Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Фундаменты 
  • Память человека ее особенности и виды. Что такое память? Виды памяти человека. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Память человека ее особенности и виды. Что такое память? Виды памяти человека. Особенности и взаимосвязь кратковременной и долговременной памяти

Который позволяет человеку сохранять и восстанавливать при определенных условиях большое количество всевозможной информации, получаемой мозгом как от собственного тела, так и извне, именуется памятью. Человек запоминает не только то, что он воспринимает или ощущает, но и то, о чем он думает.

Связь памяти с иными психическими процессами

Память имеет тесную связь с чувствами, мышлением, волей. Так, воображение и мышление невозможны без участия памяти, ведь именно она хранит знания и впечатления, являющиеся материалом для образной и логической переработки посредством этих процессов. Связь памяти с чувствами проявляется в том, что человек запоминает и воспроизводит пережитые им чувства, что может происходить как непроизвольно, так и произвольно. Второй случай демонстрирует связь памяти и воли. Итак, память человеку необходима. Она дает возможность сохранять, накапливать, а затем использовать собственный жизненный опыт и частично опыт других людей, который усваивается в виде навыков, знаний, умений. Но человек запоминает далеко не все, что проходит через его сознание и воздействует на его мозг, а только то, что связано с его деятельностью, интересами, потребностями. Избирательна наша память!

Виды памяти

В зависимости от своеобразия удерживаемой информации можно выделить следующие виды.

  • Сенсорная память. Она характеризуется запоминанием образов явлений и предметов или же их свойств, ранее воздействовавших на органы чувств. Исходя из канала поступления информации ее можно подразделить на такие виды памяти, как осязательную, зрительную, вкусовую, слуховую, обонятельную. Так, зрительная память проявляется в запоминании формы, величины, цвета предметов, а, например, слуховая - в запоминании, узнавании и воспроизведении мелодий, речи, звуков и т. д.
  • Моторная память. Она проявляется в запоминании движений своего же тела. Именно благодаря ей образуются двигательные навыки: производственно-трудовые, спортивные и проч.
  • Эмоциональная память. Она заключается в запоминании пережитых эмоций и чувств.
  • Словесно-смысловая (вербально-логическая) память. Она характеризуется запоминанием мыслей, выраженных словесно. Важны все виды памяти человека, но эта имеет особенное значение. Она служит основой логического мышления, то есть посредством ее происходит усвоение знаний.

Механическая и логическая виды памяти

Человек не всю информацию, хранимую памятью, осмысливает одинаково. Исходя из степени осмысления, выделяют 2 вида памяти.

  • Механическая. Ее суть - в запоминании информационного материала без понимания его смысла, например, заучивание иностранных слов, запоминание телефонных номеров, зазубривание текста учебника.
  • Логическая. Она основана на понимании смысла информации.

Кратковременная и долговременная виды памяти

Часто кратковременную память называют оперативной, так как она особенно важна для операторов - лиц, которые обслуживают автоматизированное производство. Чтобы принять какое-либо решение, оператор на короткое время запоминает появляющийся на сигнализационной доске звуковой или световой сигнал, имеющий конкретное значение. Выполнив необходимую операцию, обозначенную сигналом информацию следует забыть и переключить внимание на другие сигналы. Если же используемую в деятельности информацию необходимо запомнить на длительное время, она переходит посредством закрепления в белковых молекулах клеток нервов в долговременную память.

Здравствуйте, уважаемые читатели! Бывало ли у вас такое, что вы не можете вспомнить какую-то элементарную вещь? Или вдруг запах мандарин принес образ картинки прошлого Нового года? Все подобные события связаны непосредственно с человеческой памятью. Именно об этом удивительном феномене мы и будем говорить. Сегодня я расскажу вам какие есть виды памяти у человека.

Изучение памяти

Психология давно занимается изучением памяти, пытаясь ответить на вопросы: какие у памяти есть формы и виды; как человек лучше воспринимает, перерабатывает и усваивает информацию. Если вы хотите познать этот психический процесс более детально, то вам обязательно пригодится книга Любви Черемошкиной «Психология памяти ».

В изучении памяти психологи прибегали к экспериментальным методам. Эксперименты проводились как на людях, так и на животных. Например, известнейшие лабиринты для лабораторных мышей или практика всемирно известного Ивана Петровича Павлова. А вот Лев Семенович Выготский вместе со своими учениками занимался вопросом высшей формы памяти у детей.

Согласитесь, что процесс запоминания крайне важен не только в повседневной жизни, но и профессиональной деятельности. Про одних людей говорят, что они обладают , а другие не способны держать информацию дольше нескольких секунд.

Существуют серьезные расстройства памяти, когда человек не помнит ничего из своего прошлого или не способен запоминать текущие события. Чтобы лучше разобраться в вопросе, понять какая память у вас развита лучше всего необходимо углубиться в понимание нескольких видов этого психического процесса.

Виды памяти

Сколько существует видов памяти? Ответить на этот вопрос однозначно не представляется возможным. Но с уверенностью можно сказать, что основанием для категоризации видов памяти служит зависимость определенных характеристик памяти от процесса непосредственного запоминания и дальнейшего воспроизведения полученной информации.

На сегодняшний день можно выделить 3 основных категории: характер психической активности; характер цели деятельности и продолжительность. Давайте рассмотрим каждую категорию более подробно.

Психическая активность

Здесь мы имеем дело с образной, эмоциональной, двигательной и словесно-логической памятью, в зависимости от того, какие виды анализаторов или сенсорных систем включены в процесс запоминания.

Образная память работает с образами, которые мы запоминаем благодаря различным сенсорным системам. Поэтому здесь выделяют несколько категорий.

Зрительная. Человек с хорошей зрительной памятью лучше запоминает информацию в виде картинок, визуальных образов. Мой сокурсник обладал превосходной зрительной памятью и на экзаменах запросто представлял нужные таблицы в своей голове и давал верные ответы.

Он запечатлевал всю страницу целиком: где находится нужный абзац, формула или определение. Такая память необходима для художников, инженеров и других профессий, связанных с визуальными образами;

Слуховая. Как вы уже догадались, эта память отвечает за воспроизведение звуков. Так, говоря про хороший музыкальный слух, на самом деле имеется в виду отличная слуховая память, когда человек запросто воспроизводит ноты, мелодии, ритмику песни и так далее.

Вкусовая. Здесь мы говорим про вкусы. Кислота лимона, сладость чая, горечь перца, вкус любимого блюда и так далее. Вкусовая память хорошо развита, например, у дегустаторов.

Обонятельная. Как понятно из названия, речь идет о запахах. Что тоже крайне важно для дегустатора. Запах свежескошенной травы, старой книги, любимого парфюма, парного молока.

Тактильная. Этот вид памяти помогает оставить ощущение теплоты от костра, мягкость шерстяного шарфа, шелковистость рук матери и так далее.

Образная память крайне важна при обучении. Но здесь стоит сделать акцент на том, что необходимо задействовать разные сенсорные системы при запоминании. Проведенные эксперименты показали, что студенты способны воспроизвести только 10% от всего объема лекции при одноразовом прослушивании.

Если лекция изучается зрительно, то процент возрастает до 30. Если же объединить зрительное и слуховое восприятие, то показатель увеличивается до 50%. А цифры в 90% можно достичь только с применением полученной информации на практике, то есть повторением изученного материала.

Если вы сможете определить какая форма запоминания у вас развита лучше, тогда вы сможете эффективнее использовать свои возможности и не заучивать информацию, а создавать необходимые условия для лучшего усвоения необходимого материала.

Эмоциональная память работает с чувствами. Надо сказать, что этот вид памяти крайне важен для человека.

Особенность эмоциональной памяти заключается в том, что если она плохо развита или вовсе отсутствует, то человек не сможет . Именно сниженная эмоциональная память часто встречается у больных людей или убийц.

Здесь как раз идет речь про эмпатию. Когда человек способен сопереживать другим, соболезновать, поддерживать в трудную минуту, радоваться за чужой успех. Кроме того, этот вид памяти можно назвать самым надежным. Человек очень хорошо запоминает чувства, которые ему пришлось пережить в той или иной ситуации.

Эта память может воспроизводить ранее пережитые чувства или вторичные чувства. Вторичные чувства порой могут сильно отличаться от первоначальных или даже сменить свой знак. Так, например, то что ранее пугало человека, может стать его желанием и предметом вожделения. Или то что приносило радость, теперь огорчает и наводит .

Двигательная или моторная память отвечает за движения, как следует из названия.

Так, мы запоминаем как ходить, бегать, кататься на велосипеде и так далее. Все трудовые навыки связаны именно с этим видом памяти. Люди, у которых она хорошо развита, нередко называют человеком с «золотыми руками».
Если бы у нас не было такой памяти, то нам каждый раз приходилось бы заново учиться ходить, дышать, моргать или писать от руки, например.

Словесно-логическая память отвечает за мысли, логический вывод, восприятие смысла сказанного или увиденного. Человек может воспроизводить как общий смысл понятого, так и конкретное определение в точных словах и выражениях.

Насколько сильно задействован будет такой процесс как мышление в момент запоминания, можно выделить механическую и логическую. Если запоминание происходит с помощью повторения нужного материала, зазубривания без осмысления общей сути, тогда речь идет о механической.

Логическая, в свою очередь, опирается на построение смысловых связей между различными объектами. Так, преподаватели постоянно приводят примеры из прошлых лекций, которые относятся к новой теме.

Цель деятельности

Здесь все достаточно просто. Если в данный момент у вас существует определенная цель, то вы используете произвольную память. Так, вы силой воли заставляете себя запомнить что-то конкретное. Например, перед встречей с важным , менеджер старается запомнить имя, род занятий этого человека, его особенности и другую полезную информацию, которая может понадобиться на встрече.

Непроизвольная память не требует постановки задачи, . Процесс происходит сам собой, автоматически. Например, когда ребенок запоминает картинку гигантской очереди в магазине.

Продолжительность

Как долго полученная информация задерживается в нашей голове?
Краткосрочная память позволяет удержать на доли секунд полученную информацию, в тому случае, если не происходит дальнейшая переработка. Обычно человек запоминает последние 5-9 объектов из представленной информации.

Если человек делает сознательное усилие, старается запомнить, то появляется возможность удержать информацию в краткосрочной памяти на более долгий срок.

Долгосрочная память - это гигантское хранилище. Там хранится информация, которая часто используется в жизни. Можно сказать, что здесь заключается основа для всех прочных знаний. Извлечь информацию из этого хранилища можно двумя способами:

  • первый - по своему желанию;
  • второй - при появлении определенного раздражителя.

Краткосрочная память является неким перевалочным пунктом для информации. Если материал не повторить, то он исчезает.
Оперативная память схожа с краткосрочной, но ее особенность заключается в том, что она позволяет сохранить информацию, которая относится непосредственно к выполняемому процессу.

Так, когда вы в школе решали пример, то запоминали необходимые цифры, множители, переменные и так далее. Но после решения вся эта информация стиралась из вашей памяти через какое-то время.

Знаете ли вы какой вид памяти у вас развит лучше остальных? Как вам проще всего запоминать информацию? Часто ли у вас происходят дежавю?

Желаю вам хорошей памяти на всю жизнь!

Память является одним из основных свойств личности. Человек, лишенный памяти, по сути дела перестает быть человеком.

Память – это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия, так как без узнавания восприятие невозможно. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности. Поэтому, встретившись с одним из этих предметов, мы можем по ассоциации вспомнить другой, связанный с ним.

Запомнить что-то – значит связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. Ассоциация – это временная нервная связь.

Ассоциации могут быть простые и сложные. К простым относятся ассоциации по смежности, по контрасту, по сходству.

Ассоциации по смежности объединяют два явления, связанные во времени или в пространстве. Так, выполнение ребенком какой-либо предшествующей операции вызывает возникновение нервных процессов, обеспечивающих выполнение последующей операции. Это оказывается возможным потому, что в процессе упражнений между отдельными операциями установились связи. Путем ассоциаций по смежности человек осваивает разные виды деятельности, словесный материал.

Ассоциацию по сходству связывают два явления, имеющих сходные черты. Они опираются на сходство нервных связей, которые вызываются в нашем мозгу двумя объектами.

Ассоциации по контрасту связывают два противоположных явления. Это происходит потому, что в практической деятельности противоположные объекты обычно сопоставляются и сравниваются (здоровье и болезнь, общительность и замкнутость и т. д.), что приводит к образованию соответствующих нервных связей.

Еще есть сложные ассоциации . В них связываются явления, которые и в действительности постоянно связаны: род и вид (рыба – окунь), часть и целое (долька – апельсин), причина и следствие (жара – жажда).

Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает после одного раза, если в коре больших полушарий мозга возникнет сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Чтобы использовать способность к ассоциациям для запоминания, следует задать ребенку вопросы: Что напоминает тебе это слово? Что напоминает тебе этот рисунок? Что напоминает тебе этот предмет?

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запомнить предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это – объекты запоминания. Человек может запомнить их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем – ни будь, заинтересовали.

Запоминаемый материал, может потребоваться для выполнения какой - ни будь конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить на долго. В связи с этим будут иметь место и разные виды памяти.

Виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям:

активности преобладающей в мнемической деятельности

По степени волевой регуляции

По продолжительности сохранения материала в памяти

1) двигательная память

2) образная память (зрительная, слуховая, обонятельная, слуховая, вкусовая, осязательная)

3) эмоциональная память

4) словесно-логическая память

1) иконическая память

2) кратковременная память

3) долговременная

4) оперативная

5) генетическая

1)Непроизвольная память

2)произвольная память


Двигательная память
– это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит для формирования различных двигательных умений и навыков (ходьба, письмо, вождение автомобиля, печатание на машинке и другие трудовые навыки и умения). Признаками хорошей двигательной памяти являются физическая ловкость, сноровка. Различия в уровне двигательной памяти ведут к разному уровню развития навыков письма, трудовой деятельности. Память на движения особенно хорошо развита у спортсменов.

Двигательная память лежит в основе усвоения танцевальных фигур, а также привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом направо.

Двигательная память достигает полного развития раньше иных форм памяти. У некоторых людей этот вид памяти остается ведущим на всю жизнь. У остальных – ведущую роль играют другие виды памяти.

Образная память - запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Особенности зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

1) упрощение (опускание деталей),

2) некоторые преувеличения отдельных деталей,

3) преобразование фигуры в более симметричную, однообразную,

4) округление сохраненной в памяти формы предмета, расширение,

5) изменение положения, ориентации,

6) трансформация образа по цвету.

С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу - превратить образ в общую схему, которая лучше запомнится. Зрительная образная память плохо поддается произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, необычное – еще не значит иметь хорошую память.

Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Развитие осязательной, обонятельной и вкусовой памяти связано с различными видами профессиональной деятельности (например, у дегустаторов пищевой промышленности, парфюмерного производства).

Эмоциональная память память на пережитые чувства. Человек может вновь радоваться, вспомнив счастливое событие, краснеть припомнив неловкий поступок. Эмоциональная память – важнейшее условие нравственного развития человека. Кроме того, она может быть мотивом для повторения действий и поступков и лежит в основе формирования привычек.

На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Словесно–логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей, понятий. Этот вид памяти специфически человеческий. Двигательная, образная и эмоциональная память в своих простейших формах есть и у животных.

Одной из основных характеристик словесно - логической памяти является то, что запоминание может происходить в той же словесной форме, которая была воспринята (дословно), но может быть осуществлено и в другом речевом выражении (своими словами). Это зависит от задачи, которая стоит перед человеком, и от сформированных у него способов заучивания.

Классификация памяти по времени сохранению материала выглядит следующим образом: мгновенная память, кратковременная память, оперативная память, долговременная память и генетическая память.

Мгновенная память (иконическая память ) – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств без какой бы то ни было переработки полученной информации. Это память–образ. Ее длительность от 0.1 до 0.5 секунды.

Кратковременная память память, обеспечивающая сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного и непродолжительного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается неспособным что - либо вспомнить из воспринятого. Длительность удержания мнемических следов составляет в среднем около 20 секунд (без повторения). Кратковременную память характеризует такая величина, как объем. Говоря об объеме кратковременной памяти, следует отметить ее малую емкость. Даже такая простая задача, как запоминание номера телефона, перенапрягает память большинства людей- они вынуждены, набирая номер, обращаться к записной книжке. Количество информации, которое человек может сохранить в кратковременной памяти, ограниченно. Как установил Миллер, оно измеряется в структурных единицах и равно 7 ± 2 . Миллер приводил по этому поводу такую отдаленную аналогию: «Это похоже на то, как если бы нам пришлось носить все наши деньги в кошельке, который может вместить только семь монет. Кошельку совершенно безразлично, будут ли эти монеты пенсами или серебряными долларами…».

Обобщение, схематизация наглядность – естественные способы расширения оперативного поля кратковременной памяти, через нее поступает вся информация в долговременное хранение.

Из мгновенной памяти в кратковременную попадает только та информация, которая осознается, соотносится с интересами и потребностями человека, привлекает к себе внимание.

Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком действия или операции. Когда человек какую – либо сложную деятельность, то делает это по частям (одно действие за другим). При этом в памяти удерживаются некоторые промежуточные цели и результаты. хранение информации происходит в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения рассчитан на решение поставленной задачи. После чего информация может быть стерта из оперативной памяти.

Объем оперативной памяти складывается из двух составляющих: материала кратковременной памяти, поступившего из окружающего мира в данный момент, и материала, касающегося выполнения данного действия, поступившего из долговременной памяти.

По длительности хранения информации и своим свойствам этот вид памяти занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала.

В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой и пр.).

Знания эти хранятся в преобразованном виде: более обобщенном и систематизированном. Они нужны человеку не только в данный момент, а в его жизни и деятельности вообще. При необходимости знания актуализируются в сознании человека и потом снова переходят в долговременную память. Именно поэтому человек и не осознает в каждый момент всего, что хранится в его долговременной памяти, арсенале его знаний.

Генетическая память: информация хранится в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. На генетическую память невозможно оказывать влияние через обучение и воспитание.

Биологическим механизмом запоминания информации являются мутации и связанные с ними изменения генных структур.

По степени участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на непроизвольную и произвольную.

Непроизвольная память: запоминание и воспроизведение происходит автоматически, без особых усилий, без постановки мнемической задачи на запоминание, узнавание, сохранение и воспроизведение. Это часто касается неудачных поступков, тяжелых событий. Следует особо подчеркнуть, что непроизвольно лучше запоминается тот материал, с которым связана интересная, сложная умственная работа, и которая для человека имеет большое значение.

В произвольной памяти процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий. Человек намеренно, по своему усмотрению, что-то запоминает и воспроизводит, то есть направляет свою активность на достижение поставленной цели.

Л. В. Черемошкина предлагает выделять два основных вида памяти:

  • природная память – это непосредственная кратковременная непроизвольная память, основа нашей памяти, наиболее развитая у детей 6-7 летнего возраста;
  • культурная память – это опосредованная долговременная произвольная память, надстройка над природной памятью, ее усовершенствование возможно за счет приемов запоминания.

Процессами памяти являются запоминание, сохранение, забывание, узнавание, воспроизведение.

Запоминание всегда избирательно. Запоминается не все, что воздействует на наши органы чувств, а лишь то, с чем человек действует.

Эффективность запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности (в этом и состоит сущность деятельности концепции памяти).

Запоминание – это процессы памяти, в результате которых происходят закрепление нового материала путем связывания его с приобретенным ранее.

Материал, который занимает различное место в деятельности, приобретает и различное значение для человека.

Непроизвольно лучше запоминается тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним (выделение смысловых блоков, составление плана).

Произвольное запоминание характеризуется наличием сознательной цели - запомнить материал. Для этого организуется процесс заучивания, используются специальные приемы, которые обусловлены выбором способа запоминания. В основе способа запоминания лежат связи, устанавливаемые между отдельными частями материала в процессе заучивания.

По характеру связей, устанавливаемых между новым материалом и знаниями, уже приобретенными в прошлом опыте, выделяют два способа запоминания: механическое и осмысленное.

Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть – к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понятно. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты лучше более чем в 20 раз. Осмысленное запоминание основано на установлении смысловых связей нового материала с уже известным материалом. В случае механического запоминания устанавливаются ассоциации по смежности путем многократного повторения. Такое запоминание материала обычно приводит к формальному усвоению знаний. Оно неэкономно, так как требует много времени.

Ведущую роль в обучении и воспитании занимает осмысленное запоминание. Но механическое запоминание все же необходимо при изучении слов иностранного языка, названий единиц в метрических системах.

В процессе осмысленного запоминания также могут потребоваться повторения, если материал очень велик.

Основные приемы запоминания:

Составление плана заучиваемого материала:

а) разбивка материала на составные части;

б) придумывание заглавий или выделение опорного пункта, с которым ассоциируется все содержание данной части материала;

в) связывание частей по их заглавиям в единую цепь ассоциаций.

Сравнение , которое предполагает выделение общих и особенных моментов в отдельных частях материала. Запоминание объектов осуществляется тем быстрее прочнее, чем резче выступают различия между ними.

Классификация (распределение материала на определенные части, классы, например: выделение животных и растений, имен мужских и женских, предметов по цвету.)

Систематизация материала. Эти приемы произвольного запоминания основаны на ассоциации по сходству и по контрасту.

Опора на образные связи . Там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который запоминается.

Прочность и полнота запоминания в значительной степени зависят от организации повторений . Успех заучивания зависит не от количества повторений, а от того,как они распределены во времени. Распределенное повторение (с перерывом в несколько часов или даже через день) более продуктивно, чем сплошное, без перерыва.

Запоминание позволяет воспроизводить без искажений материал лишь только в первые часы после заучивания. Затем, если человек не работает с этим материалом, он обычно постепенно забывается. Сохранение и забывание – это два взаимосвязанных процесса. От их протекания зависит, что же останется у нас в памяти.

Сохранение это процесс удерживания заученного в памяти. С физиологической точки зрения это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкреплений.

Ряд факторов способствует сохранению информации:

  • глубина понимания;
  • установка (значимость информации);
  • применение усвоенных знаний;
  • повторение (степень использования материала в деятельности личности).

Если применять знания в различных задачах, построенных с учетом названных выше закономерностей непроизвольного запоминания, то происходит не только подкрепление связей, способствующих упрочению первых.

Забывание – это естественный процесс. Физиологическая основа забывания - торможение временных связей. Забывается прежде всего то, что не имеет для человека жизненно важного значения, не вызывает интереса. В этом случае быстро развивается угасательное торможение.

Избирательность забывания проявляется и в том, что детали забываются скорее, а общие положения и выводы сохраняются в памяти дольше.

Забывание может быть полным и частичным. При полном забывании материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание происходит тогда, когда человек воспроизводит материал не весь или с ошибками.

Процесс забывания протекает неравномерно: в течение первых 5 дней после заучивания забывание идет быстрее, чем в последующие 5 дней.

Воспроизведение и узнавание – это процессы актуализации ранее воспринятого материала. При воспроизведении актуализация происходит без повторного восприятия. При узнавании актуализация осуществляется при повторном восприятии.

В случае непроизвольного воспроизведения человек не имеет цели вспомнить ранее воспринятые события, предметы, явления. Их образы всплывают сами собой.

Произвольное воспроизведение - это целенаправленный про­цесс восстановления в сознании прошлых чувств, действий, приобретенных знаний. Произвольное воспроизведение может происходить легко, а иногда требует значительных усилий.

Сознательное воспроизведение, требующее волевых усилий называется припоминанием. Припоминание является сложным умственным действием. Умению припоминать, так же как запоминать и сохранять в памяти, следует учиться. Успешность процесса припоминания зависит от того, насколько четко сознается содержание задачи по усвоению материала.

Если при припоминании возникают трудности, то необходимо идти от широкого круга знаний к более узкому. Нужно использовать сопоставление, сравнение, ассоциации с тем, что следует воспроизвести. Можно порекомендовать и специальные приемы:

  • составление плана припоминаемого материала;
  • активное вызывание в себе образов соответствующих объектов опосредующих ассоциаций, что способствует успешности припоминания

Продуктивность памяти определяется такими качествами, как быстрота (скорость) запоминания, точность воспроизведения, прочность сохранения, готовность к воспроизведению.

Скорость запоминания определяется числом повторений, необходимых человеку для запоминания определенного объема материала.

Точность воспроизведения определяется процентным соотношением правильно воспроизведенного материала ко всему объему воспроизводимого материала.

Прочность выражается в сохранении заученного материала и в скорости забывания.

Готовность к воспроизведению проявляется в том, насколько человек может легко и быстро припомнить в нужный момент то, что ему необходимо.

Каждый из этих показателей характеризует какой-то определенный процесс памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение.

Наиболее распространена типология памяти , связанная с быстротой запоминания и прочностью сохранения материала.

Выделяют четыре вида памяти:

  • быстрое запоминание сочетается с медленным забывание;
  • медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;
  • быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;
  • медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием;

Оптимальным является первый тип памяти.

Представителям второго типа приходится больше времени затрачивать на заучивание. Но материал у них хранится долго.

Люди, имеющие третий тип памяти, быстро запоминают, но, удовлетворившись быстрым запоминанием, они не повторяют материал, что приводит к ухудшению его сохранения, снижению продуктивности памяти. Таких людей нужно ориентировать на повторение материала с целью повышения прочности сохранения.

Четвертый тип обладает самой низкой продуктивностью памяти. Затратив много времени на заучивание, представители этого типа быстро забывают материал. Таких людей надо учить преодолевать недостатки в памяти, организуя процесс заучивания и повторения.

Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

  • наглядно-образный;
  • словесно-логический;
  • промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие - на слух, третьи - при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни.

ВЫВОД:

Память является одним из основных свойств личности.

Память - это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей; это следовая форма психического отражения прошлого, заключающаяся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого.

Память участвует в акте восприятия. В основе памяти лежат ассоциации, или связи. В памяти человека соединяются явления и предметы, связанные в действительности.

Запомнить что-то - значит, связать запоминание с уже известным, образовать ассоциацию. С физиологической точки зрения ассоциация - это временная нервная связь. Для образования ассоциаций требуются повторения. Иногда связь возникает сразу, если в коре больших полушарий мозга появился сильный очаг возбуждения, облегчающий образование ассоциаций.

Все виды памяти могут быть, классифицированы по трем основным критериям:

  • по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической деятельности;
  • по степени волевой регуляции памяти;
  • по продолжительности сохранения и закрепления материала в памяти.

Литература

  1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. - 1976. - №4. - С. 23-31.
  2. Власова Т.А., Повзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973
  3. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста. М., 1996.
  4. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. - М, 1985.
  5. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. - М., 1961.
  6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. М.: Просвещение, 1985.
  7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В. В. Петрусинского. М.: Прометей, 1991. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. М.; Высшая школа, 1989.
  9. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  10. Лебедева С.О. О возможностях развития образной памяти // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 8. - С. 52-54.
  11. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – м. 1991.
  12. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М.: Центр Эйдос, 1991.
  13. Немов Р.С. Психология в 3-х т. T. 1, 3. M., 1993.
  14. Психология дошкольника. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. М.: Академия, 1998.
  15. .Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. 2-е изд. Кн. I.Система работы психолога с детьми разного возраста. М.: Владос, 1998.
  16. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника – М. 1979.
  17. Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок//Дошкольное воспитание. - 1986. - № 3. - С. 30-33.
  18. Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памяти у детей раннего возраста //Вопросы психологии. - 1979.- №4.-С. 127-130.
  19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996.
  20. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для дошкольников. Ярославль: Академия развития, 1997.
  21. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. М.: Академия, 1998.
  22. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. М.: Академия, 1997.
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии – М. 1998.
  24. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития, 1996.

Виды памяти в психологии и их краткая характеристика, а также зачем человеку каждый из этих видов, это те темы, которые подробно изложены в статье. Возможно, дочитав до конца, сложные и загадочные процессы человеческой памяти, станут для вас понятны и просты.

Для чего человеку нужна память

Память - наиболее наглядное и в то же время наиболее загадочное свойство человеческой психики. Здесь нам могут возразить: «Как это наиболее загадочное свойство? Ведь помнить свое имя, фамилию, день рождения, лица близких, обстановку в родном доме так же просто и естественно, как дышать, двигаться, улыбаться…»

Однако оглянитесь на пройденный жизненный путь: годы разительно изменили вас, но вы помните себя и в пять, и в десять, и в тридцать лет. Благодаря этому знанию, своей, личной истории, вы сохраняете ощущение индивидуальности. Не будь памяти, жизнь ваша превратилась бы в хаос без прошлого, настоящего и будущего, вы уподобились бы бабочкам-однодневкам, не знающим ни предков, ни потомков, ни встреч, ни расставаний.

Вот почему с полным основанием можно сказать: память - одна из фундаментальнейших основ нашей личности!

Без памяти никогда не появился бы разум. Это, с точки зрения эволюционно-исторических позиций. А с точки зрения развития, отдельного индивида, любое обучение, приобретение жизненного опыта, знаний немыслимо без процессов запоминания.

Какие виды памяти, в психологии человека, наиболее значимы для его жизни

Однако каким же образом происходит накопление знаний? Есть ли предел этому накоплению? Какие отделы нервной системы определяют работу памяти? Эти и многие другие вопросы долгое время оставались неразрешенными. Ответа на них ожидала не только наука, но и практика.

Весьма распространено сравнение памяти с книгой, куда жизнь записывает самые разнообразные события, факты, сведения, фиксирует их прочно, на всю жизнь.

Попытаемся разобраться в этом сравнении. Ведь здесь многое вызывает возражение, а именно: записывает ли знания, помимо нашей воли, сама жизнь или мы сами сознательно что-то запоминаем?

В психологии давно принято различать непроизвольное и произвольное запоминание. И вот почему.

Ребенок многие явления фиксирует механически. С возрастом механическое запоминание уступает место целеустремленному, сознательному. (На этом, собственно, и построено обучение в школе.) Но, какой объем информации может запомнить человек произвольно? Имеется ли этому предел? А если имеется, то, каким способом лучше и быстрее запомнить материал?

Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо сделать несколько уточнений.

Во-первых , о каком запоминании материала идет речь? Ведь запоминают одни механически, не задумываясь в смысл, другие осмысленно, с пониманием сути. И не думайте, что механическое запоминание проще. Попробуйте прочитать своему малышу отрывки из сугубо научной статьи и из детской книжки. Сразу же выяснится, что понятное усваивается значительно легче, что зазубренные знания непрочны и к тому же ими трудно воспользоваться.

Стало быть, произвольное запоминание может быть механическим и осмысленным . В зависимости от этого усложняется или облегчается усвоение материала.

Во-вторых , качество и темпы усвоения зависят от самого материала. Одно дело - запомнить осмысленно содержание двадцати страниц из учебника физики и другое - какого-либо художественного романа. Но и при механическом запоминании степень сложности материала может быть различной (например, ряд из пяти или из двадцати слов).

В таком случае уже говорят об условном измерении объема памяти , о произвольной механической памяти, но не памяти вообще.

Эксперименты показывают, что в течение 30 минут человек может запомнить не более двух-трех десятков слов.

Быстрота и прочность запоминания зависят еще от того, насколько развита зрительная память или слуховая . Один и тот же текст в зависимости от способа ознакомления - на слух или при самостоятельном чтении - разными людьми усваивается неодинаково. Здесь, вероятно, имеет значение не только сам факт преобладания зрительной или слуховой памяти, но и дополнительные моменты. Что это за дополнительные моменты, попробуем разобраться.

Чтобы хорошо запомнить материал, человек должен сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание. Это состояние собранности у одних легче возникает при самостоятельном чтении, у других - при прослушивании текста. К тому же определенную роль здесь играет и выраженность процессов непроизвольного запоминания, протекающих одновременно с запоминанием произвольным, как эмоциональная окраска голоса, тембр (если текст усваивается на слух), как наглядный текст (если текст усваивается зрительно).

Яркие, впечатляющие события - весьма существенный фактор запоминания. Даже сложный материал, если его представить эмоционально, живо, интересно, усваивается легко и достаточно прочно. К примеру, занятие по обучению детей счету. Гораздо быстрее осваивается материал в процессе игры, чем при простом объяснении.

Подкрепляющая роль эмоций, вероятно, связана с тем, что эмоциональное переживание способствует оживлению процессов непроизвольного запоминания - в памяти откладывается масса деталей, второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Иначе говоря, эмоционально насыщенное событие способствует образованию большого количества ассоциаций - связей с самыми различными внешними и внутренними воздействиями. В памяти словно застревает множество осколков, и по каждому из них можно восстановить событие целиком.

Правда, здесь следует указать на одно не совсем понятное явление: наши воспоминания о раннем детстве скудны, обрывочны, но главное, весьма часто незначительны по содержанию, скажем, обвалившийся угол дома, большая лужа, по которой можно было ходить босиком, бабушка, расчесывающая волосы.

Быть может, в ту далекую пору эти примеры, это действие чем-то и поразило нас, а вот став взрослым, сохранили в памяти лишь факт, образ. Трудно ответить на этот вопрос.

Можно предположить одно: в силу того, что у маленьких детей преобладает непроизвольное запоминание , оставшиеся осколки воспоминаний утратили связь с сущностью происходивших когда-то событий и поэтому сейчас неясен их смысл. Именно предположить, так как точного ответа наука здесь еще дать не может. Вот поэтому сравнение памяти с книгой можно считать поверхностным. Получается, что в книгу-память можно записывать разными способами, разными красками, подробно и сокращенно, «открытым текстом» и зашифровано, с интересом и без него, причем отчасти сознательно, отчасти непроизвольно.

Как мы забываем и вспоминаем? - Загадочные свойства нашей памяти

Несовершенство сравнения становится еще более очевидным, если задать вопрос: «А как мы забываем?» Да, да! Как мы забываем? Многое мы произвольно запоминаем. Однако произвольно забыть ничего нельзя.

Стало быть, забывание происходит помимо нашей воли. Что оно означает? Безвозвратно утраченные страницы из книги-памяти или же страницы, которые продолжают существовать, но просто мы не можем их найти?

Вопрос в такой плоскости приводит к выводу: мы вообще ничего не забываем, мы лишь не в состоянии вспомнить, т. е. найти в памяти. Отсюда возникает еще один вопрос: «А как мы вспоминаем?» Тут уж сравнение с книгой совсем никуда не годится. Вспоминать что-либо путем перелистывания страниц памяти - дело длительное и чревато ошибками. Попробуйте-ка разобраться во всей массе фактов, явлений, событий, накопившихся за долгие годы!

Допустим, все ваши знания каким-то образом рассортированы в книге, распределены на главы, разделы, подразделы, как в справочнике. Но тогда, кто-то внутри нас должен знать, как устроен этот справочник, чтобы сразу открыть нужную страницу. Значит, где-то должна еще быть память о том, как устроена наша память. Так сказать, память - дежурный администратор.

Память - дежурный администратор подкрепляется еще и чувством уверенности. Вот вас спрашивают: «Где отдыхали прошлым летом?» - «На Черном море». - «А, может, ошибаетесь? Может, вы были на Байкале или в Прибалтике?» - «Как можно такое забыть или перепутать?» Вам и в голову не придет усомниться в правоте своих слов. А все потому, что существует еще и память-контролер , проверяющая правильность поиска необходимых воспоминаний, правильность ответов.

Таким образом, мы ввели уже три «действующих лица»: память — хранилище , память - дежурный администратор и память — контролер . Однако и эти «действующие лица» не могут объяснить всех событий, происходящих при упоминании и воспоминании.

Представим себе такую ситуацию. Группе людей задается вопрос? «В каком году родился П. И. Чайковский?» Ответы могут быть различными, но особый интерес представляют два варианта, первый, мгновенный: «Не знаю и никогда не знал»; второй, после некоторого раздумья: «Когда-то знал, но сейчас не помню».

В первом случае человек каким-то образом моментально установил, что нужной информации в его памяти не имеется. Как он это сделал? Можно допустить, что память-администратор с бешеной скоростью проверила все места, где могли бы храниться необходимые сведения. Тогда придется также предположить, что наша память-хранилище - это непросто книга типа справочника, но целая библиотека с очень совершенным каталогом, в котором, скажем, есть рубрика: «Чайковский Петр Ильич, композитор». Но все равно нужно найти нужную рубрику, а по ней направлять и дальнейший поиск. И тогда, быть может, придется заглянуть в такие резервы, как, например, «Великие композиторы», «История музыкального «искусства», «Выдающиеся произведения классической музыки», «Культурная жизнь России XIX века» и т. д.

Возможно ли осуществить столько действий за какие-то мгновения? И совершаются ли они вообще? Ведь каждый из нас на собственном опыте может представить себе состояние, когда мы пытаемся что-то вспомнить. Но если наверняка чего-то не знаем, то и вспомнить не пытаемся. Вся задача в том, как же мы догадываемся, что на иной вопрос ответить не в состоянии. Быть может, существует еще один вид памяти - о том, чего мы не знаем. Получается трудная ситуация: чтобы сознаться в своем незнании, нужно либо отчетливо представлять себе всю сферу своих знаний, либо каким-то чутьем угадывать свое бессилие в данном вопросе.

Но перейдем ко второму варианту: человек говорит, что когда-то знал, но сейчас не помнит. Поэтому и делает попытку вспомнить, то безуспешно. Следовательно, он уверен в том, что когда-то располагал необходимой информацией, а сейчас эти сведения или исчезли совсем, или временно затерялись в его памяти. И здесь получается: помимо памяти, как непосредственного знания, есть память о том, что эти знания у нас имеются или имелись.

Например, когда-то увлекались фотографией, знали все марки фотоаппаратов, все составы проявителей. А сейчас позабыли.

Итак, память об отсутствующем знании, об утраченном знании, дежурная, контролирующая, сохраняющая память… Не слишком ли много разновидностей? Причем все эти разновидности взаимодействуют очень тонко и слаженно. Значит, необходим еще и какой-то координирующий механизм.

Да, предположений гораздо больше, чем ответов. И все же наблюдения за больными, страдающими расстройством памяти, специальные психологические эксперименты позволили раскрыть некоторые реальные механизмы этого загадочного свойства психики. Однако, эта тема для отдельной статьи.

Заключение

Так как статья не научная, а информационная, то и виды памяти, в психологии человека, в ней рассматривались, с точки зрения интереса, к самому процессу и механизмам, запускающим его.

Загадки человеческой памяти ещё долго будут терзать умы научного мира. Однако, уже сейчас становится понятно, насколько сложна и многогранна наша память. Изучая и рассуждая о её свойствах, мы с интересом открываем загадки природы человека.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.

Что такое память человека?

Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.

В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?

Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования . В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.

Виды памяти по способу запоминания.

Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.

Итак, по порядку:

1 блок. Предмет запоминания.

* Образная память . Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.

* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.

* Эмоциональная память . Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.

* Двигательная (моторная) память . Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.

2 блок. Способ запоминания.

* Произвольная память . При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.

* Непроизвольная память . В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.

3 блок. Время запоминания.

* Кратковременная память . Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».

* Долговременная память . Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.

* Промежуточная память . Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».

* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.

* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.

Лучшие статьи по теме