Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Теплый дом
  • Строение опорно двигательной системы беспозвоночных животных. Опорно-двигательная система. Задание для студентов

Строение опорно двигательной системы беспозвоночных животных. Опорно-двигательная система. Задание для студентов

ОДА претерпел большие эволюционные преобразования в связи с: 1) Сменой сред обитания. 2) Изменением форм локомоции (передвижение). У хордовых скелет – внутренний. Внешний – у членистоногих. По строениям и функциям подразделяется на: 1) Осевой. 2) Скелет конечностей. 3) Скелет головы.

Осевой скелет

В подтипе бесчерепные имеется осевой скелет в виде хорды. Хорда сохраняется только у круглоротых и некоторых рыб. У человека сохраняются рудименты хорды в виде nucleus pulposus межпозвоночных дисков. Сохранение избыточного хордального материала чревато развитием у человека опухолей – хордом. У позвоночных хорда замещается позвонками, развивающимися из склеротомов сомитов и функционально заменяется позвоночным столбом (субституция). Замена хрящевой ткани на костную и дифференцировка позвоночника на отделы. Онтогенез осевого скелета рекапитулирует основные филогенетические стадии его становления: в период нейруляции закладывается хорда, замещающаяся сначала хрящевым, а затем костным позвоночником. На шейных, грудных и поясничных позвонках развивается по паре ребер. Атавистические пороки развития: 1) Несрастание остистых отростков позвонков приводит к спинномозговой грыже. 2) Персистирование (сохранение) хвоста. 3) Сохранение шейных и поясничных ребер.

Скелет головы

Продолжением осевого скелета является осевой (или мозговой) череп, служащий для защиты головного мозга и органов чувств. Рядом с ним развивается висцеральный (лицевой) череп, образует опору передней части пищеварительной трубки. Обе части черепа развиваются из разных зачатков. Филогенетически мозговой череп прошел 3 стадии развития: перепончатая (у круглоротых), хрящевая (акуловые и осетровые), костная (все остальные классы). Кости мозгового черепа в процессе эволюции претерпевают олигомеризацию (уменьшение в числе).

Аномалии мозгового черепа: наличие межтеменных костей, двухлобных костей (две лобные кости с метопическим швом между ними).

Висцеральный череп

Его эволюция-уменьшение числа дуг и превращение части дуг в косточки слух апп. В. Ч. формируется из мезанхимы эктодермального происхождения, которое образует дужки в промежутках между жаберными щелями глотки. Первые две дужки дают начало челюстной и подъязычной дугам взрослых животных. Следующие 4-5 пар – опора для жабр, называются жаберными. Челюстная дуга состоит из двух хрящей: верхний (небно-квадратный – первичная верхняя челюсть), нижний (Меккелев – первичная нижняя челюсть). Подъязычная дуга состоит из гиомандибулярного хряща (срастается с основанием мозгового черепа) и гиоида (соединен с Меккелевым хрящом). Т.е. у хрящевых рыб первичные челюсти соединены с осевым черепом через подъязычную дугу, в которой гиомандибулярный хрящ выполняет роль подвеска к мозговому черепу - это гиостильный тип соединения черепа (гиостилия). У костных рыб первичные челюсти замещаются вторичными из накладных костей, череп гиостильный. Земноводные – жаберные дуги частично редуцируются, а частично входят в состав хрящевого аппарата гортани. Челюстная дуга небно-квадратным хрящом полностью срастается с основанием мозгового черепа. Череп аутостильный. Гиомандибулярный хрящ освобождается от функции подвеска и располагается в области первой жаберной щели внутри слуховой капсулы, выполняя функцию слуховой косточки – столбика. Пресмыкающиеся – череп аутостилен. Характерна высокая степень окостенения, часть хрящевого материла жаберных дуг входит в состав гортани и трахеи. Млекопитающие – нижняя челюсть сочленяется с височной костью сложным суставом, позволяющим совершать сложные жевательные движения. Слуховая косточка - столбик, характерная для земноводных и пресмыкающихся, превращается в стремечко, а рудименты небно-квадратного и Меккелевого хрящей преобразуются в наковальню и молоточек, создается единая функциональная цепь из трех косточек. Пороки висцерального черепа – 1) расположение в барабанной полости только одной слуховой косточки столбика.

Пороки развития конечностей – полидактелия, полифалангия, врожденное высокое стояние лопатки (сопровождется аномалиями ребер, грудного отдела позвоночника и деформацией лопаток).

В процессе антропогенеза развились особенности скелета, характерные только для человека: 1) изменение стопы. 2) появление S-образного изгиба позвоночника. 3) Резкое уменьшение лицевого черепа и увеличение мозгового. 4) Смещение большого затылочного отверстия кпереди. 5) Специализация передних конечностей как органов труда. 6) подбородочный выступ. Адаптации к прямохождению имеют относительный характер. При большой физической нагрузке возможно смещение позвонков или межпозвонковых дисков. У ног – нарушение венозного оттока. Аномалии скелета, характерные для человека: врожденное плоскостопие, косолапость, узкая грудная клетка, отсутствие подбородочного выступа).

Cлайд 1

ЭВОЛЮЦИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ ОДС: Движение тела, Опора и защита внутренних органов Задание по §37 1. Запишите органы ОДС у беспозвоночных животных. 2. У каких животных есть наружный скелет, каковы его недостатки? 3. У каких животных есть внутренний скелет, каковы его преимущества? 4.Из каких частей состоят скелеты Хордовых животных. Прочитайте текст «Знаете ли вы, что…»

Cлайд 2

ЭВОЛЮЦИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФУНКЦИИ ОДС: Движение тела, опора и защита внутренних органов Эволюция органов опоры и движения беспозвоночных Простейшие - клеточная оболочка, жгутики, реснички Кишечнополостные- кожно-мускульные клетки Плоские черви- КММ Круглые черви- КММ Кольчатые черви- КММ Тип Моллюски- мускулистые ноги Тип Членистоногие- наружный скелет – хитиновый покров. Мускулатура прикреплена изнутри к покрову. Наружный скелет разнообразил движения в различных средах обитания, но он не растяжим и ограничивает размеры тела.

Cлайд 3

Cлайд 4

ХОРДОВЫЕ ЖИВОТНЫЕ ИМЕЮТ ВНУТРЕННИЙ СКЕЛЕТ СКЕЛЕТ – СОВОКУПНОСТЬ КОСТЕЙ, ХРЯЩЕЙ, СВЯЗОК, СУСТАВОВ. К СКЕЛЕТУ ПРИКРЕПЛЯЮТСЯ МЫШЦЫ. ЛАНЦЕТНИКИ – хорда + мускулатура РЫБЫ- череп + позвоночник из 2-х отделов + скелет плавников + мускулатура ЗЕМНОВОДНЫЕ - череп + позвоночник из 3-х отделов +скелет конечностей + мускулатура ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ПТИЦЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ - череп + позвоночник из 5 отделов + грудная клетка + скелеты конечностей + мускулатура. Министерство образования

Урок по биологии в 7 классе по теме

«ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА»

Подготовила и провела: Ременщикова Е.В.

Задачи: познакомить учащихся со строением и функцией опорно-двигательной системы у разных групп животных, с направлением эволюции опорно-

Двигательной системы.

Оборудование : рисунки с изображениями опорно-двигательной системы, карточки,

Таблица «Сравнительная характеристика классов», тесты, натура-

Ральный объект (рыбные позвонки с ребрами)

Ход урока. I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний


  1. Тест «Системы органов» (см. приложение).

  2. Карточки «Вставьте пропущенное слово»

  3. Рабочая тетрадь. Задание 1,2 стр. 101-102.

  4. Индивидуальный опрос.
- Какие способы передвижения свойственны животным?

С помощью каких органов перемещения эвглена, инфузория-туфелька, краб,

Стрекоза?

III. Изучение нового материала


  1. Значение опорно - двигательная системы . (Объяснение учителя.)
Я опору тела составляю, ходить, бегать, прыгать помогаю.

(скелет.)

В процессе эволюции животные освоили все новые и новые территории, виды пищи, приспособились к изменяющимся условиям жизни. Эволюция постепенно меняла облик животных. Для того чтобы выжить, необходимо было активнее искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечивать все эти эволюционные изменения.

Опорно-двигательные структуры животных и их скелеты выполняют сходные функции:

Опора тела

Защиты внутренних органов

Перемещения тела в пространстве.

2. Опорные структуры одноклеточных животных .

Вспомните и назовите изученные классы животных в направлении усложнения строения, высокоорганизованности. (простейшие - амеба, эвглена, инфузория-туфелька; многоклеточные Беспозвоночные: плоские, круглые, кольчатые черви, членистоногие; Позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

Вывешивается на доске рис. Животных названных классов.

Самые примитивные простейшие – корненожки (амеба), которые еще не имеют опорных структур, медленно передвигаются, перетекая с помощью ложноножек и постоянно меняя форму тела.

Первая появившаяся у животных опорная структура – оболочка клетки. Она позволила организму повысить скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек (выростов на оболочке). Например, эвглены, инфузории


  1. Опорные структуры многоклеточных беспозвоночных.
- Давайте, ребята, вспомним каковы способы передвижения тела у плоских, круглых и кольчатых червей? (за счет сокращения продольных мышц или поочередного сокращения продольных и поперечных мышц с использованием щетинок).

Они же выполняют опорную функцию скелета. Назовите покровы членистоногих (насекомых, паукообразных, ракообразных)? (хитиновый панцирь пропитанный известью).

Он служит прочным НАРУЖНЫМ СКЕЛЕТОМ. К наружному скелету беспозвоночных прикрепляются мышцы, что обеспечивает передвижение этих животных. Членистоногие – не случайно самая многочисленная группа животных. Наружный скелет позволил им освоить новые способы перемещений, например прыжки и полет.

Наружный скелет помимо достоинств имеет и существенные недостатки.

Вспомните, как и у каких животных происходит линька?

(Например, он не растет вместе с животным: для роста тела необходимо сбросить жесткий наружный покров, быстро подрасти и образовать новый наружный скелет. Так происходит линька.)

Во время роста животное, лишенное скелета, совершенно беззащитно и может стать легкой добычей даже для своих сородичей (раки, крабы, креветки). Кроме того, наружный скелет ограничивает размеры тела, особенно у сухопутных животных.

4.Внутренний скелет хордовых животных.

ВНУТРЕННИЙ СКЕЛЕТ лишен этих недостатков, он растет вместе с животным позволяет специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела (РЫБА-МЕЧ, СОКОЛ-САПСАН, ГЕПАРД).

Образования скелета: кости, хрящи, сухожилия;

Соединения частей скелета: неподвижные и подвижные (суставы);

Части скелета: осевой, конечности, череп;

Особенности осевого скелета низших и высших хордовых:

У НИЗШИХ – представляет собой вытянутый, упругий стержень – ХОРДУ.

У высокоорганизованных ПОЗВОНОЧНЫХ животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих – достаточно хорошо развит ПОЗВОНОЧНИК, состоящий из хрящевых или костных позвонков.

Демонстрация позвонков рыб и млекопитающих.

Каждый позвоночник состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы верхних дуг позвонков, срастаясь между собой, образуют канал, в котором располагается спинной мозг. Концам нижних дуг прикрепляются ребра.

- самостоятельное чтение учащихся текста на стр.194-195 от слов «скелет большинства позвоночных… до у земноводных в связи

Из каких частей состоит скелет рыб?

СКЕЛЕТ РЫБЫ: череп,

Позвоночник состоит из 2 отделов:

туловищного и хвостового,

Скелеты плавников.

-самостоятельное чтение уч-ся текста на стр 195 от слов «У земноводных в связи.. до в хвостовом отделе

Из каких частей состоит скелет земноводных?

У ЗЕМНОВОДНЫХ: череп, шейный отдел позвоночника (1)

Туловищный отдел,

Крестец,

Хвостовой отдел (у хвостатых амфибий ),

Тазовые кости,

кости передних конечностей (плечо, предплечье, кисть ),

кости задних конечностей (бедро, голень, стопа).

- ^ Самостоятельное чтение уч-ся текста на стр.195-196 от слов «позвоночник пресмыкающихся… до слов …заглатывать крупную добычу ».

Из каких частей состоит скелет пресмыкающихся?

У ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ: череп,

Шейный отдел позвоночника,

Грудной,

Поясничный,

Крестцовый,

Хвостовой.

Скелет передних конечностей (кроме змей )

Скелет задних конечностей (кроме змей ).

^ Самостоятельное чтение уч-ся текста на стр. 197 от слов «..позвоночник птиц.. до слов … многие из них полые внутри.»

Из каких частей состоит скелет птиц?

У ПТИЦ: череп,

Шейный отдел (от 2 до 25 ),

Грудной отдел (киль ),

Пояснично-крестцовый отдел;

Хвостовой отдел;

Скелет верхних конечностей (плечо, предплечье, кисть).

Скелет нижних конечностей (бедро, голень, цевка,стопа).

- Самостоятельное чтение уч-ся на стр. 197-198 от слов «..позвоночник млекопитающих.. до конца текста.

- Из каких частей состоит скелет млекопитающих?

У МЛЕКОПИТАЮЩИХ: череп (лицевой и мозговой отдел ),

шейный отдел позвоночника,

Грудной,

Поясничный,

Крестцовый,

Хвостовой,

скелет верхних конечностей

(плечо предплечье, кисть ),

скелет нижних конечностей

(бедро, голень, стопа )

пояс задних конечностей

(тазовые кости сросшиеся с крестцовым отделом),

пояс передних конечностей

(ключица и лопатка ).

IV. Обобщение

Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у всех животных организмов? (опорно-двигательные системы разных позвоночных удивительно сходны, а различия их связаны в основном со средой обитания – водной, наземной или воздушной).

В каком направлении идет изменение скелета у позвоночных животных? (эволюция строения животных шла в направлении усложнения ).

Что мы нового узнали сегодня на уроке?

Чему научились? (выявлять сходства и различия в строении тела животных).

V. Домашнее задание: п.37 Р. т. 4, 5,6,10.

VI. Подведение итогов урока.

У ПРОСТЕЙШИХ:

Оболочка клетки,

приспособления для передвижения :

Цитоплазмы, жгутиков, ресничек.

У ЧЛЕНИСТОНОГИХ:

наружный скелет

(хитиновый панцирь),

Приспособления передвижения – мышцы.

Развитие опорно-двигательной системы

Скелет и мышцы человека изменяются в течение жизни. В детстве, юношеском возрасте они быстро растут и развиваются. Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от полноценного питания, наличия в пище витаминов и минеральных солей. На развитие скелета влияет также двигательная активность человека. У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью, что содействует прочности прикрепления. Кроме того, надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут. Они крепче и прочнее.

Значение двигательной активности

Без движения нельзя представить жизнь и труд человека. Движения необходимы для его нормального физического и умственного развития.

В наше время значительную часть тяжелого физического труда взяли на себя различные машины и приспособления. Это привело к тому, что человек стал меньше двигаться, снизилась его мышечная нагрузка.

Ожирение сердца. Включения жира в мышечную ткань (показаны цифрами 1 и 2)

Недостаток движения, т. е. гиподинамия (буквально: снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение . Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

Значение тренировки мышц

При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода.

В организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее создаются новые вещества.

При несоответствии между поступлением питательных веществ и энерготратами избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он откладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая нередко замещает специализированные ткани (мышечную, печеночную и др.).

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом . Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет.

Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки затрачиваемые усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными. Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют росту и развитию мышц. Человек становится физически сильнее, выносливее.

Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу, а также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок. Первая группа препаратов получила название допингов . (Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено. Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм. За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.

Вещества второго типа используют в медицине, например при восстановлении мышечной деятельности после того, как снят гипс, наложенный после перелома кости. В спорте эти вещества находят ограниченное применение.

Как правильно распределить физические нагрузки? Надо ли выполнять силовые упражнения, едва проснувшись? Оказывается, нет. Цель утренней зарядки лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Обычно зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц. Зарядка начинается с потягивания, что способствует разминке мышц, суставов и связок. Затем выполняются упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, тазового пояса и ног. Заканчивается зарядка бегом на месте, ходьбой и дыхательными движениями, нормализующими кровообращение.

В комплекс физических упражнений обычно включают статические и динамические упражнения. К статическим относятся такие упражнения, как "ласточка", "позы йогов"; к динамическим - все упражнения, включающие те или иные движения. Статические упражнения развивают силу, выносливость, способность работать при недостатке кислорода, но они не могут развить быстроту, точность и целенаправленность движений. Это достигается с помощью динамических упражнений. Таким образом, статические и динамические упражнения дополняют друг друга и используются в нужном соотношении.

Один и тот же комплекс упражнений перестает оказывать влияние на организм человека, если он становится привычным. Поэтому раз в неделю комплекс упражнений обычно обновляют.

Основная задача уроков физической культуры в школе - научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при катании на лыжах и коньках, работе на спортивных снарядах. Но получить такую нагрузку, которая давала бы тренировочный эффект, на уроках физкультуры удается нечасто. Поэтому необходимы занятия спортом. Большое значение для каждого человека имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить из своих анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.

Развивая мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными, быстрыми и экономными. Вспомните, какими неловкими были ваши первые движения на коньках, велосипеде и какими они стали, когда вы научились хорошо кататься. Физические упражнения развивают грудную клетку, дыхательные мышцы, укрепляют сердце, улучшают работу пищеварительной системы.

Летом полезно плавать. При плавании работают все группы мышц. Плавание - прекрасное средство массажа тела и закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниям. Зимой непременно ходите на лыжах. При лыжном пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Для того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Тренировки повышают мышечную силу, способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных действий. Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета, на развитие всего организма. Усиленная мышечная работа способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки, улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит повышению жизнедеятельности всего организма.

Полезен для тренировки мышц и разнообразный физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры.

Скелет и мышцы изменяются в процессе всей жизни человека. Они совершенствуются при тренировках и деградируют при гиподинамии. Увеличение мышечной силы происходит при нагрузках, близких к предельным, достаточном питании и полноценном отдыхе.

"Эволюция опорно - двигательной системы животных."


Для того, чтобы выжить, животным надо было искать пищу, лучше прятаться или защищаться от врагов, перемещаться быстрее. Изменяясь вместе с организмом, опорно-двигательная система должна была обеспечить все эти эволюционные изменения.


Самые примитивные - корненожки, у которых нет опорной системы. Двигаются медленно, перетекая с помощью ложноножек, при этом постоянно меняют форму.


Впервые скорость движения изменяется у жгутиконосцев и инфузорий.


Наружный скелет сформировался у ракообразных, паукообразных и насекомых. Он представлен хитиновой кутикулой, хитиновым панцирем, который пропитан известью. К данному покрову прикрепляются мышцы, что позволяет передвигаться этим животным довольно быстро. Надо отметить, что наружный скелет имеет и свои недостатки: он не растет вместе с животным, и во время роста необходимо несколько раз линять животному, при этом животное становится совершенно беззащитным и становится легкой добычей для врагов.


Внутренний скелет лишен таких недостатков - он растет вместе с животным и позволяет еще более специализировать отдельные мышцы и их группы, достигая при этом рекордных скоростей перемещения тела. У всех хордовых внутренний скелет.


Скелет большинства позвоночных животных образован костями, хрящами, сухожилиями. Кости скелета могут соединяться либо неподвижно - срастаясь, либо подвижно - с помощью сустава.


В скелете различают следующие части: Осевой скелет; Скелет конечностей; Скелет черепа.


У рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих хорошо развит позвоночник, который состоит из позвонков.


Позвоночник рыб состоит из туловищного и хвостового отделов.


У земноводных в связи с водно-наземным образом жизни осевой скелет усложнился и представлен шейным отделом, состоящим из одного позвонка, туловищного - из семи позвонков с ребрами, которые оканчиваются свободно. Крестцовый отдел состоит из одного позвонка, к нему прикреплены кости таза. Хвостатые амфибии имеют несколько позвонков в хвостовом отделе.


Позвоночник пресмыкающихся имеет пять отделов: шейный; грудной; поясничный; крестцовый; хвостовой. В шейном отделе позвонки соединены подвижно. Они обеспечивают подвижность головы - необходимое условие существования на земле. Грудные и поясничные позвонки несут ребра. У некоторых ребра соединяются с грудиной, образуя грудную клетку, обеспечивает защиту органам и лучшее поступление воздуха в легкие. Крестцовый отдел состоит из двух позвонков. Хорошо развит хвостовой отдел.


У змей все отделы позвоночника несут ребра, кроме хвостового. Надо отметить, что ребра заканчиваются свободно, что позволяет им заглатывать крупную пищу.


Позвоночник птиц имеет пять отделов, как и у пресмыкающихся. В шейном отделе от 9 до 25 позвонков, соединенных подвижно. Сросшиеся грудные позвонки и ребра, соединенные с грудиной, образуют грудную клетку. Грудина многих птиц имеет особый выступ - киль. К килю прикрепляются мышцы, активно работающие при полете. Конечный грудной, поясничный, крестцовый и первый хвостовой позвонки срослись, создав мощный крестец, служащий для опоры задних конечностей, что повышает прочность скелета - приспособленность к полету. Кости птиц легкие, многие из них полые внутри.


Позвоночник млекопитающих также состоит из пяти отделов. Передние конечности состоят из плеча, предплечья, кисти. Задние конечности состоят из бедра, голени, стопы. Плечевая кость передней конечности прикрепляется к грудной клетке с помощью пояса передних конечностей, у некоторых животных он состоит из ключицы и лопаток (приматы), у других только лопатки, так как ключицы отсутствуют (собаки и непарнокопытные).


При помощи пояса задних конечностей, состоящего из тазовых костей, сросшихся с крестцовым отделом позвоночника, задние конечности прикрепляются к позвоночнику. Череп состоит из мозгового и лицевого отделов. В мозговом отделе располагается головной мозг.


Несмотря на некоторые различия, скелет выполняет сходные функции: опора тела; защита внутренних органов; перемещение тела в пространстве.

Лучшие статьи по теме