Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Водоснабжение
  • Потеря смерть горе сестринская помощь. Оценка предшествовавших реакций пациента на стресс, особенно на утраты. Этапы переживания реакции утраты

Потеря смерть горе сестринская помощь. Оценка предшествовавших реакций пациента на стресс, особенно на утраты. Этапы переживания реакции утраты

1. Шок, оцепенение, неверие . Скорбящие люди могут чувствовать себя в отрыве от жизни, так как реальность смерти ещё не полностью достигла сознания, и они ещё не готовы принять потерю.

2. Боль, испытываемая из-за отсутствия умершего человека.

3. Отчаяние (волнение, гнев, нежелание вспоминать). Стадия наступает, когда приходит осознание того, что умерший не вернётся. В это время часто отмечаются снижение концентрации внимания, злость, вина, раздражительность, беспокойство и чрезмерная печаль.

4. Принятие (осознание смерти). Скорбящие люди могут мысленно сознавать неизбежность потери задолго до того, как их чувства дадут им возможность принять правду. Депрессия и колебание чувств может продолжаться после похорон более года.

5. Разрешение и перестройка. Вместе с умершим человеком уходят старые привычки поведения и возникают новые, которые ведут к новой фазе принятия решений. На этой стадии человек в состоянии вспоминать умершего без всепоглощающей печали.

Знание стадий горя, переживаемых родственниками умершего, необходимы для того, чтобы избежать неправильного отношения к скорбящему, вспыльчивого суждения о его переживаниях в настоящий момент. Поддерживая скорбящего, можно способствовать здоровому процессу переживания печали.

У многих родственников остаётся полное чувство вины. Они думают: «Если бы я только это выполнил(а), он бы не умер». Нужно помочь им высказать и обсудить их чувства. Известно, что некоторые люди особенно уязвимы в период переживаний по поводу потери близких, поэтому есть риск, что они будут скорбеть слишком эмоционально. Это может проявляться необычайно сильными реакциями и продолжаться более 2 лет.

Риску сильнейшей скорби подвержены следующие группы :

1) пожилые люди, переживающие потерю близкого человека, - чувствуют себя более изолированными и нуждаются в сочувствии;

2) дети, утратившие близких им людей, - очень уязвимы и более осознанно воспринимают смерть, чем думают об этом взрослые.

Процесс переживания печали ребёнком может иметь следующие проблемы: нарушение сна, расстройство аппетита, возрастание общего беспокойства (нежелание выходить из дома или идти в школу), капризность, смена настроения от эйфории до плача, депрессии, уединение.


ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ

Согласно определению ВОЗ: «Паллиативная помощь – это деятельность, направленная на улучшение качества жизни больных со смертельным заболеванием и их близких путём предупреждения и облегчения страданий с помощью раннего выявления, тщательной оценки и устранения боли и других физических, психологических, социальных и духовных страданий».

Сопровождение больного и его семьи начинается с момента постановки диагноза и часто не заканчивается с окончанием его земной жизни, а переключается на его ближайшего родственника, перенёсшего тяжёлую утрату и нередко нуждающегося не только в психологической и духовной поддержке, но и в медицинской помощи.

Выделяют следующие принципы паллиативной помощи:

· поддерживать жизнь и относиться к смерти как к естественному процессу;

· не приближать и не затягивать смерть;

· в период приближения смерти уменьшать боли и другие симптомы у больных, снижая тем самым дистресс;

· объединять психологические, социальные, духовные вопросы ухода за больным таким образом, чтобы они могли прийти к конструктивному восприятию своей смерти;

· предложить пациентам систему поддержки, позволяющую сохранить как можно более активный и творческий образ до самого конца;

· предложить систему поддержки для семей, чтобы они были в состоянии справиться с проблемами, вызванными болезнью близкого человека и возникающими в период переживания горя.

В паллиативной помощи нуждаются больные со злокачественными опухолями, необратимой сердечно-сосудистой недостаточностью, необратимой почечной недостаточностью, необратимой печёночной недостаточностью, тяжёлыми необратимыми положениями головного мозга, больные СПИДом.

Этика паллиативной помощи аналогична общемедицинской этике: она заключается в сохранении жизни и облегчении страдания. В конце жизни облегчение страданий имеет гораздо большую значимость, поскольку сохранить саму жизнь становится невозможно.

Выделяют шесть этических принципов паллиативной помощи, которые можно сформулировать следующим образом:

1) соблюдать автономию пациента (уважать пациента как личность);

2) делать добро;

3) не вредить;

4) поступать справедливо (беспристрастно);

5) больной и семья – единое целое; забота о семье – это продолжение заботы о пациенте;

При паллиативном подходе пациенту оказывают четыре вида помощи: медицинскую, психологическую, социальную и духовную. Универсальность такого подхода позволяет охватить все сферы, касающиеся нужд пациента, и сфокусировать всё внимание на сохранении качества жизни на определённом уровне.

Качество жизни – это субъективное удовлетворение, испытанное или выраженное индивидуумом. Жизнь по-настоящему качественна, когда разрыв между ожиданиями и реальностью минимален.

Хоспис

Паллиативная помощь – это новый раздел практической медицины, решающий медико-социальные проблемы больных, находящихся на последней стадии неизлечимой болезни, главным образом через хосписы (от лат. hospes – гость; hospitium – дружеские отношения между хозяином и гостем, место, где эти отношения развиваются). Слово «хоспис» не означает здание или заведение. Концепция создания хосписов направлена на улучшение качества жизни тяжелобольных пациентов и их семей. Работники хосписов ставят своей целью заботу о людях, находящихся на последней стадии неизлечимой болезни, и осуществляют уход за ними таким образом, чтобы сделать жизнь больных настолько полноценной, насколько это возможно.

Первое заведение для ухода за умирающими, названное хосписом, возникло в 1842 году во Франции. Мадам Ж. Гарньер основала в Лионе хоспис для людей, умирающих от рака.

В России первый хоспис был создан в 1990 г. В Санкт-Петербурге благодаря инициативе В. Зорзы, бывшего журналиста, единственная дочь которого умерла от рака в одном из английских хосписов в середине 1970-х гг.

Приказ № 19 МЗ РФ от 1.12.1991 г «Об организации домов сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц» является базовым документом для принятия решения об открытии отделения паллиативной помощи или хосписа.

Структура хосписов Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Ульяновска в основном включает: выездную службу; дневной стационар; стационарное отделение; административное подразделение; учебно-методическое, социально-психологическое, волонтёрское и хозяйственное подразделения. Основой хосписа является выездная служба, а основной рабочей единицей – медицинская сестра, обученная оказанию паллиативной помощи.

Основные принципы деятельности хосписа можно сформулировать следующим образом:

1) услуги хосписа – бесплатны; за смерть нельзя платить, как и за рождение;

2) хоспис – дом жизни, а не смерти;

3) контроль за симптомами позволяет качественно улучшить жизнь пациента;

4) смерть, как и рождение – естественный процесс. Его нельзя тормозить и торопить. Хоспис является альтернативой эвтаназии;

5) хоспис – система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным;

6) хоспис – школа для родственников и близких пациента и их поддержка;

7) хоспис – это гуманистическое мировоззрение.

Уход за пациентами. При планировании и осуществлении ухода в хосписе основной акцент делается на решение настоящих и потенциальных проблем пациента. Наиболее часто встречающимися проблемами являются кахексия, спутанность сознания, боль, одышка, кашель, тошнота, рвота, анорексия, запор, понос, кожный зуд, отёки, асцит, сонливость, бессонница, пролежни, раны, снижение чувства собственного достоинства и значимости, чувство вины перед близкими (детьми), депрессия, изоляция и самоизоляция, страх смерти, наркотической зависимости.


Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обречённого пациента

Потребность Сестринская помощь
В питании Разнообразие меню с учётом пожелания пациента и предписанной врачом диеты. Приём легкоусвояемой пищи малыми порциями 5-6 раз в день. Обеспечение искусственного питания (кормление через зонд, парентеральное, питательные клизмы, через гастростому) пациенту при невозможности кормления естественным путём. Привлечение при необходимости к кормлению близких родственников.
В питье Обеспечение достаточного количества жидкости. При необходимости ввод жидкости по назначению врача внутривенно капельно.
В выделении Обеспечение индивидуальным судном и мочеприёмником. Контроль регулярности физиологических отправлений. При запоре клизма по назначению врача. При острой задержке мочи катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
В дыхании Придание пациенту вынужденного положения, облегчающего дыхание (с приподнятым головным концом). Обеспечение оксигенотерапии
В чистоте Проведение утреннего туалета в постели. Не менее 2 раз в день подмывают пациента. Проведение мероприятий по профилактике пролежней. Смена нательного и постельного белья по мере загрязнения
В сне и отдыхе Обеспечение максимально комфортных условий для сна и отдыха пациента (тишина, неяркое освещение, приток свежего воздуха, удобная кровать). Обеспечение приёма снотворных по назначению врача
В поддержании температуры тела Обеспечение физического и психического покоя. Измерение температуры тела пациента. Уход за пациентом в зависимости от периода лихорадки
В движении Обеспечение пациенту рационального режима физической активности (повороты, усаживание в постели, проведение простейшей лечебной физкультуры и т.д.)
В одевании и раздевании Помощь при одевании и раздевании
В избегании опасности Оценка реакции пациента на потери и его способности адаптироваться к ним. Оказание психологической поддержки. Помощь пациенту в горе и его преодолении. Обеспечение пациенту психологической поддержки со стороны его родственников и близких

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

(практического занятия)

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по профессиональному модулю:

«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными»

Раздел: ПМ3.Оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий.

МДК 07.01.Технология оказания медицинских услуг.

Тема: Оказание помощи при потере, смерти, горе.

Специальность: 060101 Лечебное дело

(углублённой подготовки)

Специальности 060501 «Сестринское дело»

(базовой подготовки).

Купино

2014 г.

Рассмотрена на заседании

Предметно-цикловой комиссии профессиональных модулей

Протокол №___ «__» ________________2014

Председатель

Скитович Н.В

Купино

2014г.

Пояснительная записка

к методической разработке по профессиональному модулю «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными по теме:Оказание помощи при потере, смерти, горе.

Методическое пособие разработано для самостоятельной работы студентов с целью формирования умений и знаний по теме: Оказание помощи при потере, смерти, горе.

« Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к умениям по ФГОС III поколения, для использования на практическом занятии в рамках специальности 060101 «Лечебное дело» (углубленной подготовки) специальности 060501 «Сестринское дело» (базовой подготовки).

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен уметь:

    Собирать информацию о состоянии здоровья пациента.

    Определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья.

    Обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружение и персонала.

    Проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дез.средств.

знать:

    Технологии выполнения медицинских услуг.

    Факторы влияющие на безопасность пациента и персонала.

    Основы профилактики внутрибольничных инфекций.

Методическая разработка состоит из: Пояснительной записки, изложения нового материала, самостоятельной работы студентов.

ТЕМА:

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ ПРИ ПОТЕРЕ, СМЕРТИ, ГОРЕ.

Для пациента, находящегося в терминальном состоянии, всегда можно сделать очень многое, облегчая его страдания, примиряя его с собой и миром.

Т. Орлова, врач хосписа

Студент должен знать:

    Возможные настоящие и потенциальные проблемы тяжелобольного пациента;

    Виды боли;

    Факторы, влияющие на ощущение боли;

    Понятия и принципы паллиативной помощи;

    Потребности умирающего человека, его семьи и близких;

Студент должен уметь:

    Провести сестринские вмешательства при настоящих проблемах тяжелобольного пациента;

    Обучить пациента/семью необходимым элементам самоухода/ухода;

    Оценить интенсивность боли;

    Осуществить сестринские вмешательства, направленные на снижение боли

ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Нередко рядом с пострадавшим находятся его родственники, которые, как правило, очень испуганы и своим поведением могут мешать оказанию первой помощи.

Оказывающий помощь должен постараться успокоить их и тактично по­просить не мешать оказанию помощи. Четкие, уверенные, быстрые действия спасателя всегда вселяют родственникам и близким пострадавшего веру в благоприятный исход.

ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

При проведении искусственной вентиляции легких методом "рот в рот", "рот в нос" или через трахеостому необходимо изолировать рот или нос, или трахеостому пациента марлевой салфеткой (или носовым платком) во избе­жание заражения инфекционными заболеваниями, которыми может страдать пациент.

Диагностические критерии реанимации

Реаниматология - это наука о закономерностях угасания основных функций организма, их немедленном восстановлении и длительном актйвном поддержании с помощью специальных приемов, методов и средств.

Реанимация - восстановление утраченных жизненно важных функций организма при остановке дыхания и кровообра­щения. Термин «реанимация» означает «оживление», «возвращение к жизни». Основная задача реанимации - поддержание жизни человека.

Это метод реаниматологии, направленный на оживление, возвращение к жизни. Основателем науки реаниматологии считают нашего российского ученого В.А.Неговского.

Академик В.А. Неговский первый определил клиническую и биологическую стадии смерти. Остановка сердца и прекра­щение дыхания - переходный процесс от жизни к смерти биологической, необратимой.

Компоненты современной реаниматологии - восстановление сердечной деятельности и дыхания после их полной остановки и затем продолженная интенсивная терапия опасных для жизни расстройств.

Терминальное состояние - обратимое состояние, конечная стадия угасания жизни, предшествует биологической смер­ти, включает несколько стадий.

Причины терминальных состояний:

    тяжелые травмы различных органов и систем;

    болезни и травмы с обильным кровотечением;

    черепно-мозговая травма;

    электротравма;

    обширный инфаркт миокарда;

    асфиксические состояния (инородные тела в дыхательных путях - рвотные массы, пища, различные предметы);

    утопление;

    отравления различной этиологии;

    эмболии, тромбозы сосудов головного мозга и легких;

    аллергические состояния;

    тяжелые заболевания и инфекции (септический эндо­кардит, острый гепатит с острой печеночной недоста­точностью, заболевания почек с острой почечной недо­статочностью).

Остановка сердца и прекращение дыхания не означает наступление биологической смерти, ткани и органы продолжают жить еще некоторое время. В этом случае необходимо немедленно начать сердечно-легочную реанимацию (СЛР).
Терминальное состояние по клиническим признакам делится на 3 стадии, следующие одна за другой:

Каждая из них протекает индивидуально, их тяжесть и длительность зависят от реактивности организма, возраста и патологии, приводящий организм к смерти.
После наступления клинической смерти имеется определенный период 3-6 минут в течение, которого возможно восстановление жизнедеятельности мозга, других жизненно-важных органов и оживление организма. В случае если это время упущено, наступает биологическая смерть.

Преагональный период - начальная стадия терминального состояния - нарушение функций ЦНС, резкое ухудшение ге­модинамики - длительность от нескольких минут до несколь­ких суток.

Признаки - спутанное сознание;

    нарушение ритма и типа дыхания (ЧДЦ до 30- 40 в минуту, затем до 8 в минуту, возможно патологическое дыхание);

    прогрессирующее падение АД, централизация кровообращения, прекращение периферичес­кого кровообращения;

    нитевидный пульс, тахи-, брадикардия;

    изменение цвета кожных покровов: бледность, цианоз или мраморность;

    резкое снижение температуры кожи.

Между преагонией и агонией может быть терминальная пауза , длительность от нескольких секунд до 3 – 4 минут.

Признаки: - отсутствие дыхания;

    замедление пульса, сохранение только на цен­тральных артериях;

    широкие зрачки, реакция на свет постепенно исчезает.

Агония - стадия перехода к клинической смерти.

Признаки

Длительность: от нескольких минут до нескольких часов;

Сознание: отсутствует, но пациент может слышать;

Кожные покровы: бледные, могут быть с акроцианозом, мраморностью; цианоз кожных покровов головы;

Артериальное давление: низкое, систолическое не выше 60-40 мм.рт.ст.;

Пульс: брадикардия или тахикардия определяется только на крупных артериях;

Дыхание: редкое, судорожное, аритмичное, глубокое, Куссмауля или Чейна-Стокса;

Глазные рефлексы: зрачки расширены, реакция на свет резко замедлена.

Последний вдох - и наступает клиническая смерть.

Действия при развитии агонии точно такие же, как при преагонии.

Клиническая смерть - состояние между угаса­нием жизни и биологической смертью, продолжительность - 3-6 минут.

Признаки:

    отсутствие сознания;

    отсутствие дыхания;

    отсутствие пульса на сонных артериях;

    зрачки широкие, не реагируют на свет;

    мертвенно-бледный или землисто-серый цвет лица;

    черты лица резко заострены;

    мускулатура расслаблена, рефлексы отсут­ствуют;

    расслабление сфинктеров - непроизвольное мочеиспускание или дефекация.

Клиническая смерть – прекращения функций жизненно-важных органов, когда реанимационные мероприятия эффективны и оживление организма возможно.

Клинические признаки

Длительность: 3-6 минут при температуре +18-28°; 30 минут при температуре +5-0° и ниже;

Сознание: отсутствует

Кожные покровы: бледные, холодные, возможен цианоз

Артериальное давление: не определяется

Пульс: не определяется даже на крупных артериях (сонной артерии)

Дыхание: отсутствует

Глазные рефлексы: зрачки широкие, реакция на свет отсутствует.

Диагностические критерии клинической смерти:

    отсутствие сознания;

    отсутствие дыхания;

    отсутствие пульсации на магистральных сосудах (сонных и бедренных артериях);

    широкие зрачки без реакции на свет.

Биологическая смерть – необратимое состояние прекращения функций жизненно-важных органов, которое наступает вслед за клинической смертью, когда реанимационные мероприятия неэффективны и оживление организма уже невозможно.

Наряду с признаками клинической смерти, появляются достоверные признаки биологической смерти:

К ранним признакам биологической смерти относятся:
– помутнение и высыхание роговицы глаз через 15 - 20 минут после наступления биологической смерти
– размягчение глазных яблок, симптом «кошачьего глаза» (при сдавливании глазного яблока, зрачок деформируется и напоминает кошачий глаз) появляется через 30-40 минут

Поздними признаками биологической смерти являются:
– ТРУПНЫЕ ПЯТНА – участки сине–фиолетового и багрово-красного цвета появляются через 40 минут – 2 часа после наступления биологической смерти. При положении тела на спине они появляются в области лопаток, поясницы, ягодиц, а при положении на животе – на лице, шее, груди, животе.


– ТРУПНОЕ ОКОЧЕНЕНИЕ – возникает через 2-4 часов после наступления биологической смерти, появляется в мышцах лица, затем распространяется на мышцы туловища и нижние конечности.

– Температура тела равна температуре окружающей среды.

Обструкция дыхательных путей

Асфиксические состояния связаны с попаданием инород­ных тел в трахеобронхиальное дерево пострадавшего человека.

Обструкция (лат. obstruction - преграда, закупорка) - наличие препятствия в полом органе.

Закупорка дыхательных путей возможна при:

    попытке проглотить большой кусок плохо пережеванной пищи;

    опьянении;

    наличии зубных протезов;

    быстрой ходьбе, беге с предметом (лекарством, пищей, игрушкой) во рту;

    испуге, плаче, падении;

    смехе во время еды.

Различают частичную и полную обструкции.

Признаки частичной закупорки дыхательных путей - дефи­цит кислорода: кашель, шумное дыхание между вдохами, осиплость голоса; вплоть до афонии; возможность говорить сохранена. Пострадавший возбужден, мечется, руками хва­тает горло. Проявления беспокойства - признак того, что человек задыхается.

Признаки полной обструкции - прекращение газообмена: отсутствие речи, кашля, дыхания, выраженный цианоз. Клиническая картина зависит от уровня локализации инород­ного тела и степени выраженности дыхательных расстройств.

Причина обструкции дыхательных путей у пациентов в бес­сознательном состоянии - западение языка.

Обструкция дыхательных путей требует проведения всего комплекса реанимационных мероприятий, поскольку прекра­щение дыхания способствует остановке сердца. Следует ку­пировать аспирацию и выявить причину ее возникновения. До устранения обструкции попытки искусственного дыхания и наружного массажа сердца тщетны. Спасателю следует дей­ствовать быстро : вызвать машину «скорой помощи» по мобиль­ной связи или с помощью посторонних лиц, самостоятельно приступить к реанимационным мероприятиям.

При затруднении дыхания вследствие попадания инород­ного тела в трахеобронхиальное дерево тактика окружающих людей состоит в выполнении резких механических толчков основанием ладони в межлопаточной области пострадавшего.

Эффективный метод устранения обструкции дыхательных путей - прием Хенмлиха - выталкивание инородного тела серией толчков в эпигастраль­ной области. Механические воздействия изменяют давление воздуха в трахеобронхиальном дереве, что способствует пере­воду полной обструкции в частичную за счет смещения ино­родного тела, а следовательно - сохранению жизни человека.

Оказание самопомощи

При обструкции дыхательных путей в некоторых случаях человек может помочь себе сам: вызвать кашель, рвоту, при­менить прием Хеймлиха, а также подручные средства остро­округлой формы (перила, спинку кровати, стула).

В практике используются следующие методы искусственной вентиляции легких (ИВЛ):

    Метод «рот в рот».

    Методом «рот в нос».

    ИВЛ через трахеостому.

    При проведении ИВЛ способом «изо рота в нос» необ­ходимо закрыть рот и одновременно сместить нижнюю челюсть пострадавшего вперед для п рофилактики западения языка.

    Не снимать съемные протезы при их наличии. ,

    Не запрокидывать голову пострадавшего при проведе­нии ИВЛ через трахеостому.

Интервалы между «дыханиями» должны составлять 5 се­кунд (10-12 циклов в 1 минуту), важно обеспечить достаточ­ный объем искусственного вдоха.

Частота ИВЛ пострадавшему при одномоментном непря­мом массаже сердца (полном реанимационном пособии) - 6- 8 вдохов в минуту.

Критерий эффективности ИВЛ:

расширение грудной клетки и верхнего отдела передней брюшной сте нки, синхронное с вдуванием.

Ошибки ИВЛ:

    не обеспечена свободная проходимость дыхательных пу­тей: недостаточно запрокинута голова, не выдвинута нижняя челюсть, инородное тело в дыхательных путях, отсутствие валика под межлопаточным пространством;

    не обеспечена герметичность при вдувании воздуха;

    отсутствие контроля над экскурсией грудной клетки;

    вдувание воздуха в момент компрессии грудной клетки;

    вздутие эпигастральной области при выполнении ИВЛ- попадание воздуха в желудок. В этом случае необходи­мо голову и плечи пострадавшего повернуть набок и ос­торожно надавить на область эпигастрия.

Ступень С - восстановление кровообращения . Тканевая гипоксия не может быть ликвидирована без восстановления сердечной деятельности и циркуляции. Эта ступень включает закрытый (непрямойУ массажсердца (ЗМС).

Причины остановки сердца:
острые отравления;
тяжелые травмы;
острые кровопотери;
асфиксии;
утопления;
электротравмы;
тяжелые системные заболевания различной этиологии;
коматозные состояния.

Признаки остановки сердца:
бледность или цианоз кожных покровов и слизистых оболочек;
расширенный или широкий зрачок и отсутствие его реакции на свет;
отсутствие пульса на крупных артериях;
артериальное давление не определяется;
отсутствие сознания;
отсутствие экскурсии грудной клетки.
При обнаружении пострадавшего с вышеперечисленными признаками необходимо вызвать врача или бригаду скорой помощи через третье лицо и срочно приступить к элементарной сердечно-легочной реанимации.

Механизм закрытого массажа сердца

Сердце расположено между грудиной и позвоночником. При резком надавливании на грудину происходит сдавление сердца (искусственная систола) и выброс крови в аорту и ле­гочную артерию. Прекращение компрессий возвращает серд­це к прежнему объему, кровь из полых и легочных вен посту­пает в предсердия и желудочки (искусственная диастола). Рит­мичность механических воздействий обеспечивает кровообра­щение в организме, а значит - жизнь.

Непрямой массаж сердца осуществляют одновременно с ИВЛ.

До проведения массажа сердца иногда следует провести ме­ханическую дефибрилляцию - прекардиальный удар - корот­кий сильный удар кулаком в область средней трети грудины.

Проведение закрытого массажа, сердца

Критерий правильного проведения массажа - пульсовая волна на сонной (бедренной) артерии.

Эффективность ЗМС - это:

    появление пульса на крупных артериях;

    систолическое АД выше 65 мм рт. ст.;

    сужение зрачков;

    розовая окраска кожи и слизистых .

Ошибки ЗМС:

    пострадавший лежит на мягкой поверхности;

    неправильно распложены руки: низко - на мечевидном отростке, сведены к краям грудины, согнуты в локте­вых суставах, при проведении компрессий спасатель от­рывает ладони от грудины.

Осложнения сердечных компрессий:

    переломы ребер, грудины;

    травмы легких, плевры, сердца.

Сочетание ИВЛ с ЗМС

При проведении оживления одним или двумя спасателями необходимо после 2 нагнетаний воздуха провести 30 компрес­сий (соотношение вентиляции и компрессии равно 2: 30).

Через каждые 2-3 минуты проверяют пульс на сонной ар­терии (при работе двух спасателей это делает реаниматор, осу­ществляющий ИВЛ). Если положительные результаты реани­мации отсутствуют - нет пульсации на центральных артериях в такт «массажным» толчкам, зрачки остаются широкими и не реагируют на свет, нет самостоятельных вдохов - спасателю необходимо проверить правильность проведения каждого эле­мента реанимации.

При появлении отчетливой пульсации сонной/бедренной артерий массаж сердца прекращают, ИВЛ продолжают до вос­становления спонтанного дыхания.

Длительное отсутствие сознания, арефлексия, расширен­ные зрачки сигнализируют о неэффективности проводимых мероприятий.

Неудачи первичной реанимации: необратимые изменения в мозге, сердце, вызванные заболеванием или травмой, по­здним или неправильным оживлением.

Диагностический этап: отсутствие дыхания, пульсации на сонной артерии



нарушение методики ИВЛ и ЗМС; отсутствие контроля эффективности мероприятий; преждевременное прекращение реанимационных мероп­риятий (реанимацию необходимо проводить до прибы­тия бригады специализированной скорой медицинской помощи).

Реанимационное пособие прекращают через 30 минут при отсутствии эффекта оживления.

ЭФФЕКТИВНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
После проведения эффективных реанимационных мероприятий и восстановления функций жизненно важных органов в дальнейшем проводится интенсивная терапия и наблюдение пациента в реанимационном отделении»
Дальнейшие специализированные реанимационные мероприятия проводятся бригадой скорой помощи или в реанимационном отделении стационара.

НЕЭФФЕКТИВНАЯ РЕАНИМАЦИЯ
Если через 10 - 15 (максимум 30 минут) от начала ИВЛ и непрямого массажа сердца сердечная деятельность и дыхание не восстанавливаются и появились достоверные симптомы биологической смерти, следует считать, что в организме произошли необратимые изменения, и произошла гибель мозга. В этом случае СЛР целесообразно прекратить.

Как при эффективной, так и при неэффективной реанимации, проводимой вне лечебного учреждения,
следует дождаться приезда скорой помощи.

Базисная реанимация

Диагностический этап - отсутствие:

    сознания;

    дыхания;

    пульсации на магистральных артериях;

    зрачкового рефлекса; зрачки широкие

Подготовительный этап:

    уложить пострадавшего на ровную твердую повер хность;

    освободить его грудь и живот от стесняющей одежды;

    обеспечить вызов реанимационной бригады.

Собственно реанимация


Этап В

Начать ИВЛ с 2 вдохов! (продолжительность вдоха - 1,5-2 сек.,

второй вдох прои зводится только после первого выдоха,

объём вдоха - 10-15 мл/кг массы тела постр

Пульс отсутствует - начать ЗМС.

Независимо от количества спасате лей соотношение вдох: компрессия = 2:30

(частота вдохов - 6-8 в 1 мин., частота компрессий - 100 в 1 мин.)

Оживление / Социальная смерть / Биологическая смерть

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Алгоген – вещество, вызывающее чувство боли.

Боль – своевременное психофизиологическое состояние человека, возникающее в результате воздействия сверхсильных или разрушительных раздражителей.

Горе – эмоциональный отклик на потерю, разлуку.

Интраверт – человек, не склонный к общению.

Иррадиация болевых ощущений – распространение боли за пределы патологического очага.

Контрактура – стойкое ограничение движений в суставе.

Ортостатический коллапс – остро развивающаяся сосудистая недостаточность при резком изменении тела в пространстве.

Суммарная боль – боль впоследствии разных причин.

Хоспис - медицинское учреждение, оказывающее медико – социальную помощь, улучшающую качество обреченным пациентам.

Контрольные вопросы

    Настоящие проблемы тяжелобольного пациента.

    Потенциальные проблемы тяжелобольного пациента

    Оценка интенсивности боли

    Причины болевых ощущений.

    Характеристика острой боли.

    Признаки хронической боли.

    Принципы обслуживания пациента в условиях хосписа.

    Потребности умирающего человека, его семьи и близких.

    Эмоциональные стадии горевания.

    Понятие и причины паллиативной помощи.

Тестовые задания.

Дополните правильный ответ.

1.Первая стадия терминального состояния - __________________________________.

2.В основе паллиативной медицины- улучшение ______________________________

пациента.

3. Агония- процесс______________________ внешних признаков жизнедеятельности организма.

4. При клинической смерти патологические изменения во всех органах и системах полностью____________________.

5._____________________ смерть – развитие необратимых изменений в головном мозге.

6.Латинское слово «паллиатив» означает ______________________.

7.Эвтаназия- это помощь в прекращении________________ пациента.
8. ________________________ лечение- это активная общая помощь онкологическому пациенту.
9. Хоспис- это медицинское учреждение, оказывающее медицинскую помощь, улучшающую_______________ ________________.

10. Особое значение в работе медицинской сестры отделения хосписа имеет оказание____________________ поддержки умирающему.

11. Первый хоспис был создан в Англии_________________(кем?)

12. Наступление биологической смерти констатирует________________________.

13.Хоспис- система комплексной помощи пациенту:__________________________,__________________________ и социальной.

14. Паллиативное лечение проводят при условии____________________________________
всех других методов лечения.

15. Пограничное состояние между жизнью и смертью_________________________

16. Основные задачи сестры при оказании паллиативной помощи-_______________

боли и смягчение других тягостных симптомов.

17.Боль _реакция организма на повреждающее________________________________

18.Биологическая смерть- посмертные изменения во всех органах и системах, которые носят ____________________, постоянный характер.

19. Паллиативную помощь проводят: на_______________, в поликлинике, стационаре,______________, выездной службой.

20. Аспекты паллиативной помощи: медицинская,_______________, ____________, духовная.

План:

1.

2. Хоспис.

3. Психология проблемы смерти.

4.

5. Стадии траура.

6.

7.

8. Боль, оценка боли.

9. Умирание.

10.

Особенности психологического общения между пациентом и медицинским персоналом

В настоящее время достаточно большое количество пациентов имеет неизлечимую или терминальную стадию заболевания, поэтому становится актуальным вопрос об оказании таким пациентам соответствующей помощи, т.е. о паллиативном лечении. Радикальная медицина нацелена на излечение болезни и использует все средства, имеющиеся в ее распоряжении, пока существует хоть малейшая надежда на выздоровлении. Паллиативная медицина приходит на смену радикальной с того момента, когда все средства использованы, эффект отсутствует и пациент умирает.

Согласно определению ВОЗ паллиативная помощь - это активный многоплановый уход за пациентами, болезнь которых не поддается лечению. Первостепенной задачей паллиативной помощи является облегчение боли и других симптомов, решение психологических, социальных и духовных проблем. Цель паллиативной помощи - достичь как можно лучшего качества жизни больных и их семей.

Выделяют следующие принципы паллиативной помощи:

Поддерживать жизнь и относиться к смерти как к естественному процессу;

Не приближать и не затягивать смерть;

В период приближения смерти уменьшать боли и другие симптомы у больных, снижая тем самым дистресс;

Объединять психологические, социальные, духовные вопросы ухода за больными таким образом, чтобы они могли прийти к конструктивному восприятию своей смерти;

Предложить пациентам систему поддержки, позволяющую сохранить как можно более активный и творческий образ до самого конца;

Предложить систему поддержки для семей, чтобы они были в состоянии справиться с проблемами, вызванными болезнью близкого человека и возникающими в период переживания горя.

В паллиативной помощи нуждаются больные со злокачественными опухолями, необратимой сердечно-сосудистой недостаточностью, необратимой почечной недостаточностью, необратимой печеночной недостаточностью, тяжелыми необратимыми поражениями головного мозга, больные СПИДом.



Этика паллиативной помощи аналогична общемедицинской этике: она заключается в сохранении жизни и облегчении страдания.

В конце жизни облегчение страданий имеет гораздо большую значимость, поскольку сохранить саму жизнь становится невозможно.

При паллиативном подходе пациенту оказывают четыре вида помощи: медицинскую, психологическую, социальную и духовную.

Универсальность такого подхода позволяет охватить все сферы, касающиеся нужд пациента, и сфокусировать все внимание на сохранении качества жизни на определенном уровне. Качество жизни - это субъективное удовлетворение, испытанное или выраженное индивидуумом. Жизнь по-настоящему качественна, когда разрыв между ожиданиями и реальностью минимален.

Хоспис

Паллиативная помощь - это новый раздел практической медицины, решающий медико-социальные проблемы больных, находящихся на последней стадии неизлечимой болезни, главным образом через хосписы (от лат. hospes - гость; hospitium - дружеские отношения между хозяином и гостем, место, где эти отношения развиваются). Слово «хоспис» не означает здание или заведение. Концепция создания хосписов направлена на улучшение качества жизни тяжелобольных пациентов и их семей. Работники хосписов ставят своей целью заботу о людях, находящихся на последней стадии неизлечимой болезни, и осуществляют уход за ними таким образом, чтобы сделать жизнь больных настолько полноценной, насколько это возможно.

Первое заведение для ухода за умирающими, названное хосписом, возникло в 1842 г. во Франции. Мадам Ж. Гарньер основала в Лионе хоспис для людей, умирающих от рака. В Англии первыми открыли хосписы в Лондоне в 1905 г. ирландские сестры милосердия. Первый современный хоспис (хоспис Святого Кристофера) был основан в Лондоне в 1967 г. Его основательницей была баронесса С.Сондерс, медсестра с высшим образованием и специалист по социальной работе. С начала 1960-х гг. хосписы стали появляться по всему миру.



В России первый хоспис был создан в 1990 г. в Санкт-Петербурге благодаря инициативе В.Зорзы, бывшего журналиста, собственная дочь которого умерла от рака в одном из английских хосписов в середине 1970-х гг. На него произвело большое впечатление высокое качество ухода в хосписе, поэтому он задался целью сам создать подобные центры, которые были бы доступны всем регионам. В.Зорза пропагандировал идею хосписов в России в своих интервью по телевидению и радио, в газетных публикациях. Это нашло отклик в государственных структурах по всей стране - был принят приказ Минздрава РСФСР от 1 февраля 1991 г. № 19 «Об организации домов сестринского ухода, хосписов и отделений сестринского ухода многопрофильных и специализированных больниц». В настоящее время в России работают более 20 хосписов.

Структура хосписов Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Ульяновска в основном включает: выездную службу; дневной стационар; стационарное отделение; административное подразделение; учебно-методическое, социально-психологическое, волонтерское и хозяйственное подразделения. Основой хосписа является выездная служба, а основной рабочей единицей - медсестра, обученная оказанию паллиативной помощи.

Основные принципы деятельности хосписа можно сформулировать следующим образом:

1) услуги хосписа - бесплатны; за смерть нельзя платить, как и за рождение;

2) хоспис - дом жизни, а не смерти;

3) контроль за симптомами позволяет качественно улучшить жизнь пациента;

4) смерть, как и рождение, - естественный процесс. Его нельзя тормозить и торопить. Хоспис является альтернативой эвтаназии;

5) хоспис - система комплексной медицинской, психологической и социальной помощи больным;

6) хоспис - школа и для родственников и близких пациента и их поддержка;

7) хоспис - это гуманистическое мировоззрение.

В состоянии больного наступает такой момент, когда он понимает неизбежность смерти. Соответственно, именно в это время поддержка и дружеское участие приобретают огромное значение. Постоянное внимание к пациенту должно демонстрировать, что медики не оставят его, несмотря ни на что, это поддержит и боль­ного и его семью. Основой вы­полнения задач паллиативной помощи является установление по­нимания и доверия с пациентом и его семьей.

В достижении этой цели важна первая встречи и первая беседа с больным. Для нее надо выделять столько времени, сколько это необходимо и сделать все для того, чтобы она не прерывалась и проводилась в уединенной обстановке. Для установления контакта очень важно прикосновение, которое позволяет установить готов­ность человека к общению и выразить то, что трудно передать словами, особенно это важно в моменты обмена информацией.

Медсестра должна знать психологию больных, воз­можные реакции пациента и его близких на полученную информа­цию, и быть готовой к проведению адекватной психологической поддержки с этого момента и на весь период оказания паллиатив­ной помощи.

Психология проблемы смерти

Самой трудной задачей, стоящей перед человеком, является решение проблемы, «жизнь-смерть». У детей в возрасте 5-6 лет представление о смерти отсутствует или оно наполняется всякого рода фантазиями. В зрелом возрасте человек отодвигает мысли о собственной смерти. Но чем старше, тем больше он сталкивается с умиранием близких и знакомых и начинает спокойнее относиться к неизбежности конца.

Существуют различные типы восприятия смерти:

«Все умрем». Это состояние «приученной» смерти возникает из-за принятия смерти как естественной неизбежности.

«Своя смерть». Человек открывает в смерти свою индивидуальность, так как надо будет проходить Страшный суд.

«Твоя смерть». Смерть воспринимается как возможность воссоединения с ранее умершим любимым человеком.

«Смерть перевернутая». Страх смерти так велик, что она вытесняется из сознания, отрицается ее существование.

Смерть может стать последней и важнейшей стадией роста, так как она является кризисом индивидуального существования. Рано или поздно человек должен примириться с окончанием жизни, попытаться осмыслить свой конец, подвести итог прожитой жизни. Перед смертью наблюдаются следующие специфические изменения в восприятии жизни:

1. Заново оцениваются приоритеты жизни – теряют свое значение всякие мелочи, несущественные детали и подробности.

2. Возникает чувство освобождения – не делается то, чего не хочется делать; теряют свою силу категории долженствования «должен», «обязан», «необходимо» и т.д.

3. Усиливается сиюминутное текущее ощущение и переживание процесса жизни.

4. Обостряется значимость элементарных жизненных событий (дождь, листопад, смена времен года, времени суток, полная луна на небе).

5. Общение с любимыми людьми становится более глубоким, более полным, насыщенным.

Уменьшается страх оказаться отвергнутым, возрастает желание и возможность рисковать, человек освобождается от условностей, позволяет себе жить своими мыслями, чувствами, удовлетворять свои желания.

Но, даже смирившись, человек может по-разному провести оставшееся отведенное природой время: либо в бездействии и ожидании неизбежного трагического финала, либо жить по возможности полной жизнью, максимально реализовывая себя в деятельности, вкладывая свой потенциал в каждое мгновение своего существования, самореализовываясь. Обладая силой духа и мужеством, больной может сделать собственное умирание как можно менее тяжелым для окружающих. Оставив о себе самые лучшие воспоминания.

Впрочем, пациент может остановиться на любой из этих пяти стадий, тогда процесс ухода будет тяжким как для него, так и для окружающих. Но в любом случае надо с пониманием и терпением относиться к умирающему.

Человек, узнавший, что он безнадежно болен, что медицина бессильна, и он умрет, переживает различные психологические реакции, которые можно подразделить на пять последовательных стадий:

Боль

Одной из основных проблем онкологических больных является боль. Паллиативная помощь обеспечивает адекватное, максимально полное обезболивание безнадежно больных. Для хосписов снятие боли является вопросом первостепенной важности. Международная ассоциация по изучению боли дает следующее определение: боль представляет собой неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с имеющимися или возможными повреждениями тканей. Боль всегда субъективна. Каждый человек воспринимает ее через переживания, связанные с получением какого-либо повреждения в ранние годы его жизни.

Боль - тяжелое ощущение, это всегда неприятное и потому эмоциональное переживание. Ощущение боли зависит от следующих факторов: прошлого опыта; индивидуальных особенностей человека; состояния тревоги, страха и депрессии; внушения; религии.

Восприятие боли зависит от настроения больного и значения боли для него. Степень ощущения боли является результатом различных болевых порогов. При низком болевом пороге человек ощущает даже сравнительно слабую боль, другие люди, имея высокий болевой порог, воспринимают только сильные болевые ощущения.

Болевой порог снижают дискомфорт, бессонница, усталость, тревога, страх, гнев, грусть, депрессия, скука, психологическая изоляция, социальная заброшенность.

Болевой порог повышают сон, облегчение других симптомов, сопереживание, понимание, творчество, релаксация, уменьшение тревоги, обезболивающие средства.

Поверхностная боль – появляется при воздействии высоких или низких температур, прижигающих ядов или механические повреждения.

Глубокая боль – обычно локализуется в суставах и мышцах, и человек описывает ее как «продолжительную тупую боль» или «мучительную, терзающую боль».

Боль внутренних органов часто связывается с конкретным органом: «болит сердце», «болит желудок».

Невралгия – боль, появляющаяся при повреждении периферической нервной системы.

Иррадиирующая боль - пример: боль в левой руке или плече при стенокардии или инфаркте миокарда.

Фантомные боли, ощущаемые как покалывание в конечности, которую ампутировали. Эта боль может продолжаться месяцами, но затем она проходит.

Психологическая боль наблюдается при отсутствии видимых физических раздражителей для человека, испытывающего такую боль, она является реальной, а не воображаемой.

Виды болей при раке и причины их возникновения.

Выделяют два типа болей:

1. Ноцицептивная боль вызвана раздражением нервных окончаний.

Выделяют два ее подтипа:

соматическую - возникает при поражении костей и суставов, спазме скелетных мышц, повреждении сухожилий и связок, прорастании кожи, подкожной клетчатки;

висцеральную - при повреждении тканей внутренних органов, перерастяжении полых органов и капсул паренхиматозных органов, повреждении серозных оболочек, гидротораксе, асците, запорах, кишечной непроходимости, сдавливании кровеносных и лимфатических сосудов.

2. Нейропатическая боль вызвана дисфункцией нервных окончаний. Она возникает при повреждении, перевозбуждении периферических нервных структур (нервных стволов и сплетений), поражении ЦНС (головного и спинного мозга).

Острая боль имеет разную продолжительность, но длится не более 6 мес. Она прекращается после заживления и имеет предсказуемое окончание. Проявлениями острого болевого синдрома являются активность пациента, потливость, одышка, тахикардия.

Хроническая боль сохраняется более продолжительное время (более 6 мес). Хронический болевой синдром сопутствует практически всем распространенным формам злокачественных новообразований и значительно отличается от острой боли многообразием проявлений, обусловленных постоянством и силой чувства боли. И проявляется такими признаками, как нарушение сна, отсутствие аппетита, отсутствие радости в жизни, замыкание в болезни, изменение личности, усталость.

Оценка боли

Пациент отмечает на линейке точку, соответствующую его ощущению боли. Для оценки интенсивности боли может быть использована линейка с изображением лиц, выражающих разные эмоции. Применение подобных линеек дает более объективную информацию об уровне боли, чем фразы: «Я не мoгy больше терпеть боль, ужасно болит».

Линейка с изображением лиц для оценки интенсивности боли: 0 баллов - боль отсутствует; 1 балл - слабая боль; 2 балла - умеренная боль; 3 балла - сильная боль; 4 балла - нестерпимая боль.

Умирание

В большинстве случаев умирание - это не мгновенный процесс, а ряд стадий, сопровождаемый последовательным нарушением жизненно важных функций.

1. Преагония. Сознание еще сохранено, но пациент заторможен, сознание спутанное. Кожные покровы бледные или цианотичные. Пульс нитевидный, возникает тахикардия; АД падает. Дыхание учащается. Глазные рефлексы сохранены, зрачок узкий, реакция на свет ослаблена. Длительность этой фазы составляет от нескольких минут до нескольких суток.

2. Агония. Сознание отсутствует, но пациент может слышать. Резкая бледность кожных покровов с выраженным акроцианозом, мраморность. Пульс определяется только на крупных артериях (сонной), брадикардия. Дыхание редкое, аритмичное, судорожное, по типу «заглатывания воздуха» (агональное дыхание). Зрачки расширены, реакция на свет резко снижена. Могут возникнуть судороги, непроизвольное мочеиспускание, дефекация. Длительность этой фазы составляет от нескольких минут до нескольких часов.

3. Клиническая смерть. Это переходное состояние, которое еще не является смертью, но уже и не может быть названо жизнью. Клиническая смерть наступает с момента остановки дыхания и сердца. При этом сознание отсутствует; кожные покровы бледные, цианотичные, холодные, появляются мраморность, сосудистые пятна; пульс не определяется на крупных артериях; дыхание отсутствует; зрачки предельно расширены, реакция на свет отсутствует. Продолжительность этой фазы составляет 3 – 6 мин.

Если с помощью реанимационных мероприятий жизнедеятельность организма не была восстановлена, то в тканях возникают необратимые изменения и наступает биологическая смерть.

Факт биологической смерти пациента констатирует врач. Он делает запись в истории болезни, указывает дату и время ее наступления. Смерть, наступившую на дому, констатирует участковый врач; он же выдает справку с указанием клинического диагноза и причины смерти.

ТЕМА 15. ПОТЕРЯ, СМЕРТЬ, ГОРЕ

План:

1. Особенности психологического общения между пациентом и медицинским персоналом.

2. Хоспис.

3. Психология проблемы смерти.

4. Сестринское вмешательство на различных стадиях горя пациента.

5. Стадии траура.

6. Роль медицинской сестры в удовлетворении потребностей обреченного пациента.

7. Правила обращения с телом умершего.

8. Боль, оценка боли.

9. Умирание.

10. Психологические проблемы медицинского персонала.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ И.КАНТА

МЕДЕЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

ПО ПРОГРАММЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тема 5.13. «потери,горе,смерть»

Лабораторное занятие – 4 часа

для студентов 1 курса

форма обучения очная

специальности (код) 060101.52 – Лечебное дело

060501.51 – Сестринское дело

060102.51 – Акушерское дело

Составитель: преподаватель Т.Ю.Праведникова

Обсуждено и утверждено на заседании

цикловой методической комиссии

«Сестринское дело»

Протокол № от « » 201 г.

Зав. ЦМК /О.А. Бутырина/

Оснащение:

а) раздаточный материал;

б) демонстрационный материал;

в) рабочее место студента.

    Мотивация.

Межпредметные связи.

Знать. Уметь. Компетенция.

    Структура занятия.

    План объяснения учебного материала.

    Глоссарий.

    Входной контроль знаний.(фронтальный опрос с эталонами ответов).

    Манипуляции с алгоритмом.

    Ситуационные задачи проблемного характера(с эталоном ответов).

    Итоговый контроль знаний (тестовое задание с эталоном ответов).

    Список использованной литературы.

На занятии студенты определяют значимость ухода за пациентом,находящегося в терминальном состоянии, и за телом умершего.

Знакомятся с задачами сестринской помощи,в зависимости от проблем пациента и его родственников.

После опроса преподаватель дополняет, корректирует теоретический материал и демонстрирует манипуляции.

Отработка манипуляций под контролем преподавателя;

Повторение теоретической части.

Итоговый контроль знания студентов проводится письменно в виде тестового задания и решение ситуационных задач.

В конце занятия преподаватель подводит итог,отвечает на вопросы студентов,выставляет оценку.

ОСНАЩЕНИЕ:

раздаточный материал: тестовые задания(2 уровень),ситуационные задачи.

демонстрационный материал: таблицы по теме

рабочее место студента: палата интенсивной терапии

рабочий материал: шприцы, стерильные тампоны,салфетки,бинты,спирт(70%),лекарственные препараты,

дезрастворы, системы для внутривенного капельного введения,фонендоскоп,тонометры,песочные часы,переносной ЛВЛ,предметы ухода за пациентом,медицинские инструменты, дезрастворы.

МОТИВАЦИЯ:

Медицинский работник,при работе с умирающим пациентом,должен знать стадии умирания,как правильно вести себя с телом умершего и с его родственниками,в работе проявлять терпение,большой такт и выдерку,соооучастие и мелосердие. Уметь ухаживать за телом умершего в условиях ЛПУ и на дому.

Знакомство с понятие и принципы паллиативной помощи,хосписным движением;

Роль медсестры в оказании помощи пациенту,его родным и близким;

Знать эмоциональные стадии горевания,стадии терминальных сосотояний и их основные проявления;

Посмертный уход. Подготовка тела умершего к переводу в патолого-анотомическое отделение,констатация смерти;

Общение с пережившими утрату;

Меры безопасности при работе с телом.

Воспитательная:

Развивать чувство ответственности,профессионализм.

Воспитывать мелосердие,тактичность,сопереживание,сочувствие.

Развивающие:

Вызвать интерес к развиваемой теме;

Способствовать к формированию профессионального логического мышления;

Создать предпосылки для самостоятельной работе по теме;

Учить студента быстро принимать ситуационное решение.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: анатомия,физиология,психология,терапия.

Принципы обслуживания пациентов в условиях хосписа;

Потребности умирающего человека,его близких;

Эмоциональные стадии горевания;

Особенности сестринских вмешательств на различных этапах адаптации пациента к психической травме;

Стадии терминального состояния и их клинические проявления;

Этические особенности общения с пережившими утрату.

Уход за телом в ЛПУ и на дому.

Оценить реакцию пациента на потерю и его способности адоптироваться к ним;

Оказать сестринскую помощь пациенту,семье,переживающим потерю;

Подготовить тело умершего к переводу в поталого-анатомическое отделение

КОМПИТЕНЦИЯ:

Соблюдать принципы профессиональной этики (ПКС 4.2);

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода,самоухода,и посмертного ухода(ПКС 4.4);

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в профессиональной деятельности(ПКС 4.1).

Принимать решения в стандартных и не стандартных ситуациях и нести за них ответственность(ОК 3)

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

    Организационная часть: 5 минут

Приветствие

Отметить отсутствующих

Проверка готовности к занятию

2. Вводная часть: 10 минут

Сообщить тему

Мотивация занятия

Сообщить цели

Сообщить план занятия

Заполнение дневника

3. Входной контроль знаний: 15 минут

4. Объяснение нового материала: 40 минут

5. Самостоятельная работа студентов: 100 минут

6. Итоговый контроль знаний: 50 минут

7. Подведение итогов: 10 минут

Анализ занятия

Выставление оценок с комментариями

Заполнение дневника

8. Задание на дом: 5 минут

9. Уборка кабинета: 30 минут

ПЛАН ОБЪЯСНЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

    Психологическая помощь родственникам в ЛПУ.

    Посмертный уход за телом в условиях ЛПУ.

    Посмертный уход родственников за телом на дому.

    Соблюдение правил САН- пина медсестры при уходе за телом умершего.

ГЛОССАРИЙ

ТЕРМИНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ – пограничное состояние между жизнью и смертью,этапы умирания организма(предагония,агония,клиническая смерть)

    ХОСПИС – «Дом Жизни» для неизлечимых и умирающих пациентов,где снимают боль.

    ПАЛЛИАТИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ – сестринский уход за неизлечимыми и умирающими пациентами.

    АГОНАЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ – дыхание редкое,аритмичное,судорожное по типу заглатывания воздуха.

    РЕЛАКСАЦИЯ – уменьшение боли с помощью расслабления.

    ГИПОКСИЯ – кислородное голодание.

    АЦИДОЗ – нарушение кислотно-щелочного равновесия организма со сдвигом в кислую сторону.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    Что понимают под терминальным состоянием?

    Назовите причины,вызывающие терминальное состояние.

    Назовите этапы умирания организма.

    Сколько времени находится тело в отделении после констатации биологической смерти?

    Кто констатирует биологическую смерть?

    Что является необратимым этапом умирания организма?

    Куда отправляют тело через 2 часа из отделения?

    Сколько по времени продолжается клиническая смерть?

    Сколько по времени длится стадия предагонии?

    Сколько по времени длится стадии агонии?

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

    Терминальное состояние- это пограничное состояние между жизнью и смертью.

    Причины: тяжелые сочетанные стравмы,электротравма,тяжелая острая интоксикация,нарушение коронарного кровообращения.

    Этапы умирания организма: предагония,агония,клиническая смерть.

  1. Биологическая смерть.

    В паталого-анатомическое отделение (морг).

    3 – 6 минут.

    От нескольких минут до нескольких суток.

    От нескольких минут до нескольких часов.

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования Московский Государственный Медико - Стоматологический Университет им.А.И. Евдокимова

Кафедра медицины катастроф и безопасности жизнедеятельности


на тему: "Потери. Смерть. Горе".


Выполнил: студент 2 курса ФСПО

Кочарян Акоп

Преподаватель: Якимчук В.И.


Москва 2014

План


Введение

Введение


Грусть и переживания - это специфическое поведение, которое появляется после потери значащего человека, кого-то близкого, или дорогого, а также после потери какого-либо органа, или части тела. Они исчезают после того, как человек примиряется с этой потерей.

Горе - эмоциональный отклик на потерю или разлуку, которая происходит в несколько фаз.

Траур - это обряды и традиции, которые помогают человеку справиться с горем.

Эмоциональное состояние умирающего человека


В 1969 г., одна из основателей движения осознания смерти доктор Елизабетт Каблер-Росс (США), определила 5 эмоциональных стадий, которые проходит человек, который получил весть об ожидаемой смерти или потере. Время, которое нужно человеку для прохождения этих стадий сугубо индивидуально. Часто человек может переходить от одной стадии к второй, как продвигаясь вперед, так и возвращаясь к пройденной стадии. Шок, который возник, может перейти в психические припадки и истерику. Шок приводит к реакции отрицания. Это есть первая стадия эмоций. Она помогает постепенно воспринять то, что случилось.

По мере того, как самочувствие пациента ухудшается, отрицание возможности близкой смерти может объединяться с предчувствием настоящего положения, а в некоторых случаях с полным осознанием неминуемой смерти. Иногда человек начинает с того, что признает наличие болезни и достоверность смерти, а потом снова возвращается к стадии отрицания. У отдельных пациентов реакция отрицания сохраняется вплоть до последней минуты жизни, сопровождаясь с неоправданным оптимизмом, у некоторых пациентов отрицание приводит к тяжелому оцепенению.

Реакция на потерю - это реакция гнева, злости, которая направленная как на самого себя, так и на того, кто несет ответственность за то, что может произойти. Злость может быть направлена на семью или обслуживающий персонал.

В 3-й стадии пациент делает попытки заключить соглашения, вести переговоры с Богом. Человек обещает ему что-то сделать, если он даст возможность дожить до определенного времени. В некоторых случаях, ощущение горя может перейти в депрессию, но с другой стороны само горевание помогает пострадавшему привыкнуть к потере или к смерти. Человек, который переживает депрессию, ощущает растерянность и отчаяние. И в это время необходимо дать возможность человеку выговориться, стараясь его ободрить, или убедить в том, что надо благодарить судьбу за минувшую радость в жизни.

Принятие потери может рассматриваться как положительная реакция, поскольку она сопровождается большим желанием сделать все возможное, чтобы смягчить боль потери. Сильное горе, связанное с потерей близкого человека длится от 6 до 12 месяцев, а скорбь, которая наступает потом, может длиться от 3 до 5 лет. Неожиданная смерть молодых людей вызывает сильное потрясение друзей и близких умершего, а состояние, которое возникает в результате хронической болезни, СПИД, онкозаболевания, травмы спинного мозга сопровождаются разными страданиями, которые ведут к мучительной смерти. Тяжелые хронические заболевания ведут к изменению личности, которое изменяет взгляды человека на жизнь и смерть. И облегчить страдание возможно с помощью паллиативного лечения.


Принципы паллиативного лечения


Такое лечение начинается тогда, когда, все другие виды лечения больше не являются эффективными.

Цель лечения - создание для пациента и его семьи возможности лучшего качества жизни.

В паллиативном лечении первоочередной целью есть не продолжить жизнь, а сделать жизнь более комфортной и значащей. Данное лечение будет эффективным:

.Если удалось создать для пациента комфортные и безопасные условия.

2.Если пациент будет ощущать свою независимость.

.Если пациент не ощущает боли.

.Если психологические, социальные и духовные проблемы выражаются таким образом, чтобы пациент смирился со своей смертью на сколько это возможно.

.Если, не смотря на грядущую смерть, предоставленная пациенту система поддержки помогает ему жить активно и творчески до самой смерти.

.Если усилия, помогающие пациенту в его горе и в его преодолении, не являются напрасными.

.Если удастся помочь пациенту и его близким подготовиться к смерти.


Оказание психологической помощи умирающему человеку


Медсестра должна справиться с ухудшением состояния здоровья пациента. Она должна суметь эмоционально подготовить пациента к неминуемому наступлению смерти. Медсестра должна каждый раз создавать пациенту возможность обратиться к кому-нибудь за поддержкой, поощрить его способность горевать, так как это помогает ему справиться со своими чувствами. Самое главное, что хотелось бы услышать пациенту во время неминуемого, слова "Что бы не произошло, мы вас не оставим" и это общение должно быть не только словесным, очень важно прикосновение и умение найти контакт с пациентом.

Необходимо дать ему возможность высказать свои чувства. Не нужно препятствовать проявлению отрицательных эмоций. Необходимо, всегда учитывать, что даже, если ваш пациент неизлечимо болен, он никогда не должен видеть страха в ваших глазах, и глазах других. О своем диагнозе пациент может догадаться по вашим глазам, мимике, жестам и по языку тела. Не следует притворно бодриться, врать, избегать прямого и честного разговора.

Общаясь с пациентом, отвечая на его вопрос относительно будущего, смерти, необходимо учесть и физическое состояние пациента и особенности его личности, его эмоциональное расположение духа, его мировоззрение и его желания знать или не знать, что его ждет в будущем.

психологическая помощь умирающий горе

Общение с пациентом должно строиться на двух принципах: с одной стороны - никогда его не обманывать, а с другой - избегать бездушной откровенности. Латинское выражение говорит, что: "Наиболее важнейшее в жизни - смерть, а наиболее не значащее - это ее время". С одной стороны человек должен быть к смерти всегда готова, но с другой - смерть воспринимается человеком, как кое-что, что может произойти с кем угодно, только не с ним.


Смерть близкого человека. Как справиться с потерей близкого человека


В течение своей жизни человек постоянно что-то приобретает, и что-то теряет, таков закон. В восточных странах к рождению и смерти относятся как к традиции. Этому способствует идея реинкарнации - идея круговорота рождения и смертей, постоянных перевоплощений. Многие исследования показывают, что умирающие люди не обязательно находятся в депрессии, часто это самые жизнерадостные люди, с прекрасным чувством юмора. Их жизнь, ощущения максимально сжаты, сконцентрированы, они способны наслаждаться каждым моментом жизни.

В случае известия о смерти люди переживают чувство предпотери, предварительного горя. После того, как произошла утрата, психика должна с этим справиться. Процесс этих изменений называется реакцией на утрату или горем. Реакция утраты считается завершенной, когда человек обретает способность адаптивно функционировать, чувствовать себя безопасно и ощущать себя как личность без того, что он утратил.

Этапы переживания реакции утраты:

·Реакция неизбежности. А, может быть, он не умер.

·Отчаяние. Нет, все-таки умер.

·Гнев. Например: Как он/она мог меня оставить?

·Смирение.

·Поиск новых значимых отношений. Мысли о том, что нужно что-то менять в своей жизни.

·Сожаление.

·Создание новых связей, отношений. Функции, которые выполнял умерший человек, берут на себя другие люди.

·Прощание с этим человеком.

Реакция утраты идет со своей скоростью, этот процесс нельзя ускорять. Процесс горевания может длиться от двух месяцев до двух лет в норме.4-5 лет может длиться горе родителей, потерявших детей.

Физические проявления реакции утраты:

·Эмоциональный шок, даже если это ожидаемая смерть.

·Кишечные расстройства: тошнота, боль в желудке, чувства напряжения, сжатия, метеоризм.

·Напряжения в шее, позвоночнике, в горле.

·Повышенная чувствительность к шуму.

·Чувство нереальности происходящего.

·Нехватка воздуха, удушье, желание часто дышать, сопровождаемая страхом задохнуться (гипервентиляция).

·Мышечная слабость, отсутствие энергии, общая слабость.

·Сухость во рту.

·Головная боль, боль в сердце, повышение артериального давления, тахикардия.

·Нарушение сна.

·Нарушение аппетита (отказ от пищи или переедание).

·Другие физические проявления.

Такие симптомы могут наблюдаться в течение двух - трех недель.

Эмоциональные проявления реакции утраты:

·Печаль, слезы

·Двигательные реакции

·Раздражение, гнев, аутоагрессия (то есть агрессия на самого себя)

·Агрессия в частности может выражаться в обвинениях врачей, родственников, распорядителей похорон и других людей.

·Чувства вины и самообвинения.

·Переживание одиночества, особенно если общение было частым.

·Чувства, что мир рухнул. Вплоть до отказа выйти из дома.

·Чувство беспомощности.

·Тоска.

·Утомление и усталость, апатия или бесчувственность.

·Шок. Оцепенение в фазе шока.

·Если чувства к утраченному человеку были противоречивыми (амбивалентными), то может быть чувство освобождения.

Нарушения в интеллектуальной сфере:

·Мысли рассеяны.

·Не верит в происшедшее, это только сон.

·Спутанность мыслей и забывчивость.

·Навязчивые мысли в голове. Например, об обстоятельствах смерти, о том, что можно было бы изменить или как-то вернуть.

·Чувство присутствия умершего.

·Человеку кажется, что он видит умершего, галлюцинации.

·Сны об умершем.

Изменения в поведении:

·Безотчетные действия. Например, машинально купил то, что умерший любил есть.

·Избегания социума вскоре после утраты. Это нормальная реакция даже для людей ведущих активных образ жизни. Но если это не проходит несколько месяцев, то можно говорить о депрессии.

·Оберегание вещей умершего. Когда человек внутренне отдаляется, то он избегает этих вещей.

·Избегание всего, что напоминает об умершем.

·Поиск и призыв к умершему.

·Активность без устали, человек что-то делает и не может остановиться.

·Частое посещение памятных мест, забота о могиле.

·Потеря близкого человека, смерть напоминает процесс сепарации, то есть отделения от родителей. Но в отличии от сепарации, утрата происходит обычно внезапно, когда человек к этому не готов, у него не достаточно ресурсов, чтобы с этим легко справляться.

В процессе горевания человек должен решить 4 задачи:

1. Признание потери. Осознание, что человек ушел, его больше никогда не будет. Реакция отрицания потери может доходить до тяжелых психотических форм. Пример отрицания: мумификация - сохраняется комната, вещи в том виде, как это было при умершем. Либо человек может отрицать значимость происшедшего. Например: Мы были не настолько близки. Он был не очень хорошим отцом. Я о нем не скучаю. Другая форма отрицания: это отрицание необратимости происшедшего. Например, люди обращаются к гадалкам, спиритам, чтобы воссоединиться с умершим родственником или супругом после развода. Люди, склонные к отрицаниям, составляют группу риска в отношении развития патологических реакций, таких как депрессия.

Ощутить и прожить боль потери. Если человек уходит от этой боли, то его поведение может носить неадекватный характер. Также неотреагированная, непережитая до конца потеря может выражаться в различных психосоматических реакциях и соматических, типа боли в спине (радикулите), остеохондрозе. Если человек отрицает эту боль, мучительные мысли, он может стремиться погрузиться в работу, путешествия, впасть в эйфорию. Например, дочь после смерти матери отправили в путешествие, восстановить силы, настроение. У девочки не было возможности погоревать в кругу близких людей, о чем-то спросить. В результате, через какое-то время у нее развилась сильная депрессия.

Жизнь изменяется на новый лад, переустраивается, особенно в тех аспектах, где ощущается отсутствие умершего. Чем теперь человек займет время? Что восполнит человеку то, что он утратил? Начинают строиться новые отношения, приобретаются полезные навыки. Если эта задача не решена, то человек сохраняет свою беспомощность. Это может быть выгодно семье, которая не хочет нарушать привычное равновесие (гомеостаз). Так, Миланская группа семейных терапевтов описывает случай, когда после смерти дедушки поведение мальчика подростка стало аутичным, то есть он замкнулся в себе. Он как пожилой человек стал сидеть дома, употреблять в речи архаизмы, то есть устаревшие слова. Зачем это было нужно семейной системе? Диагностика показала, что дедушка вносил стабильность в брак дочери, обеспечивая тем самым сохранность семьи.

Изъятие эмоциональной энергетики из старых отношений и перенос ее в новые отношения из прошлых связей. Примеры сопротивления решению второй задачи: Дети сопротивляются новому браку матери. Романтическое убеждение женщины, что любят только один раз в жизни.

Если есть чувство вины, фиксация на прошлых отношениях, зависимость, то это может мешать решению 4 задачи.

Швейцарский гипнотерапевт Патрик Нуайе рассказывал на своем тренинге о том, как люди постоянно обмениваются друг с другом частичками своей души. Человек умирает или уходит и хочет взять с собой частичку того, кто остается. Страдание возникает от того, что мы потеряли часть своей души или ее у нас украли или мы украли. Поэтому одна из задач, вернуть людям те частички души, которые мы взяли у них, и вернуть себе то, что взяли у нас. Таким образом, мы снова обретаем самих себя, даем чувство свободы себе и тем людям, которых мы отпускаем. Тогда у нас появляется возможность взаимодействия с новыми людьми. Мы становимся открытыми для новых встреч, переживаний. Каждый день мы вступаем в отношения как в первый раз, чистыми и обновленными, потому что каждый день мы возвращаемся к самим себе и отдаем другим то, что мы у них забрали.


Оказание психологической помощи человеку, перенесшему потерю


Не обязательно горевать, плакать вместе с ним, пропуская через себя чужое страдание. Вы будете гораздо эффективнее в своей помощи, если будете действовать рационально, обдуманно. Один из способов справиться с утратой - это многократно о ней рассказывать. При этом отреагируются сильные эмоции.

Вам нужно внимательно слушать человека, отвечать на его вопросы при необходимости. Давать человеку выразить его эмоции, переживания. Это могут быть слезы, гнев, раздражение, печаль. Вы не даете оценок и интерпретаций, просто внимательно слушаете, находитесь рядом. Возможен тактильный контакт, то есть человека можно обнять, взять за руку, ребенка можно посадить на колени.

Человеку в остром горе нельзя говорить, что вы знаете похожие случаи, так как его горе кажется ему уникальным, неповторимым, никто так больше не страдает, как он. Позже, когда человек успокоится, можно говорить, что вы слышали о таких-то ситуациях или сами были их участником, но с его горем это конечно не сравнится.

Можно говорить банальные фразы о том, что это тяжелый удар, о своем сочувствии и сожалении и так далее.

Только когда человек будет к этому готов, сам начнет разговор, то можно начинать вести речь о новых отношениях, перспективах, о том, как теперь изменится жизнь.

Первое время после потери можно посоветовать обратиться к психотерапевту и принимать успокаивающие. Реально делать психотерапию не раньше, чем через два месяца после утраты.

Разговаривая с человеком, переживающим утрату, вы можете спросить его: "О чем ты скучаешь?". Он расскажет вам о тех качествах, которые он ценил в общении и которых ему не хватает. Потом можно спросить его о тех качествах, по которым он не скучает. Таким образом, образ утраченного человека постепенно становиться сбалансированным, его позитивные и негативные качества должны быть в балансе.

Важно, чтобы человек имел возможность поговорить о смерти с близкими людьми, получить поддержку, поговорить с теми, кто знал умершего. Можно написать этому человеку письмо, рассказывая ему о своих чувствах и задавая вопросы. Можно сочинить ответ от его лица. Такую переписку хорошо вести, выражая свои чувства, ведя диалог, пока не появится чувство, что отношения завершены.

Человек, переживающий утрату, часто испытывает чувство вины. Обычно это чувство иррациональное, не имеющее под собой реальных оснований. Но даже если есть реальная вина, можно спросить человека о том, разве мог он при тех обстоятельствах это предвидеть? Чаще всего людям не хватает знаний, компетентности, чтобы все предусмотреть, это не реально.

Практически любую проблему можно переформулировать позитивно. Так, одна пациентка сказала: "Мама умерла, чтобы дать мне жить". Только теперь она стала самостоятельной. Тренируйтесь находить в разных проблемах позитивные аспекты, помещать проблему в позитивную рамку. Например, умер раковый больной. Он больше не страдает, наконец-то он обрел покой.

Нельзя кардинально менять жизнь сразу после утраты. Нужно дать себе время оправиться. Эмоциональное восстановление идет постепенно. Не нужны скоропалительные браки, так как новый партнер может оказаться в роли буфера, он не может заменить утраченного человека. Такой брак может разрушиться, и это станет дополнительной травмой.

Люди, переживающие утрату, часто становятся раздражительными. Нужно понимать, что их гнев не имеет к вам прямого отношения, а, скорее всего, связан с чувством потери и несправедливости происшедшего. Всегда нужно время, чтобы человек примирился с утратой.

Во время первой годовщины смерти могут ожить переживания, это нормально и потом проходит. Но если человек застрял на какой-то из задач, не до конца справился с утратой, то переживания начинают носить хронический, повторяющийся характер и могут привести к депрессии.

Признаки депрессии:

·Апатия, потеря интереса ко всему, все кажется в мрачных тонах.

·Человек живет в прошлом, постоянно возвращаясь в мыслях к воспоминаниям про общение с человеком, которого он потерял.

·Нарушен сон: беспокойный сон, ранние пробуждения или бессонница.

·Нарушен аппетит: переедание или отсутствие аппетита.

·Чувство тревоги, беспокойства.

·Чувство тоски, безысходности, неприятные ощущения в области груди, возможны мысли о смерти.

·Если присутствует хотя бы три из этих критериев и состояние продолжается более полугода, то ставится диагноз депрессии. Депрессию нужно лечить с помощью психотерапевтов и психологов.

·Когда человек готов, то он прощается с тем, кого утратил.

Патологическая реакция горя:

Хроническая реакция горя - длительная (пролонгированная) реакция горя, не приходящая к завершению, длиться несколько лет. Невозможность вернуться к нормальное жизни, ощущение, что все остановилось.

Отложенная реакция горя (подавленная) - в момент потери есть чувства, но они слабее значимости потерянного. А в будущем на мелкую потерю - сильная реакция.

Преувеличенная реакция горя. Вместо тревожного осознания смерти фобия (сильный страх) или паническая атака. За этим скрываются противоречивые (амбивалентные) чувства к утраченному человеку, чувство вины. Здесь нужно смотреть, на какой стадии в отреагировании потери человек остановился, и проходить с ним эти стадии.

Замаскированная реакция горя человек испытывает мучительные переживания, но со смертью, или другой утратой, их не связывает. Например, радикулит, остеохондроз различные психосоматические заболевания, такие как панические атаки, язва желудка, сахарный диабет, заболевания сердца и щитовидной железы и другие. Либо человек становится раздражительным, агрессивным, начинает часто попадать в неприятные истории, другие виды отклоняющегося поведения повторяются.

Признаки, которые могут свидетельствовать о патологической реакции горя:

1) Человек не может говорить об умершем, не демонстрируя при этом признаков острого горя, хотя потеря произошла давно.

) Особые события запускают интенсивные переживания, печаль.

) Человек часто поднимает тему утрат или тему своего бесправия и отсутствия власти над обстоятельствами жизни.

) Сохранение вещей умершего в пределах, переходящих разумные. Например, сохраняется комната или иконостас из фотографий.

) Появление симптомов сходных с теми, что были у больного при смерти.

) Человек делает радикальные перемены в жизни, не соответствующие данным обстоятельствам. Например, внезапный отъезд, эмиграция, отказ от близких, друзей и так далее.

) Хроническая депрессия с чувством вины и потерей самоуважения.

) Подражание умершему, особенно если у человека нет желания это делать.

) Наличие саморазрушительных импульсов, таких как, курение, алкоголь, наркотики, переедание или отказ от еды, постоянное попадание в неприятные истории, мелкие самоповреждения, которые происходят часто, например, порезы.

) Необъяснимая печаль, возникающая в одно и тоже время года.

) Страх умереть от той же болезни, что и этот человек. Например, канцерофобия, то есть страх заболеть раком у тех, чьи родные умерли от рака. Страх смерти также может быть последствием ранней длительной разлуки с родителями.

) Различные страхи (фобии), ограничительное поведение. Например, человек избегает летать на самолете, купаться (если кто-то утонул) и так далее.

) Процесс горевания длится больше двух лет.

Если есть два - три критерия из этого списка, то это может говорить о наличии патологической реакции горя. Это также требует психотерапии с врачом - психотерапевтом и психологом.

Переживание горя в семье

У каждого члена семье могут быть свои способы справляться с потерей. Важно понимать эти различия. Например, жена потеряла ребенка и ждет поддержки, утешения от мужа, а муж в этот момент говорит, что хочет пожить отдельно. Он испытывает сильную тревогу, желание убежать, замкнуться в себе. Так он переживает горе. Жена говорит, что он ее предал. Когда, в результате психотерапии, она понимает, что он, также как и она, скорбит об этой утрате, ее отношение к этому случаю меняется, она прощает его.

Семья имеет свои ресурсы, чтобы справиться с потерей. Можно говорить о том, как раньше члены семьи справлялись с потерями.

После утраты семейная система стремится вернуть равновесие. При этом изменяется конфигурация в семье. Функции, которые раньше выполнял умерший перераспределяются между другими членами семьи.

Список использованной литературы


1."О смерти и умирании", Элизабет Кюблер-Росс, изд-во "София", 2001.

2.С. Белоусов. Психология страха смерти. - М. 1999

.Тихоненко В.А. Жизненный смысл выбора смерти. - М., 2002

.Хамфри Д. Психология смерти. Журнал "Человек", - М., 1992


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лучшие статьи по теме