. Нельзя допускать вырывание бензопилы из рук; при зажиме цепи бензопилы в пропиле необходимо остановить двигатель. Для освобождения пилы рекомендуется использовать рычаг, чтобы развести пропил. Не допускается пилить сложенные друг на друга бревна или заготовки.

3.2. Отпиленные части должны складироваться в специально отведенные места.

3.3. При установке бензопилы на землю следует заблокировать ее цепным тормозом.

3.4. При остановке работы бензопилы более чем на 5 минут следует выключить двигатель бензопилы.

3.5. Перед переноской бензопилы следует выключить двигатель, заблокировать цепь тормозом и надеть защитный чехол на пильное полотно.

3.6. Переносить бензопилу следует при обращенных назад пильном полотне и цепи.

3.7. Перед заправкой бензопилы топливом двигатель должен выключаться и охлаждаться в течение нескольких минут. При заправке крышку топливного бака следует открывать медленно, чтобы постепенно стравить избыточное давление. После заправки бензопилы необходимо плотно закрыть (затянуть) крышку топливного бака. Перед запуском необходимо отнести бензопилу в сторону от места заправки.

3.8. Разрешается производить заправку двигателя бензопилы в помещении, оборудованном приточно-вытяжной вентиляцией, или вне помещения в месте, в котором исключена возможность искрообразования и воспламенения.

3.9. Перед выполнением ремонта или технического обслуживания бензопилы необходимо остановить двигатель и отсоединить провод зажигания.

3.10. Не допускается работать с бензопилой с неисправными элементами защитного оборудования или с бензопилой, в конструкцию которой были самовольно внесены изменения, не предусмотренные технической документацией организации-изготовителя.

3.11. Запрещается запускать бензопилу, если при заправке топливо пролилось на корпус. Брызги топлива следует протереть и дождаться испарения остатков топлива. Если топливо попало на одежду и обувь, их необходимо заменить. Крышка топливного бака и шланги должны регулярно проверяться на отсутствие протекания топлива.

3.12. Смешивание топлива с маслом должно производиться в чистой емкости, предназначенной для хранения топлива, в следующей последовательности:

  • наливается половина необходимого количества бензина;
  • добавляется требуемое количество масла;
  • смешивается (взбалтывается) полученная смесь;
  • добавляется оставшаяся часть бензина;
  • тщательно смешивается (взбалтывается) топливная смесь перед заливкой в топливный бак.

3.13. Смешивать топливо с маслом следует в месте, в котором исключена возможность искрообразования и воспламенения.

3.14. Во время работы с бензопилой работник обязан контролировать приближение к месту работы посторонних лиц и животных. При приближении к месту работы посторонних лиц и животных на расстояние менее разрешенного требованиями технической документации организации-изготовителя необходимо немедленно остановить двигатель бензопилы.

3.15. Запрещается поворачиваться с работающей бензопилой, не посмотрев перед этим назад и не убедившись в том, что в зоне работы никого нет.

3.16. Во избежание получения механических травм перед тем как убирать материал, намотавшийся вокруг оси режущей части бензопилы, необходимо выключить двигатель.

3.17. После выключения двигателя бензопилы запрещается притрагиваться к режущей части до тех пор, пока она полностью не остановится.

3.18. В случае появления симптомов перегрузки от длительного воздействия вибрации работу следует прекратить и, при необходимости, обратиться за оказанием медицинской помощи.

3.19. Хранить и транспортировать бензопилу и топливо следует таким образом, чтобы не было риска контакта подтеков или паров топлива с искрами или открытым огнем.

3.20. Перед чисткой, ремонтом или проверкой бензопилы необходимо убедиться в том, что после выключения двигателя режущая часть находится в неподвижном состоянии, а затем снять свечной кабель.

3.21. Перед длительным хранением бензопилы следует опорожнить топливный бак и выполнить полное техническое обслуживание в соответствии с технической документацией организации-изготовителя.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Если цепь зажалась в пропиле:

  • остановить двигатель;
  • не пытаться тащить пилу из зажима. Так можно повредить цепь, если вдруг пила неожиданно освободится.

4.2. При получении травмы при работе с бензопилой следует:

  • обратиться в медпункт или вызвать скорую медицинскую помощь;
  • поставить в известность мастера (ремонт бензопилы может осуществлять специалист, имеющий соответствующие навыки и с группой по безопасности не менее II).

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работы бензопилы необходимо:

  • очистить бензопилу;
  • прочистить воздушный фильтр;
  • проверить работу стартера и его шнур на предмет износа или повреждений;
  • проверить работу выключателя;
  • прочистить свечу зажигания;
  • прочистить охлаждающие ребра цилиндра;
  • прочистить или заменить сетку глушителя;
  • перевернуть пильное полотно;
  • проверить затяжку всех гаек и болтов.

5.2. Обо всех замеченных неполадках в работе горелки и принятых мерах сообщить руководителю работ.

5.3. Снять спецодежду, вымыть руки с мылом.

Лучшие статьи по теме