Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Полы
  • Сочинение на тему вечная проблема добра и зла. Проблема добра и зла в философии Актуальность проблемы добра и зла

Сочинение на тему вечная проблема добра и зла. Проблема добра и зла в философии Актуальность проблемы добра и зла

Проблема

Аргументы из литературы.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Проблема угодничества перед высокими лицами, чинопочитания .

1. «Горе от ума» А.С.Грибоедова

Кредо Молчалина – всем угождать. цель – «достичь степеней известных». Он прислуживается, ищет покровительства высоких лиц. Максим Петрович «перед всеми знал почет» благодаря угодничеству и подхалимству.

Чацкий смелый, благородный, решительный. Он независим: не признает ни чинов, ни властей. Он ценит личные заслуги и достоинства людей, защищает право каждого человека иметь свои убеждения.

2 . «Толстый и тонкий» Чехова.

3. «Хамелеон» Чехова

Он смеется над чинопочитанием, над страхом блюстителя порядка перед вышестоящими, даже если они заслуживают порицания за что-либо. Этот страх заставляет его без конца менять свою точку зрения и линию поведения, что и вызывает авторскую иронию.

Проблема милосердия (утраты милосердия), гуманного отношения друг к другу.

1. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.

Пугачеву было холодно, Гринев обогрел его. Не столько обогрел, сколько тронул человеческим участием. В его глазах это был жест милосердия. Заячий тулупчик становится символом христианского милосердия, человеческого отношения друг к другу. И в свою очередь Пугачев демонстрирует гуманность, способность быть великодушным. Пугачев платит милостью за милость. Долг платежом красен. Заяч.тулупчик становится символом христ.милосердия, человеч.отношения друг к другу.

Милосердие, связывающее самых разных людей в нашем мире, - это общечеловеч.чувство, благодаря которому мы даже в самые трудные моменты остаемся людьми.

2. «Чудесный доктор» А.Куприна.

3. Горький. Не дне (Лука)

4. Преступление и наказание.

«Бедные люди» Д. не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, Сонечка Мармеладова вынуждена торговать своим телом. В этом ее выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью.

«Сердечность – такой же дар, как красота и ум»

Проблема духовной деградации

1. Рассказы Чехова: «Ионыч», «Крыжовник»

В рассказе «Ионыч» автор также исследует процесс духовного падения человека. Герой рассказа Чехова «Ионыч» Старцев утратил все лучшее, что было в нем, променял живые мысли на сытое, самодовольное существование. Где же сила, что должна была помочь сохранить Старцеву юношеские идеалы? Она заключается в духовности, нрав-ти человека. И такая сила у него была, но он утратил ее, поступившись своими принципами, в итоге потерял себя.

А вот Раскольников сумел духовно переродиться. Этим самым Достоевский выражает надежду, что человека можно спасти от нравственной гибели.

    «Мертвые души» Гоголя.

Изображая Плюшкина, автор показывает, во что может превратиться человек. Ощущение гибели присут-т, кажется, в самой атмосфере. Его бережливость граничит с безумием. Душа его настолько мертва, что у него не осталось никаких чувств. «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! – восклиц. Автор.

3. В.Распутин. Живи и помни

Проблема духовной и нравственной чистоты

1. Достоевский. Преступление и наказание

Высокие нравственные качества не даны человеку от рождения, но могут воспитываться в нем.очень важно иметь перед собой соответствующий идеал, с которым мог бы сверяться человек в поисках истины.

Образцом духовной и нравственной чистоты в романе предстает Соня Мармеладова. Зарабатывая деньги «низким» способом, она делает это исключительно ради спасения ближних. Без ее помощи им грозила бы голодная смерть. Огромная, бескорыстная любовь к отцу, готовность к самопожертвованию и состраданию – вот что нравственно возвышает Соню.

Проблема добра и зла .

    Гете. Фауст

    Мастер и Маргарита

Изображение мирового зла в облике Дьявола, Сатаны традиционно для худ.лит. в романе Булгакова Воланд вызывает невольные симпатии. Если он кого-то и карает, то вполне заслуженно, а зла не совершает вовсе.

На мой взгляд, добро и зло существуют в самом человеке. Каждый волен выбирать между ними. Воланд как раз и проверяет людей, предоставляя им выбор (сеанс черной магии). В. Карает тех, у кого совесть нечиста, кто не хочет признавать своей вины. Он обличает и наказывает различные проявления зла, уже существующие пороки, исправляет испорченные нравы.

Противостояние добра и зла – вечная тема.

«Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знания».

«Всякое доброе дело несет награду в самом себе».

«Добро – это единственное одеяние, которое никогда не ветшает».

Проблема семьи (Роль семьи в формиро­вании лич­ности)

В семье Ростовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети - Наташа. Ни­колай и Петя - стали по- настоящему хорошими людь­ми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль - безнравст­венные эгоисты.

Проблема нравственного возрождения человека

1. «Пре ступление и наказание».

Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей. Духовное перерождение Р., начавшееся в финале романа, выражает надежду Д. на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему автор видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению.

Проблема искупления греха

    «Гроза».

К.Паустовский. Теплый хлеб

Проблема всеобщего единения, братства людей.

    «Война и мир».

    «Тихий Дон».

Л.Н.Толстой. Кавказский пленник

Проблема жестокости .

1. Горький Ларра.

Проблема взаимоотношений подростков особенно актуальна в наше время. Мы зачастую задаемся вопросом: почему нынешние подростки так жестоки по отношению к кому-то из сверстников? И это не только физич.жестокость, но и душевная. Примеров, доказывающих это, немало: об этом пишут в газетах, показывают и по телевизору. Об этом и текст …

См. проблему (126). В наказание за жесткость и гордыню Л. лишается человеч.судьбы: он не умирает, но обречен вечно витать над землей бесплотным облаком. Даже попытка убить себя ему не удается. Все, что осталось от Л. – тень и имя отверженного.

Проблема комплекса неполноценности.

Эта проблема вечна, как мир. Наверное, 90% всех людей в какой-то степени испытывали или испытывают комплекс неполноценности. Но для одних он становится движущей силой на пути к совершенству, а для других – источником постоянной депрессии.

Что же это такое – комплекс неполноценности? Вечный тормоз или вечный двигатель? Проклятие или благодать?

    «Война и мир» (Марья Болконская)

Проблема нравственного выбора (Как быть? Какими быть? Как сохранить в себе человеческое?)

Человек рождается со свободной волей, возможностью выбора между добром и злом, между жизнью по совести или приспособленчеством, между службой делу или службой лицам, его свободная воля - отдавать предпочтение духовным заботам или плотским. Но этот свободно сделанный нравственный выбор определяет всю дальнейшую жизнь человека: это имеют в виду люди, когда говорят, что человек - хозяин своей судьбы. Художники разных стран и времён уделяли большое внимание теме нравственного выбора.

1. В.Быков. Сотников

Это очень непростые вопросы…

Оказавшись в ситуации нр.выбора, люди ведут себя по-разному: одни совершают предательство в обмен на свою жалкую жизнь, другие проявляют стойкость и мужество, предпочитая умереть со спокойной совестью. В повести противопоставлены 2 партизана – Рыбак и Сотников.

На допросе, испугавшись пыток, Рыбак отвечал правду, т.е. выдал отряд. Он не только согласился служить в полиции, но даже помог повесить Сотникова, чтобы подтвердить врагам свою готовность служить им. Рыбак выбрал путь спасения своей жизни, Сотников же делал все, чтобы спасти других.

2. В.Распутин. Живи и помни.

3. Жизнь и творчество Булгакова.

Понтий Пилат чувствует, что Иешуа га-Ноцри обладает огромной духовной силой, и по-человечески благодарен ему за избавление от мучительной головной боли. Вдобавок ко всему, разобравшись в его деле, прокуратор убеждается в его невиновности. Но в решающий момент, когда перед ним встала проблема выбора, он не смог поступить по совести и ради сохранения собственной власти пожертвовал жизнью Иешуа.

Проблема способа зарабатывания денег

Проблема учителя и учеников

В.Распутин. Уроки французского.

Проблема силы человеческого духа

    В.Титов. Всем смертям назло.

Б.Полевой. Повесть о наст.чел.

Проблема гуманного отношения к « братьям нашим меньшим »

1. Г.Троепольский. Белый Бим Черное ухо. “Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”. Иван Иванович, несмотря на хорошее отношение к Биму, несмотря на свои прекрасные качества - такие, как доброта, милосердие, сострадание, чуткость – сделал не все, что мог, для своего друга и тем самым положил начало трагедии преданного, доверчивого, любящего и прирученного им существа. Добрый, сострадательный, чуткий Иван Иванович, знавший, что рано или поздно придется лечь на операционный стол, чтобы извлечь пулю, и знавший, что за время его отсутствия Бим останется один, заранее не побеспокоился о судьбе прирученной им собаки. Мы навсегда в ответе за тех, кого приручили, - в ответе за любое живое существо, которое к тебе привязалось.

Берегите эти земли, эти воды,
Каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы –
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Состраданье к животным так тесно связано с добротою. Характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.

Легко ли быть молодым ?

1. « Прощание с Матерой» В.Распутина (Андрей, внук Дарьи) собирается на стройку ГЭС, которая со временем затопит Матеру. «Жалко Матеру, и мне тоже жалко, она нам родная… Все равно бы перестраиваться пришлось, на новую жизнь переходить… Как вы не понимаете? .. Не все же тут задерживались… Молодых не остановить. На то они и молодые. Они к новому стремятся. Ясно, что первыми туда, где труднее…»

Проблема чести и человеческого достоинства.

    Пушкин. Капитанская дочка.

Поднимается проблема, глубоко волновавшая Пушкина.

    Пушкин-Дантес

    Лермонтов-Мартынов

    « Отцы и дети»

Дуэль Безухова с Долоховым.

    В.Шукштн. Ванька Тепляшин

Что такое настоящая дружба?

Дружба Пушкина и Пущина.

Проблема дружбы, предательства волнуют человека в любую эпоху. И в истории человечества мы встречаем много примеров и великой самоотверженной дружбы, и страшного предательства. Это вечные вопросы, вечные темы, которые всегда будут находить отражение и в современной лит.

Совершенно особое место среди друзей П. занимает И.И.Пущин. именно ему поэт охотнее, чем другим, поверял в лицей.годы все сомнения и тревоги своего юного сердца. Именно Пущин первым навестил П. в ссылке. Спустя годы, теперь уже П. отправляет сосланному в Сибирь Пущину свое послание: «Мой первый друг,…»

Пронесенная сквозь годы дружба становится тем нравств.ориентиром, к которому невольно стремится каждый, кто хотя бы раз задумывался о значении дружбы в жизни человека.

Фильм «Офицеры»

Проблема чувства долга перед близким человеком (душевного благородства)

Пушкин. Евгений Онегин.

Т. По-прежнему любит Онегина и уверена в его любви, но она решительно отказыв.от возможного счастья. Ей характерно высокое душевное благородство. Она не может нарушить обещание, которое дала другому человеку, пусть даже и нелюбимому. Подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману составляют основу х-ра Т.

Жены декабристов, добровольно отправившиеся за своими мужьями в ссылку, на жизнь, полную лишений и страданий. Среди них были такие, которые шли не только из любви к мужу, но из сознания своего долга, своей обязанности по отношению к близкому человеку.

Проблема самоотверженной и бескорыстной любви.

См. проблему (124)Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды… Та, про которую сказано «сильна, как смерть»… такая любовь, ради которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение… Это ли не любовь Желткова?

Проблема духовности/бездуховности.

Горький. Старуха Изергиль (Ларра).

Этот персонаж – воплощенная бездуховность. Он безудержно сеет смерть и противопоставляет себя жизни. Он стремится к достижению цели любой ценой, влачит существование, лишенное прошлого и будущего. Только себя он мнит совершенством, а неугодных губит.

Островский. Гроза.

Проблема совести

1. «Гроза»

2. Достоевский. Преступление и наказание.

Писатель ставит перед нами вопрос о необходимости жить в согласии со своей совестью и интересами других людей. Сокрушительный крах теории Р, не содержащей в себе нравств.начала, не принимающей в расчет высших ценностей мира – человеч.жизни и свободы, - подтверждает правоту писателя. Терзания совести Раскольникова, его душевные переживания из-за совершенного греха стали своеобразным нравственным ориентиром. Писатель убедительно показывает, что случилось бы с героем, если бы он не прошел через раскаяние. Терзания совести, душевные переживания из-за совершенного греха стали для Р. Нравств.наказанием.

3. «Мастер и Маргарита».

«Не думай, что, сделавши что-то плохое, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести».

Совесть – не палач, а вечный спутник человека, указывающий ему путь к истине, служащий верным нравственным ориентиром.

Страх за свою жизнь и карьеру не позволяют Понтию Пилату помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Однако, оглашая приговор, Пилат понимает, что выносит его самому себе. Судьей героя становится его совесть.

    «Герой нашего времени (Грушницкий)

Проблема приспособленчества

1. Рассказ «Ионыч»

2. «Гроза» Островского

3. «Горе от ума» Гри боедова

Проблема доброты (что значит быть добрым человеком?)

    Пьер Безухов.

«Во внутреннем мире человека доброта – это солнце» - утверждал В.Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметил и писатель …, который, обратившись к примеру из жизни, заставляет нас серьезно задуматься над проблемой …

    Обломов

«Большое сердце, как океан, не замерзает».

«Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла».

«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство доброта».

«Доброта – качество, излишек которого не вредит».

Проблема двойственности человеческой натуры

1. Достоевский «Преступление и наказание»

ЯЗЫК, КУЛЬТУРА

Проблема небрежного отношения к русской культуре , родному языку. (утраты языковой культуры)

1. «Горе от ума» (преклонение перед Западом, небрежное отношение к русской культуре, родному языку, рабское подражание иностранцам- не проблемы ли это современного росс.общества?). почти 2 века назад они волновали великого гражданина России А.С.гриб. Теперь время ставит их перед нами. Чацкий ратует за сохранение русского духа, нравов. Выступает в защиту «святой старины».

Наше общество, еще во многом не пришедшее к нормам общежития, уже почувствовало потребность в культуре поведения и общения. В лицеях, колледжах, гимназиях, школах открываются факультативы с названиями “Этикет”, “Деловой этикет”, “Дипломатический этикет”, “Этикет делового общения”, “Культура речевого общения” и т.д. Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Проблема порчи и оскудения русского языка (бережного отношения).

Проблема развития и сохранения русского языка

Заключение :

1) Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык. У каждого народа он свой, отличный от других, узнаваемый. Что отличает русский язык? Конечно, его необычайная образность и величавость. Недаром А.Н.Толстой сравнивал рус.яз. по яркости с радугой после весеннего ливня, по меткости – со стрелами, по задушевности – с песней над колыбелью. Но, к сожалению, порой мы портим его, не бережем. Многие забывают, что рус.яз. – великий и могучий, употребляя ненорматив.лексику, принижая статус рус.яз. задача всех – сохранить его. См. (7)

Н.Галь «Слово живое и мертвое». Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих нашу речь; о канцеляризмах, убивающих жи­вую речь;

о бережном отношении к велико­му нашему наследию - русскому языку.

Проблема злоупотребления иностранными словами.

Заключение:

1) Наша современная жизнь – это круговорот дел, встреч, проблем, переживаний. У нас не остается времени, чтобы остановиться и задуматься о том, что же происходит с нашим языком сейчас. Мы не должны забывать, что сами портим его. Эту проблему затрагивает… (см. проблему (3)

2) Мы не властны над речью других, но можем быть повнимательнее к тому, что сами произносим, можем задуматься над тем, не засоряем ли мы свой язык. И если мы будем следить за своей речью, не будем произносить грубых и грязных слов, а будем уважать своего собеседника, мы поможем очистить наш язык.

3) В завершение своего сочинения хочу привести слова Н.Рыленкова:

Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин.

Так давайте же сделаем все, чтобы как можно меньше было сорной травы.

(см. ниже)

Проблема бессмысленного, искусственного смешивания языков

Составитель «Толкового словаря живого великорус.языка» В.Даль писал: «Мы не гоним анафемой все ин.слова из рус.яз., мы больше стоим за рус.склад и оборот речи, но к чему вставлять в каждую строчку: моральный, оригинальный, натура, артист, грот, пресс, гирлянда, пьедестал и сотни подобных, когда без малейшей натяжки можно сказать то же самое по-русски? Разве: нравственный, подлинный, природа, художник, пещера хуже? Нисколько, но дурная привычка ходить за рус.словами во фр. и нем.словарь делает много зла». (см. выше)

Проблема экологии культуры

Сохранение культурной среды – задача столь же существенная, как и сохранение окружающей природы. Несоблюдение законов биологической экологии убивает человека биологически, но убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. “Работая только ради материальных благ, мы сами строим себе тюрьму. И запираемся в одиночестве, и все наши богатства – прах и пепел, они бессильны доставить нам то, ради чего стоит жить” (Антуан де Сент-Экзюпери).

Язык – часть национальной культуры, памятник культуры. И как памятник культуры нуждается в защите и охране. Включите телевизор: косноязычие и отсутствие внутренней культуры. Прикольные словечки и выражения, не входящие в словарь Ушакова, а соответствующие скорее блатной музыке, звучат повсеместно. Злословие и даже ненормативная лексика стали чуть ли не нормой телесериалов.

Проблема тревоги за уходящую вместе с 20 веком культуру

Проблема культурного человека (какие качества образуют понятие «культурный человек»?)

В чем выражается истинная культура человека? Думаю, что это один из сложнейших вопросов, о котором писал в своих сонетах еще Шекспир. В нашем представлении культ.человек – это личность образованная, с хорошими манерами и вкусом, грамотной речью… Но ведь и за внешней молчаливостью, неброскостью может скрываться истинно культ.человек. Именно об этом пишет…

Кто из нас не сталкивался с людьми, которые за внешним лоском, за показной начитанностью, за поверхностными знаниями скрывают внутреннее бескультурье, невежество? Ненадежность таких людей настораживает. Не таков…

ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО, СУДЬБА, СЧАСТЬЕ, СВОБОДА, СМЫСЛ ЖИЗНИ, ОДИНОЧЕСТВО, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Проблема взаимоотношений человека и общества

    Горький. На дне. Легенда о Ларе.

    Н.В.Гоголь. Шинель.

Башмачкин – это «вечный титуляр советник», над которым смеются и потрунивают сослуживцы. Он нуждается в понимании и сочувствии.

Проблема человеческого счастья (в чем его секрет?)

1. «Крыжовник» Чехова.

2. И. Гончаров. Обломов.

Для Обломова человеческое счастье – это полное спокойствие и обильная еда.

    Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц

Газет и с экранов телевизоров на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах…

Можно ли ощущать себя счастливым от самых земных радостей? А это зависит от самого человека! Кто-то и первоцветов не замечает, кто-то забыл, когда в последний раз голову в звездное небо запрокидывал, а есть те, кто в крохотном цветке незабудки видит отражение неба, в плывущей тучке – маленький кораблик в безбрежном море, в звоне капели слышит музыку весны. По-моему, нужно радоваться каждому прожитому дню, быть доброжелательным, не держать в душе обид и просто любить жизнь!

Кто не мечтает о счастье?

Проблема свободы как высшей ценности

1. М.Горький. Макар Чудра.

В своих романт произв. Г. Ставит проблему свободы как высшей ценности. Однако стремление к ней часто противоречит другим человеч.ценностям, и люди вынуждены решать, что им дороже. Жажда личной свободы у Лойко и Рады так сильна, что даже на свое чувство они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко убивает Радду, а затем себя. Смерть дарит им освобождение от выбора между любовью и свободой.

В своих произведениях Г. любуется свободным человеком, веря в его внутренние силы, мужество.

Проблема ответственности за судьбу другого человека.

1. «Бесприданница».

Паратов не способен нести ответственность за судьбу другого человека. Всю жизнь он искал чувств, приносящих ему удовольствие. Он обманывает Ларису, подчиняясь собственной прихоти, не задумывается о ее дальнейшей судьбе.

2. Н.Карамзин. Бедная Лиза

3. «Герой нашего времени».

Проблема ответственности за свои поступки ( утраты ответственности)

1. В.Распутин. Живи и помни

2. Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проникшись к «бродячему философу» уважением и интересом, чувствуя в его словах неизвестную ему правду, Пилат решает спасти Иешуа Га-Ноцри от смерти. Но самый страшный порок – трусость – заставляет его изменить решение. Страх за свою жизнь и карьеру не позволяет прокуратору помиловать человека, отрицающего власть кесаря. Теперь, сидя в своем кресле, Пилат более всего на свете ненавидел свое бессмертие и неслыханную славу, которая обернулась для него вечным напоминанием о нравственном преступлении, о предательстве. Ему нет оправдания.

    В.Быков. Сотников.

    «Преступление и наказание».

Проблемы, поднятые писателем в романе, актуальны и в наши дни. Утрата душевной щедрости, сострадания, чувства ответственности за свои мысли и поступки может привести к духовной пустоте, разладу с самим собой, утрате духовности -основы человеческого существования.

Проблема взаимоотношений человека и судьбы.

    «Герой нашего времени».

Человек управляет судьбой или судьба руководит чел овеком? Кто человек – жертва, баловень или хозяин обстоятельств? В изображении Лермонтова человек и судьба неразделимы.

На протяжении всего романа мы видим, как спорит с судьбой Печорин и как бесплодны его усилия. Страдая сам, он причиняет страдания другим, потому что упорствует в своем эгоизме.

Проблема смысла человеческого существования

1. «Герой нашего времени».

Печорин, пребывая в постоянных метаниях, не находя своего места в жизни, не может быть счастливым.

2. «Бесприданница» Островского

В мире царят жестокость, ложь, расчет. Высшей ценностью являются деньги, а не личность человека. Целью их жизни является накопление состояния.

3. «Крыжовник» Чехова.

4. В.Распутин. Живи и помни.

5. Л.Толстой. Война и мир

В дворянской семье Курагиных целью существования является праздное времяпровождение и легкая нажива. Нет ничего удивительного в том, что в их доме царят пошлость, зло, лицемерие, ложь. А вот в семье Ростовых автор отмечает любовь, простоту отношений, уважение друг к другу, к остальным людям.

6. «Старуха Изергиль», «Челкаш».

7. В.Титов. Всем смертям назло.

В чем смысл жизни? Сколько копий поломано на этом вопросе! О каком смысле может идти речь, если во главу угла не ставить труд. Будничный, повседневный, честный труд. Отбери у человека возможность трудиться – и все блага жизни потеряют смысл.

Только когда человек за свою жизнь не сделает ничего хорошего, не совершит доброго дела, он умирает. Самой настоящей, самой страшной болезнью. Человек, не украсивший землю своим трудом, навсегда уходит в небытие, ибо после него ничего не остается, что жило бы в делах и памяти потомков

Проблема сущности и назначения человека

1. М.Горький.

Каков есть и каким должен стать человек? Этот вопрос всегда волновал Г.

Взгляды Г на сущность и назначение человека получили отражение практически во всех его произведениях – от романтических р-зов до пьесы «На дне».

Проблема предназначения

«Война и мир».

Наташа нашла свое счастье в семье. Любить и быть любимой – такова жизненная философия Н. повзрослев душей, Н. приобщилась к великой тайне жизни, в которой есть место каждому человеку, каждому живому существу, каждой песчинке и каждому камню. И она нашла в ней свое скромное и вместе с тем благородное предназначение. Не могла не найти.

Проблема поисков смысла жизни

1. Л.Н.Толстой. Война и мир

Проблема поисков смысла жизни является одной из главных в романе. Андрей Болк. и П. Безухов – натуры мятущиеся, страдающие. Для них характерна неуспокоенность души; им свойственно желание быть полезными, нужными, любимыми. Трудной и тернистой дорогой познания оба приходят к одной и той же истине: «Надо жить, надо любить, надо верить».

Пушкин. Евгений Онегин.

Проблема одиночества (одинокой старости)

    «Герой нашего времени»

Печорин – сильный, благородный человек, но он одинок. Он никого не может назвать своим другом, чужой везде: среди сослуживцев, в «водяном обществе».

2. «Гроза».

Катерина безысходно одинока в мире лжи и насилия. Возвышенной и поэтической натуре, душе-птице, нет места в городе Калинове.

    К.Паустовский. Телеграмма.

    Базаров (идейное одиночество)

Жесткость героя, его неспособность осмыслить чужие взгляды и признать за ними право на существование обрекают его на …

Проблема загадочности русской души

1. «Герой нашего времени».

Образ Печорина окружен атмосферой таинственности, поступки кажутся странными и загадочными. События, которые происходят с героем, никак нельзя назвать обычными. Перед нами человек незаурядный, обладающий глубоким и гибким умом, сильной волей, сложным характером. И каждый раз он поворачивается к нам разными гранями своего характера.

    «Очарованный странник» Лескова Н.С.

ИСТОРИЯ. ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА. ПОДВИГ.

Проблема отношения к прошлому , к далеким предкам

В жизни человека прошлое – это его корни. Поэтому о нем необходимо помнить. Вместе с тем человек, забывший о прошлом, не имеет будущего.

Проблема связи поколений

    Паустовский. Телеграмма.

Проблема взаимоотношений человека и природы

    «Прощание с Матерой» Распутина В.

    В.Астафьев. Царь-рыба.

Проблема исторической памяти .

    В.Распутин. Живи и помни.

    А.Ахматова. Реквием

Пробле ма патриотизма

1. Жизнь А.Ахматовой.

Проблема подвига (можно ли совершить подвиг в нашей жизни?)

1. В.Титов. Всем смертям назло.

2. Горький Легенда о Данко.

Он полон глубокого сострадания к своим соплеменникам, жившим без солнца, в болоте, потерявшим всякую волю и мужество. Ради них он совершает подвиг. Данко стал героем, осветив своим горящим сердцем (своей жизнью!) путь во тьме. Д. отдает свою жизнь ради общего блага и, умирая, испытывает истинную радость.

«В жизни всегда есть место подвигам!» - говорит автор. Действительно, без сильных и красивых поступков жизнь представляется не просто скучной и пресной – она лишается человеч.смысла.

Проблема сохранения исторических памятников.

    В.Шукшин. Мастер.

НАРОД, ВЛАСТЬ.

Проблема власти

1. Л.Толстой. Война и мир.

Толстой убедительно показывает в романе, что власть Наполеона основывается на таких свойствах его натуры, как честолюбие, холодный ум, способность к точному расчету. Н. прекрасно осознает, что, возвысившись и добившись славы, он еще долгое время будет пользоваться правами сильного.

2. М.Булгаков. Мастер и Маргарита.

Проблема народа и власти

1. «Борис Годунов» Пушкина.

ЭКОЛОГИЯ , ПРИРОДА . ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

ОТЦЫ И ДЕТИ

Проблема материнской любви и нашего отношения к матерям

1. К.Паустовский «Телеграмма»

Проблема отцов и детей.

    Тургенев. Отцы и дети.

Взгляды отцов и детей противоречивы. В романе происходит идейный поединок. Аристократ П.П.Кирсанов не принимает и не может понять взглядов Баз. – студента-естественника. После нескольких словесных перепалок за столом их противостояние заканчивается настоящей дуэлью. Базарова отличают непримиримость и категоричность суждений. Выздоравливая после ранения, Кирсанов много размышлял о случившемся и несколько смягчился по отношению к молодежи.

Базаров порой кажется жестоким, особенно по отношению к своим родителям. Как сурово и холодно он обращается с ними, несмотря на то, что любит своих стариков!

2. К.Паустовский. Телеграмма.

3. В.Распутин. Последний срок.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ. ГЕНИАЛЬНОСТЬ. НАУКА.

Проблема исторических взаимоотношений науки и религии.

Ньютон, открывший законы движения небесных тел, был верующим человеком и занимался богословием. Великий Паскаль, гений математики, был не просто верующим, но и христианским святым (хотя и не канонизированным) и одним из величайших религиозных мыслителей Европы. Творец современной бактериологи, Пастер был глубоко религ.натурой. даже Дарвин, учение которого было потом использовано полуучеными для опровержения религии, всю жизнь оставался искренне верующим человеком.

Религия всегда была силой, враждебной дерзаниям философов и ученых. (М.Кашен)

Чем глубже мои познания в обрасти разных наук, тем сильнее восхищение перед Творцом. (Максвелл)

Если разум – дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо послало нам два дара, которые не совместимы и противоречат друг другу. (Д.Дидро)

КНИГА. ИСКУССТВО

Роль книги в истории человечества (в жизни человека)

М.Горький. Детство .

А.С.Грибоедов. Горе от ума.

Что значит книга, чтение в жизни человека? Зачем нужно читать книги? “Чтение – умножение человеческой мудрости, – той мудрости, которая, без всякого сомнения, в нынешние времена нужнее, чем когда-либо, нашему печальному миру, тонущему в пучинах позора и преступления…”. Как актуально звучат эти слова сегодня.

Учись и читай – читай и учись, от этого тебе легче будет жить на свете”, – советовал Герцен своей дочери Ольге.

Книги мы покупаем и не жалеем на них денег, – писал Н. В. Гоголь, – потому что их требует душа, и они идут ей во внутреннюю пользу”.

Когда человек берет в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине, какой может быть только между самыми близкими людьми”.

Кем бы вы ни стали, куда бы ни позвали вас пути-дороги, пусть всегда рядом с вами будут любимые книги!” (С. Михалков)

Проблема отношения к книгам (все ли книги надо читать и перечитывать?)

Оскар Уайльд делил книги на три категории: те, что следует читать; те, что следует перечитывать; и те, что вовсе не нужно читать

Проблема роли искусства на жизнь человека.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема национального характера русских

    Лесков. Очарованный странник.

Нравств.сила, непосредственность, душевная чистота и доброта – основные черты национ.хар-ра.

Проблема красоты и ее воздействия

    Г.Успенский. Выпрямила.

Современная жизнь – это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. и порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.

    В.Шукшин. Мастер.

Проблема человеческой индивидуальности

1. «Чудики» шукшина.

Проблема отношения человека ко Времени

Тот, кто, живя прошлым, не думает о настоящем и будущем. Вступает в конфликт со временем.

Проблема жизни и смерти

    В.Титов. Всем смертям назло.

Проблема взаимодействия произведений искусства на человека

1. А.Куприн. Гранатовый браслет.

2. В.Шукшин. Мастер.

3. Г.Успенский. Выпрямила.

Проблема стяжательства

1. Фонвизин «Недоросль»

Проблема домостроевских принципов уклада жизни

1. «Гроза»

Проблема воспитания , образования

    Фонвизин «Недоросль.

«Образование граждан есть такое же национальное богатство государства, как золото, нефть, алмазы, находящиеся на его территории. Чем больше знаний у нашей молодежи, чем лучше она ими сможет пользоваться, тем, несомненно, богаче и славнее будет наше государство»

Проблема социального неравенства.

    А.И.Куприн. Гранатовый браслет.

Любовь пришла к нему, как говорят, с первого взгляда, с того момента, как Желтков впервые увидел княгиню Веру. Это чувство озарило всю его жизнь, оказалось бесценным божьим даром. Удивительно, что он посмел полюбить ее, ведь их разделяет пропасть соц.неравенства. «Благоговение, вечное преклонение и рабская преданность – это все то, что остается в удел Ж. как это мало! Как это много! Любовь превращает его из обывателя в Человека.

Проблема ответственности за результаты личного труда

1. Булгаков. Собачье сердце.

Проф. Преображенский пересаживает гипофиз мозга собаке и получает чудовищный результат. + см. пробл. (128)

Проф. Преображенский считает своим долгом улучшать человеческую природу. Занимаясь пересадкой органов, он надеется продлить период жизненной активности человека. Но кого он создал? Нового человека?

Осознав крах своей научной идеи, проф. Исправляет ошибку.

Вмешательство в человеч.природу не должно совершаться насильственными методами. Последствиянепродуманного вмеш-ва в этот процесс оказываются плачевными и для общества, и для самих экспериментаторов.

проблема ответственности науки перед живой жизнью.

    Булгаков. Собачье сердце.

В повести речь идет о непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что преждевременный эксперимент с неадекватным человеческим сознанием опасен.

Приложимы ли общечеловеч.понятия о нравственности к работе врача, труду медика или ученого-биолога? Думают ли об этом те, кто занимается клонированием человека? В чем он, медицинский долг?

К сожалению, никакое изобретение или открытие не принадлежит своему автору безраздельно: сотворив либо открыв нечто новое, ученый часто выпускает джинна из бутылки и уже не может управлять последствиями своего научного опыта единолично – слишком много пользователей оказывается вокруг, и не всегда их интересы соизмеряются с нравственностью.

Словом, затевая тот или иной эксперимент, ученый или врач должен просчитывать его последствия на много ходов вперед, что является сложной, но всегда актуальной задачей.

проблема медицинского долга .

См. проблему (128).

Проблема истины (Что такое/есть/ истина?)

    Булгаков Мастер и Маргарита.

Герои романа находят свою истину. Для мастера – это свобода. Мастера спасает Марг., и это ее истина, потому что счасте любимого – это ее счастье. Добро – истина Иешуа. Он уверен, что «злых людей нет на свете». Он проповедует свою истину всем, в т.ч. и прокуратору. Иисус в Библии – сын Бога. Иешуа в романе – человек, он слаб. Но он и силен своей верой в добро. Наградой ему стало бессмертие. Оно же стало наказанием для Пилата.

Для Иешуа истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью: «…согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж наверное может лишь тот, кто подвесил». Для Иешуа истина и в том, что «злых людей нет на свете». И если бы он поговорил с Крысобоем, тот резко изменился бы. Знаменательно, что Иешуа говорит об этом «мечтательно». Он к истине этой готов идти при помощи убеждения, слова. Это дело его жизни.

PAGE 12

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра « Философии и культурологии »

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Реферат

По дисциплине «Культурология»

Руководитель Разработал

Студент гр._Д-113

Быстрова А.Н . ___________ Леонов П.Г .

(подпись) (подпись)

_______________ ______________

(дата проверки) (дата сдачи на проверку)

СОДЕЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема выбора между добром и злом стара, как мир, но между тем актуальна и сейчас. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как: совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, порядочность, святость.

Добро и зло – это два нравственных понятия, сопровождающие человека на протяжении всей его жизни, это главные, основные понятия морали.

Добру противостоит зло. Между этими категориями с самого основания мира идет борьба. К сожалению, в этой борьбе подчас сильнее оказывается зло, потому что оно активнее и меньше требует усилий. Добро же требует ежечасного, каждодневного терпеливого труда души, добротворчества. Добро должно быть сильным, деятельным. Доброта – признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие, он по-настоящему добрый, а слабый человек бывает добреньким только на словах и бездеятельным в поступках.

Извечные вопросы смысла жизни человека вплотную связаны с пониманием значений добра и зла. Ни для кого не секрет, что эти понятия трактуются в бесчисленном множестве всевозможных вариаций и более того, каждым отдельно взятым человеком, осмысливаются по-разному.

Целью работы будет освещение проблемы добра и зла.

Нам представляется важным решить следующие задачи:

Рассмотреть проблему понимания добра и зла;

Выявить проблему зла и добра в литературе на основе произведений Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать», Б. Васильева «А зори здесь тихие» и А.П. Чехова «Дама с собачкой».

Работа состоит из введения, двух главных основной части, заключения и библиографии.

ГЛАВА 1. Проблема понимания добра и зла

Проблеме разрушительным тенденциям, проявляющимся на индивидуальном и коллективном уровне, посвящены труды выдающихся русских мыслителей: В.В. Розанова, И.А. Ильина, Н.А. Бердяева, Г.П. Федотова, Л.Н. Гумилева и многих других. (И ты их всех читал, конечно? А если нет, так при чем тут они?) В них дается мировоззренческая и философская характеристика и оценка негативных, разрушительных явлений человеческой души, показывается, что одной из наиболее важных тем русской литературы с момента ее зарождения и до наших дней является проблема добра и зла, жизни и смерти. Классики русской литературы Х I Х в. не только сумели передать остроту проблемы зла, трагического существования человека, утратившего связи с природой и духовными корнями, но и предсказать деструктивные тенденции развития цивилизации. Многие их предсказания сбылись в ушедшем тысячелетии .

Представители русской и зарубежной литературы ХХ века уже столкнулись с негативными проявлениями современной цивилизации: войнами, революциями, террором, экологическими катастрофами. По-разному относясь и оценивая разрушительные явления, они, тем не менее, отражали их в своем искусстве, привнося в объективные образы действительности свое, субъективное, видение мира. М. Горький, М. Булгаков, А. Платонов – русские классики
ХХ века – оставили нам художественный образ трагических событий истории России, ее народа, индивидуальных судеб. (Где, в каких книгах и на каких именно ст раницах они это сделали?) Изображение кризисных процессов распада культурных ценностей потребовало от писателей не только творческого переосмысления художественного наследия литературы Х I Х века, но и привлечения новых поэтических форм выразительности.

Добро – в широком смысле слова как благо означает ценностное представление, выражающее положительное значение чего-либо в его отношении к некоему стандарту или сам этот стандарт. В зависимости от принимаемого стандарта добро в истории философии и культуры трактовалось как удовольствие, польза, счастье, общепринятое, соответствующее обстоятельствам, целесообразное и т.д. С развитием морального сознания и этики вырабатывается более строгое понятие собственно морального добра.

Во-первых, оно осознается как особого рода ценность, не касающаяся природных или стихийных событий и явлений.

Во-вторых, добро знаменует свободные и сознательно соотнесенные с высшими ценностями, в конечном счете, с идеалом, поступки. С этим связано позитивное нормативно-ценностное содержание добра: оно заключается в преодолении обособленности, разобщенности и отчуждения между людьми, утверждении взаимопонимания, морального равенства и гуманности в отношениях между ними; оно характеризует действия человека с точки зрения его духовного возвышения и нравственного совершенства .

Таким образом, добро связывается с духовным миром самого человека: как бы ни определялся источник добра, оно творится человеком как личностью, т.е. ответственно.

Хотя, добро как будто соразмерно злу, их онтологический статус может трактоваться различно:

1. Добро и зло являются однопорядковыми началами мира, находящимися в постоянном единоборстве.

2. Действительным абсолютным мировым началом является божественное Добро как Благо, или абсолютное Бытие, или Бог, а зло – результат ошибочных или порочных решений человека, свободного в своем выборе. Таким образом, добро, будучи относительным в противопоставлении злу, абсолютно в исполнении совершенства; зло – всегда относительно. Этим объясняется то, что в ряде философско-этических концепций (напр., Августина, В.С.Соловьева или Мура) добро рассматривалось как высшее и безусловное моральное понятие.

3. Противоположность добра и зла опосредована чем-то иным – Богом (Л.А.Шестов – в какой книге, на какой странице? ), «высшей ценностью» (Н.А.Бердяев в какой книге, на какой странице? ), – в чем и заключено абсолютное начало морали; тем самым утверждается, что добро не является конечным понятием. Можно уточнить, что понятие добра действительно употребляется в двояком «приложении», и тогда трудности Мура (А это еще кто такой?) , связанные с определением добра, могут быть разрешены при учете различия добра как абсолютного и простого понятия и добра как понятия, соотнесенного в системе этических понятий с другими. В выяснении природы добра бесполезно искать именно его бытийственную основу. Объяснение происхождения добра не может служить его обоснованием, поэтому логика собственно ценностного рассуждения может быть одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» – социальное и антропологическое – происхождение .

Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой связности добра и зла; она проходит через всю историю философии и культуры (в частности, художественной литературы) и конкретизируется в ряде этических положений.

Во-первых, добро и зло взаимоопределены и познаются в антитетическом единстве, одно через другое.

Однако, во-вторых, формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную нравственную практику чревато искушением человека. «Испробования» (даже только в мысленном плане) зла без строгого, пусть и идеального, понятия добра могут гораздо скорее обернуться пороком, нежели действительным познанием добра; опыт зла может быть плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.

В-третьих, понимания зла недостаточно без готовности сопротивляться ему; но противостояние злу само по себе не ведет к добру.

В-четвертых, добро и зло функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности злу и практически утверждается в отвержении зла; иными словами, действительное добро – это деяние добра, т.е. добродетель как практическое и деятельное исполнение человеком вменяемых ему моралью требований .

ГЛАВА 2. Проблема добра и зла в творчестве
Э.М. Ремарка, Б. Васильева, А.П. Чехова

2.1 Проблема добра и зла в произведении
Э.М. Ремарка «Время жить и время умереть»

Э. М. Ремарк – один из самых значительных немецких писателей ХХ века. Посвященные жгучим проблемам современной истории, книги писателя несли в себе ненависть к милитаризму и фашизму, к государственному устройству, которое порождает смертоубийственные бойни, которое преступно и бесчеловечно по своей сути.

Роман «Время жить и время умирать» (1954) – о второй мировой войне, это вклад писателя в дискуссию о вине и трагедии немецкого народа. В этом романе автор достиг такого беспощадного осуждения, какого его творчество до сих пор не знало. Это попытка писателя найти в немецком народе те силы, которые не смог сломить фашизм. (Что ж ты это не произнёс, когда отвечал?)

Таков коммунист-солдат Иммерман, таков доктор Крузе, погибающий в концлагере, его дочь Элизабет, становящаяся женой солдата Эрнста Гребера. В образе Э. Гребера писатель показал процесс пробуждения антифашистского сознания в солдате вермахта, постижения им того, в какой мере на нем «лежит вина за преступления последних десяти лет».

Невольный соучастник преступлений фашизма, Э. Гребер, убив гестаповца-палача Штейнбреннера, освобождает приведенных на расстрел русских партизан, однако и сам гибнет от рук одного из них. Таков суровый приговор и возмездие истории.

2.2 Проблема добра и зла в произведении
Б. Васильева «А зори здесь тихие»

Герои в повести «А зори здесь тихие...» попадают в драматические ситуации, их судьбы – оптимистические трагедии (И что это значит?) . Герои – вчерашние школьники (а не школьниЦЫ?) , а теперь участники войны. Б. Васильев, как бы проверяя персонажей на прочность, ставит их в экстремальные обстоятельства. Писатель считает, что в таких ситуациях наиболее ярко проявляется характер человека.

Б. Васильев подводит своего героя к последней черте, к выбору между жизнью и смертью. Умереть с чистой совестью или остаться жить, запятнав себя. Герои могли сохранить себе жизнь. Но какой ценой? Нужно лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести. Но герои Б. Васильева не признают таких нравственных компромиссов. Что нужно для спасения девушек? Бросить без помощи Васкова и уйти. Но каждая из девушек совершает подвиг в соответствии со своим характером. Девушки были чем-то обижены на войну. У Риты Осяниной убили любимого мужа. Остался ребенок без отца. У Женьки Комельковой на глазах расстреляли немцы всю семью.

О подвигах героев почти никто не знает. В чем состоит подвиг? В этой жестокой, нечеловечески трудной борьбе с врагами остаться человеком. Подвиг – это преодоление себя. Мы выиграли войну не только потому, что были гениальные полководцы, но были и такие незаметные герои, как Федот Васков, Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич.

Что совершили герои произведения Б. Васильева – добро или зло, убив людей, пусть даже неприятелей, - этот вопрос остается, в современной концепции, невыясненным. Люди защищают свою Родину, но при этом убивают других людей. Безусловно, необходимо давать отпор неприятелю, что и делают наши герои. Для них нет проблемы добра и зла, есть захватчики родной земли (зло) и есть ее защитники (добро). Возникают другие вопросы – а по своей ли воле конкретные захватчики пришли на нашу землю, а хотят ли они ее захватить и т.д. Тем не менее, добро и зло переплетены в этом повествовании, и нет однозначного ответа на вопрос – что есть зло и что есть добро.

2.3 Проблема добра и зла в произведении
А.П. Чехова «Дама с собачко
й »

Рассказ «Дама с собачкой» был задуман в переломное время, как для России, так и для всего мира. Год написания – 1889-ый. Что собой представляла Россия того времени? Страна предреволюционных настроений, уставшая от веками претворявшихся в жизнь идей «Домостроя», уставшая от того, насколько все неправильно, неверно, и насколько человек мало значит сам по себе, и насколько мало значат его чувства и мысли. Всего через каких-то 29 лет Россия взорвется и неумолимо начнет меняться, но сейчас, в 1889-ом году, она, благодаря А.П. Чехову, предстает перед нами в одном из самых своих угрожающих и ужасающих обличий: Россия – государство-тиран.

Однако в то время (кстати, заметим, что время написания рассказа и время, изображаемое автором, совпадают) еще мало кто мог видеть надвигающуюся, даже вернее, вплотную придвинувшуюся угрозу. Жизнь продолжалась по-прежнему, ибо повседневные хлопоты есть лучшее средство от прозорливости, поскольку за ними не видишь ничего, кроме них самих. По-прежнему достаточно обеспеченные люди ездят отдыхать (можно в Париж, но если не позволяют средства, то в Ялту), мужья изменяют женам, владельцы гостиниц и постоялых дворов зарабатывают деньги. Ко всему прочему, все больше и больше становится так называемых «просвещенных» женщин или, как говорила про себя жена Гурова, женщин «мыслящих», к которым мужчины относились, в лучшем случае, снисходительно, усматривая в этом, во-первых, угрозу патриархату, а во-вторых, очевидную женскую глупость. Впоследствии выяснилось, что ошибаются и те, и другие.

Автор показывает вроде бы незначительные, но влекущие за собой столь многое жизненные ситуации, обрисовывает цельные, исключительно реалистические характеры со всеми их недостатками и умеет донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Добро – это высшая нравственная ценность. Противоположностью добра является зло. Оно есть антиценность, т.е. нечто несовместимое с нравственным поведением. Добро и зло не являются «равноправными» началами. Зло «вторично» по отношению к добру: оно лишь «оборотная сторона» добра, отступление от него. Не случайно в христианстве и исламе Бог (добро) всемогущ, а дьявол (зло) способен лишь соблазнять отдельных людей к нарушению заповедей Божьих.

Понятия добра и зла лежат в основе этической оценки поведения людей. Считая какой-либо человеческий поступок «добрым», «хорошим», мы даем ему положительную моральную оценку, а считая его «злым», «плохим» - отрицательную.

В реальной жизни встречается и добро, и зло, люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и в человеке идет борьба между «силами добра» и «силами зла» - одна из фундаментальных идей, пронизывающих всю историю культуры.

Во всех выбранных нами произведениях мы видим борьбу добра со злом. В произведении Э.М. Ремарка «Время жить, время умирать» автор представляет героя, который преодолевает свое зло, который всеми силами пытается навести мир на земле.

У Б. Васильева проблема добра и зла получается несколько скрытой: есть враг, которого нужно победить, и есть сила, которая его побеждает (пусть даже эта сила оказывается слабой).

У А.П. Чехова в «Даме с собачкой» очень трудно рассмотреть силы добра и силы зла. Однако автор рассматривает неоднозначные, но реальные жизненные ситуации, описывает цельные, исключительно реалистические характеры героев со всеми их недостатками и старается донести до читателя не только содержание, но и идеи рассказа, а также дает нам почувствовать себя уверенными в том, что истинная любовь, верность могут совершить очень многое.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Васильев, Б. А зори здесь тихие.../ Б. Васильев. – М.: Эксмо, 2008. – 640 с.
  2. Кармин, А. Культурология / А.Кармин. – М.: Лань, 2009. – 928 с.
  3. Терещенко, М. Такой хрупкий покров человечности. Банальность зла, банальность добра / М. Терещенко; Пер. с франц. А Пигалева. – М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. – 304 с.
  4. Ремарк, Э.М. Время жить и время умирать / Э.М. Ремарк. – М.: АСТ, 2009. – 320 с.
  5. Хаузер, М. Мораль и разум. Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла / М. Хаузер; Пер. с англ.:Т. Марютиной. – М.: Дрофа, 2008. – 640 с.
  6. Чехов, А.П. Рассказы и повести / А.П. Чехов. – М.: Детская библиотека, 2010. – 320 с.

Постижение смысла бытия, формирование на этой основе жизненного идеала философы всегда связывали для себя с проблемой добра и зла. Противостояние добра и зла осознавалось философами как противоречивая основа бытия, как антиномия, стремление к разрешению которой составляет главный смысл познания и деятельности человека.

Свидетельством этому является история философии. Проблема философского осмысления противостояния добра и зла в полной мере исследовалась в античной философии. Когда Платон ставил перед собой вопрос о том, что является центральной философской проблемой, то ответ его был таким: «…то знание, которое имеет преимущественное значение, что именно оно позволяет знать? Добро и зло… Не сознательная жизнь приводит к благополучию и счастью и не все науки, сколько их есть, но лишь одна эта, единственная наука о добре и зле…» Платон не просто поставил проблему добра и зла, а положил начало исследованию этой проблемы. Он стремился выяснить ту роль, которую играют в жизни, с одной стороны, добро, а, с другой – зло. Он понимал, насколько важно для существования самой жизни следование добру, противостояния тем опасностям, которые несет с собой зло в любых его проявлениях. Категория блага, водруженная Платоном на вершину пирамиды идей, непосредственно связывается им с категорией добра. Платон очень четко выразил свою позицию обоснования созидательной роли добра и разрушительной роли зла. Ему принадлежат слова: «Всё губительное и разрушительное – это зло, а спасительное и полезное – благо». Идея следования добру стала обосновываться в философии как выражение разумности и мудрости.

Более того, философия в лице ряда философов пришла к выводу о том, что высшее назначение разума состоит в познании способов утверждения добра. Следовательно, в философии речь идет не об абстрактной проповеди добра, что само по себе уже хорошо, а о более серьезных выводах о том, каковы реальные пути к добру. Г.В. Лейбниц (1646-1716) писал: «…нет ничего худшего, чем нескончаемые состязания в смертельной ненависти… сколько истинная мудрость может принести блага, столько зла вызывает плохо продуманное мнение… Добро заключается в том, что то, что вытекает из общего законодательства Бога, соответствует природе или разуму».

Обосновывая идею добра как объективного и единственно возможного реального устоя жизни русский философ Вл. Соловьев (1853-1900): «Всемирный смысл жизни, или внутренняя связь отдельных единиц с великим целым, не может быть выдумана нами, она дана от века. От века даны твердыни и устои жизни…»

Однако, философы, в том числе и Вл. Соловьев, прекрасно понимали, что устои жизни, объективные по своей сути, способны существовать и реализовываться как устои только через человеческую осознанную деятельность. Гегель рассматривал эту сложную в своей сущности проблему следующим образом: «Так как передо мною стоят добро и зло, то я могу сделать между ними выбор, могу решиться на то и на другое. Природа зла, следовательно, такова, что человек может его хотеть, но не необходимо должен его хотеть…» Иначе говоря, активность человеческой воли, определяемая активностью его осознанного намерения, являются необходимой предпосылкой онтологической реальности добра.

Что особенно важно отметить, именно в неразрывной связи с проблемой утверждения добра в философии возникает и развивается теоретическая концепция человеческого счастья.

Важно отметить, что развитие философии всегда было неразрывно связано с другими сторонами культуры, с важнейшими общественными процессами. Связь философии с жизнью носит главным образом опосредованный характер, но эта связь выражает наиболее существенное в цивилизации в целом и, в конечном счете, в конкретной человеческой жизни. Чтобы понять это, необходимо изучать историю философии во всех её конкретно-исторических проявлениях.


На протяжении всей своей жизни человек не раз задается вопросом, как поступить в той или иной ситуации? Принять сторону добра или зла? И зачастую этот выбор является не самым легким. Поэтому именно такую проблему, проблему добра и зла поднимает советский и российский филолог Д.С. Лихачев.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Также Дмитрий Сергеевич делает акцент на том, что для человека очень важно «стремление делать других счастливыми». И помнить об этом стоит всю свою жизнь.

В русской литературе существует множество произведений затрагивающих данную проблему. Вот и великий писатель Л.Н.Толстой не остался равнодушным к ней. В своем романе «Война и Мир» он раскрывает проблему добра и зла на примере Марьи Болконской и Элен Курагиной. Марья –героиня, которая воплощает добро. Всю свою любовь она отдает своему отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать, а выйдя замуж, демонстрирует все лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Взаимоотношения с мужем, Николаем Ростовым, и своими детьми пронизаны добротой, что делают Марью и людей, которые ее окружают по-настоящему счастливыми. Элен Курагина в романе представлена нам как полная противоположность Марье. Она холодна, расчетлива, эгоистична и жестока. В ее сердце нет места искренним чувствам, основанным на добре. Поэтому запутавшись в интригах и лжи. Элен по ошибке принимает смертельную дозу лекарства и умирает в страшных муках. Думаю, именно таким исходом Лев Николаевич хотел донести до читателя мысль о том, насколько важно жить с добром в единстве.

Также примером, подтверждающим того, как губительно отражается зло на человеке является герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников. Студент, воодушевленный материалистическими идеями, создает теорию, под убеждениями которой совершает страшное преступление – убивает человека, старуху процентщицу. Именно в этот момент его жизнь начинает рушиться, Родион постоянно находится в страхе, отвергает дружбу и любую помощь любящих его людей. Так зло калечит жизнь Раскольникова.

Таким образом могу сделать вывод, что добро – это то, на что должен опираться любой человек. И только в этом случае наш мир станет лучше.

Обновлено: 2018-02-19

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Вечная проблема добра и зла

Отбросьте же худшую частицу своего сердца
И с лучшей живите — жизнью чище.
В. Шекспир
Испокон веков длится противостояние добра и зла — двух категорий, таких же разных, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, свет и тьма, христианство и язычество.
Казалось бы, эти понятия несовместимы и могут существовать лишь как противопоставление друг другу. Но это не так. И добро, и зло сосуществуют в человеческой душе, разрывая ее на куски.

В обнимку с радостью печаль.
Одна летит, другу спиной …
И идет между ними борьба,
И сильнее кто — не знаю.
(Олексанр Олесь)

Проблема выбора между добром и злом — вечная, общечеловеческая проблема. Она встает перед каждым человеком, и каждый сам, согласно своим моральными устоями и убеждениями, должен решать, что он выберет.
Украинские писатели в своих произведениях постоянно обращаются к этой проблеме и во многих произведениях она является основной. Так, в романе Панаса Мирного и Ивана Билыка «Разве ревут волы, когда ясли полны?" В образе Чипки, какой из неутомимого искателя правды превратился в страшного преступника, рассматривается проблема выбора между добром и злом.
В пьесе «Украденное счастье» И. Франко показано крестьянскую семью, в которую неожиданно врывается посторонний человек — представитель власти, жандарм, — и всю сложность жизненных, психологических коллизий, порожденных данной ситуацией. Средством ретроспекции здесь раскрывается, что Михаил и Анна полюбились еще в юности, но родные братья разрушили счастье девушки: «выпихнули на войну» ее любимого Михаила, позже сказали Анне, что он погиб, и без приданого, без земли отдали замуж в дальнее село за батрака-бедняка Николая. Так И. Франко мотивировал основу конфликта, возникающего в драме внезапно, развивается, однако, вполне естественно, приобретая все большее напряжение, и приводит в конце концов героев к трагическому концу. Но нужно помнить, что у них был выбор, и они сами сознательно сделали его.
В повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков» душевные порывы героев сплетаются в волшебную песню, которую Иван выиграет на флояре, а Маричка поет. Эта песня дышит сказочными образами диких гор и засевает горы своей волшебной мелодией. Изначально любви Ивана и Марички было трагическим. И не потому, что им помехой стояла древняя вражда родов, а потому, что оно было большим и сильнее жизни. «Не набутися нам», — грустно зроняе еще совсем юная Маричка слова, которые по своему смыслу равны всей жизненной дороге. И когда погибает Маричка, Иван не в состоянии пережить свою любовь, он тает на глазах. Зло одерживает победу над жизнью Ивана и Марички, и оно не в состоянии ничего поделать с неувядающей цветком их любви. Писатель в этой повести показывает борьбу добра и зла не столько в душах героев, сколько в окружающей жестоком мире, который и развел их.
Но каждый человек должен помнить, что, какие бы препятствия не вставали на жизненном пути, обвинять обстоятельства и других людей в своих проблемах — это не выход. Нужно, прежде всего, разобраться в себе и определить, какой дорогой идти — дорогой добра или путь зла. Выбор всегда за человеком.

Уклоняйся от зла и делай добро.
(Пс. 36.27)

Лучшие статьи по теме