Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Полы
  • Основным этапом развития науки психология спорта является. Этапы становления и развития отечественной психологии физической культуры и спорта. Вклад А.Ц. Пуни и П.А. Рудика в развитие психологии физической культуры и спорта. Психологический анализ спортив

Основным этапом развития науки психология спорта является. Этапы становления и развития отечественной психологии физической культуры и спорта. Вклад А.Ц. Пуни и П.А. Рудика в развитие психологии физической культуры и спорта. Психологический анализ спортив

Первый этап (20-30 годы ХХ в.)- описательно-объяснительный (познавательно-описательный)- характеризовался стремлением найти место психологии в комплексном изучении вопросов физического воспитания и спорта. В первых работах, заложивших основы становления психологии ФКиС, велось накопление и описание научных фактов, выяснялись некоторые базовые психологические закономерности физического воспитания и спорта (влияние физических упражнений и спортивных соревнований на психическую сферу человека), изучались реакции в спорте.

Второй этап (30-40-е годы ХХв.)-становление психологии ФКиС - связан с определением предмета, проблематики, изучением психологических особенностей спортивной деятельности (общих и в конкретных видах спорта). Разрабатывались психологические основы спортивной тренировки (физической, технической, тактической подготовки спортсменов), а также особенности спортивного соревнования и личности спортсменов.

Третий этап (45-й-50-е годы ХХ в.)-утверждение психологии ФКиС- связан с признанием ее как учебной, научной и практической дисциплины (1952г.-защита первой докторской диссертации на тему «психология спорта2 А.Ц.Пуни.) Сформировались две научные школы: ленинградская (А.Ц.Пуни) и московская (П.А.Рудик). В институтах физической культуры психология ФКиС вошла в учебные планы. Первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх послужило толчком к изучению готовности спортсменов к соревнованиям, выделению морально-волевой подготовки в особый ее вид.

Четвертый этап (56-й-80-е годы ХХ в.)-развитие психологии ФКиС - характеризовался стремлением к обеспечению практики спорта (начало систематической помощи сборным командам по различным видам спорта), объединением усилий психологов (1956г. ,Ленинград – 1Всесоюзное совещание; 1965г.,Рим – 1 Международный конгресс). Началась разработка психодиагностики и социальной психологии в спорте. Определены: целостная концепция волевой подготовки, содержание психологической подготовки спортсмена, сформирована система комплексного психологического контроля и психологического обеспечения спортивной деятельности.

Пятый этап (с нач.90-х годов ХХв.)-современное состояние - связан с переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной карьеры (системе психологической помощи на всех этапах многолетней спортивной деятельности), укреплением международных связей психологов спорта. Характеризуя прикладной потенциал психологии ФКиС, можно констатировать возросший интерес к психологическим аспектам подготовки спортсменов со стороны специалистов разного профиля и создание психологической службы в сфере спорта.

Успехи отечественной спортивной психологии связаны с исследованиями А.Б.Алексеева, Н.К.Волкова, Б.А.Вяткина, Г.М.Гагаевой, Л.Д.Гиссена, А.Д.Тонюшкина, Г.Д.Горбунова, О.В.Дашкевича, Т.Т.Джамгарова, П.А.Жорова, Е.А.Калинина, Ю.Я.Киселена, Ю.А.Коломейцева, А.А.Лалаяна, В.Е.Медведева, И.М.Палея, Е.В.Плахтиенко, А.Ц.Пуни, А.В.Родионов, П.А.Рудика, О.А.Сиротина, Ю.А.Ханина, Н.А.Худадова, О.А.Черниковой, Б.И.Якубчика. Специалистам в нашей стране хорошо известны работы зарубежных психологов спорта: М.Ванека, Э.Василевски, Ф.Генова, Е.Геновой, Е.Гошака, П.Куната, Б.Д.Кретти, Р.Мартенса, К.Мацака, З.Мюллера, Б.Навроцкой, Л.Надори, Р.Найдифера, Б.Първанова, Г.Ридеоа, П.Рокушфалви, Ж.Риу, Р.Сингера, Г.Шиллинг, М.Эпуран, М.Яффи.

В развитии отечественной спортивной психологии можно выделить три основных этапа.

Этап зарождения характеризуется реализацией методологических и экспериментальных возможностей, заимствованных из общей психологии. В первых работах, заложивших основы становления спортивной психологии, четко прослеживается стремление к описанию особенностей спортивной деятельности с позиции достижений обшей психологии. При этом основной акцент был сделан на описании сложности спортивных действий в эмоциональном, волевом и познавательном плане. Несколько позднее началось изучение психических явлений спортивной деятельности: предстартовые и стартовые психические состояния, психотренинг, специфика сенсомоторного реагирования, автоматизация двигательного навыка. Начато изучение психологической специфики некоторых видов спорта. В результате сформировались две школы психологов спорта: московская и санкт-петербургская (ленинградская), возлагаемые соответственно П. А.Рудиком и А.Ц.Пуни.

Этап становления спортивной психологии может быть охарактеризован стремлением ее деятелей к обеспечению практики спортивной деятельности. Разрабатывался широкий круг вопросов, направленных на встраивание психологических достижений в культуру подготовки спортсменов и команд, где наряду с общефизической, специальной, технической, тактической была бы особо выделена психологическая подготовка. В русле этой идеи были определены психологические основы физической, технической и тактической подготовки, особенности достижения тренированности, спортивной формы, готовности к соревнованию, а также психологические предпосылки успешности соревновательной деятельности. Было продолжено изучение психологических особенностей различных видов спорта и развитие познавательных процессов. Изучались и возрастные особенности формирования двигательных навыков и психолого-педагогические условия успешного освоения спортивной деятельности.

Этап современного развития спортивной психологии характеризуется углублением теоретических основ научных исследований, обращением к категориям деятельности и личности спортсмена, особым вниманием к социально-психологическим проблемам спорта, в том числе межличностных отношений, психологии управления. Психологического мониторинга – регулярного наблюдения за динамикой психики. Расширяется круг исследований, реализующих комплексную и системную методологию, укрепляются международные связи психологов спорта. В период серьезных преобразований в социальной сфере спортивная психология не утратила ни одного из своих целевых направлений приоритетов и организованности. В настоящее время психология спорта ("спортивная психология" по терминологии 2-го Международного конгресса 1995 года в Москве) – вполне определившееся и признанное направление отечественной психологии. Российская ассоциация психологов физической культуры и спорта – член Международной ассоциации спортивной психологии.

Другие новости по теме:

  • 1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания
  • 1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта
  • 4.1. Психологические основы обучения и спортивного совершенствования
  • Начало академического изучения связывают с концом XIX - началом XX в. В 1891 г. немецкий врач Г. Кольб провел исследования гребцов во время гонок на 2000 м, выясняя особенности преодоления так называемой "мертвой точки". Он писал: "В конце второй минуты наступает момент, когда человек в обычной жизни при максимальном напряжении перестает действовать... Очень заметны явления одышки, дыхание становится глубоким и очень частым, как и деятельность сердца... Гребец продолжает грести, и этот "порог", как любят называть гребцы эту кажущуюся несостоятельность, преодолевается".

    Как таковой спортивной психологии еще не было, хотя термин "спортивная психология" впервые был употреблен уже в конце XIX в. бароном . Этот незаурядный человек, обучавшийся на философском факультете Сорбонны, глубоко интересовался историей и спортом. Закономерным стало посещение бароном места раскопок древней Олимпии. Действительно, тысячелетняя история Олимпийский игр не могла оставить равнодушным человека, увлекавшегося боксом и фехтованием, греблей и верховой ездой.

    Развитию современного спорта и спортивной науки во многом способствовали возрожденные Олимпийские игры. Их возрождение началось с организованных по инициативе де Кубертена Международного спортивного конгресса (Париж, 1894) и первых Олимпийских игр (Афины, 1896). Игры состоялись на стадионе, на котором в античные времена состязались афиняне. Пьер де Кубертен - автор олимпийской эмблемы из пяти переплетенных разноцветных колец, текста олимпийской клятвы, а также удивительно красивой традиции зажигать олимпийский огонь в Олимпии от солнечных лучей.

    В состав учредителей Международного олимпийского комитета, собравшегося в 1896 г. в Афинах, вошли представители Богемии, Германии, Греции, Венгрии, России и Франции. Нашу страну представлял генерал А. Д. Бутовский, который в конце XIX в. сделал большой вклад в создание российской системы подготовки специалистов в области физического воспитания.

    Время с начала XX в. и вплоть до Первой мировой войны оказалось крайне важным для развития спортивной психологии, ее структуры и, главное, отделения от других научных дисциплин. Не менее важным стало начало сотрудничества с теорией физической культуры и спорта.

    В этот период в общественной жизни развитых стран спорт и физическая культура приобрели все возрастающий статус. Физическое воспитание и физическая подготовка были приняты не только в армии, но и в школах (по крайней мере, для мальчиков и молодых людей). По всему миру создавались спортивные залы и клубы. Особенно хорошо была принята и быстро распространилась по всей Европе шведская спортивная система. Шведская система Пера Линга ориентировалась на применение в различных сферах деятельности: педагогической, военной, врачебной, эстетической, что делало ее прикладной и эффективной.

    Стремительное развитие спорта привело к необходимости научного сопровождения спортивной деятельности. Это инициировало проведение I международного конгресса спортивных психологов, который состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна. Прошедший в Лозанне конгресс во многом был организован по инициативе основателя современных Олимпийских игр. Следует отметить, что психологов как таковых на конгрессе практически не было, главную роль играли врачи. Медико-центрированный подход в спортивной психологии несколько разочаровал де Кубертена, который писал тогда, что хотел бы видеть спортивную медицину более заинтересованной в психологии.

    Позднее, А. Ц. Пуни в своих "Очерках" также отмечал, что на конгрессе не произошло признания спортивной психологии как специальной области научных психологических знаний. Действительно, этого не могло быть в силу хотя бы того, что спорт как явление был еще слабо развит, а вопросы психологии спорта являлись предметом интереса лишь отдельных общественных деятелей и ученых.

    В 1937 г. де Кубертен умер и был похоронен в Лозанне, где в настоящее время находится штаб-квартира МОК. Сердце его захоронено отдельно у руин античной Олимпии. Вскоре после его смерти первое международное объединение спортивных психологов распалось.

    Первая мировая война приостановила процесс развития спортивной психологии, однако период между двумя мировыми войнами (1918-1939) оказался весьма продуктивным этапом для развития спортивной психологии во многих странах мира. Так, в Германии появились не только университеты и институты физической культуры, но и соответствующие средние школы, например, в Берлине, Лейпциге, Гиссене, Марбурге, Бреслау, Гейдельберге, Касселе, Геттингене и Эрлангене. В 1920 г. в Берлине в Германской Высшей школе физических упражнений (German High School for Physical Exersice) начала работать психотехническая лаборатория под руководством Р. Шульте. Исследования берлинской лаборатории охватывали самые различные темы, в том числе, такие как влияние спорта на развитие личности и когнитивные способности, и психомоторные особенности различных спортивных навыков.

    Вообще в Германии спорту, спортивным победам придавалось большое политическое значение. Знаменательно, что олимпийский факел был впервые зажжен в 1928 г. на Играх в Амстердаме, но только на Играх 1936 г. в Берлине вспыхнул огонь, доставленный эстафетой непосредственно из Греции. Берлинская Олимпиада была первой, состязания которой транслировались по телевидению. В связи с тем, что телевизоров было очень мало, они размещались в театрах и на площадях. Интересно, что через несколько десятков лет болельщики вновь стали собираться у телевизоров, установленных в общественных местах.

    Регулярность проведения Олимпийских игр была нарушена Второй мировой войной. Она нанесла колоссальный вред экономическому развитию европейских стран. Спортивная инфраструктура во многом была разрушена. Однако, несмотря на это, с 16 по 20 июня 1944 г. Международный Олимпийский комитет организовал в Лозанне научный конгресс по психологии и педагогике спорта, посвященный 50-летию олимпийского движения. В конгрессе приняли участие почти 400 делегатов, представлявших 33 страны с 5 континентов, хотя большинство участников поселилось в Швейцарии с начала Второй мировой войны и раньше. Первый день, 16 июня, был полностью посвящен психологии. Были проведены 16 презентаций, носящих феноменологический и описательный характер. Однако во время войны было сложно организовать публикацию материалов. По этой причине доклады были опубликованы по инициативе Международного бюро по спортивной педагогике Олимпийского института в Лозанне только в 1947 г.

    После создания Организации Объединенных Наций в 1945 г., было сформировано много независимых специализированных организаций, одна из которых (по вопросам образования, науки и культуры), ЮНЕСКО, учредила консультативные комитеты и организации. В Париже в 1958 г. был основан Международный совет по спорту и физическому воспитанию (1С5РЕ, в настоящее время ЮББРЕ), который быстро развивался в области международного спорта и спортивной науки. Ее первым президентом был барон Филипп Ноэль-Бейкер (1889-1982), который в 1959 г. получил Нобелевскую премию Мира за заслуги в достижении мира и разоружения.

    В 1950-х гг. олимпийское движение, а с ним и спортивная психология, как часть спортивной науки, получило свое дальнейшее развитие. В определенной степени этому способствовало включение в игры Советского Союза, спортсмены которого оказали серьезную конкуренцию признанным лидерам того времени - спортсменам США. Сам факт конкуренции потребовал включения в процесс подготовки спортсменов национальных сборных новых методов, в том числе - психологических.

    Международный совет по спорту и физическому воспитанию был ориентирован на создание международной организации по спортивной психологии. В 1964 г. итальянский психиатр Ферруччо Антонелли, работавший в то время со спортсменами, предложил создать международную ассоциацию спортивных психологов. По его инициативе в 1965 г. в Риме состоялся I учредительный конгресс Международного сообщества спортивных психологов - International Society of Sport Psychology (ISSP - ИССП).

    Первый международный конгресс спортивных психологов состоялся в 1913 г. в швейцарском городе Лозанна по инициативе Пьера де Кубертена. Только спустя полвека по инициативе итальянского психиатра Ф. Антонелли в Риме прошел I учредительный конгресс Международного сообщества спортивных психологов, давший серьезный импульс для дальнейшего развития этого направления психологической науки и спорта.

    Одной из целей ISSP было использование национальных традиций и опыта для повышения эффективности применения психологии в области физической культуры и спорта. Результаты исследований в этой области были интересными, однако опыт одной страны далеко не всегда можно было транслировать в другие страны. Большое значение имел различный менталитет, а также социальные и политические особенности, характерные для той или иной страны.

    Президентом Международного сообщества спортивных психологов (ИССП) был избран Антонелли. Он же стал первым редактором "Международного журнала спортивной психологии". На конгресс приглашены представители СССР. В ходе работы форума было принято решение о подготовке материалов для принятия СССР в ИССП в качестве коллективного члена.

    Второй конгресс, в котором советские психологи должны были участвовать в качестве полноправных членов, состоялся в 1968 г. в Вашингтоне, однако в списке участников их не оказалась. Летом того же года в Чехословакии вспыхнуло антикоммунистическое восстание, жестоко подавленное советскими войсками. В знак протеста против агрессивных действий

    Советского Союза ряд членов Международного сообщества спортивных психологов предложили отказать представителям страны-агрессора в праве участвовать в конгрессе, а значит -и в членстве в ИССП. Впрочем, по версии советской печати, именно советские психологи были инициаторами отказа от дальнейшего сотрудничества с Международным сообществом, солидарным с "антинародным движением".

    Симпатии ИССП действительно были на стороне маленькой (по сравнению с Советским Союзом), Чехословакии. На следующем конгрессе (Мадрид, 1973) президентом сообщества был избран представитель ЧССР Мирослав Ванек, а очередной, четвертый по счету, конгресс состоялся в Праге (1977). Конгресс в Мадриде примечателен тем, что, что его участники, в том числе советский психолог А. В. Родионов, были представлены будущему королю Испании Хуану Карлосу I де Бурбону. Интерес к спорту у Хуана Карлоса не случаен - в 1972 г. он принимал участие в Олимпийских играх в Мюнхене (парусный спорт), заняв 15-е место.

    Возникновение и развитие спортивной психологии в Европе

    Усиление "американского течения" в спортивной психологии вынудило европейских психологов задуматься о создании собственного объединения. На международной конференции "Психологическая подготовка спортсменов", которая проходила в Варне (Болгария) 3-5 декабря 1968 г. французский психиатр Эрик де Винтер предложил создать европейскую Федерацию спортивных психологов. Идея была обсуждена заранее с представителями Испании Хосе Феррер-Хомбравелла и Болгарии Эмой Герон, которые поддержали начинание. Против создания европейской Федерации выступил представитель СССР П. А. Рудик, что вынудило отложить ее юридическое основание. Вместе с тем международную конференцию в Варне принято считать I европейским конгрессом психологов спорта.

    Датой формального рождения Европейской Федерации психологии спорта и двигательной активности (Federation Européenne de Psychologie des Sports et des Activités Corporelles), сокращенно - считают 4 июня 1969 г. В этот день в рамках Третьего Франко-Германского коллоквиума по спортивной медицине и спортивной психологии, который проходил во французском городе Витель, состоялся II конгресс ФЕПСАК. Официальным языком ФЕПСАК был признан английский, а названием науки стала "Psychology of Sport and Exercise" ("Психология спорта и физических упражнений").

    Следует отметить, что предложение по созданию европейского объединения снова встретило резкую оппозицию, на этот раз от президента ИССП Антонелли. Он расценивал сам факт создания как начало конкуренции. Но, несмотря на это, европейская Федерация спортивной психологии была создана.

    В 1969 г. была основана Европейская Федерация психологии спорта и двигательной активности (Federation Européenne de Psychologie des Sports et des Activités Corporelles).

    На протяжении нескольких лет длилось своеобразное противостояние между ФЕПСАК и ИССП, и только в 1981 г. на IV Конгрессе ИССП в Оттаве (Канада) проблемы взаимодействия были окончательно разрешены.

    II конгресс ФЕПСАК провел важное формальное мероприятие - выборы руководства Федерации. Президентом была избрана Э. Герон из Болгарии, а генеральным секретарем - Эрик де Винтер. В Руководящий Совет вошел представитель Советского Союза - А. В. Родионов, хорошо известный в Европе благодаря успешности своей работы с национальной сборной командой боксеров.

    Однако спустя год на очередном международном форуме спортивных психологов в Мамайа (Румыния) один из главных идеологов профессионального сообщества Э. де Винтер отказался от собственных полномочий и заявил о выходе из Федерации. Это поставило ее дальнейшее существование под угрозу. В целях "реанимации" ФЕПСАК в столице Болгарии Софии в 1970 г. было срочно собрано специальное совещание, на которое пригласили спортивных психологов из разных стран. Председательствовала Э. Герон, а среди участников были такие известные специалисты как Гвидо Шиллинг (Швейцария), Михай Эпуран (Румыния), Ласло Надори (Венгрия), Эрвин Хан (ФРГ) и др.

    На первом заседании Руководящего Совета были созданы два комитета: по "информации и документации" (председатель Пауль Кунат) и по "научным проблемам в области развития психологии спорта и физической культуры" (председатель Михай Эпуран). В ходе работы совещания был разработан устав организации, предложены кандидатуры президента, вице-президента и членов Руководящего Совета. В уставе новой организации (1970) было отмечено, что в ФЕПСАК нет политической, идеологической или религиозной дискриминации.

    Спортивная психология начала служить своеобразным связующим звеном между общей психологией и спортивной наукой, что привело к созданию связей ФЕПСАК с другими международными и национальными психологическими научными организациями. В 1971 г. Э. Герон установила контакты с 1ААР (Международная ассоциация по прикладной психологии).

    Официальное избрание руководства ФЕПСАК состоялось на III конгрессе ФЕПСАК в Кельне (1972). Президентом стала и оставалась им до 1974 г. Э. Герон. Вице-президентом стал И. Мацак (ЧССР, в настоящее время - Словакия), Э. де Винтер (Франция) - генеральным секретарем. В Руководящий Совет были избраны: П. Кунат (ГДР, теперь - Германия), М. Эпуран, Дж. Ройг-Ибанез (Испания), Г. Шиллинг, К. Сарман (Турция) и Альберт Родионов (СССР, в настоящее время - Россия). На конгрессе прозвучало предложение избрать А. В. Родионова вице-президентом, однако оно не получило одобрения советского руководства - Родионов не был членом КПСС.

    Среди наиболее интересных докладов, прозвучавших на конгрессе в Кельне, был доклад М. Эпурана, посвященный созданию в сфере спортивной психологии 63 терминов на семи языках. К сожалению, казавшееся перспективным предложение в полном объеме так и не было выполнено.

    В 1973 г., находясь в Мадриде на конгрессе ИССП, Э. Герон приняла решение об отъезде на постоянное место жительства в Израиль. Естественно, что после этого в СССР, осуждавшего внешнюю политику Израиля, она стала "персоной нон грата". Последней работой президента ФЕПСАК, опубликованной в советском издательстве "Физкультура и спорт", была "Психоспортограмма", вошедшая в сборник статей спортивных психологов разных стран "Психология и современный спорт" (1973). В этот же сборник вошла проблемная статья "Методы психологической диагностики спортсмена и тренера" специалистов из Карлова университета (Прага) М. Ванека, В. Гошека и Б. Свободы.

    Сменив гражданство, Э. Герон лишилась статуса президента, на пост которого было выдвинуто несколько кандидатур. Одной из причин разгоревшейся предвыборной борьбы было влияние, которое могла оказывать Федерация на политические настроения в европейском спорте: если Международное сообщество спортивных психологов ориентировалось на США, то Европейская Федерация во многом поддерживала страны социалистического лагеря.

    Выборы показали умение психологов находить компромиссные решения: после представительницы социалистических стран Э. Герон президентом стал представитель "лагеря капитализма" Г. Шиллинг. Это произошло на IV конгрессе в Эдинбурге. Забегая вперед, отметим, что участники V конгресса, проходившего в Варне (1979), продлили его полномочия на второй срок.

    В 1960-1970-х гг. стала активно развиваться спортивная психология в социалистических странах. Это во многом было связано с успешной деятельностью отечественных ученых, которых в качестве консультантов приглашали в восточноевропейские страны. В свою очередь, представители этих стран приезжали в СССР на стажировку, учились в аспирантуре московского и ленинградского институтов физической культуры и спорта. В эти и последующие годы осуществлялись совместные разработки, а советское издательство "Физкультура и спорт" издавало сборники работ спортивных психологов социалистических стран.

    Совместная деятельность способствовала обоюдному развитию спортивной науки в СССР и странах социалистического лагеря. Вместе с тем, спортивная психология в странах социализма, являясь социально и политически ориентированной наукой, была обязана "делать реверансы" правящему строю.

    Так, заключительная статья сборника работ специалистов социалистических стран ("Психология и современный спорт", 1973) заканчивалась словами: "Нельзя забывать мудрых слов В. И. Ленина: "Без настоящей теории практика слепа"".

    В 1978 г. на конгрессе Международной ассоциации прикладной психологии в Мюнхене (ФРГ) большой интерес вызвал тест тревожности Спилбергера с позиции его потенциального использования в спорте. На заседании Руководящего Совета ФЕПСАК в Будапеште в 1980 г. было принято решение начать проект "Тревожность в спорте" с целью создания обзора тестов, используемых в этой области. Ответственность за проект Совет возложил на президента шведского общества "Поведенческие исследования в спорте" Эрвина Апитча. Кроме того было предложено сделать тему "Тревожность в спорте" главной на Конгрессе ФЕПСАК в 1983 г. Результатом работы стала публикация книги под названием "Тревожность в спорте". Сто пятьдесят восемь страниц книги содержали перечень завершенных, текущих и запланированных исследований, резюме исследования тревоги, данные об исследованиях этого явления в различных странах. Таким образом, стали реальностью первые научные публикации ФЕПСАК.

    В 1983 г. на VI конгрессе в Магглингене (Швейцария) Шиллинга сменил представитель социалистического лагеря П. Кунат. Как и его предшественник, Кунат был переизбран на второй срок во время VII конгресса в германском городе Бад-Блангенбурге (1987). Следует признать, что Кунат оказался умелым политиком, сумевшим избежать противостояния с ИССП. Это привело к тому, что на конгрессы Международного сообщества стали официально приглашать членов Европейской Федерации, в том числе представителей СССР, а на конгрессы ФЕПСАК - психологов со всего мира, включая США.

    В 1980-е гг. представителем Советского Союза в Руководящем Совете ФЕПСАК стал ленинградский спортивный психолог Г. Д. Горбунов (ГДОИФК).

    Двадцать лет спустя после основания Европейской Федерации, в 1989 г., был опубликован первый номер бюллетеня ФЕПСАК. Бюллетень был создан в целях эффективного обмена опытом в Европе. До этого только в Италии (с 1971) и Германии (с 1987) выходил специальный журнал спортивной психологии. Статьи по спортивной психологии в других странах публиковались в основном в журналах по физическому воспитанию, спортивной медицине, медицинской помощи, психотерапии и педагогике для инвалидов или реабилитации.

    Бюллетень ФЕПСАК, выходящий два раза в год, был важным средством информации до 2001 г., когда Руководящий Совет Федерации отменил публикации из-за расходов на печать и почтовые расходы, а также из-за появления сайта ФЕПСАК и создания официального журнала Федерации "Психология спорта и физических упражнений".

    На заседании Руководящего Совета в Софии в 1989 г. казначей Федерации Эрвин Хан предложил учредить награды для молодых ученых. Приглашение к участию в конкурсе и правила были направлены странам-участникам в мае 1990 г. С тех пор премии ФЕПСАК вручались в 1995,1999 и 2003 гг. молодым психологам, зарекомендовавшим себя в работе со спортсменами.

    В 1991 г. состоялась первая сессия Генеральной Ассамблеи ФЕПСАК после падения Берлинской стены. Она положила конец политическим разногласиям внутри ФЕПСАК, что, в частности, позволило Израилю стать членом Федерации, хотя географически он не принадлежал Европе.

    Авторитет ФЕПСАК возрастал. На VIII конгрессе в Кельне (1991) приняли участие 250 ученых, представлявших 36 стран, в том числе 13 неевропейских. Советская делегация в составе 21 человека на конгрессе была одной из самых представительных. Темы конгресса говорят о разносторонности подхода к проблеме психологии физической культуры и спорта. Среди основных тем были такие, как "Здоровье, благополучие и хорошее соревновательное выступление спортсменов как темы спортивной психологии", "Спортивная мотивация", "Психологическая подготовка в спорте", "Аэробные упражнения, стресс и здоровье", "Психотерапия в спорте: возможности и применение" и др. Один из пяти организованных в рамках конгресса симпозиумов "Психологическая подготовка в спорте" провел А. В. Родионов совместно со своим коллегой Д. Хакфортом из ФРГ.

    Практически на всех секциях конгресса выступали советские психологи, а на одном из трех "Рынков исследовательских методик" интерес зарубежных специалистов вызвала компьютеризированная система социально-психологического контроля и управления спортивной командой, разработанная Е. А. Калининым (Москва). Отметим, что в дальнейшем компьютерные психодиагностические методики, разработанные Е. А. Калининым и его коллегой М. Н. Нилопцом, активно применялись в спортивной психологии. На этом же "Рынке" было представлено еще одно советское изделие - компьютерный тест-тренажер "Тактик", разработанный Б. В. Турецким и В. Г. Сивицким.

    В рамках конгресса состоялись выборы нового состава Руководящего Совета, в который был избран лишь один представитель из бывших стран социалистического лагеря Л. Надори. Следующим президентом, возглавлявшим ФЕПСАК два срока (1991-1995), стал Стюарт Биддл (Великобритания). В 1992 г. на заседании Руководящего Совета в Будапеште бельгийский психолог Ив Ванден выступил с сообщением, что Европейское сообщество готово предоставить финансовые средства для разработки программы по подготовке магистров в физическом воспитании и спортивной психологии. В первой группе приняли участие 12 студентов из шести стран. Программа прошла с большим успехом и считается одной из лучших инициатив ФЕПСАК.

    Одним из новшеств С. Биддла было предложение о публикации Европейского журнала спортивной психологии. Первый том "Европейского ежегодника спортивной психологии" под редакцией Роланда Зайлера увидел свет в апреле 1997 г.

    В 2000 г. после трех лет издания "Европейский ежегодник психологии спорта" заменили официальным журналом ФЕПСАК - "Психология спорта и физических упражнений".

    В дальнейшем президентами Европейской Федерации были Г. Роберте (избран в Праге в 1999 г.) и Р. Зайлер (избран в Копенгаген в 2003г.).

    Спортивная психология в Европе в XXI веке

    Каждый новый конгресс расширял круг рассматриваемых вопросов. На XI конгрессе в Копенгагене (2003) выделялись пять основных направлений: "Образ "физического тела" в спортивной психологии и физической деятельности", "Детский и юношеский спорт", "Страсти и эмоции в спорте и физической культуре", "Тренер, команда и спортивное соревнование", "Пути повышения физической активности для здоровья и благополучия". Вместе с тем наибольший интерес вызвали две актуальных проблемы современности - два полюса физической активности. С одной стороны, это позитивные факторы занятий населения физической культурой (физическое здоровье, продление жизни, высокий уровень ее качества и др.). С другой стороны, это критические факторы, сопутствующие спорту высших достижений (травмы, стрессы, ранний уход из спорта, карьерные трудности после окончания спортивной деятельности).

    Когда СССР прекратил свое существование, его правопреемником стала Ассоциация спортивных психологов России. Однако она длительный период не платила членских взносов и автоматически выбыла из ФЕПСАК, что не помешало отношениям российских психологов и их зарубежных коллег. Разработанный Л.-Э. Унестолем (Швеция) курс ментального тренинга был с его согласия переведен и адаптирован на русский язык доктором медицинских наук, профессором П. В. Бундзеном из Санкт-Петербургского НИИ физической культуры и спорта.

    Л.-Э. Унестоль предложил программу психического воздействия, основанную на так называемой моторной автоматизации и реактивации (воссоздании) "чувства успеха". Он предложил способ формирования чувства успеха, состоящей из трех взаимосвязанных частей: мысленная тренировка, концентрация на конечной цели, тренировка способности перенесения своего образа в идеальную (модельную) ситуацию. Л.-Э. Унестоль обратил внимание на то, что с точки зрения спортсменов, занимающихся ментальным тренингом, уверенность в себе положительно влияет на результаты. Вместе с тем для спортсменов, не занимающихся подобным тренингом, зависимость обратная: только положительный результат вырабатывает уверенность в себе.

    В 2002 г. было принято решение организовывать конференции по спортивной психологии в рамках чемпионатов Европы по тем или иным видам спорта. Первая такая конференция была проведена по случаю Чемпионата Европы по гандболу для мужчин в Швеции 2 февраля 2002 г. в Стокгольме. Она было организована совместно с ФЕПСАК Европейской Федерацией гандбола, шведским обществом поведенческих исследований в области спорта и шведской ассоциацией гандбола и была проведена без финансовой поддержки ФЕПСАК.

    В программу были включены такие темы как "Эмоции и оптимальная результативность в командных видах спорта", "Карьерный переход: почему труден шаг от талантливого молодого игрока к успешному взрослому игроку", "Что может спортивная психология сделать для гандбола" и др.

    В 2007 г. XII конгресс ФЕПСАК избрал президентом Федерации Поля Виллемана (Бельгия). В статье, написанной П. Виллеманом совместно с предыдущим президентом Федерации австрийцем Р. Зайлером, авторы, ссылаясь на Э. Герон, отмечали, что в конце 1960-х гг. спортивная психология была не предпочитаемой сферой деятельности. Однако со временем спортивная психология каким-то образом вошла в моду. Популярность этой отрасли психологической науки объясняется рядом факторов: начиная ростом популярности, как спорта, так и психологии вообще, и заканчивая активной деятельностью самой Федерации.

    В 2009 г. по инициативе нынешнего президента П. Виллемана в пригороде Парижа - Вансенне состоялась юбилейная встреча, посвященная 40-летию ФЕПСАК, на которой российский психолог А. В. Родионов был награжден медалью "За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК". Почетными членами организации за вклад в европейскую психологию спорта ранее были названы Р. Sivadon (Франция), J. Ferrer-Hombravella (Испания) и П. А. Рудик - все в 1969 г.; К. Feige (Германия) в 1980 г.; G. Rioux (Франция) в 1983 г., А. Ц. Пуни в 1984 г.

    На встрече в Венсене (Франция, 2009), посвященной 40-летию ФЕПСАК, российский психолог А. В. Родионов был награжден медалью "За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК".

    В разные годы организовывались национальные общества спортивной психологии в ФРГ, Англии, Франции и других странах, включая страны - бывшие республики СССР. Так, например, в 1992-1993 гг. создается общество спортивных психологов Украины, а в 1995 г. открывается Белорусская республиканская ассоциация спортивных психологов. Спустя несколько лет в Белорусской олимпийской академии была открыта секция спортивной психологии (2008).

    Спортивная психология в США

    Американская спортивная психология развивалась параллельно с европейской, хотя сами американцы традиционно считают, что именно им принадлежат приоритеты во всех начинаниях этой науки.

    В 1897 г. американский врач Норман Триплетт провел эксперимент, который можно отнести в равной степени к области как социальной, так и спортивной психологии. Будучи любителем велосипедного спорта, он обратил внимание, что в парных или групповых состязаниях гонщики показывают более высокий результат, чем в индивидуальных состязаниях. В дальнейшем он опытным путем подтвердил это, и в США его эксперимент принято считать началом новой науки.

    Начало спортивной психологии в США относят к 1897 г., когда Н. Триплетт провел эксперимент с участием велосипедистов-гонщиков.

    В 1918 г. студент Иллинойского университета Колмен Гриффит, которого американцы называют "отцом-основателем" спортивной психологии, провел свои первые (тогда еще неофициальные) исследования с участием студентов, занимающихся спортом - футболом и баскетболом. В дальнейшем он написал ряд работ, одна из которых - "Психология спортсменов" (1922) стала безусловной классикой спортивной психологии. В 1925 г. Гриффит открыл лабораторию спортивной психологии в Иллинойском университете. В те же 1920-е гг. он опубликовал два ставших классическими труда: "Психология тренерской деятельности" (1926) и "Психология спорта" (1928)".

    В США историю развития психологии спорта и физической культуры разделяют на пять периодов.

    Первый период (1895-1920) охватывает экспериментальную деятельность Триплетта и начало исследований Гриффита. В это же время ученый из Йельского университета Е. У. Скрипчер публикует работу о влиянии спорта на развитие индивидуальных особенностей человека (1899), а Г. Т. У. Патрик - о психологии игры в спорте (1903).

    Второй период (1921-1938) практически полностью связывают с именем К. Гриффита: открытие им спортивной лаборатории в 1925 г., основные публикации ("Психология тренерской деятельности", "Психология спорта"), закрытие лаборатории в 1932 г. Из-за отсутствия средств, приглашение на должность психолога в чикагскую бейсбольную команду. Последнее событие, произошедшее в 1938 г., кажется особенно важным: прекращение финансирования научных исследований не означало невостребованности спортивной психологии. Более того, умеющие считать деньги американцы показали, что готовы потратиться на психолога ради успешности, в том числе финансовой, спортивной команды.

    В этот же период получило свое развитие и распространение психологическое образования для учителей физического воспитания не только в Иллинойском университете, но и других университетах, например, в Гарварде, Спрингфилде, Массачусетсе.

    Третий период начинается в 1939 г., когда сотрудник кафедры физического воспитания Калифорнийского университета Франклин Генри разработал программу по психологии двигательной активности. В течение последующих 30 лет закладывались основы американской школы психологии спорта и физического воспитания. Завершился период в 1965 г. конгрессом в Риме.

    Четвертый период (1966-1977) в основном характеризовался тем, что после учреждения в 1967 г. Североамериканского общества психологии спорта и проведения им первой конференции психологи стали активно работать с командами и спортсменами. Это привело к появлению тестов, предназначенных непосредственно для работы со спортсменами. Примером может быть тест уровня тревоги для оценки характерных особенностей состояния соревновательной тревоги (R. Martens, 1977). С 1970 г. издается официальный печатный орган ИССП - "Международный журнал психологии спорта".

    Пятый период (1978 - по настоящее время) выделяется значительным развитием прикладной стороны спортивной психологии. Создаются тесты, ориентированные на конкретные виды спорта, в том числе тест индивидуального типа внимания теннисистов, тест уровня тревоги у борцов, анкета групповой (командной) сплоченности баскетболистов и т.д. Спортивной психологии уделяется большое внимание на государственном уровне - олимпийский комитет стр

    1. С какого года можно начать отсчет развитие Психологии физической культуры и спорта в России?

    - с 20-х годов ХХ в.

    С 20-х годов XIX в.

    С 30-х годов ХХ в.

    С 60-х годов ХХ в.

    2. В 1930 году в была создана кафедра психологии, которую с 1932 года возглавил Петр Антонович Рудик.

    - 1930 г.

    3. Кто возглавил с 1932 г. кафедру психологии в ГЦОЛИФКе?

    - П.А. Рудик

    А.П. Нечаев

    А.Ц. Пуни

    И.П. Павлов

    4. Отечественная психолого-педагогическая наука исходит из идеи развивающего обучения, выдвинутой в 30-е годы этим ученым?

    - Л.С.Выготским

    А.Н. Леонтьевым

    К.Д. Ушинским

    5. К какому периоду можно отнести основную направленность физического воспитания – военную?

    - рабовладельческое общество

    Средние века

    3 - 4 тысячелетие до н.э.

    Середина XIX в.

    Середина XXв.

    6. Сколько этапов можно выделить в становления Психологии физической культуры и спорта

    7. …. писал о движении как средстве познания окружающего мира

    - Ж.-Ж. Руссо

    К.Д. Ушинский

    Л.С.Выготский

    А.Ц. Пуни

    8. Описательно-объяснительный познавательно-описательный этап в развитии Психологии физической культуры и спорта - характеризовался стремлением найти место психологии в комплексном изучении вопросов физического воспитания и спорта.

    9. Становление психологии ФКиС - связан с определением предмета, проблематики, изучением психологических особенностей спортивной деятельности общих и в конкретных видах спорта. Разрабатывались психологические основы спортивной тренировки физической, технической, тактической подготовки спортсменов, а также особенности спортивного соревнования и личности спортсменов.

    Первый этап 20-30-е годы XX в

    - Второй этап 30-40-е годы XX в.

    Третий этап 45-й-50-е годы XX в.

    Четвертый этап 56-й-80-е годы XX в

    Пятый этап с нач. 90-х годов XX а. современное состояние

    10. Утверждение Психологии ФКиС - связан с признанием ее как учебной, научной и практической дисциплины. Защита первой докторской диссертации на тему «Психология спорта» А.Ц. Пуни. Сформировались две научные школы: ленинградская А.Ц. Пуни и московская ПЛ. Рудик.

    Первый этап 20-30-е годы XX в

    Второй этап 30-40-е годы XX в.

    - Третий этап 45-й-50-е годы XX в.

    Четвертый этап 56-й-80-е годы XX в

    Пятый этап с нач. 90-х годов XX а. современное состояние

    11. Развитие психологии ФКиС - характеризовался стремлением к обеспечению практики спорт начало систематической помощи сборным командам по различным видам спорта, объединением усилий психологов

    Первый этап 20-30-е годы XX в

    Второй этап 30-40-е годы XX в.

    Третий этап 45-й-50-е годы XX в.

    - Четвертый этап 56-й-80-е годы XX в

    Пятый этап с нач. 90-х годов XX а. современное состояние

    12. Развитие психологии ФКиС связано с переходом от психологического обеспечения к психологическому сопровождению спортивной карьеры системе психологической помощи на всех этапах многолетней спортивной деятельности, укреплением международных связей психологов спорта.

    Первый этап 20-30-е годы XX в

    Второй этап 30-40-е годы XX в.

    Третий этап 45-й-50-е годы XX в.

    Четвертый этап 56-й-80-е годы XX в

    - Пятый этап с нач. 90-х годов XX а. современное состояние

    Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

    1.1. Предмет психологии физического воспитания и спорта

    Психология физического воспитания и спорта - это та область психологической науки, которая изучает закономерности проявления, развития и формирования психики человека в специфических условиях физического воспитания и спорта под влиянием учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Указанные закономерности являются объектом исследования данной науки. Они соотносятся с представлением об области действительности, которую следует рассмотреть.

    Специфичность условий, существующих при занятиях физической культурой и спортом, определяется предметом деятельности как способа видения объекта исследования. Им является человек, сознательно овладевающий движениями своего тела, умениями целенаправленно перемещать его во времени и пространстве с помощью собственных усилий. С этой целью человек развивает физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость и гибкость), совершенствует психические процессы, состояния и качества личности. Он учится управлять собой в различных социальных условиях спортивной деятельности (содействие, противодействие), формирует общие и специальные алгоритмы действий (умения и навыки), необходимые для успешной реализации физической и психической активности в условиях собственной жизнедеятельности.

    1.2. Педагогическая направленность психологии физического воспитания

    Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.

    В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.

    Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.

    Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания (рис. 1).

    Рис. 1. Схема соотношения возрастных периодов индивидуального физического развития (в онтогенезе) и доминирующих форм (видов и разновидностей) многолетнего процесса физического воспитания

    Физическое развитие человека как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т. д.). Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным законам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений, предпочтительных для формирования личности отдельного человека и общества в целом.

    Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.

    Учитывая, что психология - наука о закономерностях развития и функционировании психики как особой формы жизнедеятельности , можно сделать вывод, что основное предназначение психологии физического воспитания - это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.

    Таким образом, психология физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса.

    1.3. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания

    Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.

    Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.

    Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психология спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.

    Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т. д.). Особое место в психологии спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.

    Психология спорта - молодая отрасль научного знания, но она имеет свою историю.

    1. На первом этапе развития, этапе зарождения, психология спорта выступала в основном как познавательно-описательная дисциплина, необходимая для психологического описания спортивной деятельности. Ее отличала познавательная направленность. Вначале изучался вопрос о влиянии занятий физическими упражнениями на психические процессы человека. В дальнейшем психология спорта расширила круг исследовательской работы. В первую очередь это коснулось вопросов специфики спорта как особо трудного в психологическом отношении вида деятельности человека.

    В этот период большое значение уделялось роли сознания в спортивной деятельности, характеристике спортивных двигательных навыков, особенностям познавательных, эмоциональных и волевых процессов, их роли в спорте, а также исследованиям предстартовых и стартовых психических состояний и т. д. В этот период началось и изучение специфики различных видов спорта.

    Период зарождения связан в основном с двумя школами: ГЦОЛИФКа (руководитель профессор П.А. Рудик) и ГДОИФКа им. П.Ф.Лесгафта (руководитель профессор А. Ц. Пуни).

    2. На втором этапе, этапе становления, психология спорта стала приобретать профессиональную направленность как прикладная отрасль знания. Теперь возрастала роль разработки теоретических аспектов и методической основы спорта, которые необходимы в решении практических проблем. Существенно также, что на этом этапе психология спорта стала опираться, в основном, на теорию и методику спорта.

    Вначале значительное внимание уделялось воспитанию и развитию волевых качеств, затем сформировалась идея психологической подготовки спортсменов, столь же необходимой, как техническая или физическая.

    Разрабатывались проблемы общей психологической подготовки, совмещающей особенности технической, физической и тактической, а кроме того, и вопросы воспитания личности спортсмена и формирования спортивного коллектива. Особое место занимали исследования в области психологических особенностей «спортивной формы».

    3. Для современного этапа характерно сохранение психологии спорта как познавательно-практической дисциплины. Сохраняя прежние направления работы и учитывая существующие сегодня проблемы психологии спорта, этот этап развития психологической науки о спорте отличается тем, что в ходе исследовательской деятельности учитываются проблемы, связанные с перспективами развития спорта. Практика современного спорта, его бурное развитие обусловливают необходимость создавать новые формы, методы и средства организации спортивной деятельности и управления ею. Возросшие физические и психологические нагрузки в спорте требуют введения новых, более совершенных методов, средств и приемов психологической подготовки спортсменов.

    Итак, психология спорта - это наука о человеке в сфере спорта.

    Какое же место психология спорта занимает в системе наук о человеке?

    Психология взаимосвязана со всеми этими группами наук и находится в центре. По аналогии можно определить место психологии и в системе спортивных наук: философские основы спорта - общетеоретическое основание для психологии спорта, социальные основы дают ему социальную ориентацию, а естественные выявляют «природную» организацию субъекта спортивной деятельности, создавая материальную основу психологии спорта.

    На схеме 1 показано, какое место занимает психологическая наука в целом.

    В свою очередь, все эти основы спортивной научной базы имеют обратную связь с психологией спорта: философские основы черпают соответствующий материал (психологические данные о субъекте спортивной деятельности) для философского обобщения; социальные - используют данные психологических исследований при решении социальных проблем спорта; а естественные, учитывая психологические закономерности и особенности спортивной деятельности человека, выделяют более значимые стороны человеческого организма в сфере спорта.

    Классификация наук (по акад. Б.М. Кедрову)

    Следует учитывать, что название науки - психология спорта - детерминируется двумя науками: психологической и спортивной. Именно они составляют основу психологии спорта, это ее «теоретические корни».

    Как известно, спортивные науки призваны создавать сферу теоретических знаний в области спортивной деятельности человека. Они направлены на разработку основ физической, технической и тактической подготовки и деятельности спортсмена для создания оптимальных условий индивидуальной и коллективной готовности к соревнованиям и успешного выступления в них. Если говорить о психологической основе подготовки спортсменов к соревнованиям, то следует помнить, что именно психология, как наука, изучает закономерности поведения, состояния и деятельности человека в целом. Спортивная сфера деятельности не является исключением. Многочисленные научные исследования показывают, что спортивная деятельность находится в большой зависимости от психологических факторов и процессов, состояний, поведения человека: его мотивационной и эмоциональной сфер, индивидуальных способностей, темперамента и черт характера, волевых качеств и функциональных особенностей мышления, памяти, внимания и т. д.

    Итак, можно сделать вывод, что психология спорта не случайно выделена как отдельная наука, призванная изучать специфический, глубоко особый вид деятельности человека - спорт.

    1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

    Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психологии физического воспитания и, во-вторых, психологии спорта.

    1. Основная задача психологии физического воспитания - помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.

    В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

    2. Психология спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт - это особый, специфичный вид деятельности человека.

    Данные характеристики, а также некоторые частные особенности физического воспитания и спорта дают нам право сформулировать отличительные и связующие черты психологии физического воспитания и спорта.

    А. Отличительные черты

    1. Цель физического воспитания - развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.

    Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

    2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.

    Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.

    3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.

    Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом - это приоритет немногих.

    4. Физическое воспитание - обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).

    Спортивные организации - это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.

    Б. Связующие черты

    1. Структура деятельности, направленная на занятия физическими упражнениями, объединяет как физическое воспитание, так и спорт.

    2. И в физическом воспитании, и в спортивной деятельности целенаправленно осуществляются процессы развития и совершенствования психологических качеств, умений и навыков (саморегуляции, самоконтроля и т. п.), а также психологических процессов (двигательной памяти, мышления, воображения, внимания и т. д.) и свойств личности (характера, воли, способностей, личностных установок, эмоций и мотивационной сферы).

    3. Процессы воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения человека в результате составляют единое целое.

    4. Достаточно схожи межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, в плане общения, лидерства и средств обмена информацией.

    5. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятельности связующей чертой являются схема построения занятий и планирование дальнейшей деятельности, рассчитанное на многолетний период.

    1.5. Задачи психологии физического воспитания и спорта

    В настоящее время нет единого взгляда на сущность понятия «физическое воспитание». Одни авторы представляют его как процесс целенаправленного развития функциональных возможностей человека, опираясь в основном на биологизаторское понимание закономерностей психофизиологического развития. Другие рассматривают физическое воспитание как развитие физических качеств человека и обучение движениям.

    Вероятно, в широком смысле понятие «физическое воспитание» тождественно понятию «физическое образование».

    Итак, физическое воспитание - это педагогический процесс, направленный на всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных обязанностей в обществе. Такое понимание включает в себя обучение и воспитание, обеспечивающее физическое развитие человека, в том числе воздействие на развитие основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей организма, способствующее наиболее полной реализации генетической программы, обусловленной биологическими особенностями конкретного индивида.

    Цели физического воспитания можно сформулировать как образовательные, воспитательные и оздоровительные, которые направлены на обеспечение физического и психического здоровья и гармоничного развития личности согласно определенной концепции (формирование подготовленности к труду и быту, создание потребности в занятиях физической культурой).

    1. Специфические задачи

    а) оптимизировать процесс воспитания человека, учитывая проблемы развития его физических качеств, совершенствования двигательных способностей, а также упрочение и сохранение здоровья;

    б) ставить образовательные задачи, предусматривающие системное формирование необходимого в жизни индивидуального фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний.

    2. Общепедагогические задачи

    а) обеспечить нравственное, идейно-политическое и трудовое воспитание;

    б) воспитать волю, позитивные качества характера, положительные эмоции и эстетические потребности личности.

    Основные цели психологии спорта - это изучение психологических закономерностей формирования у отдельных спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, и разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

    Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:

    1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсмена

    Следует отметить следующие конкретные задачи:

    а) психологический анализ соревнований;

    б) выявление характера влияния соревнований на спортсменов;

    в) определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;

    г) определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсмену для успешного выступления на соревнованиях;

    д) психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта: исследование их влияния на психику спортсмена с целью поиска организационных форм, которые способствуют формированию требуемых психологических качеств.

    2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивной тренировки

    Психология спорта призвана раскрыть внутреннюю структуру спортивного мастерства, механизмы и закономерности развития и совершенствования всех его компонентов, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условий, которые обеспечивают успешность коллективных действий спортсменов. Все это требует:

    а) психологически обосновать существующие методы и средства спортивной тренировки и искать новые;

    б) определить пути максимально использовать возможности организма спортсмена путем развития психических функций, а также создавая специальные методы тренировки;

    в) разработать методы психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), а также психодиагностики спортивных способностей, социальной структуры и психологического климата команды;

    г) подготовить научно обоснованные методы моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок, выявляя психологические факторы, сближающие условия тренировок с условиями соревнований.

    3. Разработка психологических основ для подготовки спортсменов к соревнованиям

    Для успешного выступления на соревнованиях недостаточно высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности.

    На современном этапе развития спорта все большее значение приобретает психологическая подготовленность. В предсоревновательной подготовке важную роль начинают играть различные психические процессы и состояния, возрастает значение психологических факторов.

    Разработка методов предсоревновательной подготовки спортсменов - одна из главных функций психологии спорта. Реализовать ее - значит:

    а) изучить закономерности функционирования психики в условиях соревнований и разработать методы для повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;

    б) исследовать психические состояния, развивающиеся в предсоревновательных и соревновательных условиях, чтобы разработать методы купирования неблагоприятных психических состояний;

    в) развивать психопрофилактику, формируя приемы, способы и пути психологической подготовки спортсменов для повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

    4. Разработка психологических условий гуманизации спортивной деятельности

    Под гуманизацией понимается расширение содержания спортивной деятельности, профилактика травматизма и переутомления, предупреждение профессиональных заболеваний и деформации личности спортсмена.

    Для решения этих задач должны быть организованы санитарно-гигиенические, организационные и другие мероприятия, что требует:

    а) охарактеризовать психологические закономерности, необходимые для формирования и сохранения динамического равновесия в системе «субъект спортивной деятельности - спортивная среда»;

    б) своевременно обнаружить психологические проблемы отбора и спортивной ориентации;

    в) изучить индивидуальные свойства личности и ее психические состояния (как фактор успешности и безопасности спортивной деятельности);

    г) установить закономерности динамики психических состояний спортсменов в различных условиях спортивной деятельности;

    д) определить структуру мотивов спортивной деятельности, закономерностей формирования и перестройки ее в процессе спортивного совершенствования.

    5. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе

    Психология спорта изучает особенности жизни и деятельности спортивных коллективов.

    Для решение этой задачи предполагается:

    а) изучить истоки и механизмы формирования внутригрупповых феноменов (чувств, установок, традиций и т. д.), разработать методы управления ими с целью создания благоприятного психологического климата в спортивных командах;

    б) проследить закономерности межличностного общения в спортивных командах и разработать критерии психологической совместимости спортсменов;

    в) выявить социально-психологические мотивы поведения и деятельности спортсменов;

    г) определить роль личности тренера и влияние стиля руководства на успехи команды и психологический климат в ней, разработать методы для укрепления авторитета тренера или капитана команды.

    1.6. Особенности деятельности в физическом воспитании и спорте

    Специфические особенности деятельности как в физическом воспитании, так и в спорте вызваны разницей в условиях, целях, мотивах, средствах и достигаемых результатах.

    Однако и в том и в другом случае предметом ее является человек, занимающийся физическими упражнениями.

    Необычное по интенсивности и длительности физическое и психическое напряжение - это еще одна общая особенность. Занимаясь физическими упражнениями, человек испытывает напряжение, превышающее обычные, повседневные нормы. Часто, особенно в спорте, эти напряжения могут быть даже предельными. Важно отметить, что разумное систематическое использование таких физических и психических напряжений в физическом воспитании и спорте приводит к тому, что они становятся привычными. Это, несомненно, положительный эффект, так как он способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, развитию физических и психических качеств, а в спорте - росту спортивных результатов.

    Только к спорту относится исключительная особенность: известно, что сущность спортивной деятельности - соревнование. Без соревнований нет спорта. Участие человека в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего спортивного результата в борьбе с другими людьми.

    Цели деятельности в физическом воспитании и спорте объединяются общей направленностью: формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, нравственное, этическое и эстетическое развитие. В каждой сфере своя направленность: в физическом воспитании - обеспечение как физического и духовного развития, так и профессионально-прикладной подготовленности к труду, усвоение правил, норм и закономерностей двигательной активности в различных условиях реальной действительности; а в спорте - достижение максимально высокого спортивного результата, развитие специальных способностей, необходимых для занятия определенным видом спорта.

    Мотивы деятельности в физическом воспитании и спорте, как и в любом другом виде деятельности, формируются в процессе развития, создающем личность человека, в связи с накоплением знаний, умений и навыков при занятиях физической культурой или спортом.

    В процессе развития мотивационной сферы человека особую роль играют первичные мотивы.

    Из потребности в движении рождается мотив эмоциональной привлекательности физических упражнений, в основе которого - механизмы переживания удовлетворения от процесса выполнения упражнений. Значительную роль в нашей жизни играет потребность в сохранении здоровья, жизни, в результате чего рождаются мотивы укрепления здоровья, физического развития собственного тела, развития силы, ловкости и выносливости.

    Систематические занятия физическими упражнениями, достижение определенных успехов, возрастные особенности, половая принадлежность, индивидуальные личностные установки, принципы, социальная среда и устоявшиеся в обществе нормы, правила, законы - все это определяет дальнейшее развитие мотивов занятий физической культурой и спортом.

    В данном случае в силу вступают вторичные потребности, которые в психологии связывают с развитием личности человека.

    Мотивы в спорте зависят от целей деятельности. Они могут полностью соответствовать им. В таких случаях, как правило, эффективность спортивной деятельности бывает особенно высокой. Если же наблюдается расхождение между мотивами и целями, то результативность деятельности значительно снижается.

    Действия - основное средство деятельности в физическом воспитании и спорте. В структуре понятия «деятельность» действия всегда определяются как направленные на решение конкретных задач. Действия - это то, с помощью чего достигается результат деятельности. В физической культуре и спорте действия как основное средство достижения цели называются физическими упражнениями.

    Продуктом (результатом) деятельности в физическом воспитании является оздоровительный и образовательный эффект от занятий физическими упражнениями. В спорте - спортивное достижение, результат спортивных действий, выполняемых спортсменом на тренировках и соревнованиях.

    Необходимо учитывать и тот факт, что функциональная организация действий спортсменов (их деятельность) одновременно содержит:

    1) действия, направленные на подготовку организма к физическим и психологическим нагрузкам, развитие и совершенствование технических умений и навыков, развитие и формирование личностных качеств, умений и свойств (тренировочный тип деятельности);

    2) действия, направленные на достижение целей спортивной деятельности (соревновательный тип деятельности).

    Спортивная деятельность может быть представлена в виде следующей схемы.

    Структура спортивной деятельности

    Все это дает возможность выделить ряд психологических особенностей спорта как специфического вида деятельности.

    Психологические особенности тренировочной деятельности:

    обучение и воспитание, направленные на развитие личности спортсмена;

    совершенствование психологических процессов и свойств личности;

    адаптация к возрастающим физическим и психологическим нагрузкам;

    систематическое повышение ранее достигнутого и ставшего уже привычным уровня физического и психического развития (преодоление самого себя);

    подчинение себя строгой дисциплине, режима жизни решаемым задачам;

    отношение спортсмена к тренировочной деятельности и совершенство его системы мотивации;

    наличие специфического общения: 1) с тренером, который стремится побудить спортсмена к объемной и качественной работе (часто на пределе возможностей); 2) с товарищами, которые часто выступают в роли соперников или конкурентов;

    наличие психического напряжения, которое при определенных условиях может привести к психическому перенапряжению.

    Психологические особенности соревновательной деятельности:

    соревнование обладает стимулирующим влиянием;

    во время участия в соревнованиях у спортсмена присутствует стремление к победе или к улучшению результативности выступления;

    соревнования влияют на статус спортсмена в обществе, включаются в оценку жизненных достижений. Они всегда социально значимы, их результаты получают широкую общественную известность и оценку;

    результаты соревнований лично значимы для спортсменов, служат проверкой правильности или неправильности избранного пути и целесообразности затрат времени и усилий;

    соревнования - это специфический фактор, создающий экстраординарные эмоционально-волевые состояния, которые оказывают влияние (положительное или отрицательное) на процесс и результат деятельности спортсмена.

    1.7. Психологическая систематика видов спорта

    Современный спорт многообразен. Многообразие его выражается: 1) в большом количестве видов спорта; 2) в большом числе соревновательных упражнений, входящих в отдельные виды спорта; 3) в исключительном разнообразии содержательной и процессуальной стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).

    Для организации психологического анализа спортивной деятельности принято группировать все виды спорта и соревновательных упражнений.

    Наиболее рациональна систематика видов и соревновательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамгаровым.

    Предлагая свою систематику, автор использовал независимые от вида спорта положения, выражающие характер взаимодействия спортсменов в процессе соревновательной деятельности, при этом главной целью было рассмотреть взаимодействия, регламентированные соответствующими правилами соревнований. Исследования показали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зависят от особенностей вида спорта, и это определяет, главным образом, психологическую специфику. Существует две основные формы взаимодействия: 1) по отношению к противнику - противоборство; 2) по отношению к партнерам - взаимодействие.

    Противоборство характеризуется наличием прямого или косвенного психологического (может быть, и физического) контакта между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и индивидуально-психологических особенностей спортсменов-участников.

    Взаимодействие партнеров протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий.

    Эффективность взаимодействия зависит от умений и навыков взаимодействия, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.

    Эти две основные формы взаимодействия соревнующихся спортсменов составили основание для определения критериев систематики Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:

    противоборство противников: непосредственное (при жестком, нежестком, условном физическом контакте) и опосредованное (при отсутствии физического контакта). Обязательное условие - наличие психического контакта;

    взаимодействие партнеров: при совместно взаимосвязанных действиях, при совместно синергических действиях, при совместно-последовательных действиях и при совместно-индивидуальных действиях.

    В результате разработки систематики многообразие видов спорта было сведено до девяти групп (см. схему 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отношении, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за ключевыми составляющими техники, умение противостоять сбивающим факторам.

    Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.

    Задание

    Определите для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствующие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, используя предлагаемую Т. Т.Джамгаровым схему.

    Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений (по Т.Т.Джамгарову)

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что является предметом изучения психологии физического воспитания?

    2. Что исследует психология спорта?

    3. Как вы можете объяснить педагогическую направленность психологии физического воспитания?

    4. Какие этапы развития психологии спорта вы знаете?

    5. В чем сущность задач психологии физического воспитания?

    6. Сравните задачи, стоящие перед психологией спорта и психологией физвоспитания.

    7. Какие специфические задачи физического воспитания вы можете назвать?

    8. Назовите связующие черты психологии физического воспитания и психологии спорта.

    9. Какая задача психологии спорта направлена на изучение психологических проблем отбора и спортивной ориентации?

    10. Какие еще мероприятия относятся к этой глобальной задаче психологии спорта?

    11. Чем определяются психологические особенности спортивной деятельности?

    12. Какие психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельностей вы знаете?

    Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. - Смоленск, 1989.

    Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М., 1986.

    Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. - Краснодар, 1995.

    Иванов В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов. - М., 1987.

    Раздел I. Введение в психологию

    Из книги Общая психология автора Шишкоедов Павел Николаевич

    Часть I Введение в психологию

    Из книги Психология физического воспитания и спорта автора Гогунов Евгений Николаевич

    Глава 1 Введение в психологию личности Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о психологии личности, коснемся вопроса о соотношении основных понятий: «человек», «индивид» и «личность».Человек – биологическое существо, принадлежащее к классу млекопитающих вида

    Из книги Введение в психологию автора Фет Абрам Ильич

    Глава 10 ЗАДАЧИ ПО ПСИХОЛОГИИ СПОРТА 10.1. Спортивная деятельностьЗадача 1. Опираясь наличный спортивный опыт, необходимо письменно ответить на вопросы, приводя конкретные факты.1. Какие внешние условия деятельности обычно остаются в вашем сознании при выполнении

    автора Майерс Дэвид Дж

    А. И. Фет. Введение в психологию

    Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

    Глава 1. Введение в социальную психологию Когда-то давно жил-был один мужчина, его вторая жена была тщеславной и эгоистичной женщиной. У нее были две дочери, такие же самодовольные и эгоистичные, как она сама. В отличие от них Золушка - а именно так звали родную дочь мужчины

    Из книги Как учиться и не уставать автора Макеев А. В.

    Глава 8. Введение в социальную психологию В данной главе мы будем говорить о социальной психологии. И, прежде всего, поговорим об основных определениях и терминах, которые приняты в этой

    Из книги Психология развития человека [Развитие субъективной реальности в онтогенезе] автора Слободчиков Виктор Иванович

    Из книги Социальная психология автора

    автора Овсянникова Елена Александровна

    Из книги Основы психологии автора Столяренко Людмила Дмитриевна

    Раздел 1 Введение в социальную психологию 1.1. Место социальной психологии в системе научного знания Социальная психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в

  • Лучшие статьи по теме