Вентиляция. Водоснабжение. Канализация. Крыша. Обустройство. Планы-Проекты. Стены
  • Главная
  • Теплый дом
  • План реализации проекта ученическое самоуправление. Социальный проект для школьного ученического самоуправления «Чирлидинг. Оценка эффективности реализации проекта

План реализации проекта ученическое самоуправление. Социальный проект для школьного ученического самоуправления «Чирлидинг. Оценка эффективности реализации проекта

Бабийчук Александра

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение средняя общеобразовательная

Школа № 4 г. Гулькевичи

муниципального образования

Гулькевичский район

Краевой конкурс проектов среди участников тематической смены «Школьное самоуправление»

Направление «Создание условий для гражданского становления,

духовно-нравственного и физического развития молодёжи»

Наименование проекта:

«Развитие школьного ученического самоуправления «Алые паруса»

Лидер школьного ученического

самоуправления

МБОУ СОШ № 4 г.Гулькевичи

Александра Бабийчук

Руководитель:

куратор школьного

ученического самоуправления

Литовченко Нина Николаевна

Проект развития

школьного ученического самоуправления «Алые паруса»

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи

Актуальность данного проекта:

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Но многолетний опыт школ показывает – существует общая для всех проблема: зачастую учащиеся не принимают активное участие в общественной жизни, много равнодушных к проблемам школы.

Почему?

Самоуправление, как правило, сводится к игре в демократию;

Учащиеся слабо представляют себе свои права и обязанности, подчас требуют предоставления явно завышенных прав;

Коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам.

К сожалению, такие проблемы существуют и в нашей школе. Безынициативность, безразличие, отсутствие желания действовать, брать на себя ответственность - вот причины, которые указывали учащиеся в анкетах, объясняя нежелание принимать участие в общественной жизни школы, вникать в существующие школьные проблемы. Такая социальная пассивность ребят, на наш взгляд, определяет отсутствие социальной, гражданской активности и во взрослой жизни, поэтому важно создавать для учащихся такие условия, при которых они могли бы почувствовать свою значимость и ценность как полноправные члены коллектива, способные самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного самоопределения в жизни, и нести за них ответственность.

В процессе анализа указанных проблем в области школьного самоуправления мы, при поддержке взрослых, пришли к выводу о необходимости реализации проекта развития ученического самоуправления в школе под названием «Алые паруса».

Примечание: Название «Алые паруса» - неслучайно. Корабль символизирует стремление к открытию нового, неизведанного. Алые паруса символизируют общечеловеческие ценности: гуманизм, доброту, красоту, милосердие. Безграничный океан означает целостность, непрерывность и законченность. Кораблю сопутствует Солнце - источником света, тепла, обновлением жизни. Желтый цвет символизирует радость, надежду, удачу, целеустремленность, созидание.

Цель данного проекта: реализация права учащихся на участие в управлении школы через вовлечение в общественные отношения и организацию жизнедеятельности ученического коллектива.

Задачи:

Формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия,

Создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;

Поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;

Формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

Передача и сохранение традиций.

Правовой базой для организации и развития ученического самоуправления являются следующие документы:

Всеобщая декларация прав человека (статья № 21);

Конституция РФ (статья 17, статья 30, статья 32);

Закон РФ “Об образовании”;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.);

Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение об ученическом самоуправлении муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о Совете школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о выборах Лидера школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о конкурсе «Лучший класс года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Положение о конкурсе « Лучший ученик года» муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4 г. Гулькевичи

Принципы, на которых строится ученическое самоуправление:

Добровольность, равноправие, открытость, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество.

Система ученического самоуправления

Ученическое самоуправление охватывает учащихся 1-11 класс и представлено следующим образом:

Ученическая конференция

  • В начале учебного года проводится ученическая конференция, на которую собираются делегаты от 5-11 классов. Это высший избирательный орган ученического самоуправления. Конференция решает все вопросы жизнедеятельности ученического самоуправления:
    утверждает Положение об ученическом самоуправлении и вносит в него изменения;
  • устанавливает дату выборов Лидера школы;
    заслушивает отчеты Совета самоуправления, дает оценку его деятельности;
    формирует органы самоуправления, определяет их полномочия;
  • планирует работу центров Совета самоуправления;
  • вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации.
    Затем в школе проходят выборы Лидера школы и лидеров классных коллективов. Кандидатами могут быть только учащиеся 8-11 классов. В качестве избирателей на выборах принимают участие учащиеся 5-11 классов, учителя и общешкольный родительский комитет.

Ученический Совет самоуправления

В ученический Совет самоуправления входят: Лидер школы, лидеры классов (учащиеся 5-11 классов) и учителя-консультанты каждого Центра

Главный принцип работы Совета школьного ученического самоуправления:

НЕ претендуй - будь!

НЕ обещай - действуй!

НЕ мечтай - свершай!

Собирается Совет школьного ученического самоуправления 1 раз в месяц + по необходимости: обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности Совета школьного ученического самоуправления и центров, обеспечивает стратегию в реализации поставленных целей.

Можно выделить главные направления деятельности ученического Совета школы:

Представительское направление - участие ученического Совета школы в решении школьных проблем и принятии решений;

Информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, о деятельности ученического Совета школы;

Организаторское направление-поддержка социально значимых и досуговых инициатив школьников;

Правозащитное направление - защита прав учеников в школе;

Внешние связи – организация и взаимодействие с социумом.

Ученический Совет школы взаимодействует со следующими организациями и коллективами:

Администрация школы;

Педагогический коллектив;

Общешкольный родительский коллектив;

Районный Совет ветеранов и городской Совет ветеранов;

Город Молодых;

Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и молодежной политике г. Гулькевичи;

Школьные объединения дополнительного образования.

Лидер школы

На начало каждого учебного года проходят выборы Лидера школы.

Лидер школы

  • организует стратегическое планирование деятельности ученического Совета школы;
  • определяет повестку дня и председательствует на заседаниях;
  • организует работу по согласованию деятельности ученического Совета школы с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе;
  • координирует работу центров;
  • осуществляет контроль исполнения решений Совета школы.

Центры ученического самоуправления:

«Знания», «Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс – центр», «Телестудия «Большая перемена», «Дисциплина и порядок», «Инициатива» . В каждый Центр входят учащиеся, отвечающие за работу такого Центра в своем классе. Руководит работой Центра Лидер (учащийся 9-11 классов), который выбирается большинством голосов на заседании Центра и входит в Совет школы. При необходимости помощь оказывает учитель – консультант, который только поддерживает и консультирует ребят, но не руководит ими.

Центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» представляют собой постоянные творческие группы (ребята объединяются по интересам и желанию).

Центр «Инициатива» является временным. Формируется из представителей постоянных центров на время организации и проведения коллективных творческих дел.

Центры на заседаниях планируют и организуют свою повседневную работу, дают общественные поручения, задания классам, отрядам или отдельным учащимся, заслушивают отчеты о выполнении поручений, используют различные формы поощрения и порицания учащихся. Заседания центров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.

Работа Центров заключается в следующем:

Название центра

Направление деятельности Центра

Деятельность Центра

Традиционные дела

«Знания»

интеллектуальное и познавательное направления

организует мероприятия познавательного характера, проводит интерактивные игры, заседания Научного общества учащихся, помогает педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, ведет учет интеллектуальных достижений учащихся, разрабатывает учебные проекты и реализует их, анализирует успеваемость в школе, организует проверку дневников, помогает слабоуспевающим учащимся.

ежегодный интеллектуальный марафон «Эрудит», школьная неделя Науки, тематические интерактивные игры, День открытых дверей, День Дублера, предметные недели, научно-практическая конференция

«Досуг»

художественно-эстетическое и ценностно-ориентировочное направления

Организует и проводит КТД, школьные вечера, дискотеки, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в театры и музеи; ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся, разрабатывает сценарии мероприятий, праздников.

Посвящение в ученики первоклассников, Конкурс мам, посвященный Дню Матери, новогодняя сказка с участием детей и учителей, Масленичная ярмарка, выставка декоративно-прикладного творчества «С любимым делом жить в сто крат милее…», фестиваль творчества «Звездный час», Вахта Памяти.

«Спорт и здоровье»

спортивное и валеологическое направления

Организует и проводит спортивные праздники и мероприятия, проводит просветительскую работу по здоровому образу жизни, ведет учет спортивных достижений учащихся.

Товарищеские встречи по баскетболу и волейболу между командами учителей и учащихся, «Зарница», Кросс наций, командная игра «Добры молодцы», спортивная игра по станциям «Стартинейджер»

«Дисциплина и порядок»

организация правопорядка в школе и трудовое направление

Организует и контролирует дежурство по школе, во время мероприятий, праздников, дискотек следит за порядком, контролирует посещаемость уроков и опоздания, следит за внешним видом учащихся, проводит классные часы, беседы, следит за сохранностью школьного имущества трудовая бригада, организует трудовые десанты, субботники, генеральные уборки.

Смотр-конкурс кабинетов «Самый лучший класс», акции «Чистый район», «Поможем парку»

«Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена»

информационное направление

Освещает события, происходящие в школе и вне ее в ученической газете «Наше время», ведет фотоальбом и летопись «День за днем» в школьном музее (а также создает их электронную версию), обновляет информационный стенд Совета школы, создание видеосюжетов на актуальные темы.

Ученический журнал «Солнечный круг»

Пресс-центр является неотъемлемой частью ученического самоуправления.

Цель его деятельности:

Объединение учащихся разного возраста с целью формирования разносторонней развитой личности и реализации творческих интересов и способностей учащихся;

Поддержка связей с городской прессой;

Мотивация ученика к самостоятельному поиску общественно-значимой информации.

Задачи:

Проводить работу по созданию единого информационного пространства;

Освещать всесторонне в школьной газете и видеосюжетах жизнь школы;

Содействовать воспитанию информационной культуры учащихся;

Повышать интерес к учебе;

Развивать творческие и коммуникативные способности.

Деятельность школьного Пресс-центра позволяет оформлять информационные стенды школы, издавать ученическую газету «Наше время».

В редакционную коллегию входят Лидер Пресс-центра, учащиеся 5 – 11 классов, заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель русского языка.

В школе были созданы разновозрастные отряды. Их шесть: по 3 класса в каждом отряде.

Классы из начального, среднего и старшего звена объединены в разновозрастные отряды (принцип распределения: по желанию, по общим интересам).

Такое объединение, на наш взгляд, дает возможность лучше узнать друг друга, учит общаться и с теми, кто младше, и с теми, кто старше, передавать накопленный опыт и знания, помогает поддерживать дух соревновательности.

Отчетная конференция

В конце учебного года проводится отчетная конференция в форме фестиваля под названием «Зажги свою звезду!»

Он представляет собой творческий отчет о достижениях и успехах Совета школы, каждого центра, отрядов школы и классных коллективов.

С целью активизации деятельности отрядов проводится конкурс на «Лучший класс года». Итоги его подводятся по четвертям и в конце учебного года. На линейке 25 мая классу-победителю вручается переходящий кубок. Также в конце учебного года подводятся результаты конкурса «Лучший ученик года».

Уровни школьного самоуправления

При организации самоуправления необходимо развивать активность всех членов ученического коллектива. В школе должна быть создана обстановка, при которой каждый учащийся ощущает сопричастность к решению главных задач, стоящих перед педагогами и учащимися. Развитие самоуправления помогает им сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских качеств.

Самоуправление в нашей школе четырехуровневое: школьное собрание - совет школы –класс - учащийся

1-й уровень (отдельный участник образовательного процесса).

Участие по собственному желанию в деятельности ученического самоуправления школы

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и гражданской инициативы учащихся;

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном участии в мероприятиях различного уровня;

Воспитание личной ответственности за выбранное дело.

2-й уровень – (первичный коллектив – класс): участие по личному желанию в органах ученического самоуправления класса.

Высший орган классного самоуправления - Собрание класса, который собирается 1 раз в месяц + при необходимости чаще.

На начало учебного года в каждом классе проходят выборы Лидеров Центров «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» , старосты класса открытым голосованием. Они представляют собой актив класса.

Каждый учащийся самостоятельно определяет направление (и соответственно Центр), в котором он будет работать. Сменность поручений в классном коллективе происходит по решению актива класса (от 1 раза в четверть – до 1 раза в год). Тем самым каждому дается возможность попробовать себя в различных видах деятельности с разной степенью ответственности, побыть ведущим и ведомым, организатором и исполнителем.

Педагогические задачи:

Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством представителей Совета школы, классного руководителя;

Формирование самоуправляемого классного коллектива;

Поддержание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий;

Воспитание личной ответственности за порученное дело;

Реализация права на управление классом, школой.

3-й уровень - (коллективный субъект образовательного процесса). Участие (на основе выборов и назначения) в работе ученического Совета школы.

Высшим органом ученического самоуправления является ученическая конференция.

Совет школы + школьные центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» и «Телестудия «Большая перемена».

Педагогические задачи:

Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.

Создание условий для формирования умений и навыков лидерского поведения, Совета школы, анализ результативности работы Совета школы;

Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью;

Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;

Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах.

Помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование Совета школы.

Ученическое самоуправление третьего уровня составляют общешкольные органы самоуправления – Совет школы, центры «Знания», «Досуг», «Дисциплина и порядок», «Спорт и здоровье», Пресс-центр, избираемые на 1 год.

Центры ученического самоуправления возглавляют Лидеры.

Лидер школьного ученического самоуправления избирается на 1 год.

4-й уровень - общешкольное самоуправление - школьное Собрание. На нем присутствуют Лидер школьного ученического самоуправления, лидеры центров Совета школы , педагоги и представители общешкольного родительского комитета.

Решения принимаются открытым голосованием, решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины членов списочного состава школьного Собрания. Решения школьного Собрания являются обязательными для всех участников образовательного процесса.

Развитие ученического самоуправления происходит поэтапно:

1 этап: Делаем вместе (дети + взрослые)

Формирование навыков самоуправления, для которого характерно проведение работы по воспитанию у учащихся уважения к самому себе, членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности.

2 этап: Делаем сами, но можем посоветоваться .

Развитие навыков самоуправления, характеризующийся стабильной деятельностью постоянно увеличивающегося актива, расширением его прав и обязанностей.

3 этап: Делаем сами.

Совершенствование навыков самоуправления, характеризующееся тем, что основой ученического самоуправления является общественное мнение и твёрдо устоявшиеся традиции.

Сейчас мы на первой ступеньке: всё делаем вместе - взрослые и дети, старшие и младшие, учим друг друга и учимся друг у друга.

На ученической конференции были разработаны и приняты права и обязанности учащихся.

Учащиеся имеют право:

1. На уважении своего человеческого достоинства, своего мнения.

2. На проявление собственной активности в работе, на творческую реализацию своего потенциала.

3. Избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу.

4. Излагать свои проблемы и получать помощь для их решения.

5. Участвовать в планировании деятельности и выполнять принятый план.

Учащиеся обязаны:

1. Добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности.

2. Действовать на благо школы, заботиться о чести и поддержании ее традиций и авторитета.

3. Достойно, культурно вести себя, быть вежливым.

4. Быть прилежным и аккуратным учеником.

5. Исполнять свои обязанности и поручения.

6. Проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.

7. Беречь свое здоровье и здоровье других.

8. Уважать взгляды, убеждения, свободу и достоинство других людей.

9. Соблюдать дисциплину на уроках и переменах.

10. Бережно относиться к школьному имуществу, следить за чистотой и порядком в своем классном кабинете.

11. Заботиться о своем внешнем виде, прическе.

Законы, по которым мы живем:

Будь правдив.

Будь терпелив.

Будь терпим.

Будь трудолюбив.

Делай добро.

Умей дарить радость людям.

Умей прощать.

Заботься о своем здоровье и здоровье других.

Уважай человеческое достоинство и взгляды других.

Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям.

Защищай ценности своего классного коллектива и школы, укрепляй и развивай их традиции.

Педагогическое сопровождение развития ученического самоуправления

Педагогический коллектив

МО классных руководителей;

Школьная социально-педагогическая служба;

Совет по профилактике;

Библиотека школы;

Объединения дополнительного образования;

Музей школы

Ожидаемые результаты проекта

Создание единого школьного коллектива детей и взрослых.

Повышение активности и заинтересованности учащихся в деятельности ученического самоуправления;

Проект рассчитан на три года.

Приобретенные навыки и умения:

Ставить цель и достигать её,

Организовывать свою деятельность и деятельность других,

Работать в команде,

Передавать собственный опыт,

Анализировать свою деятельность.

Начало положено - мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время:

Собраться вместе – это начало.

Остаться вместе – это прогресс.

Работать вместе – это успех .

Лидер школьного ученического самоуправления

МБОУ СОШ № 4 г. Гулькевичи Александра Бабийчук

Руководитель – куратор ШУС Н.Н.Литовченко

Проект «Управление как средство развития ученического самоуправления» Проект «Управление как средство развития ученического самоуправления» Закирова Ирина Геннадьевна заместитель директора по воспитательной работеМОУ СОШ имени М.И.Калинина Г. Бугуруслан






Задачи проекта 1.Предоставление учащимся реальной возможности участия вместе с педагогами и родителями в прогнозировании, планировании, организации, исполнении и анализе учебно-воспитательного процесса; 2.Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания; 3.Воспитание положительного отношения и общечеловеческих ценностей, нормам коллективной жизни, законам государства; 4.Развитие гражданской и социальной ответственности за самого себя, свою семью, окружающих людей, общество и Отечество; 5.Формирование социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности; 6.Сделать школу притягательным местом для учащихся посредством изменения жизни в лучшую сторону.


Этапы проекта. Этап первый. Диагностирование внутришкольного пространства отношений. На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри и межвозрастных, других отношений детей в рамках школы. Вокруг инициативной педагогической группы могут объединиться ребята, готовые встать в рефлексивную позицию по отношению к процессу развития школы. Они составляют детскую диагностическую службу школы. Возникновение подобной службы как коллективного исследователя, а затем и проектировщика деятельности в режиме самоуправления - главная задача начального этапа.


Этап второй. Разработка проекта. Постановка и согласование целей и задач ученического самоуправления через серию деловых проектировочных игр Анализ и обобщение собранных предложений в ходе изучения общественного мнения. Разработка документов определяющих структуру и содержание деятельности органов ученического самоуправления. Проведение различных конкурсов по содержанию программных документов.


Этап третий. Становление самоуправления как основного принципа событийной жизни школы. Теперь любое общешкольное событие по возможности должно стать самодеятельным и самоуправляемым. Развертываться событие может в несколько этапов: Объявление конкурса на лучший проект коллекктивно- творческого дела (например, в рамках годового цикла общешкольных праздников). Создание временных творческих групп по разработке проектов. Определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или - в случае невозможности такого - лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах. Складывание "команды Дела", готовой претворить проект в жизнь. Работа "команды Дела" с привлечением всех заинтересованных лиц.




Время проведения и содержание основных этапов Подготовительный этап – разработка проекта, проведение обучающих семинаров для классных руководителей, социологических исследований и анкетирований учащихся, подготовка материально- технической базы (1 января - 1 февраля 2007 года). Избирательный этап – проведение выборов Мэров, членов Школьной Думы (2 – 7 февраля 2007 года), Совета Председателей (9 – 14 февраля 2007года) и Президента (16 февраля – 12 марта 2007 года). Правовой этап – изучение локальных актов школы, разработка Положения об ученическом самоуправлении, Положения о выборах и других нормативных актов (12 марта – 12 апреля 2007года).


Краткая характеристика функционирующей модели самоуправления В школе функционируют 3 ветви самоуправления – педагоги, дети, родители, образуя единую систему управления школой. Высшим органом самоуправления школы является Конференция, на которой избирается Совет школы, состоящий из Председателя, представителей педагогического коллектива и родителей обучающихся. В Совет школы в обязательном порядке входят директор школы, Президент, а также председатель попечительского совета. Система ученического самоуправления является важным звеном управления школы. В каждом классе старшего и среднего звеньев на общем собрании избираются: 1. Мэр (реализует исполнительную власть в классе); 2. Член Школьной Думы (реализует законодательную власть в школе). 3.Председатели секторов.(смотри структуру самоуправления) В состав Школьной Думы входят делегаты от классов, активы детских и молодежных общественных объединений, действующих на базе школы. Члены нижней палаты Парламента выбирают из своего состава Председателей, которые входят в Совет Председателей (верхнюю палату). Также в Совет Председателей входят главы детских и молодежных общественных объединений, действующих на базе школы. Каждый блок, входящий в состав нижней палаты Парламента (старшее звено, среднее звено, детские и молодежные общественные объединения, действующие на базе школы), выдвигает из своего состава кандидата в Президенты ученического самоуправления, который избирается путем открытого голосования.


Технологичность данной модели Реальность использования данной модели обусловлена тем, что ее разработка велась с учетом реальных возможностей и потребностей учащихся школы, а также социального заказа. Ожидаемые результаты: Повышение гражданской позиции школьников; Повышение заинтересованности в развитии школы; Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями; Увеличение занятости детей во внеурочное время; Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся; Активизация творческой деятельности учащихся; Снижение количества детей, имеющих вредные привычки; Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.


Риски 1.Конфликт структуры управления школой и необходимости внедрения новой модели. 2.Отсутствие научно-методического сопровождения, которое может вызвать недостаточно грамотную разработку стратегии по внедрению проекта. 3.Ограниченность и неравномерность поступления ресурсов сопровождения проекта. 4.Психологическая неготовность учителей к принятию новых обязанностей. 5.Недостаточное владение педагогами новыми информационными и педагогическими технологиями. 6.Отсутствие мотивации у детей в связи с длительным сроком реализации проекта


Предупреждение рисков 1.Привлечение к работе педагогов, не занятых в других проектах; анализ сложившейся ситуации, демонстрация ожидаемых результатов проекта. 2.Участие в конкурсах для укрепления материально-технической базы; 3.Моральное и материальное стимулирование педагогов. 4.Проведение мастер-классов, консультаций для педагогов, желающих освоить новые технологии. 5.Переподготовка имеющихся кадров; организация курсов повышения квалификации; дистанционное обучение


Творческий вклад авторского коллектива в развитие теории и практики ученического самоуправления. Данная модель самоуправления опирается на: реальные возможности школы, исходя из контингента обучающихся; финансовую обеспеченность школы, основные нормативные документы школы, не противореча им, сохранение и преумножение школьных традиций. Отличительными признаками данной модели являются: простота внедрения проекта в жизнь, вовлечение детских и молодежных общественных объединений в систему самоуправления; массовость; вовлечение в процесс самоуправления; Координационные центры разных социальных групп.


Ресурсы финансовые: Попечительский совет, департамент образования, Победа в национальном проекте, Всероссийском конкурсе, учебно-материальная база: школа обеспечена компьютерами; имеется отдельное рабочее место для работы органов ученического самоуправления, оборудованное компьютером, сканером, принтером; имеется цифровой фотоаппарат и видеокамера; персонал: школа полностью обеспечена кадрами; информационные ресурсы: есть выход в Интернет; нематериальные активы: - высокий интеллектуальный человеческий потенциал педагогического коллектива, готового заниматься развитием детей, психолог - структурный потенциал: школа является Центром ученического актива по созданию органов ученического самоуправления на базе которой предполагается реализация проекта;.


Показатели в сфере самосознания личностное и профессиональное самоопределение на основе осознания своих склонностей; наличие потребностей в саморазвитии; ответственность; готовность связать себя конкретными обязательствами. в сфере общения выбор линии поведения в зависимости от ситуации; отстаивание своей позиции, регулирование поведения; способность строить отношения с окружающими в зависимости от требований. в сфере деятельности владение общими способами организации своей деятельности в любой форме, сформированность потребности в труде;


Основные результаты, предполагаемые проектом Привлечение внимания общественности к проблемам детей и подростков. Приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применение их в повседневной жизни. Сплочение детского коллектива; развитие творческих способностей детей и подростков, саморазвитие, самовыражение личности.


Совет школы Президент Председатель попечит. совета Директор школы Попечительск. советСовет Председателей Школьная Дума Старшее звено Среднее звено ДОО «Гармония» «ШАНС» Сектор порядка Учебный сектор Информационный сектор Культурно-развлекательный сектор Спортивный сектор Социологический сектор Гражданско-патриотический сектор Шефский сектор Педагогический совет Работники школы, учащиеся, родители. КОНФЕРЕНЦИЯ Система самоуправления МОУ СОШ имени М.И. Калинина Редакция газеты «Частный сектор»



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

п. Ханымей Пуровского района

Инновационные технологии в современной образовательной организации

ПРОЕКТ «УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФОРМА СОЦИАЛИЗАЦИИ»

МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей

Пуровского района ЯНАО

I . Актуальность, проблема, цель и задачи.

Где нет структуры – нет организации,
не может быть и управления.

В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью. Сегодня школа как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития общества и влияет на него. В свою очередь изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на задачи нового исторического этапа в развитии России.

Решая задачу развития воспитательного пространства нашей школы, педагоги нашего общеобразовательного учреждения исходит из того, что воспитание ребенка должно решать следующие задачи:

    повышение социальной компетенции детей, подростков и молодежи;

    формирование гражданской позиции;

    формирование ценностного отношения к себе, к человеку, к миру.

Решение этих задач возможно по двум основным взаимосвязанным направлениям :

    обеспечение получения нормативных знаний;

    создание развивающей среды, содействующей росту творческого потенциала и формирования готовности к социальным действиям обучающихся.

Второе направление подчеркивает важную роль ученического самоуправления. Участие в работе органов самоуправления – это способ научить детей жить в социальном пространстве прав и обязанностей. Иными словами смысл ученического самоуправления с одной стороны состоит в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений, с другой, чтобы они приобрели личный опыт демократических взаимоотношений и форм его осознания.

Самоуправление - один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами школы, класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Целевой аудиторией проекта являются подростки. Именно в этом возрасте социальные ценности подвергаются испытаниям, а именно в этом возрасте важно самореализоваться. Способы самореализации зависят от того, во что верит подросток. Представленный проект позволит найти себя через социально значимую деятельность, привлечет интерес к социальным проблемам, позволит учащимся принять активное участие в их решении, сможет повлиять на формирование социальных ценностей, а также разнообразить формы работы с детьми внутри школы, таким образом, чтобы эта деятельность вызывала живой интерес для учащихся. В ходе проекта учащиеся приобретут навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни, и будут способствовать социальной адаптации.

Новизна разработки:

Предлагаемый проект представляет собой принципиально новое направление в работе с обучающимися, они не просто будут привлекаться к управлению школой, а пройдут специальную подготовку и обучение, приобретут навыки управленческой деятельности и смогут по-новому осуществлять взаимодействие со школой, что поспособствует их самореализации.

Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе - НЕОБХОДИМО, потому что

Помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;

Развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;

Почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.

Социологические опросы, анкетирование, проводимые в школе, показали:

    педагоги видят актуальность проекта в повышении общей культуры подрастающего поколения, формировании чувства патриотизма, активной гражданской позиции;

    для родителей важна возможность включения детей в активную деятельность, направленную на социализацию, воспитание чувства ответственности, уважения к старшему поколению и приобщение к общегосударственным ценностям;

    для учащихся значимость проекта – в возможности самовыражения, переоценка собственных способностей и возможностей, повышение личного статуса среди сверстников, приобретение социального опыта и осознание значимости своей деятельности для школы и общества в целом.

После тщательного анализа опроса была выявлена приоритетные проблемы:

    недостаточная активность и инициатива самих учащихся, непонимание смысла и значимости социальной практики, слабые навыки самоуправленческой и организаторской деятельности;

    негативное восприятие родителями общественной деятельности детей (стереотип ненужности, обременительной обязанности);

    формальный, эпизодический характер самоуправление учащихся;

    учебная занятость учащихся.

Сформулирована цель данного проекта: способствовать развитию системы самоуправления как воспитывающей среды, обеспечивающей формирование социально активной личности каждого ребенка.

Задачи:

    создать условия для развития ученического самоуправления на всех ступенях школы;

    формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия;

    создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;

    поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;

    формирование позитивной мотивации педагогического коллектива на развитие и поддержку детской инициативы;

    формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;

    передача и сохранение традиций.

Ожидаемые результаты:

    Повышение гражданской позиции школьников;

    Повышение заинтересованности в развитии школы;

    Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;

    Увеличение занятости детей во внеурочное время;

    Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;

    Активизация творческой деятельности учащихся;

    Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;

    Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.

Проект долгосрочный, направлен на разработку модели по улучшению и консолидации сотрудничества и взаимодействия ученик-педагог-родитель.

Риски:

    формальный подход к деятельности ученического самоуправления;

    несформированность гражданской позиции некоторых учащихся, нежелание принимать участие в общественной жизни школы.

Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный:

    создание рабочей группы;

    разработка Устава Ученического государства, Положения Ученического государства, Программы деятельности детской общественной организации «Союз неравнодушных» .

    составление схемы модели ученического самоуправления детской организации «Союз неравнодушных»

2. Аналитический:

    принятие Положения ученического государства;

    проведение выборов Главы ученического государства;

    составление плана работыученического самоуправления;

    проведение апробации предложенной модели ученического самоуправления.

    Реализационный:

    деятельность комитетов ученического самоуправления;

    активизация работы классных секторов;

    реализация проекта «Добрые дела» классными коллективами;

Проведение анализ путем:

    мониторинга участия обучающихся в творческих конкурсах различных уровней;

    диагностики общественного мнения о школе;

    мониторинга результатов внеурочной деятельности ОУ;

    создание стенда по освежению деятельности ученического самоуправления.

4. Заключительный

    Подведение итогов проекта

Анализ работы провести в виде круглого стола

Реализация плана проекта

    Разработана модель Управляющего Совета в школе

Школьное самоуправление :

    глава ученического государства (выбирается учащимися на 1 год из числа старшеклассников). Осуществляет основные направления внутренней и внешней политики школьного государства, является главой государства, гарантом Конституции (Приложение 3)

    заместитель главы ученического государства ;

    комитеты ( Правительство – призвано претворять законы в жизнь):

комитет образования и воспитания - ответственный за учебу и посещаемость; организует и проводит совместно с научными обществами учащихся познавательные дела ученического государства; ответственный за номинацию «Ученик года», за номинацию «Лучший класс» проекта «Звездопад» конкурса «Школьный олимп»(проект Звездопад), организует и проводит дни самоуправления в школе;

комитет безопасности и труда - ответственный по вопросам опозданий учащихся на занятия, за дежурство на этажах школы; ответственный за номинацию «Восхождение к вершинам» конкурса «Школьный олимп»;

комитет по туризму и спорту - ответственный за организацию проведения спортивных мероприятий, ответственный за номинацию «Спортсмен года» проекта «Звездопад»; ответственный за оформление к различным школьным мероприятиям.

комитет по культуре – ответственный за организацию и проведение совместно с педагогами и НОУ предметных олимпиад, интеллектуальных игр.; ответственный за номинации «Активист года», «Мир увлечений» проекта «Звездопад»; ответственный за проведение КТД торжественных мероприятий.

комитет по связям с общественностью – ответственный за организацию выставок, концертов и других культурных мероприятий в общеобразовательном учреждении и в поселке; ответственный за организацию культпоходов (музей, библиотека); организует «опросы общественного мнения», ответственный за выпуск объявлений по работе ученического государства; ведет подготовку информации на школьный сайт.

Заседания Совета ученического государства проходят 1 раз в месяц (запланированные) и по возникновения проблемы, требующей принятия решения (незапланированные), определяются планы на будущее. Заранее составляется план работы на учебный год. (Он может корректироваться по мере необходимости).

В каждом классе в систему школьного самоуправления входят и уполномоченные органов самоуправления , это – мэры городов. Все они и составляют вторую ступень в схеме самоуправления школы. Все представители этих объединений наделены определенными правами и действуют от имени тех органов, которые они представляют.

Классное ученическое собрание обсуждает все вопросы жизнедеятельности своего класса и принимает по ним соответствующие решения. Именно на собраниях больше и лучше, чем где бы то ни было, обеспечивается право участия в обсуждении и принятии решений по вопросам деятельности коллектива. Классные собрания являются наиболее гибкой и доступной формой привлечения всех к самоуправлению. Главное и основное в работе классных собраний – это обсуждение и принятие важных решений о деятельности классного коллектива, рассмотрение и утверждение плана его работы, выборы ученического актива, заслушивание отчетов о выполнении решений класса отдельными учениками.

В структуре самоуправления определены взаимосвязи школьного самоуправления по уровням:

1-й уровень: классные коллективы и активы классов во главе с мэрами;

2-й уровень: ученическое самоуправление во главе с Главой Ученического государства;

3-й уровень – школьное самоуправление – выход на педсовет, родительскую общественность, Управляющий совет школы.

В структуре первого уровня выделяются ведущие виды деятельности, такие как познавательная, самообслуживание, спортивная, информационная, досуговая.
Каждый вид деятельности имеет свои рабочие органы самоуправления - секторы. Из ответственных за сектора формируется совет класса. На совет класса возложены функции: подготовка и проведение классных собраний, анализ деятельности секторов, осуществляет связь с вышестоящими органами Ученического государства.
Второй уровень – Государство, в которое входят комитеты: образования и воспитания, культуры, безопасности и труда, по связям с общественностью, спорта и туризма.

Третий уровень – школьное самоуправление. Данный уровень представлен и педагогическим советом школы, и Управляющим советом школы.
Сфера деятельности
– организация функционирования системы внутришкольной жизни.
Как видно из структуры, система школьного самоуправления является целостной не только по структуре, но и по содержанию деятельности ее органов. Содержательная сторона обеспечивается общим планированием, в котором четко
формулируется цель деятельности для каждого органа.

    Разработаны: Устав Ученического государства, Положение Ученического государства, Программа деятельности детской общественной организации «Союз неравнодушных», План работы Правительства ученического государства «Союз неравнодушных».

    Члены детской организации получают:

    интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

    возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

    выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

    участие в планировании работы детской организации, в выборах органов самоуправления и возможность быть избранными в них;

    возникновение таких отношений с учителями и родителями, которые строились бы на принципах доверия, дружбы, взаимопонимания, взаимоуважения, равноправия.

    Наличие жизнеспособной, апробированной и мобильной системы координационной работы органов самоуправления, выполняющей задачи школы, Устав ученического государства, Положение ученического государства;

    Выполнение лидерами и учащимися функций управления.

    Повышение уровня воспитанности учащихся; социальная адаптация детей в современных условиях.

    Сотрудничество ученического государства, педагогов, родительской общественности в общеобразовательном учреждении

Мы хотим сформировать постоянно действующие органы самоуправления, повысить статус актива в жизни школы, хотим, чтобы в школе появились твердо установившиеся традиции. Хотим воспитать у обучающихся уважения к самому себе, добиться уважительного отношения к членам коллектива, стремления к активной социальной деятельности и обеспечить взаимодействие учеников и учителей. Самоуправление в нашем общеобразовательном учреждении базируется на следующих принципиальных позициях:

    Равноправие. Все должны иметь право решающего голоса при принятии того или иного решения

    Выборность. Полномочия приобретаются в результате выборов.

    Откровенность и гласность . Работа органов самоуправления должна быть открыта для всех учащихся.

    Законность . Неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.

    Целесообразность. Деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся и педагогов.

    Гуманность. Действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах.

    Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.

    Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.

    Ежегодно в сентябре проходит конференция , где заслушивается отчёт Главы ученического государства, лидеры выступают с отчётами о работе своих комитетов, даётся оценка их работы и работы всей организации, выбирается новый состав ученического самоуправления. Глава ученического государства выбирается путем проведения выборов.

Выборы Главы ученического самоуправления проходят в форме ролевойигры по этапам:

    выдвижение кандидатов от класса;

    выступление кандидатов с предвыборными программами на общем собрании;

    создание избирательной комиссии;

    инаугурация вновь выбранного Главы ученического государства.


    В общеобразовательном учреждении по инициативе обучающихся проходят Дни самоуправления.

Старшеклассники берут на себя роль дублеров членов администрации и педагогов школы. В этот день педагоги выступают в роли учеников. Ведется тщательная подготовка учителей – дублёров к проведению уроков. План - конспект урока прорабатывают сами учителя-дублеры, после чего согласовывают с учителем-предметником. День самоуправления проходит на достойном уровне. Многие старшеклассники, выступающие в роли педагога-дублёра, по-иному оценивают профессию педагога. После проведения дня самоуправления проводится педсовет педагогов-дублеров, где подводятся итоги работы.

Так день самоуправления проходит в нашей школе:





После проведения Дня самоуправления проводится анализ (некоторые вопросы опроса):

    Определены основные мероприятия, с учетом новых форм внеурочной деятельности.

    познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация;

    трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

    спортивно-оздоровительная деятельность - организация работы спортивных секций, спартакиад, соревнований, Дней здоровья;

    художественно-эстетическая деятельность - концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

    шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

    информационная деятельность – информация о деятельности общеобразовательного учреждения.

Основным видом работы в общеобразовательном учреждении является организация КТД (коллективно – творческих дел), обеспечивающих каждому воспитаннику возможность применять свои знания и умения, раскрытие своих способностей.

При подготовке КТД обязанности распределяются с учетом особенностей детей, их интересов, склонностей. Организуется Совет дела, в который включаются учителя, ученики, родители, сотрудники объектов социума. Все это способствует тому, что каждый ученик может найти себе дело по душе, при этом испытывает ответственность за результат своей работы.

Традиционные КТД:

    День Знаний, Последний звонок;

    Новогодние праздники;

    Выставки творчества;

    Ежегодный фестиваль детского творчества «Все краски Ямала»;

    Мероприятия, направленные на улучшение экологической обстановки;

    Мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества (месячник оборонно-массовой работы);

    Акции: «Забота», «Посылка ямальскому солдату»;

    Мероприятия, посвященные Дню Победы;

    Участие в конкурсах, фестивалях различных уровней;

    Волонтерское движение;

    Участие в работе ежегодных конференций, в работе детского парламента;

    Поисковая работа;

    Экскурсии, походы;

    День матери;

    Осенний бал, осенняя ярмарка;

    Проектная и исследовательская деятельность.

Проведение КТД способствует развитию творческого потенциала, укреплению уверенности обучающихся в свои силы, способности нести людям радость, в стремлении преодолеть любые трудности.






Ежегодно представители общеобразовательного учреждения участвуют в конкурсах лидеров детских организаций и объединений.



На заседаниях ученического самоуправления рассматриваются и принимаются решения по вопросам организации и проведения общешкольных мероприятий, акций, успеваемости и дисциплины обучающихся, вопросам организации питания и дежурства в школе, внешнего вида обучающихся, сохранности учебников и др.

    Проводятся мониторинги, диагностики

Анализ деятельности органов ученического самоуправления нашей школы показывает, что мы находимся на этапе становления. В диагностике используется методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

(некоторые результаты диагностики)

Сравнительный анализ участия

в поселковых, районных, окружных, всероссийских и международных конкурсах обучающихся

23

участников -85

Победителей и призеров-10

участников- 52

Победителей и призеров -28

участников -60

Победителей -4

лауреатов -18

участников -25

2014-2015 уч. год

Победителей и призеров-24

Лауреатов-3

Участников -86

Победителей и призеров-9

Участников-79

Победителей и призеров- 28

Участников -81

Победителей и призеров- 2

Участников -14

2015-2016 уч.год

Участников 76

Победителей и лауреатов -23

Участников 132

Победителей и лауреатов -27

Участников 47

Победителей и лауреатов -17

Участников 34

Победителей и лауреатов -8

Анализируя результативность участия в конкурсах за последние 3 года, можно отметить рост количества участников.

Общественные отношения в сфере реализации права детей на объединение регулируется комплексом нормативных и правовых актов:

    Федеральным законом от 24 июля 1998г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации»;

    Федеральным законом от 28 июня 1995 г. №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

    «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», утвержденной Указом Президента РФ от 1 июня 2012г. №761.

    Информация и деятельность ученического самоуправления отражена на стенде «Ученическое государство «Союз неравнодушных»

Самоуправление в школе необходимо. Ведь по большому счету мы сможем воспитать хозяев страны, творцом своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни наши воспитанники почувствуют, поймут, уверуют, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия. Такое сознание у малолетних граждан может и должна воспитать именно школа.

    Ресурсная база общеобразовательного учреждения.

Школа оснащена необходимым оборудованием. Это персональные компьютеры, отвечающие требованиям времени, принтеры, сканер, высокоскоростной выход в Интернет, проекционное оборудование: LCD мультимедиа проектор, ноутбук, экран.

Есть необходимые помещения в школе: для проведения праздников, мероприятий – актовый зал, спортивный зал.

Начало положено - мы движемся вперед, к своей цели, появились замыслы, реализуются проекты. А есть ли у них будущее и приведут ли наши усилия, желания, стремления к успеху? - покажет время.

Ученическое самоуправление в нашем общеобразовательном учреждении - это организация школьников, которая не зависит от администрации. Ученики школы сами решают, чем заниматься самоуправлению. Поле его деятельности не ограничено - от учебной организации досуга до связи с учащимися различных городов (классов). Самоуправление в школе влияет на жизнь учебного заведения, принимает законы школьной жизни, поддерживает инициативу учителей и администрации общеобразовательного учреждения

Проведенная работа по реализации данного проекта способствует:

Приобретать навыки и умения:

    ставить цель и достигать её;

    организовывать свою деятельность и деятельность других;

    работать в команде;

    передавать собственный опыт;

    анализировать свою деятельность.

Литература:

    Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.

    Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.

    Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра – модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.

    Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управления // Вопросы психологии. 1993. № 9. С.36-41.

Социальный проект «Школьный двор»

Актуальность и важность проекта.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7» расположена в селе Пелагиада Шпаковского района Ставропольского края. Общая площадь школьной территории – 5 га. Поэтому проблема благоустройства территории актуальной с первых дней её существования. Каждый год ученики школы, вместе с учителями, добавляют на школьные клумбы цветы, но единой композицией это пока не выглядит.

Школа - это одна из самых важных моментов жизни, ведь в ней проходит самая значимая часть жизни - ДЕТСТВО!

«Визитная карточка» школы - это школьный двор. Он должен быть благоустроенным, чистым и красивым. Чтобы каждый знал - что наша школа самая лучшая, самая красивая.

Вдохновленные этой мыслью школьники, на собрании старшеклассников, решили создать единый комплекс, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов – таков был замысел авторов данного проекта. Двор для нас – это мир, где каждый чувствует себя комфортно, имеет широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим, обретение опыта жизненного созидательного успеха. Было принято решение в 2014 году разработать и воплотить в жизнь новый проект «Школьный двор».

Одним из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

Таким образом, наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.

Целостное восприятие природы, а именно такое восприятие развивает школьная территория, открывает путь к новому мировоззрению, осознанию роли и места своего Я.

Становясь участниками проекта, школьники пробуют себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. Проект «Школьный двор» является эффективным средством формирования активной гражданской позиции школьников и их экологической культуры.

Цели и задачи проекта.

Цель проекта «Школьный двор»:

    создание условий для осуществления гражданско-патриотического воспитания молодежи через организацию патриотической деятельности школьников по благоустройству и озеленению школьной территории;

Задачи:

    разработка и осуществление плана озеленения и благоустройства территории школьного двора;

    распространение среди учащихся знаний о ландшафтном дизайне;

    освоение навыков коммуникативной культуры, работы в коллективе;

    развитие аналитических навыков и навыков критического мышления;

    формирование чувства гражданской ответственности в решении актуальных проблем местного сообщества.

Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения.

После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них - художественное оформление школьного двора.

В апреле 2016 года будет дан старт проекту «Школьный двор»:

    создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;

    оборудование мест отдыха;

    обновление спортивной площадки;

    облагораживание школьного сада;

Практическая реализация проекта должна осуществляться летом классными коллективами. Летние работы завершат первый этап реализации проекта.

Осенью 2016 года будут подведены итоги первого этапа и определены задачи на будущее.

Этапы реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Название этапа

Цель

Срок выполнения

Подготовительный

Мотивация, целеполагание проекта

Апрель 2016

Проектировочный

Построение ориентировочной схемы деятельности

Апрель 2016

Практический

Реализация проекта

Май-сентябрь 2016

Аналитико-коррекционный

Анализ промежуточных результатов работы, внесение изменений

Май-сентябрь 2016

Заключительный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития

Октябрь-ноябрь 2016

План мероприятий по реализации проекта «Школьный двор»

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Проведение анализа состояния школьной территории.

ШУС, старшая вожатая, зам. директора по УВР

Разработка коллективного проекта школьного двора:

    создание проектной группы;

    составление плана озеленения и благоустройства школьного двора.

ШУС, старшая вожатая, зам. директора по УВР.

Приобретение семян и выращивание рассады.

Ответственный за УОУ, учитель трудового обучения.

Трудовой десант по благоустройству школьного двора.

Оформление клумб, обработка почвы, посадка рассады цветочных культур на школьных клумбах.

Ответственный за УОУ,

классные руководители, учащиеся.

Обновление спортивной площадки.

Учитель физ. культуры, юноши старших классов.

Уход за посаженными цветочными культурами.

Классные руководители, учащиеся.

Строительство беседки для отдыха.

Учитель трудового обучения, юноши старших классов.

Разработка школьных клумб у входа в школьный двор.

Классные руководители, учащиеся 6 и 7 классов.

Разработка и создание ландшафтного дизайна.

Учитель технологии, учитель ИЗО, инициативная группа.

Осенние работы.

Классные руководители, учащиеся.

Регулярная уборка территории

Классные руководители, учащиеся.

Смета расходов.

Направление расходов

Сумма (руб.)

1. Приобретение посадочного материала

2000

2. Пиломатериалы для строительства беседки

5000

3. Краска для оформления

4. Удобрения

Итого:

7900

Предполагаемые результаты, их социальная значимость.

    Организация социально-значимой общественной деятельности школьников;

    Комплексный подход к воспитанию гражданственности, патриотизма, экологической культуры, трудовому воспитанию;

    Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующему духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений;

    Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры;

    Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности учащихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения;

    Создание благоприятных условий жизни.

«Развитие коллектива процесс диалектический, включающий не только момент движения, но и момент инерции, возможность сохранить ранее достигнутый уровень»

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

Что такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.

Это понятие наиболее близко примыкает к понятию «Автономия», что очень тесно перекликается с положениями Федерального закона РФ «Об образовании». Этимологический термин «автономия» происходит от греческих слов «autos» - «сам» и «nomos» - «закон», что означает «самоуправляемый», который сам детерминирует, а не является проводником чужой воли или не выполняет чужие приказы.

С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.

Самоуправление - это демократичный способ организации коллективной (общественной) жизни.

Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.

Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и потребности.

Цель программы: создание благоприятных педагогических, организационных социальных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность; стимулирование учащихся к социальной активности и творчеству, воспитание гражданина с высокой демократической культурой

Через самоуправление решаются задачи:

    развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

    жизненное самоуправление;

    формирование культуры деловых отношений, навыков ведения деловой документации;

    умение решать проблемы;

    общественно значимые мотивы участия в управленческой деятельности;

    умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;

    повышение требовательности к себе и товарищам;

    воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

    адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным усло­виям;

    раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

    формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕНИЧЕСКОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Глава I . Общие положения

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.

Ученическое самоуправление школы – это самостоятельная деятельность учащихся по решению школьных вопросов исходя из своих интересов, а также традиций школы.

Самоуправление способствует приобретению учениками знаний, умений и опыта организационной и управленческой деятельности, знакомству подростков с деятельностью исполнительной и законодательной власти России и других стран мира. Ученическое самоуправление позволяет формировать молодежное пространство, помогает развитию гражданственности, становлению личности и демократизации общества. Молодому поколению необходимо учиться неравнодушию к различным проявлениям общественной жизни, а для этого нужны знания методов и процедур, принятых в общественно-политической деятельности, получение практических навыков участия в общественной жизни на уровне школы, микрорайона, города, страны.

Статья 1. Право учащихся на осуществление ученического самоуправления.

Учащиеся школы имеют равное право на осуществление ученического самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей.

Права и свободы человека определяют смысл и деятельность ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления обязаны обеспечить каждому право на получение информации об их деятельности, возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

Статья 2. Поддержка ученического самоуправления администрацией.

Администрация школы создает необходимые условия для становления и развития ученического самоуправления и оказывает содействие учащимся в осуществлении права на ученическое самоуправление.

Статья 3. Деятельность ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление решает следующие вопросы:

    организация школьного досуга учащихся (подготовка и проведение внеклассных и внешкольных мероприятий);

    освещение событий школьной жизни;

    содействие соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;

    сотрудничество с общественными организациями, школами, клубами и другими учреждениями, чья деятельность может благотворно повлиять на жизнь учащихся.

Глава II . Органы ученического самоуправления

Статья 4. Президент школьного ученического самоуправления

Избирается голосованием учащихся 5-11 классов. Президент осуществляет исполнительные, распорядительные и контрольные функции. Президент разрабатывает план работы ученического самоуправления школы, ведет заседания актива; назначает ответственных по секторам ученического самоуправления; осуществляет контроль реализации плана.

Статья 5. .

Актив ученического самоуправления состоит из представителей 6 - 11 классов и является органом самоуправления в школе, основанном на согласии и сотрудничестве. Деятельность Актива строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, согласия, открытости. Члены Актива старшеклассников являются связующим звеном между организаторами детского коллектива и классом. Доводят до сведения класса и классного руководителя решения Актива ученического самоуправления. Актив собирается 1 раз в месяц, участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся. Выборы в Актив проводятся ежегодно в начале учебного года. Членами актива могут быть выбранные классом учащиеся 6 -11 классов, имеющие желание работать в Активе, быть в центре школьной жизни. Члены Актива за систематическое непосещение заседаний и невыполнение возложенных на них обязанностей общим голосованием могут быть исключены из актива.

Статья 6. Права и обязанности членов актива ученического самоуправления.

Члены Актива обязаны :

    принимать активное участие в деятельности актива;

    быть опорой администрации школы, организатора детского коллектива, классных руководителей во всех делах школы и класса;

    доводить до сведения учителей и учащихся решение актива.

Члены Актива имеют право :

    принимать активное участие в планировании воспитательной работы школы, на своих заседаниях обсуждать и утверждать планы подготовки и проведения мероприятий в школе;

    иметь свой орган печати, свою эмблему и девиз;

    слушать отчеты о работе своих секторов и принимать по ним необходимые решения.

Документация и отчётность Актива ученического самоуправления.

Заседания Актива протоколируются.

План работы Актива составляется на весь учебный год исходя из плана воспитательной работы школы.

Анализ деятельности Актива представляется заместителю директора по воспитательной работе в конце учебного года.

Глава III . Формы прямого волеизъявления учащихся и другие формы осуществления ученического самоуправления.

Статья 7. Ученический референдум.

По вопросам школьного значения может проводиться ученический референдум.

В нем вправе участвовать все ученики 5-11 классов.

Ученический референдум назначает Актив ученического самоуправления по собственной инициативе или по требованию учащихся.

На референдум могут выноситься вопросы общешкольного значения, за исключением вопросов касающихся деятельности директора и администрации школы.

Статья 8. Классное собрание.

Ученическое самоуправление в классе осуществляется посредством классного собрания.

Исполнительным органом является совет класса, во главе которого избирается староста класса.

Глава IV . Члены ученического совета.

Статья 9. Статус члена совета класса

Член совета выражает волю учащихся своего класса.

Член совета класса может быть отозван одноклассниками до окончания срока полномочий.

План

реализации программы развития ученического самоуправления

пп

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Разработка и утверждение плана работы ученического самоуправления. Выборы в Актив ученического самоуправления

Ежегодно, в начале года

Актив ученического самоуправления

Утверждение плана работы школьной редколлегии.

Ежегодно, в начале года

Школьная редколлегия

Подготовка и проведение торжественной линейки, посвященной Дню Знаний.

Ежегодно, сентябрь

Организаторы досуга

Проведение Дня самоуправления. Организация праздника, посвященного Дню учителя.

Ежегодно, октябрь

Организаторы досуга

Проведение «Осеннего бала»

Ежегодно, ноябрь

Организаторы досуга

Участие в праздновании Дня пожилого человека

Ежегодно, октябрь

Совет Республики

Организация предновогодней ярмарки

Организация традиционного предновогоднего концерта

Организация празднования Нового года.

Ежегодно, декабрь

Советы классов организаторы досуга

Участие в месячнике оборонно-массовой работы

Ежегодно, февраль

Актив ученического самоуправления

Организация празднования мероприятия «День Земли»

Ежегодно, апрель

Организаторы досуга

Организация поздравления ветеранов ВОВ с Днем Победы (на дому)

Ежегодно, май

Совет Музея

Проведение выездных концертов по хуторам для очевидцев Великой Отечественной войны

Ежегодно, май

Организаторы досуга

Участие в молодежных акциях:

    «Земля – наш общий дом»;

    «Мы против наркотиков»;

    «Молодые за здоровый образ жизни»;

Ежегодно, по плану работы школы

Актив ученического самоуправления

Проведение итогового сбора ДМОО «Парус»

Май, ежегодно

Актив ученического самоуправления

Проведение торжественной линейки «Последний звонок»

Ежегодно, май

Организаторы досуга

Организация школьной практики.

Ежегодно, июнь - август

Совет дела

Проведение Выпускного бала 9-ым классам и 11-ым классам

Ежегодно, июнь

Организаторы досуга

Подготовка стенда, посвященного ученическому самоуправлению. Сбор информации о дальнейших успехах выпускников школы, принимавших участие в ученическом самоуправлении

Школьная редколлегия

Встреча активистов ученического самоуправления с администрацией школы

Ежегодно, 1 раз в четверть

Президент ученического самоуправления

Участие в ежегодных семинарах, конференциях, слетах, форумах, обмен опытом с учащимися других школ

Согласно плану районного комитета по делам молодёжи

Актив ученического самоуправления

Подведение итогов за год. Заседание всех секторов ученического самоуправления с отчетом о проведенных мероприятиях

Ежегодно, декабрь, май

Президент ученического самоуправления

Выборы президента ученического самоуправления

1 раз в года

Выборная комиссия

План

заседаний актива ученического самоуправления

I четверть

Сентябрь.

1. Утверждение плана работы ШУС «Совет Президента» на год. Выборы и.о.президента школьного ученического самоуправления.

2. Разработка мероприятия по здоровому образу жизни «Осенний поход в сосновый бор».

Октябрь.

1. О подготовке к празднованию « Дня учителя».

2. О подготовке к осенним праздникам.

II четверть.

Ноябрь.

  1. Проведение операции «Тепло и уют».

2. Подготовка к проведению традиционного предновогоднего концерта и ярмарки

Декабрь.

    План проведения Новогодних утренников и вечеров.

    О проведении зимнего месячника по ПДД

III четверть.

Январь

    Отчет о работе за I полугодие.

    Утверждение плана месячника по обороно- массовой работе учащихся.

Февраль

1. Обсуждение итогов месячника по обороно- массовой подготовке учащихся.

Март.

    Отчет старост классов о проделанной поисковой работе « Наши выпускники - наша гордость»

IV четверть

Апрель

1.Подготовка к отчетам Актива ученического самоуправления.

2. Проведение отчетов в классных коллективах

1. Проведение и подготовка итогового сбора ШУС «Совет Президента»

    Об организации летней трудовой практики учащихся 5 – 8, 10 классов

Устав

школьного (ученического) самоуправления МОУ СОШ № 11 (принят Школьным парламентом)

1. Общие положения.

1.1 Школьное (ученическое) самоуправление действует на базе школы.

1.2 Школьное (ученическое) самоуправление осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом школы, Уставом школьного (ученического) самоуправления и Конституцией РФ.

1.3 Школьное (ученическое) самоуправление – общественное, самодеятельное, самоуправляемое, некоммерческое, добровольное объединение учеников.

2. Цели, задачи и предмет деятельности.

Самоуправление создано в целях:

2.1 Демократизации образовательного процесса в школе.

2.2 Создания условий для реализации детьми и подростками своих интересов и потребностей.

2.3 Развития социально значимых проектов.

2.4 Развития взаимодействия с различными молодёжными объединениями и организациями.

Основными задачами самоуправления являются:

2.5 Координация деятельности членов школьного самоуправления при осуществлении совместных программ, проектов и инициатив.

2.6 Защита прав и законных интересов детей и подростков, учеников школы.

2.7 Осуществление взаимодействия с администрацией школы, педагогическим составом школы, различными молодёжными организациями в выработке решений в интересах членов самоуправления.

2.8 Стимулирование и поддержка общественно-ценностных инициатив учеников.

2.9 Привлечение внимания ученической общественности к проблемам детей и подростков.

2.10 Организация взаимодействия членов школьного (ученического) самоуправления (Школьного парламента) и администрации школы в решении важных вопросов.

Деятельность школьного самоуправления строится на следующих основных принципах:

2.11 Добровольности, равноправия всех членов самоуправления, законности и гласности.

2.12 Приоритета интересов детей и подростков, общечеловеческих ценностей.

2.13 Неприятия социальной, классовой, национальной, идейной, религиозной вражды и неприязни.

2.14 Открытости для всех учеников-членов самоуправления и для сотрудничества с другими молодёжными коллективами, разделяющими его цели и задачи.

2.15 Уважение к интересам, достоинству и мнению каждого члена самоуправления.

2.16 Коллегиальность принятия решений.

2.17 Взаимная и личная ответственность за выполнение принятых решений.

2.18 Свобода дискуссий, гласность работы самоуправления.

2.19 Уважение мнений меньшинства и большинства.

3. Порядок управления самоуправлением.

3.1 Высшим руководящим органом ученического самоуправления (Ученического Совета актива) является Школьный парламент (выборный орган), который имеет право представлять и защищать права ученического самоуправления и всех обучающихся школы в администрации школы.

3.2 Ученический Совет актива обладает следующими полномочиями:

3.2.1 Избирает из своего состава членов различных направлений «Досуг», «Знание», Пресс-центр» «Дисциплина и порядок», «Спорт – ты жизнь!», «Память».

3.2.2 Свободно распространять информацию о деятельности самоуправления.

3.2.3 Выступать с инициативами по различным вопросам, в том числе и по благоустройству школы, вносить предложения в администрацию школы.

3.3 Порядок работы школьного (ученического) самоуправления:

3.3.1 Руководит ученическим самоуправлением спикер Школьного парламента, который выбирается (раз в год) из числа депутатов Школьного парламента (старшей палаты) на конкурсной основе.

3.3.2 Вице-спикер Школьного парламента назначается спикером Школьного парламента сроком на год.

3.3.3 Председатели направлений ученического самоуправления избираются членами Школьного парламента из числа членов Школьного парламента.

3.4. Членами школьного (ученического) самоуправления являются ученики школы, начиная с 5-ого класса, признающие настоящий Устав, осуществляющие деятельность, направленную на реализацию его целей и задач.

3.5. Утрата членства происходит в случае ликвидации школьного (ученического) самоуправления школы.

4. Права и обязанности членов школьного самоуправления:

4.4 Спикер имеет право:

4.4.1 Представлять интересы школьного (ученического) самоуправления в администрации школы, педагогическом совете.

4.4.2 Назначать ответственных за различные мероприятия из состава школьного (ученического) самоуправления.

4.5 Член Школьного парламента обязан:

4.5.1 Организовать работу Ученического Совета актива.

4.5.2 Следить за выполнением настоящего Устава.

4.5.3 Защищать интересы членов школьного самоуправления в управляющих органах школы.

4.5.4 Активно участвовать в жизни школы.

4.5.5 Участвовать в заседаниях Школьного парламента.

4.6 Вице-спикер имеет право:

4.6.1 Вести заседания Школьного парламента в случае отсутствия спикера.

4.6.2 Выполнять обязанности спикера в случае его отсутствия.

4.6.3 Иметь полномочия спикера при его отсутствии.

4.7 Член Ученического Совета актива обязан

4.7.1 Активно участвовать в жизни школы.

4.7.2. Выполнять обязательства, возложенные членами Школьного парламента.

4.7.3 В случае троекратного отсутствия члена Совета на заседании Совета без уважительной причины, ему выносится выговор.

4.8 Члены Школьного парламента ведут постоянную работу с Ученическим Советом актива по своему направлению, регулярно отчитываются на заседаниях Школьного парламента.

4.9 Срок полномочий Ученического Совета актива – 3 года.

5. Порядок внесения изменений в Устав школьного (ученического) самоуправления.

5.1 Изменения и дополнения в Устав школьного (ученического) самоуправления вносятся Школьным парламентом при принятии их большинством голосов на заседании Школьного парламента, либо на общем заседании школьного (ученического) самоуправления.

Лучшие статьи по теме